Как составить график суточного хода температур

Предмет: география.

Класс: 6 класс.

Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

Технологии: урок с использованием ИКТ.

Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.

Задачи уроков:

  1. Сформировать умение построения графиков хода температуры.
  2. Научиться определять по графику суточную (годовую) амплитуду температуры.
  3. Научиться определять по графику температуру воздуха в разные моменты времени.
  4. Научиться определять по приведённым данным среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.

Урок 1

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Устный опрос по вопросам:

  1. Что такое атмосфера? (слайд 2)
  2. Что является границей атмосферы? (слайд 2)
  3. Каков состав атмосферы? (слайд 3)
  4. Перечислить слои атмосферы, начиная с самого нижнего. (слайд 4)
  5. Каково значение атмосферы? (слайд 5)

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.

Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).

В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.

(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).

(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.

2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд 8)

1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).

2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)

3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.

4) полученные точки соединяем плавной линий – получили график хода температуры в течение суток.

III. Итог урока (Анализ графика) (Слайд 8)

1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.

2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.

3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.

IV. Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.


Урок 2

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам.

  1. Как происходит нагревание атмосферы?
  2. Где и каким образом производят измерения температуры воздуха?
  3. Как и почему изменяется температура в течение суток?
  4. Что такое суточная амплитуда температуры?

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.

На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).

По данным наблюдений можно построить график, который бы отражал изменение температуры воздуха в течение года – график годового хода температуры воздуха. По этому графику легко определяются самый холодный и самый тёплый месяцы в году, годовая амплитуда температуры воздуха, среднегодовая температура.

2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)

  1. строим координатные оси;
  2. по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
  3. по горизонтальной оси – названия месяцев года (0,5 см – 1 месяц)
  4. построения производим согласно данным таблицы (пользуясь навыками, полученными на прошлом уроке)
  5. полученные точки соединяем плавной линией.
  6. (Слайд 10) используя график и данные таблицы, вычисляем годовую амплитуду температур, среднегодовую температуру и температуру воздуха в ноябре.

Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.

III. Итог урока.

(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.

IV. Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Географическое краеведение6 класс

    1 слайд

    Географическое краеведение
    6 класс

  • АтмосфераТема урока:  	Построение графиков 					суточного и годового хода...

    2 слайд

    Атмосфера
    Тема урока: Построение графиков суточного и годового хода температуры воздуха
    учитель географии
    МОУ СОШ № 5
    г. Ржев
    Тверской области
    Кузьмина Наталья Викторовна

  • Цель урока:1. Продолжить формирование представления учащихся о годовом ходе...

    3 слайд

    Цель урока:
    1. Продолжить формирование представления учащихся о годовом ходе температур воздуха, о годовой амплитуде температуры воздуха.
    2.Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), составления и анализа графиков хода температуры.

  • Как нагревается воздух8 ч.10 ч.12ч.Какая из площадок нагрета больше, чем др...

    4 слайд

    Как нагревается воздух

    8 ч.
    10 ч.
    12ч.
    Какая из площадок нагрета больше, чем другие?
    Вывод:
    Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше прогревается поверхность Земли и выше температура воздуха

  • термометрыТермометр современныйТермометр Галилея 1597 год

    5 слайд

    термометры
    Термометр современный
    Термометр Галилея 1597 год

  • Суточная амплитуда температурРазница между самой высокой и самой низкой темпе...

    6 слайд

    Суточная амплитуда температур
    Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется суточной амплитудой температуры воздуха.
    A=max t – min t

  • 0468101214161820+1+2+3+4-1-2-3-42171319Суточный ход температуры воздухаА=3+4=...

    7 слайд

    0
    4
    6
    8
    10
    12
    14
    16
    18
    20
    +1
    +2
    +3
    +4
    -1
    -2
    -3
    -4
    2
    1
    7
    13
    19
    Суточный ход температуры воздуха
    А=3+4=70С
    Сумма положительных температур 3+1=4
    Сумма отрицательных температур 4+1=5
    Количество измерений 4
    Средняя суточная температура -(5-4):4=-0,250С

  • фямамаисонид+4+8+12+160-4-8-12-16-10-5+5+11+17+10-2Годовой ход температурА=17...

    8 слайд

    ф
    я
    м
    а
    м
    а
    и
    с
    о
    н
    и
    д
    +4
    +8
    +12
    +16
    0
    -4
    -8
    -12
    -16
    -10
    -5
    +5
    +11
    +17
    +10
    -2
    Годовой ход температур
    А=17-(-12)=17+12=29

  • Средние многолетние температуры за месяц в ЯрославлеСумма положительных темпе...

    9 слайд

    Средние многолетние температуры за месяц в Ярославле
    Сумма положительных температур5+11+16+16+17+10+4=79
    Сумма отрицательных температур12+10+5+2+8=37
    Из большего вычитаем меньшее 79-37=42 (ставим знак большего)
    Количество измерений12
    Средняя годовая температура42:12=3,5

    Годовая амплитуда температур17- (-12)=17+12=29

  • Практическая работаВычислите среднюю месячную температуру воздуха за один из...

    10 слайд

    Практическая работа
    Вычислите среднюю месячную температуру воздуха за один из месяцев (ноябрь, январь 2014 года и март 2015 года), используя календарь погоды.
    Постройте график месячного хода температур на примере ( ноября, января и марта), используя календарь погоды.
    Пользуясь данными таблицы подсчитайте среднюю годовую температуру воздуха вашего населенного пункта.
    Определите годовую амплитуду температуры.
    Постройте график «Годовой ход температуры воздуха» по данным таблицы.

  • Годовой ход температуры

    11 слайд

    Годовой ход температуры

  • Домашнее задание§36-37
Задания:
построить графики

    18 слайд

    Домашнее задание
    §36-37
    Задания:
    построить графики

Вопрос.ру

Вопрос от #87852
857 дней назад

постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным в один час – 4 градуса Цельсия в 7:00 – 1 градусов Цельсия в 13:00 плюс 3 градуса Цельсия в 19:00 плюс 1 градусов Цельсия по вертикальной оси откладывается температуру воздуха 1 см равно 1 градусов Цельсия по горизонтальной время суток 1/5 см один срок наблюдений определите суточную амплитуду температуры воздуха среднюю суточную температуру

Ответ от Оксана

Для того, чтобы узнать среднесуточную температуру в данной задаче нужно найти сумму температур в 4-ёх измерениях, а затем полученное число разделить на 4.
(-4-1+3+1):4 = -0,25 (°C) – среднесуточная температура.

Для того, чтобы узнать среднесуточную амплитуду температур, нужно вычесть из большей замеренной в течение дня температуры меньшую.
3°C – (-4°C) = 7°C – среднесуточная амплитуда температур.

  1. ГДЗ 🎓

  2. 6 класс🎓

  3. География 6 класс 🎓

  4. География 6 класс Учебник Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. 🎓

Авторы: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Издательство: Дрофа

Тип: Учебник

https://dagdz.ru/6-klass/6-geografiya/geografiya-6-klass-uchebnik-gerasimova/6-geo-uchebnik-gerasimova-page-111.html


4

/
5
(Кол-во оценок:
89
)

Министерство
образования и науки РФ.

Казанский
государственный университет им.
Ульянова-Ленина.

Факультет
географии и экологии.

Кафедра
ландшафтной экологии.

Погода
Казани (10.08.2008)

Выполнила:

Аксакова
Татьяна

294
гр.

Казань
2010

Содержание

Введение

Анализ
суточного хода метеорологических
величин………………………………..4

1.
Термический режим поверхности
почвы…………………………………………..5

2.
Суточный ход температуры
воздуха…………………………………………………7

3.
Суточный ход упругости водяного
пара………………………………………..…..8

4.
Суточный ход относительной влажности
воздуха…………………………..………9

5.
Суточный ход атмосферного
давления……………………………………….……10

6.
Суточный ход скорости и направления
ветра………………………………………………….11

Заключение

Список
литературы

Приложение

Введение.

Главная
цель практической работы «Приземные
метеорологические наблюдения» является:

1.
путем анализа метеорологических
наблюдений, климатических показателей
закрепить сведения об атмосферных
процессах, изучаемых в курсе «Учение
об атмосфере»;

2.
установление связей между метеорологическими
величинами в приземном слое атмосферы,
графическое представление суточного
хода метеорологических величин, анализ
полученных результатов (характеристика
погоды). В качестве исходного материала
используются приземные метеорологические
наблюдения метеорологической обсерватории
Казанского государственного университета
(10.08.2008).

Фактические
сведения об атмосфере, погоде и климате
дают метеорологические наблюдения.
Метеорологические наблюдения –
инструментальные измерения и визуальные
оценки метеорологических величин и
явлений.   

Анализ
результатов наблюдений служит средством
выявления причинных связей в изучаемых
явлениях.

 Приземные
метеорологические наблюдения проводятся
синхронно, по единому гринвичскому
времени (времени нулевого часового
пояса) в 00, 03, 06, 09, 12, 15,18, 21 час.

 На
метеорологических станциях регистрируются
следующие метеорологические величины:

  • температура
    воздуха на высоте 2-х метров над земной
    поверхностью;

  • влажность
    воздуха – парциальное давление водяного
    пара в воздухе и относительная влажность
    на высоте 2-х метров;

  • атмосферное
    давление;

  • ветер
    – горизонтальное движение воздуха на
    высоте 10-12 метров над земной поверхностью
    (измеряется его скорость и определяется
    направление, откуда дует ветер);

  • состояние
    поверхности почвы.

Практическая
работа является составной частью
изучения курса «Учение об атмосфере».
В связи с этим основное внимание при
выполнении контрольных работ уделяется
анализу результатов метеорологических
наблюдений и их сопоставлению с теорией.
Исходный материал для выполнения
практических работ содержится в разделе
«Приложение».

Анализ
суточного хода метеорологических
величин.

 Метеорологические
наблюдения имеют суточный ход. Суточный
ход представляет собой монотонное
возрастание или убывание, имеет вид
простой, двойной или еще более сложной
волны. Максимумы и минимумы могут быть
резко выраженными или плавными. Величина
хода характеризуется амплитудой –
разностью между наибольшими и наименьшими
значениями величины в течение суток.

 В
суточном ходе различных метеовеличин
имеется тесная связь. Изменения
температуры деятельной поверхности
приводят к изменениям температуры
воздуха. Температура воздуха влияет на
изменения относительной влажности.
Колебания температуры поверхности
отражаются на изменениях упругости
водяного пара.

Получив
индивидуальное задание (исходные
материалы – приземные метеорологические
наблюдения даны в приложении).

 Необходимо
построить графики суточного хода
метеорологических величин:

1.
Температура деятельной поверхности;

2. Температуры воздуха;

3.
Относительной влажности;

4. Упругости
водяного пара;

5. Атмосферного
давления;

6. Направления и скорости
ветра;

7. Атмосферных явлений и
осадков.

При
анализе необходимо рассмотреть общий
характер каждой кривой, определить
количество экстремумов, их характер,
величину и время наступления, найти
амплитуду, сравнить особенности изменения
метеовеличин в различные часы суток.
На основе этих данных решить, был ли ход
нормальным или аномальным для
рассматриваемого типа погоды. При
нормальном ходе надо объяснить (из
теории) обусловившие его факторы, а при
аномальном – выяснить его причины.

Важнейшая
часть анализа – выяснение связей между
изменениями различных метеорологических
величин. Их следует найти и выявить
причины.

Второй
этап работы – построить графики суточного
хода метеорологических величин на ПК,
отмечая по оси X время производства
наблюдения (сроки), по оси Y – значения
метеорологической величины.

Третий
этап работы – анализ суточного хода
метеорологических величин.

В
заключении дается краткая характеристика
погоды за сутки.

1.
Термический режим поверхности почвы.

В
течение суток поверхность почвы
непрерывно, разными способами теряет
либо поглощает тепло. Через земную
поверхность тепло передается вверх (в
атмосферу) и вниз (в почву). На поверхность
почвы поступает суммарная радиация и
встречное излучение атмосферы, а так
же тепло поступает путем турбулентной
теплопроводности. Теми же способами
земная поверхность излучает тепло в
атмосферу. Приходящее тепло распределяется
в тонком верхнем слое, который сильно
нагревается. На поверхности почвы
температура при отдаче тепла падает
быстро: тепло, накопленное в тонком
верхнем слое, быстро из него уходит без
восполнения снизу.

Рис.1.
Суточный ход температуры поверхности
почвы:

Алгебраическая
сумма всех приходов и расходов тепла
на земной поверхности должна быть равно
нулю, однако это не значит, что температура
поверхности почвы не меняется. Если
передача тепла направлена вниз, то тепло
из атмосферы остается в деятельном слое
почвы, что приводит к увеличению его
температуры. При передаче в атмосферу,
тепло уходит из деятельного слоя, понижая
тем самым его температуру.

Температура
поверхности в течение имеет свой
максимум, который проявляется в 12-14ч, и
минимум, наблюдающийся в 0 и 3 ч. В это
время отдача тепла из верхнего слоя
почвы эффективным излучением
уравновешивается возросшим притоком
суммарной радиации, вследствие чего
радиационный баланс поверхности почвы
становится равным нулю; а нерадиационный
баланс незначителен. Потом температура
постепенно растет до своего наибольшего
значения в местный полдень. Радиационный
баланс остается положительным до вечера,
однако можно заметить, что температура
поверхности почвы падает. Это связано
с увеличившимися теплопроводностью и
испарением воды.

Максимальные
температуры на поверхности почвы обычно
выше, чем в воздухе, поскольку днем
солнечная радиация нагревает почву, а
уже от неё нагревается воздух. Это видно
на исследуемом случае: максимум
температуры поверхности почвы (28°С)
выше, чем максимум температуры воздуха
(25,3°С) в этот же день. Ночные минимумы,
наоборот, на поверхности почвы ниже,
чем в воздухе, так как прежде почва
выхолаживается эффективным излучением,
а от нее охлаждается воздух. 10 августа
минимум температуры поверхности почвы
составлял 13°С, а минимум температуры
воздуха – 16,4°С.

Исследования
проводились в августе, поэтому разница
между суточным максимумом и суточным
минимумом – суточная амплитуда температуры
– в исследуемом случае достаточно высока
(25оС). Солнечная радиация у земной
поверхности велика днем, а ночью
наблюдается эффективное излучение.
Следовательно, судя по большой амплитуде,
день был безоблачным.

Температура
поверхности почвы влияет на температуру
воздуха. Обмен теплом происходит при
непосредственном соприкосновении
тонкой пленки воздуха с земной поверхностью
вследствие молекулярной теплопроводности.
Далее обмен происходит внутри атмосферы
за счет турбулентной теплопроводности,
которая является более эффективным
механизмом теплообмена, так как
перемешивание воздуха в процессе
турбулентности способствует очень
быстрой передаче тепла из одних
атмосферных слоев в другие.

Рис.2
Суточный ход температуры воздуха

Как
видно на рис№2 в течение суток воздух
нагревается и охлаждается от земной
поверхности, приблизительно повторяя
изменения температуры воздуха (см.
рис.1) с меньшей амплитудой. Можно даже
заметить, что амплитуда суточного хода
температуры воздуха меньше амплитуды
изменения температуры почвы примерно
на 1/3. Температура воздуха начинает
повышаться в то же время, что и температура
поверхности почвы, а максимум ее уже
наблюдается в более поздние часы, а
нашем случае в 15ч, а потом начинает
понижаться.

Как
уже отмечалось ранее, максимум температуры
поверхности почвы выше, чем максимум
температуры воздуха (25,3°С). Это объясняется
тем, что солнечная радиация прежде всего
нагревает почву, от которой уже потом
нагревается воздух. А ночные минимумы
на поверхности почвы ниже, чем в воздухе,
так как почва излучает тепло в атмосферу.

3. Суточный ход упругости водяного пара.

Водяной
пар непрерывно поступает в атмосферу
путем испарения с водных поверхностей
и влажной почвы, а также в результате
транспирации растениями. При этом в
разных местах и в разное время он
поступает в атмосферу в различных
количествах. От земной поверхности он
распространяется вверх, а воздушными
течениями переносится из одних мест
Земли в другие.

Упругостью
водяного пара называют давление водяного
пара. Водяной пар, как всякий газ, создает
определенное давление. Давление водяного
пара пропорционально его плотности
(массе в единице объема) и его абсолютной
температуре.

Рис.3Суточный
ход упругости водяного пара

Суточный
ход упругости водяного пара: минимум
наблюдается в 15 ч 11,8гПа, максимум – в
21 ч 13,6гПа, среднее значение упругости
водяного пара за сутки: 12,4гПа.

Суточный
ход упругости пара параллелен суточному
ходу температуры воздуха.

2.4.
Суточный ход относительной
влажности
.

Содержание водяного
пара в воздухе называют влажностью
воздуха. Мерой влажности является
парциальное давление водяного пара и
относительная влажность. Очень часто
воздух содержит водяного пара меньше,
чем нужно для насыщения при данной
температуре. Степень близости воздуха
к состоянию насыщения характеризуют
относительной влажностью. Относительная
влажность – отношение фактического
давления пара к давлению насыщенного
пара при данной температуре, выраженное
в процентах:

Суточный
ход относительной влажности f зависит
от суточного хода фактического давления
пара e и от суточного хода давления
насыщенного пара E. Но E находится
в прямой зависимости от суточного хода
температуры. Давление пара e в общем
меняется в суточном ходе не очень
значительно; гораздо резче меняется
вместе с температурой давление насыщенного
пара. Поэтому суточный ход относительной
влажности с достаточным приближением
обратен суточному ходу температуры.
При падении температуры относительная
влажность растет, при повышении
температуры – падает.

Рис.4
Суточный ход относительной влажности
воздуха

Максимум относительной
влажности (68%) в данном случае совпадает
с суточным минимумом температуры.
Минимум (37%) наблюдается в 15ч. Такое
понижение с 3 ч до 15 ч связано с тем, что
в результате турбулентного переноса
пара вверх е внизу уменьшается, а
вследствие роста температуры воздуха
Е увеличивается. Поэтому прослеживается
большая амплитуда суточных колебаний
относительной влажности – 31%. Такая
тенденция в эти часы особенно характерна
для дневных колебаний относительной
влажности внутри материков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий