Как составить графы логической структуры

1.

Уважаемые коллеги!
Напоминаем Вам о правилах просмотра презентаций.
1.Для точного движения по маршруту
пользуйтесь управляющими кнопками.
изложения
темы
2.Переходить от слайда к слайду можно при помощи щелчка левой
клавишей мыши.
3.Возвращаться из слайдов – сносок (т.е слайдов разъясняющих
какое-то понятие) лучше через кнопку «Назад» или «Домой»
4.Если Вы допустили ошибку или по другой причине нуждаетесь
в возвращении к уже прочитанному, воспользуйтесь правой
клавишей мыши и в появившемся окне обозначьте действие
«Назад».
НАЗАД
ДОМОЙ
Желаем продуктивного усвоения информации.
Авторы.

2. ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Простые правила позволят вам быстро и эффективно освоить технику формирования граф
логических структур любой темы. Они следующие:
1. Прочитайте внимательно несколько раз исследуемый материал.
?
2. Выпишите все имеющиеся в этом материале учебные элементы.
?
3. Определите их степень новизны
и составьте таблицу учебных элементов таким
?
образом, более общие понятия определялись более узкими (соловей это птица, но не всегда
птица – это только соловей. Соловей – более узкое понятие, чем птица.) и, с другой стороны
элементы более новые определялись более известными, понятными нам. Для построения граф
используйте логику таблицы учебных элементов.
4. Практически всегда тема является центром ГРАФ СТРУКТУРЫ. От темы и следует
«разветвлять граф». При подборе темы нужно быть крайне внимательным, так как можно тему
слишком расширить, хотя этого и не требуется, или сузить, что не позволит раскрыть всё новое в
учебном материале.
Вообще процесс формирования Графа логической структуры сводится к двум
противоположным мыслительным процессам – объединению информации по признакам и
разделению её по признакам.
Далее

3. Под исследуемым материалом подразумевается любой материал, любой дисциплины и вообще любая прочитываемая информация.

В качестве примера используем данный текст.
«Через тонкую дверную щель пробивались поразительные запахи, от которых
кошачью душу Барсика просто выворачивало наизнанку, хотелось немедленно просочиться и
добраться наконец до вон тех карасиков, лежащих на большом блюде, утопающих в сметане.
Или не плохо было бы вкусить парной колбаски, сосисочек или вон того окорока. В голове
Барсика всё перевернулось, в животе что-то ёкнуло и он, зная о предстоящей трёпке и
игнорируя её, рванул на кухню…»
Нелепо было бы озаглавить рассказ, а ,следовательно, и граф структуру очень широко:
«Срыв нервной деятельности животных в условиях стресса» или , «Вещи, продукты и животные
на нашей кухне», или же – «Пищевая, перерабатывающая отрасли человеческой деятельности и
их влияние на активность домашних животный». Понятно, что так ставить вопросы исходя из
информации текста не корректно. Но возникает вопрос: «А что корректно?». В этом то и
трудность формирования граф. Можно сузить понятия: «Виды мяса» или «Чем пахнет кухня».
Однако, такое узкое название темы мешает полно её раскрыть. Вообще, дать название теме ,
рассказу, отрывку очень не просто. По существу это означает поставить вопрос, отвечая на
который придётся воспроизвести текст и чем полнее приходится его воспроизводить, тем точнее
название. Если название темы предполагает достаточность частичного воспроизведения текста,
то название сужено, если требует дополнительной информации, находящейся вне текста, то
название слишком широко. Иногда требуется формирование подтем внутри текста, это позволяет
усваивать информацию, дробно, но в виде системы.
Достаточно задать более узкие вопросы и подтемы высвечиваются: «Проблемы Барсика»,
«Продукты кухни,» «Возможные запахи». Это позволяет создать структуру логических связей
как внутри подтем, так и между ними, что и будет раскрытием общей темы.

4.

Что такое «признак»? ( В некоторых источниках это понятие обозначается как «основание».) В
широком смысле «признак» – свойство, которым явления, предметы похожи друг на друга и
отличаются друг от друга.
Пример. Все шарообразные тела схожи, но именно этим свойством своей формы они
отличаются от всех кубообразных тел, которые сами именно своей кубообразностью похожи.
Всегда можно подобрать учебные элементы, которые схожи какими то признаками или отличаются
другими: Мы стараемся приобрести вещь, идём в магазин за покупкой. Допустим, мы решили
приобрести рубашку. Мы безошибочно находим нужный вид товара, так как рубашка имеет только
ей свойственные признаки – это верхняя одежда, имеет ворот, более или менее выраженный
рукав, застёгивающиеся полы, ( схожие признаки), но мы не покупаем первое, что попадает в
наши руки, а выбираем в соответствии с нашим вкусом и необходимым размером определённого цвета, с карманами или без,ушитыми или более свободными,
т.е. в
соответствии с необходимыми нам свойствами, которые отличают приглянувшуюся нам вещь.
Можно в любых двух предметах найти сходные или отличные свойства. Даже две идеально
одинакового диаметра начерченные на листе бумаги окружности отличаются уже тем, что по
отношению к нам находятся одна правее, другая левее или ближе и дальше, выше и ниже и т.д. и
т.п. При известном усердии можно отыскать неограниченное количество признаков как схожести,
так и отличия.
Попробуем на примере с Барсиком сформировать граф структуру.

5.

Основные трудности – дать название.
Именно оно отражает смысловое содержание
рассказа.
А каков же смысл?
Справедливо было бы назвать рассказ
«Искушение» Попробуем на основе такого
вывода всё же составить структуру.
Искушение
(Свойствами пищи)
Запахом
Внешним
видом
?
Вместо знака вопроса и вставить-то нечего. Следовательно вот и
закончился наш граф структуры. Наверное название подкачало. А как
быть? Если поставить вопрос «Виды продуктов на кухне», куда тогда
девать Барсика с его аппетитами?
Попробуем ещё расширить вопрос.

6.

Озаглавим рассказ следующим
образом: «Внутренняя борьба в душе
Барсика»
Иногда во имя полноты раскрытия темы приходится жертвовать краткостью названия её. В
нашем случае получилось нечто подобное.
Внутренняя борьба в душе Барсика
Положительные
результаты «набега»
на кухню
Утоление
голода
Удовлетворение
Отрицательные
результаты «набега»
Трёпка
?
кошачьего самолюбия
Снова появился вопросительный знак. Нам не хватает ни знаний ни фантазии для
расширения графа. Мы не смогли отыскать однородные учебные элементы и продолжить
схему. Правда, есть слабое оправдание нашим неудачам: неоднородность по качествам
элементов, их «неакадемичность». Попробуем исправить ситуацию.

7.

Для наглядности приведём технику формирования граф
структуры информации, взятой из лекций по анатомии.
Выберем тему «СИНАПСЫ».
«Синапсом называется функциональное соединение между рабочей клеткой и
нервным
окончанием.
Синапсы
бывают
адренергические,
холинэргические,
возбуждающие,
тормозящие,
электрические,
химические,
центральные,
аксосоматические, аксодендрические, аксоаксональные, периферические, нервномышечные, нервно-железистые.»
Этот отрывок мал по объёму, но у него существенные отличия – он
«академичен»,
однороден по составу
в нём последовательно изложены
обучающие элементы
Есть и определённые трудности, так как текст содержит учебные элементы разной степени новизны,
но не все они имеют определение через более знакомые понятия.. Тем не менее ОБУЧАЮЩАЯ
значимость данной информации такова, что неминуемо побуждает к творческому
поиску
определений. Требуется «порыться» в учебниках прежде чем составить полноценную граф структуру
темы.
Далее

8.

Что понимается под «академичностью».
Язык науки должен быть более «сухим», менее эмоциональным, более
точным. Передаваемый материал в научных работах редко содержит
выражения эмоций, то есть с
точки зрения науки информацию
бесполезную, пустую. Знания, передаваемые другим людям науки или
учащимся, опираются на категории мышления данной науки. С точки
зрения анатомии и физиологии выражение «нам мышцы нужны для
жизни» неинформативно, хотя и эмоционально. Оно не объясняет какие
анатомические структуры реализуют данную потребность(анатомия), и
как они это делают(физиология).
С точки зрения анатомии и физиологии а более академична и,
следовательно, более информативна следующая фраза.- «Мышца, как
орган имеет в основе своей структуры белок миозин, который во время
функции уменьшает свою длину в следствии перераспределения
электрического заряда и скольжения его составных вдоль друг друга, что
приводит к уменьшению длины (сокращению) всей мышцы. Это
обусловливает активность мышц – их способность перемещать костные
рычаги, осуществляя движения в суставах и тем самым обеспечивать
жизненно важную потребность организма в движении»
НАЗАД

9.

1.Сначала расположите по центру листа тему графа (вдруг вы
захотите расширять граф в четырёх и более направлениях)
2.Для наглядности обведите слово овалом или
прямоугольником.
Далее поставьте вопрос на каком основании или по какому
признаку вы делите данное понятие на более простые
По
в
ид
ум
ед
и
ат
ор
а
По
ю
ви
т
йс
де
СИНАПСЫ
П
ос
ле
до
ва
т
ел
ь
Далее
но
гр ст
аф ь ф
а. ор
ми
ро
ва
н
ия
По способу передачи
возбуждения

10.

П
ос
ле
до
Далее смело подставляем значения
ва
т
ел
ь
но
гр ст
аф ь ф
а. ор
ми
ро
адренергические
возбуждающие
тормозящие
холинэргические
По
в
ид
ум
ед
и
ат
ор
а
По
ю
ви
т
йс
де
СИНАПСЫ
По способу передачи
возбуждения
электрические
Далее
химические
ва
н
ия

11.

П
ос
ле
до
Хорошая наглядность получается при
обозначении логических связей стрелками
но
гр ст
аф ь ф
а. ор
ми
ро
Информация графа позволяет расширить его за счёт углубления
понятия «химические синапсы» . Для этого тоже нужно задать
вопрос: «По какому признаку делятся химические синапсы?» Отвечаем на этот вопрос и расширяем граф.
адренергические
возбуждающие
тормозящие
ию
холинэргические
йств
мед
иат
ора
Аксодендрические
По способу передачи
возбуждения
Использовав оставшиеся элементы, завершим граф.
ия
Аксоаксональные
СИНАПСЫ
электрические
ва
н
Аксосоматические
о де
вид
у
По п
По
Далее
ва
т
ел
ь
Центральные
ока
л
о
П
химические
ац
ли з
ии
Периферические
Нервно-мышечные
Нервно-железистые

12.

Вы познакомились
с техникой формирования
графов логических структур
Достоинства графов в
структурировании материала
несомненна.
Граф лаконичен, нагляден.
Информативен.
Однако, одним из его самых больших
недостатков является трудоёмкость
формирования.
Многолетняя практика работы с графами,
положительные результаты этого опыта
в том числе и в контролирующем
качестве при изучении
большинства тем анатомии и
физиологии позволяют надеяться
на его полезность и эффективность
в повышении выживаемости знаний.

13.

Уважаемый коллега, Вы просмотрели
презентацию, которая позволила Вам
ознакомиться с техникой составления граф
логических структур. Желаем удачного
творчества.
Автор Журавлёв О.А.
Если вы желаете вернуться для повторения
материала, нажмите кнопку «Назад»
НАЗАД

Обобщенный граф логической структуры дисциплин

1.

Дисциплина
(наука)

Дисциплина
(раздел практической деятельности
человека)

Объект
изучения, предмет изучения ,методы
изучения

2.

Ключевые
понятия

Ключевые
понятия

3.

Взаимоотношения
ключевых понятий

Взаимоотношения
ключевых понятий

1.

Деятельность(цели
изучения дисциплины)

Деятельность
(цели изучения дисциплины)

Вариантов
представления содержания обучения в
виде графа логической структуры может
быть несколько, граф отражает авторское
видение дисциплины. В педагогической
литературе чаще встречается термин
«граф
логической структуры темы»

– модель учебного содержания, представленная
в виде графа – совокупности точек на
плоскости, отображающих учебные элементы
данной темы, и линий, их соединяющих,
являющихся дидактическими связями. В
качестве примера приводим граф логической
структуры дисциплин «Анатомия человека»
и «Педагогика с методикой преподавания»
(схемы). Граф логической структуры
дисциплины самый обобщенный ее образ,
конкретизируя общие положения графа
можно легко составить рабочую программу
дисциплины. Структурировать рабочую
программу по дисциплине необходимо в
следующие разделы.

Цели
изучения дисциплины
,
сформулированные в виде умений и знаний,
которые необходимо достичь при завершении
изучения дисциплины;

Содержание
предмета

с указанием понятий, классификаций,
закономерностей, принципов и других
общих сведений, подлежащих обязательному
усвоению в процессе обучения. Содержание
необходимо структурировать по темам,
разделам с указанием частных разделом,
при изучении которых достигается цель
изучения;

Тематические
планы лекций, семинаров и практических
занятий

с краткими аннотациями и методическими
рекомендациями к их проведении;

Список
литературы (основной и дополнительный);

Образцы
обучающих и контролирующих заданий
(примеры и ответы).

На
основании рабочих программ планируется
учебный процесс для конкретного учебного
года и создаются средства обучения
(учебники, учебные пособия, информационное
обеспечение учебного процесса), содержащие
детальные сведения, в отличие от
обобщенных сведений программы.

В
качестве основы обучения в вузе выступает
самостоятельная деятельность студента.
Общий структурный каскад любой лекции
– это формулировка темы, сообщение ее
плана и рекомендуемой литературы для
самостоятельной работы. В качестве
основных требований к чтению лекций
выдвигают: высокий научный уровень
излагаемой информации, имеющий
мировоззренческое значение. Большой
объем четко и плотно систематизированной
и методически переработанной современной
научной информации. Доказательность и
аргументированность высказываемых
суждений. Ясность изложения мыслей и
активизация мышления слушателей,
постановка вопросов для самостоятельной
работы по обсуждаемым проблемам. Анализ
разных точек зрения на решение поставленных
проблем. Выведение главных положений
и формулировка выводов. Разъяснение
вводимых терминов и названий. Предоставление
студентам слушать, осмысливать и
записывать информацию. Установление с
аудиторией педагогического контакта,
использование дидактических материалов
и технических средств.
 

Граф
логической структуры раздела
дисциплины
«Педагогика с методикой
преподавания»

Раздел
дисциплины

Методика
преподавания специальных дисциплин
государственного образовательного
стандарта по высшему профессиональному
обучению медицинских специальностей

Ключевые
понятия

Высшее
профессиональное медицинское
образование РФ

Цели
и содержание;

Управление
ВПО;

Нормативно
– правовые документы;

Учебные
учреждения;

профессия,
квалификация, специализация

Педагогические
технологии

Педагогические
цели,

основа
деятельности,

содержание
обучения,

методы
обучения, планирование учебного
процесса,

средства
обучения,

методы
контроля

Основы
педагогических технологий

Знание

Умение

Навыки

Личностные
качества

Уровень
подготовленности (обученности)

Эффективность
технологии

Педагогический
эксперимент

Взаимоотношение
ключевых понятий

Компоненты
педагогической технологии

Целевая
деятельность

Проектирование,
организация, проведение и оценка
эффективности практического
(семинарского) занятия по медицинской
дисциплине

Виды
лекций

Вводная
лекция

дает
первое целостное представление об
учебном предмете и ориентирует студента
системе работы по данному курсу. На
лекции высказываются соображения по
методическим и организационным
особенностям работы в рамках курса, а
также дается анализ учебно-методической
литературы, рекомендуемой студентам,
оглашаются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация.
Ориентирована
на изложение и объяснение студентам
научной информации, подлежащей осмыслению
и запоминанию. Это самый традиционный
тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная
лекция

представляет
собой систематизацию научных знаний
на высоком уровне, материал излагается
при раскрытии внутрипредметной и
межпредметной связи, исключается
детализация и конкретизация. Стержень
излагаемых теоретических положений
составляет научно-понятийная и
концептуальная основа всего курса или
его крупных разделов.

Проблемная
лекция.

На
этой лекции новое знание вводится через
проблемность вопроса, задачи или
ситуации. При этом процесс познания
студентов в сотрудничестве и диалоге
с преподавателем приближается к
исследовательской деятельности.
Содержание проблемы раскрывается путем
организации поиска ее решения или
суммирования и анализа традиционных и
современных точек зрения.

Лекция-визуализация
представляет
собой визуальную форму подачи лекционного
материала средствами ТСО или
аудиовидеотехники. Чтение такой лекции
сводится к развернотому или краткому
комментированию просматриваемых
визуальных материалов.

Бинарная
лекция

является
разновидностью чтения лекции в форме
диалога двух преподавателей (либо
представителей различных научных школ,
либо ученого и практика, либо преподавателя
и студента).

Лекция
с заранее запланированными ошибками.

Рассчитана
лекция на стимулирование студентов к
постоянному контролю предлагаемой
информации (поиск ошибок). В конце лекции
проводится диагностика слушателей и
разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция.
Проводится как научно-практическое
занятие с заранее поставленной проблемой
и системой докладов, длительностью до
10 минут. Совокупность представленных
текстов (докладов) позволит в рамках
предложенной программы осветить
проблему. В конце лекции преподаватель
подводит итоги и формулирует выводы.

Лекция-консультация.
Указанный
вариант лекции можно проводить по
нескольким сценариям. Первый вариант
осуществляется по типу «вопросы-ответы».
Второй вариант по типу «вопрос-ответ-дискуссия».

Основы
практической педагогики[6]

Педагогическая
деятельность

профессиональная деятельность,
направленная на создание в педагогическом
процессе оптимальных условий для
обучения, воспитания, развития и
саморазвития личности обучаемого и
выбора возможностей свободного и
творческого самовыражения. Компетентная
педагогическая деятельность предполагает
владение умениями:

1.
ставить и решать педагогические задачи;

2.
организовывать педагогический процесс
как сотрудничество и взаимодействие;

3.
организовывать учебный материал как
систему познавательных задач, осуществлять
межпредметные связи, формировать
общеучебные и специальные умения и
навыки;

4.
ориентироваться на личность и ее
индивидуальные особенности;

Владеть
методическими и самообразовательными
умениями и навыками.

Процесс
обучения

совокупность
последовательных и взаимосвязанных
действий преподавателя и учащихся,
направленных на сознательное и прочное
усвоение системы знаний, умений, навыков,
формирование умения применять их в
жизни, на развитие самостоятельного
мышления, наблюдательности и других
познавательных способностей обучающихся,
овладение элементами культуры умственного
труда и формирование основ мировоззрения
и мировосприятия. Особенностью процесса
обучения является преобладание
логического, когнитивного (познавательного)
компонента, с усвоением знаний,
приобретением навыков, способов
познавательной деятельности.

Таблица
1.3.

Характеристика
процесса обучения

Вид
деятельности

Содержание

Планирование

Планы
календарно-тематические

Организация
своей деятельности

Отбор
содержания материала, подлежащего
усвоению, дидактических материалов,
наглядных пособий и материалов по
информационным технологиям

Организация
деятельности обучающихся и формирование
мотивации

Постановка
целей учебной работы и определение
учебных задач; формирование положительной
мотивации на принятие учебной задачи;
организация сотрудничества и
взаимодействия

Стимулирование
активности

Привлечение
к теме, возбуждение любознательности
и интереса, использовании технологии
активного обучения, включение учащихся
в постоянную деятельность

Контроль
и регулирование

Наблюдение,
контрольные вопросы, индивидуальное
собеседование, письменные, устные
опросы

Анализ
результатов

Выявление
уровня знаний, установление уровня
сформированности умений и навыков,
выявление и исправление недостатков,
подведение общего итога работы

Методы
педагогических исследований

Методы
педагогических исследований можно
разделить на три группы:

1.
Методы изучения педагогического опыта.

2.
Теоретический анализ.

3.
Математические и статистические методы.

Методы
изучения педагогического опыта направлены
на изучение реально складывающегося
опыта организации образовательного
процесса. При изучении педагогического
опыта применяются такие методы, как
наблюдение, беседа, интервью, анкетирование,
изучение педагогической документации.

Наблюдение
целенаправленное
восприятие какого-либо явления, в
процессе которого исследователь получает
конкретный фактический материал.
Наблюдение проводится по заранее
намеченному плану с выделением конкретных
объектов. Ведутся протоколы наблюдений.
Этапы наблюдения включают: определение
цели и задач; выбор объекта, предмета и
ситуации; выбор способа наблюдения,
наиболее обеспечивающего сбор необходимой
информации; выбор способов регистрации
наблюдаемого, обработка и интерпретации
данных.

Методы
опроса: беседа,
интервью, анкетирование
.
Беседа применяется с целью получения
необходимой информации или разъяснения
того, что не было достаточно ясным при
наблюдении. Выделяются вопросы, требующие
уточнения.

Разновидностью
беседы является интервью. Здесь
исследователь придерживается заранее
намеченных вопросов, задаваемых в
определенной последовательности. Ответы
записываются открыто. Анкетирование –
сбор материала с помощью анкеты, в
которой дают письменные ответы на
предлагаемые вопросы. Ценный материал
можно получить при изучении продуктов
деятельности обучаемых: письменных,
графических, контрольных работ. Эти
работы могут дать сведения о достигнутом
уровне умений, навыков обучающихся в
той или иной области.

Эксперимент
– играет особую роль в педагогических
исследованиях. Это специально
организованная проверка приема работы,
метода для выявления его педагогической
эффективности.

Выделяют
следующие виды эксперимента:

1.
Теоретический (постановка проблемы,
определение цели, объекта и предмета
исследования, его задач и гипотез).

2.
Методический – разработка методики
исследования, его плана, программы,
методов обработки полученных результатов.

3.
Собственно эксперимент – проведение
серии опытов.

4.
Аналитико-количественный и качественный
анализ, интерпретация полученных
результатов, формирование выводов и
рекомендаций. Объектом изучения и
обобщения педагогического опыта являются
«массовый» опыт – для выявления ведущих
тенденций. «Отрицательный» опыт – для
выявления характерных недостатков и
ошибок. «Передовой» опыт для выявления
и обобщения инновационного поиска
преподавателей. Критерием передового
опыта являются: новизна, результативность
и эффективность, соответствие требованиям
педагогики, методик и психологии.
Стабильность и повторяемость результатов
в течение длительного времени применения
этого метода.

Теоретический
анализ

– выделение и рассмотрение отдельных
сторон, признаков, особенностей, свойств
педагогических явлений. Анализ
сопровождается синтезом и помогает
проникнуть в сущность изучаемых
педагогических явлений. Теоретические
методы необходимы для определения
проблем, формулирования гипотез, а также
для оценки собранных фактов. Они связаны
с изучением литературы, общих и специальных
работ по педагогике, историко-педагогических
документов, периодической педагогической
печати, справочной педагогической
литературы, учебно-методических пособий
по педагогике и смежным дисциплинам.

Работа
с литературой предполагает использование
таких методов, как составление
библиографии, реферирование,
конспектирование, цитирование.

Математические
и статистические методы

в
педагогике применяются для обработки
полученных данных методами опроса и
эксперимента, а также установления
количественных зависимостей между
изучаемыми явлениями. Широко используются
известные статистические методы –
среднее арифметическое, медиана,
дисперсия, коэффициент вариации и
другие.

Оценка
преподавателем степени своего соответствия
профессиональным требованиям

В
педагогическом процессе наиболее ярко
проявляются умения, которые характеризуют
структуру педагогической деятельности,
охватывающие функциональные группы
технологических умений:
операционально-методические,
психолого-педагогические, диагностические,
оценочные, экспертные и научно-исследовательские.
Каждый из них представлен в виде
совокупности конкретных профессиональных
умений.

Комплекс
операционально-методических умений

Определение
эффективности технологий обучения и
разработка адекватных методик в
соответствии с целями и условиями,
обеспечивающих наиболее высокие
показатели в решении поставленных
задач;

Адаптация
обще дидактических положений к конкретному
предмету обучения;

Информационное
моделирование учебного процесса в связи
с целями и конкретными задачами обучения,
составом и структурой научного знания;

Технологическая
разработка информационных структур в
виде монологического изложения, в
задачном исполнении, составление
логико-структурных схем, преобразование
учебной информации, ее анализ, обобщение,
способы и средства введения учебной
информации в процесс обучения;

Применение
стимулирующих способов педагогического
воздействия;

Контроль
учебной деятельности (текущий, итоговый,
письменный, устный, выборочный,
фронтальный, репродуктивный, творческий
)

Планирование
учебного процесса на одном учебном
занятии и в системе.

Комплекс
психолого-педагогических умений

1.
Формирование познавательной потребности
у обучающихся;

2.
Создание условий, стимулирующих
познавательную активность обучающихся;

3.
Осуществление коммуникативных методов
в процессе обучения;

4.
Применение педагогических приемов для
формирования познавательной деятельности;

5.
Разработка и применение индивидуализированных
технологий, методов и приемов обучения;

6.
Создание благоприятного психологического
климата для осуществления образовательного
процесса.

Комплекс
диагностических умений

1.
Составление диагностических программ
в виде задач, тестов, выполняющих роль
обучающих средств.

2.
Применение диагностических методик в
учебно-педагогическом процессе в
следующих характеристиках: комплементарность
педагогических и учебных действий,
эффективность конкретных технологий
обучения.

3.
Применение методик, направленных на
выявление результативности
учебно-педагогического процесса.

4.
Применение методов для выявления уровня
сформированности умений и навыков
познавательной деятельности.

5.
Внедрение в практику обучения методов
самоанализа и самоконтроля.

6.
Использование классических методик
тестирования интеллектуальных операций,
креативности и мотивации.

Комплекс
умений, основанных на выполнении
экспертных оценок

1.
Применение диагностических методик,
выявляющих полезность и эффективность
разных систем обучения.

2.
Анализ функционирующего процесса
обучения.

3.
Оказание методической помощи, связанной
с оценкой и коррекцией педагогического
процесса.

4.
Анализ новых информационно-коммуникативных
структур в процессе обучения с учетом
личностных факторов, влияющих на стиль
общения и результат обучения.

5.
Интенсификация процесса обучения
посредством углубления учебной работы
и ускорения темпа прохождения учебного
материала по программе.

6.
Индивидуализация процесса обучения,
ориентация информационных технологий
на индивидуальные особенности обучающихся.

7.
Разработка дополнительной системы
методов обучения, ориентированных на
активизацию учащихся в учебном процессе,
развитие инициативности, соревновательности
и других качеств личности.

Комплекс
умений для педагогической
научно-исследовательской работы

1.
Разработка новых технологий обучения,
а также отдельных предметных методик
преподавания.

2.
Интенсификация методов обучения.

3.
Составление новых учебных программ.

4.
Анализ основных тенденций развития
системы образования.

5.
Выявление приоритетных направлений в
развитии педагогических технологий.

6.
Анализ опыта работы коллег, его обобщение
и применение.

Этот
перечень умений отражает общие направления
профессиональных задач, которые
приходится решать преподавателю высшей
школы.

Критерии
педагогических инноваций

Инновация
– новшество, нововведение. Главным
показателем является прогрессивное
начало в развитии учебного заведения
в сравнении со сложившимися традициями
и массовой практикой[7].

Основным
критерием инновации выступает новизна,
имеющая равное соотношение передового
педагогического опыта. Для желающего
преподавателя включиться в инновационный
процесс важно определить, в чем состоит
сущность предлагаемого нового, в чем и
каков уровень новизны. Для одного это
может быть действительно новое, для
другого оно таковым не является.

Оптимальность.
Этот критерий эффективности педагогических
инноваций означает затрату сил и средств
преподавателя и обучающихся для
достижения результатов. Введение в
образовательный процесс педагогической
инновации и достижение высоких результатов
при наименьших физических, умственных
и временных затратах свидетельствует
об ее оптимальности.

Результативность
как критерий инновации означает
определенную устойчивость положительных
результатов в деятельности преподавателя.

Возможность
творческого применения инновации в
массовом опыте рассматривается как
критерий педагогических инноваций.

Коммуникативное
поведение педагога

Речь
педагога является определяющим фактором
коммуникативного поведения педагога.
Коммуникативное поведение не только
процесс говорения, передачи информации,
но и такая организация речи и
соответствующего ей речевого поведения
преподавателя, которые влияют на создание
эмоционально-психологической атмосферы,
общения педагога и воспитанника, на
характер отношений между ними, на стиль
их работы.

Условия
эффективности речи педагога

1.
Соблюдение закона риторики, качество
речи определяется качеством и количеством
мыслей в ней в единицу занятого места
и времени.

2.
Осознание педагогической задачи и цели
речевого общения.

3.
Авторитетность преподавателя.

4.
Эмоциональная окраска ситуации.

5.
Убежденность и аргументированность.

6.
Новизна идей и мыслей.

7.
Выразительность – образность, яркость,
эмоциональность.

8.
Общая речевая культура – нормативное
использование слов и речевых оборотов,
нормативное построение речи и ее
фонетическое воспроизведение.

9.
Тон речи, характер мимики, жестов,
сопутствующих речи.

Компоненты
речевых способностей

1.
Хорошая вербальная память.

2.
Богатство лексики.

3.
Правильный отбор языковых средств.

4.
Логическое построение и изложение
высказывания.

5.
Умение ориентировать речь на собеседника.

6.
Высокий уровень антиципации (влияние
речи на слушателя).

7.
Умение слушать.

Управление
вниманием слушателей

1.
Содержание речи должно соответствовать
интересам и установкам аудитории.

2.
Хорошая организация речи.

3.
Интоннационное подчеркивание отдельных
моментов речи.

4.
Повторение наиболее важных мыслей.

5.
Динамичность речи.

6.
Яркая аргументация.

7.
Умение поставить себя на место слушателей.

8.
Наличие зрительного контакта.

9.
Отработка текста в свободном речевом
оформлении.

10.
Восстановление и/или усиление внимания
аудитории при помощи голосовых приемов,
пауз, жестов, движений, вопросов, элементов
диалога, дискуссий, наглядных средств,
юмора.

[1]
В.П.Копнин Логические основы науки. –
Киев. – 1968. – С. 15-26.

[2]
Бабанский Ю.К.Интенсификация учебного
процесса. – М., 1987.; Оконь В.В. Введение в
общую дидактику., М., 1990.

[3]
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. –
Питер, 2003. -С.86.

[4]
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. –
Питер. – 2003.

[5]
Мещерякова М.А. Методика преподавания
специальных дисциплин. – М., – 2006. –
С.
56-64.

[6]
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах,
таблицах, опорных конспектах. – М., 2008. –
253 с.

[7]
Седова Н.Е. Основы практической педагогики.
– М., 2008. – С. 174.

Соседние файлы в папке педагогика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Уважаемые коллеги!
Напоминаем Вам о правилах просмотра презентаций.
1.Для

точного движения по маршруту изложения темы пользуйтесь

управляющими кнопками.
2.Переходить от слайда к слайду можно при помощи щелчка левой клавишей мыши.
3.Возвращаться из слайдов – сносок (т.е слайдов разъясняющих какое-то понятие) лучше через кнопку «Назад» или «Домой»
4.Если Вы допустили ошибку или по другой причине нуждаетесь в возвращении к уже прочитанному, воспользуйтесь правой клавишей мыши и в появившемся окне обозначьте действие «Назад».

Желаем продуктивного усвоения информации.
Авторы.

НАЗАД

ДОМОЙ

Уважаемые коллеги! 	Напоминаем Вам о правилах просмотра презентаций. 1.Для точного движения по


Слайд 2ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Простые правила позволят

вам быстро и эффективно освоить технику формирования

граф логических структур любой темы. Они следующие:

1. Прочитайте внимательно несколько раз исследуемый материал.
2. Выпишите все имеющиеся в этом материале учебные элементы.
3. Определите их степень новизны и составьте таблицу учебных элементов таким образом, более общие понятия определялись более узкими (соловей это птица, но не всегда птица – это только соловей. Соловей – более узкое понятие, чем птица.) и, с другой стороны элементы более новые определялись более известными, понятными нам. Для построения граф используйте логику таблицы учебных элементов.
4. Практически всегда тема является центром ГРАФ СТРУКТУРЫ. От темы и следует «разветвлять граф». При подборе темы нужно быть крайне внимательным, так как можно тему слишком расширить, хотя этого и не требуется, или сузить, что не позволит раскрыть всё новое в учебном материале.

Вообще процесс формирования Графа логической структуры сводится к двум противоположным мыслительным процессам – объединению информации по признакам и разделению её по признакам.

?

?

?

Далее

ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР Простые правила позволят вам быстро и эффективно


Слайд 3Под исследуемым материалом подразумевается любой материал, любой

дисциплины и вообще любая прочитываемая информация.
домой

Причем не столь важна степень новизны каждого элемента, сколько наличие в тексте определений каждого из этих, новых для Вас, элементов.

Важнейшим является и «язык» определений. Иными словами, если степень новизны определяющего понятия равна степени новизны определяемого, то формирования механизма понимания и обучения, т.е усвоения материала не происходит.

Проиллюстрируем это примером. Допустим, Вы встретили в тексте выражение: «Синдром – это комплекс симптомов.» В определённой степени это выражение справедливо. Однако, если Вы не специалист в данной области знаний, то у Вас возникают серьёзные препятствия в их структурировании, то есть в усвоении.

Для Вас как понятие «Синдром», так и понятие «Симптом» является новым, т.е. степень новизны у обоих – 3. Возможно, понятие «Комплекс» буден 2 степени новизны или даже 1, т.е это понятие Вами уже усвоено и свободно определяется через другие понятия. Но это не облегчает усвоение понятия «Синдром», так как не определено понятие «Симптом.» и является для Вас совершенно не знакомым.

Для решения этой задачи требуется определение понятия «Симптом» (и хорошо, если это понятие усвоится до2 или лучше 1 степени новизны), а уже через него можно определить понятие «Синдром.»

Понятно, что при этом придётся порыться в справочном материале, учебниках, энциклопедиях, т.к. в исследуемом Вами объёме такой информации не находится.

Под исследуемым материалом подразумевается любой материал, любой дисциплины и вообще любая прочитываемая


Слайд 4
Под учебными элементами подразумеваются любые понятия.

В предложениях они обычно являются именами существи-

тельными и часто имеют дополнения и определения. Все они имеют степень новизны, что обусловлено Вашими знаниями данной темы.

Уж очень Вы, мадам,
невозмутимы!
Зададим какой-нибудь
хитренький
вопросик.

Скажите, мм.. По вашему
получается, что любое су-
ществительное в любом
предложении может стать
учебным элементом…
Как то это вызывает
сомнения.

Интересный типчик,
довольно самовлюб
лённый…

Кого же он мне напоминает…
А напоминает он мне…

И всё же мне хотелось бы видеть его
более сдержанным,
примерно таким..
Попробуем ответить…

Вы совершенно правы. Любой текст всегда
содержит учебные элементы. Вопрос в том,
насколько каждый осведомлён в понятиях и
насколько эти понятия детерминированы
в Вашем сознании…

Аа… Напрасно Вы нас пытаетесь
запужать новыми понятиями. И мы не
лыком шиты!!!
Сейчас ответим…

Но позвольте, как можно в одном
предложении как-то по иному
детерминировать, то есть определить
понятие «красный» или «спелый»,
кроме как отнеся их к фруктам
или овощам?

К сожалению, дорогой коллега,
Вы выбрали не самый сложный
пример понятий, который
ярко проиллюстрирует нам
Ваши заблуждения. Дело в том,
что тема нередко определяет
понятия, взаимосвязь между
ними и взаимное определение.
Вы серьёзно полагаете, что в
любых текстах и темах красный
и спелый находясь в одном предложении
может означать только характери-
стику плода или овоща?

Без всякого сомнения…
Иное мне и в голову не идёт

Тогда придётся заняться
импровизацией.
Итак…
«Красный командир в служки
старался выбрать себе женщин
спелого возраста, они, как правило,
и работали и соображали лучше
молодых крестьянок…»
Как видим, понятие «Красный»
относится не столько к цвету
командира, сколько к политической
ориентации, а понятие «Спелая жен-
щина» уж никак не является харак-
теристикой фрукта или овоща… Но
значит совсем иное.

Уела…

Довыпендривался!!!

Чего Вы Иван Иванович в ней
нашли,
ну училка – она училка и есть!

Влип, блин…!
Читатель, нажми на эту кнопку, будь любезен.
Иначе со стыда провалюсь…

домой

Под учебными элементами подразумеваются любые понятия. В предложениях они обычно


Слайд 5 Под степенью новизны понимают уровень узнаваемости понятия,

способности дать ему развёрнутое определение. Чаще всего

узнаваемость определяется числом подобранных к данному элементу синонимов. Зрелым может быть вкусный, красный (помидор, перец, яблоко), зелёный (яблоко, огурец, салат), сладкий (яблоко, арбуз, дыня), горький (перец, чеснок, лук). Всё это соответствует понятию «зрелый». Эти синонимы проявляются определениями и дополнениями свойств овощей и фруктов. Иное дело если зрелым называют человека или возраст или принимаемое решение. В этом контексте синонимами могут стать иные понятия: взрослый, разумный, продуманный, осознанный. И чем разнообразней подбираемые определения к имеющемуся элементу, тем более «узнаваем» и, соответственно менее нов данный элемент.
И чем менее способны мы подобрать синонимы, тем более нов для нас учебный элемент. Обычно новизна элементов оценивается по трёх бальной системе.
1Балл – легко узнаваемые,
2Балла- мало узнаваемые и
3Балла – неузнаваемые элементы.

домой

Под степенью новизны понимают уровень узнаваемости понятия, способности дать ему развёрнутое определение.


Слайд 6В качестве примера используем данный текст.
«Через тонкую

дверную щель пробивались поразительные запахи, от которых

кошачью душу Барсика просто выворачивало наизнанку, хотелось немедленно просочиться и добраться наконец до вон тех карасиков, лежащих на большом блюде, утопающих в сметане. Или не плохо было бы вкусить парной колбаски, сосисочек или вон того окорока. В голове Барсика всё перевернулось, в животе что-то ёкнуло и он, зная о предстоящей трёпке и игнорируя её, рванул на кухню…»
Нелепо было бы озаглавить рассказ, а ,следовательно, и граф структуру очень широко: «Срыв нервной деятельности животных в условиях стресса» или , «Вещи, продукты и животные на нашей кухне», или же – «Пищевая, перерабатывающая отрасли человеческой деятельности и их влияние на активность домашних животный». Понятно, что так ставить вопросы исходя из информации текста не корректно. Но возникает вопрос: «А что корректно?». В этом то и трудность формирования граф. Можно сузить понятия: «Виды мяса» или «Чем пахнет кухня». Однако, такое узкое название темы мешает полно её раскрыть. Вообще, дать название теме , рассказу, отрывку очень не просто. По существу это означает поставить вопрос, отвечая на который придётся воспроизвести текст и чем полнее приходится его воспроизводить, тем точнее название. Если название темы предполагает достаточность частичного воспроизведения текста, то название сужено, если требует дополнительной информации, находящейся вне текста, то название слишком широко. Иногда требуется формирование подтем внутри текста, это позволяет усваивать информацию, дробно, но в виде системы.
Достаточно задать более узкие вопросы и подтемы высвечиваются: «Проблемы Барсика», «Продукты кухни,» «Возможные запахи». Это позволяет создать структуру логических связей как внутри подтем, так и между ними, что и будет раскрытием общей темы.

В качестве примера используем данный текст. 	«Через тонкую дверную щель пробивались поразительные


Слайд 7 Что такое «признак»? ( В некоторых

источниках это понятие обозначается как «основание».) В

широком смысле «признак» – свойство, которым явления, предметы похожи друг на друга и отличаются друг от друга.
Пример. Все шарообразные тела схожи, но именно этим свойством своей формы они отличаются от всех кубообразных тел, которые сами именно своей кубообразностью похожи. Всегда можно подобрать учебные элементы, которые схожи какими то признаками или отличаются другими: Мы стараемся приобрести вещь, идём в магазин за покупкой. Допустим, мы решили приобрести рубашку. Мы безошибочно находим нужный вид товара, так как рубашка имеет только ей свойственные признаки – это верхняя одежда, имеет ворот, более или менее выраженный рукав, застёгивающиеся полы, ( схожие признаки), но мы не покупаем первое, что попадает в наши руки, а выбираем в соответствии с нашим вкусом и необходимым размером – определённого цвета, с карманами или без,ушитыми или более свободными, т.е. в соответствии с необходимыми нам свойствами, которые отличают приглянувшуюся нам вещь. Можно в любых двух предметах найти сходные или отличные свойства. Даже две идеально одинакового диаметра начерченные на листе бумаги окружности отличаются уже тем, что по отношению к нам находятся одна правее, другая левее или ближе и дальше, выше и ниже и т.д. и т.п. При известном усердии можно отыскать неограниченное количество признаков как схожести, так и отличия.
Попробуем на примере с Барсиком сформировать граф структуру.

Что такое «признак»? ( В некоторых источниках это понятие обозначается как


Слайд 8
Основные трудности –

дать название.
Именно оно отражает смысловое содержание

рассказа. А каков же смысл?
Справедливо было бы назвать рассказ «Искушение» Попробуем на основе такого вывода всё же составить структуру.

Искушение
(Свойствами пищи)

Запахом Внешним ?
видом
Вместо знака вопроса и вставить-то нечего. Следовательно вот и закончился наш граф структуры. Наверное название подкачало. А как быть? Если поставить вопрос «Виды продуктов на кухне», куда тогда девать Барсика с его аппетитами?
Попробуем ещё расширить вопрос.

Основные трудности – дать название.  Именно


Слайд 9
Озаглавим рассказ следующим образом: «Внутренняя борьба

в душе Барсика»
Иногда во имя полноты

раскрытия темы приходится жертвовать краткостью названия её. В нашем случае получилось нечто подобное.
Внутренняя борьба в душе Барсика

Положительные Отрицательные
результаты «набега» результаты «набега»
на кухню
Утоление Удовлетворение Трёпка ?
голода кошачьего самолюбия

Снова появился вопросительный знак. Нам не хватает ни знаний ни фантазии для расширения графа. Мы не смогли отыскать однородные учебные элементы и продолжить схему. Правда, есть слабое оправдание нашим неудачам: неоднородность по качествам элементов, их «неакадемичность». Попробуем исправить ситуацию.

Озаглавим рассказ следующим образом: «Внутренняя борьба в душе Барсика»


Слайд 10 Для наглядности приведём технику формирования граф

структуры информации, взятой из лекций по анатомии.

Выберем тему «СИНАПСЫ».
«Синапсом называется функциональное соединение между рабочей клеткой и нервным окончанием. Синапсы бывают адренергические, холинэргические, возбуждающие, тормозящие, электрические, химические, центральные, аксосоматические, аксодендрические, аксоаксональные, периферические, нервно-мышечные, нервно-железистые.»

Этот отрывок мал по объёму, но у него существенные отличия – он
«академичен»,
однороден по составу
в нём последовательно изложены
обучающие элементы

Есть и определённые трудности, так как текст содержит учебные элементы разной степени новизны, но не все они имеют определение через более знакомые понятия.. Тем не менее ОБУЧАЮЩАЯ значимость данной информации такова, что неминуемо побуждает к творческому поиску определений. Требуется «порыться» в учебниках прежде чем составить полноценную граф структуру темы.

Далее

Для наглядности приведём технику формирования граф структуры информации, взятой из лекций


Слайд 11НАЗАД
Что понимается под «академичностью».
Язык науки

должен быть более «сухим», менее эмоциональным, более

точным. Передаваемый материал в научных работах редко содержит выражения эмоций, то есть с точки зрения науки информацию бесполезную, пустую. Знания, передаваемые другим людям науки или учащимся, опираются на категории мышления данной науки. С точки зрения анатомии и физиологии выражение «нам мышцы нужны для жизни» неинформативно, хотя и эмоционально. Оно не объясняет какие анатомические структуры реализуют данную потребность(анатомия), и как они это делают(физиология).
С точки зрения анатомии и физиологии а более академична и, следовательно, более информативна следующая фраза.- «Мышца, как орган имеет в основе своей структуры белок миозин, который во время функции уменьшает свою длину в следствии перераспределения электрического заряда и скольжения его составных вдоль друг друга, что приводит к уменьшению длины (сокращению) всей мышцы. Это обусловливает активность мышц – их способность перемещать костные рычаги, осуществляя движения в суставах и тем самым обеспечивать жизненно важную потребность организма в движении»

НАЗАД Что понимается под «академичностью».   Язык науки должен быть более


Слайд 12НАЗАД
Однороден по составу.
Действительно, в тексте речь

идёт о категориях одной дисциплины (анатомии и

физиологии), одного раздела этой дисциплины и соответствуют заявленной теме – «Синапсы.»

НАЗАД 	Однороден по составу.  Действительно, в тексте речь идёт о категориях


Слайд 13НАЗАД
Обучающие элементы изложены в тексте в такой

последовательности, которая предусматривает их объединение по смыслу,

когда некоторые последующие элементы являются определением свойств предыдущих по определённому признаку.
Так синапсы по способу передачи возбуждения делятся на электрические и химические. Химические на центральные и периферические, а каждый из последних двух то же имеют последовательную характеристику деления. Нет сомнения, что автор текста мысленно выстраивал изложение его в последовательности от общего к частному, от сложного к более простому, от ещё неизвестного к определению через более известное.У него уже сложилась таблица учебных элементов, выстроился граф. В соответствии с этим и изложен текст. Нам же только остаётся этот граф составить.

НАЗАД 	Обучающие элементы изложены в тексте в такой последовательности, которая предусматривает их


Слайд 14
Далее

Последовательность формирования

графа.

1.Сначала расположите по центру листа тему графа (вдруг вы захотите расширять граф в четырёх и более направлениях)

СИНАПСЫ

2.Для наглядности обведите слово овалом или прямоугольником.

Далее поставьте вопрос на каком основании или по какому признаку вы делите данное понятие на более простые

По виду медиатора

По действию

По способу передачи возбуждения

Далее  Последовательность формирования


Слайд 15
Далее

Последовательность формирования

графа.

СИНАПСЫ

По виду медиатора

По действию

По способу передачи возбуждения

Далее смело подставляем значения

адренергические

холинэргические

возбуждающие

тормозящие

электрические

химические

Далее  Последовательность формирования


Слайд 16
Далее
Последовательность формирования

графа.

СИНАПСЫ

По виду медиатора

По по действию

По способу передачи возбуждения

адренергические

холинэргические

возбуждающие

тормозящие

электрические

химические

Хорошая наглядность получается при обозначении логических связей стрелками

Информация графа позволяет расширить его за счёт углубления понятия «химические синапсы» . Для этого тоже нужно задать вопрос: «По какому признаку делятся химические синапсы?» – Отвечаем на этот вопрос и расширяем граф.

По локализации

Центральные

Периферические

Использовав оставшиеся элементы, завершим граф.

Аксосоматические

Аксоаксональные

Аксодендрические

Нервно-мышечные

Нервно-железистые

Далее Последовательность формирования


Слайд 17Вы познакомились
с техникой формирования
графов логических

структур

Достоинства графов в
структурировании материала
несомненна.

Граф лаконичен, нагляден.
Информативен.

Однако,

одним из его самых больших
недостатков является трудоёмкость
формирования.

Многолетняя практика работы с графами,
положительные результаты этого опыта
в том числе и в контролирующем
качестве при изучении
большинства тем анатомии и
физиологии позволяют надеяться
на его полезность и эффективность
в повышении выживаемости знаний.

Вы познакомились  с техникой формирования  графов логических структур  Достоинства


Слайд 18Уважаемый коллега, Вы просмотрели презентацию, которая позволила

Вам ознакомиться с техникой составления граф логических

структур. Желаем удачного творчества.
Автор Журавлёв О.А.

Если вы желаете вернуться для повторения материала, нажмите кнопку «Назад»

НАЗАД

Уважаемый коллега, Вы просмотрели презентацию, которая позволила Вам ознакомиться с техникой составления


Слайды презентации

Слайд 1

Уважаемые коллеги!
Напоминаем Вам о правилах просмотра презентаций.
1.Для точного движения по

маршруту изложения темы
пользуйтесь управляющими кнопками.
2.Переходить от слайда к

слайду можно при помощи щелчка
левой клавишей мыши.
3.Возвращаться из слайдов

– сносок (т.е слайдов разъясняющих
какое-то понятие) лучше через кнопку «Назад» или «Домой»
4.Если Вы допустили ошибку или по другой причине нуждаетесь
в возвращении к уже прочитанному, воспользуйтесь правой
клавишей мыши и в появившемся окне обозначьте действие
«Назад».
Желаем продуктивного усвоения информации.
Авторы.НАЗАД ДОМОЙ

Уважаемые коллеги! Напоминаем Вам о правилах просмотра презентаций. 1.Для точного движения по маршруту изложения темы


Слайд 2

ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФ
ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Простые правила позволят вам быстро и

эффективно освоить технику формирования граф
логических структур любой темы.

Они следующие:
1. Прочитайте внимательно несколько раз исследуемый материал.
2. Выпишите

все имеющиеся в этом материале учебные элементы.
3. Определите их степень новизны и составьте таблицу учебных элементов таким
образом, более общие понятия определялись более узкими ( соловей это птица , но не всегда
птица – это только соловей . Соловей – более узкое понятие, чем птица .) и, с другой стороны
элементы более новые определялись более известными, понятными нам. Для построения граф
используйте логику таблицы учебных элементов.
4. Практически всегда тема является центром ГРАФ СТРУКТУРЫ. От темы и следует
«разветвлять граф». При подборе темы нужно быть крайне внимательным, так как можно тему
слишком расширить, хотя этого и не требуется, или сузить, что не позволит раскрыть всё новое в
учебном материале.
Вообще процесс формирования Графа логической структуры сводится к двум
противоположным мыслительным процессам – объединению информации по признакам и
разделению её по признакам. ?
?
?
Далее

ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФ  ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР Простые правила позволят вам быстро и эффективно освоить технику


Слайд 3

В качестве примера используем данный текст.
«Через тонкую дверную щель пробивались

поразительные запахи, от которых
кошачью душу Барсика просто выворачивало

наизнанку, хотелось немедленно просочиться и
добраться наконец до вон тех

карасиков, лежащих на большом блюде, утопающих в сметане.
Или не плохо было бы вкусить парной колбаски, сосисочек или вон того окорока. В голове
Барсика всё перевернулось, в животе что-то ёкнуло и он, зная о предстоящей трёпке и
игнорируя её, рванул на кухню…»
Нелепо было бы озаглавить рассказ, а ,следовательно, и граф структуру очень
широко: «Срыв нервной деятельности животных в условиях стресса» или , «Вещи, продукты и
животные на нашей кухне», или же – «Пищевая, перерабатывающая отрасли человеческой
деятельности и их влияние на активность домашних животный». Понятно, что так ставить
вопросы исходя из информации текста не корректно. Но возникает вопрос: «А что корректно?».
В этом то и трудность формирования граф. Можно сузить понятия: «Виды мяса» или «Чем
пахнет кухня». Однако, такое узкое название темы мешает полно её раскрыть. Вообще, дать
название теме , рассказу, отрывку очень не просто. По существу это означает поставить вопрос,
отвечая на который придётся воспроизвести текст и чем полнее приходится его воспроизводить,
тем точнее название. Если название темы предполагает достаточность частичного
воспроизведения текста, то название сужено , если требует дополнительной информации ,
находящейся вне текста, то название слишком широко . Иногда требуется формирование подтем
внутри текста, это позволяет усваивать информацию, дробно, но в виде системы.
Достаточно задать более узкие вопросы и подтемы высвечиваются: «Проблемы Барсика»,
«Продукты кухни,» «Возможные запахи». Это позволяет создать структуру логических связей
как внутри подтем, так и между ними, что и будет раскрытием общей темы.

В качестве примера используем данный текст. «Через тонкую дверную щель пробивались поразительные запахи, от которых


Слайд 4

Что такое «признак»? ( В некоторых источниках это понятие обозначается

как «основание».) В
широком смысле «признак» – свойство,

которым явления, предметы похожи друг на друга и
отличаются друг

от друга.
Пример. Все шарообразные тела схожи, но именно этим свойством своей формы они
отличаются от всех кубообразных тел, которые сами именно своей кубообразностью похожи.
Всегда можно подобрать учебные элементы, которые схожи какими то признаками или
отличаются другими: Мы стараемся приобрести вещь, идём в магазин за покупкой. Допустим, мы
решили приобрести рубашку. Мы безошибочно находим нужный вид товара, так как рубашка
имеет только ей свойственные признаки – это верхняя одежда, имеет ворот, более или менее
выраженный рукав, застёгивающиеся полы, ( схожие признаки), но мы не покупаем первое,
что попадает в наши руки, а выбираем в соответствии с нашим вкусом и необходимым размером –
определённого цвета, с карманами или без,ушитыми или более свободными, т.е. в
соответствии с необходимыми нам свойствами , которые отличают приглянувшуюся нам вещь.
Можно в любых двух предметах найти сходные или отличные свойства. Даже две идеально
одинакового диаметра начерченные на листе бумаги окружности отличаются уже тем, что по
отношению к нам находятся одна правее, другая левее или ближе и дальше, выше и ниже и т.д. и
т.п. При известном усердии можно отыскать неограниченное количество признаков как схожести,
так и отличия.
Попробуем на примере с Барсиком сформировать граф структуру.

Что такое «признак»? ( В некоторых источниках это понятие обозначается как  «основание».)


Слайд 5

Основные трудности – дать название.
Им енно оно отражает смысловое

содержание
рас сказа.

А каков же смысл?
Спр аведливо было бы назвать рассказ

«Искушение» Попробуем на основе такого
вывода всё же составить структуру.
Искушение
(Свойствами пищи)
Запахом Внешним ?
видом
Вместо знака вопроса и вставить-то нечего. Следовательно вот и
закончился наш граф структуры. Наверное название подкачало. А как
быть? Если поставить вопрос «Виды продуктов на кухне», куда тогда
девать Барсика с его аппетитами?
Попробуем ещё расширить вопрос.

Основные трудности – дать название.  Им енно оно


Слайд 6

Озаглавим рассказ следующим
образом: «Внутренняя борьба в душе

Барсика»
Иногда во имя полноты раскрытия темы приходится жертвовать

краткостью названия её. В
нашем случае получилось нечто подобное.
Внутренняя

борьба в душе Барсика
Положительные Отрицательные
результаты «набега» результаты «набега»
на кухню
Утоление Удовлетворение Трёпка ?
голода кошачьего самолюбия
Снова появился вопросительный знак. Нам не хватает ни знаний ни фантазии для
расширения графа. Мы не смогли отыскать однородные учебные элементы и продолжить
схему. Правда, есть слабое оправдание нашим неудачам: неоднородность по качествам
элементов, их «неакадемичность». Попробуем исправить ситуацию.

Озаглавим рассказ следующим  образом:  «Внутренняя борьба в душе   Барсика»


Слайд 7

Для наглядности приведём технику формирования граф
структуры информации, взятой из

лекций по анатомии.
Выберем тему « СИНАПСЫ».
« Синапсом

называется функциональное соединение между рабочей клеткой и
нервным окончанием. Синапсы

бывают адренергические, холинэргические,
возбуждающие, тормозящие, электрические, химические, центральные,
аксосоматические, аксодендрические, аксоаксональные, периферические, нервно-
мышечные, нервно-железистые .»
Этот отрывок мал по объёму, но у него существенные отличия – он

«академичен»,

однороден по составу

в нём последовательно изложены
обучающие элементы
Есть и определённые трудности, так как текст содержит учебные элементы разной степени
новизны, но не все они имеют определение через более знакомые понятия.. Тем не менее
ОБУЧАЮЩАЯ значимость данной информации такова, что неминуемо побуждает к творческому
поиску определений. Требуется «порыться» в учебниках прежде чем составить полноценную граф
структуру темы.
Далее

Для наглядности приведём технику формирования граф  структуры информации, взятой из лекций по анатомии.


Слайд 8

НАЗАДЧто понимается под «академичностью».
Язык науки должен быть более

«сухим», менее эмоциональным, более
точным. Передаваемый материал в научных

работах редко содержит
выражения эмоций, то есть с точки

зрения науки информацию
бесполезную, пустую. Знания, передаваемые другим людям науки или
учащимся, опираются на категории мышления данной науки. С точки
зрения анатомии и физиологии выражение «нам мышцы нужны для
жизни» неинформативно, хотя и эмоционально. Оно не объясняет какие
анатомические структуры реализуют данную потребность(анатомия), и
как они это делают(физиология).
С точки зрения анатомии и физиологии а более академична и,
следовательно, более информативна следующая фраза.- «Мышца, как
орган имеет в основе своей структуры белок миозин, который во время
функции уменьшает свою длину в следствии перераспределения
электрического заряда и скольжения его составных вдоль друг друга, что
приводит к уменьшению длины (сокращению) всей мышцы. Это
обусловливает активность мышц – их способность перемещать костные
рычаги, осуществляя движения в суставах и тем самым обеспечивать
жизненно важную потребность организма в движении»

НАЗАДЧто понимается под «академичностью».   Язык науки должен быть более «сухим», менее эмоциональным, более


Слайд 9

ДалееПоследовательность формирования

графа.1.Сначала расположите по центру

листа тему графа (вдруг вы
захотите расширять граф в четырёх

и более направлениях)
СИНАПСЫ2.Для наглядности обведите слово овалом или
прямоугольником.
Далее поставьте вопрос на каком основании или по какому
признаку вы делите данное понятие на более простые
По виду медиатора По действию
По способу передачи
возбуждения

ДалееПоследовательность формирования


Слайд 10

ДалееПоследовательность формирования

графа.
СИНАПСЫ
По виду медиатора По действию
По

сп ос об у пе ред ач и
воз бу жден ияДалее смело подставляем значения
адренергические
холинэргические возбуждающие
тормозящие
электрические
химические

ДалееПоследовательность формирования


Слайд 11

ДалееПоследовательность формирования

графа.
СИНАПСЫ
По виду медиатора
По по

действию
По сп ос об у пе ред ач и
воз бу жден ияадренергические
холинэргические возбуждающие
тормозящие
электрические
химическиеХорошая наглядность получается при
обозначении логических

связей стрелками
Информация графа позволяет расширить его за счёт углубления
понятия «химические синапсы» . Для этого тоже нужно задать
вопрос: «По какому признаку делятся химические синапсы?» –
Отвечаем на этот вопрос и расширяем граф.
По локализации
Центральные
Периферические
Использовав оставшиеся элементы, завершим граф. Аксосоматические
Аксоаксональные
Аксодендрические
Нервно-мышечные
Нервно-железистые

ДалееПоследовательность формирования


Слайд 12

Вы познакомились
с техникой формирования
графов логических структур
Достоинства графов в

структурировании материала
несомненна.
Граф лаконичен, нагляден.
Информативен.
Однако, одним из его самых больших
недостатков

является трудоёмкость
формирования.
Многолетняя практика работы с графами,
положительные результаты этого опыта
в

том числе и в контролирующем
качестве при изучении
большинства тем анатомии и
физиологии позволяют надеяться
на его полезность и эффективность
в повышении выживаемости знаний.

Вы познакомились  с техникой формирования  графов логических структур Достоинства графов в  структурировании


Слайд 13

Уважаемый коллега, Вы просмотрели
презентацию, которая позволила Вам
ознакомиться с

техникой составления граф
логических структур. Желаем удачного
творчества.
Автор Журавлёв

О.А.
Если вы желаете вернуться для повторения
материала, нажмите кнопку «Назад»
НАЗАД

Уважаемый коллега, Вы просмотрели  презентацию, которая позволила Вам  ознакомиться с техникой составления граф


Чтобы скачать презентацию – поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.

Презентация, доклад Техника формирования граф логических структур

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Техника формирования граф логических структур.
Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Слайд 2

Описание слайда:

ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР
Простые правила позволят вам быстро и эффективно освоить технику формирования граф логических структур любой темы. Они следующие:
1. Прочитайте внимательно несколько раз исследуемый материал.
2. Выпишите все имеющиеся в этом материале учебные элементы.
3. Определите их степень новизны и составьте таблицу учебных элементов таким образом, более общие понятия определялись более узкими (соловей это птица, но не всегда птица – это только соловей. Соловей – более узкое понятие, чем птица.) и, с другой стороны элементы более новые определялись более известными, понятными нам. Для построения граф используйте логику таблицы учебных элементов.
4. Практически всегда тема является центром ГРАФ СТРУКТУРЫ. От темы и следует «разветвлять граф». При подборе темы нужно быть крайне внимательным, так как можно тему слишком расширить, хотя этого и не требуется, или сузить, что не позволит раскрыть всё новое в учебном материале.
Вообще процесс формирования Графа логической структуры сводится к двум противоположным мыслительным процессам – объединению информации по признакам и разделению её по признакам.


Слайд 3

Описание слайда:

Под исследуемым материалом подразумевается любой материал, любой дисциплины и вообще любая прочитываемая информация.


Слайд 4


Слайд 5

Описание слайда:

Под степенью новизны понимают уровень узнаваемости понятия, способности дать ему развёрнутое определение. Чаще всего узнаваемость определяется числом подобранных к данному элементу синонимов. Зрелым может быть вкусный, красный (помидор, перец, яблоко), зелёный (яблоко, огурец, салат), сладкий (яблоко, арбуз, дыня), горький (перец, чеснок, лук). Всё это соответствует понятию «зрелый». Эти синонимы проявляются определениями и дополнениями свойств овощей и фруктов. Иное дело если зрелым называют человека или возраст или принимаемое решение. В этом контексте синонимами могут стать иные понятия: взрослый, разумный, продуманный, осознанный. И чем разнообразней подбираемые определения к имеющемуся элементу, тем более «узнаваем» и, соответственно менее нов данный элемент.
И чем менее способны мы подобрать синонимы, тем более нов для нас учебный элемент. Обычно новизна элементов оценивается по трёх бальной системе.
1Балл – легко узнаваемые,
2Балла- мало узнаваемые и
3Балла – неузнаваемые элементы.


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Добавить комментарий