Как составить графическую речь

Методика составления эскизов речи – речевой дискурсивный граф

Для смыслового анализа, ранжирования
и оптимального расположения речевого
материала применяется несколько
общеупотребительных методов составления
эскизов – предварительных
структурно-смысловых планов речи.
Рассмотрим здесь два из них.

Первый – метод «пасьянса»
заключается в придании материалу формы
рассыпных элементов – информационных
квантов. Каждый факт – квант (событие,
свидетельство, цифра, цитата, мысль и
т.п.) наносится на карточку, а затем из
этих карточек на столе раскладывается
пасьянс, в котором факты группируются
по смысловым блокам, каждому из которых
придается общий заголовок.

Из этих блоков – частных тем (пунктов
общей темы) создается смысловая
конструкция, реализующая речевую цель
выступления. При этом хорошо видно, что
оказывается лишним, а чего не хватает.
«Пасьянс» – это, по сути дела, рассыпной
эскиз речи.

Обозначив, таким образом, смысловую
структуру выступления, мы можем переходить
к третьей (после изобретения содержания
и расположения речевого материала)
задаче риторического канона – оформлению
словесного выражения речи.

Второй метод подбора и расположения
речевого материала – метод дискурсивного
графа
. Дискурс по латыни означает
поиск пути, или такой путь, где каждый
отрезок приходится намечать по ходу
движения, постоянно ориентируясь в
окружающей ситуации (в нашем случае –
речевой).

Дискурсивность – поисковость, рыскание
туда и сюда в поисках оптимального
отрезка маршрута – свойство всех систем,
где известна конечная цель, но неизвестен
путь к ней. Подобным образом ищут дорогу
к заметной башне в незнакомом городе,
так же совершают процесс любого
творчества, включая творчество мысли
и речи. Этот процесс представлен в виде
разветвленной линейной схемы –
речевого дискурсивного графа (
см.:
нижеследующую схему 5).

Обозначим стартовый момент речи точкой
А. Из нее нам надо перейти в конечную
точку F, воплощающую в
себе речевую цель нашего выступления.
Эта цель может состоять в сообщении
слушателям определенной информации,
воодушевлении, убеждении, предостережении
и т.п.

В первом смысловом блоке – начале речи
(отрезок АВ) мы последовательно излагаем
вводный материал до тех пор, пока он не
будет исчерпан. В точке В надо обеспечить
этому материалу надлежащее продолжение,
которое в конце-концов привело бы нас
в точку F. В точке В мы
попадаем в ситуацию кризиса (кризис
– это такой момент в эволюции системы,
когда она не может далее действовать
по прежним законам и должна либо
прекратить существование, либо радикально
измениться, дабы продолжить свою жизнь
в новых условиях). В нашем случае кризис
определяется смысловой исчерпанностью
вводной части речи. Слушатель внутренне
сигнализирует оратору: здесь все ясно
– переходи к делу (например, вопрос уже
поставлен – ждем ответа).

Здесь из точки кризиса раскидывается
веер возможных путей, или веер
выбора новых тем
(вспомним картину
В.М.Васнецова «Витязь на распутье»). Из
любой темы можно выделить от 3 до 5 равных
друг другу по значимости дочерних тем
(обратите внимание на структуру книг:
большинство из них делится на три, четыре
или пять разделов, каждый из них –
столько же глав, а те – примерно такое
же количество параграфов).

Схема 5

Сами эти темы – возможные пути ораторской
мысли – заданы объективно самой природой
восприятия речевого материала и
опосредованы степенью знакомства
оратора с ним. Однако в точке кризиса
мы можем по своему желанию выбрать любую
из них, ориентируясь на нашу речевую
цель. Но как только выбор сделан, он из
свободы превращается в данность, в новый
жесткий и однозначный отрезок пути (на
схеме – ВС3), который надо пройти до
конца – до новой точки кризиса с новым
веером возможных путей.

При этом в начале нового пути, если мы
зашли еще не очень далеко. И избранный
вариант развития темы еще не сконцентрировал
на себе внимания слушателей столь
сильно, что они успели «охладеть» ко
всем иным поворотам сюжета и не забыли,
о чем шла речь в предыдущем отрезке. В
данном случае можно вернуться в точку
выбора. И начать движение по другому
возможному пути.

Временной зазор между тематической
переориентацией оратора и тематической
переориентацией слушателя определяется
как радиус возможного возврата к точке
выбора
. Эту операцию приходится
проделывать, если обнаружится, что
вторичная тема выбрана неудачно, и
маскировать не оправдавшийся заход под
какое-нибудь мимолетное замечание или
лирическое отступление. Это может быть
и специальный экскурс (лат. выход)
– иллюстративный или психологически-разгрузочный.

Следует иметь в
виду, что движение по любому из тематических
путей требует расхода ресурсов –
информации, физических и психических
сил оратора и слушателей и, разумеется,
времени. Поэтому надо:

во-первых, постоянно
сверять свой курс с конечной целью речи,
не ограничиваясь моментной ориентацией
в точках выбора;

во-вторых, при
прокладке курса следует озаботиться
тем, чтобы число тематических переходов
колен
в выступлении было минимальным, ибо
любая перемена темы утомляет слушателя
не меньше, чем само изложение. Подобно
тому, как шофер устает не только от
долгой дороги, но и от частых поворотов.
Каждый отрезок между точками выбора –
это отдельный пункт плана, раздел речи;

в-третьих, важно
определить себе самому и показать
слушателям, почему
вы в каждом
случае выбираете данный поворот темы.
Этим вы построите логический
каркас

выступления и сможете избежать
тематического и композиционного хаоса.

Ближе к концу речи число ветвей в веере
выбора из-за утомления слушателей
уменьшается (как число возможных ходов
в шахматной партии на стадии эндшпиля).
Но зато возрастает возможность достигнуть
финиша двумя, а то и более путями сразу,
например, приведя в доказательство
конечного тезиса (имеющего, по закону
края
, право на последний всплеск
внимания слушателей) несколько независимых
друг от друга доводов, бьющих в одну
цель – конечную точку графа.

На приведенной выше схеме 4 представлен
вариант тройного финиша. Подобная
операция возможна и в начале, и в середине
речи, но там она производит впечатление
структурной избыточности или логической
запутанности (сумбура). Радиус возможного
возврата к точке выбора к концу речи
ввиду утомления слушателей также заметно
сокращается.

Используя дискурсивный граф для
построения речи, необходимо вместо
условных обозначений точек и отрезков
записывать реальные названия тем. Граф
можно и разложить на столе в виде
«пасьянса» карточек. Этот предварительный
пробег по маршруту речи с учетом возможных
многократных членений темы и обоснованных
тематических отступлений (экскурсов)
не только избавляет оратора от
необходимости бегать мыслью туда –
сюда на трибуне. Одновременно он
подготавливает его к широкому кругу
вопросов аудитории, могущих возникнуть
на разных этапах развития темы, особенно
если слушатели в значительной своей
части пристрастны или недружелюбны. В
процессе работы над графом выявляется
множество скрытых тем, знание которых
– несомненное преимущество в любой
речевой ситуации.

Проработанный речевой дискурсивный
граф утрачивает дискурсивность и из
оперативного графа превращается в
базовый. Становится четким,
однозначным, хорошо продуманным маршрутом
от постановки речевой цели до ее
достижения, сохраняющим на
всем пути дорожные указатели крутых
уклонов и опасных поворотов, страхующие
«водителя» – оратора от дорожных
происшествий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном
учреждении с детьми с общим недоразвитием речи.
Основываясь на результатах логопедической
диагностики, мной было выявлено, что дети мало
используют фразовую речь в процессе учебной и
игровой деятельности, испытывают трудности в
составлении развернутых синтаксических
конструкций, отсутствует самостоятельность в
составлении рассказов, нарушена логическая
последовательность изложения, наблюдаются
смысловые пропуски. В связи с этим, возникло
противоречие, приведшее к возникновению
проблемы.

Проблема: не сформированность связной речи у
детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования связной речи в
дошкольном возрасте
: среди умений и
навыков, которые необходимо сформировать у
дошкольников, особое внимание заслуживают
умения и навыки связной речи, поскольку от
степени их сформированности зависит дальнейшее
развитие ребенка и приобретение им учебных
знаний в системе школьного обучения. Это
объясняется тем, что связная речь является
способом формирования мысли, средством общения и
воздействие на окружающих.

Мной был создан проект, который довольно ярко
отражает модель общения с воспитанниками и
родителями.

Проект “Картиннография в развитии связной
речи детей”

Цели работы:


  • Знакомство детей с приёмом картиннография.
  • Развитие связной речи, через составление
    описательных, повествовательных и творческих
    рассказов.
  • Развитие памяти, через рассказывание стихов с
    элементами драматизации.
  • Развитие и поддержки интереса к проекту у
    родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей:
– это занятия по развитию связной речи с
использованием картинно-графических схем,
которые способствуют развитию внимания,
мышления, наблюдательности, образования
наиболее отчетливых и правильных представлений
об изучаемых предметах и явлениях, активизации
чувственного опыта детей.

Этапы работы:

I этап: Ознакомительный.

Разработка картинно-графических схем для
составления описательных, повествовательных
рассказов, а так же для разучивания стихов.

Описательные рассказы.

Представляю картинно-графические схемы:

Описание признаков зимы.

Зимой
день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся
пушистые снежинки.

Дует сильный ветер, и метёт снежная метель,
появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с
серыми облаками. Все деревья стоят без листиков,
укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются
льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу.
Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой
медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски
еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось
бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди
надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках,
санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит
весёлый праздник новый год.

Рисунок 1

Описание посуды.

Название и вид
посуды (чайная, столовая, кухонная).

Из чего сделана (из дерева – деревянная; из
глины – глиняная; из фарфора – фарфоровая; из
стекла – стеклянная; из железа – железная)

Цвет посуды.

Форма посуды.

Размер посуды.

Части посуды (носик, стенки, дно, крышка, ручка).

Рисунок 2

Описание птиц.

Название птицы.

Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).

Чем питается? (насекомыми – насекомоядная;
зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).

Что можно увидеть глазами у птицы? (цвет, части,
размер).

Какая птица на ощупь? (мягкая, пушистая, тёплая
– качественные прилагательные)

Что умеет делать? (клевать, взлетать, летать,
плавать, высиживать яйца – слова действия).

Рисунок 3

Описание животных.

Название
животного.

Где живёт (в жарких странах, на севере..).

Чем питается? (травой, ягодами – травоядное;
грибами, шишками – грызун; мясом животных –
хищник).

Какое животное? (хитрое, злое, быстрое, голодное,
пушистое, серое – употребление качественных
прилагательных).

Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать
зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать –
употребление слов действий).

Внешний вид, части тела животного, всё то, что
можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда,
туловище, ноги, хвост).

Рисунок 4

Описание овощей, фруктов, грибов,
ягод.

Название. (яблоко, вишня и т.д.)

Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)

Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на
деревьях, в саду на деревьях, в огороде на
грядках, в лесу на полянках).

Цвет. 5.Форм. 6.Размер.

Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)

Что можно приготовить (яблочное варенье,
жареные грибы, клубничный сок).

Рисунок 5

Повествовательные рассказы.

Представлен ряд рассказов цепной организации
предложений.

“Машина герань”.

Маше на день
рождение подарили геранью

Цветок она поставила на окно.

Неожиданно в окошко заглянуло солнышко.

Оно улыбнулось, и герань распустилась.

Рисунок 6

“Новые сапоги”.

Мите, мама
купила новые зимние сапоги.

В сапогах он пошёл в детский сад.

В детском саду во время прогулке Митя наступил
на гвоздь.

Гвоздь порвал сапоги.

Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.

Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Рисунок 7

Картинно-графические схемы стихов.

Представлен ряд стихов для заучивания.

“Подарки зимы”. Г.Сапгир.

К нам
пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.

Рисунок 8

“Заяц – портной. С. Михалков.

Серый
зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
– Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Рисунок 9

Знакомство детей с приёмом картиннография с
постепенным усложнением материала.

Описательный рассказ.

  • Знакомство детей со значением символов.
  • Составление детьми отдельных предложений по
    каждому символу.
  • Составление целого связного рассказа.

Повествовательный рассказ.

  • Беседа по прочитанному произведению.
  • Выбор предметных картинок и составление на
    графическом панно из них рассказа цепной
    организации предложений.
  • Итоговое рассказывание по картинно-графической
    схеме.

Для усложнения рассказа распространенными
предложениями, вводятся модели “красивые
слова” – употребление детьми качественных
прилагательных; “слова действия” – глаголов.

Незаменимое место отводиться моделям
“настроения”, с помощью которых дети во время
пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки
грусти, радости и т.д.

Заучивание стихов.

  • Чтение стихотворения взрослым, акцентируя
    внимания детей на картинно-графическую схему.
  • Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
  • Чтение стихотворения по схеме с добавлением
    двигательных образов.
  • Самостоятельное рассказывание стихотворения
    детьми, взрослый оказывает подсказку только
    двигательными образами.

II этап: Детское проектно-творческое
моделирование.

Создание игрового центра “Страна фантазий”,
который будет дарить детям ощущение
первооткрывателя, автора, сотворившего
неповторимый проект, радость, удовольствие и
уверенность в себе.

В него войдут игровые модули:

“Сцена” – дети, выбирая любую
картинно-графическую схему знакомого
стихотворения, драматизируют его.

“Чудо-избушка” – данную конструкцию
ребёнок может трансформировать в любой из
объектов. Если это овощной магазин – дети по
картинно-графическим схемам составляют
описательные рассказы об овощах; если школа –
придумывают рассказы о школьных
принадлежностях; и вот ребята захотели просто
поиграть в дом – усаживаются на мягкий ковёр в
своём “чудо домике” и начинают фантазировать,
составляя повествовательные рассказы, где на
помощь приходит великолепный приём
картиннография.

“Сказочная полянка” – все
повествовательные рассказы, которые дети
составляли в рамках занятий, они могут
обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые
картинно-графические схемы.

– “Стена фантазий” – это проявление
творческих способностей. Дети, из
многочисленного набора картинных схем
составляют собственные рассказы, которые
представляются ими на взрослую и детскую
аудиторию.

III этап: Детско-взрослая деятельность.

Создание компьютерной игры “Страна
Фантазий”.

Мы живем в стремительно меняющемся мире и уже
не представляем нашу жизнь без компьютеров,
спутникового телевидения, мобильной связи,
Интернета.

Мы должны учить детей жить в мире, которого не
знаем сами, в мире будущего!

В компьютерную игру, вошли компоненты знакомых
для детей игр, со II этапа проекта.

Описание игры: Малыш вместе со своей мамой
и папой, оказываются на загадочной планете
“Страна фантазий”. Чего там только нет! Они
шагают вместе по фантастической дороге под
мелодии из мультфильмов.

На сказочной полянке растут необычные цветы,
внутри которых спрятаны рассказы-загадки,
которые необходимо собрать и связно рассказать.

Попав в “Чудо-избушку”, которая может
превратиться в сказочную школу, в магазин
сладостей, в больницу “Доктора Айболита”,
малышу придется составить интересные рассказы.

В театральной студии на “Сцене”, ребенок с
помощью картинно-графических схем легко
вспомнит и расскажет маме и папе знакомое
стихотворение.

А на стене фантазий, малыш вместе с папой и
мамой нарисует свои впечатления, и составит по
ним повествовательный рассказ “Моё путешествие
по стране Фантазий”.

Данная игра, позволит осуществить совместную
работу “ребенок и родитель”, а в дальнейшем
вызовет интерес и побудит к созданию собственных
творческих семейных проектных работ.

Создание семейной газеты для родителей и детей
“Страна фантазий”.

В страничку “Детская развивалочка”, войдут,
как знакомые детям картинно-графические схемы
рассказов и стихов, так и новшество. И как же
интересно будет ребёнку вместе с папой и мамой
открыть завесу нового рассказа-схемы. Да, надо
попробовать! Ведь быть первооткрывателем, да ещё
вместе со своей семьёй – это удивительно
интересно.

Родителям будет посвящена информационная
страничка. Здесь можно познакомиться с
инновационными методиками в развитии связной
речи детей. А так же – эта газета будет
долгожданной, потому, что родители могут увидеть
своего ребёнка на фото презентации “Вот как мы,
играя, развиваемся”.

IV этап: Азы грамоты.

В старшем дошкольном возрасте, у детей
формируют первоначальные навыки звукового
анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо
знакомить с такими понятиями, как звуки гласные,
согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как
же можно составить полную характеристику о звуке
и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём
картиннография.

Разработка и создание картинно-графических
схем “Волшебные домики”,
по изучению звуков

и букв родного языка. Данные схемы облегчат
детям усвоить материал по грамоте, помогут в
игровой форме охарактеризовать изучаемый звук,
как по артикуляционным признакам, так и по
акустическим.

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Проведение занятий по обучению грамоте с
“Волшебным домиком”.

Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На
протяжении занятия дети постепенно открывают
этаж за этажом, и при этом составляют короткие
мини рассказы об изучаемом звуке.

1 этаж:  где и от кого можно, услышать
данный звук.

2 этаж:  дети, на основе символа
артикуляционного аппарата дают характеристику
звука по артикуляторным признакам.

3 этаж: дети дают характеристику звуку по
акустическим признакам: графическое изображение
буквы “С” – помогает детям вспомнит, что звук
согласный, а “Г” – гласный; колокольчик – значит
звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый –
звук глухой; синий кружок с карандашом – звук
твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка –
звук мягкий, как травка.

4 этаж: изображение самой буквы печатной и
прописной, а так же на, что буква походит.

Крыша домика: итог – это конечно изучаемая
буква – хозяйка домика.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с
использованием картинно-графического домика.

Волшебный домик для звука и буквы “К”

1 этаж домика: Символ звука “К и К`”

– Идет сильный дождик: ККК.

– Идет мелкий дождик К` К` К`/

2 этаж домика: Характеристика звука “К”
по артикуляционным признакам (работа детей по
зеркалам).

– губки свободны;

– кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки
языка прикасается к мягкому небу;

– горлышко “ не работает”.

3 этаж домика: Характеристика звука “К” по
акустическим признакам

– звук “К” согласный, потому его нельзя петь
(язык создаёт преграду свободному прохождению
воздуха).

– звук “К” глухой, потому что в горлышке не
работают голосовые связки.

– звук “К” бывает твёрдый, как карандаш – живёт
под синей крышей и мягкий, как травка – живёт под
зелёной крышей.

4 этаж домика: Буква “К”: знакомство с буквой
“К”.

– припоминание правила о буквах и звуках:

Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.


– на что похожа буква “К”?

Клюв раскрыла буква “К” –
Хочет скушать паука.
Про букву “К” скажу вам смело –
На стену бабочка присела.
В.Ковшиков И. Бломкина

– школьная письменная буква “К” (мельком
познакомить).

Вывод: Результатом реализации поставленных
целей стало:

– проявление у детей глубокого интереса к
занятиям по формированию связной речи и обучению
грамоте;

– значительное расширение активного словаря;

– усвоение ряда языковых средств необходимых
для составления речевых высказываний;

– улучшение монологической и диалогической
речи.

Пояснительная
записка

Одной
из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Человек,
взаимодействуя с другими людьми, усваивает накопленный другими поколениями
культурный опыт. С помощью речи формируется интеллект, познавательный интерес.
Связная речь предполагает усвоение законов и норм языка, которые выражаются в
овладение грамматическим строем речи и овладение богатейшим словарным запасом.

Oвладение
связными формами высказывания – это сложный и длительный процесс, который
является частью развития дошкольника. Умение использовать на практике усвоенный
языковой материал, а именно умение полно, связно и последовательно передавать
окружающим содержание готового текста, а также самостоятельно составить связный
текст является необходимым условием развития личности ребенка.

У
детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, в работе с
воспитанниками  по развитию речи необходимо использовать различные
вспомогательные наглядные средства, при помощи которых  они лучше  усваивают
информацию, запоминают её и могут самостоятельно составлять предложения,
рассказы и пересказы с опорой на них. Одним из видов наглядности,  используемых
в работе учителями – логопедами  нашего детского сада по формированию связной
речи, являются графические схемы, применение, которых позволяет показать
старшим дошкольникам приемы построения, как отдельного предложения, так и
целого, небольшого текста.

 В
связи с недостаточностью наглядно-демонстрационного материала по данному направлению,
возникла необходимость создания данного методического пособия. Оно  включает в
себя тексты рассказов и сказок, темы которых подобраны  согласно тематическому
планированию лексического материала  на учебный год.

Целью 
данной   методической разработки является – формирование связной монологической
речи у детей дошкольного возраста с использованием графических схем.

Графические
схемы выступают в качестве плана-подсказки и помогают делать высказывания
дошкольников логичными, связными и последовательными.

Графическая схема, представляет собой ряд строчек расположенных
горизонтально, каждая из которых обозначает отдельное предложение. Внутри
строчек расположены графические элементы в виде квадратов и стрелок.
Квадратами
обозначены предметы (субъект и объект), которые в процессе составления рассказа
соединяются между собой стрелками  и образуют предложения.

Использование
графических схем позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить ее. Схемы служат детям наглядной опорой
для пересказа и построения рассказа. А умение самостоятельно связно и
последовательно составлять рассказ является показателем сформированности
связной монологической речи.

Тема
«Осень»

Сказка: К. В. Лукашевич
“Осень”

Она пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
– Кто ты? – спросили дети.
– Я – время года – осень

Я пришла с дождем. Ветром. Туманом.

Я раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я
тороплю птичек улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.

Но зато я увесила Ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами,
наполнила все огороды овощами.

Созрел виноград. А сколько грибов появилось в лесах!

То-то раздолье ребятам!

           Описание: Картинки по запросу картинка земли с огорода                                                                                       Описание: Картинки по запросу картинка хмурая     

                                                                                  Описание: Картинки по запросу картинка под зонтом     

     Описание: Картинки по запросу картинка дождь вете р туман                                                                          Описание: Картинки по запросу картинка деревья осенью       

  Описание: Картинки по запросу картинка птицы улетают в теплые края                                                                      Описание: Картинки по запросу картинка зима

              Описание: Картинки по запросу картинка сады с яблоками грушами и сливами                                                                              Описание: Картинки по запросу картинка огородов с овощами

        Описание: Картинки по запросу картинка созревшего винограда                                                                                  Описание: Картинки по запросу картинка грибов в лесах      

Описание: Картинки по запросу картинка дети на палянке  играют осенью

Тема «Овощи».

                    Русская народная
сказка  «Мужик и медведь»

Мужик
поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:


Мужик, я тебя сломаю.


Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть
корешки, а тебе отдам вершки.


Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал
и ушел в дуброву.

Репа
выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы
вылезает:


Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.


Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал
мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу
ему медведь:


Мужик, куда ты едешь?


Еду, медведюшка, в город корешки продавать.


Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик
дал ему репу. Медведь как съел:


А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не
езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На
другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его
дожидается:— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик
говорит:— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали
они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь
бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился
он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

          
Картинки по запросу картинка мужика на телеге с конем                                                                               Картинки по запросу картинка леса детская   

              
   Картинки по запросу картинка пашет мужик                                                                                           

                                                                                                                   Похожее изображение

               
Картинки по запросу мужик и медведь вместе сеят                                                                                      Сказка Мужик и медведь - Вершки и корешки сказка - Рисунок 2

                                                                                                               

                                                                                                                 

             
                                                                                        Картинки по запросу картинка леса детская             

            
                                                                                                                 

                 
Собрали они рожь. Отдал Мужик Медведю корешки, а рожь погрузил на телегу и ув...                                                                          

               Картинки по запросу картинка вражда медведя и старика                                                                                 Картинки по запросу картинка старика из сказки

Тема: «Фрукты»

Толстой Л. Н.  Сказка « Косточка»

Купила
мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня
никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось
съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не
удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит,
одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел
ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал
тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо;
но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет
их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня
побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а
Ваня заплакал.

      Картинки по запросу картинка  мама в магизе                                                               Картинки по запросу картинка  сливы в магазине

             Картинки по запросу картинка  мама в магизе                                                                                              Похожее изображение          

        
Картинки по запросу картинка  сливы в магазине                                                                   Картинки по запросу картинка  сливы на тарелке

     Похожее изображение                                                                                             Похожее изображение

       Похожее изображение                                                                        Похожее изображение

       Похожее изображение                                                                                           Похожее изображение                         

            Картинки по запросу картинка  сливы в магазине                                                                     Картинки по запросу косточки от сливы

    Картинки по запросу косточки от сливы                                                                                             Картинки по запросу картинка окошко

       Похожее изображение                                                                                     Похожее изображение              

          Похожее изображение                                                                                                                 Картинки по запросу смайлик слезы

Тема: Ягоды.

Рассказ «На опушке»

Ходила Даша в лес. Набрала туесок ягод. Вышла она на опушку. На
опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то
квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Даша на брёвнышко. Отдох­нула и
пошла дальше.

   
Картинки по запросу картинка девочка в лесу для детей                                                                                                                                 Похожее изображение

    
                                                                                                        

   Картинки по запросу картинка букашка на ромашке для детей                                                                                      Картинки по запросу картинка речушки  для детей 

   Картинки по запросу картинка камыш для детей                                                                                                                                                                                                      

    Картинки по запросу картинка девочка в лесу для детей

Тема
«Грибы»

Рассказ В. Катаева «Грибы»

К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра
Инночка.

          
Ну, дети, — сказала мама, —
нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за гри­бами. Посмотрим, кто из вас
лучше грибы собирает.

          
Я лучше всех собираю, — сказал
Павлик.

          
Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час
возвращаются.

          
Я лучше всех собрал! — кричит
Павлик издали. — У меня больше всех гри­бов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

          
Не удивительно, что у тебя
полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Не­важно ты
собираешь грибы, Павлик.

          
Ага! — кричит Женя. — Я ж
говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые
красивые грибы — красные в белый горо­шек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

          
Глупенькая, это же мухоморы!
Они хоть и кра­сивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо соби­раешь грибы,
Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

          
А ты, Инночка, что же молчишь?
Показывай, что насобирала.

          
У меня совсем мало, — говорит
Инночка.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там де­сять превосходных,
крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

        
                                                                                     Картинки по запросу картинка город для детей                                                                                                             Картинки по запросу картинка детей  для детей                                                                                                                                                                       

                                                                                                              

                                                                                                                                                   Картинки по запросу картинка детей  для детей

    Картинки по запросу картинка  дети  в лесу собирают грибы для детей                                                            Картинки по запросу картинка детей  для детей

                                                                                                                               

                                                                                                                           

                                                                                                                       

                    Картинки по запросу картинка детей  для детей                                                                                                                         

            

Тема: «Домашние животные»

Рассказ К. Ушинского «Спор животных»

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин
больше любит. — Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова из леса вожу.
Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем. — Нет, хозяин любит
больше меня, — говорит корова. — Я его семью молоком пою.

          
Нет, меня, — ворчит собака. —
Я его дом стерегу.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

          
Перестаньте спорить
по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

  
Похожее изображениеПохожее изображение                                                          

     
Похожее изображение                                                                                                  Картинки по запросу картинка  дровадля детей

  
Похожее изображение                                                                                                                                                   

              Похожее изображение                                                                                                                Картинки по запросу картинка собака стережет дом для детей

                                                                  Похожее изображение     Похожее изображение

Тема «Животные жарких стран»

Рассказ 
«Под дождем».

В джунглях идет дождь. Дождь смыл полоски
на зебре. Зебру увидела обезьянка. Обезьянка взяла краски. Красками нарисовала
полоски на зебре. Зебра подружилась с обезьянкой.

   
                                                                              

   
                                                                                                 

    
                                                                                                   

     
                                                                                           

                                                                                          

Тема: «Насекомые» 

 Рассказ «Превращение»

В
лесу есть пень. Около пня растет грибочек. В грибочек заползла гусеница.
Гусеница долго сидела в грибочке. Из грибочка вылетела бабочка.

     
                                                            

   
                                                             

     
                                                                                                   

        
                                                                             

Тема:
«Насекомые» 

Рассказ
«Муравей».

Ветер
сорвал с дерева листок. А на листке том сидел муравей. Муравей с листком
покружился в воздухе и упал в пруд. В пруду жила огромная жаба. Жаба захотела
съесть муравьишку. Муравей громко закричал. На крик прилетела пчела. Пчела
отнесла муравья в муравейник.

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktop1.jpg.gif                                                            Описание: C:UsersТатьянаDesktopautumn_leaves_PNG3594.png

 
Описание: C:UsersТатьянаDesktopautumn_leaves_PNG3594.png                                                                               Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg                                                                   Описание: C:UsersТатьянаDesktopt256_20131013071324uZare.jpg

    
Описание: C:UsersТатьянаDesktopt256_20131013071324uZare.jpg                                                              Описание: C:UsersТатьянаDesktopfrog-clip-art-1875685.jpg

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktopfrog-clip-art-1875685.jpg                                                                                Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg

    
   Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg                                                                 Описание: C:UsersТатьянаDesktop2.jpg

   
Описание: C:UsersТатьянаDesktop2.jpg                                                                    Описание: C:UsersТатьянаDesktopVision-Fun-Facts-Part-5.jpg

  
Описание: C:UsersТатьянаDesktop1452833-600-600.jpg

Тема: «Перелетные птицы»

Сказка «Возвращение на Родину»

Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать
посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.

Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю,
вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину.
Весна и Солнышко старались вовсю.

А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей
деловито переговаривались.

— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей,
конечно, видел новенькую. Стройная,  длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее
солнышко, грудкой. Это была трясогузка.

— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.

— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после
зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.

— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.

— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма.
А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный
день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину.
Здесь у нас появляется потомство.

Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все
вместе лакомились вкусным кормом.

Описание: Картинки по запросу картинка весна                                                                                     
Описание: Картинки по запросу картинка ручейка весной

 
Описание: Картинки по запросу картинка капели
                                                                                 Описание: Картинки по запросу картинка снег тает

   Описание: Картинки по запросу картинка солнышко                                                                                                Описание: Картинки по запросу картинка земли

 Описание: Картинки по запросу картинка могучего леса                                                                                        Описание: Картинки по запросу картинка перелетных птиц

  Описание: Картинки по запросу картинка весна                                                                                                Описание: Картинки по запросу картинка солнышко

   Описание: Картинки по запросу картинка кормушки                                                                                            Описание: Картинки по запросу картинка воробья

  Описание: Картинки по запросу картинка синички                                                                                            Описание: Картинки по запросу картинка воробья

     Описание: Картинки по запросу картинка воробьяКартинки по запросу картинка трясогузки                                                                                Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки

    Описание: Картинки по запросу картинка воробьяОписание: Картинки по запросу картинка синички                                                                 Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки

Описание: Картинки по запросу картинка перелетных птиц                                                                                    Описание: Картинки по запросу картинка могучего леса

  Описание: Картинки по запросу картинка теплые страны                                                                             Описание: Картинки по запросу картинка воробья    Описание: Картинки по запросу картинка синички    

   
Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки                                                                                              Описание: Картинки по запросу картинка теплые страны

    Описание: Картинки по запросу картинка корма птицы                                                                                               Описание: Картинки по запросу солнечные лучи

 Описание: Картинки по запросу картинка весна                                                                                  
Описание: Картинки по запросу птенчики

Описание: Картинки по запросу картинка воробьяОписание: Картинки по запросу картинка синички                                                                       
Описание: Картинки по запросу картинка трясогузки

Описание: Картинки по запросу картинка воробьяОписание: Картинки по запросу картинка синичкиОписание: Картинки по запросу картинка трясогузки                                                    Описание: Картинки по запросу картинка корма птицы

Тема: «Зима»

Пришла зима.

Пролетело
жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег — пришла зима.

Подули
холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны
стали ещё зеленее.

Много
раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди радовались зиме.

Протянулся
через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий след, лапка за
лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, махнув пушистым
хвостом, прыгнула на ёлку.

Лучше
всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу.
Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.

Тепло
и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок

переворачивается.

(И.
Соколов-Микитов)

                                                                                            Картинки по запросу картинка осень детская

   Картинки по запросу картинка  зима  детская                                                                             Картинки по запросу картинка  зима  детская

  Картинки по запросу картинка  дует ветер  детская                                                                                                      

       Картинки по запросу картинка ели, сосны  детская                                                                                                          

                                                                                       Картинки по запросу картинка      след лисы  детская

                                                                                                       

                                                                                            Картинки по запросу картинка      белка на зимней  елке детская

                                                                    
                                                                                                                                                                    

Тема
«Зимующие птицы»

Рассказ
«Птицы зимой»

Пришла
холодная, снежная зима. Снег лежит на земле, на деревьях, на дорогах, на домах.
Птицы не могли найти под снегом корм. Дети решили помочь птицам. Они смастерили
большую кормушку и повесили на дерево. Дети насыпали в кормушку крошки, зерна,
сушеные ягоды, повесели несоленое сало. К кормушки прилетели воробьи, снегири,
синицы. Серые шустрые воробьи клевали зерна. Красногрудые снегири лакомились
ягодами. Желтогрудые синицы угощались салом. Птицы наклевались вкусного корма и
запели веселые песенки. Дети подкармливали птиц до весны.

                                                                                            Картинки по запросу картинка детская снег на деревьях            

   Картинки по запросу картинка детская снег на деревьях                                                                               

  Картинки по запросу картинка детская снег на домах                                                                                   Картинки по запросу картинка детская голодные птицы

  Картинки по запросу картинка детская изготовление кормушки                                                                                          Похожее изображение          

                                                                                                               

                                                                                                                      
                                                                 
Похожее изображение                                                                                      Похожее изображение                  

    Похожее изображение                                                                                              

    Похожее изображение                                                                                           Картинки по запросу картинка подвешенное сало на веточки

                                                            Картинки по запросу картинка детская птицы на снегу

                                                                               

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты


Развитие связной речи детей
старшего дошкольного возраста
с помощью графических схем

Автор: Галкина Алла Сергеевна

Организация: Филиал «Детский сад «Почемучки» МБДОУ ДС №19 г. Пензы

Населенный пункт: г. Пенза

Аннотация: с помощью графических схем можно развивать память, образное и логическое мышление ребенка, его воображение и способность к творчеству. Это окажется небесполезным для умственного и личностного развития ребенка, подготовит его к школьному обучению.

Ключевые слова: связная речь, графические схемы, пиктограммы, фронтальная работа, память.

Речь как высшая психическая функция человека и ее развитие в онтогенезе всегда привлекали внимание психологов и педагогов. Умение правильно выражать свои мысли, понятно и красиво говорить рассматривается как необходимый компонент в структуре психологической готовности к школьному обучению. В силу этого своевременное становление речи, ее развитие, превращение в связную является актуальной проблемой педагогики и психологии. Картинки, рисунки, схемы, пиктограммы часто применяются при диагностике интеллекта ребенка и в педагогической практике. Достаточно упомянуть имена таких исследователей, как: Д. Векслер, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Г. Витцлак, П.Я. Кеэс, А.Л. Венгер, С.Д Забрамная, О.В. Боровик и др.

Изменение стоящих перед дошкольником задач, освоение новых видов деятельности, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вступает ребенок, усложнение общения со взрослыми и сверстниками приводят к новому этапу развития всех сторон речи и в итоге к формированию связной речи. Овладение связной речью, которая отрывается от конкретной ситуации, превращаясь в контекстную, связную, в универсальное средство общения, является главным новообразованием речевого развития дошкольника.

В качестве основного показателя связности речи выделяют умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру текста, его основные части, их взаимосвязь. Таким образом, приобретая эти умения, дошкольник начинает овладевать текстом как определённой моделью.

Одним из основных средств обучения детей этим умениям являются занятия по развитию связной речи с использованием наглядных моделей и графических схем, которые способствуют развитию внимания, памяти, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.

Стоит отметить, что графические схемы в дошкольной педагогике известны давно. В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Нами было проведено экспериментальное изучение 20 воспитанников подготовительной группы детского сада. Основным методом исследования был психолого-педагогический эксперимент.

Мы также разработали программу развития связной речи, которая состояла из 3-х этапов.

1. Пересказ маленького текста (объемом примерно 100 слов) на основе готовых схематичных картинок. Картинки отображают все детали сюжета. Задание проводится с каждым ребенком индивидуально. Задание было интересно не всем детям. Одна часть детей трудно воспринимала текст на слух, дети отвлекались или скучали. Ответы их были невыразительны, они не старались говорить внятно и спешили закончить. Другая часть детей подошла к заданию более ответственно. Они внимательно слушали взрослого, старались пересказывать выразительно, обращали внимание на детали. У этих детей рассказ выглядел лучше.

2. Замена картинок на пиктограммы. Пиктограммы рисуются взрослым по мере прочтения текста ребенку. Задание проводится с каждым ребенком индивидуально. На втором этапе работы мы столкнулись с таким фактом. Дети так увлекались придумыванием рисунков (пиктограмм), что легко отвлекались от содержания текста, забывали детали рассказа и добавляли свои. Педагогу приходилось дополнительно возвращать детей к содержанию текста. При этом процесс выполнения задания детям очень нравился. Все с радостью наблюдали, как взрослый рисует, советовали, как нарисовать тот или иной эпизод, подсказывали, как выглядят персонажи сказки и охотно пересказывали текст.

3. Переход к фронтальной работе. Он возможен, когда дети освоят повторение маленьких текстов с помощью пиктограмм. Пересказ больших текстов (200 слов и более). Пиктограммы рисуются взрослым по мере прочтения текста. Дети по очереди пересказывают текст до конца. Мы не ожидали, что нам удастся задействовать в процессе всех детей группы, однако каждый ребенок смог участвовать в пересказе. Дети внимательно слушали сказку и охотно помогали педагогу зарисовывать на доске основные события. Они были очень эмоциональны, говорили вместе, перебивали друг друга, поэтому необходимо было «наводить порядок» в выступлениях.

Таким образом, графические схемы помогают развивать все высшие психические функции дошкольника, подготавливая его к дальнейшему школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

3. Кеэс П.Я. Интеллектуальная подготовленность к обучению в школе и ее диагностика. // Формирование школьной зрелости ребенка.. – Таллин, 1982. С.156 – 160.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,4 КБ

Опубликовано: 14.05.2021

Добавить комментарий