Как составить характеристику климата местности

решение
Климат Оренбургской области (края, республики)
Сезонность выражена ярко. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °С длится 120 дней (с ноября домарта)
Среднегодовая температура территории 10-15 (края, республики) изменяется от -25 до +25 °С
Самый холодный месяц январь (средняя температура -20 °С). Зимой морозные периоды, когда температура воздуха опускается ниже -20 °С, длятся до 50 дней. Зимние оттепели сильные и бывают обычно в марте. Минимальная зимняя температура (-41 °С) была отмечена в 2014 году. Снежный покров, как правило, появляется в ноябре, а исчезает в марте
Самый теплый месяц в Оренбургской области (крае, республике) – июль со средней температурой +28 °С. Максимальная летняя температура (+37 °С) отмечалась в 2012 году
Среднегодовое количество осадков 1500 мм, наибольшее количество осадков выпадает в феврале, а наименьшее – в июле
Преобладающие направления ветров – северо-западные, западные
Для Оренбургской области (края, республики) характерны особые атмосферные явления: дожди, сильные ветра, снег, метели, иногда град

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПР Описание климата своего региона8 класс
Учитель: Устьянцева Д.А.

    1 слайд

    ПР Описание климата своего региона
    8 класс
    Учитель: Устьянцева Д.А.

  • План характеристики климата своего региона:1. Географическое положение.
2. Ти...

    2 слайд

    План характеристики климата своего региона:
    1. Географическое положение.
    2. Тип климата (климатический пояс и область).
    3. Климатообразующие факторы.
    4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.
    5. Количество осадков и их распределение в течение года.
    6. Господствующие ветра (по сезонам).

  • Для начала попробуем определиться в каком регионе мы живем.На следующем слайд...

    3 слайд

    Для начала попробуем определиться в каком регионе мы живем.
    На следующем слайде представлена карта регионов России.
    Задание: Найдите регион, в котором мы живем. Какой цифрой он обозначен? Как называется?

  • правильный ответ: Свердловская область

    5 слайд

    правильный ответ: Свердловская область

  • Географическое положение Свердловской области.Свердловская область -крупнейши...

    6 слайд

    Географическое положение Свердловской области.
    Свердловская область -крупнейший регион Урала. Область занимает среднюю, и охватывает северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр – г.Екатеринбург.
    На западе граничит с Пермским краем; на севере -с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом; на востоке -с Тюменской областью,; на юге – с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан.

  • 2. Что мы можем сказать о климате Свердловской области?Климат Урала- типичный...

    7 слайд

    2. Что мы можем сказать о климате Свердловской области?
    Климат Урала- типичный горный. Распределение осадков неравномерно в пределах каждой области . Западно-Сибирская равнина — территория с суровым континентальным климатом. Климат горных районов Западной Сибири менее континентальный, чем климат Западно-Сибирской равнины. В пределах одной и той же зоны на равнинах Предуралья и Зауралья природные условия заметно отличаются.Это связано с тем, что Уральские горы служат своеобразным климатическим барьером . К западу от них выпадает большее количество осадков, климат более влажный и мягкий.

  • КлиматСвердловская область находится в умеренном климатическом поясе. На клим...

    8 слайд

    Климат
    Свердловская область находится в умеренном климатическом поясе. На климат области влияет её большая протяжённость более, чем на 600 км и разнообразие рельефа. Зима холодная, продолжительная. Лето умеренно теплое, а на юго-востоке зачастую жаркое.
    Суммарная солнечная радиация распределяется по территории в целом широтно, то есть зонально. На севере области суммарная радиация составляет 80, а на юге 95 ккал на 1 кв. см в год.

  • 3.Климатообразующие факторыЗадание: проанализируйте данную схему и выпишите с...

    9 слайд

    3.Климатообразующие факторы
    Задание: проанализируйте данную схему и выпишите себе в тетрадь климатообразующие факторы.

  • 5. Определите количество осадковЗадание: Проанализируйте карту, а также испол...

    10 слайд

    5. Определите количество осадков
    Задание: Проанализируйте карту, а также используя параграф учебника и ресурсы Интернет, определите количество осадков и продолжительность вегетационного периода.

  • 4 и 6 пункты плана вы должны найти и написать самостоятельно.После того, как...

    11 слайд

    4 и 6 пункты плана вы должны найти и написать самостоятельно.
    После того, как всее пункты плана будут написаны, ваша задача: сфотографировать и выслать работу мне в электронном дневнике на проверку.

  • Спасибо за внимание!

    12 слайд

    Спасибо за внимание!

Выполните проект “Климат моего края”. Для создания проекта:
1) сформулируйте цель;
2) определите методы проектной деятельности;
3) составьте план, по которому будете характеризовать климат своей местности;
4) продумайте, в какой форме вы будете оформлять проект.

reshalka.com

ГДЗ Рабочая тетрадь по географии 6 класс. 43. Задания. Номер №8

Решение

Цель: изучить климат Санкт−Петербурга и Ленинградской области.
Методы проектной деятельности: работа с дополнительной литературой, анализ полученной информации, обощение.
План характеристики климата местности:
1) Расположение пункта / региона. Географические координаты.
2) Близость морей и океанов.
3) Направления господствующих ветров.
4) Рельеф и высота над уровнем моря.
5) Морские течения.
6) Средняя годовая температура воздуха, температура воздуха января и июля.
7) Годовое количество осадков.
Проект оформлен в форме реферата.
1. Расположение Санкт−Петербурга и Ленинградской области. Географические координаты.
Санкт−Петербург и Ленинградская область расположены на севере Европейской части России. Географические координаты Санкт−Петербурга: 59° с. ш. 30° в. д.
Близость морей и океанов.
Санкт−Петербург и Ленинградская область имеют выход к Балтийскому морю через Финский залив, то есть расположены в непосредственной близости от моря.
Направления господствующих ветров.
Летом преобладают западные и северо−западные ветры, зимой западные и юго−западные.
Рельеф и высота над уровнем моря.
Рельеф в пределах Петербурга в основном равнинный. Возвышенная часть города расположена на севере и северо−востоке (до 60 м над уровнем моря); на юге и юго−западе (до 73 м). Наиболее приподнятая юго−западная часть Красносельского района поднимается до 100 м.
Морские течения.
Влажный климат Санкт−Петербурга и Ленинградской области объясняется влиянием теплого течения Гольфстрима.
Средняя годовая температура воздуха, температура воздуха января и июля.
Средняя температура воздуха в Санкт−Петербурге составляет +5,8 °C, в январе −5,5 °C, в июле − +18,8 °C.
Годовое количество осадков.
Среднегодовая сумма осадков в Санкт−Петербурге — около 662 мм.

Тип урока: комбинированный, обобщение и систематизация ЗУН.

Цели и задачи урока:

  1. Дать знания об особенностях климата своей местности и причинах, его обусловивших.
  2. Продолжить формирование представления о климате и климатообразующих факторах.
  3. Прививать навыки и умения анализировать причинно-следственные связи.
  4. Закрепление изученного материала (повторить термины, определения, понятия).
  5. Закрепить умения и навыки учащихся вести наблюдения за погодой.

Опорные знания и умения.

  • Понятие «климат», «погода».
  • Элементы, характеризующие климат.
  • Навыки ведения наблюдений за погодой.
  • Температура воздуха.
  • Умения определять географические координаты точек.

Методы и формы учебной деятельности:

  • Сообщения учащихся о временах года.
  • Рассказ учителя о причинах разнообразия климата.
  • Практическая работа по определению географических координат, географического положения, определение форм рельефа.
  • Словарная работа, выполнение тестовых заданий.

Результаты работы:

  • записи в тетрадях,
  • заполнение таблиц,
  • вычерчивание графиков и диаграмм.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • атласы,
  • календарь наблюдения за погодой,
  • тестовые вопросы и задания,
  • карточки-задания,
  • фотографии и рисунки,
  • дополнительный материал по родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1. Словарная работа

Термины. По карточкам-заданиям дать определение понятий.

Климат, погода, ветер, флюгер, осадки, относительная влажность, абсолютная влажность, атмосферное давление, осадкомер, гигрометр, буря, град, дождь, туман, ураган, метель, гроза, роса, снегопад, иней, поземка, насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, тропосфера, атмосфера, бриз, туман, облака, роса. (Учащиеся отвечают устно).

Второй вариант опроса. Можно провести в виде игры. Один ученик берет карточку и на доске, условными обозначениями показывает, что написано на карточке, остальные должны угадать данное определение и назвать его

2. Времена года.

Учащиеся дают описание времен года своей местности. Называют характерные признаки времен года. Приводят примеры из собственных наблюдений.

Рисунок 1. ЗИМА.

Рисунок 2. ЛЕТО.

Рисунок 3. ОСЕНЬ.

Рисунок 4. ВЕСНА

Учитель. Ребята как вы думаете, почему в нашей местности времена года так проявляются? Что влияет? Каким образом? Можно привести местные пословицы и поговорки, в которых отражены времена года и значение их для сельского хозяйства. Например: «Увидел грача – весну встречай», «Январь году начало, зиме – середина», «Снег земле-кормилице – теплый кожух».

Практическая работа. Заполните таблицу. (Приложение. Таблица №1)

Одной из главных и основных причин влияющих на климат является географическое положение местности. Нельзя забывать и о поясах освещенности. Угол падения солнечных лучей влияет на температуру воздуха.

III. Климат своей местности

Климат – многолетний режим погоды, характерный для данной местности, называется климатом этой местности.

Погодой называется состояние нижнего слоя атмосферы, тропосферы, в данном месте за определенный промежуток времени.

Учитель. Климат любой части поверхности Земли своеобразен, и главной причиной этого является географическое положение местности. Что самое важное в определении географического положения местности? Это – положение на поверхности Земли по градусной сетке и положение относительно других географических объектов.

Практическая работа: Учащиеся определяют географические координаты своей местности, записывают данные в тетрадях. Провести совместное обсуждение. Беседа по данным практической работы по определению географических координат.

Чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что и как влияет на климат вообще, в частности на климат своей местности. (Учащиеся записывают общие причины, влияющие на климат, и после каждого пункта делают запись о том, как каждая из них проявляется в своей местности.)

1. Климат местности зависит от положения местности в поясе освещенности (от географической широты). В зависимости от этой причины климаты бывают: в тропическом поясе – жаркий, в умеренных – умеренный, в полярных – холодный. Ребята вспомните широту своей местности. Что она означает?

2. Климат местности зависит от ее высоты над уровнем океана и характера рельефа.

Определите по физической карте, на какой высоте расположена наша местность. Учащиеся по карте определяют, на какой высоте расположена наша местность. Учащиеся самостоятельно пытаются дать ответ, используя физическую карту России.

3. Климат местности зависит от ее положения относительно океанов и морей.

Определите расстояние до ближайшего моря, океана. Чему оно равно? Каким был бы климат нашей местности, если бы Северо-Атлантическое течение было бы не теплым, а холодным? Рассмотреть вопрос о влиянии Северного Ледовитого океана на климат нашей местности.

4. Климат местности зависит от ее положения относительно горных хребтов и обширных равнин. При рассматривании этой причины выявляется влияние рельефа на перемещение воздушных масс: способствует свободному их перемещению или препятствует? По физической карте определить положение нашей местности относительно крупных форм рельефа.

5. Изменение климата во времени. Как вы думаете, климат может измениться?

При изучении истории древнего мира вы знакомились с природными условиями, в которых жил первобытный человек, узнали о древнем оледенении Европы. Факты свидетельствуют о том, что климат может изменяться, но очень медленно, в течение десятков и миллионов лет

Однако человек изменяет поверхность Земли: уничтожает леса, строит большие города, дороги, создает водохранилища. Все это влияет на приземную часть тропосферы; изменяются условия нагревания и температура воздуха, его чистота, влажность. В населенных пунктах средние температуры воздуха выше, чем в окружающей его местности; относительная влажность ниже; чаще бывают кучевые облака, больше выпадают осадков, больше запыленность воздуха и загрязнение примесями различных газов. Климат населенного пункта отличается от его окрестностей худшими условиями для жизни человека. Такое можно наблюдать особенно в пределах крупных населенных пунктов. Поэтому необходим особый контроль человека за состоянием атмосферы в пределах населенного пункта, и принимать необходимые меры за сохранение ее чистоты.

Обзор геологического прошлого показывает, что климат на территории Республики Башкортостан не оставался постоянным. Природа определенных отрезков истории характеризовалась то жарким, влажным климатом (каменноугольный период), то жарким и сухим (нижнепермское время), то холодным (времена плейстоценовых оледенений). Изменяется климат и в настоящее время. Так, за последнее столетие температура воздуха на территории республики повысилась примерно на один градус. Несмотря на такие возможные колебания, средние климатические характеристики на протяжении ряда лет остаются по существу постоянными, что и позволило определить климат как многолетний режим погоды, характерный для той или иной территории.

IV. Закрепление изученного материала. Вывод.

А. Опишите климат своей местности по плану:

  1. Пояс освещенности;
  2. Влияние морей и океанов;
  3. Влияние рельефа (на какой высоте над уровнем моря находится местность, какие формы рельефа находятся к северу, югу, западу, востоку и какое влияние они оказывают на климат местности). Как изменился бы климат нашей местности, если бы ее высота над морем резко увеличилась?
  4. Тип климата;
  5. Средняя многолетняя температура января и июля;
  6. Самая высокая и самая низкая температура за все время наблюдений;
  7. Средняя годовая амплитуда температуры;
  8. Среднее годовое количество осадков и режим их выпадения;

Какие виды осадков выпадают в нашей местности:

а) в теплое время года;
б) в холодное время года?

(Приложение. Таблица №2. Определение относительной влажности воздуха в (%)).

Рисунок 5. ТУМАН.

Рисунок 6. РОСА.

Рисунок 7. СНЕГ.

Рисунок 8. ДОЖДЬ)

9. Преобладающие ветры; (Приложение. Таблица №3 Ветер).

Практическая работа. Заполните таблицу. (Приложение. Таблица № 4). Учащиеся вносят данные в таблицу по своим календарям наблюдений за погодой. Потом вычерчивают розу ветров

10. Продолжительность времен года.

Задание по вариантам. Каждый вариант выбирает только те признаки, которые относятся к данному слою атмосферы. Задание выполняется письменно.

Укажите характеристики стратосферы (1-й вариант) и тропосферы (2-й вариант).

  1. Толщина на экваторе – 20 км.
  2. Верхняя граница – 50-55 км.
  3. Наличие влаги и пыли.
  4. Полное отсутствие влаги и пыли.
  5. Толщина над полюсами – 8-9 км.
  6. Высокая плотность воздуха.
  7. Высокая разреженность воздуха.

Вывод: изменения в погоде и других природных явлениях связаны с изменением высоты Солнца над горизонтом и продолжительностью дня и ночи в течение года, главная причина которых – годовое движение вокруг Солнца при неизменном направлении земной оси.

V. Итог урока. Домашнее задание. Повторить учебный материал по учебнику. Вести наблюдения за погодой, собрать признаки ясной и пасмурной погоды.

Урок в 8 классе.

Климат своей местности.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель урока: показать влияние климата на жизнь и деятельность человека; совершенствовать умение оценивать климатические условия.

Формируемые УУД:

Предметные: научиться составлять характеристику климата; оценивать климатические условия для здоровья и деятельности человека; работать с климатическими картами;

Метапредметные: развитие критичного отношения к своему мнению; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом, планировать свою деятельность, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; работать с текстовым и нетекстовым компонентом;

Личностные: формирование навыков контроля и самоконтроля; развитие коммуникативной компетентности в общение со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Учебно-информационное и техническое обеспечение: учебник, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты, тематические карты, компьютер, мультимедиа – проектор, доска.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

( Проверяется выполнение задания для подготовки к проведению

практической работы № 7.)

3.Актуализация знаний

– Дайте определение понятий: климат, климатический пояс, погода, величина суммарной солнечной радиации, циклон, антициклон, тёплый фронт, холодный фронт.

– Перечислите факторы, формирующие климат. (Географическая широта, циркуляция воздушных масс, влияние океанов, влияние подстилающей поверхности, солнечная радиация.)

– Перечислите климатические показатели. (Средние температуры января и июля, суммарная солнечная радиация, годовое количество осадков.)

– Что такое коэффициент увлажнения? ( Коэффициент увлажнения – это отношение годовой суммы осадков и испаряемости.)

– Какие условия благоприятны для жизни и жизнедеятельности человека?

4.Работа по теме урока

План урока

Практическая работа № 7.

На доске

План характеристики

1)В каком климатическом поясе находится.

2)Под влиянием каких климатических факторов формируется.

3)Климатические показатели (средние температуры января и июля, суммарная солнечная радиация, годовое количество осадков).

4)Коэффициент увлажнения.

5)Господствующие воздушные массы.

6)Оценка климатических условий.

5.Практическая работа № 5 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей» (Работа выполняется по картам атласа и учебника)

Ход работы

1.По карте «Климатические пояса и области» определите географическое положение климатической области, которую вы описываете.

2.Проанализируйте карты «Средние температуры июля и января» и определите средние температуры июля и января в пределах характеризуемой области.

3.Рассмотрите карту «Среднегодовое количество осадков». Как изменяется среднегодовое количество осадков в пределах характеризуемой области.

4.По карте определите суммарную солнечную радиацию в пределах характеризуемой области.

5.Оцените агроклиматические ресурсы данной области и определите, какие виды с/х культур здесь можно выращивать.

6.Оцените условия жизни и хозяйственной населения на территории, которую вы описываете.

7.Сделайте вывод о влияние климата на здоровье, тип жилища, хозяйственную деятельность человека.

8.Данные занесите в таблицу.

Район

Суммарная солнечная радиация, ккал/см2 год

Температура июля, 0С

Температура января, 0С

Осадки, мм

Благоприятность

Север

Центральная часть

Юг

Вывод: Климат оказывает решающее воздействие на возможность возделывания с/х культур, а также от климата зависят возможности расселения людей, развитие с/х, промышленности, энергетики и транспорта, условия жизни и здоровья населения.

6.Обобщение и систематизация знаний

-Каков климат нашей местности?

-Когда и каким было самое жаркое лето (рекорды температур и год)?

-Когда и какой была самая холодная зима (рекорды температур и год)?

-Когда был самый влажный год?

-Какие необычные природные явления наблюдались и когда?

-Какие особенности климата нашего населённого пункта?

7.Рефлексия

-Подумай, что важного ты узнал на уроке?

-Какие новые понятия ты использовал на уроке?

-Показался ли тебе материал урока сложным?

-Правильно ли ты отвечал на вопросы?

-Задания выполнял сам или с помощью товарищей, учителя?

-Чему ты научился за урок?

-Поставь себе оценку за урок.

8. Домашнее задание.

Повторить материалы темы, вызвавшие затруднение.

Используемая литература:

  • 1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

  • География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 класс.

  • О. Н. Принь. Поурочные разработки по географии для 8 класса. М., «ВАКО» 2018.

Добавить комментарий