Как составить характеристику для персонажа

Содержание

  1. Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
  2. Создание персонажа и его характера
  3. Описание внешности и физиологии
  4. Темперамент
  5. Отношение к самому себе
  6. Мечты, мотивы, стремление и итог
  7. Взаимодействие героя с остальными людьми
  8. Привычки
  9. Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
  10. Любимое и нелюбимое
  11. Страхи
  12. Слабые и сильные стороны
  13. Мэри Сью
  14. Советы в описании характера персонажа
  15. Не раскрывайте весь характер сразу
  16. Близость к природе
  17. Глаза — зеркало души
  18. Избегайте клише
  19. Другие статьи

Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.

Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.

Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.

Создание персонажа и его характера

Описание внешности и физиологии

Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз. 

Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.

Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.

Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился? 

Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.

Темперамент

Обычно людей подразделяют на:

  • сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
  • холериков ( малая чувствительность, 
    большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты)
  • флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
  • меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)

Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него. 

Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.

Отношение к самому себе

В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград. 

В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.

Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.

Мечты, мотивы, стремление и итог

Данный критерий входит в базовое понимание характера героя. 

  • К чему он стремится?
  • Почему именно об этом мечтает?
  • Ради чего это делает?
  • По какой причине выбирает именно этот путь?
  • К чему именно приходит в конце?

Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан. 

Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.

Взаимодействие героя с остальными людьми

Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.

  • Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
  • Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
  • Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.

Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.

Привычки

Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.

  • отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
  • нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
  • позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)

Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.

Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства

  • Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни? 
  • Почему он выбрал этот путь?
  • Нравится ли ему то, что он делает?
  • Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
  • Как относится к родным?

Любимое и нелюбимое

Любимые и нелюбимые вещи героя в:

  • еде
  • характере других людей, в их привычках, мечтах
  • в своей профессии, хобби, учёбе

отношение к:

  • национальностям
  • расам
  • принадлежности к полу
  • к разделению труда 
  • к тем или иным возрастным категориям

страхи персонажа

Stepan Alekseev

Страхи

  • чего боится герой?
  • почему его это бросает в дрожь?
  • что стало причиной?
  • стремится ли он избавиться от него?

Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных? 
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.

Слабые и сильные стороны

Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:

  • Что умеет?
  • Что не умеет?
  • Пытается ли он научиться тому, чего не может?
  • Использует ли свои умения в деле?
  • Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?

Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью

Мэри Сью

Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.

Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.

Советы в описании характера персонажа

Не раскрывайте весь характер сразу

Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.

Близость к природе

Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.

Глаза — зеркало души

Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.

Избегайте клише

Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.

Другие статьи

Bullet journal : как начать вести свой ежедневник?

Наклейки для ежедневника.

Мнемоника — способ запоминания информации.

Как создать персонажа? Дизайн и характер персонажа.

Продажа Адоптов / Что такое Адопты?

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Анкета персонажа: как собрать на своего героя настоящее досье

Анкета персонажа поможет автору избежать смысловых дыр и нестыковок в романе. Благодаря разработанному досье вы сможете выстроить логичный сюжет, создадите живого объемного героя. В статье предлагаем шаблон анкеты персонажа.

Редактор,
куратор блога Band

В материале мы расскажем:

Досье на героя

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Хороший писатель знает о своем герое самые интимные подробности: кто, откуда, зачем и почему он такой. Даже если полная предыстория вымышленного персонажа не попадает в финальную версию книги, она все равно имеет значение.

Чтобы держать все детали в фокусе и не пририсовывать герою внезапных новых «талантов» в середине книги, писатели используют анкету персонажа. Анкета помогает автору избежать смысловых дыр и нестыковок, формирует полноценную, живую личность героя. Чем детальнее досье, тем более реалистичен персонаж. Более того, хорошо прописанное досье на персонажа может двигать сюжет, помогать автору придумывать новые линии и повороты.

Что такое анкета персонажа

Анкета персонажа

это документ, подробно описывающий героя книги, новеллы, сценария, игры. Автор разрабатывает его до начала работы с произведением. На каждого значимого героя пишется отдельное досье. Документ должен включать такие блоки как происхождение героя и его бэкграунд, внешность, особенности характера, взаимосвязи и другое.

Под этим документом могут также иметь виду «досье героя», «матрица героя» и даже «зарисовка героя» (хотя последнее скорее о чем-то более коротком).

Шаблон анкеты персонажа

Даже если вы сейчас не планируете использовать эти данные в книге, все равно заполните каждый пункт. Можете добавить что-то свое. Тогда герой получится настоящим. У него будет личная история и читатель это почувствует.

Когда вы, как автор, будете обдумывать эти детали, в голове начнут прорисовываться сцены с их использованием.

Традиционно анкета для создания персонажа содержит следующие блоки и пункты.

  • Имя: ФИО + прозвище + как называла мама (бабушка, папа) в детстве.
  • Возраст: дата рождения + знак зодиака + возраст на момент событий в книге + соответствует ли персонаж своему возрасту внешне и внутренне + как его воспринимают окружающие (старик? юноша? мужчина в самом расцвете лет?).
  • Гендер: пол персонажа + сексуальная ориентация + кем себя считает.
  • Биологический вид: кто это? человек? существо с другой планеты? эльф? какая раса, национальность? Если это вымышленное существо, хоббит, например, то продумать историю народа традиции, особенности.
  • Биометрические данные: цвет глаз, волос, рост, вес и т.д.
  • Физические особенности: есть ли какие-то отклонения от норм – хромота? лишний палец? жабры?
  • Внешний вид: любимая одежда, повседневная одежда, опрятность, какие-то необычные элементы или пристрастия в одежде, прическа.
    Не переусердствуйте в погоне за индивидуальностью образа. Зачастую настоящие герои – обычные во внешности люди, но добавить запоминающуюся изюминку можно.
  • Речь: грамотная или нет, есть ли дефекты речи, использует ли сленг, может быть, особенные словечки?
  • Тип личности: интроверт или экстраверт? флегматичен, меланхоличен?
  • Уровень самоуверенности: уверен в себе или нет, как это проявляется.
  • Привычки, принципы: жестикуляция (щелкать пальцами, например, когда разговаривает), ежедневная рутина (начинать утро с бокала шампанского), принципиальная позиция (не врет или не женится).
  • Фобии и мании: чего боится, на чем зациклен.
  • Все, что считаете важным и интересным: злопамятный или нет, простодушный или продуманный, отзывчивый и добрый или замкнутый и озлобленный.
  • Семья: кто родители, какие были взаимоотношения в семье, есть ли братья и сестры, бабушки и дедушки.
  • Браки и любовь: были ли браки, есть ли сейчас, какие отношения с партнером.
    На значимых партнеров (любовников) необходимо завести свой профиль героя и так же расписать его историю, чтобы глубже понять взаимоотношения.
  • Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: что интересного и судьбоносного происходило? Может, гибель друга? Буллинг в школе? Выиграл в лотерею?

Анкету можно расширять до бесконечности, но для начала достаточно этих 19 пунктов. Важно, чтобы они коррелировали между собой. Ведь если ваш главный герой – бедный подросток из неблагополучной семьи, то вряд ли он будет обладать кристальной речью, а в одежде предпочитать итальянские бренды.

Что еще почитать по этой теме:

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Как вести и использовать досье героя

Самый простой способ – выписать профиль персонажа на лист бумаги (word, google docs) и держать под рукой во время работы, периодически заглядывая в него. На каждого героя свое распечатанное досье.

Если значимых персонажей несколько, можно использовать таблицы excel.
Например так:

Еще можно взять в работу сервисы по созданию mind map (интеллект карты). В картах можно прорисовывать причинно-следственные связи. Выглядит примерно так:

В сети много бесплатных сервисов по созданию mind map, интерфейс интуитивно понятен.

Пример анкеты персонажа

Приведем упрощенный пример анкеты на одного из известных литературных героев.

  • Имя: Коровьев, он же Фагот, он же Длинный и Клетчатый.
  • Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
  • Гендер: мужчина, традиционной ориентации.
  • Биологический вид: нечистая сила, рыцарь тьмы в человеческом обличье.
  • Биометрические данные: голова маленькая, маленькие глазки, усы перышки.
  • Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
  • Внешний вид: носит клетчатый пиджак, картуз и пенсне, одно стеклышко которого треснуто. Вид неопрятный. «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…»
  • Речь: «треснувший», «дребезжащий», «трескучий», «разбитый», «громкий козлиный» тенор. В речи может использовать блатной жаргон, может паясничать. Разговаривает развязно и весело.
  • Сфера деятельности: помощник Воланда, официально – его переводчик на время визита в Москву. Также маг, чародей, регент. Также рыцарь тьмы.
  • Друзья: кот Бегемот и демон Азазелло.
  • Увлечения: фокусы, шутки, розыгрыши.
  • Тип личности: экстраверт в виде Коровьева, но замкнутый интроверт в истинном обличье.
  • Уровень самоуверенности: самоуверен.
  • Все, что считаете важным и интересным: хитрый, глумливый, может быть жесток.
  • Семья: неизвестна.
  • Браки и любовь: нет.
  • Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: когда-то давно темный рыцарь неудачно пошутил, за что и был наказан образом шута.

Анкета из примера составлялась по готовому литературному образу, но в действительности все наоборот – сначала анкета, а потом введение героя в литературное произведение.

Если в голове уже возник персонаж, оживите его в деталях, зафиксируйте их на листе, используя шаблон персонажа.

И приходите на наши курсы литературного мастерства за новыми знаниями, вдохновением и практическими заданиями. Наши редакторы подскажут и дадут обратную связь.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

• профессия, занятия;

• цель в жизни;

• уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героев;

• через поступки героев;

• с помощью предыстории и биографии героев;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

• профессия, занятия героя;

• цель в жизни;

• уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героя;

• через поступки героя / героев;

• с помощью предыстории и биографии героя;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сопоставляет этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сравнивает этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Методические
рекомендации для студентов                                             по
составлению характеристики литературного персонажа

Одно из наиболее значимых умений по
литературе – это умение давать характеристику литературному персонажу.
Необходимым условием для этого является знание текста. Обязательно используйте
цитаты в качестве аргументов. Не путайте характеристику с пересказом событий, в
которых участвует герой произведения.

Примерный план характеристики

1. Внешний вид, возраст.

2. Социальное, материальное положение.

3. Занятия, привычки, образ жизни.

4. Яркие черты характера, поступки,
отношения с людьми.

5. Мнения других персонажей об этом герое.

6. Особенности речи.

7. Свое мнение о персонаже.

1. Описывая внешность литературного героя,
отметьте главные, яркие черты лица, фигуры; подумайте, с какой целью автор
выделяет именно эти особенности внешности (например, глаза – это отражение
внутреннего мира, «зеркало души»; внушительная фигура – солидный,  значимый
человек). Здесь можно увидеть и отношение автора к своему герою. Обратите
внимание на одежду: она расскажет нам о социальном, материальном положении
персонажа, о его профессии или занятии, некоторых привычках. Возраст можно
указать приблизительно, если в тексте нет точных сведений.

2.Определите происхождение героя, из какой
он семьи (дворянин, купец, мещанин, выходец из народа и т.д.); какое положение
он занимает в обществе; каково его материальное положение (это накладывает
отпечаток на его внешний вид, образ жизни, привычки, манеры и речь).

3. Образ жизни героя складывается из его
профессии (ремесла), повседневных занятий, привычек; из того, где, как и с кем
он проводит время. Социальное и материальное положение также влияют на образ
жизни (например, беззаботная жизнь дворян зачастую показана бесцельной, пустой,
приводящей к вырождению). Часто в тексте романов и повестей можно встретить
подробное описание жизни персонажа или его прошлого; в пьесах герои сами
рассказывают о своем прошлом, о каких-либо важных моментах в судьбе. Отметьте
главные события в жизни героя, определите, как они отразились на его характере
(например, из-за трагедии с близким человеком персонаж рано состарился, потерял
вкус к жизни, не общается с людьми).

4. Описывая характер героя, обратите
внимание на основные, определяющие черты, но не стоит пренебрегать и мелочами:
некоторые детали могут рассказать о герое многое (например, любовь к поэзии
свидетельствует о мягкости, чувствительности, романтичности, и это, в свою
очередь, определяет такие качества характера, как нерешительность, безответственность,
слабость). Некоторые поступки и их мотивы определяют суть литературного образа,
позволяют понять замысел автора (например, лживость персонажа или его честность
накладывают отпечаток на всю его жизнь, определяют его положение в семье и обществе).

Мечты и планы героя показывают его место в
жизни, его отношение к жизни и людям, а также помогают понять его натуру
(например, хочет принести пользу обществу – это человек благородный,
бескорыстный, не эгоистичный).

Дела и поступки персонажа раскрывают его
характер с разных сторон. Таким образом, чем полнее и многостороннее будет
характеристика, тем глубже вы раскроете литературный образ и поймете идею
автора.

5. Мнения других героев о персонаже
помогут лучше охарактеризовать его, определить взаимоотношения действующих лиц,
и, как следствие, осознать конфликт произведения (например, негативное мнение,
насмешка, неприязнь приводят к ссорам, дуэли). На протяжении произведения
мнения могут меняться, и это связано с изменениями самого персонажа.
Противоречивые мнения – это отражение отношения разных героев к персонажу
(отношения друзей или врагов, близких людей или малознакомых).

6. Чтобы понять особенности речи
персонажа, необходимо выбрать из всего текста наиболее характерные
высказывания, часто повторяющиеся или подобные слова и выражения. В них
раскрываются различные стороны характера героя (например, много междометий,
ласковых слов с уменьшительными суффиксами свидетельствуют об эмоциональности,
впечатлительности; грубые слова, ругательства – о невысоком уровне
образованности, неуважении к людям).

Работая над речевой характеристикой, не
забудьте обратить внимание на знаки препинания, интонацию, темп речи;
подумайте, какие чувства передаются с помощью восклицательных, вопросительных
знаков, многоточия; что значит медленный и плавный темп речи или, наоборот,
отрывистый и резкий. Отметьте стилистически окрашенную лексику (книжные слова,
поэтические выражения, разговорные или просторечные средства); эмоциональную и
оценочную лексику (например, воришка, недотепа, раскрасавица, личико и др.).

Речевая характеристика дополняет образ, по
ней можно судить об образовании героя, о его взаимоотношениях с людьми, о его
настроениях и чувствах. Как и внешний вид, речь персонажа – это его
своеобразная визитная карточка.

7. Завершая составление характеристики,
выскажите свое мнение о персонаже, проанализируйте его взгляды, поступки (какие
из них, по-вашему, являются определяющими чертами его характера, за что его
можно уважать, в чем можно упрекнуть и т.п.). Также отметьте взаимоотношения
героя с другими действующими лицами, сделайте вывод о роли этого персонажа в
развитии конфликта произведения.

Добавить комментарий