На крупных предприятиях с большим автопарком необходимо контролировать график сменности водителя: отмечать выходы и невыходы на работу, учитывать время начала и завершения смены, перерывы на отдых. В этой статье расскажем, как правильно выстраивать работу с водителями, чтобы соответствовать требованиям Минтруда, и как упростить задачу по соблюдению графика работы водителей с помощью «ТМ: Корпоративные поездки». Содержание статьи:
|
Как и кто делает график труда водителей
Составлением графика труда водителя, как правило, занимается начальник транспортного отдела или механик. Именно он решает, сколько человек должны выйти на смену, как долго они будут работать, как организовать перерывы на отдых.
Нужно учесть, что бывают разные типы автопарков: одни находятся в собственности организации, другие предоставляются сторонним транспортным подрядчиком. В зависимости от того, кому принадлежит автомобиль, график составляется либо самой организацией, либо подрядчиком.
Так как законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности водителя, работодатель утверждает его самостоятельно. Он может воспользоваться унифицированными формами Т-12 или Т-13.
В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько длится смена, какой перерыв на отдых и сколько рабочих смен в месяце. Далее в графике, как правило, есть таблица, которая фиксирует режим рабочего времени и отдыха для водителей. Она состоит из следующих граф: время выезда на маршрут и окончания смены, перерыв на отдых и питание. Сотрудники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с графиком сменности.
График сменности водителей, образец
График труда водителей: правила и нормы
График труда водителей составляется на месяц, и должен включать время управления автомобилем, выходные, обед и специальные перерывы на отдых. По закону водитель может работать не более сорока часов в неделю. Длительность рабочего дня регулируется приказом Минтранса №424. При пяти рабочих днях ежедневная смена не должна превышать восьми часов, при шести рабочих днях ― семи часов. Кроме того, режим рабочего времени предполагает специальные остановки: медосмотр, стоянка при погрузке или выгрузке, при ожидании пассажира, поломка транспорта и т. д.
Если работа на предприятии предполагает ежедневную работу свыше 8 часов в день, то вводится суммированный учет рабочего времени водителя. Он позволяет увеличить смены до десяти часов. Но при этом время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель ― 90 часов.
Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.
Пример графика работы водителя
Распределение часов при суммированном графике учета
Читайте кейс, как правительство Камчатского края сэкономило 20 млн рублей на содержании автопарка, снизило холостой пробег на 22% и расход топлива на 17%. За счет сэкономленных средств руководство смогло повысить зарплату водителям на 17%, а отсутствие переработок повлияло на фактически отработанное время, которое сократилось на 21%. |
85% компаний совершают эти 7 ошибок по управлению автопарком.
Узнайте, есть ли они у вас
Пройти тест
Что такое разрывной график работы водителя
По новым правилам с согласия водителя можно разделить рабочий день на несколько частей, это и называют “разрывной график работы водителя”. Первый перерыв в работе можно назначить, когда пройдет 5 часов. А сам перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа ― для водителей общественного транспорта. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
График дежурства водителей
Некоторые организации пытаются ввести для водителей так называемые «дежурства на дому». Однако такая практика противоречит трудовому законодательству. По закону дежурства могут быть только у работников медицинских и спасательных служб. Если же работодатель хочет назначить водителю смену за пределами рабочего времени, то это будет считаться сверхурочной работой.
Как составить график работы водителей грузовых автомобилей
Составление графика работы водителей грузовых автомобилей также часто вызывает вопросы. Здесь, если для водителя используется суммированный график учета, то рабочая смена также не должна превышать десяти часов в день. Единственная отличие в том, как составить график работы водителей грузовых автомобилей, – это включение обязательных перерывов в работе. Через 4 часа 30 минут после начала управления транспортным средством водитель должен отдыхать не менее 45 минут. Указанный перерыв для отдыха может быть разбит на две части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а вторая ― не менее 30 минут.
Составление графика работы водителей грузовых автомобилей, пример
Как автоматизировать соблюдение графика водителя с помощью «ТМ: Корпоративные поездки»
Роспотребнадзор, Ространснадзор и ГИБДД очень жестко следят за графиком сменности водителя. Организация может получить огромной штраф за несоблюдение трудового распорядка. Учитывать график труда водителей позволяет программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки». Он упрощает работу с водителями, исключает возможность переработок, длительных простоев и холостых пробегов. Читайте подробнее о возможностях программного комплекса.
Задать внутренние нормы передвижения транспорта
В программном комплексе можно описать правила для водителя. Система при распределении заказов между водителями будет учитывать график сменности водителя, обеды, скорость передвижения транспорта, красные зоны, и т.д.
В системе можно задать дни работы, время начала и окончания смены
Ограничить водителя от выхода на линию
Водитель не сможет запустить приложение и начать смену даже случайно. Программный комплекс просто не даст ему это сделать.
Чтобы водитель начал работу, ему необходимо запустить приложение и нажать кнопку «начать смену»
Убрать водителя с линии в нужный момент времени
Например, поступил заказ, на выполнение которого уйдет три часа, а смена водителя заканчивается через час. Система сразу поймет, что водитель не сможет взять такой заказ и начнет искать того, чья смена заканчивается позже. Так полностью исключается возможность переработок.
График сменности водителей – образец его составления приводится ниже – важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график.
Что такой сменный график работы водителей?
График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.
Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.
В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.
Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.
Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.
Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.
График сменности водителей: образец
Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).
С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:
- Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
- Ф. И. О. сотрудника.
- Должность в соответствии с трудовым договором.
- Календарные дни, в которые он работал.
- Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
- При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.
В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:
- рабочих смен было в месяце;
- составляет продолжительность одной смены;
- длится перерыв для отдыха;
- имеется работающих водителей;
- составляет норма рабочего времени.
Далее в графике, как правило, представляется таблица, которая фиксирует режим рабочего времени и отдыха для водителей. Она состоит из следующих граф:
- указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
- время выезда на маршрут;
- время окончания смены;
- перерыв, который используется для отдыха или питания;
- время возвращения с маршрута;
- окончание смены.
С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.
Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.
Организация работы водителей – это комплекс мер, которые обеспечивают их расстановку по автомобилям, регламентируют время выхода на работу, длительность смены. Полностью проработанный и принятый график водителей влияет на эффективность обслуживания транспортных маршрутов.
График работы водителя – это внутренний документ, в котором точно расписаны условия:
- рабочие и нерабочие дни;
- точное время выхода на работу и начала смены;
- точное время окончания смены и трудового дня;
- технические перерывы, время на отдых, обеденный перерыв.
Это подробное расписание на ближайшую неделю или месяц.
Обратите внимание!
График работы водителя составляется с учетом условий персонального трудового договора и требований Приказа № 424 Минтранса РФ.
Для каждого водителя составляют отдельный график работы. Он разрабатывается руководителем и предъявляется сотруднику компании.
Выделяют несколько видов учета рабочего времени:
- Ежедневный. Продолжительность всех работ устанавливается в пределах дня, которые указаны в соответствующем регулирующем законе. Может быть пяти- или шести- дневная рабочая неделя. При этом общее количество не должно превышать 40 часов.
- Суммированный. Продолжительность трудовых дней различается (например, посменный график 2/2). Существуют удлиненные дни, не укладывающиеся в законодательные нормы. Тогда считается число рабочих часов в месяц, которое также должно быть в пределах правил.
Часто в автомобильных парках рабочий график водителей составляют формально. Но это приводит в дальнейшем к проблемам.
Документ требуется в процессе проверки, обусловленной несоблюдением трудового режима.
Когда нарушается статья 11.23 КоАП, эту форму вправе потребовать в ГИБДД. Если проверят и выяснят, что в автомобильном парке режим труда и отдыха водителя составлялся с нарушением приказа № 424, будет наложен штраф на организацию и руководителей.
Не предоставление документа приводит к штрафным санкциям:
- руководители – 2-3 тыс. руб., или отстранение от должности до 1 года;
- юридические лица – 50-100 тыс. руб., или закрытие компании до 3 месяцев.
Во время разбирательства нарушения в государственных органах, именно график работы водителей поможет определить, кто виноват: шофер или руководитель.
Документ учета рабочих часов может потребовать суд: к примеру, во время ведения дела о компенсации за сверхурочное отработанное время. Личный график подшивается к делу вместе с ксерокопиями информации с тахографа.
Если составить график работы водителей халатно, это может привести к тому, что один человек начнет перерабатывать, а у другого будет не хватать рабочих часов. При этом, согласно требованиям законодательства первому потребуется оплачивать больше сверхурочных, хоть эта необходимость отсутствовала. Вторые, напротив, получат ниже зарплату, хотя готовы были трудиться.
Внимание!
Правильно разработанный режим труда водителей поможет автомобильному парку сэкономить средства, избежать штрафов и не допустить выхода на линию уставших сотрудников.
Правительство в 2022 году внесло изменения в законодательство о времени отдыха и работы водителей. Изменения внесены в некоторые приказы.
Приказ Минтранса № 424
С учетом Приказа № 424 Министерства транспорта РФ, норма длительности рабочего времени должна быть не более 40 часов в неделю.
Если по особенностям трудовой деятельности дневные или недельные рабочие часы невозможно соблюсти, руководитель имеет право поставить суммарный учет на период в 30 дней. Длительность срока можно повысить до 90 дней, но в законодательстве не указано, какое должностное лицо это вправе сделать.
В обновленном документе указывается, что длительность времени работы водителя авто, который одновременно является владельцем в ранге ИП, также обязана быть не более установленного количества часов за 30 дней.
Приказ Минтранса № 5 от 12.01.2022
Основные изменения приказа:
- в п. №5: после фразы «может увеличиваться» добавить «руководителем»;
- в п. №7: после фразы «может разделяться» добавить «руководителем».
Внимание!
Период отдыха и приема пищи, а также длительность таких перерывов определяется водителем авто, но в рамках действующего законодательства.
Приказ Минтранса N27 от 03.02.2022
Основные изменения:
- п. №10 использовать в такой редакции: ФИО представителя юрлица или ИП, который назначен ответственным за работу тахографов;
- п. №12 использовать в такой редакции: ФИО представителя юрлица или ИП, который назначен ответственным за обслуживание тахографов;
- реестр операторов информационных систем создает Минтранс РФ в электронном виде и выкладывается на сайте Министерства транспорта.
Органы, которые уполномочены производить контроль в сфере безопасности движения и соблюдения ПДД, могут провести проверку графика работы и отдыха шофера с учетом действующих законов РФ и привлечь к ответственности в соответствующем порядке.
Какие штрафы
Сегодня приказ Минтранса про режим труда и отдыха водителей часто нарушается. Чаще всего это использование автомобилей, которые не оборудованы тахометрами. Пуская это авто по маршруту, организация рискует попасть под штрафные санкции:
- 5-10 тыс. руб. — для ИП и руководителей;
- 1-3 тыс. руб. — для физлиц.
Такие же штрафы используются, когда тахометр находится в машине, но не работает.
Обратите внимание!
Особенно жесткие требования предъявлены к фирмам, которые занимаются перевозками пассажиров. Разрабатывая график водителей, не учитывая законодательство, руководитель компании рискует заплатить очень крупный штраф.
За повторные нарушения налагают штрафные санкции:
- 1-2 тыс. руб. для физлиц;
- 3-4 тыс. руб. для руководителей и ИП;
- 30-40 тыс. руб. для юрлиц.
Обратите внимание!
Запрещается в любом виде принуждать шоферов перерабатывать, производить работы при отдыхе. Невозможно и трудоустройство по совместительству, которое тоже связано с вождением автомобиля.
Правительство разработало много изменений в законодательстве относительно штрафов. Помимо этого, ожидается повышение цен на ОСАГО.
Дополнительные правила и нормы в 2023 году, о которых следует помнить:
- штраф за езду без технического осмотра;
- лишение прав за 3 нарушения на протяжении года;
- чтобы получить медицинскую справку на права, нужно сдать анализ мочи и крови;
- ГИБДД может законно взломать авто, если в салоне нетрезвый водитель, который отказался выходить из машины.
Требуется учитывать, что существуют различные виды автомобильных парков: первые в собственности компании, вторые – это посторонние частные подрядчики. Учитывая то, кто владеет транспортным средством, график отдыха водителей разрабатывается отдельно в каждом конкретном случае.
Поскольку законодательно не установлено условий к форме, руководитель может сам разработать образец или использовать универсальные бланки Т-12 либо Т-13.
В графе сменности требуется объяснить, какое количество времени продолжается смена, какой период дается для отдыха, а также указывается число ежемесячных смен. После находится таблица, фиксирующая график шофера. Здесь указано время выезда и приезда на базу, перерыв для отдыха и употребления пищи.
Кто должен составлять график
Организацией учета занимается руководитель компании либо механик. Они определяют, какое количество рабочих будет в смене, продолжительность трудового дня и организацию отдыха.
Из чего состоит рабочее время
Сюда включены:
- работа, которая не связана с вождением авто;
- перерывы, предусмотренные законодательством;
- непосредственно вождение транспортного средства.
Рабочее время, которое не связано с вождением машины, подразумевает:
- проведение всех положенных по закону медосмотров;
- подготовка к выезду ТС на маршрут перед поездкой и после ее окончания;
- ремонт неисправностей транспортного средства, который водитель производит сам;
- простой при ожидании во время выгрузки/загрузки авто;
- другое время, которое подразумевает нахождение шофера на рабочем месте.
Ежедневный учет
В процессе ежедневного учета сотрудник автопарка трудится 40 часов в неделю. Предполагается, что будет стандартная 5-дневная рабочая неделя по 8 часов.
Если же в компании применяется шестидневка, время работы в отдельные дни придется сократить, чтобы вписаться в общее недельное ограничение.
Как уже указывалось выше, в это время входит не только управление транспортным средством, но также прочие работы, которые необходимы для выезда на маршрут.
Суммированный учет
При этом рассчитывают время на протяжении одного месяца. Например, если согласно календарю, у сотрудника будет 22 рабочих дня, то суммарное время должно быть не более 22*8 = 176 часов.
До 2021 г. в определенных ситуациях (к примеру, на курортах) разрешалось использовать суммарный учет на протяжении сезонных работ. Сегодня этот срок в любом случае определяется в 30 дней. Его можно увеличить до 90 дней по соглашению с представительным органом сотрудников.
Если шофер ИП сам водит транспортное средство, то длительность учета – 30 дней.
Также нужно учитывать дополнительные ограничения:
- Даже при суммированном учете длительность одного рабочего дня не должна превышать 10 часов.
- Исключение делается для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах, а также тех, кто по окончании смены должен доехать до парка. Сюда же относятся, например, инкассаторы, водители скорой, коммунальных служб, перевозчики на машинах телеграфной, телефонной и почтовой связи. Для них допускается увеличение смены до 12 часов.
Как разделить рабочее время на части
Разрывной график работы водителя – это деление трудового времени на ряд частей. Причем перерывы могут быть назначены не позднее, чем спустя 5 ч. после начала работы. Продолжительность разрыва определяется:
- 3 ч. для водителей общественных транспортных средств, которые работают на городских и загородных маршрутах;
- 5 ч. для других шоферов.
Причем период отдыха и приема пищи в перерыв не включен.
Еженедельный непрерывный отдых
Недельный беспрерывный отдых обязан варьироваться в пределах 44 часов. При этом с 2021 года он не пересекается с междусменным.
Обратите внимание!
До 2020 г. продолжительность дневного отдыха была 42 ч., но сюда входил междусменный. Вследствие этого длительность выходного увеличивалась.
Помимо этого, с 2022 года можно снизить длительность недельного отдыха до 22 ч. для шоферов, которые работают на Севере, производя эксплуатацию транспортных средств за городами.
Примеры и образцы
С учетом потребностей руководителя сотруднику могут поставить 5 рабочих дней с 8 часами ежедневной работы либо иной другой график, соблюдая соответствующие законы.
Образец графика работы водителей
Помните, используя для шофера график в 5 дней, в него необходимо включать и время, которое он тратит каждый день на медосмотр перед поездкой. А оканчивает работу после того, как поставит транспортное средство на парковку. Потому, если смена началась в 8:00, то при этом водитель проходит осмотр и по факту выходит на маршрут не ранее 8:20.
Образец графика работы при суммированном учете
Учет производится в произвольной форме. В него входит: период работы и выходные, начало и завершение смены. После график утверждается и предоставляется для ознакомления водителю.
Это делается с помощью сверки с журналом учета трудового времени, подтвержденного путевым листом. Но по факту, нечасто кто в автомобильных парках проводит точный учет и контролирует превышение рабочего дня, который указан в графике. Информацию округляют, подстраивая под учет. Это обусловлено формальностью его разработки. Но это иногда приводит к отрицательным последствиям во время судебного разбирательства.
При этом без оперативной информации о периоде работы шофера трудно откорректировать графики так, чтобы ресурсы автомобильного парка тратились экономно.
Производить контроль учета объективно и откорректировать его правильно поможет сверка графика работы и отдыха водителей с информацией на каждой карте водителя для тахографа.
Сегодня контролируют режим труда водителя по тахографу. За несоблюдение этого правила предусматриваются штрафные санкции в размере 3000-5000 руб.
До 2019 г. оборудовать приспособлениями обязаны были лишь автомобили юрлиц и ИП, которые занимаются перевозками. С 2022 г. это условие также относится к шоферам собственных автобусов.
Чтобы грамотно расписать рабочий режим водителей, нужно определить периоды, входящие в их работу и отдых. После организовать учет, зависящий от рабочего режима шофера. Руководителю нужно контролировать, как сотрудники его придерживаются при помощи тахографов.
Записаться
на консультацию
Оставьте заявку, мы свяжемся с вами проконсультируем по любым вопросам
При
планировании режимов сменности автобусов
и труда водителей необходимо
руководствоваться следующими принципами:
-
общая
продолжительность рабочей смены
водителя автобуса не должна превышать
10 ч в день. В отдельных случаях длительность
смены может продлеваться до 12 ч; -
продолжительность
рабочей смены водителя городского
автобуса должна составлять не менее 5
ч; -
суммарная
продолжительность рабочей недели
водителя не должна превышать 40 ч; -
обеденный
перерыв предоставляется водителю не
позднее чем через 4 ч после начала
работы. Допускается смещать время
начала обеденного перерыва в пределах
2,5…5,0 ч после начала смены. Как исключение,
при продолжительности смены менее 6 ч
обеденный перерыв может не предоставляться
(предоставляется перерыв для
кратковременного отдыха продолжительностью
20 мин). Если длительность смены превышает
8 ч, допускается предоставлять водителю
два обеденных перерыва. Общая
продолжительность обеденного перерыва
не менее 30 мин и не более 2 ч (если водителю
предоставляется два обеденных перерыва,
то их общая продолжительность также
не должна превышать 2 ч). -
при работе
с разделением смены на две части и
соответственно с двумя выходами на
работу водителя (так называемый разрывной
график) длительность первой части смены
должна быть не менее 2,5 ч и не более 5 ч,
а второй части смены – не менее 2 ч,
продолжительность отстоя – более 2 ч.
Среднее
число смен на 1 автобус можно определить
из следующего соотношения:
(4.1)
где
– автомобиле-часы работы на маршруте;
Тсм
– продолжительность смены, ч;
– максимальное число автомобилей.
Если
параметр Nсм<1,
то можно обойтись только односменными
автобусами, если 1<Nсм2,
то на линии будут работать односменные
и двухсменные автобусы.
Число
автобусов по каждому режиму сменности
можно определить из следующей системы
уравнений:
,
(4.2)
где х1
– число автобусов первого режима
сменности;
х2
– число автобусов второго режима
сменности.
(4.3)
где Тм
– число часов работы маршрута, ч.
После
определения числа автобусов каждого
режима сменности необходимо распределить
автобусы по времени работы и определить
моменты начала работы автобуса, отстоя
и окончания работы. Это удобнее всего
произвести графоаналитическим методом.
Изображается эпюра планового количества
автобусов на маршруте по периодам суток
(найденного с учетом ресурсных и
технологических ограничений (рис. 4.1).
Графоаналитический
метод заключается в подборе отрезков
времени: работы на линии, отстоев (в том
числе для обеденных перерывов) по каждому
автобусу и водителю в соответствии с
требованиями КзоТ, путем вертикального
перемещения клеток (авточасов), без
перемещения их по горизонтали. Эта
процедура не изменяет общего количества
автобусов, работающих в данный час.
Аэi
10
8
6
4
2
5 10 15
20 tпер,
ч
Рисунок 4.1 – Эпюра планового количества
автобусов на маршруте по периодам суток
Каждая
сторона эпюры (рис. 4.2) характеризуется
своим количеством смен и их продолжительностью
(эта характеристика помещена на правом
краю эпюры, например, 8+8р, что означает
работу в виде восьмичасовых смен, причем
вторая из них, – разрывным графиком).
Рисунок 4.2 – Окончательный вариант
распределения подвижного состава во
времени работы
Полученные
результаты используются для составления
месячного графика водителей. Потребное
число водителей можно рассчитать:
(4.4)
где Др
– дни работы маршрута;
1,043 – коэффициент, учитывающий
подготовительно-заключительное время.
Для
составления графика сменности водителей
используют различные системы закрепления
автобусов за водителями (табл. 4.1).
Таблица 4.1 – Краткая характеристика
основных вариантов закрепления автобусов
за водителями
Система закрепления |
Средняя |
Вариант |
Особенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Одиночная |
7 (6 в |
За |
Водитель |
Полуторная |
8,5 |
За |
Каждый |
Сдвоенная |
7 (6 в |
За |
Каждый |
Спаренная |
11,3 |
За |
Каждый |
Двухсполовинная |
7,1 |
За |
Каждый |
Строенная |
7,5…10,5 |
За |
Каждый |
Типовые
графики сменности водителей для разных
систем закрепления автобусов за
водителями (табл. 4.2) обеспечивают
различные по длительности рабочие
циклы.
Таблица 4.2 –
Типовые графики сменности водителей
автобусов
Система закрепления |
Водители |
Числа |
Прод-сть рабочего |
||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
— |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Двухспол. |
1 2 3 45 |
1 2 2 В 1 |
1 2 В 2 1 |
1 2 1 2 В |
1 В 1 2 2 |
В 1 1 2 2 |
2 1 1 0 2 |
2 1 0 1 2 |
2 1 2 1 В |
2 В 2 1 1 |
В 2 2 1 1 |
1 2 2 В 1 |
1 2 В 2 1 |
1 2 1 2 0 |
1 0 1 2 2 |
0 1 1 2 2 |
2 1 1 В 2 |
2 1 В 1 2 |
2 1 2 1 В |
2 В2 1 1 |
В 2 2 1 1 |
— — — — — |
10 |
Сдв. |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
В В |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
В В |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
— — |
14 |
Строен.(1вар) |
1 2 3 |
1 2 В |
2 0 1 |
0 1 2 |
1 2 0 |
2 В 1 |
В 1 2 |
1 2 В |
2 0 1 |
0 1 2 |
1 2 0 |
2 В 1 |
В 1 2 |
1 2 В |
2 0 1 |
В 1 2 |
1 2 0 |
2 В 1 |
0 1 2 |
1 2 В |
2 0 1 |
— — — |
3 |
Строен.(2вар.) |
1 2 3 |
1 2 В |
1 0 2 |
0 1 2 |
2 1 0 |
2 В 1 |
В 2 1 |
1 2 В |
1 0 2 |
0 1 2 |
2 1 0 |
2 В 1 |
В 2 1 |
1 2 В |
1 0 2 |
0 1 2 |
2 1 0 |
2 В 1 |
В 2 1 |
1 2 В |
1 0 2 |
— — — |
6 |
Спар. |
1 2 |
Р0 |
В Р |
Р 0 |
0 Р |
Р В |
0 Р |
Р 0 |
В Р |
Р О |
0 Р |
Р В |
0 Р |
Р 0 |
В Р |
Р 0 |
0 Р |
Р В |
0 Р |
— — |
— — |
— — |
2 |
Полутор |
1 23 |
А В Б |
А Б 0 |
В Б А |
А 0 Б |
А Б В |
0 Б А |
А В Б |
АБ 0 |
В Б А |
А 0 Б |
А Б В |
0 Б А |
АВ Б |
А Б 0 |
В Б А |
А 0 Б |
А Б В |
0 Б А |
— — — |
— — — |
— — — |
6 |
П
р и м е ч а н и е. В
таблице используются обозначения: 1 –
автобус и водитель работают в первую
смену; 2 – автобус и водитель работают
во вторую смену; В – выходной день
водителя (день еженедельного отдыха);
0 – дополнительный день отдыха между
сменами; Р – рабочий день водителя
(смена назначается по необходимости);
А – рабочий день водителя на первом
автобусе; Б – рабочий день водителя на
втором автобусе.
Работа, связанная с движением транспортных средств, занимает особое место среди прочих, так как отличается высоким уровнем опасности. Профессия водителя, как ни одна другая, требует повышенного внимания и концентрации при исполнении обязанностей.
Подобная работа имеет разъездной характер. Вследствие совокупности этих факторов для водителей разработан особый график работы, направленный на максимальную безопасность перевозчика и пассажиров.
- Законодательное регулирование
- Время работы
- Виды учёта
- Режим отдыха
- Виды графиков
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
Законодательное регулирование
В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.
Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.
Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.
Водитель должен еще и соответствовать профстандарту. Подробнее об этом в этой статье.
к содержанию ↑
Время работы
Итоговый объём времени работы не ограничивается количеством часов, проведённых исключительно за рулём.
Он складывается из таких составных частей, как:
- Собственно управление автомобилем или автобусом;
- Регламентированные перерывы на отдых;
- Организация работ по подготовке к рейсу и окончанию транспортировки. Для дальних расстояний в расчёт также берётся время, затраченное в транзитной точке;
- Время, отведённое для прохождения предрейсовой медицинской комиссии;
- Простой под грузовыми и пассажирскими операциями (погрузка-выгрузка, посадка-высадка);
- Простои – в случае, если они имели место по обстоятельствам, не зависящим от работника;
- Время, затраченное на устранение неисправностей автомобиля в пути следования (если устранялись в пути без разборки механизма);
- При осуществлении дальних поездок, когда перевозку производят два водителя – время, проведённое не за рулём;
- Время, которое понадобилось на охрану груза в точках следования;
- Прочие моменты, прописанные в нормативных актах.
Некоторые элементы из вышеперечисленных могут оплачиваться в неполном размере – при трудоустройстве нужно обращать внимание на договор. Так, время, необходимое на охрану груза, допускается оплачивать лишь на 30%. Возможна также оплата лишь на 50 % при отсутствии управления на работе транспортом.
Обратите внимание! Бывают недобросовестные работодатели, которые требуют совмещать регламентированные перерывы на отдых со временем, отведённым для обеденного приёма пищи. Данное требование абсолютно незаконно!
к содержанию ↑
Виды учёта
В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:
- Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
- Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).
При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.
Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно):
При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день. В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:
- Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
- Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.
Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов.
Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю.
к содержанию ↑
Режим отдыха
Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:
- Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
- Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
- Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.
Обратите внимание! При ежедневном учёте времени выходной составляет 57 часов.
В выходные дни допускается выход водителя на работу в некоторых ситуациях с его согласия, которое подтверждается письменно.
Посмотрите видео о нормировании графика водителей:
к содержанию ↑
Виды графиков
График может делиться на такие виды, как:
- Сменный. Сотрудники выходят в смену на основании разработанных заранее графиков, утверждённых работодателем – они составляются каждый месяц. Для дальних рейсов, когда вернуться из поездки за период, отраженный в графике невозможно, работнику даётся задание по выполнению нормативов на время в дороге и стоянки.
- Разрывной. Вводится тогда, когда интенсивность перевозок на протяжении дня неравномерна. Сменное время делится на несколько частей для того, чтобы в сумме оно укладывалось в регламентированные рамки без переработки. Первый перерыв во время такой смены может быть не раньше, чем через 4 часа с момента начала смены.
- Ненормированный. При таком режиме сотрудник может привлекаться к работе по мере необходимости. Для такого графика зачастую характерен суммированный учёт времени.
В ситуациях, когда есть необходимость находиться в поездке больше 12 часов, в смену заступают два работника. Транспортное средство при этом требуется оснастить местом для сна.
Сотрудникам, занятым на пассажирских перевозках по городу или пригороду, может устанавливаться разрывной график работы при условии их согласия. При этом перерыв организуется в специальном месте отдыха.
Для дальнобойщиков и водителей, обслуживающих пассажирский транспорт дальнего следования целесообразнее всего применять суммированный учёт при сменном виде графика работы.
Посмотрите, сколько часов в день должен ехать дальнобойщик по тахографу:
Водители городского и пригородного транспорта обычно работают по сменному или разрывному графику в зависимости от напряженности и специфики работы – учёт времени при этом удобно вести ежедневный.
Для водителей легковых автомобилей и работников с категорией С, занятых служебными перевозками, зачастую применяется ненормированный рабочий день и суммированный учёт времени.
Образец графика сменности водителей на несколько месяцев (кликабельно):
Расчётное время труда и отдыха водителей находится на строгом контроле и должно исчисляться в полном соответствии с действующей нормативной документацией.
Для контроля соблюдения условий и требуется применять тахографы, которыми обязательно должны быть оборудованы грузовые автомобили, числящиеся за физическим или юридическим лицом, осуществляющим перевозку.
За несоблюдение режима труда предусмотрены взыскания в виде административных штрафов. Сумма их может варьироваться от 1 000 рублей до 3 000 рублей.
Данный порядок не используется по отношению к владельцам личных автомобилей, но, хотя в таком случае штрафов за слишком долгое нахождение за рулём не начисляется, следует помнить – отдых во время поездки обязателен! Чрезмерное утомление водителя за рулём может повлечь за собой опасные ситуации на дороге и привести к дорожно-транспортным происшествиям.