Памятка по литературному чтению
«Характеристика героя произведения».
- Прочитай внимательно произведение. Выдели отрывки, в которых даётся описание героя.
- О каком герое идёт речь? Запиши имя героя, о котором хочешь рассказать, полное название произведения и автора.
Найди ответы на вопросы в тексте!
- Сколько герою лет?
- Где он живёт? В какой семье? В каких условиях?
- Опиши внешний вид героя произведения.
- Какие поступки совершает герой?
- Что тебя удивило в поведении героя?
- Опиши своё отношение к этому герою произведения.
Памятка по литературному чтению
«План текста».
- Прочитай первый абзац текста. О чём говорится в этом абзаце?
- Выдели главное предложение первого абзаца. (В нём содержится главная мысль всего абзаца)
- Выдели главные(опорные) слова, словосочетания первого абзаца.
- Сформулируй кратко основную мысль первого абзаца и запиши её в тетрадь.
- Прочитай следующий абзац текста. О чём говорится в этом абзаце?
- Выдели главное предложение этого абзаца. (В нём содержится главная мысль всего абзаца)
- Выдели главные(опорные) слова, словосочетания этого абзаца, сформулируй кратко основную мысль и запиши её в тетрадь.
- Работай также с каждым абзацем текста.
Памятка по литературному чтению
«Отзыв о произведении».
- Прочитай внимательно произведение. Запиши полное название и автора произведения.
( Я прочитал ……, Я познакомился с произведением….., Это произведение ….. автора…..)
- Кратко расскажи об основных событиях произведения.
(В этом произведении говорится……
Из этого произведения я узнал….
В книге рассказывается о том, как….
- Кратко напиши об основных героях произведения и их поступках.
(Главными героями этого произведения являются…
Из всех героев произведения мне запомнился…
В этом произведении говорится о ….)
- Выскажи своё отношение к событиям, описанным в произведении и к поступкам героев.
(Эта книга научила меня тому…
Мне понравилось это произведение потому….
Мне не понравилось это произведение потому….
Я считаю, что….
Мне кажется, что автор …)
Анализ художественных образов.
- Характер с опорой на сюжет:
·
Речь
·
Внешний вид
·
Поведение
- Взаимоотношения персонажей (причины
поведения).
- Пейзаж, интерьер, уточняющий характеристику
образа.
- Отношение автора к персонажу.
- Свое отношение к персонажу.
Характер персонажа (литературного героя).
Благоразумный мечтатель творческий
благородный мудрый терпеливый
мужественный терпимый
вежливый трудолюбивый
великодушный надёжный трусливый
верный нежный
весёлый уважительный
внимательный к другим обидчивый уверенный
в себе
общительный угрюмый
грубый объективный умный
глупый откровенный уравновешенный
открытый умеющий
сострадать
добродушный учтивый
добрый подлый
доверчивый порядочный хвастливый
душевный прямой хитрый
преданный храбрый
жадный приветливый
жестокий честный
ранимый чуткий
заботливый равнодушный
заводной романтичный щедрый
застенчивый
злой сердечный эгоист
скромный
ласковый скупой
лживый смелый
ловкий спокойный
любитель приключений справедливый
любопытный стеснительный
Словарь настроений.
Беспокойное легкое серьезное
Бодрое ликующее сказочное
Боязливое любования скорбное
Бурное мечтательное скрытое
Веселое мрачное солнечное
Возбужденное насмешливое сонное
Возмущенное нежное сосредоточенное
Волшебное нетерпеливое сочувствующее
Воспевающее обиженное спокойное
Восторженное ожидание таинственное
Восхищенное очарованное теплое
Героическое печальное тихое
Грустной радости приветливое торжественное
Грустное прославляющее тоскливое
Добродушное радостной
готовности тревожное
Добродушно – насмешливое радостной
грусти уютное
Жуткое радостное умиротворенное
Загадочное радужное хвастливое
Задиристое робкое хмурое
Игривое светлое шумное
Капризное сердитое шутливое
Здравствуйте, дорогие пчёлки, читатели и гости блога! На этой неделе мы изучали произведение А.П. Гайдара “Тимур и его команда” (4 класс). Ребята получили задание – дать характеристику герою произведения. Полностью повесть Гайдара прочли из класса всего два человека. Очень жаль!
Поняла, что необходимо напомнить четвероклассникам
“План характеристики литературного героя”
1. Имя героя, его местожительство.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3.Внешность, характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
Примерный ответ:
Один из главных героев повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда” был Тимур. Мальчик жил вместе со своим дядей на даче.
Команда Тимура тайно оказывала помощь семьям, чьи родственники ушли в армию. Ребята помогали по хозяйству, водились с маленькими детьми, перевоспитывали шайку Мишки Квакина.
Тимур – это “высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда”
Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчик Тимур пользовался авторитетом у сверстников.
Автор с уважением относится к Тимуру и его команде, он одобряет поступки ребят, их работу.
Мне симпатичен главный герой повести А.П. Гайдара. Тимур ответственный, надёжный, я хотел(а), чтобы у меня был такой друг.
План характеристика героя сказки
1.Где живет герой?
2. Внешний облик героя?
3. Какие поступки совершает?
4.Какой характер у героя?
5. Как к герою относится автор?
6. свое отношение к герою.
Цель: анализ литературного
произведения и характеристика героя
произведения.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с творчеством М.Горького
на примере отрывка из автобиографической
трилогии «Детство. В людях. Мои университеты» - Прививать учащимся любовь к русской литературе
и чтению. - Развитие речи и кругозора учащихся.
- Развитие словарного запаса учащихся.Воспитание
чувства уважения.
Оформление доски:
Максим Горький
Пешков унижений закройщица |
«В людях» Максим Горький Пешков |
Оформление тетради:
«В людях»
(отрывок из повести)
Максим Горький
Пешков Алексей
писатель
литературный
герой
ХОД УРОКА
– Цель сегодняшнего урока –
проанализировать произведение и дать
характеристики двум людям.
Урок начинается с чтения стихотворения
учащимся-помощниками
Вадим Шефнер
Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не идут,Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
– Сегодня на уроке мы будем с вами учиться
говорить слова. Послушайте рассказ:
Фразеологический перевод
Я был, как белая ворона. Они для меня – восьмое
чудо света, а я – горе луковое. Как будто белены
объелся. Любому ничего не стоило задеть меня за
живое.
Однажды дамоклов меч навис надо мной. У них
драконовские законы, а у меня душа в пятки ушла.
Не лезть же на рожон.
Не мог я жить на широкую ногу. Ни кола ни двора.
Три дня я лил крокодиловы слёзы. Но у меня
всё на лбу написано. Мели Емеля, твоя неделя. Ну, и
заварил кашу. Это тебе не в бирюльки играть. И
пусть это будет манна небесная, но пришлось
зарубить себе на носу: молчать, как будто аршин
проглотил, и всем зубы заговаривать. Колесо
фортуны переменчиво. Я был на седьмом небе от
счастья.
Я не бил баклуши и не откладывал в долгий ящик.
Дело в шляпе.
– Вы поняли, о чём этот рассказ? Почему? (Не
точно употреблялись слова и т.д.) Здесь
зашифровано произведение, с которым мы
познакомимся на уроке.
– Но сначала поговорим об авторе этого
произведения. Послушайте его биографию:
Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем
Новгороде. С четырех лет Горький воспитывался в
семье деда. С 6 лет Горький учил с дедом
церковно-славянскую грамоту, затем –
гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в
Нижегородское училище, где проучился до 1879 г.,
получив при переходе в III класс похвальную
грамоту за “отличные перед прочими успехи в
науках и благонравие”. С 1879 г. Горький,
одиннадцати лет от роду, вынужден был оставить за
недостатком средств училище и пойти обучаться
ремеслу, “в люди”.
За пять лет (1879-1884) юный Горький меняет несколько
мест “ученичества” – в обувной лавке,
чертежной и иконописной мастерских, на
пароходной кухне. Большое влияние на Горького
оказала встреча с поваром парохода “Добрый”
М. А. Смурым, одержимым страстью к собиранию книг.
. Совместное чтение выработало у Горького
привычку к систематическому самообразованию.
Летом 1884 г. шестнадцатилетний Горький едет в
Казань в надежде поступить в университет. За
недостатком средств он ограничивается общением
со студентами, посещениями кружков
самообразования, зарабатывая в то же время себе
на жизнь поденной работой – чернорабочим,
грузчиком, пекарем. С лета 1888 г. по октябрь 1892 г.
происходят знаменитые впоследствии странствия
Горького “по Руси”. За четыре года Горький
исходил всю Южную Россию. В сентябре 1892 г. в
газете “Кавказ” (Тифлис) появляется его
рассказ “Макар Чудра”, подписанный
псевдонимом “М. Горький”.
– Биография Горького насыщена событиями, но мы
остановимся на прочитанном.
– Подумайте, как можно охарактеризовать
человека, по данной биографии? Запишите 5-7 слов в
тетрадь. Потом несколько человек прочитают свои
слова. Вы можете воспользоваться таблицей.
(Таблица 1. Приложения).
Наиболее удачно подобранные характеристики
запишем на доску.
– Слова надо не только правильно произносить, но
и уметь правильно прочитать. Поэтому
потренируемся читать некоторые слова из
произведения, над которым будем работать (слова
на доске).
унижений
закройщица разноцветные
прочтение
интересовала лучинкой
ухитрялся
уничтожала
лавочнику
жалованье
откровенно
непременно
полтинник
лампадного светильню
– Сегодня мы работаем с автобиографической
трилогией Максима Горького, с отрывком из
повести «В людях» с. 41-42.
Вы будете внимательно слушать текст и отмечать
слова, которые указывают на эмоциональные
переживания главного героя. Это поможет вам
лучше понять его, как человека.
1) Прочитайте выделенные вами слова, которые
указывают на состояние главного героя.
2) Выберите на доске слова, которые
характеризуют каждого из взрослых участников
событий, описанных в произведении, распределите
их в соответствии с героями произведения:
Старая хозяйка | Хозяин | Лавочник |
(Недружелюбный, благородный, сварливый,
неуравновешенный, благодушный, сообразительный)
3) Дайте характеристику главному герою –
Алексею Пешкову. Запишите 5-7 слов в тетрадь.
Наиболее удачные запишем на доску.
– Сравните характеристики, данные автору
М.Горькому и герою повести А.Пешкову. Какой вывод
можно сделать? (они похожи)
– Прочитайте пословицы на доске. Какая из них
наиболее точно выражает основную мысль
произведения?
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Худая грамота только душе пагуба.
- Сам не научишься – никто не научит.
- Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы
знания черпать
Подведем итоги урока:
– С произведением какого писателя мы
познакомились?
– Чему мы учились сегодня на уроке? (Давать
характеристику людям)
– Урок я закончу словами одного из героев из
произведения М.Горького «На дне»
«Человек может верить и не верить … это его дело!
Человек – свободен… он за всё платит сам: за
веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё
платит сам, и потому он – свободен!… Человек –
вот правда! Что такое Человек? … Это не ты, не я, не
они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон,
Магомет… в одном! Понимаешь! Это – огромно! В
этом – все начала и концы. Всё – в человеке, всё
для человека! Существует только человек, всё же
остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век!
Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век!
Надо уважать человека! Не жалеть… Не унижать его
жалостью… уважать надо! … Хорошо это …
чувствовать себя человеком!..»
М. Горький «На дне». Монолог Сатина.
Используемая литература:
- Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение:
Справочник для нач. шк. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с. –
(Справочники «Дрофы»). - Горький М. На дне. Егор Булычов и другие.
Маяковский В. Баня. Клоп. Тренев К. Любовь яровая.
// Школьная библиотека мировой драматургии. –
Москва. Издательство «Искусство», 1968. – 416 с. - Литературное чтение: Учебник для учащихся 4
класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч.
2/ Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.:
Вентана-Граф, 2006. – 160 с.: ил. – (Начальная школа
ХХ1). - Максим Горький. Детство. В людях. Мои
университеты. – Ленинград. Лениздат, 1971. – 624 с. - Тарабарина Т.И., Елкина Н. В. Пословицы,
поговорки, потешки, скороговорки популярное
пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с., ил. - Ушакова О.Д. Понятия и определения:
Литература/ Словарик школьника. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. - Ушакова О.Д. Почему так говорят:
Фразеологический словарик школьника. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2004. – 96 с. - Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о
русском языке: Справочник школьника. –
СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.