Как составить характеристику сложного предложения

Характеристика предложения


Характеристика предложения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 72.

Обновлено 17 Июня, 2022

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 72.

Обновлено 17 Июня, 2022

В 4 классе ученики уже умеют выполнять синтаксический разбор предложения. Кроме этого, для полного разбора предложение нужно ещё и охарактеризовать. В характеристике указывают, простое или сложное предложение, определяют цель высказывания, эмоциональную окраску, наличие главных и второстепенных членов предложения.

Характеристика простого предложения

В русском языке простое предложение можно охарактеризовать по 4 признакам:

  • по цели высказывания;
  • по эмоциональной окраске;
  • по наличию главных членов;
  • по наличию второстепенных членов.

По цели высказывания

Что такое характеристика предложения по цели высказывания, зависит от того, для чего фраза произносится. Этих целей всего три, соответственно, видов этого параметра тоже только три.

Повествовательное — рассказ или описание. Вчера дома я выполнял дополнительное задание.

Побудительное — просьба, приказ. Дома выполните дополнительное задание.

Вопросительное — задаётся вопрос. Дома вы выполнили задание?

По эмоциональной окраске (интонации)

  • восклицательное — присутствует эмоция;
  • невосклицательное — эмоции нет.

По наличию главных членов

В русском языке есть два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое. В составе предложения могут быть как оба главных члена предложения, так и один. В зависимости от этого выделяют два вида:

  • Односоставное: присутствует один главный член. Стемнело. Каникулы!
  • Двусоставное: присутствуют два главных члена. Неожиданно пошёл дождь.

По наличию второстепенных членов

Как делается характеристика предложению по данному параметру, можно сказать только после того, как подчёркнуты все члены предложения. Затем надо определить, есть ли второстепенные члены предложения. В зависимости от их наличия предложение бывает двух видов:

  • Распространённое: Сегодня стемнело рано.
  • Нераспространённое: Стемнело.

Параметры характеристики можно писать сокращённо, но не забывать, что при сокращении слова ставится точка. Повествовательное: повеств., восклицательное: воскл., двусоставное: двусост., распространённое: распр.

Характеристика сложного предложения

Сложное предложение состоит из простых, поэтому описание каждого простого предложения входит в характеристику сложного.

Характеристика сложного предложения имеет такую схему:

  • Цель высказывания.
  • Эмоциональная окраска (интонация).
  • Количество грамматических основ.
  • Характеристика каждого простого предложения, которые входят в состав сложного (наличие главных и второстепенных членов предложения, осложнено или нет).
  • Тип сложного предложения: бессоюзное или союзное.

Пример: 1)[Смеркается], и 2)[шум прибоя успокаивает].

Повеств., невоскл., сложное; 1 — односост., нераспр., неосл.; 2 — двусост., распр., неосл.; союзное СП.

Нельзя сделать только общую характеристику сложного предложения, потому что простые предложения в его составе могут быть разными по строению.

Образец характеристики предложения

Пример выполнения полной характеристики предложения.

Берёзы и осины украшают осенний лес разнообразием красок. Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными членами.

Заключение

Что мы узнали?

Дать характеристику предложения — значит определить его синтаксические признаки по строению, эмоциональной окраске и цели высказывания. В сложном предложении отдельно характеризуется каждое простое.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 72.


А какая ваша оценка?

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим скорее!

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

Сколько цветов на лугу!

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

Из темной тучи закапало.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Золотая осень.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией (            );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями (            );
  • определение — волнистой линией (            );
  • дополнение — штриховой линией (            );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка (            ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.


Возьмёмся за руки, ребята!

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Возьмёмся за руки, ребята!

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Схема:

                ], и [                 ]


Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Схема:

       , (на которой                  ),         ]


Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Схема:

                 ] : [                  ]

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Тест

Русский язык

5 класс

Урок № 32

Простые и сложные предложения.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Сложное предложение, его типы.
  2. Синтаксический разбор сложного предложения.

Тезаурус

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.

Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связанных по смыслу и интонационно.

Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором части равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна из частей по смыслу зависит от другой (подчиняется ей).

Бессоюзное предложение – это предложение, части которого связаны только по смыслу, без союзов.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 106.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 188.

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 129.

3. Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2007. – с. 306.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – основная единица синтаксиса. В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них.

Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение.

Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.

В зависимости от того, как связаны между собой части сложного предложения, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения. Если части сложного предложения связаны между собой только с помощью интонации, то предложение бессоюзное. Если части связаны между собой с помощью интонации и союзов, то это союзное предложение.

Чаще всего в сложном союзном предложении употребляются союзы И, А, НО, ДА. В этом случае части сложного предложения равноправны. В схеме обе части заключаются в квадратные скобки. При использовании союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА одна часть зависит от другой, т.е. от одной части предложения можно задать вопрос к другой. В этом случае главная часть (от которой задают вопрос) заключается в квадратные скобки, а зависимая часть (к которой задают вопрос) заключается в круглые скобки.

Запомните: между частями сложного предложения ставится запятая.

Синтаксический анализ сложного предложения выполняется по тому же плану, что и синтаксический разбор простого предложения.

1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.

4. Характеристика простых предложений в составе сложного:

А) Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.

Б) Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.

В) Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.

Обратите внимание, что каждая часть сложного предложения характеризуется отдельно.

5. Тип сложного предложения: союзное, бессоюзное.

После этого составляется схема сложного предложения и объясняются знаки препинания.

Разбор сложного предложения выглядит следующим образом.

Теоретический материал для углубленного изучения

Типы сложных предложений.

Сложное предложение – это предложение, у которого две и более грамматических основы. Все сложные предложения делятся на союзные (части соединяются при помощи интонации и союзов) и бессоюзные (части соединяются только при помощи интонации.

Между частями сложного предложения ставится запятая. Также между частями бессоюзного предложения могут стоять двоеточие или тире.

Союзные предложения в свою очередь подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Сложносочинённое предложение – это предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами И, А, НО, ДА.

Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и присоединяется при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Зависимая часть называется придаточной.

Рассмотрим это на примерах.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Определите, верную характеристику предложения.

Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох

  1. простое, осложнено однородными членами;
  2. сложное, союзное;
  3. сложное, бессоюзное

Разбор задания: Вспоминаем, что в сложном предложении две и более грамматических основы, а в простом – одна. Находим грамматическую основу. Листья задевают и шорох слышится. Здесь две грамматических основы, следовательно предложение сложное. Части связаны союзом И, следовательно предложение союзное. Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом сложное предложение.

1.Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.

2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.

4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.

Разбор задания: В сложном предложении должно быть две и более грамматических основы. Ищем предложение, которое соответствует этому. 1. Иглы устилают – одна основа. 2. Ветер налетел, осинка затрепетала – две основы, следовательно сложное предложение. Проверяем остальные. 3. Снежок лёг – одна основа, простое предложение. 4. Осень выстлала – одна основа, следовательно, простое предложение.

Ответ: 2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

Рабочий лист. Синтаксический разбор предложения. 5-6 класс

В рабочем листе сначала подробно изложена теория, предложены алгоритмы рассуждения, приведены примеры разборов. Затем даны предложения для разбора.

План синтаксического разбора

1. Разбираем предложение по членам (подчеркиваем главные и второстепенные члены, обозначаем части речи, которыми они выражены).

2. Даем характеристику предложения.

Члены предложения

Подлежащее – Кто? Что?

Сказуемое – Что делать? Что сделать? Какой? Каков? Что такое? Кто такой?

Дополнение – Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Определение -Какой? Чей?

Обстоятельство – Как? Где? Куда? Откуда? Когда? С каких пор? До каких пор? Насколько? Зачем? Почему?

Важно! Вопросы к слову как к части речи и как к члену предложения могут совпадать или не совпадать.

Например:

Я рисую (чем?) карандашом. – Вопрос как к члену предложения и как к части речи совпадает.

Я надел шарф (Какой? Во что?) в клетку. – Вопрос как к члену предложения – «какой?», а как к части речи – «во что?».

Алгоритм

1. Нахожу сказуемое (глагол).

2. Задаю от него вопрос КТО? ЧТО? Ищу слово, которое отвечает на этот вопрос. Это подлежащее (предмет или лицо, которое совершает это действие).

Важно!

Если в предложении нет глагола, это значит, что в предложении или НЕТ сказуемого, или сказуемое выражено ДРУГОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ. В этом случае:

– нахожу подлежащее (кто? что?)

– задаю от него один из подходящих вопросов: каков? какой? кто такой? что такое?

(Сказуемое будет выражено кратким или полным прилагательным, существительным, числительным)

– если от подлежащего нельзя поставить ни один из вопросов сказуемого к другому слову в предложении, значит, сказуемого нет.

Например:

В лесу жил бурый медведь.

Глагол «жил» – это сказумое.

Жил (Кто? Что?) медведь – это подлежащее.

Мой друг сегодня печален.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) друг.

Друг (каков?) печален – это сказуемое.

Первый снег белый и пушистый.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) снег.

Снег (Какой?) белый и пушистый – это сказуемые.

Важно! Сказуемыми в этом случае будут являться те полные прилагательные, которые стоят после подлежащего. Прилагательные, стоящие перед подлежащим, будут определениями.

Мой друг – староста класса.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) друг.

Друг (кто такой?) староста – это сказуемое.

Москва – столица России.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) Москва.

Москва (Что такое?) столица – это сказуемое.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

(Кто? Что?) Ночь, улица, фонарь, свет – это подлежащие. Сказуемых нет.

Важно! В предложениях может быть только сказуемое, без подлежащего.

Люблю берёзку русскую.

(Что делаю?) люблю. Нет слова, отвечающего на вопросы «Кто? Что?». Подлежащего нет.

В дверь долго стучали.

Нет слова, отвечающего на вопрос «Кто? Что?». Подлежащего нет.

На улице быстро потемнело.

Нет слова, отвечающего на вопрос «Кто? Что?». Подлежащего нет.

3. Ищу второстепенные члены предложения. Сначала задаю вопросы от подлежащего и сказуемого, затем от других членов.

Важно! К дополнениям обязательно надо задавать ДВОЙНОЙ падежный вопрос, чтобы не спутать дополнение и подлежащее.

Например:

Мама открыла (кого? что?) окно. Окно – дополнение, а мама – подлежащее.

Образец разбора по членам предложения

Долго мы любовались прекрасным закатом.

(Что делали?) любовались – это сказуемое, выраженное глаголом.

Любовались (кто? что?) мы – подлежащее, выраженное местоимением.

Любовались (как?) долго – обстоятельство, выраженное наречием.

Любовались (кем? чем?) закатом – это дополнение, выраженное существительным.

Закатом (каким?) прекрасным – это определение, выраженное прилагательным.

Характеристика предложения

1. По цели высказывания:

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

2. По интонации:

  • восклицательные
  • невосклицательные

3. По количеству грамматических основ:

  • простое
  • сложное

4. По составу грамматической основы:

  • двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое)
  • односоставное (есть или подлежащее, или сказуемое)

5. По наличию второстепенных членов предложения

  • распространённое (есть второстепенные члены)
  • нераспространённое (нет второстепенных членов)

6. Осложнено или нет:

  • осложнено (однородными членами, или обращением, или вводными словами)
  • не осложнено

Образец характеристики простого предложения

Долго мы любовались прекрасным закатом. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено).

Образец характеристики сложного предложения

1) Наступил вечер, 2) и мы долго любовались прекрасным закатом. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 простых:

1) Простое, наступил вечер – двусоставное, нераспространенное, не осложнено.

2) Простое, мы любовались – двусоставное, распространенное, не осложнено).

Образец полного синтаксического разбора простого предложения

В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины. (Повествовательное, невосклицательное, наблюдаю, простое, односоставное, распространенное, не осложнено).

Устное рассуждение:

(Что делаю?) наблюдаю – сказуемое, выраженное глаголом.

Наблюдаю (Кто? Что?) – подлежащего нет.

Наблюдаю (Где?) в чужбине – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Наблюдаю (Как?) свято – обстоятельство, выраженное наречием.

Наблюдаю (Кого? Что?) обычай – дополнение, выраженное существительным.

Обычай (какой?) святой – определение, выраженное прилагательным.

Обычай (какой?) старины – определение, выраженное существительным.

Образец полного синтаксического разбора сложного предложения

1) Наступила серая, дождливая, ненастная осень, 2) и листья на деревьях пожелтели. (Повествовательное, невосклицательное, сложное:

1) простое, наступила осень, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями;

2) простое, листья пожелтели, двусоставное, распространённое, не осложнено).

Устное рассуждение:

(Что сделала?) наступила – сказуемое, выраженное глаголом.

Наступила (Кто? Что?) осень – подлежащее, выраженное существительным.

Осень (Какая?) серая, дождливая, ненастная – определения, выраженные прилагательными.

(Что сделали?) пожелтели – сказуемое, выраженное глаголом.

Пожелтели (Кто? Что?) листья – подлежащее, выраженное существительным.

Пожелтели (где?) на деревьях – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

И – союз.

Задания

Упражнение 1

Выполните синтаксический разбор данных предложений.

Наступила осень.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Осень – красивое время года.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Голы и прозрачны сады, рощи и леса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Старые деревья давно облетели, а молодые берёзки сохраняют свои желтоватые листья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2

Выполните синтаксический разбор данных предложений.

Константин Георгиевич Паустовский родился Москве.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Своему отцу писатель посвятил книгу «Далёкие годы».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В годы Великой Отечественной войны Паустовский находился на Южном фронте и писал военные очерки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Он написал многие рассказы и повести, их перевели на разные языки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.

images/slideshow/fact34.jpg

Создано: 07 августа 2018

Просмотров: 308364

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

 

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ – = ].

* – выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть – односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = – ], и [ = – ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ – = ], и [ – = ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части – двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ – = и = ], (как = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = – ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть – придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ – = ], (которую = – ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ – = и = ], (что = – ), ( = – ) и ( – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть – главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части – придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ – = ], (как  , (на котором – = ),  – =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ – придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ – = , (пока – = ), и = ], (что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть – главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО – придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть – односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ – = ] — [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ – = ] : [ – = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда – = ), [ – = ],  и [ – ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть – придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ – = ], а [- = ], (что и  -, и  –   —   –  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть – двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть – придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть – односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть – двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = – ], [ – = ], (потому что – = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть – двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть – главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть – придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда – = ) и ( – = ),  – = и = ] : [  – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть – главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части – придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть – двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий