Как составить грамматическую характеристику предложения

Характеристика предложения


Характеристика предложения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 74.

Обновлено 17 Июня, 2022

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 74.

Обновлено 17 Июня, 2022

В 4 классе ученики уже умеют выполнять синтаксический разбор предложения. Кроме этого, для полного разбора предложение нужно ещё и охарактеризовать. В характеристике указывают, простое или сложное предложение, определяют цель высказывания, эмоциональную окраску, наличие главных и второстепенных членов предложения.

Характеристика простого предложения

В русском языке простое предложение можно охарактеризовать по 4 признакам:

  • по цели высказывания;
  • по эмоциональной окраске;
  • по наличию главных членов;
  • по наличию второстепенных членов.

По цели высказывания

Что такое характеристика предложения по цели высказывания, зависит от того, для чего фраза произносится. Этих целей всего три, соответственно, видов этого параметра тоже только три.

Повествовательное — рассказ или описание. Вчера дома я выполнял дополнительное задание.

Побудительное — просьба, приказ. Дома выполните дополнительное задание.

Вопросительное — задаётся вопрос. Дома вы выполнили задание?

По эмоциональной окраске (интонации)

  • восклицательное — присутствует эмоция;
  • невосклицательное — эмоции нет.

По наличию главных членов

В русском языке есть два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое. В составе предложения могут быть как оба главных члена предложения, так и один. В зависимости от этого выделяют два вида:

  • Односоставное: присутствует один главный член. Стемнело. Каникулы!
  • Двусоставное: присутствуют два главных члена. Неожиданно пошёл дождь.

По наличию второстепенных членов

Как делается характеристика предложению по данному параметру, можно сказать только после того, как подчёркнуты все члены предложения. Затем надо определить, есть ли второстепенные члены предложения. В зависимости от их наличия предложение бывает двух видов:

  • Распространённое: Сегодня стемнело рано.
  • Нераспространённое: Стемнело.

Параметры характеристики можно писать сокращённо, но не забывать, что при сокращении слова ставится точка. Повествовательное: повеств., восклицательное: воскл., двусоставное: двусост., распространённое: распр.

Характеристика сложного предложения

Сложное предложение состоит из простых, поэтому описание каждого простого предложения входит в характеристику сложного.

Характеристика сложного предложения имеет такую схему:

  • Цель высказывания.
  • Эмоциональная окраска (интонация).
  • Количество грамматических основ.
  • Характеристика каждого простого предложения, которые входят в состав сложного (наличие главных и второстепенных членов предложения, осложнено или нет).
  • Тип сложного предложения: бессоюзное или союзное.

Пример: 1)[Смеркается], и 2)[шум прибоя успокаивает].

Повеств., невоскл., сложное; 1 — односост., нераспр., неосл.; 2 — двусост., распр., неосл.; союзное СП.

Нельзя сделать только общую характеристику сложного предложения, потому что простые предложения в его составе могут быть разными по строению.

Образец характеристики предложения

Пример выполнения полной характеристики предложения.

Берёзы и осины украшают осенний лес разнообразием красок. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными членами.

Заключение

Что мы узнали?

Дать характеристику предложения — значит определить его синтаксические признаки по строению, эмоциональной окраске и цели высказывания. В сложном предложении отдельно характеризуется каждое простое.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 74.


А какая ваша оценка?

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

lazy placeholder

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

lazy placeholder

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Источник

Предлагаемый материал является практической реализацией технологии
развивающего обучения “Разновозрастное сотрудничество” и представляет собой
проект разновозрастного урока русского языка для учащихся 4-го и 5-го классов. С
описанием технологии можно познакомиться в книге “Учебная деятельность: введение
в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова”, авторы: Воронцов А.Б., Чудинова Е.В.
Краткое описание технологии развивающего обучения приводится в
Приложении 3.

Тема урока: Грамматическая характеристика предложения.

Цели:

  • Составление алгоритма грамматической характеристики предложения.
    Задачи “учителя”:
    обобщение и систематизация знаний грамматической характеристики
    предложения.
    Задачи “ученика”:
    актуализировать способы определения эмоциональной окраски и цели
    высказывания, главных членов (грамматической основы) предложения, различения
    разных типов предложений в зависимости от состава грамматической основы – с
    одним главным членом и двумя, определения второстепенных членов предложения
    и их работы.
  • Формирование у учащихся умения взаимодействовать в разновозрастной
    группе.
    Задачи “учителя”:
    формирование умения ставить цели работы, разрабатывать соответствующие
    задания по теме, взаимодействовать с “учениками”, объективно оценивать,
    контролировать и корректировать действия “ученика”, быть толерантным;
    Задачи “ученика”:
    формирование умения фиксировать цели работы, принимать задания, слышать
    инструктаж “учителя”, выполнять задания в отведенное время, быть
    толерантным.

Проект урока русского языка в 4–5 классах

этапы урока содержание урока деятельность учителей деятельность учащихся форма работы
“ученики” 4-го класса “учителя” 5-го класса
подготовительный этап – осуществляют стыковку тем планирования;
– определяют место урока в учебном пространстве;
– определяют цель и задачи урока;
– осуществляют контроль за подготовкой учащихся 5-го класса;
– организуют индивидуальные консультации;
– формируют пары учащихся 4 и 5 классов, учитывая их особенности;
принимают информацию о проведении урока
разновозрастного сотрудничества
– фиксируют для себя цель урока (продукт совместной
деятельности);
– самостоятельно готовят задания для своих “учеников” и оценочные листы;
– консультируются у учителей;
индивидуальная самостоятельная
вызов Учащиеся рассаживаются парами, ранее определенные
совместно с учителями.
– формулируют цели урока;
– проводят инструктаж по разъяснению задач, сообщают регламент времени
для каждого вида деятельности;
фиксируют для себя цель урока (продукт совместной
деятельности)
общеклассное обсуждение
осмысление “Учителя” 5 класса предлагают выполнить задания
“ученикам” 4 класса, приготовленные заранее.
Задания направлены на актуализацию следующих способов действий:
– определение цели и эмоциональной окраски высказывания;
– определение главных членов предложения;
– различение разных типов предложений в зависимости от состава
грамматической основы – с одним главным членом и двумя;
– определение второстепенных членов предложения и их работы.

(см.
Приложение 1
)

контролируют выполнение пятиклассниками функции
“учителей”
выполняют задания – контролируют выполнение задания, корректируют
деятельность;
– оценивают сформированность умений “учеников” в оценочном листе;
парная работа
Учителями организуется общеклассное обсуждение, в
результате которого у “учащихся” систематизируются знания о предложении.
Обсуждается порядок действий при составлении грамматической
характеристики.
организуют учебный диалог среди “учеников” выделяют и фиксируют критерии грамматической
характеристики предложения
контролируют выполнение задания, корректируют
деятельность “учеников”
общеклассное обсуждение
В процессе обсуждения происходит создание алгоритма
грамматической характеристики предложения.
контролируют выполнение пятиклассниками функции
“учителей”
оформляют порядок грамматической характеристики в виде
схемы, таблицы, алгоритма
контролируют выполнение задания, корректируют
деятельность “учеников”
парная работа
рефлексия Осуществляется демонстрация общепринятого оформления
записи и составление грамматической характеристики предложения.

(см.
Приложение 2)

знакомят учащихся с правилами записи грамматической
характеристики предложения
составляют грамматическую характеристику предложения,
применяя свой алгоритм или схему
контролируют выполнение задания, корректируют
деятельность “учеников”
парная работа

Характеристика предложения.

1. По числу грамматических основ (простое, сложное предложение).

Ребята играли в мяч. (Простое предложение).

В поле шла жатва, листья на деревьях пожелтели. (Сложное предложение).

2. По цели высказывания

(повествовательное, вопросительное, побудительное предложение).

На дворе прекрасная погода. (Повеств.)

Почему вы не гуляете? (Вопросительное).

Идите скорее. (Побудительное).

3. По интонации

(восклицательное, невосклицательное предложение).

Мне подарили щенка! (Восклицательное).

Мне подарили щенка. (Невосклицательное).

4. По наличию второстепенных членов (нераспространенное, распространенное предложение).

Весна пришла. (Нераспространенное).

Пришла долгожданная весна. (Распростр.).

5. По осложненности (осложнено однородными членами или ничем не осложнено).

Ребята пошли в лес за ягодами. (Ничем не осложнено).

Ребята пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. (Осложнено однородными членами).

Характеристика предложения.

1. По числу грамматических основ (простое, сложное предложение).

Ребята играли в мяч. (Простое предложение).

В поле шла жатва, листья на деревьях пожелтели. (Сложное предложение).

2. По цели высказывания

(повествовательное, вопросительное, побудительное предложение).

На дворе прекрасная погода. (Повеств.)

Почему вы не гуляете? (Вопросительное).

Идите скорее. (Побудительное).

3. По интонации

(восклицательное, невосклицательное предложение).

Мне подарили щенка! (Восклицательное).

Мне подарили щенка. (Невосклицательное).

4. По наличию второстепенных членов (нераспространенное, распространенное предложение).

Весна пришла. (Нераспространенное).

Пришла долгожданная весна. (Распростр.).

5. По осложненности (осложнено однородными членами или ничем не осложнено).

Ребята пошли в лес за ягодами. (Ничем не осложнено).

Ребята пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. (Осложнено однородными членами).

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим скорее!

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

Сколько цветов на лугу!

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

Из темной тучи закапало.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Золотая осень.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией (            );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями (            );
  • определение — волнистой линией (            );
  • дополнение — штриховой линией (            );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка (            ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.


Возьмёмся за руки, ребята!

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Возьмёмся за руки, ребята!

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Схема:

                ], и [                 ]


Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Схема:

       , (на которой                  ),         ]


Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Схема:

                 ] : [                  ]

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Тест

Добавить комментарий