Как составить график повышения квалификации сотрудников

Добавить в «Нужное»

План обучения персонала: пример

Руководители организаций, заинтересованные в развитии вверенных им предприятий, понимают значение и роль в этом деле обучения сотрудников. Для этих целей ими регулярно проводятся соответствующие мероприятия. Неотъемлемым элементом данного процесса является план обучения персонала. Пример такого документа будет приведен в настоящей статье.

Что такое план обучения

Любой план – это структурированный документ, отражающий порядок действий или мероприятий, направленных на достижение конкретной цели или целей.

План обучения сотрудников представляет собой перечень мероприятий по наделению работников предприятия знаниями в определенной области для работы в конкретном направлении, рассчитанный на установленный в нем период, к примеру, месяц, квартал или год.

Такой план согласовывается руководящим составом предприятия и утверждается высшим руководством.

Далее рассмотрим порядок составления плана более подробно.

Этапы составления плана

Как правило, план обучения составляет специалист, трудовыми задачами которого являются обучение и подготовка персонала в данной организации. Как только руководству становится ясно, что имеется потребность в осуществлении обучения сотрудников, данному специалисту дается поручение подготовить соответствующий план с учетом направления, в котором выявлена недостаточная компетентность трудового коллектива.

Необходимость в обучении сотрудников может быть выявлена исходя из:

  • распорядительных документов руководства, содержащих требования к уровню подготовки персонала или рекомендации по повышению квалификации сотрудников;
  • предложений руководителей подразделений, сотрудники которых, по их мнению, нуждаются в обучении;
  • результатов аттестации персонала;
  • предложений самих сотрудников.

Для выполнения возложенной на специалиста задачи ему необходимо сделать следующее:

  • разработать программу подготовки персонала, которая будет учитывать потребности и цели обучения;
  • определить, какие мероприятия должны входить в план обучения;
  • если для обучения необходимо привлечение сторонних организаций, провести оценку рынка соответствующих услуг и выбрать наиболее подходящий вариант;
  • определить бюджет на проведение обучения с учетом расходов на внеплановые мероприятия, потребность в проведении которых может возникнуть непосредственно в ходе обучения;
  • разработать собственно план обучения сотрудников, который затем направляется руководству на согласование.

Составленный план обучения персонала (пример) рассылается руководителям подразделений, отделов предприятия для изучения и вынесения предложений по его усовершенствованию. По окончании согласований план утверждается и передается ответственным лицам для непосредственной реализации.

Что входит в план обучения

План составляется в произвольной форме и обычно содержит следующие позиции и сведения:

  • направление обучения и его цели;
  • бюджет обучения с учетом возможных внеплановых мероприятий;
  • в случае проведения обучения сторонней организацией сведения о такой организации и стоимость ее услуг;
  • сроки проведения обучения;
  • сведения об обучаемых сотрудниках (Ф.И.О., должности);
  • форма и время обучения с учетом рабочего времени персонала;
  • четко сформулированные действия и мероприятия по обучению с указанием сроков на их выполнение/проведение;
  • места для отметок о проведении мероприятий и комментариев.

В ходе реализации плана может появиться потребность в проведении дополнительных мероприятий, о чем руководитель подразделения должен заявить вышестоящему руководителю заблаговременно.

Скачать план обучения персонала (пример)

Форум для бухгалтера:

Как распределить нагрузку и составить график онлайн-обучения, чтобы оно было максимально эффективным?

Повышение квалификации обычно появляется в жизни финансового специалиста по двум причинам: 1.Когда у компании запланировано очередное обучение персонала или она имеет виды на сотрудника; 2.Когда сам специалист активно работает над развитием своей карьеры и нашел идеальный курс для этого. Если учиться придется на очных курсах – ваш график будет расписан наперед. Если же выбор пал на онлайн-курсы – нет необходимости приспосабливаться под ритм целой группы или лектора. Можно самостоятельно выбирать, когда и в каком темпе удобнее заниматься. Онлайн-курсы – это бюджетный, предполагающий гибкий график, качественный способ повышения квалификации. Но как использовать эту гибкость во благо, а не в ущерб своего времени и сил, и успешно дойти до конца? В этом материале приведены рекомендации по эффективному обучению на онлайн-курсах, проверенные не одной сотней студентов нашей академии.

Составьте график занятий

Онлайн-курсов для финансовых специалистов существует великое множество: финансовый менеджмент, налоговый и бухгалтерский учет, Excel и мн. др. Поскольку ресурсов на такое образование тратится меньше, возникает желание – не только у руководства компании, но и у самого специалиста – взяться сразу за несколько дисциплин. Я бы рекомендовала не делать так, а сначала попробовать, подходит ли вам вообще такой формат обучения, выбранная специализация, преподаватель и подача материала. Мы в академии предлагаем бесплатный ознакомительный доступ к первому модулю любого курса. Здесь самостоятельно или с помощью администратора можно ознакомиться с программой курса, с его структурой, полистать учебные материалы, посмотреть вебинары, сдать первый тест. После просмотра вебинаров можно выбрать понравившегося преподавателя.

И хотя дистанционное обучение в большей степени проходит самостоятельно, и администраторы, и преподаватель сопровождают слушателя в процессе обучения практически 24/7.

Для более эффективного обучения нужно составить график, чтобы четко представлять, из скольких модулей состоит курс, сколько времени нужно тратить на каждый модуль, какое время слушатель сможет уделять этим курсам и выполнению заданий. Стоит учитывать возможные форс-мажорные обстоятельства (отчеты, командировки, отпуска, болезни) слушателей и на этот случай предусмотреть возможность приостановки курса (до 30 дней). После активации, предположим после приостановки на 10 дней, к концу доступа прибавляются «замороженные» 10 дней.

Также может случиться, что не все в учебных материалах может быть понятно с первого раза, поэтому нужно заложить время и на виртуальные консультации с преподавателем.

Правильное планирование занятий очень дисциплинирует

Наш опыт показывает, что оптимально тратить на модуль около 7 дней. Лучше в начале недели изучить теоретические материалы (конспекты, задачники), посмотреть записи прошедших вебинаров, обсудить с преподавателем возникшие вопросы. Обычно на выходных проходят «живые» вебинары. Их расписание выкладывается в курсе в начале месяца, поэтому слушатель может заранее запланировать свое участие в них, освободить для этого время, собрать вопросы, которые можно вынести на обсуждение онлайн. И в то же время, если не получилось участвовать онлайн, всегда есть возможность просмотреть запись прошедшего вебинара буквально в этот же день. Таким образом на один модуль будет уходить одна неделя и обучение будет иметь циклический законченный формат.

Есть более сложные курсы, на которые дается и больше времени на изучение. В них мы рекомендуем 2 недели на изучение модуля. Этого времени должно хватить и на изучение теории, и на отработку навыков решения практических задач.

В графике обязательно нужно учесть время на повторение всего пройденного материала, на индивидуальные консультации с преподавателем, если все-таки остались невыясненные вопросы.

Повторение всего курса мы предлагаем делать в виде пробного экзамена, который является аналогом будущего онлайн-экзамена, своего рода тренажера перед ответственным испытанием на получение диплома.

Как построить ежедневный график обучения? Когда лучше заниматься? В будни или в выходные? Утром или вечером? Это вы решаете сами в зависимости от своего темперамента, стиля жизни, условий работы. Огромное преимущество – что дистанционный формат «встраивается» в любой жизненный график: кто-то занимается поздним вечером, когда закончена работа, сделаны все домашние дела, уложены спать дети; кто-то может выделить время прямо на работе, если позволяет работодатель; некоторые специалисты предпочитают вредным булочкам обучение в обеденный перерыв.

Как спланировать распределение нагрузки?

Перед тем как начнете строить свой график обучения, запомните, что профессиональный рост – это процесс длиною в жизнь. Ключевым элементом изучения любого предмета является систематичность. Гораздо полезней обучаться каждый день по полчаса, чем раз в неделю сидеть 8 часов до головной боли.
Второй момент, который нужно учесть, и на который очень часто указывают наши методисты при общении с клиентом: вы пришли не показывать знания, а учиться чему-то новому. Поэтому не расстраивайтесь на первых этапах, если есть непонятные места в конспектах, если первые попытки сдать тест показали невысокий результат.
Полезность ваших занятий зависит не только от их количества, но также и от их качества. Если вы занимаетесь с осознанием того, что хотите получить – знания, практические навыки, хороший результат на экзамене, желанный диплом, т.е. процесс идет целенаправленно, то в таком случае прогресс будет происходить гораздо быстрее, чем вы будете просто «отмечаться» на портале, формально читать конспекты и сдавать тесты. Но если вы будете заниматься регулярно, и стараться использовать время эффективно, то увидите приличные результаты.
Без преувеличения могу сказать, что планирование своего времени это один из ключевых моментов при составлении графика занятий. Это на самом деле очень просто – если вы начали планировать занятия на будущее, значит вы на нужном пути. Если же этого не делать, вы скорее всего пройдете пару модулей, которые уже и так знаете, новое покажется вам чересчур трудным, и попросту не достигнете никакого прогресса.
Сначала необходимо определить, сколько у вас времени на занятия. Потом разделить этот период времени на части, каждая из которых посвящена отдельной проработке.

К примеру:

Если у меня есть только два часа на занятия, я разделяю это время на 2 части: 1 час на чтение конспекта и 1 час на решение задач и просмотр вебинаров; или по полчаса на конспект и задачник и второй час на просмотр вебинара по теме.

После первого модуля, к которым в нашей академии есть бесплатный доступ, то есть до начала обучения, вы можете решить, что лично вам удобнее: сначала читать конспект, а потом смотреть вебинар на эту тему или наоборот, сначала послушать преподавателя, а потом закрепить чтением конспекта. Единого мнения здесь нет даже у преподавателей. Это вы решаете, исходя из личных предпочтений.
Занимаясь по методу разделения, вы даете себе возможность охватить более широкий спектр тем, которые хотите изучить.

К примеру:

Изучение темы «Финансовые инструменты» вызывает всегда затруднение. Многие оставляют ее «на потом» или просто решают, что она неподъемная. Но если вы скажете себе: «Следующие выходные я посвящу финансовым инструментам и ничего больше», то задача становится более ясной и управляемой. Усвоение небольшого количества информации дает вам возможность сделать следующий шаг, перейти на следующую тему.

Так как-же все таки составить свой график занятий?

Все очень просто: запишите свои цели на листок и будьте конкретны. Вместо того, чтобы говорить: «Мне нужно выучить тему «Финансовые инструменты», надо понять, что именно вам непонятно, в каком месте конспекта возникает «затык» (не может же быть, непонятно абсолютно ничего в конспекте), стоит задать вопросы преподавателю или лучше посмотреть вебинар. С помощью тестов к каждому модулю курса можно проверять, насколько хорошо усвоен пройденный материал, а что вызывает затруднения.

Сконцентрироваться на этом моменте, проработать их. Самый лучший совет, который я могу дать вам, это то, что нужно уделять внимание тому, чего вы не знаете, а не тому, что знаете.

Хотите проверить рекомендации в действии?
Выберите подходящий курс и пройдите его 1-й урок бесплатно, чтобы оценить, насколько комфортно повышать квалификацию онлайн!

Удается ли вам выделить время на учебу?

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

29

Добавлен:

10.02.2015

Размер:

708.17 Кб

Скачать

  1. Составление графиков повышения квалификации

Цель:
Составить
график повышения квалификации кадрового
состава на основе заявок на прохождение
курсов повышения квалификации, годового
плана выделенных средств организации,
прайс-листа образовательного учреждения
и договора с учебным заведением.

Требуется:
Сформировать
«Отчет о графике повышения квалификации»,
из которого видно на какие курсы
претендуют сотрудники, дату начала и
дату окончания курса.

Периодичность
и область применения:
График
повышения квалификации сотрудников
составляется на каждый год перед его
началом.

Организационно-экономическая
сущность:
Анализ
результатов повышения квалификации
сотрудников позволяет определить прошел
или нет сотрудник курсы повышения
квалификации, иначе говоря, определить
уровень профессиональной пригодности
сотрудника для занимаемой должности.
Задача
выполняется на основе следующих
документов:

  • Заявки
    сотрудников на прохождение курсов
    повышения квалификации (Таблица 5.4)

  • Годовой
    план выделенных средств организации
    (Таблица 5.5)

  • Прайс-лист
    образовательного учреждения(Таблица
    5.6)

  • Договор
    с учебным заведением (Таблица 5.7)

Данная
задача показана в алгоритме 5.1.

Вербальное
описание алгоритма:

  1. Из
    заявок на повышение квалификации мы
    берем перечень сотрудников. Тематику
    курсов берем из заявок сотрудников на
    прохождение курсов повышения квалификации.
    Дату начала и окончания мы берем из
    договора с учебным заведением.

  2. Перемножаем
    количество сотрудников на стоимость
    курса из прайс-листа и
    получаем
    общую стоимость. Определяем
    общую стоимость курсов повышения
    квалификации.

  3. Суммируем
    общую стоимость и сравниваем с суммой,
    предусмотренной годовым планом
    выделенных средств организации.

  4. Проверяем
    общая стоимость обучения больше чем
    сумма, предусмотренная годовым планом?
    Если нет, то идет корректировка записей.
    Если да, то определяем сотрудников на
    курсы, кто где будет учиться.

  5. Из
    справочников структурных подразделений,
    должностей и сотрудников
    берется
    информация о структурном подразделении,
    ФИО и должности, занимаемой каждым
    сотрудником и заносится в выходной
    документ. Составляем
    список сотрудников на повышение
    квалификации.

  6. Формирование
    готового документа «График повышения
    квалификации»

Технико-экономическая
эффективность:
Автоматизация
этой задачи позволит быстро обрабатывать
информацию о результатах графика
повышения квалификации сотрудников,
что позволит поддерживать условие
востребованности и развитие компетенций
специалиста программы профессиональной
переподготовки для выполнения нового
вида профессиональной деятельности.

Методы
контроля
:
Контроль за достоверностью информации,
передаваемой по каналам связи, осуществляют
операторы, которые принимают массивы
данных и оперативные документы. Для
заданных массивов данных и документов
подсчитываются контрольные суммы,
которые вводят в ЭВМ одновременно с
основными передаваемыми данными, а на
входе с помощью ЭВМ суммируют основные
данные и результаты сравнивают с
контрольной суммой.

Методы
внесения изменений:

изменения в документы могут вноситься
сотрудниками, имеющими доступ к файлам
БД Zaivki_povish_kvalif,
God_plan,
Prais_list,
Dogovor.

Информационное
обеспечение.

Входная
информация:

в качестве входной информации используются
следующие документы:

  • Заявки
    сотрудников на прохождение курсов
    повышения квалификации

(Документ
6.1)

  • Годовой
    план выделенных средств организации
    (Документ 6.2)

  • Прайс-лист
    образовательного учреждения (Документ
    6.3)

  • Договор
    с учебным заведением (Документ 6.4)

Информация
из вышеуказанных документов заносится
и хранится в файлах:

  • Zaivki_povish_kvalif

  • God_plan

  • Prais_list

  • Dogovor

Входные
документы:

Табл.
6.1. Заявки сотрудников на прохождение
курсов повышения квалификации

Структурное
подразделение

Должность

ФИО

Стаж
работы

Основание
проведения обучения

Табл.
6.2. Годовой план выделенных средств
организации

Объем
денежных средств, выделяемых на курсы
повышения квалификации

Год

Табл.
6.3. Прайс-лист образовательного учреждения

Образовательное
учреждение

Наименование
специальностей

Тематика
курсов

Вид
образования

Стоимость
на человека

Табл.
6.4. Договор с учебным заведением

Дата
начала обучения

Дата
окончания обучения

Наименование
программы

Адрес
заведения

Выходная
информация:

В
результате решения данной задачи
формируется документ «Отчет о графике
повышения квалификации». Документ
представляется на листах формата А4 и
является текстово-числовым. Документ
заносится в файл Grafik_pov_kval
и хранится в ЭВМ.

Табл.
6.5.
Отчет
о графике повышения квалификации

ФИО

Должность

Структурное
подразделение

Наименование
образовательного учреждения

Тематика
курсов

Дата
начала курса

Дата
окончания курса

Стоимость

Соседние файлы в папке vsd

  • #

    10.02.2015219.14 Кб102. Логико-информационная схема 1.vsd

  • #

    10.02.2015194.56 Кб92. Логико-информационная схема 2.vsd

  • #

    10.02.2015368.64 Кб124. Алгоритм 1-1.vsd

  • #

    10.02.2015295.42 Кб104. Алгоритм 1-2.vsd

  • #

    10.02.2015465.41 Кб95. Схема взаимосвязи.vsd

  • #
  • #

    10.02.2015259.07 Кб9лис 6.vsd

  • #

Каким бывает обучение

В условиях динамично развивающихся технологий, внедрения новых программ базовое образование не обеспечивает надлежащей квалификации персонала, возникает необходимость в получении новых знаний и навыков. Профессиональное обучение и переподготовка персонала становятся потребностью. На помощь приходит система обучения персонала.

Выделяют три основных вида:

  • профессиональная подготовка кадров;
  • переподготовка кадров (переквалификация);
  • повышение квалификации кадров.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Подготовка персонала

Профподготовка направлена на обучение и развитие персонала, по результатам прохождения которой обучаемый приобретает квалификацию, овладевает специальными познаниями и навыками. Соответственно, его ценность как специалиста повышается.

Переподготовка

Когда необходимо приобрести новые необходимые навыки, знания или умения, освоить другую профессию или при изменении профессиональных требований к выполнению той или иной работы, тогда переподготовка — ваш вариант.

Повышение квалификации

Этот вид называют профессиональным совершенствованием. Он необходим тем работникам, которые хотят улучшить уровень знаний, стремятся к повышению в должности либо в ситуациях, когда к работе предъявляют повышенные требования.

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. Метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, копируя их. Чем точнее он повторяет, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего дают какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Лекции

Этот метод используется, когда необходимо быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, к достоинствам относятся низкие финансовые затраты и подача большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам дается оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Тренинги

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение проходит в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Как организовать обучение персонала

Чтобы грамотно все организовать, составляется программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить пример плана обучения персонала на предприятии.

Шаг 1. Определяем цель учебы, что вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться. Определить это важно, потому что этот фактор влияет на эффективность процесса. Форма дистанционная или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором. Выбирают исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, обратитесь к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала — тренер. Необходимо периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации предоставят образец программы обучения персонала. Руководителю не следует самоустраняться от процесса. Процесс обязательно контролируют, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, проверьте полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. При несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам сотрудникам выдают анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Дополнительно проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Этим работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

Добавить комментарий