Использование
графических диктантов на уроках русского языка
Елпанова М.В., учитель Майковской
ООШ – филиала МКОУ «Пивкинская СОШ» Щучанского района
Графические
диктанты – диктанты с графическим изображением диктуемого.
На
уроках русского языка я использую такую форму работы как графические диктанты –
письменные
упражнения с использованием буквенного или цифрового «кода», условных
графических обозначений.
Такой
вид работы позволяет отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух,
помогает провести первичный контроль, закрепить учебный материал на практике, а
также повторить ранее пройденный материал.
Преимущества:
·
Легкость использования
·
Экономия времени
·
Быстрота проверки
(самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)
·
Накопляемость оценок
·
Развитие интереса у обучающихся
В зависимости от графического изображения такие диктанты делятся на буквенные,
цифровые, диктанты с графическим обозначением.
Буквенный диктант (с «буквенным кодом»). Материал для него выбирается на один вид орфограммы
(Например: правописание приставок пре- и при-).
Методика проведения
- Каждому
слову присваивается порядковый номер. - Учитель
диктует слова, а обучающиеся записывают не слова целиком, а только
нужные в них буквы. - В
результате получается определённый буквенный код, который легко и быстро
проверить.
1.
присесть 2. пришкольный 3. прервать 4. премилый 5. прибежать 6.
привязать 7. привезти
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
и |
и |
е |
е |
и |
и |
и |
Вариант 2. На доске
учитель запишет условные графические обозначения: какой буквой обозначается
конкретное языковое явление.
Например.
Определите разряд продиктованных имен прилагательных, обозначив каждое из них
определенной буквой: качественное – К, относительное – О, притяжательное – П.
1. загадочный,
2. обеденный, 3. девичий, 4. летний, 5. щучий, 6. медленный, 7.
отцовский и т.д.
КЛЮЧ К О П О П К
П
Цифровой
диктант (с
«цифровым кодом»)
Методика проведения цифрового диктанта
- Каждому
слову (словосочетанию, предложению) присваивается порядковый номер. - Учитель
диктует слова, а обучающиеся записывают в нужные строки (графы)
только цифры. - В
результате получается определённый цифровой код, который легко и быстро
проверить.
1. Дерево узнаётся по плодам.
2. У
неуживчивого человека не бывает друзей.
3. От
разговоров о воде мельница не заработает.
4. Торопливым людям не хватает
мудрости.
5. Под лежачий камень вода не
течёт.
Односост. 2, 4
Двусост. 1, 3, 5
Диктанты с
графическим обозначением (схемы, условные обозначения)
1.
Графический диктант – «Волна».
Учащиеся
рисуют «верхнюю волну» или «нижнюю волну» в зависимости от выбора ответа (в
данном случае орфограммы)
2.
«Да» (+) или «нет» (-)?
№ |
Утверждения |
1. |
Синтаксис |
2. |
Предложения |
3. |
Сложноподчинённое |
4 |
В состав |
5. |
Простые |
6. |
В роли |
7. |
Союзные |
8. |
Придаточные |
9. |
Вид |
10 |
Вид |
11. |
Главное |
КЛЮЧ
1+ 2- 3- 4+ 5- 6+ 7+ 8+ 9- 10+ 11+
3.
«Крестики – нолики»
«Крестик»
– при положительном ответе, «нолик» – при отрицательном
4. Диктант
с использованием условных графических обозначений (схем).
Методика
проведения.
1. Обычно
диктуется не связный текст, а отдельные предложения или словосочетания.
2. Материал
прочитывается учителем дважды. При первом прочтении учащиеся, внимательно
прослушав предложение, должны осознать его синтаксические или пунктуационные
особенности.
3. При втором
прочтении учащиеся вычерчивают его синтаксическую или пунктуационную схему.
Задания по синтаксису и пунктуации могут быть многочисленны и разнообразны.
Например.
Используя синтаксические схемы, покажите место придаточного предложения по
отношению к главному.
1)
Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого
снегопада. 2) Как только мы перевезли свое имущество, дождь перестал. 3) Вдруг
надо мной что-то зашумело, будто невидимая птица задела крылом вершины
деревьев. 4) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
5) Луна, посеребренная лучами восходящего солнца, была такой ясной, точно она
вымылась и приготовилась к празднику.
2.
Что соединяет союз И ? Покажите с помощью графических пунктуационных схем.
1)
По всему водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. 2)
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней
язык. 3) Ветер, становясь сильнее, быстрее катил к берегу темно-серые волны и
вздымал их вверх. 4) Он зажег несколько свечей, и теперь можно было разглядеть
комнату. 5) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы.
Т.к.
у учащихся по-разному развиты восприятия (у одних преобладает слуховое, у
других – зрительное), то слова не только диктую, но и даю возможность их
увидеть, используя ММП.
Цифровой диктант представляет собой простой и удобный способ
закрепления и контроля знаний обучающихся по той или иной теме.
Составить такой диктант может любой преподаватель, используя
предлагаемую схему и имеющийся дидактический материал. К работе как по
составлению, так и проверке таких диктантов могут быть привлечены и сами
учащиеся. Они делают это с удовольствием.
Этот вид работы можно использовать сколько угодно раз, он не
надоедает обучающимся, делает занятие более динамичным и интересным.
Доброго дня, мои многоуважаемые читатели. Кто сказал, что для дошкольников не проводят диктантов? Если в вашей семье выпуск из детского сада – этап пройденный, то вы, наверное, знаете, что такое графический диктант. Пишет такое тестирование подготовительная группа, показывая свою готовность к школе. А для тех, кому ещё предстоит переступить порог детского сада, эта статья будет полезной, чтобы помочь ребёнку научиться справляться с этим заданием «на ура».
Диктуем и пишем по клеточкам
Если сказать коротко, то графический диктант – это рисование по клеткам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием ведущий – воспитатель, учитель или родитель. Что это значит? Всё просто: чертим коротенькие линии, каждая равная длине (ширине) клетки в соответствии с определённой командой.
Например, педагог задаёт провести линию влево на одну клетку, потом вверх на две, далее – вниз на одну и так далее. Если делать всё правильно, в результате от рисования на тетрадном листке по клеточкам получится фигура. Это может быть животное, фрукт или овощ, транспорт и даже герой из сказки.
Для детей графический диктант – это своего рода игра. На самом деле это занятие – незаменимый помощник подготовке к школе, который:
- учит слушать внимательно педагога,
- развивает ориентацию в пространстве, логику, абстрактное мышление,
- тренирует внимательность,
- набивает руку для письма и рисования чётких линий,
- на практике закрепляет понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», а также счёт в пределах десяти.
Графические задания в игровой форме развивают у детей 5-10 лет пространственное воображение, тренируют мелкую моторику, а также учат усидчивости.
Какие бывают графические диктанты?
Задания для графического диктанта могут быть разного вида.
- Ученику может быть дан образец фигуры, которую он должен воспроизвести в точной её копии.
- Рисовать фигуру можно под диктовку педагога, который называет последовательность действий: сколько клеточек, в каком направлении нужно прорисовать, а ребёнок выполняет задание на слух.
- Существуют задания без нарисованной фигуры, а лишь с указанием обозначений, по которым ученик сам рисует. В такой схеме количество клеточек указывается цифрой, а направление, куда надо двигаться, — стрелочкой.
Обучаются дети графическим диктантам по принципу «от простого к сложному». Так, для дошкольников часто достаточно рисовать лесенку, так они ещё могут путаться в направлениях, не особо различая право и лево.
1 класс пишет графические диктанты по математике с фигурами посложнее, потому что для первоклассников уже знаком математический счёт, они без затруднений ориентируются в углах тетрадного листка и оперируют понятиями «лево-право-верх-низ».
Графический диктант по русскому языку в 4 классе заметно отличается от тех, что писали первоклашки по математике. Это далеко не те знакомые «две клетки вверх, четыре вниз». Это задание для изменения текста из слов на схему из условных знаков.
Происходит это так: преподаватель читает предложение раз, ученики повторяют его вполголоса, учитель читает ещё раз, а ученики записывают услышанное схемой из чёрточек и кружочков, которые подразумевают под собой подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, расставляют знаки препинания.
Разновидностями графического диктанта по русскому языку могут быт буквенный и цифровой. Первый заменяет по схеме предложения части речи на буквы: глагол на «Г», существительное на «С», прилагательное на «П» и так далее. Цифровой диктант указывает на количество. Например, когда диктуются слова на орфограмму с одной или двумя буквами «н», ученики не пишут сами слова, а ставят цифру 1, когда по правилу пишется одна «н», и 2, когда пишется две.
Нехитрые правила для графических диктантов
Писать графические диктанты можно когда угодно и где угодно, ведь в их основе – творчество и игра. Для этого нужны всего лишь тетрадный листок в клетку, карандаш и ластик, чтобы стирать ошибочные линии. Если вы решили попрактиковаться самостоятельно, помните несколько обязательных правил для написания:
- при диктовке, кроме как количество клеток и направления, никакие другие слова не произносятся, тем более не повторяется одно и то же дважды,
- желательно при работе соблюдать тишину, чтобы ребёнок мог сосредоточиться,
- если диктуется нескольким детям, то не успевший должен просто положить карандаш, дождавшись окончания диктанта, чтобы не сбивать остальных.
Эти нехитрые советы помогут вашему ребёнку без труда писать графические школьные диктанты. Образцы всяких фигур можно найти в интернете либо прикупить книжечку – сборник. Но интереснее всего, мне кажется, придумать несуществующего зверя, а потом по окончании работы дать ему имя. Да, почему только зверя, можно целую картину нарисовать!
У вас есть интересные задания для графических работ? Мы будем благодарны, если вы их предложите для выполнения в комментариях.
А я предлагаю попробовать уже прямо сейчас. Берите тетрадки, карандашики и приступайте)
С пожеланиями творческих успехов, ваша «ШколаЛа».
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
О.Н. ЕЛЯСОВА,
г. Улан-Удэ
Графические диктанты по теме
«Синтаксис и пунктуация»Дидактические материалы
Графические диктанты давно
используются учителями как средство повышения
пунктуационной грамотности. При выполнении
этого задания учащиеся вместо предложений,
диктуемых учителем, записывают их схемы,
графически объясняя расстановку знаков
препинания. В качестве дидактического материала
при проведении графических диктантов можно
использовать предложения (или небольшой текст),
выписанные из какого-либо произведения детской
художественной литературы. Желательно подобрать
предложения с интригующим содержанием, чтобы
ученикам интересно было узнать, о чем это
произведение. После записи схем, перед тем как
провести их проверку, учитель просит учеников
подумать, откуда взяты эти предложения. Имя
автора и название книги записываются в тетрадь. В
классе всегда найдутся 2–3 ученика, которые уже
знакомы с этим произведением и сумеют о нем
кратко рассказать или хотя бы подтвердить мнение
учителя, что произведение очень интересное и его
стоит прочитать.
В дальнейшем иногда на дом вместо упражнения
дается задание самим подобрать текст (или
отдельные предложения) для графического
диктанта, указать название книги и ее автора,
рядом с каждым предложением записать схему,
объясняющую расстановку знаков препинания. У
учителя появится еще одна возможность узнать о
том, какие книги читают его ученики. Наиболее
удачно составленные диктанты используются при
работе в классе. Для учеников это служит
дополнительным стимулом творчески относиться к
домашнему заданию.
Предлагаю дидактические материалы, которые
помогут в проведении графических диктантов.5–6-е классы
1. Ему пришло в голову, что надо вырыть
очень большую яму, а потом Слонопотам упадет в
нее. 2. Дома он подошел к буфету, влез на стул и
достал с верхней полки большой-пребольшой горшок
меду. 3. Вот что получается, когда чересчур
заботишься о Слонопотамах! 4. Слонопотам
прорычал: «Очень неплохой мед! Я такого еще не
пробовал!». 5. Он наткнулся на корень и попытался
разбить свой горшок. 6. Мишка, я тебя ужасно люблю.
7. «Я должен на него посмотреть. Пошли», –
решительно сказал Кристофер Робин.
(А.Милн. Винни-Пух и все-все-все)
(81 слово)
1. На высоких шестах сидели большие филины,
с потолка свешивались связки сушеных мышей. 2.
Длинная плоская змея обвилась вокруг столба и
равномерно качала плоской головой. 3. Она
выкрикивала волшебные слова и брызгала вокруг
растрепанным помелом. 4. «Круши, рви, ломай!» –
дико вопила колдунья. 5. Боюсь, моя крошка, тебе
придется остаться с нами. 6. Двое больших сильных
мужчин отпустили маленькую девочку, и ее унес
людоед. 7. Людоед принес девочку в замок, связал и
уложил на кухонный стол. 8. Громадный зверь
разинул пасть, чтобы проглотить собачку.
(А.Волков. Волшебник Изумрудного
города)
(83 слова)
1. Сверток был очень мал, и все-таки из
него раздавались два голоса. 2. «Вам нужно
вернуться назад как можно скорее, пока не
вылупились василиски», – озабоченно сказала
Пенелопа. 3. Попугай неожиданно произнес: «Вот он,
вход в Мифландию». 4. Феникс живет около пятисот
лет, и потом он сжигает себя вместе с гнездом, и из
пепла рождается новый феникс. 5. Сейчас я вас
покину и отправлюсь искать лунных тельцов. 6.
Вдруг Пенелопа похолодела от страха, потому что
на гребень холма важной поступью вышел василиск.
7. У нас каждый год бывает великое бодальное
состязание, и в этом году я тоже буду в нем
участвовать. 8. Справа от лодки водоросли
раздвинулись – и показалась огромная русалка.
(Д.Даррелл. Говорящий сверток)
(110 слов)
1. Пошел братец Лис гулять, набрал смолы и
слепил из нее Смоляное Чучело. 2. Кролик отскочил
назад, размахнулся и стукнул Чучело кулаком по
голове. 3. Кулак прилип к Чучелу, потому что смола
держит крепко. 4. «Отпусти, не то я тебе все кости
переломаю!» – сказал братец Кролик. 5. Сегодня мы
пообедаем вместе, братец Кролик. 6. Мальчик
спросил дядюшку Римуса: «Старый Лис съел братца
Кролика?». 7. Разве не рассказывал я вам, что
братец Лис еще моего папашу катал? 8. Ты не хочешь
отвечать, братец Лис?
(Д.Харрис. Сказки дядюшки Римуса)
(83 слова)
1. За лето яхта всем бортом пустила
корни и приросла. 2. Старший помощник, сколько
белок у вас на палубе? 3. В это время парус хлопнул
у меня за спиной и я спустился за борт. 4. И тогда я
понял, что нам в деревне вместо страусовых яиц
отгрузили крокодиловые. 5. Я сделал бороду из
швабры, соорудил корону, а сзади прицепил хвост
наподобие рыбного. 6. Я бодро скомандовал:
«Отставить макать капитана». 7. Акула открыла
свою страшную пасть, и я понял, что Фуксу пришел
конец. 8. Как бы с вами, господа пингвины,
познакомиться поближе?
(А.Некрасов. Приключения капитана
Врунгеля)
(91 слово)
1. Окошко в комнате капитана
распахнулось настежь, и вниз со звоном
посыпались осколки разбитого стекла. 2.
Одноногого моряка, Джим, остерегайся больше
всего. 3. «Эй, держи его! Это Черный Пес!» –
закричал я. 4. Благодаря этой бочке мы были
вовремя предупреждены об опасности и не погибли
от рук предателей. 5. Твоя башка очень недорого
стоит, потому что в ней никогда не бывало мозгов.
6. Мы расправимся с ними на острове, когда они
перетащат сокровища на корабль. 7. Обстоятельства
сложились так, что мне действительно пришлось
спасти им жизнь. 8. Если бы ты знал, мой милейший,
как стосковалось мое сердце по настоящей
человеческой еде!
(Р.Стивенсон. Остров сокровищ)
(100 слов)
1. Вскоре добрая половина лошадей
ходила в очках, и никто из местных жителей уже не
удивлялся этому. 2. Ты еще поплатишься за это,
жалкий докторишко. 3. «Уходи, а то я поколочу
тебя!» – грозно нахмурился доктор. 4. Я не буду
вести твое хозяйство, если ты не прогонишь эту
зубатую ящерицу. 5. Днище корабля пробито, вода
хлещет в трюм, и скоро мы пойдем ко дну. 6. Возьмите
этого знахаря и бросьте вместе со зверями в самую
темную темницу. 7. Обычно пираты сидят на берегу у
своих хижин и всматриваются вдаль. 8. Вся
королевская рать рыскала по лесу, а доктор шел в
Страну Обезьян.
(Х.Лофтинг. Доктор Дулиттл и его
звери)
(100 слов)
1. Он был один в комнате, и ему тотчас пришла
мысль, что под кроватью должен быть вор. 2. Вдруг
белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла
черная курица. 3. Из глаз ее выходили как будто
лучи, которые освещали все вокруг них. 4. Зала была
без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах
рыцари в блестящих латах. 5. Мой верный министр
донес мне, что ты спас его от верной смерти. 6.
Король с гневом закричал: «Что ты говоришь! Мой
министр не курица, а заслуженный чиновник!». 7.
Милая Чернушка, я сегодня же совсем другой буду. 8.
Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел,
что они скованы золотой цепью.
(А.Погорельский. Черная курица, или
Подземные жители)
(108 слов)
1. Малыш не различал голосов, не узнавал
напевов, не понимал ни одного слова в лесном
разговоре. 2. Вдруг что-то зашуршало в траве,
закачались папоротники, тонкий голосочек жалко
пропищал. 3. Затрещали сучья, зашумели ветви,
что-то грозное вынеслось из чащи. 4. Он заметил,
что каждый его шаг поднимает из травы тысячи
крошечных проворных существ. 5. Ты выбрал меня
тогда, старый вожак. 6. Шуршало, шелестело,
потрескивало во всех уголках леса. 7. Теперь ему
все чаще приходилось оставаться одному, но он не
испытывал прежнего страха. 8. Время шло, и каждый
день приносил новые открытия.
(Ф.Зальтен. Бэмби)
(90 слов)
1. С молниеносной быстротой индеец
бросился к окну, расшвырял всех и скрылся. 2.
Понимаешь, Джо, пиратам ничего не надо делать. 3.
Придется вести преступный образ жизни, потому
что другого выхода нет. 4. Питер подскочил на два
метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по
комнате. 5. Он сказал предостерегающе: «Стойте! Не
показывайтесь из засады, пока я не протрублю». 6.
Они сбросили груз на землю и начали раскапывать
могилу. 7. Кровавая Рука выронил трубку и заснул
крепким сном. 8. После этого он снова сделался
Робин Гудом, и монахиня-предательница не
перевязала его рану, чтобы он истек кровью.
(М.Твен. Приключения Тома Сойера)
(96 слов)
1. Они искали вокруг дерева, но
спрятанные деньги исчезли. 2. Гретель была
гусятницей, и только одна Анни Боуман не
стыдилась открыто признавать себя ее подругой. 3.
Вставай, девочка, нельзя лежать на мерзлой земле.
4. Разве мы позволим умереть ему голодной смертью
сразу после того, как он вернулся к нам? 5. В этой
писательнице лишь немногие узнали
легкомысленную Рики, которая смеялась над
маленькой Гретель. 6. «Хорошенькая парочка
появилась там на льду! Оборванцы!» – сказал
Хильде с усмешкой Карл. 7. «Ни один из Бинкеров
никогда не просил милостыню!» – с горечью думал
он. 8. Они никогда не устанут говорить вам о милой
маленькой девочке, которая выиграла серебряные
коньки.
(М.Додж. Серебряные коньки)
(104 слова)
1.
Ему показалось ужасным, что мама хочет отшлепать
лучшего в мире специалиста по паровым машинам. 2.
Он закричал: «О, я самый тяжелый в мире больной». 3.
«Для такого случая привидение – незаменимая
вещь», – прошептал он. 4. Я первый ученик в классе,
потому что умею шевелить ушами. 5. Это вы
рассказывайте кому-нибудь другому, жалкие
воришки. 6. Мы все эти дни так хорошо с тобой
ладили, противный дядька Юлиус. 7. Вдруг тишину
вечера прорезал душераздирающий крик ведьмы, и
гул голосов в гостиной тут же смолк. 8. «Скажи,
есть лекарства, которые лечат дураков?» –
спросил он наконец.
(А.Линдгрен. Малыш и Карлсон)
(91 слово)
1. Женщина вышла в садик, поднялась в
воздух и полетела прямо к дому. 7. Весь дом так и
задрожал, когда она приземлилась. 3. Она
просто-напросто села на перила и преспокойно
въехала по ним на верхнюю площадку. 4. А еще более
странно было то, что на месте отломленных пальцев
немедленно выросли новые. 5. Миссис Кори
обмакнула кисть в ведро и принялась мазать клеем
небесный свод. 6. Королевская Кобра подняла в
воздух добрую половину своего золотистого тела и
нежно поцеловала Мэри. 7. Мисс Эндрю сидела в
клетке, которая кувыркалась в воздухе. 8. Майкл
недоверчиво усмехнулся: «Да ведь этого не могло
быть взаправду».
(П.Трэверс. Мэри Поппинс)
(100 слов)
1. Детям было страшно, потому что лев
мог повернуть голову к ним. 2. Она подняла руку и
метнула железную перекладину ему в голову. 3.
Колдунья вскрикнула, бросилась бежать и через
секунду пропала среди деревьев. 4. Все фигуры были
облачены в длинные одеяния, на головах сверкали
великолепные короны. 5. Эта тишина была холодная,
мертвая и пустая. 6. Но я же думала, что мы с тобой
уже находимся в Другом мире твоего дяди Эндрю. 7.
Ты, проклятый старик, вздумал сбежать с мальчиком
в свой мир? 8. Перекладина ударила льва точно
промеж глаз и с глухим стуком упала на траву.
(К.Льюис. Волшебная страна Нарния)
(97 слов)
1. Вдруг по палубе пронесся тревожный
крик часового: «Человек в море!». 2. «Арапчонка
спасли!» – раздавались со всех сторон веселые
матросские голоса. 3. Капитан год тому назад купил
маленького негра в Мозамбике и каждый день бил
его. 4. Его покрытая рубцами спина была
красноречивее всяких слов, если бы такие мальчик
мог сказать о своей ужасной жизни. 5. Так ты,
Лучкин, вроде будто няньки будешь у Максимки? 6. На
бриге маленького негра никогда не допускали есть
вместе с белыми, и он питался объедками
где-нибудь в уголке. 7. Беспременно надо выучить
тебя, Максимка, говорить по-нашему. 8. Лучкин
становился все угрюмее, потому что ожидал
разлуки с Максимкой.
(К.Станюкович. Максимка)
(102 слова)
1. «Пусть тебя утащат злобные друды!» –
крикнул он ей вслед. 2. Тут взгляд его упал на мох,
который подсыхал на солнышке. 3. Он долго глядел
на нож, но все-таки поднял его. 4. Рони с ужасом
глядела, как из раны по шее кобылы течет кровь. 5.
«Белый мох! Принеси его скорее, не то она изойдет
кровью!» – крикнула Рони Бирку. 6. Ни лохматым
тюхам, ни подземным троллям, ни злобным друдам, ни
серым гномам нечего остерегаться хищных зверей.
7. «Это мы знаем», – печально ответила она
лохматым тюхам. 8. Рони, ты будешь доить корову?
(А.Линдгрен. Рони – дочь разбойника)
(90 слов)
1. Да будь ты проклят, убийца моего отца.
2. Он сделал попытку выпустить во врагов еще
несколько оставшихся в револьвере пуль, чтобы
как можно дороже продать свою жизнь, но множество
рук уже схватили его. 3. Лжеслужанка орала во всю
глотку и в то же время с изумительной легкостью
управляла конем. 4. Вот Поль Поттер с изумительным
хладнокровием спустил курок страшного ружья, и
грохот его заглушил сухое щелканье
автоматических карабинов. 5. Буры с самого начала
платили недоверием тем людям, которые вместе со
своей кровью несли им в дар неоценимый военный
опыт. 6. Он с раскрытыми от ужаса глазами
уставился на строки: «А я предлагаю только пенни
за голову майора Колвилла. Она не стоит даже
этого». 7. «А ты, Фанфан, отдай этому джентльмену
свои тряпки». 8. Скажите майору Колвиллу, что
вместо пастушек я посылаю ему их тряпье.
(Л.Буссенар. Капитан Сорви-голова)
(139 слов)
1. В сарае на полу ярко пылал костер,
вокруг него собрались оборванцы. 2. Все заорали во
всю глотку: «Да здравствует Фу-фру первый, король
дураков». 3. Его ум повредился, оттого что с ним
обращались так жестоко. 4. «Что ты об этом
думаешь?» – спросил наконец удивленный принц. 5.
Слова его показались чрезвычайно забавными, и
толпа опять захохотала. 6. По всем коридорам из
зала в зал проносилось: «Принц сошел с ума! Принц
сошел с ума!». 7. Милорд Эдуард, мой принц, с чего
тебе вздумалось шутить надо мной такие печальные
шутки? 8. Положи свою бедную помраченную голову на
грудь отца и успокойся.
(М.Твен. Принц и нищий)
(98 слов)
1. В его жилах текла кровь неугомонных
морских бродяг, и этим объяснялась
необузданность его характера. 2. Человек открыл
рот, но дыхание его прерывалось, и он ничего не
мог произнести. 3. «Вы смеетесь на пороге
вечности, стоя с веревкой на шее?» – удивленно
спросил судья.
4. Испанцы не поверили своим глазам, когда их
внезапно окружили обросшие волосами люди.
5. Вот что случается, когда в море выходит
изнывающий от любви идиот. 6. Будьте вы прокляты,
грязный пират, без совести и без чести. 7. Сестра,
неужели я унижусь до переговоров с этим
мерзавцем пиратом? 8. Сейчас тебя купил другой
пират, и ты принадлежишь ему.
(Р.Сабатини. Одиссея капитана Блада)
(98 слов)
7-й класс
1. Ах, миссис, неужели хозяин продаст
моего Гарри? 2. Как смеет его раб беспрепятственно
всюду разгуливать, изобретать какие-то машины и
на правах равного беседовать с господами? 3.
«Лучше бы ему не родиться на свет божий!» – с
горечью воскликнул Джордж. 4. Элиза громко
вскрикнула и в один прыжок перенеслась через
бурлящую у берега воду на льдину. 5. Вы не
откажетесь приютить у себя несчастную женщину,
которая спасается от погони? 6. Гейли считал себя
добрым, потому что другие сковывали негров по
рукам и по ногам, а он надевает своим кандалы
только на ноги. 7. Я бы на твоем месте отослала эту
девчонку на конюшню и приказала бы высечь ее. 8. В
положенные для привидений часы чья-то белая
фигура отворяла двери, бродила по комнатам,
исчезала, возникала вновь и скользила вверх по
лестнице.
(Г.Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома)
(128 слов)
1. Собаки, спущенные с цепи, заливались лаем
при приближении посторонних. 2. Он сказал:
«Храброму человеку не страшны какие-то белые
каторжники». 3. Между тем туземцы, успокоенные
приветливостью путешественников, окружили их. 4.
Дерзкий преступник уже присоединился к своей
шайке, рассеянной по опушке леса. 5. Это
исчезновение было слишком странным, чтобы
путешественники могли почувствовать себя в
безопасности, поэтому они решили держаться
настороже. 6. Майор обнаружил у него на правом
плече рану, нанесенную кинжалом. 7. Плот вертело с
головокружительной быстротой и уносило вниз по
течению. 8. Веревки лопнули, бревна разошлись, и на
плот ворвалась вода.
(Ж.Верн. Дети капитана Гранта)
(91 слово)
1. По милости чудовища сообщение между
материками становилось все более опасным, и
общественное мнение требовало, чтобы моря были
любой ценой очищены от грозного китообразного. 2.
Сверхъестественное чудовище погналось за
фрегатом со скоростью, превышавшей скорость его
хода. 3. Я явственно слышал могучий всплеск воды и
астматическое дыхание животного. 4. Старший
помощник капитана приказал приготовить
гарпунные пушки, выбрасывающие гарпуны на
расстояние целой мили. 5. Из носовых отверстий
диковинного существа вырвались два водяных
столба, которые рассыпались серебряными
брызгами на высоте сорока метров. 6. Я крикнул изо
всех сил: «На помощь! На помощь!». 7. Это животное,
господин профессор, заковано в стальную броню. 8.
Мы уже поглотили большую часть кислорода,
содержащегося в нашей комнате.
(Ж.Верн. Двести тысяч лье под водой)
(109 слов)
1. Не является ли он шпионом, которого
врачи пытаются ввести в дом, чтобы он завоевал
доверие? 2. «Это кардинал прислал ко мне лису», –
думал де Тревиль. 3. Не вам, сударь, учить меня
хорошим манерам. 4. Он пустился бежать как
одержимый, надеясь догнать незнакомца. 5. Человек,
имевший возможность слышать упреки де Тревиля,
был ему неприятен. 6. Он тщетно искал способ
убраться отсюда, не теряя достоинства. 7. Такой
рассказ, преподнесенный в подходящей форме, мог
сделать его смешным в глазах друзей. 8. Он заметил
тонкую улыбку, скользнувшую по губам гасконца.
(А.Дюма. Три мушкетера)
(90 слов)
1. У Александра холодок прошел по спине,
когда он представил себе врагов, которые идут по
македонской земле. 2. Поселяне бросили поля,
ремесленники оставили мастерские, горшечники не
разжигали печей. 3. Ручей, струившийся из-под
Херонейского акрополя, стал красным от эллинской
крови. 4. Павсаний, бросив на пол окровавленный
кинжал, побежал. 5. Ты прав, Аттал, пора надевать
панцирь. 6. Войско слушало Александра, боясь
проронить слово. 7. Войско Аттала, узнав о смерти
своего полководца, взбунтовалось. 8. Фессалийцы
мрачно стояли перед македонским царем, ожидая
расправы.
(Л.Воронкова. Сын Зевса)
(79 слов)
1. В стране бесчинствовали феодалы,
получившие непомерную власть. 2. В Англии наконец
нашелся боец, победивший в один день пятерых
рыцарей. 3. Сэр рыцарь, вам предстоит теперь
почетная обязанность избрать прекрасную даму. 4.
Ссылаясь на усталость, рыцарь отказался принять
участие в трапезе. 5. Рыцарь повиновался, и принц
Джон надел на конец копья венец из зеленого
атласа, который был окружен золотым обручем. 6. Я
бы дурно поступил с вашими доблестными
хозяевами, если бы лишил их орудия и коней. 7.
Молись, дитя мое, за спасение этого доброго юноши.
8. Оба противника, решившись биться насмерть,
стали друг против друга.
(В.Скотт. Айвенго)
(95 слов)
Слайд 1
Графический диктант «Гласные в приставках пре- и при-» 6 класс Широкова И.А. РЛа-15-1
Слайд 2
МЕНЮ главная страница теория инструкция и диктант ресурсы ключ (проверь себя) для учителя
Слайд 3
ТЕОРИЯ Слова с приставкой ПРИ- Слова с приставкой ПРЕ- Значение: Приближение. Присоединение. Неполное действие. Значение: Сходно со значением «очень». Сходно со значением приставки пере-. Примеры: пришкольный, пришить, прибежать, приоткрыть. Примеры: презабавный, преспокойный, преувеличивать, прервать, преградить.
Слайд 4
Инструкция и диктант пре при Внимательно посмотрите на раздаточный материал. Ваша задача отметить на координатной плоскости слова с приставками пре- и при-. Работаем быстро! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Слайд 5
Материалы для учителя 1.Преодолеть 2.Пристанционный 3.Прибить 4.Приделать 5.Приморский 6.Прескучный 7.Принять 8.Прервать 9.Приутихнуть 10.Преувеличивать 11.Примчаться 12.Присоединить 13.Приукрасить 14.Предлинный 15.Преломить 16.Приобрести
Слайд 6
КЛЮЧ пре при 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 «0» ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3 и более ошибок… …будь внимательнее!
Слайд 7
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Русский язык. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013.
В жизни ответственного родителя однажды наступает такой момент, когда он задаётся вопросом: «А что же такое так называемый «графический диктант»?». Графический диктант – это, по сути, рисование, но только по клеточкам. Клеточные рисунки, заполненные квадратиками, достаточно просты в своём исполнении, однако развивают у детей немало способностей. Итак, следует подробнее разобраться в данном вопросе, узнать, зачем нужны данные упражнения и в каком возрасте их можно только начинать пробовать, а в каком необходимо выполнять на 100%.
Что такое графический диктант
Такой диктант – это один из видов проверки регуляторных способностей детей. Подобный метод проверки умений используется для того, чтобы удостовериться в готовности ребёнка пойти в школу, ведь при этих занятиях необходимы такие способности и навыки, как: счёт, рисование, внимательность.
Во время выполнения данного упражнения ребёнок должен нарисовать ручкой или карандашом на тетрадной бумаге разные фигуры, надписи. Они могут быть большими и маленькими, простыми и сложными.
Польза рисования по клеточкам для детей
При выполнении графического диктанта ребёнок учится быть более внимательным и лучше ориентироваться в пространстве, ведь даже длительное время практикуясь в выполнении такого задания, довольно легко допустить промахи, в результате чего картинка не получится.
На клетчатом листе в блокноте или тетради дети начинают рисовать всякие линии, пока не научатся их правильно соединять.
Ещё одним преимуществом выполнения таких диктантов становится то, что ребёнок тренирует навыки счёта. Различные возрастные группы детей должны выполнять совершенно разные по сложности задания, однако эти самые клетчатые рисунки можно подобрать абсолютно для любого возраста.
Правила выполнения и общие рекомендации
Стандартное выполнение графического диктанта проходит под диктовку или же по схеме. Ребёнок обязан внимательно слушать, что ему говорят, а взрослый должен очень чётко произносить инструкцию, а именно – сколько клеточек и в каком направлении необходимо отложить и соединить.
Дети должны чётко понимать: как двигаться в разных направлениях по клеточкам на плоскости тетрадного листа, знать, где «направо», а где «налево», и что такое «квадратики» и «клеточки».
Считается, что для первого выполнения такого диктанта необходимо как следует заинтересовать ребенка, создать ощущение игры, дать ему тетрадный лист и нанести на него несколько точек, которые он должен будет соединить.
Первоначальные уроки можно посвятить выполнению не симметричных фигурок, а, например, простых узоров (или попросить ребёнка по клеточкам написать своё имя). Для таких заданий очень важна практика, поэтому можно даже завести отдельные тетради для их выполнения.
Графические диктанты для дошкольников
Возраст дошколят обычно от 3 до 7 лет. Для подготовительной школы графический диктант – это один из наиболее развивающих способов обучения детей. Методика соединения по точкам (под диктовку или по заданным схемам) очень хороша для начального обучения математике.
Диктант «Золотой ключик»
Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 3 вправо, 5 вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Диктант «Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
Диктант «Слон»
Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:
4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
Дошкольникам, только начинающим обучение графическому диктанту, следует давать лёгкие для выполнения схемы, так как сразу сориентироваться будет достаточно трудно, ведь далеко не все родители занимаются со своими детьми дома. Цветные иллюстрации, на которых изображены схематические рисунки, очень помогут детям в восприятии.
Сложные рисунки по клеточкам для 1 класса и старше
Математический или графический диктант в школе подразумевает уже не простое выведение узоров или лёгких фигурок, а специальные задания, в которых, к примеру, по образцу ребёнок должен самостоятельно достроить симметричную фигуру.
Схемы диктантов для школьников отличаются своей сложностью исполнения, но это необходимо для того, чтобы продолжить развитие способностей ребёнка. Также полезной практикой станет самостоятельное выдумывание схем диктантов детьми. Это научит их мыслить и поможет развить фантазию во время сотворения совершенно новой картинки.
Графические диктанты для мальчиков
Графические диктанты могут быть как для мальчиков, так и для девочек, в зависимости от того, что им интересно будет рисовать: животных, машинки, бабочек и др. Особенно мальчишки отличаются неусидчивостью, часто елозят на стуле, заглядывая в окно, на улицу, на часы, ожидая окончания урока, своего «мучения».
Мальчиков можно заинтересовать хитрыми схемами на военную тематику, шпионскую, космическую, а так же выбрать рисование различных видов транспорта.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что графические диктанты – очень полезное занятие для развития способностей ребёнка, а что самое главное, так это то, что маленький человечек способен увлечься данным заданием, думая, что это игра, поэтому его не придётся заставлять.
Графический диктант содержит в себе смесь приятного с полезным. При выборе схем для графических диктантов обязательно нужно учитывать возраст ребёнка и степень развитости его способностей. Первостепенной задачей родителя или же воспитателя является подготовка к диктанту, а затем уже собственно обучение рисованию по клеточкам.
Сумейте заинтересовать детей, и данное занятие точно сможет оправдать ваши надежды.
>