Как составить график сменности водители

График сменности водителей – образец его составления приводится ниже – важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график. 

Что такой сменный график работы водителей?

График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.

Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.

В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.

Составляем правильно график сменности водителей - образец

Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.

Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.

Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.

График сменности водителей: образец

Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).

С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:

  1. Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
  2. Ф. И. О. сотрудника.
  3. Должность в соответствии с трудовым договором.
  4. Календарные дни, в которые он работал.
  5. Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
  6. При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.

В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:

  • рабочих смен было в месяце;
  • составляет продолжительность одной смены;
  • длится перерыв для отдыха;
  • имеется работающих водителей;
  • составляет норма рабочего времени.

Далее в графике, как правило, представляется таблица, которая фиксирует режим рабочего времени и отдыха для водителей. Она состоит из следующих граф:

  • указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
  • время выезда на маршрут;
  • время окончания смены;
  • перерыв, который используется для отдыха или питания;
  • время возвращения с маршрута;
  • окончание смены.

С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.

Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.

При
планировании режимов сменности автобусов
и труда водителей необходимо
руководствоваться следующими принципами:

  • общая
    продолжительность рабочей смены
    водителя автобуса не должна превышать
    10 ч в день. В отдельных случаях длительность
    смены может продлеваться до 12 ч;

  • продолжительность
    рабочей смены водителя городского
    автобуса должна составлять не менее 5
    ч;

  • суммарная
    продолжительность рабочей недели
    водителя не должна превышать 40 ч;

  • обеденный
    перерыв предоставляется водителю не
    позднее чем через 4 ч после начала
    работы. Допускается смещать время
    начала обеденного перерыва в пределах
    2,5…5,0 ч после начала смены. Как исключение,
    при продолжительности смены менее 6 ч
    обеденный перерыв может не предоставляться
    (предоставляется перерыв для
    кратковременного отдыха продолжительностью
    20 мин). Если длительность смены превышает
    8 ч, допускается предоставлять водителю
    два обеденных перерыва. Общая
    продолжительность обеденного перерыва
    не менее 30 мин и не более 2 ч (если водителю
    предоставляется два обеденных перерыва,
    то их общая продолжительность также
    не должна превышать 2 ч).

  • при работе
    с разделением смены на две части и
    соответственно с двумя выходами на
    работу водителя (так называемый разрывной
    график) длительность первой части смены
    должна быть не менее 2,5 ч и не более 5 ч,
    а второй части смены – не менее 2 ч,
    продолжительность отстоя – более 2 ч.

Среднее
число смен на 1 автобус можно определить
из следующего соотношения:


(4.1)

где

– автомобиле-часы работы на маршруте;

Тсм
– продолжительность смены, ч;


– максимальное число автомобилей.

Если
параметр Nсм<1,
то можно обойтись только односменными
автобусами, если 1<Nсм2,
то на линии будут работать односменные
и двухсменные автобусы.

Число
автобусов по каждому режиму сменности
можно определить из следующей системы
уравнений:

,
(4.2)

где х1
– число автобусов первого режима
сменности;

х2
число автобусов второго режима
сменности.


(4.3)

где Тм
– число часов работы маршрута, ч.

После
определения числа автобусов каждого
режима сменности необходимо распределить
автобусы по времени работы и определить
моменты начала работы автобуса, отстоя
и окончания работы. Это удобнее всего
произвести графоаналитическим методом.
Изображается эпюра планового количества
автобусов на маршруте по периодам суток
(найденного с учетом ресурсных и
технологических ограничений (рис. 4.1).

Графоаналитический
метод заключается в подборе отрезков
времени: работы на линии, отстоев (в том
числе для обеденных перерывов) по каждому
автобусу и водителю в соответствии с
требованиями КзоТ, путем вертикального
перемещения клеток (авточасов), без
перемещения их по горизонтали. Эта
процедура не изменяет общего количества
автобусов, работающих в данный час.

Аэi

10

8

6

4

2

5 10 15
20 tпер,
ч

Рисунок 4.1 – Эпюра планового количества
автобусов на маршруте по периодам суток

Каждая
сторона эпюры (рис. 4.2) характеризуется
своим количеством смен и их продолжительностью
(эта характеристика помещена на правом
краю эпюры, например, 8+8р, что означает
работу в виде восьмичасовых смен, причем
вторая из них, – разрывным графиком).

Рисунок 4.2 – Окончательный вариант
распределения подвижного состава во
времени работы

Полученные
результаты используются для составления
месячного графика водителей. Потребное
число водителей можно рассчитать:


(4.4)

где Др
– дни работы маршрута;

1,043 – коэффициент, учитывающий
подготовительно-заключительное время.

Для
составления графика сменности водителей
используют различные системы закрепления
автобусов за водителями (табл. 4.1).

Таблица 4.1 – Краткая характеристика
основных вариантов закрепления автобусов
за водителями

Система

закрепления

Средняя
продолжительность смены, ч

Вариант
закрепления автобусов за водителями

Особенности
варианта

1

2

3

4

Одиночная

7 (6 в
предвыходные и предпраздничные дни)

За
одним водителем закреплен один автобус.

Водитель
работает каждый день в одну смену.
Автобус эксплуатируется только в одну
смену.

Полуторная

8,5

За
тремя водителями закреплены два
автобуса.

Каждый
водитель работает два дня в одну смену,
на 3-й день – выходной. Автобус
используется в одну смену.

Сдвоенная

7 (6 в
предвыходные и предпраздничные дни)

За
двумя водителями закреплен один
автобус. На каждые три пары водителей
– один подменный.

Каждый
водитель работает либо в утреннюю,
либо в вечернюю смену каждый день.
Автобус используется ежедневно в две
смены.

Спаренная

11,3

За
двумя водителями закреплен один
автобус

Каждый
водитель работает через день в одну
смену. Автобус используется каждый
день.

Двухсполовинная

7,1

За
пятью водителями закреплены два
автобуса.

Каждый
водитель работает в течение четырех
дней в утреннюю или вечернюю смену,
на 5-й – выходной, после которого
происходит чередование смен. Автобус
используется ежедневно в две смены.

Строенная

7,5…10,5

За
тремя водителями закреплен один
автобус.

Каждый
водитель работает в течение двух дней
в утреннюю или вечернюю смену, на
третий день – выходной, после которого
происходит чередование смен. Автобус
используется ежедневно в две смены.

Типовые
графики сменности водителей для разных
систем закрепления автобусов за
водителями (табл. 4.2) обеспечивают
различные по длительности рабочие
циклы.

Таблица 4.2 –
Типовые графики сменности водителей
автобусов

Система закрепления
а/сов за водителями

Водители

Числа
месяца

Прод-сть рабочего
ццикла, рабочих дней

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Двухспол.

1

2

3

45

1

2

2

В

1

1

2

В

2

1

1

2

1

2

В

1

В

1

2

2

В

1

1

2

2

2

1

1

0

2

2

1

0

1

2

2

1

2

1

В

2

В

2

1

1

В

2

2

1

1

1

2

2

В

1

1

2

В

2

1

1

2

1

2

0

1

0

1

2

2

0

1

1

2

2

2

1

1

В

2

2

1

В

1

2

2

1

2

1

В

2

В2

1

1

В

2

2

1

1

10

Сдв.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

В

В

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

В

В

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

14

Строен.(1вар)

1

2

3

1

2

В

2

0

1

0

1

2

1

2

0

2

В

1

В

1

2

1

2

В

2

0

1

0

1

2

1

2

0

2

В

1

В

1

2

1

2

В

2

0

1

В

1

2

1

2

0

2

В

1

0

1

2

1

2

В

2

0

1

3

Строен.(2вар.)

1

2

3

1

2

В

1

0

2

0

1

2

2

1

0

2

В

1

В

2

1

1

2

В

1

0

2

0

1

2

2

1

0

2

В

1

В

2

1

1

2

В

1

0

2

0

1

2

2

1

0

2

В

1

В

2

1

1

2

В

1

0

2

6

Спар.

1

2

Р0

В

Р

Р

0

0

Р

Р

В

0

Р

Р

0

В

Р

Р

О

0

Р

Р

В

0

Р

Р

0

В

Р

Р

0

0

Р

Р

В

0

Р

2

Полутор

1

23

А

В

Б

А

Б

0

В

Б

А

А

0

Б

А

Б

В

0

Б

А

А

В

Б

АБ

0

В

Б

А

А

0

Б

А

Б

В

0

Б

А

АВ

Б

А

Б

0

В

Б

А

А

0

Б

А

Б

В

0

Б

А

6

П
р и м е ч а н и е. В
таблице используются обозначения: 1 –
автобус и водитель работают в первую
смену; 2 – автобус и водитель работают
во вторую смену; В – выходной день
водителя (день еженедельного отдыха);
0 – дополнительный день отдыха между
сменами; Р – рабочий день водителя
(смена назначается по необходимости);
А – рабочий день водителя на первом
автобусе; Б – рабочий день водителя на
втором автобусе.

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части. Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто. Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример графика работы (сменности) водителей

Добавить комментарий