Как составить график движения автобуса по маршруту

Автор статьи

Ксения Остаповна Криворотько

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

График движения – это основной плановый документ, в соответствии с которым транспортное предприятие организует работу автобусов по маршрутам.

Сущность маршрутных и автобусных графиков движения

Организация работы автобусов по регулярной перевозке пассажиров на маршрутах осуществляется, прежде всего, при помощи графиков движения (расписания). График движения автобусов представляет собой основной плановый документ автотранспортного предприятия, который регламентирует работу автобусов по перевозке пассажиров на маршруте.

График движения автобусов разрабатывается сотрудниками (инженерами, техниками) эксплуатационной службы автотранспортного предприятия. Его разработке придают достаточно большое значение, поскольку именно этим документом определяется уровень организации и эффективность работы автобусов на маршруте.

Уровень работы автотранспортного предприятия в целом характеризуется, в первую очередь, тем, как реализуется заданный график движения. В связи с этим план работы всех служб автотранспортного предприятия должен включать в себя мероприятия, направленные на обеспечение выполнения графика движения.

График движения автобусов устанавливает следующие нормативные требования:

  • обязательные для выполнения рейсы автобусов;
  • время начала и окончания каждого рейса;
  • время проследования автобусом контрольных пунктов маршрута;
  • время обеденных и внутрисменных перерывов, пересмены водителей и т. д.

График движения автобусов выступает в качестве базы для организации движения. Выполнение графика движения обязательно для всех линейных работников автотранспортного предприятия. График движения автобусов должен быть учтен во время составления планов работы диспетчеров, водителей, кондукторов, контролеров, а также технической службы автотранспортного предприятия, которая ответственна за подготовку подвижного состава к выпуску на линию и за проведение дневных технических осмотров транспортных средств.

«Принципы разработки маршрутных и автобусных графиков движения» 👇

Требования к маршрутным и автобусным графикам движения

Работники эксплуатационной службы автотранспортного предприятия во время разработки маршрутных и автобусных графиков движения должны прилагать все усилия для того, чтобы этот плановый документ был максимально рациональным. Выполнение данного условия на практике должно быть выражено в следующих результатах:

  • осуществление качественного транспортного обслуживания пассажиров, что предусматривает создание для пассажиров лучших условий пользования автобусами, в частности, в виде минимальных затрат времени на поездку;
  • автобусы фактически передвигаются согласно сложившимся пассажиропотокам на маршрутах;
  • время прохождения автобусов через отдельные остановочные пункты взаимосвязано с режимом начала и окончания работы общественно значимых организаций (учебных заведений, промышленных предприятий, культурно-зрелищных центров и др.);
  • движение автобусов оказывается регулярным на протяжении всего маршрута;
  • движение автобусов согласуется и координируется с движением других видов пассажирского транспорта;
  • подвижный состав (в частности, вместимость автобусов) используется с максимальной эффективностью и с учетом установленных норм;
  • экипажам автобусов созданы нормальные условия труда;
  • количество машино-часов работы автобусов соответствует количеству часов, которые предусмотрены принятым транспортно-финансовым планом;
  • все нормы безопасности дорожного движения соблюдаются в полном объеме;
  • продолжительность рабочей смены и отдыха членов экипажей автобусов соответствует действующему трудовому законодательству.

Отдельные аспекты разработки маршрутных и автобусных графиков движения

Качество маршрутных и автобусных графиков движения, а также затраты времени на их составление напрямую зависят от того, насколько тщательно подготовлены такие исходные данные как расстояние и время движения автобусов между остановочными пунктами, требуемое количество автобусов и их марка, пункты заправки автобусов (их местоположение), формы организации труда экипажей автобусов, время и пункты начала и окончания движения автобусов по маршруту, место и продолжительность проведения обеденных перерывов и др.

Разработка маршрутных и автобусных графиков движения осуществляется отдельно: для городских и для пригородных маршрутов, на весенне-летний и на осенне-зимний периоды года, на будничные и выходные (праздничные) дни недели. Необходимость разработки нового графика движения автобусов и сроки перевода на него определяются конкретными условиями эксплуатации подвижного состава.

Полномочиями по утверждению разработанных графиков движения автобусов наделен руководитель автотранспортного предприятия. При этом имеет место необходимость предварительного согласования новых графиков движения с органами местного самоуправления (для городских и пригородных маршрутов) и государственной власти (для междугородних маршрутов).

Для того чтобы разработать рациональный график движения автобусов, требуется не только учет необходимого объема информации, но и максимальная увязках полученных данных между собой. Это можно осуществить путем применения графоаналитического метода расчета исходных данных. С помощью этого метода можно с наибольшей полнотой и обоснованностью увязать режимы работы автобусов и организацию труда экипажей, с одной стороны, и величину пассажиропотоков на маршрутах, с другой стороны.

Таким образом, необходимым условием организации пассажирских перевозках автобусами по городским и пригородным маршрутам является разработка маршрутных и автобусных графиков движения. Данные плановые документы позволяют заранее установить все главные временные и другие количественные параметры перевозки пассажиров.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Составление расписания движения автобусов гпот разработка графиков работы водительских бригад

Цель
работы

изучение основ технологии составления
маршрутного расписания движения
автобусов с учетом баланса рабочего
времени водителей.

Задачи работы

  • Ознакомиться
    с теоретическим материалом по тематике
    практической работы № 8.

  • Составить
    расписание движения автобусов на
    маршруте с учетом исходных данных.

  • Разработать
    графики работы водительских бригад с
    учетом исходных данных и ранее
    разработанного расписания движения
    автобусов на маршруте.

  • Оформить
    полученные данные в виде табл. 8.1 … 8.3.

  • Сформулировать
    выводы по работе.

Источники
информации

  • И.В.
    Спирин Организация и управление
    пассажирскими автомобильными перевозками.
    М.: Академия. 2003, – 400 с.

  • В.А.
    Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А.
    Ширяев Пассажирские автомобильные
    перевозки. М.: Горячая линия – Телеком.
    2004, – 448 с.

Теоретические
основы

Маршрутное
расписание движения является основным
доку­ментом, определяющим организацию
и эффективность работы автобусов на
маршруте и устанавливающим время начала
и окон­чания каждого рейса, время
прохождения контрольных пунктов
маршрута, обеденных и внутрисменных
перерывов, пересмен во­дителей.
Выписками из маршрутных расписаний
являются авто­бусное расписание, в
котором указано время работы определен­ного
выхода, и диспетчерское (станционное)
расписание, содер­жащее информацию
о движении через соответствующий пункт
автобусов различных маршрутов.

Расписания
составляют не позднее 14 суток до открытия
движе­ния раздельно на весенне-летний
и осенне-зимний сезоны и ха­рактерные
дни недели (будни, суббота, воскресенье,
празднич­ные дни). При необходимости
разрабатывают другие расписания.
Ежегодно расписания движения подвергают
корректировке для учета изменения числа
автобусов на маршруте, конфигурации
трассы маршрута, норм времени на
выполнение рейсов, использу­емых
систем организации труда водителей, а
также при изменении варианта организации
комбинированного движения автобусов
и введении специальных рейсов. Расписания
утверждают: маршрут­ное – директор
ПАТП, автобусное – начальник отдела
эксплуатации ПАТП, а диспетчерское –
начальник централизованной диспетчерской
службы или начальник отдела эксплуатации
ПАТП. Расписание движения отменяется
в установленном порядке при стихийных
бед­ствиях, перекрытии улиц и дорог.
Оригиналы маршрутных распи­саний
хранят в паспортах автобусных маршрутов,
а для использо­вания работникам выдают
копии.

Расписания
составляют инженеры и техники по
составлению расписаний, которые входят
в группу расписаний отдела эксплу­атации.
Эти работники руководствуются
Методическими рекомен­дациями по
составлению расписаний движения
автобусов на го­родских маршрутах,
разработанными НИИАТ. Расписания могут
разрабатываться централизованно при
наличии в городе несколь­ких
перевозчиков.

В
практике работы получили распространение
графический, табличный, трафаретный и
автоматизированный методы разра­ботки
маршрутных расписаний.

Графический
метод
составления
расписаний применяют в ос­новном в
малых городах и при незначительном
числе автобусов на маршруте (до шести).
Метод основан на построении графика
движения автобуса в координатах путь
– время. Наклон линий соответствует
скорости движения автобусов. График
обеспечивает наглядность интервалов
движения в различные периоды суток и
прост в ис­пользовании. При большом
числе выходов затрудняется просле­живание
работы их в течение суток. Требуется
перевод расписания из графической в
табличную форму для практического
примене­ния. Работу выходов рекомендуется
изображать линиями различ­ных цветов.
При небольшом числе автобусов, как
правило, не тре­буется предварительного
расчета рациональных форм организа­ции
труда водителей автобусов.

Табличный
метод –
основной и
широко применяется на прак­тике.
Расписание составляют непосредственно
в табличной форме (рис. 8.1), в которой
указывают номера выходов, а также время
прибытия и отправления с конечных
пунктов маршрута. Формой расписания
предусмотрено указание различных
исходных данных и результирующих
показателей. Недостатками табличного
метода составления расписаний являются
отсутствие наглядности отсле­живания
интервалов движения автобусов по часам
суток, необхо­димость выполнения
вспомогательных расчетов для определения
фактических моментов времени прибытия
автобусов на конечную станцию маршрута,
потребность в высокой квалификации и
опыте составителя расписания. К
достоинствам метода относят нагляд­ность
работы выходов в течение суток. Этот
метод применяют при большом числе
автобусов на маршруте, что имеет место,
в основ­ном, в средних и больших
городах.

Особенности
распределения пассажиропотоков по
часам суток вызывают необходимость
иметь на маршрутах автобусы с различной
продолжительностью нахождения на линии,
что достигается применением различных
форм организации труда автобусных
бригад.

Выбор формы
организации труда автобусных бригад
определяется особенностями обслуживаемых
маршрутов и должен обеспечивать: лучшее
обслуживание пассажиров и регулярность
движения во все часы работы автобусов;
выпуск подвижного состава на линию в
количестве и по времени согласно
расписанию движения; безопасную перевозку
пассажиров; соблюдение продолжительности
рабочего дня, перерывов в работе для
отдыха; полное использование за месяц
установленного баланса рабочего времени
бригад; высокую производительность
труда. В практике работы ПАТП применяются
несколько основных форм организации
труда бригад водителей. Рассмотрим
примерные графики работы, рассчитанные
на месяц (30 календарных дней), с месячным
балансом рабочего времени при шестидневной
рабочей неделе 178 часов.

Рис.
8.1. Табличная форма маршрутного расписания

Строенная форма
организации труда

При
такой системе к одному автобусу
прикрепляются три водителя, работающие
по следующему графику.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

Второй

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

Третий

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

Средняя
продолжительность рабочей смены составит
178 : 20 = 8,9 ч (в том числе 0,3 ч.
подготовительно-заключительного
времени, 20 – количество рабочих дней в
месяц).

При
длительности обеденного перерыва бригад
по 0,5 ч. время нахождения автобуса на
маршруте = (8,9 ч. – 0,3 ч. + 0,5 ч) * 2 = 18,2 ч.

При длительности
перерыва по 1 ч. время нахождения автобуса
на маршруте = (8,9 – 0,3 + 1) * 2 = 19,2 ч..

Такую
форму организации труда целесообразно
применять для автобусов, начинающих и
закрывающих движение на маршрутах.

Двухсполовинная
форма организации труда

Такая
форма организации труда предусматривает
закрепление за двумя автобусами пяти
водителей (в том числе одного подменного),
работа которых строится по следующему
графику.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

1

1

в

2

2

2

2

в

1

1

1

1

Второй

2

2

2

в

1

1

1

1

в

2

2

2

2

в

2

Первый

1

1

в

2

2

2

2

в

1

1

1

1

в

2

Второй

2

в

1

1

1

1

в

2

2

2

2

в

1

1

Подмен.

в

2/2

2/2

2/1

2/1

в

1/2

1/2

1/1

1/1

в

2/2

2/2

2/1

Средняя
продолжительность рабочей смены водителя
составляет 7,4 ч.

Продолжительность
пребывания автобуса на линии в зависимости
от длительности обеденных перерывов
бригад может быть в пределах 15,2 – 16,2 ч.

Двухсполовинную
форму организации труда используют для
автобусов, имеющих раннее начало и
непозднее окончание работы на маршруте.
Ее целесообразно применять на маршрутах
с резко выраженными пиковыми часами с
укороченной первой и удлиненной второй
сменами, с дневным отстоем автобусов в
межпиковое время.

Продолжительность
рабочих смен может быть: утренней около
5 час., вечерней – около 10 час.

В
утреннюю смену перерыв на обед бригадам
можно не предусматривать, предоставляя
им в случае необходимости кратковременный
10-15 минутный отдых.

Сдвоенная форма
организации труда

Такая
форма организации труда предусматривает
закрепление каждого автобуса за двумя
водителями.

Для
замены бригад в дни отдыха на каждые
три автобуса необходимо иметь одного
подменного водителя.

Работа
бригад организуется по приведенному
графику.

Продолжительность
рабочей смены составит 7 час. Время
работы на линии 15-16 час.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

1

1

1

1

в

2

2

2

2

2

2

в

Второй

2

2

2

2

2

в

1

1

1

1

1

1

в

2

2

Первый

1

1

1

1

в

2

2

2

2

2

2

в

1

1

Второй

2

2

2

в

1

1

1

1

1

1

в

2

2

2

3

Первый

1

1

в

2

2

2

2

2

2

в

1

1

1

1

Второй

2

в

1

1

1

1

1

1

в

2

2

2

2

2

Подмен.

в

2/3

2/3

2/2

2/2

2/1

2/1

в

1/3

1/3

1/2

1/2

1/1

1/1

Если
водителей недостаточно, работу водителей
с указанными режимами можно организовать
по следующему графику, являющемуся
вариацией сдвоенной формы.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

р

1

1

1

1

1

в

р

2

2

2

2

2

2

Второй

в

2

2

2

2

2

р

в

1

1

1

1

1

1

Выходные дни
бригадам соответственно предоставляются
в субботу и воскресенье. Автобус в эти
дни работает в одну смену в дневные часы
с наибольшим размером пассажиропотока.

Спаренная форма
организации труда

Данная форма
предусматривает закрепление одного
автобуса за двумя водителями, работающими
через день.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

Второй

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

в

р

Продолжительность
рабочей смены составит 178 ; 15 = 11,8 ч.

Автобус на линии
может находиться 12-12,5 ч.

Полуторная форма
организации труда

Данная форма
предусматривает закрепление двух
автобусов за тремя водителями, работающими
по следующему графику

Продолжительность
рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время
нахождения на линии 9,1 – 9,6 ч.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

2

Второй

2

в

1

1

в

2

2

в

1

1

в

2

2

в

Подмен.

в

2/2

2/1

в

1/2

1/1

в

2/2

2/1

в

1/2

1/1

в

2/2

Одиночная
форма организации труда

Такая
система предусматривает закрепление
одного водителя за каждым автобусом.

Продолжительность
рабочей смены бригад составляет 7 час.
Время работы автобуса на линии, в
зависимости от продолжительности
перерыва на обед, 7,3 – 7,8 час.

А/б

Водитель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Первый

р

р

р

р

р

р

в

р

р

р

р

р

р

в

Полуторную,
спаренную и одиночную формы организации
труда наиболее целесообразно применять
для автобусов, имеющих предусмотренный
расписанием внутрисменный отстой в
часы дневного спада пассажиропотока,
что позволяет использовать их для
перевозки пассажиров в утренние и
вечерние часы-пик.

Переводить
на этот режим можно только с согласия
работающего.

Применение
приведенных форм организации труда
позволяет иметь в работе автобусы
продолжительностью от 7 до 19 час. и
обеспечить их рациональную эксплуатацию.

Методика проведения
работы

1.
Ознакомиться с исходными данными
(вариант закрепляет ведущий преподаватель),
характеризующими особенности маршрута
и организации работы автобусов на нем
(табл. 8.1).

Таблица 8.1

Исходные данные

Характеристики

Вариант

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

Скорость
эксплуатационная,

км/ч

12

14

15

13

15

Длина
перегонов на маршруте в одном
направлении, м*

400

200

350

600

800

850

350

900

500

700

900

300

500

200

450

250

400

700

900

800

600

750

500

650

200

700

450

550

500

650

200

700

450

550

850

350

430

500

700

700

450

850

750

600

800

350

600

800

Необходимый
интервал движения автобусов в час
«пик», мин.

10-15

2-5

5-7

8-10

12-15

Необходимый
интервал движения автобусов в межпиковый
период, мин.

20-30

5-10

10-14

15-20

15-30

Продолжение
табл. 8.1

1

2

3

4

5

6

Время обслуживания
маршрута

6.00-20.00

5.00-21.00

5.00-

22.00

6.00-20.00

6.00-18.00

* Значение длины
перегонов для обратного направления
принять равное прямому направлению.

** Час-пик и межпиковое
время выбираются студентом произвольно
с учетом аргументации.

***
Интервал движения автобусов и в пиковое
и в межпиковое время может варьироваться
в значительной степени в зависимости
от результатов промежуточных расчетов.

****
Время обслуживания маршрута может
варьироваться в пределах 
15 мин. от заявленного времени начала и
окончания работы маршрута.

***** Необходимые
для расчетов данные, не представленные
среди исходных студент выбирает
самостоятельно с учетом аргументации.

2. Составить график
движения автобусов на маршруте, с учетом
соблюдения режима труда и отдыха
водителей автобусов.

3. Составить
маршрутное расписание движения автобусов
на маршруте для каждого автобуса.

4. Разработать
закрепление водителей за автобусами

5. Сформулировать
выводы по работе, которые должны быть
представлены в виде конкретных
рекомендаций по организации перевозок
заданных вариантом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Составление расписания движения автобусов

Чтобы составить расписание, необходимо рассчитать интервал движения и частоту движения автобусов.

Фактический интервал движения

Iф=Tоб/Aф, (31)

Iф 5=1/5=12 мин,

H=Aф/Tоб, (32)

Н5=5/1=5.

Расчетные данные заносятся таблицу 6.

Таблица 6 – расчетные показатели работы автобусов

Часы работы, ч

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Aф

5

18

18

17

10

8

6

5

10

12

12

15

17

18

12

8

8

6

Iф, мин

12

3

3

4

6

7

10

1

6

5

5

4

3

3

5

7

7

10

H, авт/ч

5

18

18

17

10

8

6

4

10

12

12

15

17

18

12

8

8

6

Расписание выпуска автобусов на линию следует оставлять на основании диаграммы фактического распределения автобусов и сменности. Расписание выглядит в виде матрицы, в которой каждому часу работы соответствует время выпуска каждого автобуса.

Таблица 7 – Расписание выпуска автобусов на линию

Часы работы, ч

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1

5 00

6 00

7 00

8 00

9 00

10 00

11 00

12 00

13 00

14 00

15 00

16 00

17 00

18 00

19 00

20 00

21 00

22 00

2

5 12

6 13

7 13

8 13

9 13

10 14

11 14

12 14

13 14

14 14

15 14

16 14

17 14

18 14

19 14

20 15

21 15

22 20

3

5 24

6 24

7 24

8 24

9 24

10 24

11 24

12 24

13 24

14 24

15 24

16 24

17 24

18 24

19 24

20 30

21 30

22 30

4

5 36

6 36

7 36

8 36

9 36

10 36

11 36

12 36

13 36

14 36

15 36

16 36

17 36

18 36

19 36

20 40

21 40

22 40

5

5 48

6 49

7 49

8 49

9 49

10 50

11 50

12 50

13 50

14 50

15 50

16 50

17 50

18 50

19 50

20 50

21 50

22 50

6

6 03

7 03

8 03

9 06

16 03

17 03

18 03

19 03

20 03

21 07

22 10

7

6 07

7 07

8 07

9 12

16 17

17 17

18 17

19 17

20 17

21 20

8

6 10

7 10

8 10

9 18

16 32

17 32

18 32

19 32

20 32

21 35

9

6 17

7 17

8 17

9 23

16 39

17 39

18 39

19 39

10

6 21

7 21

8 21

9 56

15 48

16 48

17 48

18 48

19 48

11

6 56

7 56

8 56

15 28

16 28

17 28

18 28

19 28

12

6 53

7 53

8 53

14 10

15 10

16 10

17 10

18 10

19 10

20 10

13

6 45

7 45

8 45

14 46

15 46

16 46

17 46

18 46

14

6 39

7 39

8 39

9 51

13 06

14 06

15 06

16 06

17 06

18 06

19 06

20 06

15

6 41

7 41

8 41

9 45

13 19

14 19

15 19

16 20

17 20

18 20

19 22

20 22

16

6 33

7 33

8 33

9 33

10 45

13 30

14 30

15 30

16 30

17 30

18 30

19 30

17

6 30

7 30

8 30

9 39

10 40

13 42

14 42

15 42

16 42

17 42

18 42

19 42

18

6 27

7 27

8 27

9 28

10 33

11 42

13 55

14 55

15 55

16 55

17 55

18 55

19 55

Jф,

12

3

3

4

6

7

10

1

6

5

5

4

3

3

5

7

7

10

Согласно диаграммы фактического распределения автобусов, с 5 ч. до 6 ч. на линию следует выпустить первые 5 автобусов с интервалом 12 мин. Тогда первый автобус должен отбыть с начального пункта в 5 00, второй спустя 6 мин. в 5 12, третий в 5 24 и так далее. Зная, что продолжительность одного оборота автобуса составляет 1 ч. можно предположить, что первый автобус завершит свой первый оборот в 6 00, поэтому в 6 00 его можно задействовать на втором обороте.

На основании составленного расписания впуска автобусов на линию, строим графики оборота автобусов.

Автобус №1, согласно расписанию, должен отбыть с начального пункта следования в 500 и прибыть на первый конечный пункт спустя 25 мин. в 525. На первом конечном пункте он должен простоять 5 мин. отбыть с него в 530. Второй рейс автобус должен совершить за 25 мин и прибыть во второй конечный пункт в 555.

пассажиропоток автобус водитель маршрут

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Комментарии к статье

Содержание

Добавить комментарий