ЕГЭ не за горами – не расслабляемся.
Друзья! Старшеклассники (особенно выпускники) и их родители! Вы знаете, что такое таймлайн? Это временная шкала, «линия времени» с датами и событиями. Я по старинке называю такую шкалу хронологической таблицей, а вы можете называть как угодно – главное, начните составлять ЭТО.
Зачем нужна временная шкала (хронологическая таблица)?
Шкала поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе. Невозможно изучать литературу (и отдельные произведения, и художественный процесс в целом) и при этом не изучать историю. «Война и мир» – Отечественная война 1812 года, «Отцы и дети» – отмена крепостного права, «Тихий Дон» – Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Думаете, что для анализа «Евгения Онегина» или «Преступления и наказания» знание истории не нужно? Нужно! В этих романах нет «про войну и революцию», но есть про состояние общества, настроения и идеи. Как всё это увидеть, если не знать историю (не только России, но и других стран!)?
Как составлять временную шкалу?
Поделюсь опытом своих учеников. Я долго внушаю им мысль о неотвратимости составления «длинной простыни», постепенно они смиряются и начинают потихоньку работать.
Склеиваем несколько листов в длинную ленту. Посередине ленты проводим линию – это сама шкала. 1 шаг = 10 (или 20) лет = 5 см. Масштаб можно выбрать другой – всё на ваше усмотрение.
Ниже линии отмечаем важные исторические события: войны, революции, восстания, реформы. Также отмечаем годы правления императоров России.
Выше линии отмечаем годы жизни писателей, годы создания произведений. Желательно использовать цветные карандаши или ручки.
Какой временной промежуток брать?
Начинаем в XVIII веке (Державин, Фонвизин) и заканчиваем в конце XX века (современная литература). Можно «дотянуть» и до XXI века, если у вас есть что по этому поводу написать.
Сколько времени уходит на составление временной шкалы?
Если делать шкалу непосредственно перед экзаменом, чтобы всё повторить и обобщить, то при примерной усидчивости и беспримерном энтузиазме уйдёт несколько вечеров. Но, я считаю, что лучше начать составлять шкалу в начале 11 класса (можно начать и в 10 классе) – тогда сначала уйдёт 1-2 дня на XVIII – XIX века, а потом можно спокойно заполнять оставшуюся часть ленты в течение учебного года.
Перед экзаменом, когда вы уже будете порядком измочалены (да-да!), эта временная шкала поможет свести воедино всех участников историко-литературного процесса. И вы вспомните меня добрым словом! Не откладывайте – начинайте готовиться к экзамену.
Любите книги? Подписывайтесь. Никакой политики, “модных” новостей и светской шелухи – читаем, смотрим, слушаем, обсуждаем. Играем, учимся, живём в удовольствие! Вы с нами?
История литературы — хронологическое развитие литературных методов и сочинений в поэзии или прозе с развлекательной, просветительской или информационной (инструкции) целями. Хронология развития литературы начала свой отсчет в бронзовом веке (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.), когда была изобретена письменность в Древнем Египте и Месопотамии. При этом известны и более ранние произведения – XXVII-XXVI вв до н. э.
Хронология литературы включает следующие этапы:
- Древний мир;
- Античность;
- Средневековье;
- эпоха Возрождения;
- Барокко;
- Просвещение;
- Конец XVIII до середины XIX в;
- Вторая половина XIX в;
- Модернизм или рубеж веков;
- Новейшее время или постмодернизм.
Рассмотрим подробнее особенности литературных произведений, течений и методов каждого этапа.
Содержание
- Фольклор
- Литература Древнего мира и античности
- Средневековая литература
- Литература эпохи Возрождения
- Литература Барокко
- Литература эпохи Просвещения
- Конец XVIII до середины XIX в
- Вторая половина XIX в
- Модернизм или рубеж веков
- Литература новейшего времени или постмодернизма
Фольклор
Так называемый «долитературный этап». Первобытные сочинения до изобретения письменности представляли собой песни хора, которые сопровождались плясками и пантомимой. Слова подчинялись ритму и мимике.
Мифологическая эмоциональность и образность оказали влияние на формирование прозаического повествование. Вершиной фольклорного искусства считается героический эпос.
Примеры: обрядовые и трудовые песни в «Одиссее», гимны, колыбельные и т.д.
Литература Древнего мира и античности
Период с XXX в до н.э. до III в. н.э. В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения тесно связаны с фольклором. Часто в литературные тексты входили песни из фольклора.
К этому периоду относятся:
- древнеегипетская литература, Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы;
- классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская;
- древние литературы: китайская, индийская, персидская, еврейская, греческая, римская.
Главными произведениями древнеиндийской литературы стали Веды – сборник священных гимнов, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Бриллианты древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».
Греческая литература архаического периода – это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.
В большинстве классификаций литературу Древнего мира объединяют с античным периодом.
Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.
Литература древних греков и римлян произвела множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э.
В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.
Средневековая литература
Это период охватывает III-XIII и даже XV вв. и содержит несколько направлений:
- клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
- придворное – тексты для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
- городская литература: театр, новеллы.
При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).
Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340–397), труды Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410–428 годы), перевод Библии Иеронимом на латинский язык (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.
Литература эпохи Возрождения
Ренессанс охватывает период с конца XIII по начало XVII столетия. В эту эпоху сформированы основы современной литературы. Для произведений Возрождения характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность.
От текстов Средневековья литература эпохи Возрождения отличается тем, что основывается на новых, прогрессивных идеях гуманизма, которые впервые зарождаются в Италии, а затем распространяются по всей Европе.
Сочинения периода Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.
Примеры: У. Шекспир «Ромео и Джульетта» краткое содержание, Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Боккаччо «Декамерон», С. Брант «Корабль дураков», Я. Кохановкий «Согласие».
Литература Барокко
Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.
Для трудов этого времени характерны:
- восприятие всего мира как произведения искусства;
- воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
- противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
- внутренние противоречия человека;
- патетичность, пышность, метафоричность.
В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.
Барокко просуществовало вплоть до середины 18 века и в национальных литературах проявилось по-разному:
- гонгоризм (Испания);
- маринизм (Италия);
- прециозная литература (Франция).
Примеры: П. Кальдерон «Жизнь есть сон», Г. Гриммельсгаузен «Симплициссимус», Луис де Гонгора-и-Арготе «Поэмы уединения», Я. Пасек «Мемуары», Ф. Прокопович «Владимир».
Литература эпохи Просвещения
Вслед за Барокко в XVIII веке появились произведения нового периода – эпохи Просвещения, которые стирают прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами. Возросло значение мемуаров и эпистолярного жанра.
Литературные тексты разделились на пять направлений:
- классицизм – личность человека как высшая ценность бытия (М. Ломоносов);
- рококо – о личной и интимной жизни человека (А. Прево);
- просветительский реализм – отражение желаемой действительности (Д. Фонвизин)
- сентиментализм – главный акцент на чувственность (Н. Карамзин);
- предромантизм – критика основных идей Просвещения (Т. Чаттертон).
Для произведений Просвещения характерно утверждение норм, раскрытие определенных философских и этических взглядов и отрицание всего несоответствующего нормам. Создан новый тип деятельного и уверенного в своих силах героя.
Примеры: Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме», Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», Гёте «Фауст», П. Бомарше «Фигаро», Д. Фонвизин «Недоросль».
Конец XVIII до середины XIX в
Это период от Великой Французской революции до середины XIX в, для которого свойственно возникновение разнохарактерных литературных процессов:
- бельгийская, молдавская, словацкая, ирландская литературы – в Европе;
- бенгальская, непальская – в Азии.
Во французской, русской, итальянской, немецкой и английской литературе формируются романтизм и реализм.
В первой половине 19 века происходит становление национальной самобытности финской, испанской, словацкой литератур.
Примеры: финская «Калевала», молдавская «Миорица», испанская «Романсеро», словацкие «Национальные песни».
Вторая половина XIX в
Для этого периода характерно многообразие литературного процесса. «Золотой период» русской и норвежской литературы. Интенсивные связи с восточными произведениями. Происходит становление такого метода как реализм.
Литературные труды стали великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. Для этого периода свойственен особый язык, яркость образов, глубокое вникание в жизнь и переживания личности, постановка важнейших проблем общества, поиск ответов на волнующие жизненные вопросы.
Примеры: Ф. Достоевский «Преступление и наказание», творчество Пушкина, М. Лермонтов краткое содержание «Герой нашего времени», Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Г. Флобер «Мадам Бовари», Мопассан «Ожерелье».
Модернизм или рубеж веков
Охватывает период от 1890‑х до Первой мировой войны и 1930 гг. Это «Серебряный век» – в России, «поворот веков» – в немецкоязычной литературе, «конец века» – во французский сочинениях.
Для модернизма характерен отход от классического романа, радикальный пересмотр литературных форм, поиск новых стилей, стремление к решительному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, безысходность, индивидуализм).
Важное место в произведениях модернизма занимает тема потерянного поколения и осмысления войны.
Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.
Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).
Модернизм проявляется в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существует и вне их. Появился стиль «поток сознания», который характеризуется глубоким проникновением во внутренний мир героев.
Период модернизма завершился к концу 1930‑х годов, на смену ему пришли тексты постмодернизм.
Примеры: Э. Хемингуэй «И восходит солнце (Фиеста)», творчество А. Ахматовой, В. Маяковского, Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби», А. Платонов «Котлован», С. Беккет ««Мечты о женщинах, красивых и так себе».
Литература новейшего времени или постмодернизма
С конца Первой мировой войны по наши дни все литературные произведения относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.
В философии постмодернизма отмечается сближение с искусством, глобализация общественных и социальных со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.
Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначности мнений относительно его точных признаков феномена и границ.
Для литературы данного периода характерны следующие черты:
- фрагментарность, ирония, чёрный юмор;
- реакция на идеи Просвещения;
- автор избегает саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска;
- доктрина конструктивизма и отрицание структуры;
- мир – есть текст, человек есть текст;
- «смерть» Я, Бога, автора;
- случайность выше таланта.
Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.
Примеры: Дж. Хоукс «Каннибал», В. Набоков «Бледное пламя», Дж. Фаулз «Червь», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени».
Таким образом, разные национальные литературы в своем развитии проходят одни и те же этапы, что свидетельствует об общих путях развития человеческого духа в форме словесности. Хронология развития литературы объединяет все произведения мира в единое искусство.
Содержание
- Хронологическая таблица по литературе — как помочь себе в подготовке к экзамену
- Зачем нужна временная шкала (хронологическая таблица)?
- Как составлять временную шкалу?
- Какой временной промежуток брать?
- Хронологическая таблица Тургенева
- Наглядное пособие. Хронологические таблицы. Русская литература – 2 часть
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Хронологическая таблица жизни и творчества Толстого
- Краткая биография
- Жизнь и творчество
- Основные ошибки
Хронологическая таблица по литературе — как помочь себе в подготовке к экзамену
ЕГЭ не за горами — не расслабляемся.
Друзья! Старшеклассники (особенно выпускники) и их родители! Вы знаете, что такое таймлайн ? Это временная шкала , « линия времени » с датами и событиями. Я по старинке называю такую шкалу хронологической таблицей , а вы можете называть как угодно – главное, начните составлять ЭТО.
Зачем нужна временная шкала (хронологическая таблица)?
Шкала поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе . Невозможно изучать литературу (и отдельные произведения, и художественный процесс в целом) и при этом не изучать историю . «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, «Отцы и дети» — отмена крепостного права, «Тихий Дон» — Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Думаете, что для анализа «Евгения Онегина» или «Преступления и наказания» знание истории не нужно? Нужно! В этих романах нет «про войну и революцию», но есть про состояние общества, настроения и идеи. Как всё это увидеть, если не знать историю (не только России, но и других стран!)?
Как составлять временную шкалу?
Поделюсь опытом своих учеников . Я долго внушаю им мысль о неотвратимости составления «длинной простыни», постепенно они смиряются и начинают потихоньку работать.
Склеиваем несколько листов в длинную ленту . Посередине ленты проводим линию – это сама шкала. 1 шаг = 10 (или 20) лет = 5 см. Масштаб можно выбрать другой – всё на ваше усмотрение.
Ниже линии отмечаем важные исторические события : войны, революции, восстания, реформы. Также отмечаем годы правления императоров России.
Выше линии отмечаем годы жизни писателей , годы создания произведений . Желательно использовать цветные карандаши или ручки.
Какой временной промежуток брать?
Начинаем в XVIII веке (Державин, Фонвизин) и заканчиваем в конце XX века (современная литература). Можно «дотянуть» и до XXI века, если у вас есть что по этому поводу написать.
Источник
Хронологическая таблица Тургенева
Хронологическая таблица Тургенева является отличным подспорьем для изучения и закрепления знаний по теме. Жизнь и творчество Тургенева в хронологической таблице, позволит ученику познакомиться с важными этапами творческого пути писателя.
Для удобства пользователей, биография Тургенева в таблице (по датам), разделяет жизнь автора на конкретные периоды его жизни. Каждый из них оставил свой отпечаток на произведениях автора, начиная от юношеского минимализма, заканчивая более зрелыми работами.
Те, кто ознакомился с информацией кратко, могут перейти на соответствующий раздел, где представлена полная версия биографии Тургенева.
1818 год, 28 октября (9 ноября) – Родился Иван Сергеевич Тургенев, известный русский писатель.
1827 – Семья Тургеневых, с целью дать своим детям приличное образование, перебралась в Москву, где отец купил дом.
1833 – Иван Тургенев стал студентом прославленного московского университета на факультете словесности.
1834 – Старший брат поступил в в военную службу гвардейский артиллерийский полк, и семья переехала в Петербург;
Иван Тургенев перевелся в Петербургский университет на факультет философии;
написана драматическая поэма «Стено».
1836 – Окончил курс, получив степень действительного студента
1837 – Создано более сотни мелких стихотворений;
произошла кратковременная и неожиданная встреча с А.С.Пушкиным.
1838 – Состоялся поэтический дебют Тургенева, который опубликовал в журнале «Современник» свое стихотворение «Вечер»;
Тургенев сдал экзамен на кандидатскую степень и поехал в Германию. Здесь сблизился со Станкевичем.
1839 – Вернулся в Россию.
1840 – Вновь отправился за границу, побывал в Германии, Италии и Австрии.
1841 – Вернулся в Лутовиново, здесь увлекся белошвейкой Дуняшей.
1842 – Тургенев подал прошение о допуске к экзаменам на степень магистра философии в московском университете, но просьба была отклонена;
выдержал экзамен на магистра философии в университете Петербурга;
у Дуняши родилась от Тургенева дочь Пелагея (Полина);
по настоянию матери Тургенев начал служить в канцелярии Министерства внутренних дел. Но канцелярская служба его не прельщала, и чиновник из него так и не получился. И поэтому, прослужив полтора года, он вышел в отставку.
1843 – Тургенев написал поэму «Параша», которая была высоко оценена Белинским. С тех пор между писателем и критиком завязалась дружба
1843, осень – Тургенев познакомился с Полиной Виардо, которая приехала в Санкт-Петербург на гастроли.
1843, 1 ноября – Тургенева представили самой Полине.
1846 – Участвует вместе с Некрасовым в обновлении «Современника»;
написаны повести «Бретер» и «Три портрета».
1847 – Вместе с Белинским уезжает за границу;
окончательно перестает писать стихи и переключается на прозу.
1848 – Находясь в Париже, писатель попадает в эпицентр революционных событий.
1849 – «Холостяк».
1850-1852 – Живет то в России, то за границей. Живет в Семействе Виардо, Полина воспитывает его дочь.
1852 – Изданы «Записки охотника».
1856 – «Рудин».
1859 – Создан роман «Дворянское гнездо».
1860 – «Накануне»;
написана повесть «Первая Любовь»;
в «Современнике» издана написанная Н. Добролюбовым статья «Когда же придет настоящий день?», в которой прозвучала критика романа «Накануне» и творчество Тургенева в целом;
Тургенев прекратил сотрудничество с «Современником» и перестал общаться с Некрасовым.
1862 – «Отцы и дети».
1867 – Увидел свет роман «Дым».
1874 – В ресторанах Риша или Пеле устраиваются небезызвестные холостяцкие обеды с участием Эдмона Гонкура, Флобера, Эмиля Золя, Доде и Тургенева.
1877 – Создан роман «Новь».
1879 – Писатель удостоился почетного звания доктора Оксфордского университета.
1880 – Тургенев участвовал в Торжествах, посвященных открытию в Москве первого памятника великому русскому поэту А. С. Пушкину.
1883, 22 августа (3 сентября) – Тургенев от миксосаркомы скончался. Тело его, согласно завещанию, перевезли в Петербург и похоронили на Волковом кладбище.
Источник
Наглядное пособие. Хронологические таблицы. Русская литература – 2 часть
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наглядное пособие. Хронологические таблицы. Русская литература – 2 часть Автор презентации: Печерина Е. А., учитель русского языка и литературы МБОУ «ПСОШ № 2 имени Героя Советского Союза К. Ф. Кухарова»
Источники информации: Текст — Российский общеобразовательный квартал — http://historydoc.edu.ru/ Клипарт — http://www.lenagold.ru/ Изображения — https—ru.wikipedia.org
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 888 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 307 человек из 64 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 984 человека из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-175707
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Хронологическая таблица жизни и творчества Толстого
Чтобы быстро подготовиться к экзамену или уроку литературы, можно воспользоваться хронологической таблицей Толстого Льва Николаевича. Писатель прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, поэтому ученикам нужно запомнить много дат и порядок написания произведений. Таблица с хронологией событий в биографии Л. Н. Толстого поможет систематизировать знания. Она составляется на основе большого библиографического списка.
Краткая биография
Л. Н. Толстой — автор всемирно известных романов «Война и мир», «Анна Каренина». Родился писатель в имении Ясная Поляна, по происхождению — дворянин. Умер писатель в 1910 году, похоронен на своей малой родине.
За долгую жизнь Толстой успел сделать многое:
- Написал и издал ряд рассказов и известных романов, которые изучаются в школах и вузах не только в России, но и за границей. Его произведения переведены на многие языки мира.
- Путешествовал по миру, не прекращая своей литературной деятельности. Побывал во Франции, Италии и других странах.
- Издавал публицистические статьи философско-религиозного характера.
- Имел большую семью.
Основным делом Л. Н. Толстого стала литература. Кроме того, писатель занимался своим хозяйством, содержал имение, был религиозно-философским деятелем.
Жизнь и творчество
Кратко рассказанная биография может не устраивать в том случае, если нужна серьезная подготовка, связанная с жизнью писателя. Хронологическая таблица творческого пути Льва Николаевича Толстого позволит узнать об этапах его деятельности более полно. С ее помощью можно составить план доклада о писателе, подготовиться к экзамену по литературе.
Дата | Событие |
1828, 28 августа | Лев Николаевич появился на свет в дворянской семье. Малая родина Толстого — Ясная Поляна Тульской губернии |
1830 | Писатель потерял мать, которая умерла во время родов |
1837 | Семья уезжает в столицу. Летом этого же года у Толстого умирает отец |
1841 | Умирает тетя, у которой воспитывались дети. Переезд в Казань, где живет еще одна сестра со стороны отца |
1844 | Поступление в Казанский университет на восточный факультет. Годом позже писатель переводится на другой факультет, хочет стать юристом |
1847—1850 | Л. Н. Толстой ищет свое место в жизни, сменяет множество профессий, занимается разными делами. В эти годы он часто посещает Москву, Санкт-Петербург, занимается музыкой, своим имением, сдает экзамены |
1850 | Получает место в канцелярии Тульского правления |
1851 | Едет со старшим братом на Кавказ, где продолжалась война с горцами |
1852 | Пишет и издает повесть «Детство» |
1852—1863 | Создана повесть «Казаки» |
1854 | Переведен в Дунайскую армию, получает звание прапорщика. В это же время пишет биографическую повесть «Отрочество» |
1854—1855 | С армией обороняет Севастополь. О происходящих событиях пишет рассказы, которые затем публикует в журнале «Современник» |
1856 | Начинает работу над повестью «Утро помещика» |
1857 | Пишет повесть «Юность», последнюю из трилогии. Позднее начинает путешествие по Европе. Посещает Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Продолжает работать в литературном направлении. Пишет рассказы «Три смерти», «Люцерн», «Альберт» |
1859—1862 | Писатель находит себя в педагогике. В родном имении открывает школу, где могут обучаться дети крестьян |
1862 | Женится на Софье Берс. Брак имеет крепкие узы |
1863—1869 | Работа над романом-эпопеей «Война и мир» |
1870—1877 | Создание романа «Анна Каренина» |
1897—1882 | Меняется взгляд писателя на мир, в том числе на функции церкви и религию в целом. Публикуется «Исповедь», издается ряд философских трудов |
1884—1886 | Работа над произведениями «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы» |
1889—1899 | Пишется роман «Воскресение» |
1896—1905 | Работа над произведением «Хаджи-Мурат» |
1900 | Издание комедии «Плоды просвещения», драмы «Живой труп» |
1903 | Написан рассказ «После бала» |
1900—1910 | Выходит ряд статей публицистического характера |
1910 | Сбегает из Ясной Поляны, куда больше не возвращается. Вскоре умирает. Захоронение находится на малой родине писателя |
Хронологическая таблица Толстого в основном заполнена датами выхода произведений, которых у писателя немало. Автор работал в малых и больших жанрах. Библиография писателя велика. Его жизнь и творчество продолжают изучать исследователи и сегодня.
Основные ошибки
Чаще всего молодые учителя и особенно школьники, выполняющие домашнее задание, в котором нужно составить хронологическую таблицу Л. Н. Толстого, путают его с Алексеем Константиновичем Толстым, автором детских произведений и серьезных взрослых романов. Но Лев Николаевич не имеет ничего общего с писателем, кроме одинаковой фамилии.
Жизнь Толстого наполнена разными событиями: переездами, потерей близких, рождением детей, множеством изданий, поэтому ее сложно оформить в виде таблицы. Но упустив некоторые этапы, можно кратко систематизировать информацию о судьбе писателя.
Источник
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
1 этап – Фольклор (10-11 в.в.): сказки, былины, песни
2 этап – Древнерусская литература (12 – 17 в.в.): былины, летописи, жития
3 этап – Русское Предвозрождение (кон. 14 – 15 в.в.)
4 этап – “Золотой век” (19 в.): классицизм, сентиментализм, романтизм (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь)
5 этап – “Серебряный век” (нач. 20 в.): модернизм, символизм, футуризм, акмеизм, авангардизм.
6 этап – Советский период (1917 – 1986), период Оттепели (60-е годы 20 в.)
7 этап – 90-е годы 20 в. – нач. 21 века.
Периодизация русской литературы XIXв. |
Общая характеристика периода |
Развитие основных литературных жанров |
I I четверть (1801 – 1825) |
Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-ых годов – рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод – романтизм. |
Баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия. |
II Литература 30-ых годов (1826 – 1842) |
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А.С.Пушкина. Расцвет революционного романтизма М.Ю.Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н.В.Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». |
Развитие прозаических жанров. Романтические повести А.Марлинского, В.Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В.Белинского. Романтический характер исторических романов М.Загоскина, драматургии Н.Кукольника, лирики В.Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. |
III Литература 40 – 50-ых годов (1842 – 1855) |
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба западников и славянофилов. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. |
Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков. |
IV. Литература 60-ых годов (1856 – 1868) |
Подъём демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и её противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжёлой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А.Фет, Ф.Тютчев, А.К.Толстой, А.Майков, Я.Полонский и др.) |
Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов – романтиков. |
V Литература 70-ых годов (1869 – 1881) |
Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г.Успенского, Н.Лескова. |
Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. |
VI Литература 80-ых годов (1882 – 1895) |
Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого, В.Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С.Надсона и В.Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л.Толстого. |
Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С.Надсона. Социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев. |
VII Литература 90-ых годов (1895 – 1904) |
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В.Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М.Горький), развитие критического реализма в творчестве И.Бунина, А.Куприна, Л.Толстого, А.Чехова. |
Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры. |
Знание сюжета произведения малой прозы можно проверить на уроке во время беседы, а для проверки знания текста содержания большого программного произведения использую прием хронологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс “Хронология изобретений”
Данный курс раскрывает историческую сторону физику. Очень интересен иллюстрациями, видеосюжетами, которых очень много на диске(должны были поступить вво все школы) или на сайте(названия в программе им…
Хронология
Хронология по истории России IX – XX век…
- Мне нравится