Как составить хит парад

«Попасть в топ»: как составляют музыкальные хит-парады

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 13K

Большинство радиостанций, особенно в формате CHR (подробнее о форматах мы рассказывали здесь), практикуют создание чартов — топа песен по популярности.

В этом материале расскажем о том, как составляют хит-парады на радиостанциях и по каким критериям песни попадают в топ, а также о том, что думают о нашей музыке за рубежом.

Фото Roberto Ventre CC

Пионеры хит-парадов

В индустрии музыки есть много видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках одного исполнителя. Выделяются наиболее продаваемые, наиболее часто проигрываемые на радиостанциях (или на музыкальном телевидении), чарты по версии музыкальных журналов, самые скачиваемые песни в интернете и даже чарты рингтонов.

Первый хит-парад в 1936 году составил журнал Billboard, а в наши дни на чарты этого издания часто ссылаются некоторые радиостанции и журналы («На первом месте, по версии Billboard….»). Это еженедельное музыкальное издание, одним из самых важных аспектов которого является чарт Billboard Hot 100 — это сто лучших песен, которые комплектуются вне зависимости от жанра. Кроме того, журнал публикует Billboard 200 — это чарт, в который попадают самые продаваемые альбомы. В хит-парад издания в разные годы входили и отечественные исполнители: Борис Гребенщиков, Gorky Park, ППК, t.A.T.u. и другие.

Издание Vice в 2011 году попыталось в шуточной форме объяснить, как составляется топ-50. По их мнению, предугадать, кто войдёт в этот хит-парад довольно просто (информация актуальна на 2011 год, соответственно):

  • Места 50 — 43: Ерунда, которую вы вообще никогда не слышали

  • 42-41: Ерунда, которую вы даже не захотите слушать

  • 40: Группа, которую основал бывший музыкальный журналист

  • 39-35: Альбомы, записанные при участии Никки Минаж

  • 30: Группа Metronomy

  • 21: Кто-то, кто постоянно без причин повторяет в песнях слово «свэг»

  • 8: Участник группы Odd Future

  • 7: Ещё кто-то из Odd Future

  • 6: Дабстеп или электронный альбом музыканта про гражданские протесты

  • 4: Альбом, вышедший в октябре, когда составлялся декабрьский хит-парад

  • 3: Любимая группа главреда, за неё проголосовали все, чтобы подлизаться к руководству.

  • 2: Альбом, который никто не слышал, но все слышали, что он классный. А ещё журнал Pitchfork высоко оценил пластинку

  • 1: Пи Джей Харви (New Musical Express), Пи Джей Харви (Classic Rock), Пи Джей Харви (Mixmag), Пи Джей Харви (Fresh Produce Journal), Пи Джей Харви (Uncut)

Фото Mr. Leeds CC

Как составляют чарты на самом деле

Чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто отслушать песни по принципу «нравится — не нравится», потому что это будет очень субъективно. Для того, чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используется специальный софт и статистика.

Например, Nielsen SoundScan, которая помогает собирать данные о продажах альбомов. Система отслеживает как магазинные покупки, так и цифровые, собирая данные почти с 40 тысяч торговых точек. Данные собирают с точек в 19 странах: США, Канаде, Европе и Океании.

Broadcast Data Systems отслеживает радиоротацию. Система реагирует на сигнал, который закодирован в самих композициях, и добавляет их в статистику.

Nielsen Audio (или Arbitron) начисляет баллы в зависимости от того, в какое время суток песня вышла в эфир и какое количество аудитории есть у радиостанции.

Конечно, далеко не все радиостанции (особенно отечественные) будут использовать дорогой софт, чтобы составлять свои чарты. В большинстве своём, все хит-парады делают на основе голосования слушателей, тем более, что «горячие ротации» на CHR-станциях довольно легко распределить в топ-20 или топ-40 (в зависимости от эфирного времени, отведённого под хит-парад).

Раньше голосование проводилось посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции присутствуют в интернете, и есть голосование на сайтах и в соц. сетях. Некоторые станции и вовсе упрощают себе жизнь, просто ссылаясь на рейтинг Billboard.

Бонус: «Наши» за рубежом

Российская поп-музыка в XXI веке стала популярна на западе, и многие исполнители попали в западные чарты. Так, группа «ВИА Гра» в 2004 году попала на третью строчку в национальном хит-параде Японии с треком «Stop! Stop! Stop!», а также заняла шестое место в Финляндии и двадцатое в Норвегии.

A-Studio в 2006-м заняли шестую позицию в чарте Британии, 17-е в Испании и 33-е в Нидерландах с песней «S.O.S», написанной ещё в 2001 году. Позже, в 2009 диджей Леонид Руденко попал в британский чарт на 27-е место с синглом «Everybody».

Невероятно, но Верка Сердючка (Андрей Данилко) всколыхнула умы финнов: второе место с песней «Dancing Lasha Tumbai».

Победитель «Евровидения» 2008 года Дима Билан — 28-е место чарта Швеции и 52-е в Германии с песней «Believe».

Трек Тимати «Welcome to St. Tropez» в аранжировке DJ Antoine не покорил британцев и американцев, но в Люксембурге, Румынии и Польше взял первое место, а в Швейцарии завоевал вторую строчку.

Группа Serebro, которая участвовала в «Евровидении» с английским вариантом «Мама Люба, давай» ворвалась в чарты Италии (шестое место), Испании (45-е) и Бельгии (48-е). Песня «Mama Lover» была записана на итальянском лейбле Ego. А их сингл «Mi-Mi-Mi» запал в душу слушателям в Нидерландах: 8-е место, а в азиатских странах вообще стал хитом.

Дополнительное чтение:

  • 6 мифов о радиоведущих
  • Радио — конец прекрасной эпохи

  • 100 практических материалов на тему звука, аудиотехники и не только
  • 50 сравнений, обзоров и руководств по теме звука и аудиотехники
  • Советы меломанам, «cделай сам» и аудиотехнологии

  • «Слышать мимо ушей»: необычные способы восприятия звука
  • Против стресса и бессонницы: поможет музыка

https://ria.ru/20200427/1570521316.html

В топе: как составляют хит-парады и что в них изменилось за 85 лет

В топе: как составляют хит-парады и что в них изменилось за 85 лет – РИА Новости, 27.04.2020

В топе: как составляют хит-парады и что в них изменилось за 85 лет

В апреле 1935 года на радио впервые появился хит-парад. Идея составлять регулярные рейтинги лучшей музыки была простой и гениальной, однако до СССР добралась… РИА Новости, 27.04.2020

2020-04-27T08:00

2020-04-27T08:00

2020-04-27T09:17

культура

фрэнк синатра

майкл джексон

эд ширан

новости культуры

музыка

шоу-бизнес

сша

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/156391/97/1563919773_0:0:2945:1658_1920x0_80_0_0_f1d178a136a05f3c6314e9bf9b7842f2.jpg

МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. В апреле 1935 года на радио впервые появился хит-парад. Идея составлять регулярные рейтинги лучшей музыки была простой и гениальной, однако до СССР добралась лишь спустя сорок с лишним лет. О том, насколько можно доверять этим спискам, какая песня возглавила первый советский чарт и как по этому жанру ударили стриминговые сервисы, — в материале РИА Новости.Без интриги и без ФрэнкаВ первом музыкальном хит-параде не было самого главного — интриги: пятнадцать песен проигрывали в случайном порядке. Популярное шоу, которое шло вечером по субботам на американской радиостанции NBC, сначала называлось The Lucky Strike Hit Parade — генеральным спонсором выступала табачная компания. Позже сократили просто до “хит-парада”. В первом выпуске лидировала песня “Soon” Бинга Кросби. Как уверяли организаторы, их музыкальный рейтинг получался абсолютно объективным, потому что учитывал сразу несколько критериев: заявки радиослушателей, отчеты о продажах от продавцов пластинок, данные мюзик-холлов и музыкальных автоматов. Однако конкретные цифры на шоу никогда не раскрывали. Песни в студии исполнял симфонический оркестр (так что это было, по современным меркам, довольно редкое удовольствие), а также постоянные вокалисты, которых не называли. Им платили по 100 долларов. Кстати, в 1943 году одним из штатных исполнителей шоу стал Фрэнк Синатра, но через несколько лет его уволили. Одной из причин было то, что он, забыв слова главной песни чарта “Don’t Fence Me In”, заменил их бормотанием.Рождение “золотого стандарта”В 1936 году к радио NBC присоединился журнал Billboard. С 1940-го он регулярно публикует “музыкальные чарты” — в английском прижилось именно такое название рейтингов лучшей музыки. До сих пор мнение Billboard считается “золотым стандартом”. В 1991 году в издании стали пользоваться электронной системой мониторинга. Тогда неожиданно выяснилось, что по факту вкусы публики меняются намного быстрее, чем докладывали журналу музыкальные магазины и диджеи. Основных хит-парадов у журнала два: чарт с двумя сотнями самых продаваемых пластинок, а также Hot 100 с лучшими треками. Ротару в топеДо Советского Союза все это докатилось только во второй половине 1970-х. Сергей Сычев в книге “Хит-парады в СССР” указывает, что первым музыкальные итоги подвел журнал “Клуб и художественная самодеятельность”. Популярность пришла, когда в 1977 году в газете “Московский комсомолец” журналист Юрий Филинов предложил читателям выбрать из новых отечественных песен десятку лучших. Результаты опубликовали в музыкальной рубрике “Звуковая дорожка МК”. Возглавил первый советский чарт шлягер “Родина моя” в исполнении Софии Ротару. Серебро досталось хиту “Из вагантов”, или “Песенке студента”, Игоря Иванова. На почетном третьем месте — “Соловьиная роща” Льва Лещенко. Чтобы определить победителей, Филинову пришлось разобрать несколько мешков с письмами. Открыто считать, кто сколько заработал и продал, в Советском Союзе было не принято.”Никто не слушал, но все о ней говорят”Позже составлять хит-парады стали, ориентируясь на информацию по скачиваниям, прослушиваниям, а также на данные интернет-голосования и продвинутых систем мониторинга. Однако обвинений в подтасовках по-прежнему много. Издание VIce несколько лет назад ехидно прошлось по рейтингам лучших альбомов года. “С последней строчки по 43-ю: альбомы, про которые вы никогда не слышали. С 42-й по 41-ю — то, что вообще не захотите слушать <…>, 29-е место: заслуженная группа, к которой давно прикипела вся редакция, забыв, что львиная доля читателей младше минимум лет на десять и “золотой век” этих ветеранов пропустила. Третья строчка: любимая группа главного редактора, за которую проголосовали большинство сотрудников, чтобы подлизаться. Второе место: альбом, который никто не слушал, но все говорят, что он классный”. Сам себе экспертХит-парады открыли миру множество исполнителей, и долгое время попадание на вершину чарта считалось для музыкантов основным показателем успеха. Однако с появлением стриминговых сервисов, которые поощряют прослушивание одних и тех же знакомых треков, а не поиск новой музыки, многие заговорили о кризисе жанра, отмечают в Washington Post.Музыкальный журналист и автор телеграм-канала “Чушь в массы!” Кристина Сарханянц полагает, что крупнейшие стриминги обвинять нельзя: наоборот, “они превратились в своего рода социальные экосистемы”. Так, у себя на странице в Spotify артист может разместить даты ближайших концертов со ссылками на билеты или свой сайт, а пользователи — фолловить исполнителей, составлять свои плейлисты и выкладывать их. Сервисы хранят статистику и регулярно, как правило в конце года, предлагают слушателю его собственный хит-парад, которым легко поделиться с друзьями. Однако чарты ценят прежде всего за мнение профессионалов, считает Андрей Дроздов, программный директор “Нового радио”. “Хит-парады изменяются вместе с технологиями, но никуда не пропадают. Их уникальное предложение и основная фишка для слушателя — экспертная оценка, которой доверяют. А чарты — ее квинтэссенция”, — уверен он.Средняя температураК современным рейтингам лучшей музыки от авторитетных составителей остается много вопросов. Например, по скачиваниям и прослушиваниям в Сети Эд Ширан бьет рекорды на стриминговых сервисах, а композиция рэпера “Lil Nas X” — главный долгожитель Billboard Hot 100. Но можно ли сказать, что они популярнее, чем “Битлз” в 60-е или Майкл Джексон в 80-е? Ведь раньше не было возможности вести точную статистику, да и пластинки и кассеты часто одалживали друг у друга.Чарт-топпером, или композицией номер один, по-прежнему способна стать песня-однодневка. Особенно если это еженедельный хит-парад, который оценивает очень короткий промежуток времени. “Современные чарты скорее дают общее поверхностное представление о том, как обстоят дела в индустрии, кто какие жанры представляет, какую музыку какая аудитория слушает и так далее, — такая средняя температура”, — говорит Кристина Сарханянц. Видимо, не ошибается только время, которое в итоге все расставляет по местам.

https://ria.ru/20200326/1569032436.html

https://ria.ru/20200318/1568695681.html

https://ria.ru/20200126/1563838480.html

https://ria.ru/20200413/1569964759.html

https://ria.ru/20200308/1568161213.html

сша

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/156391/97/1563919773_4:0:2733:2047_1920x0_80_0_0_0235ed569704d00ae008c9a535e97f5e.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

фрэнк синатра, майкл джексон, эд ширан, новости культуры, музыка, шоу-бизнес, сша

Культура, Фрэнк Синатра, Майкл Джексон, Эд Ширан, Новости культуры, Музыка, Шоу-бизнес, США

МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. В апреле 1935 года на радио впервые появился хит-парад. Идея составлять регулярные рейтинги лучшей музыки была простой и гениальной, однако до СССР добралась лишь спустя сорок с лишним лет. О том, насколько можно доверять этим спискам, какая песня возглавила первый советский чарт и как по этому жанру ударили стриминговые сервисы, — в материале РИА Новости.

Без интриги и без Фрэнка

В первом музыкальном хит-параде не было самого главного — интриги: пятнадцать песен проигрывали в случайном порядке.

Популярное шоу, которое шло вечером по субботам на американской радиостанции NBC, сначала называлось The Lucky Strike Hit Parade — генеральным спонсором выступала табачная компания. Позже сократили просто до “хит-парада”.

В первом выпуске лидировала песня “Soon” Бинга Кросби. Как уверяли организаторы, их музыкальный рейтинг получался абсолютно объективным, потому что учитывал сразу несколько критериев: заявки радиослушателей, отчеты о продажах от продавцов пластинок, данные мюзик-холлов и музыкальных автоматов. Однако конкретные цифры на шоу никогда не раскрывали.

Песни в студии исполнял симфонический оркестр (так что это было, по современным меркам, довольно редкое удовольствие), а также постоянные вокалисты, которых не называли. Им платили по 100 долларов.

Кстати, в 1943 году одним из штатных исполнителей шоу стал Фрэнк Синатра, но через несколько лет его уволили. Одной из причин было то, что он, забыв слова главной песни чарта “Don’t Fence Me In”, заменил их бормотанием.

Рождение “золотого стандарта”

В 1936 году к радио NBC присоединился журнал Billboard. С 1940-го он регулярно публикует “музыкальные чарты” — в английском прижилось именно такое название рейтингов лучшей музыки.

До сих пор мнение Billboard считается “золотым стандартом”. В 1991 году в издании стали пользоваться электронной системой мониторинга. Тогда неожиданно выяснилось, что по факту вкусы публики меняются намного быстрее, чем докладывали журналу музыкальные магазины и диджеи.

Основных хит-парадов у журнала два: чарт с двумя сотнями самых продаваемых пластинок, а также Hot 100 с лучшими треками.

Ротару в топе

До Советского Союза все это докатилось только во второй половине 1970-х. Сергей Сычев в книге “Хит-парады в СССР” указывает, что первым музыкальные итоги подвел журнал “Клуб и художественная самодеятельность”.

Популярность пришла, когда в 1977 году в газете “Московский комсомолец” журналист Юрий Филинов предложил читателям выбрать из новых отечественных песен десятку лучших. Результаты опубликовали в музыкальной рубрике “Звуковая дорожка МК”.

Возглавил первый советский чарт шлягер “Родина моя” в исполнении Софии Ротару.

Серебро досталось хиту “Из вагантов”, или “Песенке студента”, Игоря Иванова. На почетном третьем месте — “Соловьиная роща” Льва Лещенко.

Чтобы определить победителей, Филинову пришлось разобрать несколько мешков с письмами. Открыто считать, кто сколько заработал и продал, в Советском Союзе было не принято.

“Никто не слушал, но все о ней говорят”

Позже составлять хит-парады стали, ориентируясь на информацию по скачиваниям, прослушиваниям, а также на данные интернет-голосования и продвинутых систем мониторинга.

Однако обвинений в подтасовках по-прежнему много. Издание VIce несколько лет назад ехидно прошлось по рейтингам лучших альбомов года.

“С последней строчки по 43-ю: альбомы, про которые вы никогда не слышали. С 42-й по 41-ю — то, что вообще не захотите слушать <…>, 29-е место: заслуженная группа, к которой давно прикипела вся редакция, забыв, что львиная доля читателей младше минимум лет на десять и “золотой век” этих ветеранов пропустила. Третья строчка: любимая группа главного редактора, за которую проголосовали большинство сотрудников, чтобы подлизаться. Второе место: альбом, который никто не слушал, но все говорят, что он классный”.

Голландская группа DeWolff выступает в пустом зале для съемок трансляции в Facebook

Нет шоу — нет бизнеса. Как музыканты всего мира переживают пандемию

Сам себе эксперт

Хит-парады открыли миру множество исполнителей, и долгое время попадание на вершину чарта считалось для музыкантов основным показателем успеха. Однако с появлением стриминговых сервисов, которые поощряют прослушивание одних и тех же знакомых треков, а не поиск новой музыки, многие заговорили о кризисе жанра, отмечают в Washington Post.

Музыкальный журналист и автор телеграм-канала “Чушь в массы!” Кристина Сарханянц полагает, что крупнейшие стриминги обвинять нельзя: наоборот, “они превратились в своего рода социальные экосистемы”.

Так, у себя на странице в Spotify артист может разместить даты ближайших концертов со ссылками на билеты или свой сайт, а пользователи — фолловить исполнителей, составлять свои плейлисты и выкладывать их. Сервисы хранят статистику и регулярно, как правило в конце года, предлагают слушателю его собственный хит-парад, которым легко поделиться с друзьями.

Девушка слушает музыку

Идеальный саундтрек на карантине: Coldplay, Лобода, опера и джаз

Однако чарты ценят прежде всего за мнение профессионалов, считает Андрей Дроздов, программный директор “Нового радио”. “Хит-парады изменяются вместе с технологиями, но никуда не пропадают. Их уникальное предложение и основная фишка для слушателя — экспертная оценка, которой доверяют. А чарты — ее квинтэссенция”, — уверен он.

«

“Если говорить о музыкальных телеканалах, то здесь чарты как жанр очень востребованны. Это не просто цифры: мнение редакции обязательно добавляется к ним — с учетом формата и целевой аудитории”, — отмечает Яна Тихомирова, главный музыкальный редактор MTV Russia.

Средняя температура

К современным рейтингам лучшей музыки от авторитетных составителей остается много вопросов. Например, по скачиваниям и прослушиваниям в Сети Эд Ширан бьет рекорды на стриминговых сервисах, а композиция рэпера “Lil Nas X” — главный долгожитель Billboard Hot 100. Но можно ли сказать, что они популярнее, чем “Битлз” в 60-е или Майкл Джексон в 80-е?

Певица Лиззо на церемонии вручения премии 2019 MTV Video Music Awards

“Грэмми”: награды в эпицентре скандала

Ведь раньше не было возможности вести точную статистику, да и пластинки и кассеты часто одалживали друг у друга.

Чарт-топпером, или композицией номер один, по-прежнему способна стать песня-однодневка. Особенно если это еженедельный хит-парад, который оценивает очень короткий промежуток времени.

Девушка в наушниках

Эксперты: россияне слушают шансон, песни про карантин и музыку для спорта

“Современные чарты скорее дают общее поверхностное представление о том, как обстоят дела в индустрии, кто какие жанры представляет, какую музыку какая аудитория слушает и так далее, — такая средняя температура”, — говорит Кристина Сарханянц.

Видимо, не ошибается только время, которое в итоге все расставляет по местам.

Певец Малума целует Мадонну на Billboard Music Awards в Лас-Вегасе

Слушайте женщин. Музыкальные дивы последних сорока лет

Как описать песню таким образом, чтобы придать ей значимости и важности? Способ номер один – сказать, что она покорила хит-парады (при этом желательно уточнить, какие именно). Не только крупные музыкальные издания составляют чарты. Каждая уважающая себя развлекательная радиостанция также имеет в своей сетке вещания собственный хит-парад. Существует в народе легенда, что музыкальные топы составляются на основе вкусов музыкального редактора или прочих сотрудников радиостанции. К, счастью, подобное не имеет ничего общего с реальностью, иначе в хит-парадах не было бы абсолютного никакого смысла. Основная цель любого чарта – выяснить степень популярности конкретных композиций или альбомов среди слушателей.

Как составляются музыкальные хит-парады

Можно выделить три основных способа составления хит-парадов:

1. На основе данных, полученных с помощью мониторинга статистики продаж и прослушиваний. Вручную собрать такую информацию довольно проблематично, поэтому для этого зачастую используются специальные программы, которые мониторят как виртуальные, так и физические продажи музыкальных творений.

2. С помощью голосования среди слушателей. Голосование проводится на сайте или в соцсетях радиостанции. Основной минус этого способа в том, что размещать для голосования все треки, которые были в ротации за неделю, довольно проблематично.

3. На основе статистики ротаций радиостанции. Программы для радиовещания выдают данные о том, какие треки за неделю играли чаще всего. Частоту проигрывания треков задаёт музыкальный редактор. Делает это он с помощью мониторинга основных чартов страны. Также учитывается обратная связь от слушателей.

Каждая радиостанция выбирает свой способ составления хит-парадов. При этом нередко прослеживается совпадение верхних позиций чартов на разных радиостанциях. В век технологий музыкальные тренды задаёт уже не радио, а стриминговые платформы, которые и формируют общую картину популярности артистов.

В индустрии музыки существует множество видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках песен одного исполнителя. Но часто слушатели не понимают, почему их любимая композиция остается на задворках списка лучших, а на первом месте оказываются совсем «не те», по их мнению, исполнители.

О том, по каким критериям составляются хит-парады, как определяют, какие композиции популярны, а также кто был победителем первого советского хит-парада – в материале «АиФ».

СКРИПАЧ НА ВЕРШИНЕ

На заре появления музыкального вещания для составления хит-парадов зачастую брались за основу данные из музыкальных журналов и опросов слушателей. Первый музыкальный хит-парад, по разным данным, был опубликован в 1936 году в американском журнале «Биллборд» (Billboard). Первым победителем стал некто Джо Венути – уже многими позабытый скрипач. Его песня в стиле джаз «Stop, Look And Listen!» оказалась на вершине списка.

С 1940 года хит-парады в журнале стали публиковаться на регулярной основе, а в 1958 году появилась «горячая сотня» – 100 самых популярных композиций недели. Тогда в параметры вычислений входили данные по продажам и репертуару радиостанций. С 1991 года «Биллборд» ввел новую методику для определения чартов, в которой учитывются комбинация актуального радиомониторинга с помощью электронной системы службы Nielsen Broadcast Data Systems (BDS) с дополнением плейлистов от мелких радиостанций, и данные по продажам от ретейлеров от службы Nielsen SoundScan.

С течением времени музыкальные хит-парады распространились практически по всему миру. Веяние моды постепенно докатилось и до советских граждан.

С ЛЕЩЕНКО И «ПЕСНЯРАМИ»

В СССР первые хит-парады стали публиковаться во второй половине 1970-х годов в газете «Московский комсомолец» – в музыкальной рубрике «Звуковая дорожка МК»). В ней размещались материалы о звездах советской эстрады, а также угодных власти исполнителях с Запада. Именно в рамках этой рубрики журналист Юрий Филинов предложил на основании предпочтений слушателей составить первый советский хит-парад. В 1977 году читатели «МК» прислали свои письма журналисту, который и огласил десятку лучших песен.

Лидером первого советского хит-парада стала композиция в исполнении Софии Ротару «Родина моя». Слова «Я, ты, он, она! Вместе – целая страна, вместе – дружная семья! В слове «мы» – сто тысяч «я» полюбились гражданам Союза.

На втором месте оказалась песня «Из вагантов» Игоря Иванова, более известная сейчас как «Песенка студента». Тройку лучших замкнула «Соловьиная роща» в исполнении Льва Лещенко. Интересно, что в десятку первого советского хит-парада попали две песни суперпопулярной на тот момент белорусской группы «Песняры» – «Белоруссия» и «За полчаса до весны».

Затем хит-парады появились в ленинградской газете «Смена» и во многих других молодежных и музыкальных изданиях. В отличие от западных аналогов, в СССР они составлялись на основе опросов слушателей и писем читателей того или иного периодического издания.

Большинство музыкальных критиков все же сходятся во мнении, что советский хит-парад носил субъективный характер. Якобы он отражал предпочтения не всей аудитории, а лишь тех слушателей, которые приняли участие в опросе. Считалось, что для получения более достоверной картины необходимо было учитывать количество проданных альбомов. Однако, в отличие от музыкального рынка на Западе, в СССР такие подсчеты не велись.

БЕЗ НАКРУТКИ

Сейчас, чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто прослушать песни по принципу «нравится – не нравится». Чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используются специальные компьютерные программы и статистика.

В целом в музыкальной индустрии хит-парады учитывают множество критериев: помимо данных по продажам, в некоторых случаях берут в расчет сведения по проигрышу на радиостанциях и по количеству скачиваний композиций через Интернет, а также количеству голосов слушателей. К примеру, в 2000-х годах популярным было голосование посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции и телеканалы присутствуют в Интернете, голосовать можно на сайтах и в социальных сетях.

К слову, с развитием соцсетей появились и так называемые народные независимые чарты. Так, в начале 2018 года в социальной сети «ВКонтакте» появился хит-парад белорусской музыки #BYTOP10. «Хит-парад был запущен для популяризации белорусского шоу-бизнеса, поддержки местных талантов и уже состоявшихся исполнителей. Голосование в нем честное и открытое, голоса проверяются, любые «накрутки» исключены», – заверил «АиФ» инициатор проекта Николай ЛЕФФЕРТС.

По его словам, еженедельно в голосовании принимают участие около 1 тыс. белорусских любителей музыки. Каждую неделю эксперты определяют три новинки, которые претендуют на попадание в топ. В число жюри входят руководитель фан-клуба OGAE Беларусь (некоммерческого фан-клуба конкурса «Евровидение») Павел Морозов, известный продюсер Александр Слуцкий и глава сообщества о белорусском шоу-бизнесе, певец Заал Ярадангулиев.

Николай Леффертс обращает внимание, что новые песни эксперты в основном находят в официальных группах или на страницах исполнителей в социальных сетях. За историю хит-парада в число наиболее популярных исполнителей чаще всего входили группа Litesound, певица LEXY (Александра Ткач), вокальный проект Nonsens.

В апреле 1935 года на #радио впервые появился #хит-парад. #Идея составлять регулярные #рейтинги #лучшей #музыки была простой и гениальной, однако до #СССР добралась лишь спустя сорок с лишним лет. О том, насколько можно доверять этим спискам, какая песня возглавила первый советский чарт и как по этому жанру ударили стриминговые сервисы, — в материале РИА Новости.

Без интриги и без Фрэнка

В первом музыкальном хит-параде не было самого главного — интриги: пятнадцать песен проигрывали в случайном порядке.Популярное шоу, которое шло вечером по субботам на американской радиостанции NBC, сначала называлось The Lucky Strike Hit Parade — генеральным спонсором выступала табачная компания. Позже сократили просто до «хит-парада«.В первом выпуске лидировала песня «Soon» Бинга Кросби. Как уверяли организаторы, их музыкальный рейтинг получался абсолютно объективным, потому что учитывал сразу несколько критериев: заявки радиослушателей, отчеты о продажах от продавцов пластинок, данные мюзик-холлов и музыкальных автоматов. Однако конкретные цифры на шоу никогда не раскрывали.Песни в студии исполнял симфонический оркестр (так что это было, по современным меркам, довольно редкое удовольствие), а также постоянные вокалисты, которых не называли. Им платили по 100 долларов.

Американский певец и актер Фрэнк Синатра

© AP PhotoАмериканский певец и актер Фрэнк СинатраКстати, в 1943 году одним из штатных исполнителей шоу стал Фрэнк Синатра, но через несколько лет его уволили. Одной из причин было то, что он, забыв слова главной песни чарта «Don’t Fence Me In», заменил их бормотанием.

Рождение «золотого стандарта»

В 1936 году к радио NBC присоединился журнал Billboard. С 1940-го он регулярно публикует «музыкальные чарты» — в английском прижилось именно такое название рейтингов лучшей музыки.

До сих пор мнение Billboard считается «золотым стандартом». В 1991 году в издании стали пользоваться электронной системой мониторинга. Тогда неожиданно выяснилось, что по факту вкусы публики меняются намного быстрее, чем докладывали журналу музыкальные магазины и диджеи.Основных хит-парадов у журнала два: чарт с двумя сотнями самых продаваемых пластинок, а также Hot 100 с лучшими треками.

Ротару в топе

До Советского Союза все это докатилось только во второй половине 1970-х. Сергей Сычев в книге «Хит-парады в СССР» указывает, что первым музыкальные итоги подвел журнал «Клуб и художественная самодеятельность».Популярность пришла, когда в 1977 году в газете «Московский комсомолец» журналист Юрий Филинов предложил читателям выбрать из новых отечественных песен десятку лучших. Результаты опубликовали в музыкальной рубрике «Звуковая дорожка МК».Возглавил первый советский чарт шлягер «Родина моя» в исполнении Софии Ротару.

Серебро досталось хиту «Из вагантов», или «Песенке студента», Игоря Иванова. На почетном третьем месте — «Соловьиная роща» Льва Лещенко.Чтобы определить победителей, Филинову пришлось разобрать несколько мешков с письмами. Открыто считать, кто сколько заработал и продал, в Советском Союзе было не принято.

«Никто не слушал, но все о ней говорят»

Позже составлять хит-парады стали, ориентируясь на информацию по скачиваниям, прослушиваниям, а также на данные интернет-голосования и продвинутых систем мониторинга.Однако обвинений в подтасовках по-прежнему много. Издание VIce несколько лет назад ехидно прошлось по рейтингам лучших альбомов года.»С последней строчки по 43-ю: альбомы, про которые вы никогда не слышали. С 42-й по 41-ю — то, что вообще не захотите слушать <…>, 29-е место: заслуженная группа, к которой давно прикипела вся редакция, забыв, что львиная доля читателей младше минимум лет на десять и «золотой век» этих ветеранов пропустила. Третья строчка: любимая группа главного редактора, за которую проголосовали большинство сотрудников, чтобы подлизаться. Второе место: альбом, который никто не слушал, но все говорят, что он классный».

Сам себе эксперт

Хит-парады открыли миру множество исполнителей, и долгое время попадание на вершину чарта считалось для музыкантов основным показателем успеха. Однако с появлением стриминговых сервисов, которые поощряют прослушивание одних и тех же знакомых треков, а не поиск новой музыки, многие заговорили о кризисе жанра, отмечают в Washington Post.Музыкальный журналист и автор телеграм-канала «Чушь в массы!» Кристина Сарханянц полагает, что крупнейшие стриминги обвинять нельзя: наоборот, «они превратились в своего рода социальные экосистемы».

Так, у себя на странице в Spotify артист может разместить даты ближайших концертов со ссылками на билеты или свой сайт, а пользователи — фолловить исполнителей, составлять свои плейлисты и выкладывать их. Сервисы хранят статистику и регулярно, как правило в конце года, предлагают слушателю его собственный хит-парад, которым легко поделиться с друзьями.

Однако чарты ценят прежде всего за мнение профессионалов, считает Андрей Дроздов, программный директор «Нового радио». «Хит-парады изменяются вместе с технологиями, но никуда не пропадают. Их уникальное предложение и основная фишка для слушателя — экспертная оценка, которой доверяют. А чарты — ее квинтэссенция», — уверен он.

«Если говорить о музыкальных телеканалах, то здесь чарты как жанр очень востребованны. Это не просто цифры: мнение редакции обязательно добавляется к ним — с учетом формата и целевой аудитории», — отмечает Яна Тихомирова, главный музыкальный редактор MTV Russia.

Средняя температура

К современным рейтингам лучшей музыки от авторитетных составителей остается много вопросов. Например, по скачиваниям и прослушиваниям в Сети Эд Ширан бьет рекорды на стриминговых сервисах, а композиция рэпера «Lil Nas X» — главный долгожитель Billboard Hot 100. Но можно ли сказать, что они популярнее, чем «Битлз» в 60-е или Майкл Джексон в 80-е?

Ведь раньше не было возможности вести точную статистику, да и пластинки и кассеты часто одалживали друг у друга.Чарт-топпером, или композицией номер один, по-прежнему способна стать песня-однодневка. Особенно если это еженедельный хит-парад, который оценивает очень короткий промежуток времени.

«Современные чарты скорее дают общее поверхностное представление о том, как обстоят дела в индустрии, кто какие жанры представляет, какую музыку какая аудитория слушает и так далее, — такая средняя температура», — говорит Кристина Сарханянц.Видимо, не ошибается только время, которое в итоге все расставляет по местам.

Добавить комментарий