Как составить групповой портрет

Групповой портрет сложен двумя главными моментами: как расположить людей так, чтобы это выглядело эстетично, а также каким образом равномерно и одинаково хорошо осветить всех героев фотосессии?

Можно пойти по сложному пути и снять каждого героя с хорошим светом и затем сделать коллаж, потратив на обработку общего снимка часы. А можно подготовиться заранее и сделать хороший кадр сразу, чем сидеть в программах и ломать голову. 

Рассказываем, как размещать моделей в кадре и какое оборудование подойдет, чтобы сфотографировать сразу несколько человек.

Источник: piqsels.com

Композиция и позы для группового портрета

      – Одно из главных правил группового портрета — лица всех участников должны быть хорошо видны. Для этого постарайтесь размещать героев в кадре по следующему принципу: их тела могут соприкасаться, визуально перекрывать друг друга, чтобы создавалось ощущение общности, но лица лучше размещать на равном удалении друг от друга. Нарушить этот принцип можно на семейной фотосессии. Например, мать, прижимающаяся к ребенку, будет гармонично смотреться в кадре.

      – Распространенный прием, позаимствованный из живописи — использование геометрических композиций. Суть в том, что лица героев, если провести между ними невидимую линию и соединить, образовывают между собой треугольник, квадрат, круг, диагональ или прямоугольник.

Если использовать треугольник, как основу построения кадра, то в идеале большую часть героев следует располагать в нижней части снимка, а одного расположить вверху, устремляя тем самым композицию вверх. Если в кадре больше трёх человек, то треугольников может быть несколько.

Головы героев образуют овал / piqsels.com

Ещё один распространенный приём — построить диагональ. Она может устремляться в сторону, как бы стараясь уйти в горизонталь, либо идти снизу вверх, стремясь к вертикали. Для большого количества участников диагоналей разной направленности может быть несколько. Либо две диагонали могут пересекаться в центре, визуально формируя клин. Например, в центре может стоять глава кампании, а по бокам — остальные сотрудники. Либо в центре пара молодоженов, а вокруг — гости. 

Две слабо наклонённые диагонали сходятся на модели в центре, формируя клин / piqsels.com

Расположите лица героев по кругу, чтобы показать их общность и закольцевать композицию. Для этой геометрической фигуры часто используют нестандартные ракурсы — снизу, прося героев обступить камеру и наклониться, либо фотографируют моделей сверху, пока они лежат.

Экспериментируйте с разными фигурами. Сочетайте несколько треугольников, треугольник и квадрат, если фотографируете большую группу людей. Задача в том, чтобы зритель или заказчик прочувствовали завершенность, созданную геометрической композицией.

      – Используйте разные планы — ставьте одних людей подальше от камеры, а других — поближе. Это хороший приём для съёмок, где есть явные центральные фигуры, лидеры: молодожены, именинник, глава компании, солист музыкальной группы.

      – Для съёмки большой группы людей пользуйтесь всеми преимуществами локации — рассаживайте героев на стулья, диваны, кресла, просите кого-то присесть или даже лечь, располагайте на разных высотах (если есть лестница). Удачный прием — сфотографировать группу сверху. Готовьтесь сделать несколько одинаковых кадров — кто-нибудь обязательно моргнёт, посмотрит в сторону и вам придется «химичить» в графических редакторах.

При съёмке больших групп людей часто важен сам факт присутствия всех участников на снимке. Едва ли от вас будут трабовать сложную композицию, если вы фотографируете сорок человек. Главное требование тут — всех героев должно быть хорошо видно.

      – Связать между собой людей на фотографии также помогают руки, ненавязчиво показывающие в сторону других героев, лежащие на плечах, обнимающие и так далее. Любое из этих взаимодействий создает ощущение общности, объединяет между собой героев.

В ином случае руки должны подчеркивать позу, либо быть чем-то заняты. Например, если вы фотографируете людей для бизнес-портрета, они могут сложить руки на груди, чуть приподнять подбородки, чтобы продемонстрировать уверенность. Если же вы фотографируете музыкантов, связать их и подчеркнуть общую деятельность помогут, например, музыкальные инструменты в руках.

      – Также композиционно связывает людей в кадре поворот головы, взгляд одного героя в сторону другого. При этом просите моделей немного повернуть лицо в вашу сторону — так, в три четверти, его будет лучше видно.

Связь между героями поддерживается взглядом моделей друг на друга, направлением головы в сторону центра правого участника кадра / piqsels.comэ

      – Располагайте людей на разных уровнях, учитывая их рост. Например, чтобы высокие люди не загораживали более низких, поставьте их на задний план. Если лица «теряются», попросите их податься вперёд и, например, если позволяет логика съёмки (допустим, вы фотографируете семью, либо гостей на свадьбе) дотронуться, обнять стоящих впереди. Ещё вариант — попросить моделей из передних рядов чуть расступиться.

Кроме того, высоких участников фотосессии можно, наоборот, выдвинуть на передний план, посадив на стулья, в кресла, на пол, а более низких участников разместить стоя вокруг.

      – Пользуйтесь ракурсами и возможностями локации, чтобы разнообразить съёмку. Выигрышный вариант для любого жанра от свадебной съёмки до бизнес-портрета — ракурс чуть сверху. Так все участники будут одинаково хорошо видны. Если снимаете «в поле», вам будет достаточно встать выше всех гостей на лестнице. В студии же можно попросить стремянку.

В тёплое время года героев можно положить на траву, голова к голове. Это интересный вариант, если вы фотографируете семью, друзей или детей / piqsels.com

Ракурс снизу привлекателен необычностью. Но он сложен тем, что нужно крайне внимательно следить за лицами. Например, очень возможно, что модели начнут показывать все свои подбородки — вторые, третьи и мнимые.

      – Не ставьте людей лесенкой, чередуя высоких и низких. Точно также смешно будет смотреться бизнес-портрет, где участники выстроены от низкого к высокому. А вот для семейной фотосессии это может стать интересной задумкой — так можно сделать акцент на разных поколениях.

Техника и настройки камеры для съёмки группового портрета

      – Если снимаете в фотостудии, осветить большую группу людей поможет самый большой софтбокс, который предоставляются вместе с арендой зала. Как правило, это октобокс. Например, Raylab SPG150 или Godox SB-FW140.

Часто эта световая насадка настолько громоздкая и тяжелая, что её крепят на журавль — специальную стойку с грузом-противовесом, которая позволяет вращать источник света и поднимать его высоко над моделями. 

Следите, чтобы головные уборы, лица, руки не перекрывали свет, падающий на других участников сцены / piqsels.com

      – Для того, чтобы пропорции на групповом портрете не искажались, используйте классические объективы со средним фокусным расстоянием. Считается, что это объективы в диапазоне от 35 до 50мм.

Если в помещении, где вы фотографируете, мало места, можно использовать широкоугольный объектив. Но готовьтесь, что фотографию придется либо кадрировать, либо исправлять перспективу в графический редакторах — из-за широкого угла могут «поплыть» стены, ноги моделей — стать неестественно длинными, а люди, стоящие по краям кадра, — «расплющиться».

      – При съёмке в помещении, например, в здании компании, на свадебном репортаже, в загсе, поможет внешняя вспышка, которую можно установить на стойки. Направьте вспышку в стены или в потолок, не светите напрямую на лица, иначе они выйдут плоскими. Главное, не забыть взять синхронизатор.

      – Используйте серийную съёмку. Так камера быстрее запечатлеет сцену и, следовательно, у вас будет больше похожих снимков, чтобы выбрать из них удачный — тот, где у всех (или почти всех) участников открыты глаза, есть улыбки, а на лицах естественное выражение.

Серийная съёмка позволяет с большей вероятностью поймать подвижных, эмоциональных детей на семейных съёмках / piqsels.com

      – Если там, где вы снимаете, темно, поставьте более длинную выдержку. Для того, чтобы кадры не получились смазанными из-за дрожащих рук, закрепите камеру на штатив.

Но и в условиях хорошего освещения штатив помогает — на групповых снимках, где очень много людей, невозможно контролировать каждого. Один моргнет, другой посмотрит в сторону. Поэтому часто приходится «пересаживать» глаза, губы и даже целые головы с одной фотографии на другую. В данном случае штатив обеспечит одинаковый ракурс. 

      – При съёмке групповых портретов закрывайте диафрагму, чтобы все лица были в резкости. Всё индивидуально, но попробуйте диапазон от f/8 до f/16.

Руководствуйтесь принципом: чем больше людей, тем больше число после f. Но помните, что закрытая диафрагма делает фотографию более тёмной, так как в фотоаппарат попадает меньше света. 

групповой портрет

Групповой портрет – один из самых сложных жанров портрета, поскольку перед фотографом встает задача выгодно передать эмоции и внешность не одного человека, а сразу нескольких людей. Большинство среднестатистических фотографов подходят к групповому портрету банально – всех под линейку, улыбку, и готово. Тем не менее, если вы хотите пополнить портфолио удачными фотографиями, потребуется профессиональный подход.

Технические моменты

Штатив

Для съемки в плохих условиях освещения, например, в помещении, штатив является обязательным атрибутом. Тем не менее, даже на улице он поможет привлечь дополнительное внимание ваших моделей, а главное – получить фотографии с одинаковыми границами кадра, что пригодится фотографу при постобработке, в случае, если какие-то кадры придется совмещать.

Оптика

Для групповых портретов лучше всего подходят объективы со стандартным фокусным расстоянием, а именно, от 35 до 50 мм. Широкоугольные объективы лучше не использовать, так как они искажают фигуры людей, находящихся ближе к камере. Тем не менее, используя стандартный объектив, нужно рассчитать расстояние до группы и тщательно подобрать место съемки, так как вам может понадобиться больше пространства.

Фокус

Избегайте малой глубины резкости (значений диафрагмы меньше f4). При съемке групповых портретов это обычно приводит к тому, что кто-то из группы получается нерезким. Чтобы все модели вышли одинаково резкими, НЕ снимайте на минимально допустимых значениях диафрагмы, таких как f1.4 и f2.

групповой портрет

Серийная съемка

Если ваша камера поддерживает серийную съемку – это лучшее решение для групповых портретов. При съемке больших групп людей или сложных групповых портретов, в которых участвуют дети или животные, соседний кадр может оказаться лучше, и при обработке вы сможете скопировать удачное выражение лица моргнувшей или отвернувшейся модели.

Свет

Свет – одна из самых важных составляющих любого портрета. Если съемка происходит на улице, постарайтесь избежать жестких полуденных теней, снимая в тени, либо назначьте съемку на утро или вечер, когда солнце находится низко, и свет его мягче. Обращайте внимание на направление света. На лице моделей не должно быть некрасивых глубоких теней под глазами или под носом. Если съемка группового портрета происходит в помещении, используйте штатив либо вспышку. Вспышку лучше снять с камеры либо отразить от стен или потолка.

групповой портрет

Организационные моменты

Подготовка

Быстрее всего терпение моделей (особенно детей) заканчивается, если вы долго готовитесь к съемке. Поэтому прежде чем требовать внимания портретируемых, подготовьтесь к съемке, а именно:

1. Найдите удачное место съемки. Если речь идет о заранее оговоренной съемке на улице, лучше осмотреть все еще до начала фотосессии, найти интересные ракурсы и фоны еще до появления клиентов.
2. Продумайте позу и композицию.
3. Проверьте готовность камеры: заряд аккумуляторов и т.д., подготовьте вспышки.
4. Предупредите людей, что постановка позы для одного кадра может занять несколько минут.

Большие группы

Когда людей много, кто-то из них может отвернуться или отвлечься. Чтобы этого избежать:
1. Улыбайтесь и будьте приветливы – люди сами захотят с вами работать (это относится не только к большим группам).
2. При постановке старайтесь следить за теми, кто чрезмерно отвлекается.
3. Попросите всех моделей сделать какое-то общее действие: прокричать «Ура!», спеть песню, помахать рукой – это привлечет к вам внимание.

Композиция и позы

Это самая важная часть съемки. Именно от композиции и постановки позы будет зависеть, удалось ли вам передать единство группы. В первую очередь, нужно определиться, насколько строгие требования предъявляет клиент. Нужен ли ему групповой портрет, где всех хорошо видно, и все смотрят в кадр, либо он согласен на творческие фотографии, и у вас будет больше свободы?

Позы

Сложнее всего даются группы, в которых есть люди с большой разницей в росте. Например, дети и взрослые либо мужчины и женщины различного роста. Для этого случая можно попробовать несколько различных схем.

1. Самых высоких моделей можно рассадить на скамьи/стулья/кресла, на руки высоким моделям посадить детей. Таким образом решится вопрос большой разницы в росте. Тех, кто на колени уже не помещается, можно расставить за спиной у сидящих. Итак, мы получим три ряда: сзади модели среднего роста, посередине – модели высокого роста, сидящие на стульях/скамье; на переднем плане – модели низкого роста на руках у сидящих. Моделей низкого роста также можно не садить на колени, а снять стоя. Вот пример такой постановки:

групповой портрет

Сама фотография не очень удачна, но наглядно иллюстрирует позу.

2. Высокие взрослые – на заднем плане, стоя; взрослые низкого роста – на переднем плане, по краям; дети – на переднем плане, посередине.

3. Взрослые – сидя, дети – стоя.

Если фотографируемые приблизительно одного роста, расставить их в одну строгую линейку – самый худший вариант. Кто-то должен сидеть, кто-то – стоять, либо, при съемке на улице, в местах, где есть ступеньки или другие возвышения, способные создать разные уровни – нужно непременно эти возвышения использовать:

групповой портрет

Если речь идет о съемке в домашних условиях, лучше всего создать атмосферу для непринужденного снимка, использовать по максимуму имеющуюся в доме мебель, чтобы фотография смотрелась естественно. Например, те же ручки кресел и диванов, на которых обычно сидеть не принято, можно отлично использовать для моделей:

групповой портрет

Наконец, не будьте скучным фотографом. Творческий подход к съемке только порадует клиентов:

групповой портрет

групповой портрет

групповой портрет

Типичные примеры постановок для семейных фотосессий можно посмотреть в этом видеоролике:

Тонкости

  • При съемке группового портрета обязательно следите за тем, чтобы никто из моделей не заслонял собой сзади стоящих – все лица должны быть хорошо видны.
  • Просите моделей не наклонять голову – это поможет вам избежать двойных подбородков.
  • Групповой портрет лучше снимать без головных уборов. Если клиенты все же настаивают на шляпах или кепках, установите камеру чуть ниже уровня их глаз и используйте для подсветки теней заполняющую вспышку – обычно шляпы и другие головные уборы с бортами создают тени на лицах.

Фон

Фон лучше подбирать таким образом, чтобы он не доминировал над моделями. На фоне не должно быть много мелких отвлекающих деталей, он должен быть более-менее равномерным, но не скучным. Красивая лестница на фоне неба – отличный вариант. Также подойдут лесные пейзажи, дизайны городских экстерьеров и так далее.

Композиция

1. Основной, самый простой принцип построения композиции в групповых портретах состоит в том, чтобы при расположении людей в группе сочетание их лиц формировало треугольник или другую геометрическую фигуру.

Примеры из живописи:

групповой портрет

групповой портрет

Пример фотографии:

групповой портрет

2. Другой принцип – расположение лиц по диагоналям. При построении моделей в портрете друг под другом или рядом лица выстраиваются по вертикали или горизонтали, и композиция получается более скучной. Более выигрышно она смотрится, если лица удается расположить по диагонали. Хорошо смотрятся сочетания горизонталей и диагоналей. Диагональ может быть даже слабо выраженной, но она будет смотреться лучше, чем горизонталь.

групповой портрет

3. Кроме лиц необходимо обязательно следить за руками. Обратите внимание на групповые портреты выше – руки везде подчеркивают позу или чем-то заняты, а не просто висят в бездействии вдоль корпуса. Руки также могут подчеркивать общность группы. Обратите внимание на эту картину – руки здесь связывают композицию воедино.

групповой портрет

4. Используйте различные ракурсы. Можно не только расставить группу на разных уровнях (например, на ступеньках лестницы), но и самому подняться по лестнице, чтобы получить верхний ракурс. Это особенно актуально для больших групп.

Верхний ракурс:

групповой портрет

Нижний ракурс:

групповой портрет

5. Используйте разные планы. Кого-то из моделей можно расположить подальше, других — расставить ближе к камере.

групповой портрет

групповой портрет

Если у вас появились какие-то вопросы или дополнения по теме группового портрета, пишите мне в комментариях, не стесняйтесь, я внимательна к критике и просьбам читателей. 🙂

ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Как создавать великолепные групповые портреты

Четыре амбассадора Canon делятся своими лучшими советами по созданию групповых портретов — от семейных и свадебных торжеств до спортивных команд.

Групповой портрет невесты и ее подруг, которые позируют рядом с большим свадебным тортом.

Специальные мероприятия, такие как свадьбы, спортивные мероприятия и семейные праздники, станут отличной возможностью для создания ценных воспоминаний в формате групповых портретов друзей и близких.

Однако создание хорошего группового снимка — это настоящее искусство. Когда вы работаете с несколькими людьми, вам необходимо быстро подумать о том, где их разместить, и четко объяснить, что вы хотите сделать. Это значит, что вам предварительно нужно освоить основы создания групповых портретов.

Некоторые советы универсальны. Независимо от того, какой групповой снимок вы хотите сделать, вы должны убедиться, что все люди в кадре сделали нужное выражение лица, у вас нет нареканий к композиции и экспозиции кадра, а на фоне нет большого количества отвлекающих внимание объектов.

Освещение также имеет большое значение. Например, если вы снимаете на улице в солнечный день, ищите место в тени, чтобы люди не щурились, смотря в камеру.

Использование камеры с электронным видоискателем, например Canon EOS RP или Canon EOS R6, позволит просматривать групповые снимки во время съемки и регулировать экспозицию, а экран с регулируемым углом наклона позволит снимать с разных ракурсов, будь то ради творчества или практического результата.

При съемке в помещении с использованием естественного освещения стоит использовать светосильные объективы, такие как Canon RF 50mm F1.8 STM. А если вы обнаружите, что снимаете большую группу в относительно небольшом пространстве, то можете сделать хороший снимок с помощью сверхширокоугольного объектива Canon RF 16mm F2.8 STM.

В этой статье четыре амбассадора Canon, все опытные профессионалы в своей области, поделятся с вами ценными советами по созданию превосходных групповых фотографий в любой ситуации.

1. Семейные групповые портреты

Черно-белое изображение семьи на пляже. Отец поднимает ребенка в воздух, и в кадре силуэты всех троих видны на фоне солнца.

«Если попросить людей идти или бежать в вашу сторону, это обеспечит создание яркой и динамичной групповой фотографии, и детям будет весело, — говорит семейный фотограф Хелен Бартлетт. — Вы также можете превратить фотосессию в игру, чтобы никто не заскучал». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/5000 сек., f/2.8 и ISO 200. © Хелен Бартлетт

Черно-белый групповой портрет семьи, позирующей на улице; родители присели, а дети опираются на их плечи.

На этом снимке видно, что родители специально присели пониже — такая техника построения композиции позволяет получить кадр, на котором лица всех людей находятся примерно на одном уровне. Снято на камеру Canon EOS-1D X (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/5 и ISO 1000. © Хелен Бартлетт

Съемка групповых портретов — это неотъемлемая часть работы Хелен Бартлетт, одной из ведущих семейных фотографов Великобритании. «При создании группового снимка, где это возможно, стоит организовать людей в интересную композицию, разместив на разной высоте, чтобы изображение получилось сбалансированным, — говорит она.

— Я рекомендую начать съемку с кадра, где все смотрят в камеру, а затем наблюдать за происходящим. Обычно лучшим получается кадр, который создается после официального портрета, поскольку родственники смотрят друг на друга, общаются и смеются».

Если вы снимаете в саду или парке, Хелен предлагает сгруппировать людей вокруг объектов окружения. К примеру, упавшее дерево может стать привлекательной опорой для маленьких детей.

«Если вы снимаете в помещении, подумайте об освещении и постарайтесь сделать так, чтобы семья стояла лицом к окну, чтобы добиться равномерного освещения на всех участниках фотографии, — продолжает Хелен. — Когда вы работаете в небольшом пространстве и фотографируете маленьких детей, если родители возьмут их на руки, те не смогут убежать, и все лица окажутся примерно на одном уровне.

Если вы попросите семью сесть на диван, дети смогут сидеть на коленях родителей. Более взрослых детей можно попросить сесть на подлокотник или спинку дивана, чтобы разнообразить композицию».

Наконец, если вы хотите использовать новейшие технологии для создания спонтанных семейных фотографий на мероприятиях, таких как вечеринки для детей или встречи с родственниками, то мы рекомендуем выбрать для этого Canon PowerShot PX. Это интеллектуальная камера, использующая технологию распознавания и автоматической компоновки изображений для создания снимков, пока вы наслаждаетесь моментом.

2. Свадебные групповые портреты

Групповой портрет с тремя женщинами в ярких традиционных индийских платьях; их руки украшены орнаментами из хны и браслетами, а сами женщины стоят перед витриной с цветами.

Свадебный фотограф Санджай Джогиа уже многие годы справляется с проблемой моргания людей на фотографии, просто предлагая людям держать глаза закрытыми до момента создания кадра. «Затем я говорю им, что начинаю обратный отсчет, в конце которого им нужно открыть глаза. Я делаю три снимка с интервалом примерно в полсекунды». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/1000 сек., f/3.5 и ISO 320. © Санджай Джогиа

Большая семья в формальных нарядах позирует в тускло освещенной комнате с золотистыми потолочными светильниками.

Санджай не использует открытую диафрагму при создании групповых портретов, чтобы все люди в кадре оставались в фокусе. «Как правило, я перестраховываюсь и не выбираю диафрагму шире f/8 при съемке групп людей, даже если съемки ведутся на улице, и все стоят в одну шеренгу — все потому, что необходимо получить более высокую детализацию на заднем плане», — поясняет он. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 44 мм, 1/200 сек., f/8 и ISO 200. © Санджай Джогиа

Санджай Джогиа фотографирует свадьбы с 2008 года, специализируясь на индийских торжествах и свадьбах на локациях по всему миру. Несмотря на то, что на большинстве свадеб присутствует официальный фотограф, у него есть совет для тех, кто хочет самостоятельно создать групповые фотографии.

«Чтобы избежать съемки с контрастным освещением, я бы предложил расположить группу людей в тени на улице, например под большим деревом или в тени здания, где можно найти привлекательный фон, — говорит Санджай. — Не обязательно располагать людей вдоль стены, ведь между объектом съемки и фоном должно оставаться пространство, поэтому сосредоточьтесь на людях».

Санджай формирует группы таким образом, чтобы в кадре почти все пространство было занято людьми, однако оставляет вокруг них свободное место без отвлекающих элементов на фоне. Если в кадре есть невеста и жених, он помещает их в центр.

«Обычно я в первую очередь располагаю невесту и жениха, после чего просто меняю людей вокруг них, — говорит он. — Если это групповой портрет в полный рост, я постараюсь расположить людей в одну шеренгу, с четным числом людей по обе стороны, и немного повернуть их в сторону молодоженов, чтобы не слишком растягивать композицию».

3. Портреты спортивных команд

Групповой портрет австралийской сборной по крикету в желто-зеленой форме.

«Помните об освещении, — говорит известный фотограф спорта Марк Аспланд. — Обычно мы стараемся как можно быстрее создать групповые фотографии команды, однако даже если просто определиться с направлением света, можно получить гораздо более качественный снимок. Я всегда предпочитаю вместо прямых солнечных лучей использовать контровый свет для равномерной подсветки». © Марк Аспланд

Марк Аспланд — главный фотограф спорта в газете The Times. Несмотря на то, что большая часть его работы сосредоточена на съемке движения, он также делает групповые снимки. «Цельная и точно выверенная групповая фотография команды всегда лучше, чем та, которая получилась случайно», — говорит он.

Например, если вы фотографируете футбольную команду, Марк советует разместить людей в два ряда — задний ряд займет позицию в полный рост, а в переднем ряду люди встанут на колено, положив руку на ногу или сложив руки на груди. Капитан должен находиться в середине заднего ряда, а тренер должен стоять сбоку от группы. Также рекомендуется снимать с небольшой высоты, с уровня лиц людей в переднем ряду.

Широкоугольный / среднедиапазонный зум-объектив, например Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, поможет запечатлеть всю команду и свободно выбирать композицию. «Команда должна встать так, чтобы практически идеально поместиться в кадре, учитывая соотношение сторон видоискателя вашей камеры, — продолжает Марк. — Нет смысла снимать со сверхкороткой выдержкой, однако глубина резкости важна, поскольку вам нужно убедиться, что люди в обоих рядах находятся в фокусе. Диафрагма f/5.6 или f/8 обеспечит хорошее разрешение».

Если что-то отвлекло вас от фотосъемки группы людей, привлеките их внимание, помахав рукой или окликнув их, чтобы они вновь обратили на вас свои взгляды. Марк добавляет: «Также убедитесь, что никто из них не развлекается, например делая “рожки” пальцами за головой игрока в переднем ряду!»

4. Портреты в стиле фэшн

Черно-белый групповой портрет трех молодых женщин, сидящих на капоте автомобиля перед живописным озером.

На этом снимке, созданном фэшн-фотографом Джулией Пайк, изображена норвежская поп-звезда Aurora (по центру) с со своими сестрами. «Я специально попросила их увидеться со мной в доме, где они провели детство, поскольку я знала, что там им будет комфортно», — говорит она. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM) и следующими параметрами: 105 мм, 1/400 сек., f/9 и ISO 500. © Джулия Пайк

Три молодые женщины в летней одежде проходят по лесу, а через деревья проникают лучи солнца. Одна из женщин подняла руки в воздух.

Джулия говорит, что для получения выразительных изображений важно уделять особое внимание вашим объектам. «Будьте внимательнее к тому, как они двигаются и что делают, — говорит она. — Попробуйте установить с ними контакт, а не просто находиться по ту сторону камеры, поскольку иначе люди, которых вы фотографируете, не будут чувствовать к вам никакого доверия». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/200 сек., f/7.1 и ISO 320. © Джулия Пайк

Джулия Пайк — фэшн-фотограф из Осло, Норвегия, которая создает неожиданные изображения в сюрреалистичном стиле для крупных брендов и изданий. Если вы хотите запечатлеть небольшую группу людей во время съемки для модных изданий, она рекомендует выбрать хорошее место, например сад или дом, где всем будет комфортно. Она также рекомендует использовать только один зум-объектив, чтобы не тратить время на смену объектива.

«В начале съемки походите с группой, чтобы все смогли немного расслабиться, — говорит она. — Я всегда начинаю с разговора с людьми. Я лучше поговорю с ними 15 минут и поснимаю всего 5 минут, а не наоборот. Всегда будьте готовы к работе с камерой. Затем, когда все расслабятся, начните делать снимки».

Если вы фотографируете, скажем, трех моделей и хотите, чтобы все они в кадре выглядели четкими, Джулия рекомендует снимать с диафрагмой f/8 или f/11 и выдержкой не менее 1/250 сек., если модели продолжают двигаться. При съемке в условиях слабого освещения такие камеры, как Canon EOS RP или Canon EOS R6, позволяют снимать с более высокими значениями ISO без использования вспышки. «Эти камеры настолько хороши, что вы можете поднять ISO до более высоких значений, и кадры по-прежнему будут выглядеть великолепно», — говорит она.

Работая в своем стиле фэшн-фотографии, Джули говорит моделям представлять, что их снимают на видео, и продолжать двигаться, а не ждать следующей фотографии. «Они не должны постоянно смотреть на камеру, — говорит она. — Я просто прошу их посмотреть в мою сторону, когда это нужно. Я хочу, чтобы они забыли о том, что их снимают».

На следующем мероприятии с семьей или друзьями обязательно соберите всех вместе, чтобы сделать прекрасный групповой портрет.

Автор: Дэвид Кларк

Как фотографировать групповой портрет?

Техника и настройки камеры

Пожалуй данную статью стоит начать с вопросов, какая нужна техника и как фотографировать групповой портрет? Может показаться, что для съемки такого портрета необходимо какое-то особенное оборудование. Это совсем не так – особенное оборудование вам потребуется гораздо позже, когда вы набьете руку и захотите снять что-то этакое! 

Чтобы хорошо сфотографировать группу людей подойдет самая обычная зеркальная камера со стандартным китовым объективом. Однако же, чем лучше ваша техника, тем лучше ваши фотографии!  А вот настройки и нюансы во время съемки несколько отличаются. 

Свет и групповое фото, как фотографировать?

Свет – это самая важная составляющая любой фотографии, групповой портрет не является исключением. Фотографируя на улице вам просто необходимо подгадать время съемки. Полуденное солнце с его жестким светом и обостренными чертами людей категорически не подходит. Лучшее время съемки на улице, это вечер или утро, то есть мягкий свет. Если ситуация безвыходная постарайтесь найти симпатичную тень. 
 

Как фотографировать групповой портрет?

Как фотографировать групповой портрет?

Вы должны понимать, здесь и вообще, что правило перестает работать тогда, когда вам это необходимо для конкретно поставленной задачи.

Создавая групповой портрет в помещении вы можете использовать вспышку, штатив или отражатель. 

Вспышка должна быть внешней, а не встроенной. Луч должен бить в потолок или же в одну из стен. Свет прямо в лицо даст тот же эффект что и встроенная вспышка, то есть плоское изображение. 

Как фотографировать групповой портрет со вспышкой?

Как фотографировать групповой портрет со вспышкой?

Используя штатив для фотоаппарата, так же будьте аккуратны. Само по себе использование этого аксессуара предполагает длинные выдержки, близкие к 130, а иногда и еще длиннее. Зафиксировав фотоаппарат, очень сложно «остановить» людей, особенно группу. В итоге некоторые модели на снимке могут быть размытыми, что очень плохо смотрится и порти всю картинку. 

Отражатель вам удастся использовать только с помощником. Лучше что бы это был толковый человек, хоть немного разбирающийся в фотографии. Снимая групповое фото в помещении с использованием отражателя, стоит остерегаться жестких теней либо же неравномерного подсвечивания. Учитывая то, что людей несколько, а иногда и много, света из окна или от отражателя просто может не хватить на всех и получится с одной стороны засвет, а с другой – люди уйдут во мрак. Поэтому перед тем как фотографировать групповое фото следует немного подумать и составить план действий – это увеличит вашу результативность на порядок!

Как фотографировать групповой портрет с естественным светом отражателем?

Как фотографировать групповой портрет с естественным светом отражателем?

Объектив и его характеристики во время фотографирования группового снимка

Лучше всего использовать так называемые портретные объективы, то есть линзы имеющие фокусное расстояние 35-70 мм. Благодаря этому объективу все люди на групповом снимке, по всей его площади, сохранят свои пропорции. То есть, лица будут ровными и красивыми, как в центре фотографии, так и возле ее краев.

Не забывайте, что свойства фокусного расстояния объектива в фотографии могут изменяться и за счет размера матрицы. Для примера, «линза» с фокусным расстоянием 28 мм нормально сработает на камере с кроп матрицей и превратится в широкоугольный объектив, растягивающий лица на фотоаппарате с матрицей полного размера. 

Как фотографировать групповой портрет стандартным объективом?

Как фотографировать групповой портрет стандартным объективом?

Стоит сказать, что именно такие эффекты иногда добавляют групповой фотографии интереса и шарма, особенно если это молодежное или детское фото! Во время съемки на улице, используя большие расстояния, очень красиво и эффективно можно снимать групповые портреты с длиннофокусными телеобъективами, то есть объективами с фокусным расстоянием более 100 мм. 

Как фотографировать групповой портрет широкоугольным объективом?

Как фотографировать групповой портрет широкоугольным объективом?

Как фотографировать групповой портрет телеобъективом?

Как фотографировать групповой портрет телеобъективом?

ГРИП или глубина резкости при групповом фото

Глубина резкости при любой групповой съемке имеет огромнейшей значение, чуть ли не самое важное! Есть несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь снимать с прикрытой диафрагмой, то есть ее значение должно быть больше f4. Снимая с открытой диафрагмой (f/1,4-2,8), часто кто-то не попадает в зону резкости и это может испортить не только фотографию, но и настроение «размытому» человеку.
  2. Если из-за условий съемки вы не можете сильно закрывать диафрагму и, точно знаете, что в глубину резкости попадут не все, то наводите фокус на людей в первых рядах. Эта рекомендация, является правилом, так как размытый передний план в групповом снимке портит всю картинку и фотография полностью теряет свой смысл.
  3. Старайтесь не очень сильно закрывать диафрагму, не стоит использовать значения намного больше f/11. Слишком закрытая диафрагма на преобладающем большинстве объективов дает снижение качества и четкости группового портрета. 

Как фотографировать групповой портрет с узким ГРИП?

Как фотографировать групповой портрет с узким ГРИП?

Таким образом, получается, что идеальными значениями диафрагмы для фотографирования группового портрета являются f/4-11. Но, в определенных условиях выбирая между большим значением диафрагмы или потерей портретируемых в нерезкости, рекомендуется остановить свой выбор на закрытии диафрагмы. 

Хорошая глубина резкости. Как фотографировать групповой портрет?

Хорошая глубина резкости. Как фотографировать групповой портрет?

Все выше перечисленные рекомендации, так же дают ответ на вопрос, как фотографировать группу людей в студии? Поймите, если вы умеете снимать на улице при дневном свете, то студия для вас покажется райскими кущами, так как там вы сами всем управляете. 

Стиль группового портрета

Стилей групповой съемки есть не так уж и много, разнообразие, которое не имеет конца, начинается во время творчества каждого отдельного фотографа. Подробнее остановимся на самых распространенных вариантах интересных групповых фотографий, а так же разберемся, как их фотографировать.

Семейный портрет

На семейный групповой портрет фотографируются не очень большим количеством. Очень маловероятно, что к вам придет семейство хотя бы из девяти человек. Поэтому людей можно расположить в два ряда. 

Как фотографировать групповой семейный портрет?

Как фотографировать групповой семейный портрет?

Фотографируя свадьбы, где людей может быть на порядок больше, вам придется расставлять своих моделей в три ряда. 

В обоих случаях действует классическое правило: самый дальний ряд людей стоит, второй ряд – сидит на стульях, а третий – лежит, либо сидит на полу. Такая постановка обусловлена несколькими моментами: формальность съемки, желание всех попасть в кадр, а так же спокойствие таких людей. 

Стоит помнить, что вы можете играть с композицией внутри вашей группы моделей, к примеру, людей во втором сидячем ряду было бы отлично усадить на стулья разной высоты и разного типа. А людям в третьем ряду можно занять разные позы, так же и модели в первом ряду. Очень важно уделить внимание всем, что даст хорошую игру на камеру. Но, не стоит затягивать с расстановкой, иначе модели могут заскучать и тогда процесс еще больше затянется. Выставив моделей, сделайте 10-20 кадров, немного меняя ракурс и точку съемки, а возможно и самих людей. Используйте серийную съемку.

Как фотографировать групповой портрет с большим количеством моделей?

Как фотографировать групповой портрет с большим количеством моделей?

Снимая детские групповые портреты, постарайтесь позволить детям быть раскованными и свободными, конечно, насколько это возможно. А позволив им быть свободными, только успевайте нажимать на спуск! Если вам удастся создать красивую динамическую групповую фотографию детей, то вы принесете родителям малышей настоящий восторг и благодарность.

Как фотографировать детский групповой портрет?

Как фотографировать детский групповой портрет?

Групповые фотографии подражания

Этот стиль группового портрета прекрасно подойдет для фотографирования веселых компаний, друзей, возможно корпоративных съемок. Однако же он требует большого опыта, сноровки, а главное желания сделать что-то красивое! Под подражанием имеется в виду копирование знаменитых картин или фотографий классиков. К примеру, снимок построен подобно шедевру Анри Картье-Брессона.

Такой вид группового фото еще можно назвать жанровым, так как здесь каждый человек играет свою роль, а что бы снимок получился красивым и качественным роль необходимо играть реалистично. Скорее всего, роли придется назначать именно вам. Вы же будете следить за качеством исполнения. Если вдруг люди будут вести себя зажато, то в ваши интересы входит развеселить их и расслабить. Для этого можно использовать различные мини игры или упражнения. Каждый фотограф немного и психолог, понимая это, вы многого достигнете!

Как фотографировать групповой портрет подобный шедевру Анри Картье-Брессона?

Как фотографировать групповой портрет подобный шедевру Анри Картье-Брессона?

Как фотографировать групповой портрет пародируя тайную вечерю?

Как фотографировать групповой портрет пародируя тайную вечерю?

Фото в стиле «Бешеные псы»

Этот стиль стал очень популярен в последнее время, а именно после выхода одноименного фильма Квентина Тарантино. Подобные постановки начали использовать и в других фильмах, совсем не удивительно, что фотографы скопировали эту идею, а она прижилась в массах.  

Данный вид фотографии отлично подойдет как для улицы, так и для студии. Однако же лучше всего он подойдет для фотографирования группы людей в студии. Так же он не требует особых усилий со стороны моделей. Парням необходимо прилично выглядеть и качественно выполнять свою оригинальную роль. Ракурс для такой фотографии лучше взять нижний, то есть присесть на пол, а возможно и лечь. 

Как фотографировать групповой портрет в стиле бешеные псы?

Как фотографировать групповой портрет в стиле бешеные псы?

Дорогие друзья, вы должны понимать, что ничтожно малый материал, изложенный в данной статье, не может дать абсолютного и полного описания столь сложного и разнообразного жанра фотографии как групповой портрет. Однако же, надеюсь, что азы и некоторые полезные моменты мне все же удалось вам передать. Возьмите из этой статьи самое лучшее и развивайтесь. Как известно самый лучший учитель – это практика. Удачных вам снимков!

Групповой портрет сложен двумя главными моментами: как расположить людей так, чтобы это выглядело эстетично, а также каким образом равномерно и одинаково хорошо осветить всех героев фотосессии?

Можно пойти по сложному пути и снять каждого героя с хорошим светом и затем сделать коллаж, потратив на обработку общего снимка часы. А можно подготовиться заранее и сделать хороший кадр сразу, чем сидеть в программах и ломать голову.

Рассказываем, как размещать моделей в кадре и какое оборудование подойдет, чтобы сфотографировать сразу несколько человек.

pixabay.com
pixabay.com

Композиция и позы для группового портрета

– Одно из главных правил группового портрета — лица всех участников должны быть хорошо видны. Для этого постарайтесь размещать героев в кадре по следующему принципу: их тела могут соприкасаться, визуально перекрывать друг друга, чтобы создавалось ощущение общности, но лица лучше размещать на равном удалении друг от друга. Нарушить этот принцип можно на семейной фотосессии. Например, мать, прижимающаяся к ребенку, будет гармонично смотреться в кадре.

– Распространенный прием, позаимствованный из живописи — использование геометрических композиций. Суть в том, что лица героев, если провести между ними невидимую линию и соединить, образовывают между собой треугольник, квадрат, круг, диагональ или прямоугольник.

Если использовать треугольник, как основу построения кадра, то в идеале большую часть героев следует располагать в нижней части снимка, а одного расположить вверху, устремляя тем самым композицию вверх. Если в кадре больше трёх человек, то треугольников может быть несколько.

Если соединить лица героев воображаемой линией, они создают треугольник с вершиной наверху / piqsels.com
Если соединить лица героев воображаемой линией, они создают треугольник с вершиной наверху / piqsels.com

Ещё один распространенный приём — построить диагональ. Она может устремляться в сторону, как бы стараясь уйти в горизонталь, либо идти снизу вверх, стремясь к вертикали. Для большого количества участников диагоналей разной направленности может быть несколько. Либо две диагонали могут пересекаться в центре, визуально формируя клин. Например, в центре может стоять глава кампании, а по бокам — остальные сотрудники. Либо в центре пара молодоженов, а вокруг — гости.

Две слабо наклонённые диагонали сходятся на модели в центре, формируя клин / piqsels.com
Две слабо наклонённые диагонали сходятся на модели в центре, формируя клин / piqsels.com

Расположите лица героев по кругу, чтобы показать их общность и закольцевать композицию. Для этой геометрической фигуры часто используют нестандартные ракурсы — снизу, прося героев обступить камеру и наклониться, либо фотографируют моделей сверху, пока они лежат.

Экспериментируйте с разными фигурами. Сочетайте несколько треугольников, треугольник и квадрат, если фотографируете большую группу людей. Задача в том, чтобы зритель или заказчик прочувствовали завершенность, созданную геометрической композицией.

– Используйте разные планы — ставьте одних людей подальше от камеры, а других — поближе. Это хороший приём для съёмок, где есть явные центральные фигуры, лидеры: молодожены, именинник, глава компании, солист музыкальной группы.

– Для съёмки большой группы людей пользуйтесь всеми преимуществами локации — рассаживайте героев на стулья, диваны, кресла, просите кого-то присесть или даже лечь, располагайте на разных высотах (если есть лестница). Удачный прием — сфотографировать группу сверху. Готовьтесь сделать несколько одинаковых кадров — кто-нибудь обязательно моргнёт, посмотрит в сторону и вам придется «химичить» в графических редакторах.

При съёмке больших групп людей часто важен сам факт присутствия всех участников на снимке. Едва ли от вас будут трабовать сложную композицию, если вы фотографируете сорок человек. Главное требование тут — всех героев должно быть хорошо видно.

– Связать между собой людей на фотографии также помогают руки, ненавязчиво показывающие в сторону других героев, лежащие на плечах, обнимающие и так далее. Любое из этих взаимодействий создает ощущение общности, объединяет между собой героев.

В ином случае руки должны подчеркивать позу, либо быть чем-то заняты. Например, если вы фотографируете людей для бизнес-портрета, они могут сложить руки на груди, чуть приподнять подбородки, чтобы продемонстрировать уверенность. Если же вы фотографируете музыкантов, связать их и подчеркнуть общую деятельность помогут, например, музыкальные инструменты в руках.

– Также композиционно связывает людей в кадре поворот головы, взгляд одного героя в сторону другого. При этом просите моделей немного повернуть лицо в вашу сторону — так, в три четверти, его будет лучше видно.

Связь между героями поддерживается взглядом моделей друг на друга, направлением головы в сторону центра правого участника кадра / piqsels.comэ
Связь между героями поддерживается взглядом моделей друг на друга, направлением головы в сторону центра правого участника кадра / piqsels.comэ

– Располагайте людей на разных уровнях, учитывая их рост. Например, чтобы высокие люди не загораживали более низких, поставьте их на задний план. Если лица «теряются», попросите их податься вперёд и, например, если позволяет логика съёмки (допустим, вы фотографируете семью, либо гостей на свадьбе) дотронуться, обнять стоящих впереди. Ещё вариант — попросить моделей из передних рядов чуть расступиться.

Кроме того, высоких участников фотосессии можно, наоборот, выдвинуть на передний план, посадив на стулья, в кресла, на пол, а более низких участников разместить стоя вокруг.

– Пользуйтесь ракурсами и возможностями локации, чтобы разнообразить съёмку. Выигрышный вариант для любого жанра от свадебной съёмки до бизнес-портрета — ракурс чуть сверху. Так все участники будут одинаково хорошо видны. Если снимаете «в поле», вам будет достаточно встать выше всех гостей на лестнице. В студии же можно попросить стремянку.

В тёплое время года героев можно положить на траву, голова к голове. Это интересный вариант, если вы фотографируете семью, друзей или детей / piqsels.com
В тёплое время года героев можно положить на траву, голова к голове. Это интересный вариант, если вы фотографируете семью, друзей или детей / piqsels.com

Ракурс снизу привлекателен необычностью. Но он сложен тем, что нужно крайне внимательно следить за лицами. Например, очень возможно, что модели начнут показывать все свои подбородки — вторые, третьи и мнимые.

– Не ставьте людей лесенкой, чередуя высоких и низких. Точно также смешно будет смотреться бизнес-портрет, где участники выстроены от низкого к высокому. А вот для семейной фотосессии это может стать интересной задумкой — так можно сделать акцент на разных поколениях.

Техника и настройки камеры для съёмки группового портрета

– Если снимаете в фотостудии, осветить большую группу людей поможет самый большой софтбокс, который предоставляются вместе с арендой зала. Как правило, это октобокс. Например, Raylab SPG150 или Godox SB-FW140.

Часто эта световая насадка настолько громоздкая и тяжелая, что её крепят на журавль — специальную стойку с грузом-противовесом, которая позволяет вращать источник света и поднимать его высоко над моделями.

Следите, чтобы головные уборы, лица, руки не перекрывали свет, падающий на других участников сцены / piqsels.com
Следите, чтобы головные уборы, лица, руки не перекрывали свет, падающий на других участников сцены / piqsels.com

– Для того, чтобы пропорции на групповом портрете не искажались, используйте классические объективы со средним фокусным расстоянием. Считается, что это объективы в диапазоне от 35 до 50мм.

Если в помещении, где вы фотографируете, мало места, можно использовать широкоугольный объектив. Но готовьтесь, что фотографию придется либо кадрировать, либо исправлять перспективу в графический редакторах — из-за широкого угла могут «поплыть» стены, ноги моделей — стать неестественно длинными, а люди, стоящие по краям кадра, — «расплющиться».

– При съёмке в помещении, например, в здании компании, на свадебном репортаже, в загсе, поможет внешняя вспышка, которую можно установить на стойки. Направьте вспышку в стены или в потолок, не светите напрямую на лица, иначе они выйдут плоскими. Главное, не забыть взять синхронизатор.

– Используйте серийную съёмку. Так камера быстрее запечатлеет сцену и, следовательно, у вас будет больше похожих снимков, чтобы выбрать из них удачный — тот, где у всех (или почти всех) участников открыты глаза, есть улыбки, а на лицах естественное выражение.

Серийная съёмка позволяет с большей вероятностью поймать подвижных, эмоциональных детей на семейных съёмках / piqsels.com
Серийная съёмка позволяет с большей вероятностью поймать подвижных, эмоциональных детей на семейных съёмках / piqsels.com

– Если там, где вы снимаете, темно, поставьте более длинную выдержку. Для того, чтобы кадры не получились смазанными из-за дрожащих рук, закрепите камеру на штатив.

Но и в условиях хорошего освещения штатив помогает — на групповых снимках, где очень много людей, невозможно контролировать каждого. Один моргнет, другой посмотрит в сторону. Поэтому часто приходится «пересаживать» глаза, губы и даже целые головы с одной фотографии на другую. В данном случае штатив обеспечит одинаковый ракурс.

– При съёмке групповых портретов закрывайте диафрагму, чтобы все лица были в резкости. Всё индивидуально, но попробуйте диапазон от f/8 до f/16.

Руководствуйтесь принципом: чем больше людей, тем больше число после f. Но помните, что закрытая диафрагма делает фотографию более тёмной, так как в фотоаппарат попадает меньше света.

#портрет #фототехника #композиция в фотографии #фотография #полезные советы

Автор: Лиза Чечевица

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Новая компактная камера Sony A7 IV получила топовые функции

Лучшие портретные объективы Canon для камер разных типов

Изображения новой камеры Sony A7 IV показали до официальной премьеры

Добавить комментарий