Как составить характеристику личности в психологии

Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.

Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.

Содержание

  • Что такое психологическая характеристика личности
  • Психологическая структура личности
  • Основные психологические характеристики личности
    • Интересы и склонности
    • Способности и одаренность
    • Темперамент
    • Характер
  • Методика составления психологической характеристики
    • Пример психологической характеристики человека
  • Заключение

Что такое психологическая характеристика личности

Что такое психологическая характеристика

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Психологическая структура личности

Жизненный опыт человека

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

  • зрительная память;
  • пространственное мышление и воображение;
  • концентрация внимания.

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность. Эти черты личности создают предпосылки для овладения практически любым видом деятельности при условии стойкого интереса к ней.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Методика составления психологической характеристики

интервью

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Заключение

Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.

Людям всегда было интересно знать, как устроен наш внутренний мир, какие психологические портреты существуют и как они могут помочь во взаимодействии с определенным человеком. Ведь каждый из нас в одинаковых условиях среды поступает по-разному: один весело смеется, другой громко кричит и проявляет недовольство, третий продолжает молчать с неизменной мимикой. Почему при всем нашем внешнем видовом сходстве (голова, руки, ноги, туловище), мы такие разные по поведению, словам, поступкам? Как узнать, из каких качеств мы сложены? К счастью, в наши дни это возможно проанализировать. Развитие учений о психике дает нам шанс углубиться в этот вопрос и исследовать его.

уровень самоконтроля

Что же такое психологический портрет личности

Каждый из нас обладает особым набором качеств или особенностей характера, которые участвуют в определении внутреннего профиля индивида. Они даются как при рождении, так и приобретаются в жизни. Это качества, которые передаются от родителей, например, особенности нервной системы. А также установки, получаемые в течение жизненного опыта. Вся окружающая среда при взрослении формирует индивидуальность: социально-культурные аспекты общества, сверстники, значимые взрослые. Добавьте к этой характеристике то, как себя ведёт, действует и реагирует индивид в зависимости от той или иной ситуации, и психологическая картина человека готова!

Для чего нужен

Есть мнение, что у каждого из нас три характера. Первым — наделяют люди, которые окружают, ведь нам часто кажется, что мы хорошо знаем друг друга. Второй — мы приписываем себе самостоятельно. И третий — который есть на самом деле. Именно на последний следует ориентироваться. Он помогает нам выбрать спутника жизни и выстроить с ним отношения, определиться с профессией. Также знания о качествах личности выручают, когда необходимо определить особенности будущего сотрудника, чтобы выбрать того, кто наиболее соответствует критериям. Таким образом, эти знания нужны в сфере как профессиональных интересов, так и личных.

Как составить психологический портрет человека: разбираем основные компоненты

социальные установки

Поскольку сложно объективно и беспристрастно оценить свои достоинства и недостатки, существует набор определений, из которых составляются характеристики эмоционального профиля. В него входят следующие параметры:

1. Темперамент

отсутствие мотивации

Именно от него зависит, насколько сильно отреагирует отдельная личность на события, происходящие в жизни, какое поведение даст в ответ на стрессовую ситуацию, как ярко проявит свою реакцию. Подобная настройка базовая, остается неизменной. В вопросе, как составлять психологический портрет человека, важно знать о разделении темперамента на 4 вида:

  • Меланхолик — со стороны по его реакции на события кажется, что ему всё равно. Поскольку внешне он спокоен и пассивен. Внутри себя долго прокручивает ситуацию, принимает все близко к сердцу. Интроверт с нестабильными эмоциями, которые как бы закрыты. Он прекрасно чувствует других людей на эмоциональном уровне, его легко задеть и ранить.
  • Холерик — эмоции экстравертированы, проявлены вовне. Ему свойственно резко меняться. Быстро загорается новым и также скоро остывает. Он активно двигается, жестикулирует, часто вспыльчив и раздражителен. Все эти и перечисленные ниже уникальные тонкости проявлений мы обязательно учитываем, если перед нами стоит вопрос, как писать психологический портрет личности.
  • Флегматик — отличается стабильностью эмоций, кажется, ничего не может его вывести из уравновешенного состояния. Спокойный интроверт, его критикуют или хвалят, а он молчит, потому что держит всё в себе. Стабильность для него превыше всего, ради неё готов идти на компромиссы.
  • Сангвиник — веселый, присутствует оптимизм, всегда настроен на лучшее, в стрессовых ситуациях контролирует себя и сохраняет спокойствие. Эмоционально стабильный экстраверт. Умеет концентрироваться на задаче и продуктивно работать. В коллективе и новой компании быстро становится своим.

Зачастую тип темперамента бывает смешанным с преобладанием одного.

2. Характер

Каждому из нас присущ набор особенных качеств. На социально-психологический портрет характера влияют как врожденные данные, так и приобретенные в результате жизненного опыта. Эти особенности формируют индивидуальные грани каждой личности и отвечают за то, как человек будет себя вести, реагировать и взаимодействовать с другими людьми.

3. Мотивация

какие инструменты используют при анализе

Когда мы хотим достичь того, к чему так стремимся, внутри нас возникает стимул к действию. Это позволяет нам двигаться вперед. Чтобы это внутреннее стремление работало, необходимо ставить конкретную цель и видеть её. Ведь практически невозможно попасть в невидимую мишень. Умение себя мотивировать является одним из пунктов в характеристике психологического портрета и бывает двух видов: «От» и «К».

Когда больше нет сил терпеть и жаловаться на судьбу, то в голове человека рождается мысль, а не пора ли что-то менять. Например, вас не устраивает лишний вес. При этом вы чувствуете, что так дальше продолжаться не может и хотите это исправить. Такая мотивация называется «От».

Если вы замотивированы к лучшей версии себя, не делайте негативных акцентов на лишних килограммах, а нацелены на то, чтобы стать здоровее, успешнее, заработать больше денег, то это мотивация «К».

4. Способности

Психологический портрет личности — это наш ключик на пути познания себя и других. Поэтому здесь также важно говорить о ресурсах, которые дают возможности реализоваться в какой-то определённой сфере и стать успешным. Различают физиологические, духовные и социальные. Физиологические мы получаем в первую очередь. Это наше здоровье, склад ума, физические данные. Рассказывает о том, насколько мы быстрые, ловкие, сильные, умелые. Духовность нам прививают родители, близкие люди и в целом формирующая нас среда. Социальные же мы приобретаем самостоятельно. Здесь большое поле деятельности: кем стать в жизни и какими навыками овладеть, чтобы развить желаемые в себе качества.

5. Эмоциональность

как составить профиль

Способность к выражению своих чувств значительно отличает эмоциональный портрет каждого человека. По этим проявлениям мы получаем большой поток информации о внутреннем состоянии собеседника и можем ориентироваться в выборе своей ответной модели поведения. Если кто-то из нас излишне бурно реагирует и постоянно готов взорваться, словно пороховая бочка, то можно говорить о высокой эмоциональности у индивида. При наличии низкого уровня проявления реакций он будет вести себя абсолютно спокойно. Опираясь на эти критерии, можно сделать вывод о стабильности эмоций. Это даст нам ещё больше понимания о психологическом профиле личности.

6. Интеллектуальность

В процессе развития человечества каждый индивид обучался, познавал, анализировал, систематизировал и применял информацию, которую получил. В результате мы обладаем особым навыком удивительной адаптации к внешним воздействиям. Приспосабливаемся и меняем тактику действий прямо в ходе развития событий. У понятия интеллекта существует множество граней, поэтому его можно разделить на разные составляющие, каждая со своими характерными особенностями. Эти детали тоже играют важную роль в том, как составить психологический портрет личности. Интеллект бывает: музыкальный, логико-математический, кинестетический, социальный, пространственный, лингвистический. И у каждого из нас это собирается в свою причудливую конструкцию. Поэтому одни люди сочиняют прекрасные мелодии, трогающие душу до самой глубины. Другие становятся блестящими переговорщиками — им удается договариваться в условиях, когда это кажется почти невозможным. А третьи совершают невероятные прорывы в технических специальностях, несмотря на все преграды.

7. Коммуникабельность

пространственный интеллект

Анализ этого пункта в методике составления психологического портрета личности имеет ценность. Способность договариваться и взаимодействовать с людьми является не менее важным компонентом в картине психики.

Уметь общаться, выстраивать деловые и близкие отношения, быть открытым для новых людей и свежей информации — всё это является необходимым навыком для профессий, где требуется часто разговаривать и вести диалог.

8. Волевые качества

Воля характеризуется способностью преодолевать какие-либо преграды, стоящие на пути. И дает возможность достичь запланированных целей.

А также волевые качества помогают индивиду идти по намеченному пути, невзирая на трудности, побеждать лень и прокрастинацию. Он видит цель и не видит препятствий, не ищет проблемы, не прячется от них, а ищет способ, как их решить. Именно это качество в структуре психологического портрета во многом зависит от самого человека, поскольку его можно развивать и тренировать.

9. Уровень самоконтроля

Насколько вы способны сдерживаться и не подаваться, если вас откровенно провоцируют? Это качество нередко представляет особую ценность в понимании специалистов по подбору персонала. Поэтому зачастую на собеседовании искусственно создаются ситуации, способные вывести эмоциональный фон из-под контроля, например, неуместные вопросы.

Умение сглаживать острые углы и не допустить ссору, держать неуместные проявления под замком или вовремя обеспечить экологичный выход эмоций — это важная часть в понимании того, как написать психологический портрет человека или личности. Здесь также можно говорить о том, как расставлены жизненные приоритеты. Какой выбор предпочтительнее: сделать то, что важно и значимо или использовать имеющееся время для отдыха.

10. Самооценка

Поговорим о показателе того, насколько объективно каждый из нас оценивает сам себя, свои навыки. В способности дать оценку самому себе выделяют уровни. Заниженный — это когда индивид не уверен в своих силах, думает, что недостаточно компетентен. С завышенным уровнем дела обстоят не лучшим образом, ввиду того, что самомнение заставляет считать себя априори правым и лучшим. Необходимо стремиться адекватно себя оценивать. Воспринимая себя так, мы не становимся выше или ниже кого-то, а чувствуем себя наравне с другими. Таким образом, обладаем здоровым пониманием своего потенциала. Псих портрет личности обязательно включает данную характеристику. Ведь уровень самооценки непременно придаёт деталей поведению, а также способствует его прогнозированию.

11. Способность работать в коллективе

борьба с прокрастинацией

У всех нас разные представления о работе мечты. Для некоторых это обязательно большой коллектив, постоянное общение и выстраивание взаимодействия. А для других — это монотонный труд в отдельном пространстве, где никто не отвлекает от процесса, и результат не зависит от действий других людей. Данные наклонности также представляют собой важную составляющую в описании социально-психологического портрета личности.

Представьте шестерёнки — они крутятся в часах и заставляют слаженно работать этот чёткий механизм. И если одна выйдет из строя, то остановятся все остальные. Работать в команде, значит, решать общую конкретную задачу, но при этом делать то, что поручили именно вам.

12. Социальные установки

Человек — существо коллективное, он общается, взаимодействует с людьми, обсуждает новости, делится планами, накапливает и передаёт опыт. От того, что именно мы услышим, как это воспримем и как на нас это повлияет, будут зависеть наши последующие реакции и поступки.

Как составить свой психологический портрет личности: инструменты

волевые качества

Дать подобную характеристику способен профессиональный психолог. Самостоятельное исследование своего внутреннего мира может оказаться не менее захватывающим. Поэтому, если вы сами хотите сделать подобное описание, необходимо проанализировать перечисленные личные качества по представленным пунктам и записать эти данные. Для наиболее полного исследования особенностей можно пройти дополнительные тесты в интернете, например, на эмоциональный интеллект, тип темперамента и другие. Также можно пройти готовый тест (например, тест «Автопортрет вашей личности» Олдхэма-Морриса, включающий в себя 107 вопросов).

Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец

Описание начинают с общих данных, таких как возраст, пол, профессия, должность, социальный статус. Далее проводят анализ по пунктам, описанным выше, и делают выводы, раскрывающие картину психики.

Для примера возьмём персону женщины 39 лет, профессия — экономист, руководитель отдела, замужем, воспитывает двух дочек.

Анализ характеристик:

1. Темперамент: холерик. 7. Коммуникабельность: развита, но касается только тех процессов, в которых она лично заинтересована.
2. Характер: лидерский. Честность, стремление к справедливости. 8. Воля: способна терпеливо следовать цели.
3. Мотивация: сильная, направленность — профессиональные достижения, карьерный рост. 9. Самоконтроль: ослаблен.
4. Способности: развиты в сферах точных наук, талант стратега, умение выстроить слаженно работающий процесс. 10. Самооценка: завышенная.
5. Эмоциональность: открытая. 11. Способность работать в коллективе: присутствует.
6. Интеллект: логико-математический. 12. Социальные установки: большие достижения возможны только через тяжелый и многолетний труд.

Для более полного понимания, как сделать психологический портрет личности, ниже дадим описание, согласно имеющихся характеристик. Темперамент холерика заметен практически с момента знакомства, бурно и очень эмоционально реагирует на любые события. Громко смеется и радуется. Не сдерживается в порывах гнева и способна наговорить лишнего в этом состоянии, поскольку самообладание слабое. Характер лидерский, это позволяет легко управлять коллективом. Очень любит руководить и командовать, раздавать указания. В людях ценит трудолюбие и самоотдачу, не терпит работы спустя рукава, если замечает подобное у сотрудников — обязательно делает критическое замечание. Считает, что имеет право говорить «правду в глаза», так как лучше знает. Мотивирована на карьерный рост, постепенно растет в должности. Рутинные дела по дому предпочитает поручать дочкам. Отчаянный трудоголик. Пропадает на работе, считая, что только таким упорным трудом можно чего-то добиться.

Заключение

Теперь вы знаете методику, которая дает понимание, как создать психологический портрет человека. На основании всех характеристик, описанных выше, можно изучить собственную картину психики самостоятельно, а также узнать больше о ваших близких, коллегах, друзьях. Что может быть увлекательнее, чем заглянуть вглубь и лучше узнать внутренний многогранный мир личности.

loading Загрузка…

Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.Психологический портрет личности образец написания

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.Психологический портрет личности готовый образец

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.Психологический портрет личности готовый образец написания

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

Часто в сериалах или фильмах нам показывают экспертов с высокими аналитическими навыками, которые составляют психологический портрет преступника и на его основе предугадывают следующие действия криминального элемента. Одних людей это поражает, другие относятся к данной процедуре с долей скепсиса: «Ага, разве возможно залезть другому человеку в голову и понять, как он будет действовать в той или иной ситуации?!».

На самом деле, как показывает практика, составление психологического портрета личности очень эффективная процедура, которую используют в психологии, психиатрии, политологии, социологии, криминалистике, менеджменте и педагогике. Опытный специалист, на основе собранных данных о человеке, может составить подробную характеристику личности и прогнозировать реакции индивида в различных ситуациях.

Интересная статистика из США: составленный специалистами психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника в 67% случаев. При этом около 80% уголовных дел раскрываются, если в поимке виновного участвует консультационный отдел, который занимается изучением психотипов криминальных элементов.

Составляют психологические портреты не только отдельных индивидуумов, но и социальных групп. Например, серийных убийц, геймеров, опытных или молодых учителей, студентов определенных специальностей, военных, зависимых людей от алкоголя и наркотиков, показывая какую-то общность между ними, поведенческие черты, детали характера или похожий пережитый опыт.

Специалисты отмечают, что склонные к садизму личности с нормальным интеллектуальным развитием имеют детские травмы, связанные жестокостью по отношению к ним, зависимые люди хотят уйти от реальности, с которой не могут примириться, а военные, в своем большинстве, являются педантами с диктаторскими чертами.

Любопытный факт, изучение профилей личности практиковалось и на заре зарождения психологической науки. Доказательством является труды Карла Густава Юнга «Психологические типы», выпущенные в 1916 году, которые до сих пор являются основой для современных специалистов по анализу личности человека. Рекомендую к прочтению, так как автор хорошо раскрывает тему психотипов, которая имеет актуальность и на сегодняшний день.

Что такое психологический портрет человека

Психологический портрет человека – это всестороннее описание его личности, которое определяет его характер, установки, склонности, способности, навыки, телесные реакции, а также предполагает прогноз его действий и внутреннего состояния в той или иной ситуации.

Психологический портрет простыми словами — это описание качеств, которые определяют поступки и поведение человека. В зависимости от назначения его содержание немного варьируется. Например, в менеджменте акцент делается на волевых, коммуникативных, профессиональных и организаторских качествах, так как именно они важны для подбора персонала, а в психологии на эмоциональном развитии и анализе пережитого опыта, потому что эта информация является очень важной для большинства методов работы с клиентами.

Другое определение гласит, что это набор характеристик, которые формируют характер и личность человека, а также отношения, склонности, поведение и реакции на определенную ситуацию или на жизнь в целом.

Пример психологического портрета

Как составить психологический портрет человека? В своей профессиональной деятельности я полагаюсь на следующие инструменты: наблюдение, опросники, проективные методики, сбор анамнеза. Самая краткая схема, используемая в большинстве случаев, выглядит следующим образом:

  1. Ф.И.О, возраст, образование;
  2. Описание внешний вида и его соответствие ситуации;
  3. Описание коммуникативных качеств;
  4. Описание особенностей эмоционально-волевой сферы;
  5. Описание особенностей интеллектуального развития и организаторских качеств.

Такая характеристика поможет составить профессиональный психологический портрет, а также подходит для сбора данных для первичной психологической консультации.

Для наглядности приведу образец того, как правильно составить психологический портрет человека, который можно использовать в практике работы психолога, социолога, менеджера, педагога.


Иванов Андрей Михайлович, 27 лет, имеет высшее техническое образование. Выглядит аккуратно, одежда чистая, современная, внешний вид соответствует ситуации. Речь монотонная и не имеет эмоциональной окраски. Предложения использует односложные. Расположить собеседника к себе не способен. В ситуации общения с незнакомым человеком заметно нервничает: потирает ладони, уводит взгляд от собеседника.

Тип темперамента сильный, уравновешенный (флегматик), является интровертом. Эмоции невыраженные, скудные. Выявлены признаки алекситимии. Способен к волевым усилиям. Работоспособность высокая. Концентрация внимания хорошая, переключаемость средняя. Тревожность в пределах нормы.

Причинно-следственные связи понимает, логическое мышление хорошо развито. Лидерские качества отсутствуют, не способен руководить другими людьми. Может работать в команде в качестве исполнителя. Способен к принятию самостоятельных решений. Не конфликтен, может найти конструктивный выход при столкновении интересов.


Проанализировав данный портрет, психолог заключит, что человеку нужно развивать коммуникативные навыки, эмпатичность, учиться понимать свое эмоциональное состояние, а также чувства других людей.

Специалист по подбору персонала сделает вывод, что для мужчины не подходит работа в сфере «человек-человек» и он не способен занимать руководящую должность. Его сильной стороной является высокая производительность и способность долгое время заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью.

Пошаговая инструкция — как составить психологический портрет личности

Как сделать психологический портрет

Можно использовать более расширенную версию, которая более подробно описывает личностные характеристики человека. Такая схема подходит только для высококвалифицированных специалистов: педагогов, социологов, клиницистов, практических и юридических психологов.

  1. Общая информация (Ф.И.О., возраст, образование, внешний вид);
  2. Особенности приобретенного жизненного опыта (детство, условия воспитания, семейное положение и т.д.);
  3. Направленность (потребности, мотивы, установки, жизненные планы, ценностные ориентации, склонности, вкусы, хобби);
  4. Социально-психологические особенности поведения (статус, роли, стиль общения и жизни);
  5. Характерологические качества (свойства характера, акцентуации);
  6. Психические свойства и процессы (оценка высших психических функций);
  7. Операционные характеристики (привычки, знания, умения, навыки);
  8. Биопсихические свойства (темперамент, состояние здоровья);
  9. Особенности интимной сферы (социальные и биологические факторы).

Пример портрета будет выглядеть по данной схеме следующим образом —


Рыбакова Кристина Викторовна, 33 года. Образование: средне-профессиональное. Внешний вид аккуратный, не соответствует ситуации. Открытое короткое платье, обувь на высоком каблуке, яркий макияж.

Воспитывалась без отца, общение не было налажено. Проживала с матерью и ее родителями в частном доме. С бабушкой и дедушкой отношения были конфликтные. Мать не работала, но при этом вела добропорядочный образ жизни. Жили на пенсию родителей и за счет посадок на огороде. Семья обеспечена была плохо. После 9 класса поступила в педагогический колледж, но была отчислена после первой сессии. Закончила ПТУ по рабочей специальности. Имеет вредные привычки, как курение и употребление алкоголя с 14 лет.

Планы на будущее отсутствуют, живет «сегодняшним днем». Нравственные нормы слабые. Имеет установку, что роль мужчины в обеспечении женщины. Желает «красивой жизни», но не имеет мотивации для исполнения данной цели. Нравилось шить, но быстро забросила хобби.

Была замужем на протяжение 8-ми лет. В данный момент в разводе. Муж проявлял психологическое и физическое насилие. До замужества женщину содержали бабушка и мать. Трудовой стаж отсутствует. В данный момент живет у подруги, обеспечение получает за счет матери и ухажеров. Детей нет. Пережила потерю ребенка на раннем сроке беременности.

Астено-невротическая акцентуация имеет высокие показатели. Инфантильна. Безынициативная. Преобладает отрицательный эмоциональный фон. Зациклена на собственной внешности, при этом не акцентирует внимание на внутренней составляющей. Выявлена выраженная алекситимия.

Кругозор узкий. Интеллект на нормальном уровне развития. Умозаключения логичные. Критичность при анализе собственных поступков снижена. Концентрация внимания слабая. Работоспособность низкая. Речь неэмоциональная, монотонная, сильно вытягивает гласные. Словарный запас ограничен, часто затрудняется в оформлении мыслей. Преобладает зрительная память, имеет нарушения механизмов запоминания и воспроизведения. Специальные умения, навыки и знания отсутствуют, интересы ограничены бытовыми функциями и уходом за собой. Зависима от смартфона, постоянно обновляет ленту социальных сетей.

Темперамент меланхоличный. Ипохондрик. Выдумывает симптомы, оправдывая этим отсутствие трудовой занятости. Имеет положительный ВИЧ-статус. Болезнь отрицает, объясняя ее «заговором», терапию не принимает. Вирусная нагрузка в пределах нормы. Присутствуют признаки апатической депрессии.

В близких связях неразборчива. Нуждается в постоянном внимании со стороны противоположного пола. Предпочитает показывать напускную холодность при отвержении партнером. Наблюдается тревожно-избегающий тип привязанности.


Описание данного портрета пригодится многим специалистам, начиная от психиатра, заканчивая криминалистом.

Как можно увидеть, женщина находится в опасном состоянии и ей нужна помощь, а если она ее не получит, все может закончится очень плачевно.

Из него можно выудить самое главное, а именно инфантилизм, слабую мотивацию, психологические травмы, отсутствие навыков для выстраивания надежных отношений и признаки апатической депрессии. Далее легко спрогнозировать поведенческие реакции или дальнейшую жизнь человека, а именно, в этом случае, без вмешательства специалистов, можно говорить только о замужестве, где супруг возьмет роль отца или саморазрушении, которое закончится аддикциями разного рода.

Социально-психологический портрет группы лиц

Социально-психологический портрет группы лиц отдельная и интересная тема. Мне, как практикующему психологу, они очень пригождаются в работе. Ведь я со своего профессионального опыта не всегда могу оценить ту или иную группу, а множество ученых уже сделали это за меня, расписали риски появления определенных симптомов или поведенческих особенностей.

В научных библиотеках можно найти абсолютно разные исследования, посвященные написанию групповых портретов. Выделяют следующие критерии, которые помогают определить общее в сообществах различного вида:

  • Чем меньше согласуются конкретные признаки у человека с большинством людей, тем в большей степени они обусловлены его индивидуальностью;
  • Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение подвержено определенным паттернам и объясняется его индивидуальными особенностями;
  • Чем чаще повторяется выбранная линия поведения в похожих ситуациях, тем в большей степени оно определяется личностными факторами.

Рассмотрим такой пример, как психологический портрет малолетнего преступника. В данном контексте я не изучаю конкретную личность, а именно анализирую группу детей, вступивших на криминальный путь.

Согласно выше представленным критерием портрет будет выглядеть следующим образом:

  • Что выделяет такого ребенка на фоне большинства его сверстников? У несовершеннолетних преступников доминируют следующие черты характера: безволие, конформизм, агрессивность. Отсутствует мотивация к труду. Чаще всего они находятся в социально-опасном положении, семейные условия неудовлетворительные. Детско-родительские отношения носят деструктивный характер. Близкое окружение этих детей обладает низкими нравственными ценностями. Они часто жалеют себя, считают, что жизнь к ним несправедлива. У них снижен познавательный интерес. Их навыки характеризуются заниженным уровнем социализации. Они не адаптированы к условиям окружающего мира. Часто имеют нервно-психические заболевания и особенности развития интеллекта.
  • Как действует такой ребенок в различных ситуациях? Несовершеннолетние преступники проявляют безынициативность, лень. Если они не могут с легкостью решить проблему или выполнить действие, то это выливается в вспышки гнева, агрессию. Всегда пытаются всегда найти самый простой путь. Уходят от решения, возникающих проблем.
  • Как действует такой ребенок в однотипных ситуациях? Дети данной категории не пытаются найти оригинальное решение проблемы, действуют по знакомому алгоритму.

Таким образом, я схематично описала качества, которые присущи большинству несовершеннолетних, склонных к преступной деятельности.

По данному образцу можно описать совершенно любую группу людей и выделить черты и линии поведения, которые их будут отличать от общей массы людей.

Советы психологов

Как составить психологический портрет личности

Практика показывает, что характеристика человека или группы лиц, объединенных по общему признаку пригождается во многих сферах. Чтобы составить полный и качественный портрет стоит придерживаться нескольких советов.

Совет # 1. К написанию портрета нужно подходить всесторонне. Стоит обратить внимание на следующие аспекты: внешний вид, коммуникативные навыки, темперамент, поведенческие реакции, характер, особенности эмоциональной сферы, волевые и организаторские качества, интеллект, способности, хобби, мотивация, самоконтроль, работоспособность.

Совет # 2. Основа любого психологического портрета – это наблюдение. Оно должно проходить в непохожих ситуациях и при различных видах деятельности. Стоит обращать внимание на реакции человека, паттерны его поведения, мимику и эмоции, умозаключения, темп речи, а также на детали его внешнего вида.

  • Как оставаться самим собой и не потерять себя в огромном мире
  • Кто такие кинестетики — портрет, предрасположенности и советы психолога
  • Как перестать думать о прошлом и начать жить настоящим
  • 7 шагов к сильной и здоровой психике
  • Как жить флегматикам — Особенности темперамента и отличия

Совет # 3. Использование специальных методик – гарантия качества написанного портрета. Для изучения паттернов поведения, особенностей эмоционально-волевой сферы и высших психических функций стоит использовать тесты и опросники с высокой валидностью. К ним можно отнести: «10 слов», «Корректурная проба», «Тип мышления», «Тест оценки коэффициента интеллекта», «Тест на оценку логического мышления Войнаровского», «Патохарактерологический опросник», «Тест Айзенка», «Опросник Кеттела», Торонтскую шкалу Алекситимии», «Тест ТиД», «Шкалу Бека» и многие другие.

Совет # 4. Беседа с близким окружением – кладезь информации. Коллеги, родственники и друзья помогут сложить факты в общую картину и узнать особенности поведения в нестандартных ситуациях. Стоит обратить внимание на то, что полученную информацию таким образом, стоит подкреплять результатами наблюдения и с помощью методик. Ведь человек может рассказывать свои версии событий, которые не имеют отношения к реальности.

Совет # 5. Человек, составляющий психологический портрет, должен быть объективен. Не стоит приплетать свое личностное отношение, только в этом случае, он может быть достоверен. Описание личности человека – это сухие факты и анализ.

Совет # 6. Разработку психологических портретов нельзя доверять нумерологии или картам Таро. Данные методы можно рассматривать только с точки зрения развлечения. Например, очень модно составлять профиль личности с помощью методики, которую предложила А. Хшановская. И в этом ничего дурного нет, может быть какому-то человеку это поможет узнать себя лучше. Но стоит помнить, что научного обоснования под собой складывание цифр и рассматривание позиций не имеет.

теперь вы и сами имеете представление, как написать психологический портрет личности, чтобы он был достоверным, объективным и затрагивал различные сферы человеческой натуры. В него обязательно нужно включать следующие признаки:

  1. Социально-демографические (пол, возраст, образование, род деятельности, внешний вид);
  2. Социально-психологические (потребности, мотивы, особенности поведения и общения, ценностные ориентиры);
  3. Индивидуально-личностные (уровень развития высших психических функций, темперамент, акцентуации, особенности характера, пережитый опыт, уровень физического и психического здоровья).

Если данная тема для вас актуальна и вам в силу профессиональной или учебной деятельности нужно уметь составлять современный психологический портрет, рекомендую пособие С. Д. Некрасова «Как составить психологический портрет человека», в котором приведено множество методик, анкет, протоколов и советов.

Загрузка…

Обновлено: 28 июля 2022

Привет, дорогие читатели!

Всегда людей интересовало, кто с ними находится рядом. А дети мечтали: “Вот бы нам научиться читать мысли других”. Кстати, не только дети об этом мечтали. Скажу честно, мне легче было бы жить, если бы я умела читать мысли окружающих. Или тяжелее…

Психология XXI века практически смогла эту детскую мечту воплотить в жизнь. Она насобирала такое количество тестов, классификаций и методик, что уже возможно немного приоткрыть тайну внутреннего мира другого человека. Ниже мы рассмотрим, что такое психологический портрет личности и как его “рисовать”.

Оглавление

  • Определение
  • Для чего нужно его составлять
  • Основные требования к составлению портрета
  • Как составить
    • Темперамент
    • Характер
    • Способности
    • Мотивация
    • Интеллектуальные особенности
    • Эмоциональная сфера
    • Коммуникативность
    • Волевая сфера личности
    • Самоконтроль
    • Самооценка
    • Работа в коллективе
  • С помощью чего можно составить портрет
  • Пример психологического портрета личности
  • Заключение

Определение

Психологический портрет человека означает написанную характеристику, в которой отражаются все сферы личности, ее особенности, достоинства и недостатки.

Самому человеку тоже интересно узнать про себя. Не так давно я составляла такие портреты для сотрудников одной организации. Выводы тестирования вызвали фурор: кто-то узнал себя, даже прослезился, кто-то сразу стал отрицать написанное, но потом согласился, кто-то внешне отреагировал спокойно, но проследил, не хуже ли у него характеристика, чем у остальных.

Мы хотим знать о себе только хорошее. И нам не нравится, когда кто-то говорит о наших недостатках. Но профессионально-психологический портрет тем и хорош, что показывает наши и положительные, и отрицательные качества, а они у каждого есть.

Тогда почему нам так хочется узнать, что творится в голове собеседника? Потому что нам важно, что он думает о нас, слушает ли то, что мы говорим, как к нам относится. Но настоящий личностный портрет, который делают специалисты, нужен для более высоких целей.

Для чего нужно его составлять

Методики описания всех характеристик человека в последнее время очень популярны. Они применяются в разных отраслях.

Например, без психологического портрета сложно найти преступника. Ведь важно понять, почему он совершил правонарушение, что им двигало.

Без психопортрета также сложно отобрать претендентов на должность руководителя. Кому в фирме нужен человек, который не умеет работать в команде и выстраивать взаимоотношения с подчиненными?

Логопеды, психологи и дефектологи постоянно на комиссии пишут эмоциональный портрет маленького человека, чтобы знать, как ему помочь при различных отклонениях эмоциональной сферы.

Открою вам маленький секрет: вы даже сами можете сделать разбор своей личности, используя тесты на психологический портрет. Вы увидите, чем свободно можете заниматься и какую профессию выбирать, насколько вы коммуникабельны, что у вас с эмоциями и насколько развиты ваши когнитивные функции. Только не усердствуйте сильно при изучении себя. А если есть вопросы, обращайтесь, объясню!

Основные требования к составлению портрета

Написать психопортрет не может каждый встречный. Для этого люди в университетах учатся. Но некоторые принципы составления важно знать:

  • описать личность человека помогут тесты, но обязательно нужно использовать профессиональные методики;
  • при непонятных результатах обязательно обратитесь к специалисту, чтобы не накручивать себя;
  • составлять психопортрет нужно по определенной структуре, которую напишу ниже, иначе вы запутаетесь в данных.

Как составить

Есть несколько способов для составления социально-психологического портрета. Для этого используются тесты на характер, классификация типов личности, поведенческий анализ личности. Самый эффективный способ – анализ свойств человека с помощью тематических методик.

Темперамент

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, которое влияет на поведение и реакции человека. Подробнее об этой структуре личности читайте в другой моей статье, а здесь я расскажу очень коротко.

Виды темперамента человека

Темперамент человека

В психологической науке выделяют 4 типа:

  1. Холерик – человек со слабой нервной системой, но очень любит общаться, экстраверт. Такие люди импульсивны, вспыльчивы, могут нагрубить и тут же быть ласковыми, склонны к перепадам настроения. Часто эмоциональный фон негативный.
  2. Сангвиник – человек с сильной нервной системой, экстраверт. Из них получаются хорошие лидеры, отзывчивые и доброжелательные, но легкомысленные. Эмоциональный фон чаще положительный.
  3. Меланхолик – человек со слабой нервной системой, ранимый, спокойный, нерешительный, мнительный. Ему иногда нужно побыть наедине с самим собой, интроверт.
  4. Флегматик – человек с сильной нервной системой. Он стабильный, невозмутимый, работоспособный, легко выполняет монотонную работу, медлительный, интроверт.

Характер

Психологический анализ личности невозможен без учета особенностей ее характера. Здесь рассматриваются индивидуальные особенности. Все эти особенности делят на 4 группы:

  1. Отношение к труду. Что человек проявляет, будет ли это лень или трудолюбие, аккуратность или неряшество, добросовестность или недобросовестность, инициативность или пассивность, склонность к креативности и другие характеристики в рамках отношения к трудовой деятельности.
  2. Отношение к себе. Как человек себя оценивает и проявляет самоуважение, насколько самокритичный, скромный, имеет ли чувство собственного достоинства, проявляет ли эгоизм, тщеславие и другие положительные и отрицательные черты личности.
  3. Отношение к другим. Проявление чуткости и отзывчивости, уважения к окружающим или, наоборот, замкнутость, черствость и грубость.
  4. Отношение к вещам. Проявляет ли человек опрятность или все вещи бросает, бережлив он или халатен.

В психологической картине человека важно учитывать устойчивые особенности из каждой указанной группы.

Способности

Это определенные особенности, которые влияют на нашу успешность. Это часть личности, которая из врожденных задатков и мотивации человека помогает достигать того, что ему удается, что у него получается лучше другой деятельности. К этому присоединяется овладение специальными приемами и способами для более продуктивного выполнения.

Например, у человека есть музыкальные способности. Он идет учиться игре на фортепиано, овладевает приемами и способами профессиональной игры на инструменте и становится, допустим, лауреатом какого-то фестиваля.

Мотивация

В психологический разбор человека обязательно должна входить и эта сфера. Она определяет направленность личности и связана с ценностями и потребностями.

Эта сфера делится на мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач. Это можно увидеть еще в детском возрасте. Когда ребенок делает ровно то, что вы ему говорите, или проявляет инициативу и делает немного больше, чем нужно, что может.

При настройке на достижение успеха человек фокусируется на цели, достигает ее, движется и преодолевает препятствия. При избегании неудач появляется тревожность и фрустрация.

Интеллектуальные особенности

Здесь описывается способность человека развивать себя, воспринимать новую информацию, накапливать опыт, готовность показывать знания на практике. Это способность трезво оценивать ситуации и действовать в соответствии с ними, делать выводы, составлять мнение и оценивать.

Эмоциональная сфера

Здесь важно умение отображать свои переживания и настроение, как человек реагирует на изменение окружающей ситуации.

Эмоциональная сфера зависит от темперамента (холерикам сложно себя сдерживать), а также от уровня развития эмоционального интеллекта. Например, как человек понимает свои эмоции, умеет ли ими управлять, как понимает эмоции других людей.

Коммуникативность

В настоящее время очень важно уметь общаться и презентовать себя с помощью общения. Это умение влияет на качество жизни, располагает окружающих к человеку.

В каждом образце составления психологического портрета этому качеству уделяют особое внимание. Человека полностью открытого будут считать сильно наивным, а сильно скрытного будут избегать. Поэтому в общении нужно иметь баланс.

Волевая сфера личности

Способность личности управлять своим поведением: принимать решения, терпеть, нести ответственность, воздерживаться от чего-то, сосредотачиваться. Воля формируется в течение жизни, на нее влияет окружение человека и правила общества. Эта сфера не имеет задатков с рождения, а на ее воспитание человек может влиять самостоятельно.

Самоконтроль

Вовремя остановиться, не сказать что-то лишнее, контролировать себя, свои слова и действия, проявлять правила приличного поведения – это качества самоконтроля. Без него трудно наладить хорошее общение с людьми и вступить с кем-то в дружеские и любовные отношения.

Тех, кто не может держать себя в руках, психует или не следит за своим языком и выдает тайны, недолюбливают. С ними стараются не общаться. Многие предприниматели обращают внимание на это качество, когда берут кого-то на работу. Некоторые даже специально ставят вас в неловкие ситуации, чтобы посмотреть на реакцию.

Самооценка

Это одна из самых главных составляющих личности. Она обязательно указывается в психопортрете. Она показывает, насколько адекватно человек воспринимает свое “Я”, достижения и другие характеристики.

Виды самооценки личности

Самооценка личности

Чем ближе самооценка к адекватной, тем лучше человек адаптируется к любой новой ситуации, приспосабливается к жизни.

Читайте, как повысить самооценку и поверить в себя. Только самые действенные способы и много полезных материалов.

Работа в коллективе

Не все могут работать в команде. Есть волки-одиночки, которые не могут вместе с кем-то достигать целей, они лучше работают в одиночестве. Но это ценный навык, наличие которого указывается в портрете. Он помогает прислушиваться к другим людям и подстраиваться под общие цели.

С помощью чего можно составить портрет

И вот мы подошли к ответственному моменту – инструментам составления психопортрета. Без них составить портрет ребенка или взрослого человека невозможно.

Можно самостоятельно подобрать методики, если вы воспользуетесь подборкой тестов на психологический портрет личности. Также есть несколько методик, которые можно пройти онлайн прямо сейчас:

  1. Тест когнитивных способностей показывает, насколько вы работоспособны и где можете работать эффективно. Вы увидите свои сильные и слабые стороны. Также здесь будет отображена персональная профильная карта со всеми личностными и когнитивными характеристиками. Стоимость теста – 1 990 руб.
  2. Сокращенный тест Мини-СМИЛ – здесь всего 65 вопросов (против 567 в полном варианте). Результаты опросника покажут ваши доминирующие черты характера, склонность к риску, уровень самооценки, стиль общения и т. д.
  3. Опросник стилей деятельности – оценка мотивации на достижение успеха или избегание неудач, а также тут можно увидеть, как человек достигает поставленных целей.
  4. Психологический портрет – оценка основных сфер личности человека. Здесь 105 вопросов, на которые нужно ответить, выбрав один из трех вариантов. Тест обширный, но и результаты вас порадуют своей подробностью.

Пример психологического портрета личности

Ну и под конец статьи хотелось бы показать на примере, как написать психопортрет человеку. Ниже приблизительный образец, который облегчит вам работу.

Имя: Хрониченко Евгения.

Пол, возраст: Женщина, 32 года.

Темперамент: Сангвиник.

Основные черты характера: Хороший организатор, имеет лидерские качества, ранима, общительна, со всеми находит общий язык, прямолинейная, свободолюбивая.

Самооценка: Адекватная.

Интеллект: Умная, имеет высшее образование.

Мотивация: Высокая. Женщина мотивирована на достижение поставленных целей, у нее много интересных планов, идей по улучшению работы, постоянно в движении.

Эмоциональность: Эмоциональный фон положительный, постоянно с приподнятым настроением и других заряжает энергией.

Коммуникативность: На высоком уровне, умеет объединить коллектив вокруг общего дела, общей идеи. Легко заводит новые знакомства, умеет преданно дружить.

Саморегуляция: Хорошо владеет собой, но бывают эмоциональные вспышки, если это касается справедливости. Чаще всего трезвость ума преобладает над эмоциями.

Таким же образом можно описать мужчину, ребенка, студента, гражданина в листе оценки для составления психологического портрета. У каждого будет свой набор характеристик. Я дала сжатый портрет знакомой, не проводя исследование личности. Но по результатам тестов информации о человеке будет гораздо больше.

Заключение

Дорогие читатели! У меня к вам убедительная просьба: если вы решили исследовать себя, какие бы ни вышли результаты, примите их. А если возникают вопросы по поводу своей личности, обратитесь к психологу.

Потому что в наш век повышенного интереса к психологии многие считают себя “профессорами” в этой сфере и начинают ставить диагнозы направо и налево. Не делайте так!

Помните, что вы – разносторонняя личность, что у вас есть свои достоинства и свои недостатки. Психологический портрет – отличная возможность познакомиться с собой поближе, понять, какие свои сильные стороны можно развивать и использовать в рабочих, межличностных и любовных отношениях.

Развивайтесь и узнавайте себя и других! До встречи!

С Уважением, Людмила Редькина

Добавить комментарий