Как выполнить анализ учебника
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Алгоритм проведения анализа учебника
Определение 1
Анализ учебника – это проверка его соответствия программным требованиям и целесообразности его применения в обучении детей конкретной возрастной группы на конкретном этапе обучения для достижения целей и задач образования.
Анализ учебника демонстрирует его соответствие дидактическим требованиям организации учебно-воспитательной деятельности.
Анализ учебника реализуется по следующему алгоритму:
- Определение соответствия учебника программе обучения. Для обучения педагог может выбирать только те учебники, которые входят в перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в образовательном процессе на конкретном уровне образования. Минобрнауки РФ формирует перечень данных учебников.
- Выявление доступности и научности информации, представленной в учебники. Учебники должны легко читаться и восприниматься учениками и включать в себя только научно обоснованные данные.
- Оценка краткости и лаконичности изложения учебной информации. Все темы должны быть четко расписаны, информация представляться по сути и в кратком виде.
- Оценка комплектности учебника. Имеется ввиду представление учебника в одной или в нескольких частях.
- Сезонность использования. Она отражает использование учебника в течение учебного года т.е. имеет ли учебник разделение на части, курсы, какие из них ориентированы на использование в первой половине года, а какие во второй или в первой, второй, третьей и четвертой четвертях.
- Формат изложения учебного материала. Он отражает изложение учебной информации на основании проблемного подхода или в увлекательной, нестандартной форме, с использованием красочных иллюстраций. Здесь же, оценивается систематичность изложения информации т.е. должна иметься логика изложения материала и его адекватная последовательность.
- Оптимальность оформления учебника. Учебник ориентирован на его изучение. Поэтому, он должен иметь привлекательное оформление и мотивировать к работе с ним.
- Адекватность подбора фактов. Все факты, которые представляются в учебники должны быть достоверными. Они должны отвечать методам научного познания и возрастной категории учащихся, их познавательным возможностям.
- Оценка роли теории. Учебник, в первую очередь, ориентирован на познание учащимися. поэтому, теоретическая информация, представленная в нем, должна стоять на первом плане, т.е. она должна преобладать над практическими заданиями и упражнениями. Здесь же, оценивается роль теории в раскрытии внутренних связей рассматриваемых объектов и процессов и логичности их изложения, а также наличие связи между темами, представленными в учебнике.
- Оценка связи учебной информации с реальной жизнедеятельностью. Вся информация учебника, независимо от учебной дисциплины, должна ориентироваться на ее практическое использование, на применение для решения каких-то задач, организации деятельности.
- Оценка ориентации учебной информации на самостоятельную работу учащихся. Учебник должен мотивировать к самостоятельному познанию, расширению кругозора. Для этого, в нем должны даваться задания повышенной сложности, задаваться вопросы, ответы на которые требуют поиска. Кроме того, учебная информация должна отвечать возрастной динамике развития учащихся.
- Оценка связи учебной информации с логикой самой науки. Каждый учебник содержит совокупность сведений об отдельной науке или ее отрасли. Информация должна быть ориентирована на освоение учащимися опыта предшествующих поколений по конкретному научному направлению.
- Оценка дозированности учебной информации. Информация разделяется на части и предоставляется учащимся в дозированном виде, т.е. в течение одного занятия происходит изучение определенного объема информации. Также, завершение занятия должно основываться на проверке знаний и закреплении усвоенного материала, а значит, учебник должен содержать перечень контрольных вопросов по каждой теме, по каждому уроку.
По сути, данный алгоритм отражает перечень дидактических требований, которым должен соответствовать каждый учебник. Оценка учебников проводится педагогами. Не всегда может быть соблюден данный алгоритм – некоторые пункты пропускаются. Все зависит от опыта работы педагога и его целевых ориентиров деятельности.
Составление плана анализа учебника
Анализ учебника выполняется на основе плана, составляемого педагогом при подготовке к аналитической деятельности. План анализа включает в себя следующие разделы:
- Общая характеристика учебника или учебного пособия. Она связано с определением программы, на основе которой он разработан, его объеме, формате изложения материала, разработчиках, элементах оформления, структуре.
- Характеристика информации, представленной в учебнике. Здесь, анализируются текстовые данные учебника, их видовая принадлежность. Также, оцениваются теоретические материалы и практические задания: их объем, последовательность изложения, логичность, связь.
- Сложность теоретической учебной информации. На примере отдельных параграфов учебника демонстрируется сложность восприятия учащимися данной информации.
- Практическая ориентированность. Рассматриваются практические упражнения, задания, которые представлены в учебнике и оценивается их связь с реальной жизнью т.е. способствуют ли они развитию навыков практической деятельности в той или иной области научного знания и социальной жизнедеятельности.
- Методическая роль учебной информации. Вся информация учебника должна быть ориентирована на решение методических задач, на организацию педагогом своей профессиональной деятельности. Необходимо запланировать вопросы, задаваемые педагогом в ходе анализа учебника, касающиеся его методической значимости: наличие дополнительных текстов, их актуальность для раскрытия конкретной темы или курса, воспитательный потенциал информации и т.д.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 24.04.2023
|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверила
________/Гордиенко М. Д.
Анализ учебника с учетом требований
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Копытина Наталья
Ейск, 2021г.
Анализ учебника «Окружающий мир» 4 класс 1 часть
Общая характеристика учебника
Данный учебник «Окружающий мир» предназначен для учащихся 4 класса. Автором данной программы является А. А. Плешаков. Общий объём учебника – 223 страниц. Учебник относится к УМК «Школа России». Книга в твердом переплете, имеет обложку, выполненную в бело-зеленных тонах. На первой странице учебника имеется аппарат ориентировки, необходимый для дальнейшей работы с упражнениями. Перед каждым разделом есть небольшое введение, позволяющее ученикам быстро ознакомиться с дальнейшими темами, предложенными для изучения. В содержании учебника размещено множество рисунков, способствующих мотивации детей к изучении темы.
Характеристика текстов учебника
В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит.
Теоретико-познавательные тексты содержаться в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах практических работ, расположенных после содержания параграфа.
Текст параграфа «Мир глазами эколога» не перегружен материалом, в нем доступным языком рассказывается детям о том кто такой эколог, как зародилась экология, какие существуют экологические проблемы. После каждой подтемы параграфа расположены вопросы, позволяющие детям предложить свои идеи по улучшению экологии. Так же стоит отметить, что после данного параграфа представлен «экологический календарь», который содержит в себе даты международных праздников посвященных экологии.
После каждого параграфа предложены задания для самопроверки, а также примечание к теме, помогающее составить ученикам вывод по изученному материалу. В конце каждого параграфа имеются задания для домашней работы. Далее ученикам предлагается узнать, что они будут изучать на следующем уроке.
В учебнике предложены интересные практические работы. Например, практическая работа «Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику». Текст практической работы доступен для понимания, развивает у учащихся творческие навыки. Практическая работа «Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовет именем одной из планеты, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передавать последовательность планет.
А теперь – в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьется» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите». Текст практической работы доступен для понимания, задания такого характера влияет на сплоченность класса, развивает быстроту запоминания и мотивирует выучить названия планет Солнечной системы.
В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных. Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.
Характеристика внутритекстовых компонентов учебника.
Организация усвоения знаний в учебнике Окружающий мир 4 класса А. А. Плешакова осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания помещенные после параграфа как правило носят репродуктивный характер, так как нацелена на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.
В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.
В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности.
В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.
Иллюстративный аппарат
Учебник имеет достаточное количество иллюстраций. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.
Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно-познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых. Таблицы и схем практически не встречаются на страницах учебника.
Соответствие с требованиями к учебнику.
Данный учебник написан научным, но доступным для детей языком. В нем удачно подобраны факты и примеры. Учебник имеет красочное оформление и удобный формат. В анализируемом учебнике правильно распределена дозировка занятий. В каждой теме теория подтверждается практикой. Учебник полностью соответствует сезонности и имеет вторую часть. Данный учебник краток и локоничен, а так же способствует развитию познавательного практического интереса.
Учебные пособия предлагаемые к учебнику:
-
Рабочая тетрадь на печатной основе;
-
Научный дневник;
-
От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для начальных классов;
-
Зеленые страницы. Книга для начальных классов;
-
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для начальных классов.
Учебники
для анализа, предоставленные библиотекой факультета:
·
Сухова В.Б. Математика: учебник для
подготовительного класса школы глухих. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1992.
·
Сухова В.Б. Математика: учебник для
подготовительного класса школы глухих. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение,
2000.
·
Сухова В.Б. Учись считать: Приложение к учебнику
«Математика. Подготовительный класс специального (коррекционного)
образовательного учреждения I вида». – М.: Просвещение,
2000.
Оценка: от 5 до 15 баллов.
Схема
анализа учебника (учебного пособия) по математике для начальных классов.
1.
Название учебника (учебного пособия). Авторы,
издание.
2.
Соответствие учебного материала в учебнике
(пособии) действующей программе. Для какого класса школы I
(II) вида соответствует учебник (учебное пособие)?
3.
Соответствие содержания учебника (учебного пособия)
целям обучения математике, задачам специальной школы, уровню современного
развития математической науки.
4.
Каким образом представлена теоретическая часть
материала (четкость, доступность, простота материала)?
5.
Каким образом построена структура практического
материала в учебнике (пособии)? Последовательность заданий: на отработку нового
материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для
самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития
внимательности и сообразительности.
6.
Есть ли задания в учебнике (пособии) для развития
творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий
эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?
7.
Возможности учебного материала для проведения
коррекционной работы, развитие словесной речи, побуждение к речевой активности,
общению детей друг с другом, с учителем.
8.
Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения,
таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике (пособии)? Насколько
оформление (иллюстрации) соответствует содержанию и его раскрытию?
9.
Как учебник (пособие) обеспечивает возможность для
самостоятельной работы учащихся?
10.
Насколько обеспечена вариативность учебных заданий,
возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний,
умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи?
11.
Как учебник (пособие) обеспечивает
заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к
выполнению заданий?
12.
Как реализуется связь учебного материала с
интересами учащихся, повышается их мотивацию к изучению предмета?
13.
Как в учебнике (пособии) реализуются связи с
другими учебными предметами?
14.
Каково воспитательное значение учебного материала.
Выводы:
·
Соответствие учебника (пособия) учебному плану и
учебной программе школам I (II) вида
(какому классу?)
·
Соответствие учебника (пособия) задачам (обучающим,
развивающим, воспитывающим, коррекционным) специального обучения.
·
Соответствие учебника (пособия) общим и
специфическим дидактическим принципам обучения математике детей с нарушениями
слуха.
План анализа учебника
ФИО: Рогачева Лидия Николаевна
Место работы: МОУ «СОШ № 101» Ленинского района г. Саратова
__________________________________________________________________
I.Общая характеристика учебника
Для какого класса предназначается
данный учебник?
По какой программе создан учебник
(базового уровня, углублённого
обучения, для гуманитарных
классов).
Кто является авторами данной
программы?
Кто является авторами
анализируемого учебника?
Каков общий объём учебника?
Отметьте элементы оформления
учебника и их наличие (переплёт,
красочность, наличие рисунков,
схем, таблиц и т. п.).
Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую
обложку, выполненную в сине–зелёных тонах. На
первом форзаце учебника имеется цветная таблица
«Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева», на последнем форзаце– цветная
таблица растворимости солей, кислот и оснований»,
а так же электрохимический ряд напряжений
металлов и ряд электроотрицательности неметаллов.
В содержании учебника так же имеются таблицы,
рисунки, схемы.
II. Характеристика текстов учебника
Определите виды текстов,
используемых в учебнике.
В учебнике имеются различные виды текстов:
печатный, курсив, жирный, подчёркнутый, петит.
Укажите, где используются
теоретико–познавательные и
инструментально – практические
тексты.
Теоретико– познавательные тексты содержатся в
материалах параграфов, а инструментально–
практические в текстах практических работ,
расположенных в разделах «Практикум»,
упражнений и задач, расположенных после
содержания параграфа.
На примере конкретного параграфа
охарактеризуйте сложность и
предполагаемую трудность для
учащихся теоретико–
познавательного текста.
Текст параграфа «Кислоты, их классификация и
свойства» перегружен материалом, раскрывающим
классификацию кислот по различным параметрам. В
этом же параграфе отмечаются и особые свойства
азотной и концентрированной серной кислот.
На примере конкретного
практического занятия
охарактеризуйте полноту
инструментально–практического
текста. Способствует ли данный
текст формированию у учащихся
приёмов безопасной работы с
Практическая работа № 1 «Приёмы обращения с
лабораторным оборудованием».Текст практической
работы доступен для понимания, полно описывает
приёмы работы с предложенным оборудованием и
вырабатывает у учащихся навыки и приёмы
безопасной работы и правильного поведения при
работе в лаборатории.В целом тексты практических
работ открывают возможность формировать у
веществами и оборудованием?
учащихся специальные предметные умения работать
с веществами, выполнять простые химические
опыты, учат школьников безопасному и
экологически грамотному обращению с веществами
в быту и на производстве.
Много ли в учебнике
дополнительных текстов?
Охарактеризуйте методическую
роль предлагаемых в учебнике
текстов.
В качестве дополнительных текстов в учебнике
используются биографии великих химиков, их роль
показать историю развития химии, великих
открытий, имеющих применение в практической
жизни, совершивших переворот в науке, раскрыть
познаваемость мира, формировать чувство
патриотизма и гордости за отечественную науку,
показать связь теории с практикой, с жизнью.В
учебнике достаточно много дополнительных
текстов: есть и стихи, и химические сказки,
интересные факты, информация о действии,
применении и нахождении веществ в природе.
Методическая роль предлагаемых в учебнике
текстов:формирование мотивации, интереса к
предмету, накопление и формирование
функциональной предметной грамотности, умения
ориентироваться во внешней среде по действию и
использованию химических веществ, наглядности,
эмоциональности восприятия материала,
Имеются ли в учебнике
пояснительные тексты?
Охарактеризуйте методическую
роль пояснительных текстов
учебника.
в учебнике имеется очень незначительное
количество пояснительных текстов, т.к. форма
изложения, тип научной литературы и возраст
учащихся предполагает точное изложение в
содержании параграфа. Методическая роль
пояснительных текстов учебника заключается в
точном толковании предметов, явлений или свойств.
III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.
Насколько полно и рационально
иллюстрирован учебник?
Охарактеризуйте методическую
роль рисунков, схем, диаграмм,
таблиц. Помогает ли
иллюстрированный материал в
освоении теоретического
материала? Формирует ли
иллюстрированный материал
умения учащихся работать с
таблицами, графиками, схемами?
Учебник имеет достаточное количество
иллюстраций. Рисунки имеют большое значение,
помогают разобраться в постановке некоторых
исторических опытов, отражающих становление
фундаментальных понятий в химии. Материал
таблиц, схем и графиков помогает усвоению
теоретического материала, структурируя его,
помогает выделить главное и лучше запомнить
важное.
Какие элементы учебника
составляют аппарат организации
усвоения? Охарактеризуйте
методическую роль вопросов и
заданий, помещённых в конце
параграфов. Отметьте, имеются ли
вопросы и задания в начале
параграфов и в основном тексте.
Какова методическая роль таких
вопросов и заданий?
Организация усвоения знаний в учебнике Химия 8
О.С.Габриеляна осуществляется с помощью
вопросов, упражнений и задач, помещенных после
параграфа. Вопросы 1–3 как правило носят
репродуктивный характер, т.к. нацелены на то,
чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее
важные теоретические знания из материала
параграфа. Вопросы 4–7 предполагают преломление,
переосмысление знаний и перенос их на новый
объект. Последние вопросы– обычно задачи,
помогающие развитию аналитико– синтетических
операций. Не в каждом параграфе, но довольно
часто в начале автором ставиться проблемный
вопрос, затем ( в иных местах) предлагается иногда
даже несколько рабочих гипотез, а потом
постепенно излагается современная точка
зрения.Методическая роль таких вопросов и
заданий– погружение обучающегося в проблему,
активизация его познавательного интереса,
побуждение к мыслительному процессу.
Выделяются ли в основном тексте
определения основных понятий,
главные положения параграфа?
Какова методическая роль такого
приёма?
В основном тексте в рамках, с маркировкой
жирной стрелкой, жирным курсивом всегда
выделяются определения основных понятий.
Главные положения параграфа выделены жирным
курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти
легко ориентируясь в тексте.
Используются ли иллюстрации
(рисунки, таблицы, схемы и т.п.)
для организации самостоятельной
познавательной деятельности
учащихся?
Иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.)
используются для организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся. Например
при изучении темы «Растворение. Растворимость
веществ в воде» рассматривая график наглядно
можно проследить зависимость растворимости от
температуры. Схемы диссоциации веществ с
различным типом связи, позволяют не
толькоувидеть как происходит диссоциация, но и на
какие ионы диссоциируют соли и кислоты.
Проведена ли систематизация
сведений в конце параграфа
(главы)?
В конце каждого параграфа проведена
систематизация сведений, здесь приведены
основные понятия и узловые моменты теории.
Реализована ли в учебнике система
обобщений формируемых знаний?
Охарактеризуйте элементы этой
системы и уровень обобщений на
каждом из них.
В учебнике реализована система обобщений
формируемых знаний: темы сгруппированы в блоки,
которые завершаются решением задач, контролем
знаний, химическими практикумами, что
способствуетсистематизации и обобщению
знаний, являются средствами закрепления умений
и навыков, контроля за качеством их
сформированности.
Насколько развит в учебнике
аппарат ориентировки?
Перечислите имеющиеся в
учебнике элементы аппарата
ориентировки.
В учебнике развит аппарат ориентировки– это
различные виды текста, рамки, маркировка текста,
нумерация, разделение на абзацы, пропуски. Всё это
помогает работе зрительной памяти и быстрого
ориентирования по тексту.
IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике
Что называют логической
структурой курса? Перечислите
основные подсистемы понятий,
развиваемые в курсе химии.
Перечислите теоретические уровни,
на которых осуществляется
развитие подсистем понятий.
Укажите последовательность этих
теоретических уровней в
логической структуре курса. Какова
методическая особенность
логической структуры курса как
модели содержания?
Логическую структуру курса составляют его
содержание и объем. Основополагающее понятие
курса – «химический элемент» и формы его
существования в атомах, изотопах, ионах, простых
веществах и важнейших соединениях элемента
(оксидах и других бинарных соединениях, кислотах,
основаниях и солях), о строении вещества
(типологии химических связей и видах
кристаллических решеток), некоторых
закономерностях протекания реакций и их
классификации.Значительное место в содержании
курса отводится химическому эксперименту. Он
открывает возможность формировать у учащихся
специальные предметные умения работать с
веществами, выполнять простые химические опыты,
учит школьников безопасному и экологически
грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве. Теоретический материал курса химии
для основной школы рассматривается в основном в 8
классе, что позволяет глубоко изучить фактический
материал — химию элементов и их соединений в 9
классе на богатом фактическом материале химии
элементов. По объему программа освобождена от
избытка конкретного материала.
Близка ли последовательность
изложения материала логической
структуре курса? Какие трудности
могут возникать у учащихся при
изучении курса, логическая
структура которого далека от
модели?
Последовательность изложения материала близка
логической структуре курса. При нарушении
логической структуры курса может возникнуть
трудности в построении причинно–следственных
связей между составом, строением, свойствами и
применением веществ; в формировании базовых
понятий, терминологии, в формировании понятий о
материальном единстве веществ природы.
Достаточен ли данный учебник для
организации полноценного учебно–
воспитательного процесса?
Данный учебник достаточен для организации
полноценного учебно–воспитательного процесса.
Отметьте положительные качества
анализируемого учебника.
Положительными качествами анализируемого
учебника являются системность и доступность
изложения, наглядность обеспечиваютрисунки,
таблицы, схемы, несущие смысловую нагрузку,
упражнения, задачи и цепочки превращений
позволяют не только закрепить новые знания, но и
применить их, перенося на новый объект.
Какие стороны учебника можно
было бы усовершенствовать? Как?
Тексты практических работ не всегда
соответствуют набору реактивов, допущенных к
хранению в школьной лаборатории. Необходимо
привести их в соответствие. Тексты некоторых
практических работ слишком пространные, следует
сделать из них пощаговые инструкции.
Выбрали бы Вы этот учебник для
своей практической работы в
школе.
Учебник хороший, но в данном формате для
осуществления стандартов второго поколения этот
учебник не подойдёт.
№ п/п Характеристика Ответы педагогов
Название учебника Химия
Автор учебника О.С.Габриелян
Год издания
Класс 8
I.Общая характеристика учебника
1. По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). Учебник базового уровня
2. Каков общий объём учебника? Количество страниц: 270
3. Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). Учебник в твёрдом переплёте, имеет глянцевую обложку, выполненную в сине-зелёных тонах. На первом форзаце учебника имеется цветная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», на последнем форзаце- цветная таблица растворимости солей, кислот и оснований», а так же электрохимический ряд напряжений металлов и ряд электроотрицательности неметаллов. В содержании учебника так же имеются таблицы, рисунки, схемы.
II. Характеристика текстов учебника
1. Определите виды текстов, используемых в учебнике. В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчёркнутый, петит.
2. Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. Теоретико- познавательные тексты содержатся в материалах параграфов, а инструментально- практические в текстах практических работ, расположенных в разделах «Практикум», упражнений и задач, расположенных после содержания параграфа.
3. На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста. Текст параграфа «Кислоты, их классификация и свойства» перегружен материалом, раскрывающим классификацию кислот по различным параметрам. В этом же параграфе отмечаются и особые свойства азотной и концентрированной серной кислот.
4. На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов безопасной работы с веществами и оборудованием? Практическая работа № 1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».Текст практической работы доступен для понимания, полно описывает приёмы работы с предложенным оборудованием и вырабатывает у учащихся навыки и приёмы безопасной работы и правильного поведения при работе в лаборатории. В целом тексты практических работ открывают возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учат школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
5. Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. В качестве дополнительных текстов в учебнике используются биографии великих химиков, их роль показать историю развития химии, великих открытий, имеющих применение в практической жизни, совершивших переворот в науке, раскрыть познаваемость мира, формировать чувство патриотизма и гордости за отечественн