Ксения Остаповна Криворотько
Эксперт по предмету «Логистика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
График движения – это основной плановый документ, в соответствии с которым транспортное предприятие организует работу автобусов по маршрутам.
Сущность маршрутных и автобусных графиков движения
Организация работы автобусов по регулярной перевозке пассажиров на маршрутах осуществляется, прежде всего, при помощи графиков движения (расписания). График движения автобусов представляет собой основной плановый документ автотранспортного предприятия, который регламентирует работу автобусов по перевозке пассажиров на маршруте.
График движения автобусов разрабатывается сотрудниками (инженерами, техниками) эксплуатационной службы автотранспортного предприятия. Его разработке придают достаточно большое значение, поскольку именно этим документом определяется уровень организации и эффективность работы автобусов на маршруте.
Уровень работы автотранспортного предприятия в целом характеризуется, в первую очередь, тем, как реализуется заданный график движения. В связи с этим план работы всех служб автотранспортного предприятия должен включать в себя мероприятия, направленные на обеспечение выполнения графика движения.
График движения автобусов устанавливает следующие нормативные требования:
- обязательные для выполнения рейсы автобусов;
- время начала и окончания каждого рейса;
- время проследования автобусом контрольных пунктов маршрута;
- время обеденных и внутрисменных перерывов, пересмены водителей и т. д.
График движения автобусов выступает в качестве базы для организации движения. Выполнение графика движения обязательно для всех линейных работников автотранспортного предприятия. График движения автобусов должен быть учтен во время составления планов работы диспетчеров, водителей, кондукторов, контролеров, а также технической службы автотранспортного предприятия, которая ответственна за подготовку подвижного состава к выпуску на линию и за проведение дневных технических осмотров транспортных средств.
«Принципы разработки маршрутных и автобусных графиков движения» 👇
Требования к маршрутным и автобусным графикам движения
Работники эксплуатационной службы автотранспортного предприятия во время разработки маршрутных и автобусных графиков движения должны прилагать все усилия для того, чтобы этот плановый документ был максимально рациональным. Выполнение данного условия на практике должно быть выражено в следующих результатах:
- осуществление качественного транспортного обслуживания пассажиров, что предусматривает создание для пассажиров лучших условий пользования автобусами, в частности, в виде минимальных затрат времени на поездку;
- автобусы фактически передвигаются согласно сложившимся пассажиропотокам на маршрутах;
- время прохождения автобусов через отдельные остановочные пункты взаимосвязано с режимом начала и окончания работы общественно значимых организаций (учебных заведений, промышленных предприятий, культурно-зрелищных центров и др.);
- движение автобусов оказывается регулярным на протяжении всего маршрута;
- движение автобусов согласуется и координируется с движением других видов пассажирского транспорта;
- подвижный состав (в частности, вместимость автобусов) используется с максимальной эффективностью и с учетом установленных норм;
- экипажам автобусов созданы нормальные условия труда;
- количество машино-часов работы автобусов соответствует количеству часов, которые предусмотрены принятым транспортно-финансовым планом;
- все нормы безопасности дорожного движения соблюдаются в полном объеме;
- продолжительность рабочей смены и отдыха членов экипажей автобусов соответствует действующему трудовому законодательству.
Отдельные аспекты разработки маршрутных и автобусных графиков движения
Качество маршрутных и автобусных графиков движения, а также затраты времени на их составление напрямую зависят от того, насколько тщательно подготовлены такие исходные данные как расстояние и время движения автобусов между остановочными пунктами, требуемое количество автобусов и их марка, пункты заправки автобусов (их местоположение), формы организации труда экипажей автобусов, время и пункты начала и окончания движения автобусов по маршруту, место и продолжительность проведения обеденных перерывов и др.
Разработка маршрутных и автобусных графиков движения осуществляется отдельно: для городских и для пригородных маршрутов, на весенне-летний и на осенне-зимний периоды года, на будничные и выходные (праздничные) дни недели. Необходимость разработки нового графика движения автобусов и сроки перевода на него определяются конкретными условиями эксплуатации подвижного состава.
Полномочиями по утверждению разработанных графиков движения автобусов наделен руководитель автотранспортного предприятия. При этом имеет место необходимость предварительного согласования новых графиков движения с органами местного самоуправления (для городских и пригородных маршрутов) и государственной власти (для междугородних маршрутов).
Для того чтобы разработать рациональный график движения автобусов, требуется не только учет необходимого объема информации, но и максимальная увязках полученных данных между собой. Это можно осуществить путем применения графоаналитического метода расчета исходных данных. С помощью этого метода можно с наибольшей полнотой и обоснованностью увязать режимы работы автобусов и организацию труда экипажей, с одной стороны, и величину пассажиропотоков на маршрутах, с другой стороны.
Таким образом, необходимым условием организации пассажирских перевозках автобусами по городским и пригородным маршрутам является разработка маршрутных и автобусных графиков движения. Данные плановые документы позволяют заранее установить все главные временные и другие количественные параметры перевозки пассажиров.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Составление расписания движения автобусов гпот разработка графиков работы водительских бригад
Цель
работы –
изучение основ технологии составления
маршрутного расписания движения
автобусов с учетом баланса рабочего
времени водителей.
Задачи работы
-
Ознакомиться
с теоретическим материалом по тематике
практической работы № 8. -
Составить
расписание движения автобусов на
маршруте с учетом исходных данных. -
Разработать
графики работы водительских бригад с
учетом исходных данных и ранее
разработанного расписания движения
автобусов на маршруте. -
Оформить
полученные данные в виде табл. 8.1 … 8.3. -
Сформулировать
выводы по работе.
Источники
информации
-
И.В.
Спирин Организация и управление
пассажирскими автомобильными перевозками.
М.: Академия. 2003, – 400 с. -
В.А.
Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А.
Ширяев Пассажирские автомобильные
перевозки. М.: Горячая линия – Телеком.
2004, – 448 с.
Теоретические
основы
Маршрутное
расписание движения является основным
документом, определяющим организацию
и эффективность работы автобусов на
маршруте и устанавливающим время начала
и окончания каждого рейса, время
прохождения контрольных пунктов
маршрута, обеденных и внутрисменных
перерывов, пересмен водителей.
Выписками из маршрутных расписаний
являются автобусное расписание, в
котором указано время работы определенного
выхода, и диспетчерское (станционное)
расписание, содержащее информацию
о движении через соответствующий пункт
автобусов различных маршрутов.
Расписания
составляют не позднее 14 суток до открытия
движения раздельно на весенне-летний
и осенне-зимний сезоны и характерные
дни недели (будни, суббота, воскресенье,
праздничные дни). При необходимости
разрабатывают другие расписания.
Ежегодно расписания движения подвергают
корректировке для учета изменения числа
автобусов на маршруте, конфигурации
трассы маршрута, норм времени на
выполнение рейсов, используемых
систем организации труда водителей, а
также при изменении варианта организации
комбинированного движения автобусов
и введении специальных рейсов. Расписания
утверждают: маршрутное – директор
ПАТП, автобусное – начальник отдела
эксплуатации ПАТП, а диспетчерское –
начальник централизованной диспетчерской
службы или начальник отдела эксплуатации
ПАТП. Расписание движения отменяется
в установленном порядке при стихийных
бедствиях, перекрытии улиц и дорог.
Оригиналы маршрутных расписаний
хранят в паспортах автобусных маршрутов,
а для использования работникам выдают
копии.
Расписания
составляют инженеры и техники по
составлению расписаний, которые входят
в группу расписаний отдела эксплуатации.
Эти работники руководствуются
Методическими рекомендациями по
составлению расписаний движения
автобусов на городских маршрутах,
разработанными НИИАТ. Расписания могут
разрабатываться централизованно при
наличии в городе нескольких
перевозчиков.
В
практике работы получили распространение
графический, табличный, трафаретный и
автоматизированный методы разработки
маршрутных расписаний.
Графический
метод составления
расписаний применяют в основном в
малых городах и при незначительном
числе автобусов на маршруте (до шести).
Метод основан на построении графика
движения автобуса в координатах путь
– время. Наклон линий соответствует
скорости движения автобусов. График
обеспечивает наглядность интервалов
движения в различные периоды суток и
прост в использовании. При большом
числе выходов затрудняется прослеживание
работы их в течение суток. Требуется
перевод расписания из графической в
табличную форму для практического
применения. Работу выходов рекомендуется
изображать линиями различных цветов.
При небольшом числе автобусов, как
правило, не требуется предварительного
расчета рациональных форм организации
труда водителей автобусов.
Табличный
метод – основной и
широко применяется на практике.
Расписание составляют непосредственно
в табличной форме (рис. 8.1), в которой
указывают номера выходов, а также время
прибытия и отправления с конечных
пунктов маршрута. Формой расписания
предусмотрено указание различных
исходных данных и результирующих
показателей. Недостатками табличного
метода составления расписаний являются
отсутствие наглядности отслеживания
интервалов движения автобусов по часам
суток, необходимость выполнения
вспомогательных расчетов для определения
фактических моментов времени прибытия
автобусов на конечную станцию маршрута,
потребность в высокой квалификации и
опыте составителя расписания. К
достоинствам метода относят наглядность
работы выходов в течение суток. Этот
метод применяют при большом числе
автобусов на маршруте, что имеет место,
в основном, в средних и больших
городах.
Особенности
распределения пассажиропотоков по
часам суток вызывают необходимость
иметь на маршрутах автобусы с различной
продолжительностью нахождения на линии,
что достигается применением различных
форм организации труда автобусных
бригад.
Выбор формы
организации труда автобусных бригад
определяется особенностями обслуживаемых
маршрутов и должен обеспечивать: лучшее
обслуживание пассажиров и регулярность
движения во все часы работы автобусов;
выпуск подвижного состава на линию в
количестве и по времени согласно
расписанию движения; безопасную перевозку
пассажиров; соблюдение продолжительности
рабочего дня, перерывов в работе для
отдыха; полное использование за месяц
установленного баланса рабочего времени
бригад; высокую производительность
труда. В практике работы ПАТП применяются
несколько основных форм организации
труда бригад водителей. Рассмотрим
примерные графики работы, рассчитанные
на месяц (30 календарных дней), с месячным
балансом рабочего времени при шестидневной
рабочей неделе 178 часов.
Рис.
8.1. Табличная форма маршрутного расписания
Строенная форма
организации труда
При
такой системе к одному автобусу
прикрепляются три водителя, работающие
по следующему графику.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
Второй |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
|
Третий |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
Средняя
продолжительность рабочей смены составит
178 : 20 = 8,9 ч (в том числе 0,3 ч.
подготовительно-заключительного
времени, 20 – количество рабочих дней в
месяц).
При
длительности обеденного перерыва бригад
по 0,5 ч. время нахождения автобуса на
маршруте = (8,9 ч. – 0,3 ч. + 0,5 ч) * 2 = 18,2 ч.
При длительности
перерыва по 1 ч. время нахождения автобуса
на маршруте = (8,9 – 0,3 + 1) * 2 = 19,2 ч..
Такую
форму организации труда целесообразно
применять для автобусов, начинающих и
закрывающих движение на маршрутах.
Двухсполовинная
форма организации труда
Такая
форма организации труда предусматривает
закрепление за двумя автобусами пяти
водителей (в том числе одного подменного),
работа которых строится по следующему
графику.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
Второй |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
|
2 |
Первый |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
Второй |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
|
Подмен. |
в |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
2/1 |
в |
1/2 |
1/2 |
1/1 |
1/1 |
в |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
Средняя
продолжительность рабочей смены водителя
составляет 7,4 ч.
Продолжительность
пребывания автобуса на линии в зависимости
от длительности обеденных перерывов
бригад может быть в пределах 15,2 – 16,2 ч.
Двухсполовинную
форму организации труда используют для
автобусов, имеющих раннее начало и
непозднее окончание работы на маршруте.
Ее целесообразно применять на маршрутах
с резко выраженными пиковыми часами с
укороченной первой и удлиненной второй
сменами, с дневным отстоем автобусов в
межпиковое время.
Продолжительность
рабочих смен может быть: утренней около
5 час., вечерней – около 10 час.
В
утреннюю смену перерыв на обед бригадам
можно не предусматривать, предоставляя
им в случае необходимости кратковременный
10-15 минутный отдых.
Сдвоенная форма
организации труда
Такая
форма организации труда предусматривает
закрепление каждого автобуса за двумя
водителями.
Для
замены бригад в дни отдыха на каждые
три автобуса необходимо иметь одного
подменного водителя.
Работа
бригад организуется по приведенному
графику.
Продолжительность
рабочей смены составит 7 час. Время
работы на линии 15-16 час.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
Второй |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
|
2 |
Первый |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
Второй |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
|
3 |
Первый |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
Второй |
2 |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Подмен. |
в |
2/3 |
2/3 |
2/2 |
2/2 |
2/1 |
2/1 |
в |
1/3 |
1/3 |
1/2 |
1/2 |
1/1 |
1/1 |
Если
водителей недостаточно, работу водителей
с указанными режимами можно организовать
по следующему графику, являющемуся
вариацией сдвоенной формы.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
р |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в |
р |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Второй |
в |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
р |
в |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Выходные дни
бригадам соответственно предоставляются
в субботу и воскресенье. Автобус в эти
дни работает в одну смену в дневные часы
с наибольшим размером пассажиропотока.
Спаренная форма
организации труда
Данная форма
предусматривает закрепление одного
автобуса за двумя водителями, работающими
через день.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
Второй |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
в |
р |
Продолжительность
рабочей смены составит 178 ; 15 = 11,8 ч.
Автобус на линии
может находиться 12-12,5 ч.
Полуторная форма
организации труда
Данная форма
предусматривает закрепление двух
автобусов за тремя водителями, работающими
по следующему графику
Продолжительность
рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время
нахождения на линии 9,1 – 9,6 ч.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
2 |
Второй |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
1 |
1 |
в |
2 |
2 |
в |
Подмен. |
в |
2/2 |
2/1 |
в |
1/2 |
1/1 |
в |
2/2 |
2/1 |
в |
1/2 |
1/1 |
в |
2/2 |
Одиночная
форма организации труда
Такая
система предусматривает закрепление
одного водителя за каждым автобусом.
Продолжительность
рабочей смены бригад составляет 7 час.
Время работы автобуса на линии, в
зависимости от продолжительности
перерыва на обед, 7,3 – 7,8 час.
А/б |
Водитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Первый |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
в |
р |
р |
р |
р |
р |
р |
в |
Полуторную,
спаренную и одиночную формы организации
труда наиболее целесообразно применять
для автобусов, имеющих предусмотренный
расписанием внутрисменный отстой в
часы дневного спада пассажиропотока,
что позволяет использовать их для
перевозки пассажиров в утренние и
вечерние часы-пик.
Переводить
на этот режим можно только с согласия
работающего.
Применение
приведенных форм организации труда
позволяет иметь в работе автобусы
продолжительностью от 7 до 19 час. и
обеспечить их рациональную эксплуатацию.
Методика проведения
работы
1.
Ознакомиться с исходными данными
(вариант закрепляет ведущий преподаватель),
характеризующими особенности маршрута
и организации работы автобусов на нем
(табл. 8.1).
Таблица 8.1
Исходные данные
Характеристики |
Вариант |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Скорость км/ч |
12 |
14 |
15 |
13 |
15 |
Длина |
400 200 350 600 800 850 350 900 500 700 900 |
300 500 200 450 250 400 700 900 |
800 600 750 500 650 200 700 450 550 |
500 650 200 700 450 550 850 350 430 500 700 |
700 450 850 750 600 800 350 600 800 |
Необходимый |
10-15 |
2-5 |
5-7 |
8-10 |
12-15 |
Необходимый |
20-30 |
5-10 |
10-14 |
15-20 |
15-30 |
Продолжение
табл. 8.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Время обслуживания |
6.00-20.00 |
5.00-21.00 |
5.00- 22.00 |
6.00-20.00 |
6.00-18.00 |
* Значение длины
перегонов для обратного направления
принять равное прямому направлению.
** Час-пик и межпиковое
время выбираются студентом произвольно
с учетом аргументации.
***
Интервал движения автобусов и в пиковое
и в межпиковое время может варьироваться
в значительной степени в зависимости
от результатов промежуточных расчетов.
****
Время обслуживания маршрута может
варьироваться в пределах
15 мин. от заявленного времени начала и
окончания работы маршрута.
***** Необходимые
для расчетов данные, не представленные
среди исходных студент выбирает
самостоятельно с учетом аргументации.
2. Составить график
движения автобусов на маршруте, с учетом
соблюдения режима труда и отдыха
водителей автобусов.
3. Составить
маршрутное расписание движения автобусов
на маршруте для каждого автобуса.
4. Разработать
закрепление водителей за автобусами
5. Сформулировать
выводы по работе, которые должны быть
представлены в виде конкретных
рекомендаций по организации перевозок
заданных вариантом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Мы
с вами до сих пор не ответили на несколько важных вопросов: «Что такое
туристский маршрут?» и «Как его правильно разработать?».
Туристский
маршрут — это заранее спланированный путь следования туристов в течение
определённого времени, определяющий последовательное посещение исторических и
природных памятников, а также мест остановок на привал.
Туристские
маршруты делят на плановые (по путёвкам туристских организаций) и
самодеятельные. Как плановые, так и самодеятельные туристские маршруты
классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, направлению
движения, продолжительности, способам передвижения, содержанию и так далее.
По
типам маршруты делятся на:
тематические
— с преобладанием экскурсионной и познавательной направленности;
походные
— с активными способами передвижения;
и
физкультурно-оздоровительные — с преобладанием в программе спортивных и
оздоровительных мероприятий.
По
направлению движения туристские маршруты можно разделить на: линейные,
кольцевые, радиальные и комбинированные.
Линейные
маршруты — это маршруты с посещением одного или нескольких пунктов (кроме
начального), находящихся на трассе.
При
этом существует два варианта их организации. Первый предполагает, что начальная
и конечная точки маршрута не совпадают. К примеру, сплав по Волге «Бахилова
Поляна — Зольное — Солнечная поляна — Богатырь» — классический пример линейного
туристского маршрута. Начальной точкой путешествия является Бахилова поляна, а
конечной — Богатырь.
Однако
здесь есть одно «но». Предположим, что турист, добравшись до села Богатырь,
вернулся в Бахилову Поляну тем же путём, посетив при этом тот же набор
туристских достопримечательностей. В данном случае этот вариант следует также
рассматривать как линейный туристский маршрут.
Но
если турист, добравшись до Богатыря на лодке, возвращается в исходную точку на
машине (или другим транспортом), то этот вариант (второй) не укладывается в
определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому
маршруту.
Кольцевые
маршруты — это маршруты с совпадением точек начала и конца маршрута и
посещением нескольких пунктов на маршруте.
Радиальные
маршруты — это маршруты, начало и окончание которых происходят в одном
географическом пункте пребывания. Располагаясь в нём,
турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в
пункт начала путешествия.
Возможно
сочетание радиальных маршрутов с линейным или кольцевым, то есть комбинированные
маршруты. В этом случае основными маршрутами на пути следования будут
последние, а в отдельных пунктах туристы совершают радиальные выходы (выезды),
например, с целью осуществления познавательной экскурсии на объект, не
находящийся на основной линии маршрута.
Исходя
из расположения в выбранном районе целевых объектов и удобных пунктов старта и
финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения
маршрута: линейную, кольцевую или комбинированную. Здесь трудно дать какие-либо
особенные рекомендации. Это сугубо ваше творчество. Главное, чтобы выбранная
тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных задач на
маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не
предполагает прямой линии движения на карте, а кольцевой —линии движения по
окружности в их геометрическом смысле.
А
теперь давайте зададим себе вопрос: «Как же туристы разрабатывают маршрут своих
походов?». Если маршрут похода в желаемом районе не описан в литературе, если
Вас не ведут по известным только им дорогам гиды-проводники туристских
организаций или Ваш «безумный» преподаватель, то остаётся одно — разработать и
пройти маршрут самостоятельно.
И
начинать следует, разумеется, с выбора района проведения путешествия. Он
проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных
документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода,
природных памятниках, туристских объектах и так далее. С этой точки зрения
наиболее оптимальными районами для проведения похода являются территории,
имеющие наибольший туристский потенциал. Под туристским потенциалом
понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и
социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на
определенной территории.
При
выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать
поставленные перед ним цели и задачи. Например, для
рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит
наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха
участников в природной среде. Это не загрязнённые хозяйственной деятельностью
территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые
боры, широколиственные леса); живописные ландшафты, с хорошо выраженным
рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные
для купания и отдыха).
Таким
образом, мы можем сформулировать первый и наиболее существенный критерий для
выбора района проведения похода: наличие в районе похода необходимых
рекреационных ресурсов и интересных для туристов целевых
рекреационно-познавательных объектов посещения.
Кроме
этого, в районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания
путешествия.
А
также наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования
силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников
чистой воды для организации питания.
Однако
отметим, что критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами,
пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). То есть их может
быть гораздо больше, чем выше упомянутых.
После
выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной
информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).
Нитка
маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет
собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры
дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша.
Общее
расстояние нитки маршрута определяется с учётом поправок на рельеф,
извилистость рек, масштаба карты и других факторов.
При
разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание,
являются цели похода. Готовый маршрут должен способствовать наиболее
эффективному их достижению, без лишних физических, организационных и финансовых
затрат.
При
разбивке маршрута на участки по дням пути учитывается:
—
время на подъезд к маршруту и выезд с него по окончании похода;
—
время на посещение намеченных экскурсионных объектов;
—
время на собственно движение по маршруту;
—
время на акклиматизацию (если группа будет пребывать в непривычной для
организма климатической зоне).
Помните!
В первые дни (особенно сложного путешествия) даётся малый километраж, так как
вес рюкзака ещё велик, а организм ещё не втянулся в работу.
В
конце маршрута километраж, согласно графику, снова снижается, так как идёт
постепенное расслабление организма после больших нагрузок.
На
маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных
привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (бива́ков). Определив
в районе похода пункты биваков, вы автоматически разобьёте нитку маршрута на
ряд дневных переходов. Но не следует забывать, что протяжённость и
продолжительность таких переходов должна диктоваться конкретным составом
участников похода (их возрастом, состоянием здоровья).
Ещё
раз отметим, что бива́ки и пункты больших обеденных привалов необходимо
намечать в безопасных местах с наличием чистой и пригодной для приготовления
горячего питания воды. При этом надо постараться выбрать места биваков не
просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного
отдыха. Это может быть озеро с возможностью рыбалки и купания летом; живописный
высокий брег реки, место, пригодное для проведения развлекательных соревнований
и прочее.
Самое
сложное для составления графика движения — это просчитать время на собственно
движение группы по маршруту. Сложность заключается в том, что необходимо знать:
возможный
для данной группы темп передвижения;
наличие
на маршруте естественных препятствий и их состояние;
степень
физической подготовленности участников и вес их рюкзаков.
Следует
также помнить, что дневной переход и его трудность зависят не только от
километража, но и от рельефа, состояния снега, направления и силы ветра и
других обстоятельств.
Помните!
Чтобы нормы дневных переходов были одинаково доступны для мужчин и женщин,
груз, переносимый женщинами, должен быть на 30—40 % легче груза мужчин.
В
пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для
движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и
соблюдения намеченной нитки маршрута. Если на маршруте вы встречаете ряд
известных, ожидаемых вами опорных ориентиров, то, соответственно, вы уверены в
том, что не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров
маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрёстки дорог,
отдельные здания, мосты и прочее); линейные (дороги и просеки, используемые для
движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными
массивами и полями и так далее); площа́дные (населённые пункты, озера,
небольшие лесные массивы).
Чтобы
точно рассчитать время на подъезды к маршруту, нужно иметь сведения о
расписании движения транспорта. Остальное время распределяется примерно так:
время
непосредственно на движение;
время
на днёвки (дни отдыха на месте. После каждых трёх — четырёх дней пути даётся
день отдыха — днёвка). Есть у туристов такое правило: количество днёвок должно составлять
примерно 1/5 от общего количества дней;
для
более сложных путешествий всегда планируется два-три резервных дня,
рассчитанные на неожиданные метеоусловия, препятствия, которые могут задержать
группу.
Планируемая
продолжительность перекуса — пол часа. Горячего обеда — полтора часа. Утренних
сборов — от часа до полутора часов. Вечерних бивачных работ — до двух часов, но
не менее одного часа.
Но
не стоит забывать, что в зимний и осенний период количество переходов в день
в целом сокращается и может сокращаться время, отведённое на обеденный привал.
Таким
образом, определив число ходовых дней, число днёвок и количество запасных дней,
группа тем самым определяет и срок окончания маршрута. Остаётся наметить контрольные
сроки: выхода на маршрут, прохождения промежуточных пунктов (если таковые
имеются) и завершения похода.
Отметим
также, что разрабатываемый маршрут является основой и для регулирования нагрузочного
режима в конкретные походные дни.
План-график
составляется для всех туристских походов, начиная от двухдневных походов
выходного дня. Выполнение плана-графика в условиях похода определяет его
успех и безопасность.
Целесообразно
бывает планировать и динамику весовых нагрузок, приходящихся на участников походов.
Естественно, что масса рюкзака на маршруте изменяется с течением времени.
Расходным содержимым рюкзака туриста являются продукты питания, и, если поход
проходит по безлесному району, то и топливо для туристских нагревательных и
осветительных приборов.
В
заключение проделанной «черновой» работы следует оценить
намеченный маршрут в целом: пригодность пункта приезда к началу маршрута и
пункта отъезда, привлекательность выбранных рекреационных и познавательных
объектов, удобство и надёжность выбранных путей движения к ним, логичность
выбранной тактической схемы маршрута, мест организации биваков и так далее.
Исходя из масштаба карты, необходимо ещё раз тщательно (строго по линии
предполагаемого движения) измерить протяжённость всех намеченных дневных переходов;
определить общую протяжённость маршрута и сравнить её с намеченными параметрами
для конкретной группы туристов.
При
необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы, и
окончательная линия маршрута наносится на карту с указанием условным знаком
(Δ) пунктов старта, финиша и мест всех ночлегов (биваков).