ПЛАН РАБОТЫ НАД
ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ
- Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
2.С какой целью автор написал это произведение?
3.Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4.Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5.Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6.Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7.Какие слова употребляются в переносном выражении?
8.Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9.Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
ПЛАН РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ.
- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?
- Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).
- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
- Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
- Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
- Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
- Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
- Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
- Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
- Обрати внимание на то как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
- Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
- Перечисли основные черты характера главных героев басни.
- Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
- Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
- Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
- Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
- Чему научила тебя эта книга?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
- Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
- Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
- Расскажи о понравившемся герое.
Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения ).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Здравствуйте, дорогие пчёлки, читатели и гости блога! На этой неделе мы изучали произведение А.П. Гайдара “Тимур и его команда” (4 класс). Ребята получили задание – дать характеристику герою произведения. Полностью повесть Гайдара прочли из класса всего два человека. Очень жаль!
Поняла, что необходимо напомнить четвероклассникам
“План характеристики литературного героя”
1. Имя героя, его местожительство.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3.Внешность, характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
Примерный ответ:
Один из главных героев повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда” был Тимур. Мальчик жил вместе со своим дядей на даче.
Команда Тимура тайно оказывала помощь семьям, чьи родственники ушли в армию. Ребята помогали по хозяйству, водились с маленькими детьми, перевоспитывали шайку Мишки Квакина.
Тимур – это “высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда”
Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчик Тимур пользовался авторитетом у сверстников.
Автор с уважением относится к Тимуру и его команде, он одобряет поступки ребят, их работу.
Мне симпатичен главный герой повести А.П. Гайдара. Тимур ответственный, надёжный, я хотел(а), чтобы у меня был такой друг.
Статья на тему :
Приемы работы над характеристикой персонажа
1. Учитель называет
качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.
2. Детям предлагается
самостоятельно назвать свойства характера героя (это доступно младшим школьникам,
если персонаж имеет не более 2-3 качеств характера и показан в действии);
3. Сопоставляются герои
одного произведения или близких по тематике произведений («Похожа ли лиса из
этой сказки «Лисичка-сестричка и Волк» на лису из сказки «Лиса и Журавль»?
Чем?»). Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление (падчерица и дочка
из сказки «Мороз, Красный Нос»). При сравнении уточняется авторское отношение к
героям.
Для выявления авторского
отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяются
следующие приемы:
1. Учитель сам
характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью
текста;
2. Учитель привлекает
внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так
называемым эмоциональным знакам, ученики «расшифровывают» то или иное действие,
выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер
отношения автора к персонажу;
3. Совместно с учителем
дети проводят «эксперимент»; исключают из текста слова, выражения, содержащие
авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике
персонажа;
4. При отсутствии ремарок
автора ученики придумывают их совместно с учителем.
Организуя работу над
определением авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только к
выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель передает душевное
состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных
состояний, так как только тогда может возникнуть сопереживание.
Эффективно использовать на уроках литературного чтения
элементы проблемного анализа, который предполагает
неоднозначные ответы учащихся, различную интерпретацию фактов, героев,
множественное толкование авторской точки зрения. Однако не всякий вопрос
следует считать элементом проблемного анализа. Для создания проблемной ситуации
требуется найти острый вопрос как завязку обсуждения проблемы. Например:
«Почему артиллерист упал, закрыв лицо руками?» (к рассказу Л. Н. Толстого
«Акула» ); «Почему капитан корабля крикнул сыну: «Прыгай или застрелю!»? (к
рассказу-были Л.Н. Толстого «Прыжок»); «Почему старичок сказал, что видит
только одного сына?» (к рассказу В. А. Осеевой « Сыновья»).
При организации анализа
художественного произведения необходимо учитывать, что беседа и перечитывание
текста в разных видах должны быть целенаправленными, вопросы — целесообразными,
учитель должен понимать, зачем предъявляет учащимся задание. Приемы работы с
литературным произведением формируют те или иные читательские компетенции
младших школьников: воссоздающего воображения, понимания различных видов
информации текста, освоения идейного содержания.
Хорошим приемом формирования
читательских компетенций у младших школьников является обучение их постановке
вопросов к тексту. Это продуктивный вид деятельности учащихся на уроке чтения.
Однако учащиеся способны формулировать лишь предельно конкретные и предметные
вопросы: «Почему Иванушка превратился в козлёночка?»; «Почему Котька Чижов
засыпал горку песком?». Методика обучения постановке вопросов может быть
следующей:
1. Сначала анализируются готовые вопросы в учебнике.
2. Потом выделяют ту часть текста, к которой надо задать вопрос и
перечитывают ее.
3. Предлагают учащимся подумать над формулировкой вопроса.
Надо добиваться, чтобы вопросы учащихся были ориентированы на
освоение когнитивной информации, понимание смысла слов, постижение образов
героев. С этой целью детей надо ориентировать на формулировку вопросов, которые
бы начинались, например, со слов «почему», «зачем». Так учащиеся учатся с
помощью вопросов к тексту разговаривать друг с другом по поводу текста, т.е.
интерпретировать его.
Не следует забывать о
вопросах, выявляющих отношение детей к прочитанному, например: «Какие мысли и
чувства вызвал у вас этот рассказ?». С помощью таких вопросов выявляется, актуализируется,
формируется личностное отношение младших школьников к произведению.
Обобщающая работа над
произведением является завершающим этапом работы.
Задачи этого этапа работы:
1) обобщение существенных черт
персонажей;
2) сопоставление действующих
лиц и их оценка;
3) выяснение читательской
оценки героев и произведения в целом;
4) выяснение идейной
направленности произведения, общая его оценка. Обобщающая работа проводится в
разных формах, например в форме выразительного чтения, которое
на этапе вторичного синтеза является более подготовленным, чем в начале работы
над произведением. Более сложным вариантом этого вида работы является драматизация, которую
целесообразно проводить при чтении текстов с прямой речью персонажей.
Драма,
основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно
и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана
с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее
синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Итак, драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает
детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного
с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств.
Приём
драматизации отличается многогранностью воздействия на личность ребёнка. В
зависимости от задач, методики проведения, степени активности и
самостоятельности учителя и учеников исследователи-методисты выделяют несколько
видов драматизации.
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на
интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным
описанием портретов, одежды, поз, жестов, мимики, интонации герое.
3. Постановка «живых картин» к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание
декораций, костюмов, интонации, поз, мимики.
5. Драматические импровизации.
6. Развёрнутые драматические представления с
декорациями, костюмами.
Чаще всего в качестве
обобщающей работы но произведению используется пересказ, который
имеет несколько разновидностей:
1.
Подробный (близкий к тексту).
2.
Краткий
3.
Выборочный
4.
Творческий. Методический
аппарат учебника чтения ориентирует учащихся на конкретный вид пересказа:
предлагаются вопросы и задания по подготовке пересказа, дается план пересказа
или задание учащимся составить его, пересказы составляют часть домашнего задания
по литературному чтению наряду с чтением текста.
Подробный, близкий к тесту образца пересказ используется в школе
чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим
достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти
содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения
логики образца и его языка.
Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, когда
школьнику интересно рассказывать, когда его слушатели весь класс, а не один
лишь учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить
какое-либо место – все это поощряет рассказчика, создает творческую атмосферу в
классе.
Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь
зависит от того, как прочитан и разобран текст. Пересказ проходит лучше, если
текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. При
вторичном чтении теряются новизна и интерес к прочитанному.
Вот почему так важно учить пересказу отдельно – по прослушанному
тесту, по прочитанному про себя и.т.д.
Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только
оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.
Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к
тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является
проблемным и поэтому особенно полезно.
Следует обращать внимание на пересказ описанных элементов в
повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы,
если они есть.
Элементы рассуждения – это чаще всего выводы из сказанного или
причинные обоснования: их также следует воспроизводить в пересказе.
При подготовке школьников к пересказу учитель должен стремиться
предупредить возможные недостатки. Недостатки подобных пересказов обычно
следующие:
1) неумение начать;
2) подробное, точное воспроизведение первых частей и искажение
заключительных;
3) резкое обеднение языка .
Первую фразу дети стараются заучить наизусть. Необходимо развеять
убеждение многих детей, будто начать своими словами пересказ невозможно.
Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом
всего текста, особенно его главных частей. Облегчает равномерность пересказа
также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям.
Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над
словарем, над изобразительными средствами, над предложением.
Эффективный прием, повышающий эмоциональный уровень пересказа –
иллюстрирование текста. Иллюстрации конкретизируют образы рассказа, делают его
содержание более наглядным.
Способствуют повышению качества пересказа также иллюстрации,
нарисованные самими учащимися: они развивают воображение, конкретизируют
представления детей. Иллюстрирование может быть словесным: это одна из форм
пересказа.
Краткий пересказ.
Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко,
конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных
чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание
прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать
важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому
определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста
основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования,
без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить
механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет
по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен
передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом
пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.
Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог.
Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко
прослеживается действие:
Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от
частностей, выделению главного, основного.
Обучение всем этим формам работы над текстом идет параллельно,
однако указанная последовательность соблюдается: от подробного пересказа (и
выборочного) дети переходят к сжатому пересказу; он в свою очередь связан с
составлением плана (озаглавливание частей рассказа), а краткое выражение мысли
всего произведения – это результат всех видов аналитико-синтетической работы
над текстом.
Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был,
развернут каждый пункт плана. Сжатые пересказы – необходимая ступень развития
речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка,
отучит детей от художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно
проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами.
Выборочный
пересказ.
Выборочный
пересказ, как и выборочное чтение, – это работа над темой. Выборочный пересказ
бывает нескольких видов.
Интерес
представляет параллелизм в пересказе. Так, один ученик пересказывает все, что
связано с Морозом – Красным носом, другой – все про Мороза – Синего носа
(сказка «Два Мороза» 1 класс). Сравнение этих двух линий создает проблемную
ситуацию, оживляет урок.
Пересказ
по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая
изображена на картинке.
При
пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно
небольшого отрывка текста, но и стимулятор речевого творчества.
Перед
выборочным пересказом дети читают текст про себя. Подготовка к выборочному
пересказу облегчается составлением плана (во втором классе – коллективно, в
третьем – самостоятельно), вопросами учителя и языковой подготовкой, особенно
предложений, помогающих связывать разрозненные части текста. Рассказы
выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии,
например: рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» (выбрать то, что
связано с лисицей), сказка «Морозко» (две линии поведения – мачехиной дочери и
падчерицы), рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» (только то, что
непосредственно рассказано о мальчике).
Выбирать
материалы из рассказов можно не только по отдельным линиям действия, но и по
другим признакам.
Пересказы
с творческими дополнениями.
Отдельные
творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах.
Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:
пересказ
с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в
оригинале повествование ведется от первого лица.
пересказ
от лица одного из персонажей – работа, имеющая много общего с выборочным
пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;
пересказ
всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными
эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей;
продолжение рассказа, судьбы героя;
инсценирование
рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения
диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление
сценария по рассказу;
словесное
рисование («что я изобразил бы на картине»).
Значительно
выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из
персонажей, например, пересказ сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем
от лица воробьихи-мамы (М. Горький. « Воробьишко»).
Чтобы
успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа,
понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
Творческие
дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники
поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых
протекает действие.
Следовательно,
предлагать детям продолжать судьбу героев нужно очень осторожно, на материале,
знакомом младшим школьникам.
Дополнять
пересказываемый текст можно также сопоставлениями с фактами, аналогичными
описанным, но известными ученику из других источников, а также выражением
своего отношения к тому, о чем рассказано. Все эти творческие дополнения
развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают
интерес к тексту и его пересказу. Творческие дополнения – это всегда разрешение
проблемы, стоящей перед учеником.
Для
повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также
словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание,
учитель задаёт вопрос: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент
действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами
видите и описываете».
Обычно
словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания
идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые
красивые и в то же время доступные детям картины.
К
одному рассказу могут быть нарисованы две-три картины, получится картинный
план, который отражает самые важные моменты.
Иногда
детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ
проходит перед нами на экране (так называемая воображаемая экранизация).
Задание учителя звучит так: «Представьте себе, что вы не читаете рассказ, а
смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте
рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой».
Переходом
от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая по ролям,
дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям.
При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий в кратких словах
обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Творческие
виды пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, очень часто.
Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно, не
навязывались бы учащимся, а выполнялись по их собственному желанию. Учитель
должен подвести учеников к творческому замыслу, а предложение пересказать текст
должно исходить от самих детей.
План характеристика героя сказки
1.Где живет герой?
2. Внешний облик героя?
3. Какие поступки совершает?
4.Какой характер у героя?
5. Как к герою относится автор?
6. свое отношение к герою.
Обновлено: 17.05.2023
Цель: анализ литературного произведения и характеристика героя произведения.
Оформление доски:
Оформление тетради:
– Цель сегодняшнего урока – проанализировать произведение и дать характеристики двум людям.
Урок начинается с чтения стихотворения учащимся-помощниками
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не идут,
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
– Сегодня на уроке мы будем с вами учиться говорить слова. Послушайте рассказ:
Фразеологический перевод
Я был, как белая ворона. Они для меня – восьмое чудо света, а я – горе луковое. Как будто белены объелся. Любому ничего не стоило задеть меня за живое.
Однажды дамоклов меч навис надо мной. У них драконовские законы, а у меня душа в пятки ушла. Не лезть же на рожон.
Не мог я жить на широкую ногу. Ни кола ни двора.
Три дня я лил крокодиловы слёзы. Но у меня всё на лбу написано. Мели Емеля, твоя неделя. Ну, и заварил кашу. Это тебе не в бирюльки играть. И пусть это будет манна небесная, но пришлось зарубить себе на носу: молчать, как будто аршин проглотил, и всем зубы заговаривать. Колесо фортуны переменчиво. Я был на седьмом небе от счастья.
Я не бил баклуши и не откладывал в долгий ящик. Дело в шляпе.
– Вы поняли, о чём этот рассказ? Почему? (Не точно употреблялись слова и т.д.) Здесь зашифровано произведение, с которым мы познакомимся на уроке.
– Но сначала поговорим об авторе этого произведения. Послушайте его биографию:
Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде. С четырех лет Горький воспитывался в семье деда. С 6 лет Горький учил с дедом церковно-славянскую грамоту, затем – гражданскую. В 1877 г. Горький поступил в Нижегородское училище, где проучился до 1879 г., получив при переходе в III класс похвальную грамоту за “отличные перед прочими успехи в науках и благонравие”. С 1879 г. Горький, одиннадцати лет от роду, вынужден был оставить за недостатком средств училище и пойти обучаться ремеслу, “в люди”.
За пять лет (1879-1884) юный Горький меняет несколько мест “ученичества” – в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на пароходной кухне. Большое влияние на Горького оказала встреча с поваром парохода “Добрый” М. А. Смурым, одержимым страстью к собиранию книг. . Совместное чтение выработало у Горького привычку к систематическому самообразованию. Летом 1884 г. шестнадцатилетний Горький едет в Казань в надежде поступить в университет. За недостатком средств он ограничивается общением со студентами, посещениями кружков самообразования, зарабатывая в то же время себе на жизнь поденной работой – чернорабочим, грузчиком, пекарем. С лета 1888 г. по октябрь 1892 г. происходят знаменитые впоследствии странствия Горького “по Руси”. За четыре года Горький исходил всю Южную Россию. В сентябре 1892 г. в газете “Кавказ” (Тифлис) появляется его рассказ “Макар Чудра”, подписанный псевдонимом “М. Горький”.
– Биография Горького насыщена событиями, но мы остановимся на прочитанном.
– Подумайте, как можно охарактеризовать человека, по данной биографии? Запишите 5-7 слов в тетрадь. Потом несколько человек прочитают свои слова. Вы можете воспользоваться таблицей. (Таблица 1. Приложения). Наиболее удачно подобранные характеристики запишем на доску.
– Слова надо не только правильно произносить, но и уметь правильно прочитать. Поэтому потренируемся читать некоторые слова из произведения, над которым будем работать (слова на доске).
1) Прочитайте выделенные вами слова, которые указывают на состояние главного героя.
2) Выберите на доске слова, которые характеризуют каждого из взрослых участников событий, описанных в произведении, распределите их в соответствии с героями произведения:
(Недружелюбный, благородный, сварливый, неуравновешенный, благодушный, сообразительный)
3) Дайте характеристику главному герою – Алексею Пешкову. Запишите 5-7 слов в тетрадь. Наиболее удачные запишем на доску.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Худая грамота только душе пагуба.
- Сам не научишься – никто не научит.
- Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать
Подведем итоги урока:
Материал содержит план анализа стихотворения, план работы над рассказом, планы анализа сказки и басни, отзывы о прочитанной книге, план рассказа о герое.
Вложение | Размер |
---|---|
Plan_analiza_proizvedeniy.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ НАД
- Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
2.С какой целью автор написал это произведение?
3.Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4.Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5.Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6.Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7.Какие слова употребляются в переносном выражении?
8.Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9.Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
ПЛАН РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ .
- Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?
- Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).
- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
- Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
- Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
- Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
- В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
- Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
- Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
- Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
- Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
- Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
- Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
- Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
- Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
- Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
- Обрати внимание на то как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
- Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
- Перечисли основные черты характера главных героев басни.
- Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
- Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
- Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
- Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
- Чему научила тебя эта книга?
ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)
- Автор книги.
- Название книги.
- Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
- Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
- Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)
авторский блог учителя начальных классов Папулиной Ольги Александровны
- Главная страница
- Дневник Дружного улья
- Информация для родителей
- Информация для учащихся
- Методичка
- Книга отзывов
- Баннеры Дружного улья
- Атлас словарных слов
- Полезные сайты
- Наша исследовательская и проектная работа
- Азбука юного костромича
пятница, 11 декабря 2015 г.
Напоминалка “План характеристики литературного героя”
1. Имя героя, его местожительство.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3.Внешность, характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
Примерный ответ:
Один из главных героев повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда” был Тимур. Мальчик жил вместе со своим дядей на даче.
Команда Тимура тайно оказывала помощь семьям, чьи родственники ушли в армию. Ребята помогали по хозяйству, водились с маленькими детьми, перевоспитывали шайку Мишки Квакина.
Тимур – это “высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда”
Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении цели, обаятельный мальчик Тимур пользовался авторитетом у сверстников.
Автор с уважением относится к Тимуру и его команде, он одобряет поступки ребят, их работу.
Мне симпатичен главный герой повести А.П. Гайдара. Тимур ответственный, надёжный, я хотел(а), чтобы у меня был такой друг.
Формирование функционально грамотных людей — одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения — формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Согласно изменениям, внесенным во ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать в т. ч. формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. [1, C. 5]
В настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на формирование УУД, поэтому перед педагогами встаёт вопрос: как органично выстроить работу по формированию УДД в образовательном процессе?
Учителю следует при работе с данным словарем проводить работу от общего к частному: подбирать подходящие ключевые слова сначала на одной странице, далее на двух, трех. Аналогичную работу следует проводить и по подбору синонимов к ключевым словам. Когда эти этапы работы будут усвоены учащимися, они смогут самостоятельно подбирать подходящие слова в данном словаре.
Фрагмент анализа произведения.
У: Почему Валю не брали в игру?
Д: Валю не брали в игру, потому что она была трусливая.
У: Подтвердим ваш ответ словами текста.
У: Какой была Валя в начале рассказа, нам поможет ответить наша Шкатулка на стр. 118.
4. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – С. 318.
6. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – С. 230-236.
В примерной программе начального общего образования сформулированы основные требования к речевой и читательской деятельности выпускника начальной школы. Мы выделили те из них, которые относятся к умениям младших школьников анализировать образ персонажа в рассказе.
Определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде.
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.
Использовать различные формы интерпретации содержания текстов; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста.
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами [5].
Анализ является важнейшим методом научного постижения литературного произведения [3]. Анализ литературного произведения в школе стремится преодолеть возможные конфликты читательского восприятия и авторской мысли произведения. Для осуществления этой цели школьный анализ должен рассматриваться как взаимодействие читателя-ученика, писателя и учителя – своеобразного посредника между ними. Школьный анализ каждого изучаемого произведения преследует две взаимосвязанные цели: углубление индивидуального восприятия и как следствие этого углубления – освоение школьниками художественной идеи, постижение смысла произведения.
Цель исследования. В данной статье мы рассмотрим анализ художественных образов и особенности формирования этого умения у учащихся начальных классов анализировать образ героев в рассказе. В изучении целого ряда литературных произведений представляется возможным опираться в основном на анализ образов героев (анализ образов персонажей, их описание, характеристика их внешнего вида и характера).
М.С. Соловейчик указывает, что именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
Дал назовём основные этапы работы на образом персонажем с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения:
1. В детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении.
3. Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается роль в тексте.
4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея – это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.
Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.
Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.
Существует ряд приемов, которые помогают организовывать работу над характеристикой персонажа. Перечислим некоторые из них:
1) учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;
2) детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух – трех качеств характера и показан в действии);
3) сопоставляются герои одного произведения или близких по тематики произведений. Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение к героям [6].
М.П. Воюшина выделила несколько приемов анализа образа персонажей в рассказе, использующихся на уроках чтения в начальной школе. Далее остановимся на более подробно на каждом из них.
Беседа, выявляющая характер персонажа. Герой произведения всегда в центре внимания младшего школьника, но, как уже говорилось ранее, детям трудно целостно воспринять образ-персонаж, поскольку небольшой жизненный и читательский опыт, особенности возрастного развития затрудняют адекватное понимание мотивов и последствий поступков персонажа, соотнесение размышлений, переживаний и поведения героя, определение его роли в развитии сюжета, выявление оценки персонажа другими героями и автором. Преодолению этих сложностей восприятия и помогает эвристическая беседа, в ходе которой дети наблюдают за способами изображения персонажей. Обсуждается поведение героя литературного произведения, а не живого человека. Поэтому, как и при других приемах анализа, вопросы направлены на осмысление элементов художественной формы – в данном случае на осмысление способов изображения персонажа. Поняв, как и почему именно так изображен герой, читатель сможет воссоздать его целостный образ. Эвристическая беседа обращена, в первую очередь, к логическому осмыслению связей между отдельными элементами текста, но она будет успешной, только если затронет читательское воображение и вызовет эмоциональное сопереживание [1, 139].
Составление детьми рассказа о герое рассказа – достаточно действенный прием, позволяющий детям разобраться в мыслях и поступках героя, а также выявить отношение автора к персонажу. Такой вариант рассказа о герое потребует от ребенка уже сформированных навыков анализа персонажей, способности высказывать свою точку зрения, подкрепляя ее отрывками из текста рассказа [1,140].
В рамках статьи нам представляется возможным остановиться на приеме фрагментов уроков, в которых представлена работа по анализу образа персонажа.
Так, через постижение точки зрения в рассказе, анализ элементов графической композиции (оформление прямой речи) ребята постигают идею произведения.
Составление плана рассказа и анализ персонажа по плану.
– Как озаглавили 1 эпизод рассказа?
1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской.
Вопросы к 1 части плана.
– Как описывает писатель городской пейзаж? (мрачный, безжизненный, серый от пыли). Зачитайте описание Петьки в городе (маленький, худенький, …глаза всегда сонные, рот полуоткрытый …жизнь он воспринимал, как длинный неприятный сон.). Как вы думаете, почему мальчик был похож на маленького старичка? (его душевное состояние отражалось не его внешнем виде). Какие чувства вызывает у вас похожий на карлика мальчик? (жалость, жизнь его беспросветна, ему не вырваться из грязного города). Прочитайте слова на слайде. (Нужда; беззащитность; угнетение; тяжелый, непосильный труд; сочувствие; сострадание; жалость). Какую часть жизни Петьки можно так характеризовать? (жизнь Петьки в городе). Какой вывод можно сделать по 1 эпизоду рассказа? (учащиеся зачитывают вывод из тетради)
– Как озаглавили 2 эпизод рассказа?
2. Счастливые деньки на даче.
– Найдите и прочитайте, как жилось Петьке на даче. (с 143 Полянки, светлые, зеленые и веселые, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, …его маленький веснушчатый носик поднимался над зеленой поверхностью). Как изменился внешний вид мальчика? (Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец!) Как вы думаете, почему изменился внешний вид мальчика (все, что творилось в душе мальчика отражалось не его внешнем виде). Какой вывод можно сделать по 2 эпизоду рассказа? (учащиеся зачитывают вывод из тетради) – Жизнь Петьки полностью изменилась. Из мертвого мира парикмахерской он попал в живой мир дачи. У мальчика произошло полное слияние с природой; проникновение в ее тайны; наслаждение своими открытиями.
– Как озаглавили 3 эпизод рассказа?
3. Возвращение в город.
Вопросы к 3 эпизоду рассказа.
– Как отреагировал Петька на известие о необходимости возвращения в город? (с. 148 зачитайте…он закричал громче самого горластого мужика…). Почему он себя так вел? (его увозили из того прекрасного места, где он чувствовал себя счастливым. Он не хотел возвращаться в город, где его ждала однообразная серая жизнь. Какие изменения во внешности произошли у Петьки? Найдите в тексте и прочитайте (с. 149 Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом). Почему Петька опять стал выглядеть как маленький старичок? – Город убивает в мальчике детское и живое.
Вывод: Какое настроение в целом порождает рассказ: безысходности или надежды? (С одной стороны, безысходность, т.к. жизнь остается прежней, с – другой стороны надежда, поскольку Петька узнал, что есть совсем другая жизнь, полная радости, сильных и ярких впечатлений).
Как видно из приведённых примеров, анализ образов персонажей в рассказе на уроке можно построить используя различные приёмы работы. Все они способствуют формированию умения у учащихся начальных классов анализировать текст. Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.
Читайте также:
- Направления методической работы в начальной школе
- Объявление требуется дворник в детский сад образец
- Психометрические требования к построению и проверке методик кратко
- Форма организации труда учителя в школе для производственной характеристики
- Дистанционное обучение в школе новый закон в связи с карантином