Как составить график занятий для ребенка

Кружковорот: как составить расписание для ребенка и везде успеть



  • Seasons Life, Дети

Нейропсихолог, образовательный коуч и мама трех школьников Анна Высоцкая рассказывает, как составить правильное и эффективное расписание на учебный год, избежав школьной гонки, родительской усталости и детских слез.

Анна Высоцкая

Ваш ребенок — первоклассник

1. Помните, что адаптация к школе это серьезно. Отнеситесь внимательно к учебной нагрузке ребенка, берегите его.

2. Группа продленного дня в первом классе — скорее жесткая необходимость, чем развлечение. По моему опыту, оплачивать работу няни или автоняни (возит на тренировки ребенка и доставляет его домой) едва ли не дешевле, чем «продленку» и кружки в школе.

3. Время после школы первокласснику лучше проводить дома, играя или читая. У него должно быть как минимум два будних дня, полностью свободных от дополнительных занятий. Любые экскурсии и походы по музеям допустимы в один из выходных дней, а лучше в субботу. Хорошо, если на воскресенье у вас не будет жестких планов, и вы сможете проводить этот день всей семьей.

4. Лучше не сокращать нагрузку за счет любимых спортивных секций ребенка, которые уже были в его жизни до школы. Наоборот, хорошо, если они будут оставаться в расписании из года в год.

В конце года вы планируете переходить в «сильную» школу

Скорее всего зимой ребенку придется посещать специальные курсы подготовки — учитывайте эту дополнительную нагрузку, которая ляжет на его плечи, при составлении расписания. Возможно, придется заниматься с репетиторами — по вечерам или в выходные дни, и эти дополнительные уроки, а так же подготовку к ним нужно заранее вписать в учебный график.

Любые онлайн-занятия и скайп-уроки съедают массу ресурсов. Их также нужно специально планировать, оставляя место в расписании. Не покупайте доступ к онлайн-платформам, если не уверены, что на них найдется время.

К весне многие дети оказываются настолько истощенными, что показывают очень нестабильные результаты на экзаменах. Как этого избежать?

— возможно, у вас получится договориться с администрацией школы, что один учебный день в неделю ребенок будет пропускать. Тогда он сможет заниматься с репетитором хотя бы раз в неделю в первой половине дня, а не вечером — уставший и замученный.

— некоторые семьи в год поступления выбирают очно-заочную или полностью заочную форму обучения, чтобы все профильные занятия приходились на эффективное утреннее время.

Расставляйте приоритеты

Составление расписания — это не игра в тетрис. Первым необходимо планировать то, что отвечает наиважнейшей задаче на этот год.

Например, если у ребенка дислексия, то не стоит вклинивать занятия с логопедом в единственное свободное «окно» между флейтой и танцами. Сначала — логопед, в самое удобное и продуктивное время для ребенка, а потом уже все остальное, если на него останутся силы.

Если школьник серьезно занимается спортом, то придется отсечь все лишнее ради сохранения жизнерадостности и жизненной силы, даже в ущерб интеллектуальной нагрузке.

Одним словом, сначала корень, скелет, основа, и только потом — декор (если на него есть ресурсы).

Польза может быть вредной

Часто мы строим расписание ребенка, исходя из собственных представлений о пользе его развития. Ментальная арифметика, нейропсихолог, репетитор по русскому, олимпиадные задачи, шахматы, история искусств — эта ложка за маму, а эта за папу. Это для ума, а это для эмоций.

Но ребенок — не механизм, в котором нужно что-то «докрутить». Взвесьте, стоит ли такое количество кружков огромных финансовых и моральных жертв? 

Если у ребенка слишком много занятий, он не может в них включиться. Он ходит в изостудию, на робототехнику и айкидо, но не присутствует на них, не успевает прожить то, что делает.

Развиваем мотивацию

Если все занятия выбраны под давлением родителей, то мотивация теряется очень быстро. Кружок, на котором вы настояли из соображений пользы, может быть в его жизни только один. Правда, один. Это очень важно. Все остальное он должен выбирать сам, для души и удовольствия. Тогда мотивация будет развиваться в правильном направлении. А родителям придется расставлять приоритеты и задавать себе вопросы: что сейчас самое важное? Что не может подождать?

Выбирайте не занятия, а педагога

При выборе между кружками учитывайте не только их содержание и семейную логистику, но и личность наставника. Настоящий педагог — это то, за что стоит держаться. Все остальное подождет.

Если ребенок ничего не хочет

Если ребенок ходит на все занятия из-под палки, только потому, что вы его записали, устройте образовательный «детокс». Отмените все кружки на месяц, полгода, год. Это не страшно, а очень полезно. На сэкономленные деньги купите лично себе учебный курс, о котором вы давно мечтали (живопись? гитара? история кино?). И дождитесь, пока ребенок сам попросит вас найти что-нибудь интересное для него.

Если ребенок хочет бросить кружок

Детство — золотая пора проб и ошибок. Позвольте своему ребенку сделать выбор, не сопротивляйтесь. Но постарайтесь выяснить, что стоит за этим желанием — разочарование, несовпадение с педагогом, усталость, потеря интереса?

Логистика

1. Не планируйте кружки «впритык». Лучше закладывать на логистику ровно в два раза больше времени, чем требуется, учитывать перерывы и перекусы — это позволит избежать опозданий, сбережет нервы и силы.

2. Время на подготовку к выходу из дома и на дорогу должно быть выделено в расписании отдельным цветом, и ребенок должен знать, сколько он может отдохнуть, а через сколько начать одеваться.

3. Берегите свои ресурсы. Часто мамы очень активных и мотивированных детей превращаются в такси-мам или мам-на-колесах, которые живут весь день в разъездах, возят судочки с едой, делают свои дела урывками между занятиями ребенка. Жизнь в машине еще никого не сделала счастливым. Подумайте, зачем вы это делаете, и что это дает вашему ребенку.

4. Больше одной поездки в день ребенку выдержать крайне трудно. Если в школу ездите на машине, то секция или кружки должны быть в пешей доступности от дома. И наоборот — если школа рядом с домом, то на секцию можно ребенка и отвезти. Но проводить в машине больше 1-1.5 часов в день ребенку сложно физиологически, уж не говоря про то, что ему приходится все время перекусывать на ходу. Ни одно занятие этого не стоит. Прислушайтесь к себе — не гонит ли вас вперед тревога? И действительно ли рядом с вами нет ничего стоящего?

Планируем отдых

Просто побыть дома, поваляться на диване с книжкой, поиграть с куклами и машинками, погулять во дворе — НОРМАЛЬНЫЕ занятия для детей. И если вы хотите, чтобы ребенок много читал или с удовольствием играл в настольные игры, на это тоже нужно время, много времени. И оно должно быть заложено в расписании.

Учим пользоваться расписанием

Расписание должно быть рабочим не только для вас, но и для ребенка. Это значит, что он должен уметь им пользоваться. Составляем график занятий, записываем и вешаем его на видное место. Рядом с этим заветным листком хорошо приклеивать чек-листы, которые подскажут, что должно лежать в сумке для каждого из занятий.

Делегируем контроль

По моему опыту, школьник 9-10 лет способен полностью сам следить за всеми своими занятиями и передвижениями по городу (или уметь координировать их с няней). Так что делегируйте контроль за расписанием ребенку как можно раньше. Если у вас двое или больше детей, это единственный способ выжить! И да, сначала будет много путаницы и опозданий, но это совершенно нормально. Человек же учится.

Если детей больше, чем один

Составьте одну сводную таблицу для себя лично, где по каждому дню будет расписано, что и в какой момент происходит с каждым ребенком, а также указаны все перемещения детей и ответственные за них.

Удачи и легкого расписания!

Читайте также:

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ для дошкольников всех возрастов

21-10-2014

Дорогие мамочки, особенно те, кто не имеет специального образования воспитателя, а также те, кто собирается воспитывать своих детей дома, не отдавая их в детсад, публикую расписание занятий, которые проводят в детскких дошкольных учреждениях.

Скопируйте себе и занимайтесь. Материал для занятий ищите в интернете на сайтах воспитателей, а также ДДУ, много материала в YOUTUBE. Полезно будет почитать ПРОГРАММУ образования в ДДУ, я ее выложила, читайте.

Итак, НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ самое главное

режим сна и бодрствования,

полноценное питание и

положительные эмоции.

ВО ВРЕМЯ БОДРСТВОВАНИЯ НА 1-ОМ ГОДУ ЖИЗНИ ПРОВОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Развитие восприятия

2. Ознакомление с окружающим и развитие речи

3. Развитие действий с предметами

4. Развитие движений

5. Музыкальное

6. Игры-развлечения

Длительность 2-3 мин, с несколькими детьми – 5-7 мин.

Можно посмотреть вот здесь содержание занятий  http://www.k2x2.info/pedagogika/deti_rannego_vozrasta_v_doshkolnyh_uchrezhdenijah/p4.php#metkadoc2

ДАЛЕЕ выкладываю сетки занятий

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА 1 МЕС. ДО 1,5 ЛЕТ

Длительность 3-6 мин.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 1, 5  ДО 2 ЛЕТ

Длительность 4 – 8-10 мин.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ    ( 1 МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСАДА)

Длительность 10 мин.

Нижеследующий план занятий в соответствие с тематическим планированием

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ  (2 МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСАДА)

Длительность занятий 15 мин.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ   (СРЕДНЯЯ ГРУППА ДЕТСАДА)

Длительность занятий 15 – 20 мин.

ЗАНЯТИЯ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ  (СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСАДА)

Длительность занятий 20-25 мин.

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ  (В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА)

Длительность занятий 25-30 мин.

Ниже – тематический план воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на год.

Месяц

Неделя

2 мл. группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

1

Наша группа

1 сентября – День знаний

2

Игры и игрушки

Всемирная  акция “Мы чистим мир” (“Очистим планету от мусора”)

3

Труд помощника  воспитателя

Труд воспитателя

Осень. Сезонные изменения в природе. Труд людей осенью.

4

Друзья

Осень. Листья.

Откуда хлеб пришёл?

Октябрь

1

Осень

Овощи

Овощи. Огород. Труд людей

2

Фрукты

Фрукты

Фрукты, ягоды, сад. Труд людей

3

Овощи

Грибы

Осень грибы. Лес. Деревья.

Осень. Грибы. Лес. Деревья. Кустарники.

4

Грибы

Поздняя осень

Ноябрь

1

Каникулярное время

2

Дикие животные

Птицы

Перелётные птицы

Перелётные, зимующие птицы

3

Домашние животные

Обувь Одежда

Обувь Одежда

Одежда зимняя и демисезонная

4

Птицы

Посуда

Посуда

Посуда (материал)

Декабрь

1

Домашние обитатели

Зима

2

Транспорт

Зимующие птицы

Признаки зимы. Зимующие птицы

Зимующие, кочевые птицы

3

Дорожная безопасность

Зимние забавы

Зимние забавы

Животные Севера

4

Новый год

Новый год

Новый год

Новый год. Зимние забавы

Январь

1

Каникулярное время

2

3

Зима

Домашние животные зимой

Домашние птицы, животные и их детёныши

4

У кого какие шубки

Дикие животные зимой

Дикие животные и их детёныши

Февраль

1

Труд врача

Транспорт

Транспорт: грузовой, пассажирский

Транспорт: виды, профессии

2

Здоровье

Профессии на транспорте

Профессии: инструменты

3

Папа

Наша Армия

4

Наши добрые дела

Детский сад: профессии

Детский сад: профессии, трудовые действия

Животные жарких стран

Март

1

Мама

8 марта

8 марта. Наши мамы

Мамин праздник. Цветы

2

Семья

Весна

Ателье (швея, закройщица). Труд, действия.

Наша Родина – Россия

3

Гости

Стройка

Стройка: профессии, трудовые действия

Наш край – Забайкалье. Город Чита, домашний адрес

4

Каникулярное время

Апрель

1

Город

Комнатные растения

2

Пожарная безопасность

Дикие животные весной

Космос

3

Игрушки

Домашние животные весной

Весна. Приметы весны. Прилёт птиц

Весна. Приметы весны. Перелётные и зимующие птицы

4

Магазин

Перелётные птицы

Речные, аквариумные рыбы

Речные, аквариумные рыбы. Животные морей и океанов

Май

1

Водичка -водичка

Правила дорожного движения

2

Весна

День победы

3

Труд взрослых

Насекомые

Скоро в школу

4

Цветы

Лето. Цветы

Лето. Цветы. насекомые

Максимально допустимый объём занятий:

  • ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) – 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
  • младшая группа (четвёртый год жизни) – 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
  • средняя группа (пятый год жизни) – 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
  • старшая группа (шестой год жизни) – 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
  • подготовительная группа (седьмой год жизни) – 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной – трех. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.

Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 – 3 раз в неделю.

Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:

  • для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
  • для детей 5-го и 6-го годов жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
  • для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5 – 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 – 7 лет – 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).

Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной – не более 30 мин.

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

  • в младшей группе – 15 мин.,
  • в средней группе – 20 мин.,
  • в старшей группе – 25 мин.,
  • в подготовительной группе – 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 – 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.

Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет занимает не менее 3-4 часов.

Прогулки

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 чаа.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

При температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20° С и скорости ветра более 15 м/с.

http://www.predeina-zaural.ru/nash_obraz_zhizni/raspisanie_zanyatiy_dlya_doshkolnikov_vseh_vozrastov.html
(с прежнего сайта)

Надеюсь, вопрос, зачем составлять график выполнения домашних заданий для ребенка, глядя на заголовок статьи, у родителей не возникает. Многим знакома ситуация, когда приходя с работы в 19:00, обнаруживаете, что чадо даже еще и не думало приступать к «домашке», а преспокойно сидит и «режется» в какую-нибудь игру с одноклассниками. Скандал, возмущение, слезы… И запрет на игры или на мультики. В общем, на то, за чем ребенок был застигнут. Но ведь главное не в наказании, а в том, что вечером дитя уже совсем ничего не соображает, и выполнить даже элементарный урок по литературе для него становится тяжким испытанием. Успеваемость падает, учителя возмущены, родители хватаются за сердечные капли и так далее.
В общем, график нужен, и поэтому будем думать, как правильно его составить.

Содержание

  1. Как правильно и грамотно составить расписание домашних занятий
  2. Итак, что у нас получается?
  3. Эффективность графика домашних заданий

Как правильно и грамотно составить расписание домашних занятий

С чего начать составлять график? Прежде всего, загляните сами в дневник своего ребенка и изучите его расписание уроков на всю неделю.

Вторым шагом будет поговорить с ребенком и выяснить, в какое время дня ему удобнее всего будет делать уроки. Предвижу родительский скепсис, ведь большинство деток ответят: «никогда» или «чем позже, тем лучше». Но этот номер не пройдет. Начинаете договариваться и ставите условия, при которых ребенок должен выбирать – или ему назначают время родители, или он сам выбирает «окно» для выполнения домашнего задания в своих делах. И не в вечернее время, а днем часа через 2-3 после возвращения из школы.Как составить расписание домашних заданий для ребенка 2

Необходимо вообще быть в курсе, чем занимается ваш ребенок после школы. Конечно же, если у него есть дополнительные кружки или секции, репетиторские занятия по ин. языкам, которые начинаются практически через час после школы, то стоит сдвинуть график домашних заданий. Ребенок не должен выполнять их сразу после спорта или кружка.

Отдых – первое, что нужно после физической или умственной нагрузки. Тут все легко устроить. Если дитя устало физически, то стоит уговорить его отдохнуть, сменив сферу деятельности на умственную. Причем не на мультики или на гаджет, а на выполнение устных уроков. То есть, пришел с тренировки, умылся, перекусил и сел почитать домашнее задание по истории или литературе.

Составляя график, необязательно соединять все задания вместе, вполне можно разделить их на два, а то и три временных отрезка. Устраивать, так сказать, переменки, как в школе. В такие перерывы ребенок уже сам выбирает, чем ему заняться – мультфильмы посмотреть, или в гаджетах посидеть, или погулять.

Но перерыв не должен превышать получаса максимум сорока минут. Иначе заигравшись, дитя забудет все на свете. Кстати, посоветуйте ребенку ставить на телефоне будильник на определенное время, чтобы он сигнализировал ему о времени окончания отдыха.

Многие родители сейчас наверняка думают, что я пишу советы из области фантастики и невозможно приучить ребенка к такому графику. А вот и нет – вполне даже возможно. Нужно только начинать такой ритм жизни не в пятом классе с середины учебного года, а с первого сентября в первом классе. Но и с пятиклассниками этот метод вполне «прокатит», если мама, например, будет в отпуске, и первое время будет контролировать весь процесс. Не делать все сама, устанавливая будильник, а именно контролировать, напоминать.

Итак, что у нас получается?

  1. Изучаете расписание уроков и на основании расписания и графика дополнительных занятий (секций и кружков) подбираете вместе с ребенком самое приемлемое время для выполнения домашнего задания. Но не стоит решать проблему без участия детей. Сотрудничество сблизит и даст ребенку возможность быть услышанным. У детей тоже есть свои потребности и мнение, и будет разумным прислушаться к ним. В свою очередь, если ребенок поймет, что его просьбы были услышаны, он с большей готовностью примет правила и будет стараться их выполнять.
  2. Составляете график на неделю. Расчерчиваете таблицу, в которую вносите время окончания школьных уроков, время отдыха, время тренировок и репетиторства, время для устных уроков и время выполнения письменных заданий. И все это должно уложиться (желательно) до 19:00. Почему именно до этого времени? Ну, во-первых, вся семья собирается дома и ребенок, естественно, начинает отвлекаться от уроков. Во-вторых – вечером головушка уже настолько мутная даже у бодрого на вид ребенка, что заставить его запомнить стихотворение будет бесполезно, хоть убей.Как составить расписание домашних заданий для ребенка 3
  3. Проводите постоянный контроль над тем, как ребенок придерживается графика. Необязательно звонить каждый час и справляться, чем он занят в этот самый момент. Если дети захотят соврать – то соврут и глазом не моргнут. Но вот вечером, придя с работы, потребуйте показать все тетрадки и не забудьте проверить устные уроки. Если ребенок справился один, второй, третий раз, то проверки устраиваются не каждый день, а выборочно.
  4. Но будьте последовательны и всегда требуйте выполнения независимо от обстоятельств. Так дети усвоят правило – родители всегда начеку и могут потребовать отчета в любой момент. К тому же деткам обязательно нужно время, чтобы привыкнуть к новому распорядку. Для всех оно индивидуально, зависит от характера ребенка и его усидчивости.
  5. Главное – не забывайте каждый вечер просмотреть заполнение дневника и при любых сомнениях созваниваться с учителем и уточнять задания на дом. Детки сегодня пошли хитренькие и запросто могут сказать, что была контрольная работа и «домашку» не задали.
  6. Правильно организуйте рабочее место для выполнения ребенком домашних заданий. От того, насколько оно будет эргономичным, зависит 50% успешной учебы ребенка. Место для выполнения уроков должно быть хорошо освещено, все необходимые принадлежности должны быть под рукой, но не загромождать пространство стола. Кресло должно быть удобным и подходить под возраст ребенка.

Родители должны помнить, что выполнение домашнего задания будет занимать в разных классах разное количество времени у ребенка. Поэтому составляя график, нужно будет еще и ориентироваться на ту нагрузку, которая сегодня дается детям на дом. В разные дни она разная, все зависит от расписания. Если есть возможность перенести какие-то домашние уроки на следующий день, то стоит это сделать обязательно. Дайте ребенку возможность выдохнуть.
Автор: Бундур О.

Эффективность графика домашних заданий

Не стоит печалиться по поводу большой загруженности ребенка в школе. Почему я так говорю? Все не так печально, как кажется родителям. Если бы дети были так уж измотаны той информацией и нагрузкой, которая «сваливается» на них каждый день, их бы не тянуло сидеть часами в гаджетах и общаться в соцсетях. От такого времяпрепровождения голова пухнет еще больше, чем от уроков. Нужно просто систематизировать и чередовать отдых и учебу, и тогда детки будут все успевать и меньше уставать.Как составить расписание домашних заданий для ребенка 4

В этом и состоит задача номер один графика домашних занятий – освободить ребенка от излишней нагрузки и дать ему возможность для отдыха, общения с друзьями и развлечений.

К тому же, когда ребенок привыкнет к определенному ритму жизни, он в старшем возрасте будет все выполнять без всяких напоминаний и научится планировать свой день так, чтобы все успевать. В будущем такая организация поможет ему и в студенческой жизни и в работе. Кстати, такое планирование выполнения домашних заданий очень полезно для деток с дефицитом внимания и гиперактивностью.

Но если и после всех предпринятых родителями усилий у ребенка возникают трудности с учебой, то стоит «копнуть» проблему глубже, и обсудить ее с педагогом и с психологом. Ведь вполне может оказаться, что ребенку нужна куда как более эффективная помощь, чем составление графика выполнения домашних работ.

Перечень практических советов, помогающих распланировать режим ребенка так, чтобы он не отставал.

Что такое распорядок дня

Школьное расписание – термин, известный каждому. Это график обучения. Понятие «режим» вызывает у многих недоумение. Режим дня – это распорядок по часам. Расписание уроков в него также входит.

Зачем же он необходим школьнику? Во-первых, он дисциплинирует. Не имея режима, ребенок будет баловаться от бездействия либо весь день сидеть в телефоне. Во-вторых, режим экономит нервы родителей. С отсутствием режима будет потрачено больше сил на попытки распланировать день с толком. В-третьих, это действенность обучения. Не имея режима, школьник будет получать прерывистые знания.

Во избежание неприятных ситуаций, в семье должен быть установлен точный, правильный режим дня ребенка. Ниже представлены рекомендации по его составлению.

Распорядок дня для детей

Как составляется режим дня школьников

Первое действие. Взять лист бумаги либо воспользоваться специальным приложением

Кто-то предпочитает бумажный вариант, а кто-то – электронный. На бумажном листе необходимо расчертить поля на каждую неделю. Можно воспользоваться обычным школьным дневником. Если человек предпочитает школьное расписание в цифровом формате, можно воспользоваться имеющимися приложениями.

Второй шаг. Обозначить время для сна и просыпания

Необходимо выработать одно и то же время – так организм быстрее привыкнет, и ребенок будет чувствовать себя спокойно. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора для сна обучающимся начальных классов необходимо отводить 10-10,5 часов. Детям первых классов дополнительно добавляют 2 часа сна днем. Подобное количество часов должно отводиться и обучающимся 5-7 классов. В 8-9 классах нормой сна считается 9-9,5 часов. Обучающимся старших классов, выпускникам и взрослым достаточно уделять для сна 8-9 часов.

Школьное расписание

Третий шаг. Вписать все уроки на текущую неделю

Лишь после этих манипуляций можно переходить к планированию времени бодрствования – нужно посчитать, сколько часов на день ребенку требуется для занятий. Важно проследить, нет ли дней, в которые уроки длятся более 3-4 часов без перерыва. Если такие имеются, необходимо правильно распределить учебную нагрузку. Необходимо учитывать, что требуется время на выполнение домашней работы и в некоторых случаях – на коллективное обсуждение уроков. Лишь так удастся понять, сколько ребенку требуется времени на обучение.

Четвертый шаг. Вписывать в режим посещение секций и увлечения

Главное – не перестараться с количеством дополнительных занятий. Если ежедневно выполнять школьные задания, домашнюю работу, еще и посещать секции – ребенка можно перегрузить. С ребенком нужно советоваться, хочет ли он ходить на ту или иную секцию и сколько раз в неделю. Если он стал сильно уставать, нужно уменьшить нагрузку и скорректировать режим.

Пятый шаг. Добавить время на отдых

Если родители разрешают школьнику гаджеты, то на это необходимо давать отдельное время. У ребенка должно быть свободное время для развлечений и обычного безделья. В режиме дня непременно должны присутствовать прогулки – школьникам требуются физические нагрузки и провождение времени на улице.

Каковы особенности режима дня в младших классах?

Начинать необходимо с формирования режима сна. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора обучающиеся младших классов должны отводить на сон не менее 10-10,5 часов. Вдобавок, в распорядке дня школьников первых классов дополнительно должен присутствовать сон в продолжение двух часов днем.

Режим дня обучающихся младших классов обычной школы может выглядеть так:

Время Процедура
7 утра Просыпание
7.00-7.30 Гимнастика, заправление кровати, обмывание
7.30-7.50 Завтрак
7.50-8.15 Поход на учебу
8.30-13.00 Пребывание в школе
13.00-13.30 Путь домой
13.30-14.00 Обед
14.00-15.00 Покой, сон
15.00-16.00 Прогулка на улице
16.00-16.15 Перекус
16.15-17.30 Выполнение домашнего задания
17.30-19.00 Прогулка, посещение секций
19.00-19.20 Ужин
19.20-20.45 Свободное времяпровождение
20.45-21.00 Водные процедуры
21.00-7 утра Сон

Режим дня для младших классов

На домашнем обучении распорядок дня отличается ребенок может просыпаться позже, большая часть времени у него уделяется отдыху и любимым занятиям. Примерный режим дня на семейном обучении:

Время Процедура
9 утра Подъем
9.00-9.30 Обмывание, гимнастика
9.30-10.00 Завтрак
10.00-13.00 Онлайн-занятия, выполнение домашнего задания
13.00-13.30 Обед
13.30-15.00 Отдых
15.30-18.00 Посещение кружков
18.00-18.30 Ужин
18.30-21.00 Свободное время
21.00-22.00 Подготовка ко сну
22.00-9 утра Сон

Как видно, на домашнем обучении проще выспаться, отдохнуть и набраться сил, уделить время любимому занятию. И все это потому, что учебна нагрузка на семейном обучении ниже.

Особенности распорядка обучающихся средней и старшей школы

Чем взрослее ребенок, тем большее поручительство по соблюдению режима дня он перекладывает на себя. Старшеклассник должен быть осведомлен о методах выстраивания плана действий. Регулирование времени

неотъемлемая часть подготовки к государственным экзаменам. Не стоит принуждать, нежно по-дружески обсудить, какое должно быть расписание, чтобы все удавалось и удачно складывалось.

Непременно нужно обозначить наказание в случае несоблюдения режима. К примеру, если ребенок не ляжет спать в отведенное время, то ему назначается дополнительная работа по дому в выходной день. Как вариант

сделать яркую памятку и повесить ее на холодильник

так школьника будет проще контролировать.

Ориентировочный распорядок дня обучающихся 8-9 классов обычного среднего учебного заведения:

Время Процедура
7 утра Подъем
7.00-7.30 Утренние процедуры
7.30-7.50 Прием пищи
7.50-8.20 Отправка в школу
8.30-14.30 Обучение
14.30-15.00 Путь домой
15.00-16.00 Свободное время
16.00-18.00 Выполнение уроков
19.00-20.00 Посещение секций
20.30 Ужин
22.30 Сон

Режим для для средних и старших классов

Обучающиеся онлайн-школы имеют возможность спать подольше, экономить время на дорогу в школу и на возвращение со школы, имеют больше свободного времени на отдых. Ориентировочный распорядок дня детей онлайн-школы:

Время Процедура
9.00 Просыпание
9.00-9.30 Утренние процедуры
9.30-10.00 Прием пищи
10.00-13.00 Онлайн-обучение
13.00-13.30 Обед
13.30-15.00 Отдых
15.00-16.00 Выполнение уроков
16.00-17.00 Свободное времяпровождение
17.00-19.00 Росещение секций
19.00-19.30 Ужин
19.30-22.00 Свободное время
22.00-22.30 Отход ко сну
22.30-9.00 Сон

Такой режим касается обучающихся 7-8 классов.

Режим детей-спортсменов

Дети, мастерски занимающиеся спортом, большую часть времени уделяют тренировкам и турнирам. Поэтому прочие дела разделяют между ними. В распорядке дня обязательно должно быть время на обед, дорогу в спортивный комплекс и из него. Будет лучше, если школьное расписание позволить совместить спорт и учебу. Организуя режим дня школьников, увлеченных спортом, нужно удостовериться, что ребенку хватает времени на отдых. При физическом или интеллектуальном изнеможении возможны травмы и эмоциональное выгорание.

Режим дня креативных детей

К составлению расписания необходимо подходить творчески – нужно дать ребенку возможность самому нарисовать график на листе бумаги. Участвуя в составлении распорядка, у ребенка будет больше мотивации соблюдать его в дальнейшем. Если хобби ребенка подразумевает репетиции, гастроли, не нужно забывать об отдыхе между ними. Если увлечение касается живописи или прикладного искусства, из-за которых ребенок долго сидит на одном месте, в режиме дня обязательно должна быть физическая активность.

Как составить режим дня для детей

Как отследить распорядок дня школьников

Если человек любит писать, можно нарисовать режим дня на листе или воспользоваться готовым шаблоном. Преимущество бумажного расписания в том, что оно всегда доступно школьнику. Для отслеживания прогресса ребенка, можно воспользоваться стикерами. К примеру, школьник посетил бассейн – наклеить наклейку, выполнил проект по иностранному языку – наклеил другой стикер. За 1 неделю или месяц накопится конкретное число стикеров по каждой намеченной задаче. Так будут заметны итоги работы в конце каждой недели либо месяца.

Приложения для составления режима дня

На сегодняшний день существует много электронных планировщиков. Их привилегия в том, что они синхронизируются на различных устройствах и совместно используются. Чтобы распланировать весь день, неделю и месяц школьника, можно воспользоваться следующими приложениями:

  • Google Календарь
  • наипростейший вариант, который напоминает о запланированных делах

  • Microsoft To-Do
  • имеет напоминания, заметки

  • Tick Tick
  • приложение с таймером

  • Trello
  • сервис, в котором планы разделены на карточки и колонки

  • To do
  • планировщик с сортировкой и поиском задач

  • Planner Plus
  • подходит владельцам Apple, перечень дел виден на экране.

Важно ли соблюдение режима дня во время каникул

Отдельного рассмотрения требует вопрос соблюдения режима дня во время школьных каникул. Во-первых, это период отдыха, когда ребенок может расслабиться. Во-вторых, нарушение распорядка дня произойдет легко, а вот восстановление его осенью пройдет трудно. Поэтому рекомендуется ложиться спать и просыпаться в одно и то же время даже во время летних каникул. Также нельзя забывать об учебе

можно просматривать онлайн-курсы или фильмы.

Режим для во время школьных каникул

Что думает об этом психолог?

Психолог Елена Петрусенко считает, что переход на ночной режим приведет к негативным последствиям. Этого не случится, если родители донесут до своего ребенка последствия подобного образа жизни. Сон в ночное время имеет пользу для организма, потому что:

  • Гормон роста вырабатывается ночью. Спать необходимо полуночи до 7-8 часов утра.
  • Благодаря режиму мозг не только отдыхает, но и перерабатывает информацию, полученную в течение всего дня. Мозг отправляет человеку сигналы в виде сна. При несоблюдении режима сны практически не снятся, мы их не анализируем, следовательно, не получаем «письма» от мозга. В результате мозг перестает формировать решения, и мы теряем способность обдумывать.
  • Благодаря распорядку подростки чувствуют предвиденность, ведь в их жизни много случайностей, чего нельзя сказать о жизни взрослых.

Если родители требуют от своего ребенка соблюдения режима, то и сами не должны сидеть всю ночь за компьютером. Глядя на них, ребенок будет считать, что соблюдение требований необязательно.

Вывод

Во время составления режима дня школьника необходимо учитывать его индивидуальные особенности – возраст, форму обучения, увлечения. Какой выбрать тип ведения графика (бумажный или цифровой)

родители с ребенком решают самостоятельно. Главное – не быть слишком щепетильным. Важно помнить, что распорядок дня должен оказывать помощь ребенку, а не давить на него.

Как правильно подобрать режим дня школьника

Продуманный распорядок занятий и отдыха повысит успеваемость ученика. И сохранит нервные клетки его родителей.

Как правильно подобрать режим дня школьника

Чтобы учёба шла легче и веселее, школьнику нужен режим. Благодаря чёткому чередованию дел и свободного времени ребёнок будет меньше уставать, больше успевать, а его настроение улучшится.

При составлении распорядка дня для ученика необходимо учитывать нормы сна, режим питания, а также потребность в отдыхе и двигательной активности. Рассмотрим каждый пункт по отдельности.

Режим сна

Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. Если ваш ребёнок спит недостаточно, у него ухудшается память и падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке, возникают проблемы с планированием. А в подростковом возрасте проблемы со сном к тому же могут привести к появлению лишнего веса.

Сколько нужно спать

Роспотребнадзор рекомендует следующие нормы сна для школьников:

  • 10–10,5 часов для 1–4-го классов;
  • 10,5 часов для 5–7-го классов;
  • 9–9,5 часов для 6–9-го классов;
  • 8–9 часов для 10–11-го классов;

Первоклассникам желательно спать ещё и 2 часа днём, чтобы восстановить силы.

Как организовать режим сна

Правил здесь немного, и они предельно просты.

  • Ложиться нужно в одно и то же время. Ориентировочно — в 9–10 часов вечера. Желательно не отступать от этого распорядка и в выходные. А вот поспать в субботу и воскресенье можно подольше, не вскакивая по звуку будильника.
  • За два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки — в виде шумных игр, активных переписок с одноклассниками в мессенджерах или просмотра роликов на YouTube.
  • Заведите ритуалы, настраивающие на отдых. Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение (например, классической литературы).
  • Обязательно проветривайте спальню перед сном.

Режим питания

В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. При недостаточном или неправильном питании ребёнку просто не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.

Сколько нужно есть

Обычно для восполнения сил школьникам требуется 4–5 приёмов пищи с промежутком 3,5–4 часа. По нормам Роспотребнадзора, средняя суточная потребность в энергии составляет 2 350 ккал для ребёнка 7–11 лет и 2 713 ккал после 11 лет. Оптимально, если соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1 : 1 : 4.

Как организовать режим питания

Как и в случае со сном, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Делать это лучше не на ходу, а в спокойной обстановке, безо всякой спешки. Естественно, следует по возможности избегать острых и жареных блюд, фастфуда и газированных напитков.

Важно, чтобы родители подавали здоровый пример. Согласитесь, сложно убедить подростка, что чипсы вместо борща на обед — это вредно, если именно так питаются его папа и мама.

Взяв за основу пятиразовое питание, придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Завтрак. Он нужен — и точка. Более того, утром школьнику необходимо съесть четверть суточного рациона, а значит, одним бутербродом не обойтись. Старайтесь подать на завтрак горячее блюдо — молочную кашу, омлет, сырники или что‑то мясное.
  • Второй завтрак (школьный перекус). Он может включать бутерброд с сыром, орехи, печенье, фрукты или йогурт.
  • Обед. Это основной приём пищи (до 40% дневного рациона), который обычно состоит из 3–4 разнообразных блюд. Идеально, если на столе будет салат, первое, рыба или мясо плюс что‑нибудь на десерт.
  • Полдник. Ещё один лёгкий перекус, цель которого — восполнить запасы энергии и спокойно дожить до ужина. Для этого подойдут фрукты и ягоды, а также кисломолочные продукты.
  • Ужин. Вечером школьнику рекомендуется съедать примерно столько же, сколько и на завтрак. Но лучше исключить мясо и рыбу, так как белки возбуждают нервную систему и медленно перевариваются.

Режим учёбы и отдыха

Одна из распространённых ошибок активных и заботливых родителей — это составить для ребёнка слишком плотный график. Понятно, что хочется вырастить успешного человека, который одинаково хорошо играет на скрипке, плавает и рисует. А ещё знает три языка и разбирается в робототехнике.

Но перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — потенциальный гений потеряет интерес к любым занятиям. Поэтому очень важно грамотно чередовать учёбу и отдых, а также следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался.

Сколько нужно учиться и отдыхать

Специалисты Роспотребнадзора предлагают ориентироваться на такие нормы.

Для выполнения уроков:

  • 1,5 часа во 2–3-м классах;
  • 2 часа в 4–5-м классах;
  • 2,5 часа в 6–8-м классах;
  • 3,5 часа в 9–11-м классах.

Для прогулок и подвижных игр:

  • 3–3,5 часа в младшем возрасте;
  • 2,5 часа в старших классах.

Ранее специалисты также рекомендовали ограничить время, проведённое школьниками у экранов компьютеров или планшетов. Но с распространением смартфонов и массовым переходом на онлайн‑обучение отгонять ребёнка от экрана превращается в архисложную задачу. Родители могут лишь установить лимит на доступ к играм, мессенджерам и другим ресурсам, которые отвлекают от учёбы и не приносят пользы здоровью.

Как организовать режим учёбы и отдыха

Тут многое зависит от интересов, внешкольных занятий и физиологических особенностей каждого  ученика. Однако есть несколько общих советов.

  • После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем сесть за уроки. Если речь идёт о младшем школьном возрасте, желательно, чтобы в это время ученик поспал.
  • Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.
  • Даже при самом плотном распорядке ребёнку жизненно необходимы час или два свободного времени, когда он может заниматься чем угодно. Например, просто бездельничать.

Режим дня школьника

Вот так выглядит ориентировочный режим дня с точки зрения Роспотребнадзора. Он рассчитан на ребёнка младшего школьного возраста. В средних и старших классах количество часов, необходимое для занятий, увеличится, а вот времени для сна и отдыха останется меньше.

  • 7:00 — подъём, утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет.
  • 7:15–7:30 — завтрак.
  • 7:40–8:10 — дорога в школу или утренняя прогулка.
  • 8:30–13:05 — занятия в школе.
  • 13:30–14:00 — дорога из школы или прогулка после занятий.
  • 14:00–14:30 — обед.
  • 14:30–15:30 — послеобеденный отдых или сон.
  • 15:30–16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.
  • 16:00–16:15 — полдник.
  • 16:15–17:30 — приготовление домашних заданий.
  • 17:30–19:00 — прогулка на свежем воздухе.
  • 19:00–20:00 — ужин и свободное время.
  • 20:30 — подготовка ко сну.
  • 21:00 — отбой.

Читайте также 🧐👨‍🏫📒

  • Что нужно, чтобы ваши дети питались в школе бесплатно
  • 10 детских YouTube-каналов, которые помогут восполнить пробелы в образовании
  • 3 способа привить ребёнку любовь к чтению
  • Как выжить в школе: советы школьникам и их родителям
  • Как закупить школьные принадлежности и не переплатить

Добавить комментарий