Как составить характеристику на ребенка аутиста

Муниципальное бюджетное
дошкольное учреждение

«Детский сад № «………….»

г.     ……………      ……………..
район   …………………………….область

_________________________________________________________________________

               « …» __________
20__г.

Психолого – педагогическая
характеристика

ФИО ребенка: 

Дата рождения:    

Домашний адрес:

Поступил в детский сад в
возрасте –

Состав семьи: мама
–………………………………………………….., папа –………………………, ребенок – ……………………………………. .

Ребенок воспитывается
в полной семье. Воспитанием занимаются оба родителя. Родительско-детские
отношения гармоничные, поддерживающие, компетентные. Родители  доброжелательные,
уделяют ребенку много внимания, тепла и заботы, замечают и понимают его
трудности.

Направленное диагностическое обследование провести не
удалось из-за низкой посещаемости мальчиком детского сада по болезни.

При наблюдении нa
первый план выступают: аутистическая отгороженность, сенсорная избирательность.

1. Эмоционально-личностное своеобразие отношений:

-специфика отношений со взрослыми,
сверстниками

Коммуникацию со взрослыми устанавливает
на короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не
избегает, часто является его инициатором.

В общение со сверстниками не вступает.
Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует.

Когда посещает детский сад, настроение
чаще бывает хорошим. После длительного отсутствия (по болезни) ребенок капризный.

Отношение со сверстниками:

– затруднения в том, что нет диалога, к
сверстникам не обращается.

В свободной деятельности ребенок чувствует
себя комфортно, играет с игрушками и игрушками-заместителями, наблюдает за
играми детей, но чаще играет один. В организованной деятельности может немного
принять участие, но быстро переключается и замыкается.

Показатели личностного развития: принимает
помощь сверстников и воспитателей, одевается с помощью взрослого и просит
помощи жестами, если что-то не получается, ходит в туалет и моет руки только
при указании воспитателя.

2.  Физическое, моторное развитие:

Общая моторика: Наблюдается
несовершенство общей моторики, неточность движений, испытывает трудности
регуляции темпа движений.

Тонка моторика: У мальчика слабо
скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на
бытовом уровне. Ведущая рука – правая.

3. Познавательное и речевое развитие:

Предложенные задания выполняет крайне
избирательно. При попытке педагога привлечь к решению поставленной
познавательной задачи, возникновении
малейших затруднений проявляет негативные реакции
: кричит, плачет,
разбрасывает игрушки.

Реагирует на обращение по имени.
Сложности проведения полноценной логопедической диагностики, т. к. при
обращении ребенок 
не всегда проявляет понимания обращенной речи. Нарушено звукопроизношение.

С интересом относится к двигательным
упражнениям с речевым сопровождением (педагог выполняет движения руками, ногами ребенка).
С удовольствием выполняет дыхательную гимнастику( «Подуй на листочки» и
т. д.). Быстро утомляем.

Когда устает пытается встать и уйти, при этом выражая негативизм:
повторение нефункциональных движений, выражает свой протест вокализациями.

Реакция на поощрение и порицание со
стороны педагога не ярко выражена.

4. Игровая и продуктивная деятельность.

Игровая: Самостоятельная игра
сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия чаще
однообразны. Использует предметный способ решения игровых задач. Игровые
действия эмоционально не окрашены, ролевые высказывания недоступны. В основном
играет один.

Продуктивная: интереса к данной
деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы.
Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.

Особенности внимания:

Ребенок не умеет длительно
сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению
внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеянное внимания на
второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения,
недостаточный уровень произвольности внимания.

Особенности поведения:

Имеют место нарушения поведения.
Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным,
сверстникам. Не всегда подчиняется требованиям взрослых.

Особенности эмоционально-волевой сферы:

Мальчик двигательно
расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные
вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Работоспособность:

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем,
истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив.

Принимает направляющую помощь взрослого.
Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо,
навыки
опрятности сформированы частично.
Требуется
постоянное сопровождение взрослого в процессе любой деятельности.

В детском саду мальчик нуждается в
постоянном контроле со стороны педагога.

Исходя из анализа развития ребёнка в период посещения ДОУ
можно сделать следующий вывод
: обучение по общеобразовательной программе
у ребенка вызывает
сложности
; требуется адаптация программы к уровню развития ребёнка.

Все сказанное выше
свидетельствует о необходимости разработки индивидуального психолого – педагогического
сопровождения и направления к медицинским специалистам.

Заведующий     ____________________         

Педагог-психолог       
______________         

Воспитатель
              _______________           

С  психолого-педагогической
характеристикой ознакомлена  (-н,-ны):

______________________(подпись
родителей (законных представителей)           

Характеристика на ребенка-аутиста

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 29 августа, 2020

Обновлено: 25 марта, 2021

Характеристика на ребенка аутиста составляется регулярно

Психологическая характеристика аутичного ребенка школьника или дошкольника пишется совместно психологом и педагогом, которые работают с особенным малышом. Иногда свою характеристику добавляет логопед или коррекционный педагог, проводящий дополнительные занятия.

Когда в семье есть малыш с расстройствами аутического спектра (РАС), родителям приходится решать специфические проблемы. Такому ребенку нужны курсы лечения и реабилитации, особые условия обучения, оформление инвалидности и другие мероприятия. До достижения 18 лет, потребуется периодически проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В пакет документов, предоставляемых членам комиссии, входит и характеристика, составляемая людьми, которые с ним контактирует в образовательных учреждениях.

По сути, это – описание аутичного ребенка, школьника или дошкольника, с перечислением особенностей поведения, возможностями, с указанием проводимой с ним работы. Иногда в документ включается характеристика семейного окружения, как одного из основных факторов, влияющих на развитие аутиста.

Содержание статьи:

  • 1 Для чего нужна характеристика?
  • 2 Что входит в готовую психолого-педагогическую характеристику на ребенка-аутиста?
  • 3 Образец характеристики на ребенка- аутиста (дошкольника или школьника) для ПМПК
    • 3.1 Заглавие
    • 3.2 Изменения в состоянии
    • 3.3 Моторика
    • 3.4 Восприятие
    • 3.5 Социальные навыки
    • 3.6 Заключения и выводы
  • 4 Список использованной литературы

Для чего нужна характеристика?

Получать подобный документ на протяжении первых 18 лет жизни придется несколько раз.

Описание состояния ребенка от специалистов необходимо в нескольких случаях:

  • прохождение комиссии для установления диагноза и разработки коррекционной программы;
  • для получения и подтверждении статуса ребенка-инвалида;
  • при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу;
  • в случае перевода в другое место, например, из специализированной школы в общеобразовательное учреждение.

Опрос кмиссией для характеристики аутиста

Также подобная характеристика может быть запрошена у школы органами социальной поддержки граждан, опеки и попечения в оговоренных законом ситуациях.

Что входит в готовую психолого-педагогическую характеристику на ребенка-аутиста?

Характеристика, составляемая на ученика-аутиста, девочку или мальчика, содержит в себе информацию, касающуюся психологического состояния, умений, навыков, проявляемого характера, выявленных особенностей ребенка.

Если документ составляется специалистами не впервые, в нем отмечаются результаты коррекционной работы, коли таковые имеются.

В стандартную характеристику аутичного ребенка, школьника или дошкольника, входят:

  • полное название организации, предоставляющей документ;
  • личные данные ребенка: дата рождения, имя, фамилия, отчество, паспортные данные родителей;
  • дата поступления в учреждение;
  • указание результатов ранее пройденных комиссий;
  • диагноз – развернутый, с указанием вида аутизма, степени тяжести;
  • рекомендации, данные предыдущей организацией;

Ребенок аутист отказывается контактировать

  • описание внешности;
  • психологическое состояние ребенка на момент написания характеристики, если оно нестабильно, то описывают выявленные причины такого явления;
  • выстраиваемые со сверстниками отношения;
  • отношение ко взрослым разной степени близости (родственникам, постоянным педагогам, малознакомым людям);
  • отношение к игрушкам, предпочтения в играх, желание участвовать в ролевых играх, характерных для возраста;
  • ориентировка в пространстве и собственном теле;
  • социально-бытовые навыки по возрасту;
  • отношение, показываемое к разным типам занятий, способность освоения новых знаний, умений;
  • темп деятельности при выполнении различной деятельности, при помощи со стороны, в группе;
  • физическое развитие;
  • динамика формирования моторных, речевых, интеллектуальных навыков.

Дополнительно прописываются конкретные случаи, демонстрирующие поведение ребенка в кризисной ситуации. Детализация таких эпизодов, поможет лучше понять уровень развития и состояние на момент проведения диагностики и написания характеристики.

Образец характеристики на ребенка- аутиста (дошкольника или школьника) для ПМПК

При составлении документации подобного рода стоит учитывать, что в каждом регионе могут быть свои нормы и требования к указываемой информации и оформлению бланка. К тому же в типовые образцы и рекомендации вносятся коррективы в соответствии с действующими правовыми актами. Поэтому непосредственно перед написанием, стоит запросить свежий образец оформления из ПМПК.

Нюансы, как правило, касаются именно оформления, а не предоставляемой информации и ее объема.

Образец психологической характеристики на ребенка с аутизмом включает в себя ряд подразделов.

Заглавие

1. Полное название учреждения, в котором обучается ребенок.

2. ФИО и дата рождения: Иванов Иван Алексеевич, 05.05.2015 г.

3. Поступил в …. (тип учреждения) из семьи ….(дата официального зачисления). Заключение ОПМПК от …….. (дата): диагноз указывается полностью совпадающим с первоначальным сопроводительным документом.

4. Обучение проводится по специальной адаптированной программе (код программы). Форма обучения: групповая или индивидуальная.

Изменения в состоянии

5. За прошедший период выявлена положительная динамика по нескольким направлениям:

  • Расширился список знания о себе и о мире. Мальчик знает свое имя и откликается на него, может назвать имена родителей, называет предметы окружающего мира, которые использует постоянно.
  • Знает и выделяет предметы по подтемам.
  • Любознательность на низком уровне. К самостоятельному изучению окружающего мира не стремится.
  • Навыки самообслуживания сформированы не полностью.

Моторика

6. Наблюдается нарушения координации движений. Слабо сформированы моторные навыки, мелкая моторика не развита. Неловок, затрудняется повторить движения взрослых людей. Ведущая рука – правая.

7. Функция речи. Экспрессивная речь сформирована слабо. Воспроизводит отдельные звуки, слова. Эмоции проявляет нечленораздельным криком.

Восприятие

8. Сенсорные процессы сформированы не полностью: разделяет предметы по цвету, величине, но затрудняется разделить на группы по типу использования. Делит на тематические группы и считает, раскладывая до 4 только с помощью воспитателя.

Социальные навыки

9. Обращение в речи отсутствует. Присутствует большое количество слов и фраз – штампов. Грамматический строй речи нарушен. Личные местоимения не используются.

10. Результат деятельности достигается только при совместных действиях с взрослыми. С другими детьми контактировать резко отказывается. При попытке выполнять групповые задания ведет себя агрессивно.

Заключения и выводы

11. Работоспособность низкая, но имеет тягу к занятиям. Обучаем.

12. Обучение и воспитание осуществляют: …

13. Еженедельно проводятся задания: Стандартная продолжительность:

14. Образовательная нагрузка в неделю: …

Учитель – дефектолог: ФИО и подпись.

Директор образовательного учреждения: ФИО и подпись.

Список использованной литературы

  1. «Об образовании в российской федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Петрова Екатерина Александровна. “Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования”// Проблемы современного педагогического образования, №. 61-3, 2018, стр. 173-176.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Задача дошкольного психолога при составлении характеристики на ребенка с диагнозом РАС отразить результаты обледования развития психических познавательных и психомоторных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы.

Совместо с воспитателем, или по результатам личных наблюдений в представлении психолога еще отражаются специфика внешнего вида и поведения, особенности игровой деятельности ребенка-аутиста.

Написать психологу характеристику на ребенка с расройством аутистического спектра – задача непростая. Все дети с этим диагнозом очень разные. Поэтому представляю образец из своего опыта на девочку с синдромом РАС старшего дошкольного возраста.

С ребенком уже проводилась коррекционная работа, поэтому в представлении отражена положительная динамика.

Специфика внешнего вида и поведения ребенка с РАС

Девочку в детский сад приводят чистой, опрятной.

Навыки самообслуживания:

  • с помощью взрослого пользуется туалетными принадлежностями, умывается, моет руки, не умеет расчесывать волосы;
  • с помощью взрослого или сверстника одевается, раздевается; по просьбе убирает вещи в шкафчик;
  • умеет самостоятельно есть, пить, но при этом очень не аккуратна, часто суп выпивает из тарелки, вторые блюда ест, беря руками.

На обращения воспитателя реагирует не сразу, иногда реакция проявляется в резкой агрессивной вспышке, но чаще всего реагирует спокойно после нескольких обращений. В режимных моментах и в процессе НОД нуждается в помощи взрослого. С детьми практически не контактирует.

Особенности ведущей деятельности ребенка

Девочка стала воспроизводить некоторые элементы сюжетной игры, есть элементы воображения: может взять рыбку и имитировать, будто она плывет по волнам, кукла шагает, кукла кушает. Эти сюжеты незавершенные, фрагментарные.

Проявляет интерес к конструированию. Может обыграть постройку: построить домик, заводить и выводить из него лошадку; выстроить блоки, как будто это вагончики, посадить пассажиров.

Любит рассматривать иллюстрации в книгах. Если к ней подсаживается кто-то из детей и своей игрой нарушает ход её игры – выражает бурный протест. Сама в игры детей не стремится. Любит игры с песком, водой, но больше в плане релаксационного эффекта – без сюжета просто пересыпает песок, или переливает из емкостей воду.

Развитие двигательных функций ребенка

При оценке двигательной активности наблюдается неритмичность, хаотичность, нескоординированность движений связанных с крупной моторикой, девочка не воспроизводит заданный ритм (постучи ногами, похлопай руками), не пытается подражать движениям взрослого. В заданиях «Нанижи бусины на веревочку», «Собери пирамидки», «Соедини часть» – справляется с заданиями, работая сосредоточенно, медленно. Графические навыки нарабатываются слабо.

Ведущая рука: правая.

Из диагностического инструментария
Из диагностического инструментария

Характеристика особенностей восприятия ребенка с РАС

Зрительное восприятие: узкофрагментарное, избирательное. Называет части изображения, образы целиком (собака, нос, хвост, уши), но объединить образы в сюжет (собака гуляет на улице) не может. Складывает картинки из 4-6 частей, пазлы, но выполнить это задание, если фрагменты вырезаны не под прямым углом, а по ломанным линиям девочке затруднительно.

Слуховое восприятие: избирательное, фрагментарное, девочка может верно назвать животных, которые издают те или иные звуки, а может и не реагировать на звуки, слова в речи. Музыка вызывает положительные эмоции, девочка, напевая знакомые мелодии, интонирует, часто воспроизводит узнаваемо мотив.

Тактильное восприятие: предметы берет в руки, правильно их называет, но теряет к этим же предметам интерес в игре «Волшебный мешочек», не называет на ощупь ни один предмет.

Уровень развития внимания: преобладает непроизвольное, девочка с помощью взрослого может сосредоточиться на выполнении задания на 3-5 минут. Но при отсутствии цели, смыслового восприятия, почему нужно выполнить это задание, быстро теряет интерес. Хотя девочка может увлеченно, ни на что не реагируя подолгу заниматься каким-то делом (рассматривать подолгу иллюстрации в книге, перебирать мелкие игрушки) при выполнении заданий, имеющих учебную направленность такой долгой сосредоточенности не наблюдается.

Особенности мнестической деятельности: кратковременная зрительная память – ниже среднего уровня. Стабильно узнает 2 из 5 ранее предъявленных картинок среди других, запоминает, куда спрятали игрушку, но не всегда имеет мотивацию выполнять подобные задания даже представленные как игра. Уровень слуховой памяти – выявить не удалось, т.к. девочка следом за взрослым эхом поверяет слова, но не воспроизводит их самостоятельно. Девочка наизусть помнит аудиосказки, мультфильмы, но пересказывает спонтанно, механически, без учета текущей ситуации.

Мыслительные процессы: мышление наглядно-действенное развито, но имеет свои особенности: с незнакомым материалом (неизвестный ранее конструктор, коробки форм) девочка может подолгу манипулировать безрезультатно, однако при 1-2 кратном показе со стороны взрослого, как это делать правильно – больше не совершает ошибок.

Наглядно-образное мышление не развито в соответствии с возрастной нормой из-за особенностей развития восприятия: девочка не выкладывает в правильном порядке последовательность даже из трех картинок, хотя называет, что изображено на каждой. Даже после того, как взрослый разложил картинки и воспроизвел рассказ: «собачка была грязная, потом её искупали, и она стала чистая», повторно вновь сделала неправильно, не обращая внимания на наводящие вопросы.

Девочка испытывает большие затруднения с систематизаций материала по карточкам: не соотносит правильно животное и детеныша, что к какой профессии подходит, хотя правильно называет большинство картинок. Не обобщает понятия, не классифицирует. Может несколько раз выполнить простую инструкцию с карточками: «Обувь на обувь, одежду на одежду», но ответить потом по картинке, как это называется одним словом – затрудняется. Не выделяет 4-ый лишний, не обращает внимание на несоответствия в картинках «Нелепицы».

Стала ориентироваться в частях тела. Может показать на себе некоторые части тела: уши, рот, голову, пальчики. Но в то же время проанализировать и ответить каких частей лица не хватает в зеркале (методика «Зеркало») – не может.

Причинно-следственные связи девочка установить не может, но усваивает связь между некоторыми наглядными понятиями, как неизменный алгоритм (Кукле дали ложку – что она будет делать? «Есть», Кукле дали чашку– что она будет делать? «Пить»). Но если девочка не манипулирует предметами, а пытается решить подобную задачу по картинке (какой из предметов должен взять Мишка, чтобы кушать кашу) – результат низкий.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка с аутизмом

Эмоциональный фон ребенка имеет свои особенности. Отстраненная пассивность может сменяться всплесками двигательной активности, говорливости. При утомляемости девочка совершает непроизвольные движения руками, сильно при этом напрягаясь и наклоняясь вперед. После тихого часа часто наблюдаются необоснованный плач, нежелание вступать с кем либо даже в тактильный контакт.

Из спектра эмоций и чувств чаще всего проявляется заинтересованность, радость, недовольство (если окружающие не понимают, что в данный момент хочется).

Вывод: психические познавательные процессы не сформированы в соответствии с возрастной нормой, общий уровень развития психических познавательных процессов – низкий, восприятие имеет свои особенности связанные с общим расстройством аутистического спектра.

Все по бумагам собираю для вас здесь: #документация психолога из детсада

В помощь воспитателю на канале подготовлена:

Педагогическая характеристика на ребенка с диагнозом РАС. Представление на аутиста. Дошкольники

Характеристика

на ученика  4 класса

(надомное обучение)

________________________________

____________обучается в ГБОУ Школа ________ с сентября 20__ года по надомной форме обучения.  

Семья полная, состоит из 2-х человек.   Родители очень любят ребенка,  заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в его успешном развитии.    Находясь в городе, на улицу выходят редко, мальчика раздражают и пугают городские звуки, взгляды людей. Не выносит громких звуков,   его  раздражает телевизор, компьютер, телефон. Пугается звуков, раздающихся из соседних квартир, вздрагивает, замирает, может вскочить из-за стола..

Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме.  Редко болеет соматическими заболеваниями.

Эмоциональное состояние мальчика продолжает оставаться неустойчивым. Наблюдаются смены настроения, негативизм.  При наступлении аффективного приступа ребенок напрягается, может  закусывать зубами ручку или карандаш, начинает раскачиваться на стуле, издает монотонные звуки, начинает плакать.  В этом учебном году   подобных    поведенческих срывов на занятиях     было немного (два-три  за весь год). По внешним проявлениям их можно предугадать в   самом начале и предотвратить (не всегда), переключив ребенка на другой вид деятельности, обычно это физкультурные упражнения.   Спокойно реагирует на выключение и включение света.  

Не проявляет никакого интереса к игрушкам, играм.      Но может по собственной инициативе   раскрашивать, обводить буквы и цифры в прописях (действия механические).

Испытывает значительные трудности в общении с другими людьми. Общение  с учителем не отвергает.    Протягивает для приветствия руку, здоровается полной фразой,   говорит быстро и тихо.   Выполняет просьбу «Посмотри на меня», но останавливает взгляд на лице другого человека только на несколько секунд.     Спокойно реагирует на смену занятий, делает двигательные физкультминутки между уроками,  берет за руку, допускает ситуацию тактильного контакта, делает все упражнения по показу. Хорошо запоминает последовательность упражнений в комплексе.  

Поведение повторяющееся, ритуалистическое.  Четко выражено стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни. Очень зависим от организации учебного пространства.

 Ребенок  обладает речью, но  испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.  Понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего.  Активная речь сформирована на уровне фраз и коротких предложений. Отмечается наличие речевых штампов, эхолалий. Речь малосодержательная, не всегда соотносится с выполняемыми действиями. Звукопроизношение нарушено.   Высказывания интонационно маловыразительны. В спокойном состоянии голос слабо-модулированный, тихий, но в состоянии возбуждения начинает говорить громко, почти кричит.  Пассивный словарь значительно  преобладает над  активным.

 Уровень основных мыслительных операций  снижен.   Внимание неустойчивое, истощаемое.   Продуктивность    низкая.   Целенаправленная деятельность формируется слабо.     Самостоятельно работать не может.  Из-за отсутствия регуляции собственной деятельности, не может удержать даже простые задания. Слуховая и зрительная память относительно сохранны.  Хорошо запоминает небольшие по объему стихи, названия, стихи для пальчиковой гимнастики, может повторить ряд слов.  

Учебное поведение в основном  сформировано: принимает учебную позу (хотя долго её не удерживает), никогда не отказывается от выполнения  задания учителя, выполняет  знакомые речевые инструкции, действия по подражанию и образцу. Но вся учебная деятельность осуществляется только при непосредственной помощи и контроле учителя, при  условии пошагового контроля за выполнением задания.

Содержание индивидуальной учебной программы соответствует уровню учебного материала второго класса.

  Пройдены все буквы алфавита. На механическом уровне запоминает теоретический материал:   деление звуков на гласные и согласные, деление слова на слоги. Запомнил пары глухих и звонких согласных, знаком с понятиями «ударение», «мягкие и твердые согласные», знает некоторые орфографические правила,  но на практике любое действие выполняется с подсказкой учителя. С помощью учителя составляет схему предложения, выделяет предлоги, ставит вопрос к главным членам предложения.

        Чтение. Знает  все буквы. Но учебный навык не автоматизирован. В зависимости от состояния, может называть все буквы правильно, а может забывать и путать. Слоговое чтение немного улучшилось, но значительных качественных изменений нет. Сливает буквы в прямые и обратные слоги  (иногда самостоятельно, но в основном  с помощью учителя), может прочитать слоги со стечением согласных, пытается читать короткие простые слова слитно, но образ целого слова не видит.  Зрительное внимание на низком уровне, не видит строку, взгляд отводит, больше обращает внимание на действия учителя, его артикуляцию, а не на текст учебника, требуется постоянное привлечение внимание к тексту. Отвечает на вопросы по тексту (после чтения учителя), ответы не развернутые, может назвать основных действующих лиц, их действия, но логику сюжета не понимает, требуется помощь в виде наводящих вопросов.

                 Письмо. Навык самостоятельного письма не формируется. Забывает написание письменных букв. Трудности возникают  при соотнесении печатного и письменного образа буквы, самостоятельном написании письменных букв, соединении букв в слове.   Письменные  буквы пишет    по обводке, по образцу,  с минимальной помощью может писать отдельные буквы самостоятельно.   При обводке может нарушать последовательность написания элементов, письмо механическое. Под диктовку   пишет отдельные буквы.. В тетради не ориентируется.  

Но наблюдаются минимальные положительные продвижения: более уверенно списывает с печатного текста печатными буквами (буквы, слоги, слова, предложения). Более уверенно пишет самостоятельно некоторые письменные буквы, списывает даже короткие слова. Может прочитать слово, написанное не только печатными, но и письменными буквами. Хорошо воспринимает подсказку-показ написания буквы (движения руки учителя), названия элементов букв.  

Математика. Механический счет 1-20   прямой и обратный,  называет соседей чисел (с опорой на наглядность), определяет большее число.  Цифры 1-10 пишет по образцу и под диктовку.    Понимание состава числа не формируется. В течение года работали над механическим запоминанием  таблиц состава числа, есть положительная динамика, но навык не автоматизирован. Действия сложения и вычитания в пределах 20 выполняет на наглядном материале с помощью учителя (присчетом). Различает однозначное и двузначное число.  В двузначном числе может назвать количество десятков и единиц. Но запись двузначного числа под диктовку затруднена, начинает писать со второго знака (единицы). С помощью учителя решает сложные примеры. Понял принцип взаимозаменяемости действий сложения и вычитания. Выполняет примеры типа «14-4». Простые арифметические задачи решает только с помощью учителя, смысл задач не понимает.

Графическая деятельность сформирована слабо, требуется помощь учителя при выполнении графических работ в тетради. Но знает все геометрические фигуры, знает виды углов,  знает меры длины, измеряет длину отрезков.  Показывает части геометрических фигур (углы, стороны).

Но все учебные действия носят механический характер.  Действия и ответы носят ситуативный характер, может правильно ответить на вопрос или не ответить на него совсем. Очень зависим от формулировки вопроса или задания.

                Мотивационно-волевая сфера снижена. Ситуация успеха не вызывает у ребенка явных положительных эмоций. Реакция на одобрение и замечания равнодушная.

Учитель-дефектолог                                                                

Характеристика воспитанника МКДОУ№

(фамилия, имя ребенка)

Дата рождения и полные данные ребенка: фамилия, имя, отчество. Проживает по адресу: (полный домашний адрес).

Мама: сведения о матери воспитанника: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование : высшее или средне – специальное, место работы и должность. Например, домохозяйка, находится в декретном отпуске.

Папа: сведения об отце воспитанника: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование средне – специальное, техническое, место работы. должность. Например,ООО «Нефте Транс Сервис», разнорабочий.

Условия воспитания и проживания ребенка: Ребёнок воспитывается в полной семье. Семья проживает в благоустроенном 2-х комнатной квартире, жилье съемное. Воспитанием ребёнка занимаются оба родителя. Мама очень внимательно относится к рекомендациям педагогов, старается их выполнять. (имя воспитанника) любят, заботятся о нем.

Время поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение, программа обучения. Например: (Имя ребенка) поступил в МКДОУ№… в декабре 2018 года, обучается в специализированной старшей группе по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.

Описание периода адаптации ребенка в данной группе. Например: Период адаптации (имя воспитанника) перенес спокойно. У ребёнка отмечается бесцельность, непродуктивность движений, непоседливость, постоянная бесцельная ходьба по группе, хватание и разбрасывание предметов. На требования и просьбы взрослого ребёнок не реагирует.

Навыки самообслуживания, особенности поведения ребенка. Например: Навыками самообслуживания мальчик не владеет. Пользоваться туалетными принадлежностями может только под контролем взрослого. У ребенка наблюдается дневной энурез. Ребёнок самостоятельно не одевается, не раздевается. Научился понимать простые требования взрослых: «Садись, кушай», «Пойдем в туалет». Ребенок не отзывается на свое имя, не выполняет просьбу «Подойди ко мне», «Пойдем играть».

Во время приёма пищи мальчик двигательно расторможен: он хватает у детей куски хлеба, ест не свою порцию, при приеме пищи не соблюдает последовательность, столовыми приборами пользоваться не умеет, неопрятен.

В группе (имя ребенка) держится обособленно от детей, у него наблюдаются хаотичные движения по группе. Ребенок не вступает в контакт со взрослыми и детьми. Просто подходит к педагогу, заглядывает в глаза и произносит любое слово, например «компьютер», не относящееся к происходящему. Склонен к «обнюхиванию» детей и взрослых, после чего принимает позу собаки. Попытки ребят вовлечь (имя ребенка) в совместную игру ребенок игнорирует.

Игровая деятельность. Например: Игровая деятельность – отсутствует. Из игрушек бесцельно манипулирует только машинкой. Не убирает за собой вещи, игрушки. Любит стучать музыкальным молоточком по столу, испытывает при этом радость, но бьет со всей силы, ломает игрушки.

Динамика развития, чему научился ребенок за период посещения данного учреждения. Например: Научился собирать 3- местную пирамидку, Пробу «Почтовый ящик» домик выполняет под контролем взрослого. Целостность и предметность восприятия у ребенка нарушены. Самостоятельно в пределах группы не ориентируется, ему все равно в каком направлении двигаться, взрослый разворачивает его, он идет в указанном направлении, не вникая в суть происходящего. На занятия идет за руку. (Имя ребенка) запомнил стихи про цифры, повторяет их вслед за педагогом. Педагог называет число, например: один, ребенок называет следующее, говорит два, педагог произносит следующее число три, (имя ребенка) называет последующее число за ним: четыре, так считаем до десяти, но ребенок считает чисто механически, на предметах нужное количество не откладывает. Понятия больше, мало, одинаково не доступны, ребенок не понимает просьбы «Возьми одну палочку».

Состояние психических процессов у ребенка. Например: Запас представлений об окружающем мире, память, мышление, состояние фонематического слуха не представляется возможным обследовать, ребенок не понимает простейших инструкций, не выполняет их.

Речь ребенка. Например: Понимание обращенной речи нарушено. Инструкцию нужно повторять несколько раз, внимание ребёнка не привлекается даже на явный раздражитель, по просьбе взрослого (имя ребенка) не фиксирует взгляд ни на объекте или демонстрационном пособии, ни на лице говорящего человека. У ребенка наблюдается эхолалия. Динамическая сторона: голос без особенностей, физиологический и фонационный выдох не достаточной силы. (Имя ребенка) повторяет слова за взрослым разборчиво, в активной речи – отдельные слова. Подражательная деятельность развита, но не осознана. Продуктивная деятельность. Например: Продуктивная деятельность отсутствует, ребёнок может только хаотично чиркать карандашом по бумаге, раскрашивать не умеет.

Наблюдения и заключение психолога. Например: Самоконтроль у ребёнка отсутствует. Эмоции не дифференцированы, эмоциональный фон ровный, эмоционально – волевая сфера незрелая. Познавательный интерес отсутствует. Коммуникативные навыки не сформированы.

Заведующий МКДОУ № _____/Ф.И.О./

Учитель – дефектолог: ______/Ф.И.О./

Учитель – логопед: _________/Ф.И.О./

Педагог-психолог:__________/Ф.И.О./ Воспитатель:_______________/Ф.И.О./

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/387877-harakteristika-na-pjatiletnego-rebenka-s-rass

Добавить комментарий