Психолого-педагогическая характеристика
Шулбаева Ильдара Сагидуллаевича ученика 3 класса
МОУ – СОШ п. им. Тельмана
Марксовского района Саратовской области
Шулбаев Ильдар Сагидуллаевич родился 24 июня 2003 г. Семья, где растет ребенок полная, есть старшая сестра. Обучается в данной школе четвёртый год.
Психологические данные о ребенке:
Имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на уроке замедленна, имеются неточности. Внимание недостаточно устойчивое.
Умеет управлять своим поведением, усидчив.
Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту.
Умеет уживаться в коллективе, дружит, общается, играет вместе с одноклассниками. В классном коллективе чувствует себя комфортно, но Ильдар не может заниматься в кружках дополнительного образования, секциях. Физически он развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися.
При письме бывает замена букв. Изложения и диктанты даются нелегко, так как плохо видит. При списывании пропускает буквы и слова. При письме под диктовку пропускает гласные буквы, путает буквы с одинаковыми элелементами, не следит за почерком.
Ребёнок слабо видит текст учебника. Техника чтения составляет 70 слов в минуту. Чтение осознанное, слоговое, при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов, не дочитывает окончания.
Сильно напрягает зрение при работе с компьютером. Бывают головные боли, эмоциональные спады, перебои настроения.
Основная проблема ребенка заключается в том, что он плохо видит. Темп работы Ильдара немного отстает от темпа работы ос тальных учеников, что часто приводит к психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с данным ребёнком является рациональное построение учебных занятий, ограниче ние зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий, направ ленных на устранение пробелов в знаниях.
Учителя работают с Ильдаром индивидуально, объясняют материал несколько раз, стараются способствовать тому, чтобы ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных. Ильдару разрешайется вставать со своего места, чтобы лучше понять учителя или лучше видеть доску. Учителя всегда произносят вслух то, что пишут на доске. Большая часть учебного материала излагается на бумаге, поэтому применяется соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).
Особое внимание уделяется материалу для чтения. Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому Ильдару даётся больше времени или сокращается количество упражнений, особенно если педагог уверен, что ученик понял материал. Ильдару даётся возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, окружающего мира. Для мальчика снижены требования к письму. Тетради пока ещё ведет небрежно.
Директор школы: Н.В. Зариева
Учитель: А.В. Хмельникова
Психологопедагогическая характеристика на ребенкадошкольника с
нарушением зрения.
Составила: воспитатель
Фиклеева Е.С.
2016 г.
Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка
Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе,
понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и
точность доступных возрасту представлений о нем)
Девочка воспитывается в полной благополучной семье. Кроме Маши, в семье
маленький ребенок. Родители много времени и сил отдали лечению Маши от
последствий черепномозговой травмы. Большие надежды возлагали на
специальные занятия с дефектологом в детском саду. Дома много читали
девочке сказок, стихов, которые она с удовольствием пересказывала, но не
понимала значения большого количества слов, наблюдался вербализм.
Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем
разделам обучения в детском саду
Недостаточно усвоены сенсорные эталоны и действия по их использованию.
Не сформирована устойчивая связь между эталоном формы и словом.
Трудности при овладении элементарными математическими
представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью,
особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности
поведения при выполнении различных видов деятельности
Из геометрических форм знает круг и квадрат; из цветов спектра выделяет
красный и зеленый. Определяет величину предметов по общему объему:
определяет большую и маленькую игрушку. Не владеет способами
ранжирования нескольких элементов, различных по величине, в возрастающем
или убывающем порядке.
1 Характеристика высших психических функций
Особенности восприятия (зрительного и слухового)
Снижена способность фиксации взора, локализации заданных объектов из
множества других (в окружающем пространстве). Испытывает значительные
трудности при узнавании реальных предметов и игрушек. Во время
рассматривания близко приближает предмет к глазам, присматривается к ним,
долго ощупывает. Не сформирована целостность и константность зрительного
восприятия: не узнает предметы и их изображения по части, контурные и
силуэтные изображения предметов.
Осязательное восприятие как средство компенсации зрительной
недостаточности не использует.
Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного)
Преобладает непроизвольное внимание.
Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости,
переключаемости, распределяемости)
Объем зрительного внимания снижен. Испытывает затруднение при
ориентировке в групповой комнате, затрудняется в нахождении игровых
уголков.
Особенности нагляднодейственного и нагляднообразного мышления,
элементов логического мышления
Нагляднообразное мышление развито недостаточно. Легче даются задания,
выполняемые в нагляднодейственном плане. Проводит элементарные
обобщения. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и
свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженной сфере
малознакомых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются
не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдаленные
связи. Сравнения чаще всего проводит по второстепенным признакам,
которые наиболее ярко отражены в предметах и изображениях. Может
2 выделить 4ый лишний предмет, но не может объяснить, почему так сделала.
Зрительнопространственные представления сформированы недостаточно.
Уровень развития эмоциональноволевой сферы
Особенности проявления эмоций и чувств
Девочка не уверена в своих силах, тревожна.
Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или
неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин)
Настроение достаточно устойчивое.
Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость,
самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.)
Все задания начинает выполнять охотно, однако не всегда выполняет их
правильно и доводит до конца. В целом деятельность Маши недостаточно
целенаправленна, отсутствует критическое отношение к результатам
деятельности.
Особенности характера и поведения ребенка
Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой
обстановке)
Девочка часто настороженна, недоверчива, как будто чегото опасается.
Вместе с тем по мере общения, чувствуя доброжелательность педагога,
напряжение и тревожность стали нивелироваться.
Спокойный или беспокойный
Девочка часто находится в состоянии тревоги и настороженности,
наблюдаются фобии при движении среди большой группы детей,
предпочитает выйти из их круга, любит уединяться.
Конфликтный в поведении в процессе общения со сверстниками, взрослыми
В контакт с детьми вступала осторожно, с напряжением. В начале пребывания
в детском саду девочка держалась отчужденно. Позже Маша старалась играть
3 с отдельными ребятами, выполняла поручения взрослых. Девочка была
замкнута, малообщительна, не уверена.
В детском саду не плакала, но грусть была выражена, а вечером напряженно
ждала маму.
После адаптации к детскому саду, у Маши отмечались желания участвовать в
играх с игрушками, просмотре картинок в книжках. После прочтения сказки,
сама пытается ее пересказать, привлекая этим внимание сверстников. Быстро
заучивала тексты стихотворений. А позже вообще могла подолгу
пересказывать сказки детям, которые ей читали дома. В свободное время по
инициативе воспитателя с удовольствием рассказывает интересные истории
для детей группы.
Добрый, ласковый
Ребенок добрый, ласковый.
Аккуратный или неряшливый
Старается выполнить все аккуратно.
Развитие двигательных функций ребенка
Состояние общей и мелкой моторики
Изза превышения веса тела мобильность ограничена, отмечается
гиподинамия.
Мелкая моторика недостаточно развита. Отмечается неловкость движений,
нарушение координации. Значительно снижена подвижность пальцев рук.
Особые сложности в выполнении мелких движений пальцами испытывает в
процессе лепки, аппликации, застегивании одежды, трудно дается работы с
ножницами. Затруднено выполнение заданий, предполагающих действия с
мелкими предметами на плоскости стола, на листе бумаги (игры с мозаикой,
лабиринты и др.)
Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.
4 Походка при передвижении неуверенная, настороженная; движения
принудительные, нескоординированные. Отмечаются неравномерность
ходьбы, бега. Остальные виды основных движений не сформированы. Изза
осознания своего избыточного веса (за счет курса гормональной терапии),
девочка очень стесняется выполнять движения, всемерно ограничивает
двигательную активность
Тип ведущей руки
Ведущая рука – правая.
Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием
(завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и
пр.)
Девочка самостоятельно и с удовольствием принимает пищу. Однако в силу
низкой остроты зрения, недоразвития мелкой моторики,
несформирнованности предметных действий оставляет много крошек,
проливает жидкость из кружки.
Самостоятельно пользуется ложкой, неумело использовать салфетку. Выходя
изза стола, всегда благодарит за обед. Чистит зубы и умывается мылом под
контролем взрослого.
При одевании расстегивает и застегивает самостоятельно. Застегивать обувь
с помощью липучки или шнуровать не может. Часто обращается за помощью к
взрослым.
Состояние речи ребенка
Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений,
грамматических категорий и форм)
Речевое развитие обеднено. Понимает обращенную к ней речь в пределах
ситуации. Девочка в речевом общении медлительна, использует односложные
предложения.
5 Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм,
интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и
характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы
употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика
активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности
звукопроизношения
Активный и пассивный словарь не достаточно развиты, страдает описательная
речь; не достает чувственной основы слов. Наблюдается снижение внешних
проявлений эмоций и ситуативных выразительных движений.
Основные направления коррекционной работы
Для Маши были определены следующие разделы пропедевтических программ:
•
•
•
•
•
•
развитие зрительного восприятия;
социальнобытовая ориентировка;
ориентировка в пространстве;
развитие осязания и мелкой моторики;
лечебная физкультура;
развитие общения.
6
Характеристика
На ученика 3 класса ( название учебного
заведения)
Ф.И.О.
год рождения:
Проживающего по адресу:
Обучается по (название программы и УМК)
Воспитывается в неполной ( полной) семье,
мама- (характеристика мамы), проживают в частном доме. Мама постоянно оказывает
помощь при выполнении домашнего задания. Папа-(характеристика папы)
Психологические
данные о ребенке:
Имеются нарушения
зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на уроке замедленна,
имеются неточности. Внимание недостаточно устойчивое.
Умеет управлять
своим поведением, усидчив.
Социально-бытовые
навыки соответствуют возрасту.
Умеет уживаться в
коллективе, дружит, общается, играет вместе с одноклассниками. В классном
коллективе чувствует себя комфортно, но (имя) тяжело заниматься в кружках
дополнительного образования, секциях. Физически он развит, но в силу слабого
зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися.
При письме бывает
замена букв. Изложения и диктанты даются нелегко, так как плохо видит. При
списывании пропускает буквы и слова. При письме под диктовку пропускает
гласные буквы, путает буквы с одинаковыми элементами, не следит за почерком.
Ребёнок слабо
видит текст учебника. Техника чтения составляет 45 слов в минуту. Чтение
осознанное, слоговое, при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов,
не дочитывает окончания.
Сильно напрягает
зрение при работе с компьютером. Бывают головные боли, эмоциональные спады,
перебои настроения.
Основная проблема
ребенка заключается в том, что он плохо видит. Темп работы (имя) немного
отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к психическому
дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с данным ребёнком
является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных
нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных
занятий, направленных на устранение пробелов в знаниях.
Постоянно
делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. Для
запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и
осмысления, делает смысловые ошибки.В числе последних улавливает суть
объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения
задачОсобенно много ошибок делает во время списывания с доски( в том числе
интерактивной).
Зрительная
память ослаблена ( большие трудности возникают при написании зрительного
диктанта или письма по памяти).
Работать с (имя)
желательно индивидуально, объяснять материал необходимо несколько раз,
стараться способствовать тому, чтобы ученик чувствовал себя среди одноклассников
на равных. Мальчику разрешается вставать со своего места, чтобы лучше
понять учителя или лучше видеть доску. Приходится произносить вслух то, что
пишешь на доске. Большая часть учебного материала излагается на бумаге,
поэтому применяется соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто
усложняют чтение).
Особое внимание
уделяется материалу для чтения. Ребенок с нарушением зрения всегда будет
медленнее остальных учеников. Поэтому мальчику даётся больше времени или
сокращается количество упражнений, особенно если педагог уверен, что ученик
понял материал. (имя) даётся возможность заранее готовить тексты к урокам
литературы, окружающего мира. Для (имя) снижены требования к письму. Тетради
пока ещё ведет небрежно.
Директор
школы: Ф.И.О.
Классный
руководитель: Ф.И.О.
Характеристика
На ученика 3 класса ( название учебного заведения)
Ф.И.О.
год рождения:
Проживающего по адресу:
Обучается по (название программы и УМК)
Воспитывается в неполной ( полной) семье, мама- (характеристика мамы), проживают в частном доме. Мама постоянно оказывает помощь при выполнении домашнего задания. Папа-(характеристика папы)
Психологические данные о ребенке:
Имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на уроке замедленна, имеются неточности. Внимание недостаточно устойчивое.
Умеет управлять своим поведением, усидчив.
Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту.
Умеет уживаться в коллективе, дружит, общается, играет вместе с одноклассниками. В классном коллективе чувствует себя комфортно, но (имя) тяжело заниматься в кружках дополнительного образования, секциях. Физически он развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися.
При письме бывает замена букв. Изложения и диктанты даются нелегко, так как плохо видит. При списывании пропускает буквы и слова. При письме под диктовку пропускает гласные буквы, путает буквы с одинаковыми элементами, не следит за почерком.
Ребёнок слабо видит текст учебника. Техника чтения составляет 45 слов в минуту. Чтение осознанное, слоговое, при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов, не дочитывает окончания.
Сильно напрягает зрение при работе с компьютером. Бывают головные боли, эмоциональные спады, перебои настроения.
Основная проблема ребенка заключается в том, что он плохо видит. Темп работы (имя) немного отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с данным ребёнком является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий, направленных на устранение пробелов в знаниях.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задачОсобенно много ошибок делает во время списывания с доски( в том числе интерактивной).
Зрительная память ослаблена ( большие трудности возникают при написании зрительного диктанта или письма по памяти).
Работать с (имя) желательно индивидуально, объяснять материал необходимо несколько раз, стараться способствовать тому, чтобы ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных. Мальчику разрешается вставать со своего места, чтобы лучше понять учителя или лучше видеть доску. Приходится произносить вслух то, что пишешь на доске. Большая часть учебного материала излагается на бумаге, поэтому применяется соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).
Особое внимание уделяется материалу для чтения. Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому мальчику даётся больше времени или сокращается количество упражнений, особенно если педагог уверен, что ученик понял материал. (имя) даётся возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, окружающего мира. Для (имя) снижены требования к письму. Тетради пока ещё ведет небрежно.
Директор школы: Ф.И.О.
Классный руководитель: Ф.И.О.
Характеристика детей с нарушениями зрения
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук – основной фактор ориентировки. Считается, что хорошо развито шестое чувство, позволяющее им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Компенсация слепоты – целостное психическое образование, система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира.
У слабовидящих детей основным ориентиром является остаточное зрение, большое значение играет осязание. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения, наблюдается вербализм. Мыслят на основе чувственного отражения. Уровень внимания низкий, характерна рассеянность и пассивность интересов.
Слепые (незрячие) – категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.
Слабовидящие – категория лиц с нарушениями зрения, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Могут иметь отклонения в состоянии зрительных функций.
Детей с нарушениями зрения изучает тифлопедагогика.
Причины нарушения зрения
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина, травматических повреждений мозга или глаз.
Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора.
Влияние слепоты на общее развитие
До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.
Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, “погружении в себя” и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.
За работу – с первых недель
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.
Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.
С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.
Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношение и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях – на животе, на спине или на боку.
Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам – свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флюоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки постукиванием по предмету.
Налаживаем эмоциональный контакт
С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И конечно же необходимо тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.
Работа педагогов в ДОО, который посещают дети с нарушением зрения имеет свои особенности
С начала учебного года врач-офтальмолог определяет зрительную и физическую нагрузку каждому ребенку на основе его диагноза, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей развития, дает рекомендации педагогам.
Воспитатель детского сада, который посещает ребенок с нарушением зрения, наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:
– создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;
– осуществление мероприятий по охране зрения;
– повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: больше уделяется внимание индивидуальной работе с детьми имеющими нарушение зрения; строгое ограничение длительности занятия и т. д.).
Одним из основных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения.
Предметно-развивающая среда в группах, которые посещает ребенок, имеющий нарушение зрения, также отличается своей направленностью:
– свободные стены и даже двери используются для оформления на них офтальмотренажеров: различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц
– отдельным блоком выделено место для сенсорного материала (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д., которым дети занимаются в течение дня)
Любое занятие начинается с правильного размещения:
– дети с низкой остротой зрения занимают первые места
– при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре
– при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям
– для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, при сходящемся – вертикальная). При близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная
– для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие)
– обязательной частью любого занятия является проведение физминутки в середине и
гимнастики для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения.
– на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.
Особые требования предъявляются к наглядному материалу:
– наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);
– рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;
– у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;
– при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;
У слабовидящих детей страдает цветоразличение
– дети плохо воспринимают предметы белого цвета;
– цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;
– красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:
– при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;
– при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;
– для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.
Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть, на занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.
Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты, быть точным по форме и деталям.
На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см. в количестве не более 8-10 штук, а объекты размером 20-25 см. – от 3 до 5 штук одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого
объекта являются:
– выбор адекватного фона;
– правильный выбор цвета, т. к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);
– постоянное использование указки для показа;
– ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);
– педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
– некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).
Обязательным компонентом работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально и фронтально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Гимнастику для глаз следует проводить во всех возрастных группах. Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.
Упражнения для глаз:
– вправо – влево;
– вверх – вниз;
– далеко – близко (удалять и приближать предмет);
– по кругу – слева направо;
– по диагонали – снизу вверх;
– по диагонали – сверху вниз.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Сенсорное и физическое воспитание – основа работы с детьми,
имеющими нарушение зрения
Эффективным средством работы в данном направлении является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.
Следует помнить, что пособия для индивидуальной работы берутся из коррекционного уголка в группе и не являются постоянным игровым материалом для детей.
— С помощью чего незрячие дети познают мир?
— Незрячие дети познают мир с помощью тактильных книг, подвижных игр, шрифта Брайля, музыки, звуковых игрушек, компьютера, окружающего мира в целом. Тактильные книги находятся в библиотеках для незрячих. Тифлокомментарии (краткие сообщения о событиях, происходящих на экране, например, куда человек пошёл, описание внешнего вида героя) к мультфильмам можно скачать в интернете.
— Как рисуют незрячие дети и играют в игрушки, в том числе и компьютерные?
— Зависит от возраста. Малыши рисуют на ощупь, на специальной бумаге. Рисуют острым предметом, чтобы проследить линию, а затем внутри контура закрашивают мелом или краской. В компьютерные игры незрячие начинают играть примерно с десяти лет. О компьютерных играх рассказано на сайте «Тифлокомп».
Картина незрячей художницы Татьяны Семёновой «Лев и собачка»
Физическое развитие детей с нарушениями зрения
Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания. Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.
Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.
Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.
У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).
Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.
Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.
Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.
Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).
У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).
Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.
Психологические особенности
Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.
Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:
- Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
- Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
- Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.
Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.
Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.
Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.
Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.
Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.
Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.
Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.
Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.
Особенности образования
Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.
Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.
Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).
Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.
Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.
Развиваем вестибулярный аппарат
Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать это отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку! Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере, до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.
Знакомство слепого ребенка с окружающим миром
У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. Поисковое поведение и игры с мамой – это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.
Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.
Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку. Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий как «там», «далеко», «тут», малыш не воспринимает. Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, «это такого же размера, как твоя рука». Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты
Развитите слепого ребенка: поможет музыка
Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией. При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать – подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных «пятиминуток» ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков – голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и. т. п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.
«Дети знают, что у них есть свои трудности, и учатся с этим жить»
После окончания уроков школьники отправляются на обед. После него большинство старшеклассников идут домой, а те, кто остался — на дополнительные коррекционные занятия. Вечер – время кружков. Выбор у воспитанников школы-интерната большой: кружок танцев, оригами, художественная обработка древесины, туристический клуб и другие.
«Всевозможные кружки помогают детям почувствовать себя талантливыми, учат стремлению к победе. Для них важно умение преодолевать, — говорит заместитель директора по учебной работе Юрий Плотников. — Они чувствуют и знают, что в их жизни есть свои трудности, поэтому стараются приобрести все навыки, необходимые для полноценной жизни».
Незрячие дети пишут с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля. Фото: АиФ / Юлия Шатохина
Работники школы-интерната утверждают, что слепота — не приговор, и человек может быть счастлив и с таким недугом. Как пример, выпускница этой же школы — Наталья Тарковская, кстати, дальняя родственница известного режиссёра. Наталья, по словам учителей, никогда не считала себя ущербной, участвовала во всех олимпиадах, окончила институт с красным дипломом. Уже став кандидатом педагогических наук, вернулась в родную школу в качестве учителя литературы. Сложилось счастье и в личной жизни: на компьютерных курсах для незрячих познакомилась с будущим мужем, который вёл эти занятия. Скоро Наталья вышла замуж, родила девочку. Сейчас не преподаёт, так как находится в декретном отпуске. Мечтает, что когда-нибудь у неё будет двое детей.
«У нас неоднократно складывались пары и из учеников. Люди, которые знают несчастье быть слепым, будут всегда помогать друг другу, — поясняет Юрий Валентинович. — К сожалению, отношение нашего общества к инвалидам до сих пор остаётся пренебрежительным».
В коридоре останавливается симпатичная девочка. Она незрячая. Улыбаясь, говорит: «Агата Генриховна, здравствуйте. А я сегодня пятёрку получила по русскому языку!». Удивляюсь: «Как же она вас узнала?».
Выпускницы школы. Фото: АиФ / Юлия Шатохина
«У таких детей очень обострено обоняние. Они узнают по запаху духов, понимают, когда ты сменил парфюм или был в пиццерии. Многие из них обладают отличным музыкальным слухом, — поясняет директор. — Да, так сложилось, что они лишены зрения. Но эти дети не хуже других. А, может, и лучше некоторых».
Девочка, хитро улыбнувшись на последние слова руководителя, говорит: «Да, я не вижу этот мир. Но представляю. И он такой красивый!».
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.