Данная статья предназначена для начинающих художников, которые хотят не просто копировать картинки из интернета, а действительно начать заниматься живописью.
Этот материал является продолжением статей:
С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ
КАК УЧИТЬСЯ ЖИВОПИСИ. СВЕТЛОТА И НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
КАК УЧИТЬСЯ ЖИВОПИСИ. ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Для начала советую ознакомиться с содержанием предыдущих публикаций, если вы еще этого не сделали.
Итак, допустим, что вы изучили все предыдущие материалы, понимаете, что такое предметный цвет, умеете менять светлоту и насыщенность цвета, потренировались создавать светотеневые и тоновые схемы в натюрморте и пейзаже, запомнили цвета первого порядка, научились смешивать цвета второго и третьего порядка и располагать их в цветовом круге. Уже совсем скоро можно начать “творить”, но сначала нужно поговорить о так называемой “температуре цвета”.
Наверное, многие скажут, что теплые и холодные цвета все знают еще со школьной программы. Но не все так очевидно, давайте разбираться.
Температура цвета (в живописи) – это сравнительная характеристика разных оттенков цвета по ощущениям “тепла” или “холода”.
Ощущение тепла связано в нашем сознании с солнцем и огнем, а ощущение холода – со снегом и льдом. На этом, в общем-то, и основывается деление всех цветов спектра на теплые и холодные.
Вернемся к цветовому кругу и сравним расположенные в нем цвета по “температуре.”
Самый теплый цвет здесь – красный, а самый холодный – синий.
Но давайте оставим упрощенную схему, когда цветовой круг делится пополам, и одна половина нарекается теплой, а другая – холодной. Эта схема хороша для детей, которым нужно объяснить саму суть температуры цвета. Мы же стремимся понимать природу цвета более глубоко. Пока не настолько глубоко, чтобы говорить о длине волны, но все же немного глубже, чем это делают в общеобразовательной школе.
Итак, максимальная температура цвета сосредоточена в КРАСНОМ ЦВЕТЕ и постепенно уменьшается по ходу движения от красного к СИНЕМУ в обе стороны.
Т.е., чем ближе к красному в цветовом круге стоит цвет, тем более “теплым” он будет.
Так как в нашем случае расстояние от красного до синего слева меньше, чем справа, то температура цвета при движении против часовой стрелки уменьшается меняется более резко, чем при движении по часовой стрелке.
Логично предположить, что минимальная температура сосредоточена в СИНЕМ ЦВЕТЕ и постепенно увеличивается при движении от синего к КРАСНОМУ в обе стороны.
Т.е. чем ближе к синему в цветовом круге стоит цвет, тем холоднее он будет.
В нашем цветовом круге при движении по часовой стрелке от синего к красному температура увеличивается более резко, а при движении простив часовой стрелки – более плавно, т.к. расстояние от красного до синего здесь гораздо больше.
Таким образом, если у вас под рукой есть цветовой круг, то вы безошибочно можете сравнить температуру двух цветов.
Да, именно сравнить, потому что температура – это сравнительная характеристика.
Если перед вами только один цвет, то для художника будет не совсем корректно говорить, что этот цвет теплый или холодный, потому что его не с чем сравнивать.
Вообще художники чаще используют сравнительную форму прилагательных “теплый” и “холодный”, т.е. говорят, например: “Красно-фиолетовый теплее сине-фиолетового”. Или: “Желто-оранжевый холоднее красно-оранжевого”.
Цветовой круг нужен только на начальном этапе знакомства с цветоведением. Когда вы приобретете определенный опыт, вы сможете сравнивать различные цвета интуитивно, опираясь на собственные ощущения.
А теперь ныряем еще чуть глубже… До этого мы сравнивали различные цвета между собой по температуре, а что, если сравнить два оттенка одного и того же цвета, например, красного?
Данное сравнение может пригодиться, когда вы хотите, например, смешать фиолетовый цвет из красного и синего, а в вашем наборе красок несколько красных и несколько синих оттенков.
В этом случае, если смешать краплак и ультрамарин, мы получим чистый фиолетовый оттенок, а если смешать лазурь и алую – получим грязный оттенок, лишь отдаленно напоминающий серо-фиолетовый.
При этом, если смешать алую с ультрамарином, цвет тоже получится грязным. В чем же дело? А дело как раз в температуре цвета.
Давайте найдем место в цветовом круге для алой краски и краплака.
На этой условной схеме видно, что краплак будет ближе к красно-фиолетовому, а алая (красная) – ближе к красно-оранжевому.
Это значит, что в алой краске есть очень-очень маленькое количество желтого пигмента. Что же происходит при смешении алой краски с любым оттенком синего?
Давайте представим это математически:
СИНИЙ + АЛЫЙ + СИНИЙ + (КРАСНЫЙ + ЖЕЛТЫЙ) = ГРЯЗЬ
Т.е., смешивая алую краску с синей, мы как бы смешиваем три основных цвета: красный, синий и желтый. А, я надеюсь, все знают, что при смешении трех основных цветов мы получаем грязный оттенок, близкий к ахроматическому темно-серому.
Т.к. желтого в данном случае смешения алого и синего не так много, то цвет получается серо-фиолетовым.
Теперь разберемся с синими оттенками и найдем для них место в цветовом круге.
Таким образом, мы видим, что лазурь железная ближе к сине-зеленому цвету, а ультрамарин – к сине-фиолетовому.
Значит, в лазури хоть и немного, но содержится желтого пигмента, т.е. при смешении этой краски с любым красным, тоже получится грязь.
ЛАЗУРЬ ЖЕЛЕЗНАЯ + КРАСНЫЙ = (СИНИЙ+ЖЕЛТЫЙ) + КРАСНЫЙ = СЕРО-ФИОЛЕТОВЫЙ
Если же мы смешаем лазурь и алую, то получим еще более “грязный” оттенок, потому что желтый пигмент присутствует в обеих красках, а значит, соотношение синего, красного и желтого в смеси будет ближе к пропорции 1:1:1.
Кстати, название красок в вашем наборе может отличаться от представленного, но суть от этого не меняется.
Подобным образом можно найти место в цветовом круге для любого цвета из вашего набора красок. Это поможет вам легко ориентироваться в температуре цвета.
А вот для чего так необходимо в живописи сравнивать различные оттенки по температуре, мы поговорим в следующей статье.
С уважением, Юлия Волкова
П.с.: Буду, как всегда рада вашим лайкам.
Все вопросы – в комментариях!
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА ПО ЖИВОПИСИ
Преподавателя
спецдисциплин Шинкаренко Ю.Я.
«МЕТОДИКА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ РАБОТЫ НАД ЭТЮДОМ НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ»
В данном случае рассматривается постановка по живописи
для 2 курса отделения «Дизайн», где четко поставлены цели и задачи для
выполнения работы и временные рамки. Постановка рассчитана на 28 академических
часов. Обозначен каждый этап ведения работы над этюдом и его
последовательность с учетом распределения времени.
Цели:приобретение
навыков лепки формы цветом во взаимосвязи с пространственной средой, овладение
техническими средствами гуашевой живописи при работе над натюрмортом.
Задачи: передать характер предметов и взаимосвязь в
пространственной среде, выполнить отбор деталей, передать материальность
предметов.
Поставлена тематическая постановка – натюрморт в
холодной гамме. Особенностью живописи натюрморта являются относительно
небольшие размеры изображаемых предметов. Натюрморт поставлен с расчетом
выработки умения различать цвета на предметах разной формы и фактуры,
объединенной цветовой гаммой (холодной – синеватой или зеленоватой), на
наиболее приближенное выявление этих цветов в изображении на листе бумаги.
Постановка поставлена в холодной синевато-голубоватой гамме. Кубик является
композиционным центром композиции, выделяющейся значительными размерами и своей
тональностью, контрастируя при этом с остальными округлыми предметами.
Окружение вокруг сближено по цвету. Натюрморт поставлен с расчетом на
восприятие окраски форм, объединенных одной цветовой холодной гаммой.
Последовательность
ведения работы
§ 1 этап.
Композиционно-цветовые поиски в небольшом формате. Нахождение композиционного
решения и определение параметров формата. (2 ч.)
§ 2 этап.
Подготовительный рисунок под живопись. (8 ч.)
§ 3 этап.
Раскрытие работы в цвете. (6 ч.)
§ 4 этап.
Моделировка формы цветом. (6 ч.)
§ 5 этап.
Детальная проработка и обобщение формы. (6 ч.)
Работа начинается с того, что преподавателем
задумывается постановка и ставится в мастерской. Как уже описано ранее,
постановка определена как натюрморт в холодной гамме. Натюрморт из 6 предметов
поставлен в неглубоком пространстве на низком подиуме при естественном боковом
освещении (с окон). Постановка строится на сближенных синих и зеленоватых
цветах. Акцентом и доминантой постановки является кубик с контрастной черной
шкатулкой на нем.
Поставив постановку, педагог определяет цель и ставит
студентам ряд задач, которые они должны выполнить для решения данной
постановки, определяет временные рамки для выполнения каждого этапа.
Композиционные
цветовые поиски
Начинать работу над этюдом следует с выбора точки
зрения и визуального анализа характера натуры, ведущих тонально-цветовых
отношений, а затем переходить к поиску композиции и нахождению формата работы.
Формат обусловлен только по большой стороне (60 см) по усмотрению педагога.
Композиционные
тональные поиски (рис. 1, 2)
Композиционно-цветовые поиски выполняются небольшого
размера (половинки А4 формата). В них необходимо найти наиболее выразительный
ракурс натюрморта и наилучшее распределение тонально-цветовых масс
композиционного строя работы. Затем намечаются обобщенно освещенные места и
тени от предметов и их отношение к фону (рис. 1, 2). Здесь нужно отметить, что
перед исполнением цветного этюда проводится композиционный поиск лучшего
варианта расположения натюрморта на плоскости, карандашом делается несколько
вариантов, выполняется черно-белый форэскиз в технике «гризайль» (рис.2) и форэскиз
полной палитрой (рис. 3).
Выполнив поиск, можно приступать к следующему этапу –
подготовительному рисунку в найденном формате.
Композиционные
цветовые поиски (рис. 3)
Подготовительный
рисунок
В процессе рисунка натюрморта следует бережно относиться
к поверхности бумаги, стараясь ее не испачкать, не прибегать часто к резинке,
чтобы не нарушить зернистую фактуру бумаги. Величину изображения определяют в
пропорциональном отношении с фоном так, чтобы над изображением немного
оставалось поля бумаги, но и предметам на листе не должно быть тесно.
Рисунок
под живопись (рис. 4)
Приступая к работе, нужно правильно наметить
композицию в формате. Студенты должны научиться переносить найденное
композиционное решение с поиска верно. Для облегчения этой задачи на поиск
можно нанести вспомогательные горизонтальные и вертикальные линии,
характеризующие расположение предметов и основных формальных пятен картинной
плоскости.
Легкими линиями намечается местоположение, общая
высота и ширина, а также взаимное отношение отдельных предметов и цветовых
масс.
При компоновке натюрморта необходимо видеть все
предметы в целом, найти их конструкцию, определить общий характер и
расположение в пространстве. Изображение начинается с общего наброска, который
передает размер и характер предметов. Затем уточняются пропорции.
Цель подготовительного рисунка для живописи –
определение пропорций элементов изображения натурной постановки, их характерных
объемных форм и размещение в пространстве относительно друг друга. Рисунок для
живописи выполняется линейно без светотеневой моделировки, допускается лишь
линейный намек на границы светотеневых градаций тона на предметах и формах
натурной постановки, определение площади освещенных участков, полутени и тени,
что способствует выявлению объема форм (рис. 4).
Этой осенью бренды начали активно выпускать палетки в холодной гамме. И это очень верное решение, потому что красно-оранжевые палитры порядком поднадоели. Как ими краситься в повседневной жизни, чтобы не выглядеть уставшей и измученной — читай в нашем материале!
Комментирует Евгений Гайзер, тренер бренда Make Up For Ever:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В профессиональном макияже принято использовать теорию цвета. Чаще всего визажисты работают с цветовым кругом. Помнишь считалочку: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Вот она как раз про это. Цветовой круг, в свою очередь, можно разделить на две гармонии — холодную и теплую.
- Цвета от желто-зеленых до пурпурных – холодная гамма
- Цвета от желтых до красных – теплая гамма
Основываясь на принципах цветового противостояния на цветовом круге, сопоставление двух комплиментарных тонов усиливает их. В том же случае, когда мы хотим усилить или контрастировать цвет глаз при помощи макияжа, мы должны использовать противоположный оттенок цвет цвету глаз.
Синие, голубые, серо-голубые глаза
Для этого цвета глаз легко подобрать холодную гамму оттенков, так как синий – холодный цвет. Подойдут светло-серые, «мышиные», серо-серебристые, серо-розовые, голубовато-лиловые, угольно-серые, синие оттенки теней, карандашей и подводок для глаз.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Item 1 of 6
1 / 6
Тени для век All In One в оттенке Nude, Eveline Cosmetics
Зеленые глаза
Зелёный — это цвет-хамелеон, при согревании он стремится приблизиться к жёлтому и превращается в холодный, если приближается к синему. При подборе холодной гаммы отдавай предпочтение розовато-лиловым, сиреневатым, пурпурным, сливовым оттенкам.
Item 1 of 2
1 / 2
Тени для век Artist Color Shadow Iridescent в оттенке I-834 Grape, Make Up For Ever
Чтобы не получить эффект уставших, заплаканных глаз, используй контурный карандаш или подводку более темных оттенков, чем тени.
Ореховые глаза
Необходимо тщательно рассмотреть цвет радужки глаза для определения его комплиментарного оттенка. Орехового оттенка глаза имеют золотисто-желтоватые вкрапления и относятся к тёплой гамме. Для акцента в зоне глаз отдавай предпочтение фиолетовым, синим и красным оттенкам теней в холодной гамме.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Item 1 of 3
1 / 3
Палетка теней Naked Ultra Violet, Urban Decay
Черно-карие глаза
Нелегко контрастировать тёмные глаза, потому что комплементарный цвет для чёрного – это белый. В этом случае – это больше осветительный принцип, чем контрастирующий: телесный, цвет слоновой кости, пастельные розовые оттенки. Коричневый цвет относится к тёплой гамме. В данном случае, выбирая цвета из холодной гаммы, отдавай предпочтение от бирюзово-синего к сине-фиолетовому.
Item 1 of 3
1 / 3
Палетка теней 5 Couleurs Couture в оттенке 279, Dior
Фото: Shutterstock
Макияж
Создание макияжа в холодных тонах
Содержание
- Особенности
- Лучшие варианты
- Идеи по цвету волос
Зная собственный цветотип, достаточно легко подобрать оттенок помад, теней или румян из всего многообразия вариантов для создания подходящего макияжа. Холодными цветами считаются: синий, голубой, фиолетовый, ярко-красный, зелёный, серый и их оттенки. Лучше всего они подходят девушкам с бледной кожей, голубыми, серыми или зелёными глазами. Но главное правило таково: «холодный» макияж подходит женщинам зимнего и летнего цветотипа.
Особенности
Чаще всего тональную основу или пудру подбирают не просто под цветотип, а под конкретный оттенок кожи, который у каждой девушки собственный. Цвет и форма бровей также не подходят для экспериментов с макияжем. А вот подбор цвета для глаз и губ может быть вариативным и зависеть не только от их тона, но и от времени суток, сезона, образа и даже просто настроения.
Тени
Использовать можно всю холодную гамму: от жёлто-зелёного до красно-фиолетового. Самым оптимальным вариантом станет подбор теней под оттенок глаз. Так, на голубоглазых хорошо смотрятся все оттенки синего, на карих – холодного красного и фиолетового, а серые глаза отлично оттенит зелёно-серый макияж.
Необязательно ограничиваться лишь одними тенями. Можно поэкспериментировать с цветом карандаша или подводки, сделать макияж глаз с блёстками или перламутром, нанести фиолетовую или синюю тушь.
Помада
Помада подбирается с опорой на тон кожи, поэтому и летние блондинки, и зимние брюнетки могут использовать одинаковые цвета. Чаще всего используют три оттенка: нюдовый, классический красный или необычные яркие варианты.
Если использовать не помаду, а блеск или тинт с металлическим блеском, стоит внимательно следить за тем, чтобы он не перебивал сиянием пигмент на веках и сочетался с ним. Классическая красная помада, если правильно подобрать её оттенок, визуально сделает не слишком белые зубы на пару тонов светлее, а фуксия отлично подойдёт для торжественного мероприятия. На модную вечеринку или в бар можно сделать модный двухцветный мейкап губ, когда цвет верхней губы на пару тонов светлее, чем нижней. Это визуально сделает её чуть пухлее.
Лучшие варианты
Ниже представлены несколько отличных вариантов дневного и вечернего макияжа в холодных тонах, чтобы можно было подобрать образ и в офис, и на выход.
- Дневной мейкап отличается более сдержанными тонами и натуральностью. Например, блондинки могут обратить своё внимание на нюдово-розовые и бежевые помады, серые, фиолетовые и даже холодно-розовые оттенки теней.
- Брюнетки могут позволить себе большую яркость даже при дневном макияже, так как их лицо больше контрастирует с волосами. Подойдут синие и зелёные оттенки теней, а помаду при этом тоже лучше оставить мягких естественных цветов. Если же выделить хочется губы, то макияж глаз стоит сделать более спокойным.
- Вечерний макияж позволяет поиграть с цветами как русым, так и темноволосым девушкам. Яркие тени сочетаются с яркими помадами, блёстки – с матовыми покрытиями, а жёлтый контрастирует с фиолетовым. Модные в этом сезоне тёмные помады отлично дополнят образ роковой красотки, а любительницам более классических образов по нраву придётся вечерний макияж в холодных коричневых тонах.
Идеи по цвету волос
Профессиональные визажисты не рекомендуют подбирать цвета теней и карандаша под цвет волос, хотя такая идея кажется привлекательной. Глаза в этом случае потеряют свою выразительность, «пропадут» с лица. Но всё-таки есть несколько беспроигрышных хитростей, которые позволят сэкономить время при подборе цвета теней девушкам с определённым цветом причёски.
Девушке-лето с пепельным блондом лучше всего подойдёт серый и голубой цвета с металлическим блеском. Помаду лучше выбрать малинового или бледно-розового оттенка. Обладательницам русого оттенка больше подойдут более яркие синие и тёмно-серые тени, а также все оттенки лиловых и сиреневых блесков и помад.
Девушка-зима со светлыми волосами может без опаски брать с полок все холодные оттенки золотого и зелёного. На губах при этом беспроигрышно будет смотреться оттенок персика, даже при этом не обращая внимания на то, что он является тёплым. Брюнеткам лучше обратить внимание на фиолетовые оттенки теней и помад, серый металл и ледяной белый.
Правила подбора макияжа не являются строго обязательными. Тем, кто любит эксперименты, вовсе не нужно отказывать себе в этом. Как говорится, макияж должен приносить удовольствие в первую очередь его обладательнице. Что могут подумать окружающие, её волновать не должно.
Далее смотрите мастер-класс по созданию макияжа в холодных тонах.
Хотелось бы самостоятельно поразмышлять на тему холодной и тёплой гаммы. Этот вопрос принципиально важен в деле определения цветотипа и подбора цветов по цветотипу.
В самом простом виде к холодной и теплой гамме относим следующие цвета:
Или вот такое простое деление цветового круга:
Или вот очень красивый пример теплой и холодной гаммы:
Красивая палитра холодных цветов:
Когда мы имеем дело с чистыми цветами, тогда различить тёплые и холодные цвета нетрудно. Сложности начинаются при определении смешанных цветов, особенно тех, в которых не явно просматривается синий либо желтый подтон.
Вот примеры “параллельных” цветов, которые примерно одинаковы по параметрам цвета, но различаются по степени теплоты:
Сюда же (в корзину сложностей) добавляются так называемые “нейтральные” цвета, которые балансируют между “тёплыми” и “холодными”:
К нейтральным мы условно относим те цвета, в которых слабо, практически неразличимо глазу, выражены подтоны (синий либо желтый). Тем не менее, для подбора цветов одежды нейтральные цвета тоже делятся на нейтрально-холодные (ахроматические) и нейтрально-тёплые (бежевые, кремовые, слоновой кости и т.п) на том основании, что нейтрально-холодные лучше подходят в качестве нейтральных для цветотипов “зима” и “лето”, а нейтрально-тёплые, соответственно, для “вёсен” и “лет”. Однако не стоит забывать, что есть несколько цветовых подтипов, которые включены в один из 4-х сезонов условно, по принципу преобладающего цвета колорита и подходящих к нему цветов одежды, но которые также могут носить и вещи из противоположной по температуре палитры. Такие подтипы сами по себе нейтральные, если взять условную границу между холодными и теплыми цветами, они будут прямо на ней, на отметке “ноль”, и могут балансировать на небольшом теплотном расстоянии в ту или другую сторону от этого нуля.
По моей системе такие нейтральные подтипы это “Арбуз и дыня” из весенних (пастельно-водянистые цвета с очень слабой долей желтого либо нейтральные), “Альпийские ледники” из зимних (у них чистые нейтральные цвета, первичные красный, синий, платина, без явной синевы в подтоне); из осеней это подтипы “Крыжовник и киви” (слабо выраженный коричнево-желтый подтон), “Лотос и орхидея” (помимо слабо-желтого подтона в насыщенных и достаточно чистых цветах выдерживают слабый синий подтон, очень широкая гамма цветов, такая же, как и сами орхидеи в своём разнообразии), “Львы и саванны” и “Пески и верблюды” также в основе имеют нейтральные бежевые и песочные цвета, у них пигментация слабо выражена вообще, кажется разбавленной; “Гранаты и агаты” имеют половину палитры на основе серого, также серый цвет с добавлением слабо-теплых коричневых доминирует в палитре “Какао и кофе”. Из летних подтипов это “Льяной холст” (серовато-желтовато-зеленоватая гамма с очень слабой долей розового в коже), их родственный летний же подтип “Жемчуг и кружево” (тоже серо-розовато-желтоватая пигментация, опалесентная, полупрозрачная, с неявной долей голубоватого в коже),там же среди летних подтипов “Волк”, у которого в коже присутствуют одновременно теплые и прохладные подтоны, что в сумме, плюсуя, делает этот подтип нейтральным, так как выдерживает неявно выраженные теплые и холодные цвета. Среди хорошо пигментированных “лет” также есть подтипы “Клевер” (насыщенные цвета с сероватым нейтральным подтоном, ни теплота, ни холод не видны явно), “Сосновый бор” с кожей теплых и прохладных оттенков однoвременно, однако им не подходят ни явно теплые, ни явно холодные чистые оттенки, “Гелиотроп”, который в силу желтизны в коже может быть отнесен к “вёснам”, но цвета им подходят нейтрально-летние разбеленные. Выходит чуть ли не треть всего списка.
Таким образом, деление людей и цветовых гамм на холодные и тёплые весьма условно, но, тем не менее, при детальном рассмотрении, палитры у таких людей будут тяготеть либо к нейтрально-холодным, либо к нейтрально-теплым, но доля температурообразующих пигментов (синего либо желтого) будет ничтожно мала и хорошо разбавлена ахроматическими цветами, что на глаз практически не будет определяться и это даст повод относить их и туда, и сюда, по поводу таких подтипов разгoраются баталии на форумах по определению цветотипов.
Совет! Если затрудняетесь самоопределиться в теплый, либо холодный сезон, то всегда выбирайте нейтральный цвет. Нейтральные цвета никого не портят, и уж ежели не подчеркнут природный колорит, то по крайней мере и не испортят.
Хотя натренированный глаз так или иначе всегда определит в ту или иную степь тот или иной цвет. И если Вы научитесь подбирать нужную светлоту и насыщенность цвета одежды, то полдела уже сделано. Очень часто дисгармония заметна именно по светлоте-насыщенности и образуемым ими контрастом с лицом, а не по “температуре”, и это тоже одна из трудностей в цветотипировании, когда неверно подобрав цвет по его светлоте-насыщенности, делается вывод, что не подходит именно сам цвет, в то время как цвет выбран верно, но он либо слишком темный, либо слишком светлый, либо слишком насыщенный, либо слишком бледный. Например, человек может хуже выглядеть в палитре цветов, которые ему подходят по “температуре”, но не подходят по светлоте-насыщенности, чем в палитре “чужой” “температуры”, но подходящей ему по светлоте-насыщенности. Так, “зима” может облачиться в цвета “весны” и не выглядеть бледно, в то время как в летних цветах будет выглядеть плохо, если эти цвета не подходят ей по параметрам цвета. И это тоже одна из “засад” в цветотипировании, когда человек вытягивает цвета других сезонов по параметрам цвета, но по температуре они чужие, и неопытный глаз лучше различает светлоту и насыщенность, чем подтоны и составляющие цвет пигменты, за счет чего неверно относит себя или клиента в чужие сезоны. Типичные примеры этого: Моника Беллуччи, которая за счет яркости выглядит “зимой”, но пигментация у неё “осенняя” с явной желтизной и без синего, она “Эбеновое дерево и слоновая кость”, там же и Пенелопе Крус. Такие же проблемы и у подтипа “Оливки и маслины” (Сальма Хайек, например), по светлоте и насыщенности её относят в “зимы”, но по пигментам это осень. Короче говоря, это общая проблема насыщенных, темных подтипов, которые относят к пограничным межсезоньям. Они лежат в той же плоскости, что и слабоокрашенные нейтральные подтипы, но с той разницей, что у слабоокрашенных все параметры слабо выражены, а у таких темных и насыщенных светлота-насыщенность выражены сильнее, чем определенность пигментации. Таким образом, “гуляют” между сезонами вёсны “Хрусталь и шампанское” (Гвен Стефани), “Красные тюльпаны” (Томас Андерс), “Черный бархат и брахатцы” (Шарль Азнавур, 90% армян), зимы “Уголь, мел и цикламены” (Одри Тоту); лета “Вулкан” (Сандра Буллок), “Перец с солью и рис” (Михаил Боярский), “Еловый лес” (Элизабет Тейлор, Тимоти Дальтон); осени “Эбен и слоновая кость” (Моника Беллуччи, Пенелопе Крус), “Оливки и маслины” (Сальма Хайек), “Орёл на скале” (китайцы, японцы, желтокожие матовые брюнеты), частенько и “Виноград и вино” попадает под раздачу (Деми Мур, Софи Марсо, Наталья Орейро), и “Гранатам и агатам” достаётся (пока не подобрала звездных примеров, это темноволосые кареглазые осени с розовато-серой кожей с очень слабой долей желтого в коже).
Таким образом, сложности соотнесения цветов и людей к той или иной гамме всегда присутствуют и грубо их можно разделить на следующие группы:
1) Сложность определения теплоты-холодности в виду нейтральности;
2) Сложность определения теплоты-холодности пигментов кожи при сохранении их насыщенности и светлоты при высоком контрасте кожи, волос и глаз друг с другом;
3) Сложность определения теплоты-холодности при низкой степени пигментации, высокой светлоты и низкой насыщенности.
Существуют также сложности определения к цветотипам по причинам:
1) отсутстствия пигментации как таковой (альбинизм), либо чрезмерно слабой;
2) у “цветных” людей с низкой степенью контрастности, но высокой насыщенностью и темнокожих сложно определять качественный состав пигментов, трудно определить долю каротина и меланина, часто при разном освещении такие темнокожие могут выглядеть и теплыми, и холодными подтипами.
Как видно из анализа, чистых, легкоопределяющихся подтипов не так и много, не более трети или даже четверти от всех подтипов. Поэтому не стоит ожидать лёгкости в цветотипировании. На одного типичного представителя сезона приходится 2-3 нетипичных, и требуется опыт и хороший глазомер, чтобы цветотипировать этих людей.
Однако система цветотипирования по принципу цветовых паттернов решает эти задачи комплексно методом простой имитации и копирования цветов из природного аналога в гардероб. Метод сравнения всегда более эффективен, чем методы анализа и синтеза, и если при сравнении с паттерном мы не находим отличий, значит человек считается представителем паттерна.
И ещё замечание по гаммам. В сканах из книги Ласы Савахаты во многих гаммах используются одновременно теплые и холодные цвета и их оттенки, а также в родственных (аналоговых) гаммах не учитывается факт “линии горизонта” на цветовом круге, та самая граница между теплыми и холодными, которая проходит между красным и фиолетовым с одной стороны, и синим и зеленым с другой. Поэтому к родственным цветам красный и фиолетовый, а также синий и зеленый не стоит относить, даже если мы приведем эти цвета к одной “температуре”, добавив либо синих, либо желтых пигментов к этим цветам. К сожалению, этот нюанс с темпeрaтурным водоразделом редко учитывается дизайнерами при составлении родственных гамм, когда родственные цвета на круге выбираются чисто механически по принципу соседства на круге. На цветовом круге цвета считаются соседними и родственными только в пределах своего температурного полукруга. И если в живописи и даже интерьере эти неродственные цвета можно как-то обставить и обыграть, то в личном гардеробе это табу, если преследуется цель составления именно гармоничного, а не яркого, эффектного, карнавального, эксцентричного и авангардного гардероба. Многие кутюрье выводят на подиумы коллекции в подобных сочетаниях цветов “теплый-холодный”, соседние по кругу, но не родственные цвета. Смотрится всегда ярко, как стоп-сигнал. Но то, что интересно на подиуме и в рамках высокой моды, редко применимо в повседневном гардеробе среднестатистических граждан. О неудачных и табуированных сочетаниях цветов я сделаю отдельную лекцию, как и обещала, но попозже, постов через 10-15.
Прошу не бить тапками за данный пост, всё вышенаписанное моё ИМХО на основе беспристрастного цветоанализа окружающей действительности. Замечания и комменты приветствуются.
Домашнее задание: постоянно определять теплоту и холодность предметов в доме, одежды и т.д. Пытайтесь анализировать и обосновывать свои выводы.