Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Географическое краеведение
6 класс -
2 слайд
Атмосфера
Тема урока: Построение графиков суточного и годового хода температуры воздуха
учитель географии
МОУ СОШ № 5
г. Ржев
Тверской области
Кузьмина Наталья Викторовна -
3 слайд
Цель урока:
1. Продолжить формирование представления учащихся о годовом ходе температур воздуха, о годовой амплитуде температуры воздуха.
2.Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), составления и анализа графиков хода температуры. -
4 слайд
Как нагревается воздух
8 ч.
10 ч.
12ч.
Какая из площадок нагрета больше, чем другие?
Вывод:
Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше прогревается поверхность Земли и выше температура воздуха -
5 слайд
термометры
Термометр современный
Термометр Галилея 1597 год -
6 слайд
Суточная амплитуда температур
Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется суточной амплитудой температуры воздуха.
A=max t – min t -
7 слайд
0
4
6
8
10
12
14
16
18
20
+1
+2
+3
+4
-1
-2
-3
-4
2
1
7
13
19
Суточный ход температуры воздуха
А=3+4=70С
Сумма положительных температур 3+1=4
Сумма отрицательных температур 4+1=5
Количество измерений 4
Средняя суточная температура -(5-4):4=-0,250С -
8 слайд
ф
я
м
а
м
а
и
с
о
н
и
д
+4
+8
+12
+16
0
-4
-8
-12
-16
-10
-5
+5
+11
+17
+10
-2
Годовой ход температур
А=17-(-12)=17+12=29 -
9 слайд
Средние многолетние температуры за месяц в Ярославле
Сумма положительных температур5+11+16+16+17+10+4=79
Сумма отрицательных температур12+10+5+2+8=37
Из большего вычитаем меньшее 79-37=42 (ставим знак большего)
Количество измерений12
Средняя годовая температура42:12=3,5Годовая амплитуда температур17- (-12)=17+12=29
-
10 слайд
Практическая работа
Вычислите среднюю месячную температуру воздуха за один из месяцев (ноябрь, январь 2014 года и март 2015 года), используя календарь погоды.
Постройте график месячного хода температур на примере ( ноября, января и марта), используя календарь погоды.
Пользуясь данными таблицы подсчитайте среднюю годовую температуру воздуха вашего населенного пункта.
Определите годовую амплитуду температуры.
Постройте график «Годовой ход температуры воздуха» по данным таблицы. -
11 слайд
Годовой ход температуры
-
-
-
-
-
-
-
18 слайд
Домашнее задание
§36-37
Задания:
построить графики
Практическое задание. Построение графика годового хода температуры.
- строим координатные оси;
- по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
- по горизонтальной оси – названия месяцев года (1 см – 1 месяц)
- построения производим согласно данным таблицы
- полученные точки соединяем плавной линией (сначала простым карандашом, затем положительные температуры– красной, отрицательные – синей линией).
- используя график и данные таблицы, вычисляем температуру воздуха в ноябре (для города Ярославль), годовую амплитуду температур и среднегодовую температуру.
Город |
Я |
Ф |
М |
А |
М |
И |
И |
А |
С |
О |
Н |
Д |
Тср |
Т |
Ярославль |
-12 |
-10 |
-5 |
5 |
11 |
16 |
16 |
17 |
10 |
4 |
-8 |
|||
Сингапур |
21 |
20 |
21 |
21 |
21 |
21 |
20 |
20 |
20 |
21 |
22 |
23 |
||
Стокгольм |
-2 |
-2 |
0 |
4 |
10 |
14 |
17 |
16 |
12 |
6 |
2 |
0 |
Амплитуда температур рассчитывается как сумма самых низких и самых высоких температур по модулю (то есть, знак «-» игнорируется).
Пример: самая низкая температура – 20 градусов , самая высокая +30 градусов.
Считаем: [- 20°]+ 30°= 50 градусов.
Ответ: Амплитуда температур равна 50°С.
Алгоритм нахождения среднегодовой температуры воздуха
1.Складываем все положительные показатели среднемесячных
2. Складываем все отрицательные показатели среднемесячных температур
3.Находим сумму положительных и отрицательных температур (обязательно учитываем знаки: «+» и «-» )
4.Значение полученной суммы делим на двенадцать
Предмет: география.
Класс: 6 класс.
Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.
Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
Технологии: урок с использованием ИКТ.
Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.
Задачи уроков:
- Сформировать умение построения графиков хода температуры.
- Научиться определять по графику суточную (годовую) амплитуду температуры.
- Научиться определять по графику температуру воздуха в разные моменты времени.
- Научиться определять по приведённым данным среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.
Урок 1
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Устный опрос по вопросам:
- Что такое атмосфера? (слайд 2)
- Что является границей атмосферы? (слайд 2)
- Каков состав атмосферы? (слайд 3)
- Перечислить слои атмосферы, начиная с самого нижнего. (слайд 4)
- Каково значение атмосферы? (слайд 5)
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.
Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).
В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.
(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).
(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.
2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд 8)
1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).
2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)
3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.
4) полученные точки соединяем плавной линий – получили график хода температуры в течение суток.
III. Итог урока (Анализ графика) (Слайд 8)
1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.
2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.
3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.
IV. Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.
Урок 2
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по вопросам.
- Как происходит нагревание атмосферы?
- Где и каким образом производят измерения температуры воздуха?
- Как и почему изменяется температура в течение суток?
- Что такое суточная амплитуда температуры?
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.
На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).
По данным наблюдений можно построить график, который бы отражал изменение температуры воздуха в течение года – график годового хода температуры воздуха. По этому графику легко определяются самый холодный и самый тёплый месяцы в году, годовая амплитуда температуры воздуха, среднегодовая температура.
2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)
- строим координатные оси;
- по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
- по горизонтальной оси – названия месяцев года (0,5 см – 1 месяц)
- построения производим согласно данным таблицы (пользуясь навыками, полученными на прошлом уроке)
- полученные точки соединяем плавной линией.
- (Слайд 10) используя график и данные таблицы, вычисляем годовую амплитуду температур, среднегодовую температуру и температуру воздуха в ноябре.
Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.
III. Итог урока.
(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.
IV. Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.
Самое резкое изменение температуры воздуха было зафиксировано 22
ноября 1943 года в горном массиве Блэк-Хилс, штат Южная Дакота,
в США. В течение двух минут она поднялась от -200С до +70С.
Спустя несколько часов она упала с +120С до -200С.
С
температурой воздуха мы сталкиваемся постоянно, но задумывались ли вы, как её
определяют и от чего она зависит, ведь таких резких перепадов температур, как в
Южной Дакоте в России не встречается? Сегодня это и будет темой нашего
урока.
Давно установлен тот факт, что воздух
нагревается не от проходящих через него солнечных лучей, а от поверхности
Земли, которую они нагревают. Вы уже знаете, что, суша и вода
прогреваются по-разному. Так, суша нагревается и остывает быстрее, чем
вода.
Как же измеряют температуру воздуха?
Это делают при помощи специального прибора
– термометра. Практически у каждого из вас он есть дома. Но для того,
чтобы термометр показывал правильную температуру воздуха, его необходимо правильно
расположить. Так, термометр, расположенный прямо под прямыми солнечными лучами,
покажет температуру не воздуха, а температуру нагревания самого прибора.
Поэтому для получения верных значений температур, термометр всегда необходимо
вешать с северной стороны, там, где всегда тень.
Интересно, что первым изобретателем
термометра считают Галилео Галилея. В 1597 году он изобрел прототип
термометра – термоскоп. Он представлял собой стеклянный шарик с
припаянной к нему трубкой. Шарик нагревали, и конец трубки опускали в воду.
Через некоторое время, когда воздух в шарике немного охлаждался, вода в трубке
поднималась вверх. Когда же температура воздуха в шарике повышалась, уровень
воды в трубке понижался. Однако у такого прибора не было шкалы, которая бы
позволяла судить о показаниях температуры. Поэтому при помощи термоскопа можно
было судить только об изменении нагретости тел.
На метеорологических станциях температуру
воздуха измеряют при помощи термометров, помещенных в специальные будки.
Они представляют собой деревянные будки, окрашенные в белый цвет с
жалюзи. Располагают их на высоте двух метров над поверхностью Земли.
Делают это для того, чтобы на показания термометра не влияла температура почвы
и для защиты прибора от дождя и снега и от прямых солнечных лучей.
Для того, чтобы спрогнозировать погоду,
температуру воздуха измеряют в течение суток. Это делают по той причине,
что в течение дня температура воздуха не остаётся постоянной, а изменяется.
Как это происходит?
Утром всегда прохладно,
потому что земная поверхность еще не прогрета солнечными лучами. После восхода
Солнца солнечные лучи постепенно прогревают Землю, которая спустя некоторое
время начинает отдавать своё тепло воздуху. Его температура постепенно начинает
повышаться. В полдень солнечные лучи максимально прогревают земную
поверхность. В это время воздух продолжает получать тепло от земной
поверхности, но его максимальная температура наблюдается не в 12 часов
дня, а только через два часа после полудня, так как полученное тепло
Земля отдает воздуху с запозданием. Поэтому и максимальная температура наблюдается
в 14 часов дня. После полудня Солнце в меньшем количестве
нагревает земную поверхность, и температура воздуха начинает постепенно падать.
Самая низкая температура отмечается перед рассветом.
Такой суточный ход температуры воздуха
зависит от угла падения солнечных лучей. Чем этот угол больше, тем
больше прогревается земная поверхность, а значит, и сильнее будет прогреваться
воздух.
Но бывают и такие случаи, когда
температура воздуха повышается ночью, а днём понижается. На
правильный суточный ход температуры воздуха тогда влияют воздушные массы,
приходящие с Атлантического или с Северного Ледовитого океана. Если на земную
поверхность приходят воздушные массы с Атлантического океана, то они
приносят потепление воздуха. Если же над земной поверхностью начинают
господствовать воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то, как
правило, они приносят похолодания.
Разницу между самой высокой и самой низкой
температурой воздуха называют амплитудой температуры. Например, если в
течение дня максимальная температура достигала +200С,
а минимальная +90С, то амплитуда температур составила 110С.
Если же максимальная температура воздуха составляла +80С,
а минимальная -20С, то амплитуда температур составила 100С.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуру разных суток между собой, определяют среднюю суточную
температуру воздуха. Для этого находят сумму температур, наблюдаемых
в течение дня, и делят на количество её измерений. Если в течение дня
наблюдались как положительные, так и отрицательные температуры воздуха, то для
определения среднесуточной температуры необходимо определить сумму всех положительных
температур, а затем сумму всех отрицательных температур. Из наибольшей
суммы вычесть наименьшую. Полученную величину разделить на количество
измерений температуры в течение дня, и у полученного частного поставить
знак делимого.
Например, в течение суток зафиксированы
следующие температуры воздуха. Тогда
для определения среднесуточной температуры воздуха необходимо определить сумму
положительных температур: +240С. Сумму отрицательных температур: -80С. Найти разницу между самым
высоким и самым низким значением температуры: 160С. Тогда среднесуточная температура
воздуха равна +160С разделить на 80С,
получим 20С.
Изменение среднесуточных температур можно
отобразить наглядно, построив график суточного хода температур воздуха.
Для этого на координатной плоскости, на вертикальной оси откладывают температуру
воздуха. Например, одна клетка – это 10С. А на
горизонтальной оси откладывают часы измерений температуры.
Например, 1,5 см будут отражать один
срок наблюдений. При пересечении значений градусов и часов измерений ставят
точки. Затем все точки соединяют плавной линией. Получился график
суточного хода температур воздуха.
Например, построим график суточного хода
температур по следующим показаниям. На
вертикальной оси отложим значение температуры воздуха в 0 часов -30С,
а на горизонтальной оси отложим 0 часов. На пересечении этих
значений поставим точку. Так поступаем и при отложении значений
температур для других часов суток. Соединяем полученные точки плавной линией.
Получили график хода суточных температур воздуха.
Но температура воздуха изменяется не
только в течение суток. Значительные её изменения происходят и в течение
года. Особенно это хорошо прослеживается на территории нашей страны.
Летом наблюдаются самые
высокие температуры воздуха, потому что земная поверхность очень сильно
прогревается днём, а ночью не успевает охладиться. Осенью и зимой
температуры воздуха намного ниже, а весной они снова начинают повышаться.
Причиной такого изменения температур в течение года является угол
падения солнечных лучей. Чем более отвесно они падают, тем сильнее
прогревается земная поверхность.
Например, у экватора в течение года
наблюдаются высокие температуры воздуха, потому что здесь солнечные
лучи падают на земную поверхность под углом 900С. Но чем
дальше от экватора, тем угол падения становится меньше, а, значит, и земная
поверхность получает намного меньше тепла, чем на экваторе. В приполярных
областях угол падения солнечных лучей составляет 23,50С,
поэтому здесь в течение года всегда очень холодно.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуры воздуха различных месяцев, определяют среднемесячную температуру
воздуха. Для того, чтобы её вычислить, необходимо сложить среднесуточные
температуры воздуха месяца и разделить полученное значение на количество дней в
месяце.
Если сравнить значения среднемесячных
температур воздуха, то получится, что самым тёплым месяцем в году
является июль, а вот самым холодным – январь.
В южном полушарии
наоборот, январь является самым тёплым месяцем, а июль – самым
холодным.
А вот над акваторией океана самым тёплым
месяцем является август, а самым холодным – февраль,
потому что вода прогревается и охлаждается медленнее, чем суша.
Значения среднемесячных температур также
можно показать наглядно, построив график годового хода температур.
Для этого на координатной плоскости, на
вертикальной оси откладывают среднемесячные значения температур, а на
горизонтальной – название месяцев.
Для примера построим график годового хода
температур в Москве, имея следующие значения среднемесячных температур
воздуха. На вертикальной оси откладываем температуру января -90С,
а на горизонтальной оси откладываем название месяца январь.
При пересечении этих значений ставим точку. Таким же образом поступаем и при
отложении значений температур для других месяцев. Получили график годового хода
температур воздуха.
Среднемесячные температуры воздуха в одном
и том же месте не остаются постоянными, а меняются из года в год.
Например, в один год среднемесячная температура июля составляла +180С,
потому что было очень тепло, а в другой год в это же время температура составила
+140С, потому что постоянно шли дожди.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуру за месяц в разных пунктах, определяют среднюю многолетнюю
температуру воздуха месяца. Для этого определяют сумму средних месячных
температур за несколько лет и делят на количество этих лет. Зная эту
величину можно подсчитать среднюю годовую температуру определённого пункта на
Земле.
Подведём итоги.
Воздух прогревается от земной поверхности.
Его температуру определяют при помощи термометра.
В течение суток температура постоянно
изменяется: ее максимальные значения наблюдаются в 2 часа дня, а минимальные
– перед рассветом.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуры разных суток, вычисляют среднесуточную температуру воздуха.
Главной причиной изменения значений температур является изменение
угла падения солнечных лучей: чем больше угол, тем больше прогревается
земная поверхность, а значит, и воздух.
Для сравнения температур за месяц
вычисляют среднемесячные температуры воздуха. По их значениям определяют
годовой ход температур. Для того, чтобы можно было сравнить температуру воздуха
в различных пунктах, определяют среднюю многолетнюю температуру воздуха
месяца. Зная ее, можно вычислять среднюю годовую температуру пункта.
Ответ:
График прикреплен к ответу.
Средняя температура ноября -2°С.
Средняя годовая температура +3,5°С, можно округлить до +4°С.
Годовая амплитуда 29°.
Ход решения:
Строим график.
1. Для построения графика определяем и рисуем направляющие оси. У нас это ось температуры (t°) и дни.
2. Подбираем удобный минимальный (самый маленький) шаг и подписываем их значения. Подбор шага важен для графика, т.к. он определяет то, насколько удобно будет рисовать и видеть график.
3. Обозначаем точки по данным, которые есть. Ищем точку, которая находится на пересечении линий, который проводим от заданных значений. Для удобства этот пункт я на графике нарисовала пунктирными линиями. Нужно ли их рисовать в домашнем задании лучше уточнить у учителя.
Определяем температуру ноября по графику.
От обозначения ноября проводим условную линию (у меня на графике зеленым) до пересечения с уже начерченной линией (на графике розовым). Далее от этой точки пересечения мы проводим условную линию к направляющей «температура». Это значение и будет средней температурой ноября. У меня по графику получилось -2°С.
Расчет среднегодовой температуры.
Это значение высчитывается по среднему арифметическому:
((-12) + (-10) + (-5) + (+5) + (+11) + (+16) + (+16) + (+17) + (+10) + (+4) + (-2) + (-8)) / 12 = 42 / 12 = 3,5
°С
Расчет годовой амплитуды.
Этим значением является разница между самой высокой и самой низкой температурой в году. При этом важно, что мы отнимаем от самой высокой (+17°С) самую низкую (-12°С):
(+17) — (-12) = 29
°