Как составить художественного стиля пример

Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая используется в словесно-художественном творчестве и воздействует на чувства читателя с помощью созданных образов.

Узнаем, что такое художественный стиль речи в русском языке, если определим его цель, особенности и характерные признаки, жанры и речевые средства.

Что такое художественный стиль речи?

В процессе использования языка в различных сферах общественной жизни сформировались его функциональные разновидности, отличающиеся своими задачами, характерными признаками, жанрами и выбором языковых средств.

Среди книжных стилей речи, востребованных в науке, политике, деловых отношениях и в бытовом общении, особое место занимает художественный стиль речи, который используется в словесном творчестве.

Его своеобразие проявляется в непосредственном воздействии на чувства, мысли и мировоззрение читателя с помощью созданных художественных образов.

Художественный стиль речи

Художественный стиль речи используется с целью изобразить предмет так, чтобы наиболее полно передать чувства, впечатления и вызвать сопереживание героям произведения.

Определение

Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая воздействует на чувства читателя с помощью художественных образов.

Вот какое определение, что такое художественный стиль речи в литературе, приводит Википедия:

Определение

Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Функции художественного стиля

Кроме непосредственного воздействия на читателя, этот стиль речи обладает эстетической функцией, направленной на формирование у читателя или слушателя чувства прекрасного. Особенно ярко эстетическая функция проявляется в поэтическом творчестве.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в нескольких строках художник слова мастерски рисует зримую картину поздней осени и передает читателю чувство грусти, вызванное увяданием природы.

Эстетическое чувство вызывают строки, описывающие наступление весны и возрождение природы. Понаблюдаем, как образно и эмоционально автор изобразил рождение весеннего ручейка:

Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. Тонкий черный налет появился на нем. Сугроб стал оседать, меняя форму, покрылся хрупкой ледяной коркой, корка трескалась и ломалась. Оседал-оседал сугроб и стал маленький, некрасивый, весь черный, и потек из-под него тоненький прозрачный ручеек. Ручеек потек через двор, проложил себе русло во льду и выбежал за ворота. А там уже струился, завиваясь на ледяных порогах, широкий ручей. Маленький ручеек влился в большой ручей и с ним устремился к реке. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли об лёд, по всем улицам пели капели песню весны (В. Панова).

Итак, художественный стиль обладает тремя функциями:

  • эстетическая функция
  • функция воздействия
  • коммуникативная функция.

Эстетическая функция проявляется в формировании у читателя яркого впечатления, чувства прекрасного с помощью созданного автором художественного образа.

Функция воздействия реализуется через чувства, эмоции, которые вызывают художественные образы произведения. Её цель — реакция читателя, живой отклик.

Коммуникативная функция — это взаимодействие автора с читателем. С помощью художественных средств и образов автор стремится поделиться с читателем своей точкой зрения, мыслями, чувствами, жизненным опытом.

Функции художественного стиля прочно связаны между собой.

Художественный стиль имеет характерные особенности, отличающие его от других стилей речи.

Особенности художественного стиля

1) Единство коммуникативной и эстетической функций является характерной особенностью художественного стиля речи.

В художественном произведении слова играют двойную роль. С одной стороны, они выполняют свою прямую номинативную функцию, называя предмет или явление, о котором повествуется в художественном произведении. С другой стороны, слова служат средством создания художественного образа, вызывающего определенный эмоциональный и эстетический отклик у читателя.

2) В зависимости от предмета изображения и задачи писателя в художественном произведении переплетаются языковые средства различных стилей речи. Если художник слова обратился к изображению проблем трудящихся в сфере науки, действие разворачивается в стенах научно-исследовательского института или лаборатории, то его персонажи говорят на языке науки, используют множество терминов и оборотов, характерных для научного стиля речи.

Нередко автор прибегает к разговорному стилю речи, чтобы отобразить речь героев как средство их характеристики.

3) В художественной литературе широко используются образно-выразительные средства речи: тропы и стилистические фигуры.

4) В произведении ощущается присутствие художественного образа автора.

Автор самовыражается, используя все богатство русского литературного языка, чтобы донести до читателя свои мысли, рассуждения и свою точку зрения о явлении или персонаже произведения. Творческая индивидуальность автора проявляется в выборе слов и словосочетаний, построении синтаксических конструкций и особой интонации рассказчика. Эти средства создают неповторимый авторский стиль художественного произведения. Так читатель отличает художественный стиль произведений А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Художественный стиль речи

Стилевые черты художественного стиля

В связи с задачами и особенностями художественного стиля  укажем его характерные стилевые черты:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи предполагает предварительный отбор языковых средств. Автор тщательно просеивает слова и обороты речи, чтобы наиболее образно и ярко изобразить то, о чем он хочет рассказать читателю. Как уже упоминалось, для характеристики героев востребованы языковые средства разных стилей речи, в частности разговорного стиля. Нередко в речь персонажей как представителей разных социальных слоев общества вклиниваются жаргонные, просторечные слова и профессионализмы.

Товарищ Локтев и его дама Нюша Кошелькова на днях встретили меня на улице. Я гулял, или, может быть шел горло промочить — не помню.

Встречают и уговаривают:

-Горло, — говорят, — Василий Митрофанович, от вас не убежит. Горло завсегда при вас, завсегда его прополоскать успеете. Идемте лучше сегодня в театр. Спектакль — «Грелка».

И, одним словом, уговорили меня пойти в театр — провести культурно вечер. Пришли мы, конечно, в театр. Взяли, конечно, билеты. Поднялись по лестнице. Вдруг назад кличут. Велят раздеваться.

-Польта, — говорят, — сымайте.

М. Зощенко. Прелести культуры

В художественном произведении для создания колорита местности, где живут, трудятся, радуются и горюют герои художественного произведения, используются диалектные слова. В исторических повестях, романах и драмах употребляются архаизмы и историзмы, с помощью которых воссоздается дух эпохи.

Скрипнул тяжелый засов, раздались голоса, двери распахнулись. Окруженный челядью, в сарай вошел сам владелец богоявленской вотчины — невысокого роста, тучный, бородатый, с курчавой седеющей головой. Одет в зеленую рубаху, опоясанную ремнем. С виду скорее прасол, нежели человек знатного рода богатый вотчинник. По всей округе прославился он своей скупостью. Позади холоп с ведром и плетями подкрался к кадушке, врытой в землю, и быстро вылил в неё мурцовку — смесь воды, хлеба, лука и отрубей. Медведь принялся жадно лакать.

В.И. Костылев. Иван Грозный

Со стилистической целью широко употребляются синонимы, антонимы, торжественные и оценочные слова.

Для эмоционального и эстетического воздействия на читателя художник слова применяет обширный арсенал образных средств речи: тропы и стилистические фигуры речи. Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений делает восприятие произведения многоплановым, вызывает интерес, будит воображение читателя и создает у него богатые образные ассоциации.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь.
Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности. фарфоровый кувшин —  разолью кувшин;
хрусталь — в шкафу хрусталь;
купить спальню — войти в спальню.
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
— Эй, борода!  А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)
Шведрусский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. царство Морфея – сон;
объятия Аида – смерть;
форт Нокс – неприступность.
Гипербола – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. реки крови; вечно опаздываете; горы трупов; сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы.
Литота – троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. мальчик с пальчик; мужичок с ноготок; силы как у комара; маковой росинки во рту не было.
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении. люблю как собака палку; всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота.
Перифраза — семантически неделимое, иносказательное выражение, которое описывает содержание другого слова или сочетания слов. голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть); второй хлеб (картофель); король грибов (белый гриб); корабль пустыни (верблюд); стальное полотно (железная дорога); канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим).

Жанры художественного стиля речи

В произведениях художественной литературы описываются самые разные события и явления старины и современности. В соответствии с этим жанровый диапазон художественного стиля достаточно широк. Художественный стиль речи используется в прозе, поэзии, драматическом искусстве и реализуется в них в виде жанров:

  • рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея;
  • стихотворение, эпиграмма, ода, басня, романс, поэма;
  • драма, трагедия, комедия, фарс.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

А. Куприн. Изумруд (рассказ).

  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

А. Фет. Вечер (стихотворение).

  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия
Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

  • Художественная публицистика
  • Драма-феерия

Примеры художественного стиля

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка,»- сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил свои игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

-Что это за городок? — спросил Миша.

-Это городок Динь-динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…

Из сказки «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского

Побледнели и затуманились звёзды… Кое-где послышались голоса…Из деревенских труб повалил сизый, едкий дым. На серой колокольне показался не совсем еще проснувшийся пономарь и ударил к обедне…Послышалось храпенье растянувшегося под деревом ночного сторожа. Проснулись щуры, закопошились, залетали с одного конца сада на другой и подняли свое надоедливое чириканье…В терновнике запела иволга…

Из рассказа «Петров день» А. П. Чехова.

Волны, увенчанные белыми гребешками, казались огромными — на таком судёнышке палуба была чуть ли не вровень с водой. Время от времени большой вал ударялся о борт, и палубу окатывало пенными брызгами. Парусник шел мимо островов, и всякий раз, когда показывался очередной остров. доктор спрашивал себя, сможет ли он до него доплыть, если они перевернутся.

Из романа «Малый уголок» Уильяма Сомерсета Моэма.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!

Из поэмы «Иоанн Дамасский» А. К. Толстого

В приведенных отрывках разных жанров ярко проявляются особенности и черты художественного стиля: выразительность, эмоциональность, широкое использование образных средств.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности воздействия на читателя и формирует у него эстетическое восприятие действительности, благодаря богатству русского языка.

Видео «Стили речи. Разговорный стиль»

Художественный стиль: примеры текстов

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

  • Несказанно счастлива
  • Люто ненавидеть
  • Гул паровоза
  • Зверский аппетит
  • Волки сыты и т.д.

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

  • Веня готов был лопнуть от смеха.
  • Когда он ее увидел, через его тело прошел мощный электрический разряд.
  • Его грызла совесть, долго и коварно.
  • Когда она увидела цену, ее задушила жаба.
  • Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.

5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

  • Голоден как волк.
  • Неприступен как стена.
  • Прекрасна, словно богиня.
  • Маркиза переполнял душевный подъем, и казалось, он готов тотчас взлететь, словно ракета земля-воздух.
  • Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.

6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

Примеры аллегорий

  • Смерть – объятия Аида
  • Сон – царство Морфея
  • Неприступность – Форт Нокс
  • Правосудие – Фемида

И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

  • Итак, звалась она Татьяной…
  • Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы
  • Не к месту глупостью тягаться

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Примеры художественного стиля: пример 1, пример 2.

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

Статья обо всех стилях речи – здесь.

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

Черты художественного стиля таковы:

  1. Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».
  2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
  3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.
  4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
  5. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.
  6. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

Художественный стиль: разбор примера

Рассмотрим на примере особенности разбираемого стиля.

Отрывок из статьи:

Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.

Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.

Село обезлюдело.

Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…

За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.

Стиль данного текста, как мы уже сказали, художественный.

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

Его черты в этом отрывке:

  1. Заимствование и применение лексики и фразеологии иных стилей (как памятники народного горя, фашист, партизаны, правление колхоза, лиха беда начало).
  2. Применение изобразительных и выразительных средств (поугоняли, шкуродеры окаянные, неужто), активно применяется смысловая многозначность слов (война изуродовала Боровое, сарай зиял огромной дырой).
  3. Эмоциональность и экспрессивность изображения (всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. Ой, худо было!).
  4. Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы; Усадила за стол, а угощать-то и нечем; на масле – не было краски).
  5. Синтаксические структуры художественного текста отражают, в первую очередь, поток авторских впечатлений, образных и эмоциональных (Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли; Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы).
  6. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского языка (пни – как гнилые зубы; стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи; приютились по две-три яблоньки-подростка).
  7. Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского литературного языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов широкой сферы употребления (состарилась, отощала, спалил, буквами, девчонок).

Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.

Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

Научно-художественный стиль: разбор примера

Рассмотрим на примере взаимодействие двух стилей – художественного и научного.

Отрывок из статьи:

Молодежь нашей страны любит леса и парки. И любовь эта плодотворная, деятельная. Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Однажды на собрании на столе президиума появились ровные щепки. Какой-то лиходей срубил яблоню, одиноко росшую на берегу реки. Словно маяк, стояла она на крутояре. К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы. Ее назвали «Зеленый патруль». Пощады браконьерам не было, и они стали отступать.

Н. Коротаев

Черты научного стиля:

  1. Терминологичность (президиум, закладка лесополос, крутояр, браконьерам).
  2. Наличие в ряду существительных слов, обозначающих понятия признака или состояния (закладка, охрана).
  3. Количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (любовь эта плодотворная, деятельная; в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов).
  4. Употребление отглагольных оборотов и слов (закладка, охрана, пощады, собрании).
  5. Глаголы в настоящем времени, которые имеют в тексте «вневременное», признаковое значение, с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа (любит, выражается);
  6. Большой объем предложений, их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов).

Черты художественного стиля:

  1. Широкое использование лексики и фразеологии других стилей (президиум, закладка лесополос, крутояр).
  2. Применение различных изобразительно-выразительных средств (любовь эта плодотворная, в бдительной охране, лиходей), активное использование речевой многозначности слова (обличье дома, «Зеленый патруль»).
  3. Эмоциональность и экспрессивность изображения (К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа).
  4. Проявление творческой индивидуальности автора – авторский стиль (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Здесь: соединение черт нескольких стилей).
  5. Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Какой-то лиходей срубил яблоню… И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы).
  6. Синтаксический строй и соответствующие структуры в данном отрывке отражают поток образно-эмоционального авторского восприятия (Словно маяк, стояла она на крутояре. И вот ее не стало).
  7. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского литературного языка (любовь эта плодотворная, деятельная, словно маяк, стояла она, пощады не было, одиноко росшая).
  8. Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов самого широкого распространения (молодежь, лиходей, плодотворная, деятельная, обличье).

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

По разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.

Тексты пишутся для читателей, поэтому они должны быть доступны и понятны. И явное использование лексики иных стилей возможно только для достоверности, для создания колоритных образов персонажей или атмосферы.

Так, при беседе двух банкиров экономическая терминология – только в плюс, а вот «официозные» клише и канцеляризмы при описании красивой природы точно будут лишними.

Таким образом, при работе с художественным стилем, при всей его гибкости, за лексикой нужно следить очень внимательно. Особенно – если вы пишете или собираетесь писать художественные произведения. Ибо именно художественный стиль считается отражением русского литературного языка.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Стиль речи художественный используется в художественной литературе и относится к книжной речи.

Особенности этого стиля характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Здесь применяется весь спектр речевых средств: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, слова из местных наречий, сленговые слова, аллегории, олицетворения, уменьшительно-ласкательные формы слов и т.д.

Лексика применяется многообразная, в полном объеме, Она может быть как литературной, так и разговорной, включать в себя архаизмы, историзмы, научную терминологию (если это требуется для образа), неологизмы и даже нецензурные бранные слова, иронию, сарказм.

Задачей этого стиля является нарисовать некую картину в воображении читателя, высказать свое отношение к изображаемым объектам

Данный стиль используется в беллетристике (эпос, лирика, проза, гражданская и философская поэзия, фольклор) и в драматургии. Такой стиль позволяет автору наиболее полно самовыразиться, а также воздействовать на эмоции, чувства, воображение слушателя или читателя с тем, чтобы создать в его восприятии определенный литературно-художественный образ. Передача точной информации может присутствовать, но она не главенствующая.

Примерами предложений книжной речи художественого стиля могут быть следующие:

С эпитетами.

С метафорами

Еще немного и я мог бы лопнуть от смеха.

В тот момент, когда я ее увидел, через мое сердце прошел как будто электрический ток.

Машеньку грызла совесть за съеденную без спроса конфету.

Душит жаба при виде цены на это покрывало.

Настроение было просто ужасным, и на душе скребли кошки.

Сравнения

Бабушка, мы голодны как волки.

Доцент был невозмутим и Неприступен как скала.

Прекрасна, как ангел небесный.

Со мною случился такой душевный подъем, что я готов был взлететь, словно ракета в синеву небес.

Головная боль мучила меня с утра, голова будто раскалывалась орехом между молотом и наковальней.

Что такое художественный стиль речи?

В про­цес­се исполь­зо­ва­ния язы­ка в раз­лич­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни сфор­ми­ро­ва­лись его функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти, отли­ча­ю­щи­е­ся сво­и­ми зада­ча­ми, харак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми, жан­ра­ми и выбо­ром язы­ко­вых средств.

Среди книж­ных сти­лей речи, вос­тре­бо­ван­ных в нау­ке, поли­ти­ке, дело­вых отно­ше­ни­ях и в быто­вом обще­нии, осо­бое место зани­ма­ет худо­же­ствен­ный стиль речи, кото­рый исполь­зу­ет­ся в сло­вес­ном творчестве.

Его свое­об­ра­зие про­яв­ля­ет­ся в непо­сред­ствен­ном воз­дей­ствии на чув­ства, мыс­ли и миро­воз­зре­ние чита­те­ля с помо­щью создан­ных худо­же­ствен­ных образов.

Художественный стиль речи

Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся с целью изоб­ра­зить пред­мет так, что­бы наи­бо­лее пол­но пере­дать чув­ства, впе­чат­ле­ния и вызвать сопе­ре­жи­ва­ние геро­ям произведения.

Определение

Художественный стиль речи — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая воз­дей­ству­ет на чув­ства чита­те­ля с помо­щью худо­же­ствен­ных образов.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое худо­же­ствен­ный стиль речи в лите­ра­ту­ре, при­во­дит Википедия:

Определение

Литературно-худо́жественный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи, кото­рый при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре. Этот стиль воз­дей­ству­ет на вооб­ра­же­ние, пси­хи­ку и чув­ства чита­те­ля, пере­да­ёт мыс­ли и чув­ства авто­ра, исполь­зу­ет всё богат­ство лек­си­ки, воз­мож­но­сти раз­ных сти­лей, харак­те­ри­зу­ет­ся образ­но­стью, эмо­ци­о­наль­но­стью речи.

Признаки художественной стилистики

С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:

Метафора в литературе

  • гипербола;
  • сравнение;
  • метафора;
  • эпитет;
  • аллегория.

Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.

Особенность художественного стиля в том, что в нём допускаются разговорные, просторечные и другие выражения, неприменимые, например, в публицистике или научных произведениях. С годами у каждого автора вырабатывается своя, неповторимая стилистика, благодаря которой читатели безошибочно отличают его произведения от творений других писателей.

Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике. Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.

Особенности художественного стиля

Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.

Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора. Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:

  • морфологические;
  • лексические;
  • фонетические.

Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.

Особого внимания заслуживает глагольное речеведение (сюжетоведение). Оно состоит в том, что автор называет каждое действие, чтобы усилить эффект от сказанного: «Ходим, мнём, втаптываем в грязь». Благодаря этому приёму удаётся передать динамику и нарастающее напряжение, а также показать, как изменяется ситуация со временем. Читатель неотрывно следит за сюжетом, при этом автор как бы ведёт его по тексту, не давая отвлечься.

Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.

Функции художественного стиля

Кроме непо­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля, этот стиль речи обла­да­ет эсте­ти­че­ской функ­ци­ей, направ­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние у чита­те­ля или слу­ша­те­ля чув­ства пре­крас­но­го. Особенно ярко эсте­ти­че­ская функ­ция про­яв­ля­ет­ся в поэ­ти­че­ском творчестве.

Роняет лес баг­ря­ный свой убор, Сребрит мороз увя­нув­шее поле, Проглянет день, как буд­то поневоле, И скро­ет­ся за край окруж­ных гор.

А. С. Пушкин. 19 октября.

Буквально в несколь­ких стро­ках худож­ник сло­ва мастер­ски рису­ет зри­мую кар­ти­ну позд­ней осе­ни и пере­да­ет чита­те­лю чув­ство гру­сти, вызван­ное увя­да­ни­ем природы.

Эстетическое чув­ство вызы­ва­ют стро­ки, опи­сы­ва­ю­щие наступ­ле­ние вес­ны и воз­рож­де­ние при­ро­ды. Понаблюдаем, как образ­но и эмо­ци­о­наль­но автор изоб­ра­зил рож­де­ние весен­не­го ручейка:

Красавец сугроб, голу­бы­ми искра­ми свер­кав­ший на солн­це, потем­нел. Тонкий чер­ный налет появил­ся на нем. Сугроб стал осе­дать, меняя фор­му, покрыл­ся хруп­кой ледя­ной кор­кой, кор­ка трес­ка­лась и лома­лась. Оседал-оседал сугроб и стал малень­кий, некра­си­вый, весь чер­ный, и потек из-под него тонень­кий про­зрач­ный руче­ек. Ручеек потек через двор, про­ло­жил себе рус­ло во льду и выбе­жал за воро­та. А там уже стру­ил­ся, зави­ва­ясь на ледя­ных поро­гах, широ­кий ручей. Маленький руче­ек влил­ся в боль­шой ручей и с ним устре­мил­ся к реке. Толстые сосуль­ки, сви­сав­шие с крыш, обта­и­ва­ли на солн­це, кап­ли, падая с них, звон­ко уда­ря­ли об лёд, по всем ули­цам пели капе­ли пес­ню вес­ны (В. Панова).

Итак, худо­же­ствен­ный стиль обла­да­ет тре­мя функциями:

  • эсте­ти­че­ская функция
  • функ­ция воздействия
  • ком­му­ни­ка­тив­ная функция.

Эстетическая функ­ция про­яв­ля­ет­ся в фор­ми­ро­ва­нии у чита­те­ля ярко­го впе­чат­ле­ния, чув­ства пре­крас­но­го с помо­щью создан­но­го авто­ром худо­же­ствен­но­го образа.

Функция воз­дей­ствия реа­ли­зу­ет­ся через чув­ства, эмо­ции, кото­рые вызы­ва­ют худо­же­ствен­ные обра­зы про­из­ве­де­ния. Её цель — реак­ция чита­те­ля, живой отклик.

Коммуникативная функ­ция — это вза­и­мо­дей­ствие авто­ра с чита­те­лем. С помо­щью худо­же­ствен­ных средств и обра­зов автор стре­мит­ся поде­лить­ся с чита­те­лем сво­ей точ­кой зре­ния, мыс­ля­ми, чув­ства­ми, жиз­нен­ным опытом.

Функции худо­же­ствен­но­го сти­ля проч­но свя­за­ны меж­ду собой.

Художественный стиль име­ет харак­тер­ные осо­бен­но­сти, отли­ча­ю­щие его от дру­гих сти­лей речи.

Особенности художественного стиля

1) Единство ком­му­ни­ка­тив­ной и эсте­ти­че­ской функ­ций явля­ет­ся харак­тер­ной осо­бен­но­стью худо­же­ствен­но­го сти­ля речи.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии сло­ва игра­ют двой­ную роль. С одной сто­ро­ны, они выпол­ня­ют свою пря­мую номи­на­тив­ную функ­цию, назы­вая пред­мет или явле­ние, о кото­ром повест­ву­ет­ся в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии. С дру­гой сто­ро­ны, сло­ва слу­жат сред­ством созда­ния худо­же­ствен­но­го обра­за, вызы­ва­ю­ще­го опре­де­лен­ный эмо­ци­о­наль­ный и эсте­ти­че­ский отклик у читателя.

2) В зави­си­мо­сти от пред­ме­та изоб­ра­же­ния и зада­чи писа­те­ля в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии пере­пле­та­ют­ся язы­ко­вые сред­ства раз­лич­ных сти­лей речи. Если худож­ник сло­ва обра­тил­ся к изоб­ра­же­нию про­блем тру­дя­щих­ся в сфе­ре нау­ки, дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в сте­нах научно-исследовательского инсти­ту­та или лабо­ра­то­рии, то его пер­со­на­жи гово­рят на язы­ке нау­ки, исполь­зу­ют мно­же­ство тер­ми­нов и обо­ро­тов, харак­тер­ных для науч­но­го сти­ля речи.

Нередко автор при­бе­га­ет к раз­го­вор­но­му сти­лю речи, что­бы отоб­ра­зить речь геро­ев как сред­ство их характеристики.

3) В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся образно-выразительные сред­ства речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры.

4) В про­из­ве­де­нии ощу­ща­ет­ся при­сут­ствие худо­же­ствен­но­го обра­за автора.

Автор само­вы­ра­жа­ет­ся, исполь­зуя все богат­ство рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, что­бы доне­сти до чита­те­ля свои мыс­ли, рас­суж­де­ния и свою точ­ку зре­ния о явле­нии или пер­со­на­же про­из­ве­де­ния. Творческая инди­ви­ду­аль­ность авто­ра про­яв­ля­ет­ся в выбо­ре слов и сло­во­со­че­та­ний, постро­е­нии син­так­си­че­ских кон­струк­ций и осо­бой инто­на­ции рас­сказ­чи­ка. Эти сред­ства созда­ют непо­вто­ри­мый автор­ский стиль худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния. Так чита­тель отли­ча­ет худо­же­ствен­ный стиль про­из­ве­де­ний А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Художественный стиль речи

Основные функции

Художественные тексты люди создавали ещё много веков назад. Такие произведения были особенными, они передавали то, как автор видит реальность. Со временем приёмы развивались и совершенствовались, но функция стиля оставалась прежней. Он был призван донести до читателя авторское видение мира — реального или вымышленного.

Первоначально слово «стиль» (устар. «стель») означало тонкую палочку для письма или создания графики. Впоследствии так стали называть карандаш. Благодаря стилю писатель получает неограниченные возможности, позволяющие выразить тончайшие смысловые оттенки, передать свои мысли и вызвать у читателя определённое эмоциональное состояние. В рамках этого направления автор обогащает письменную речь средствами выразительности. Социальные функции, которые выполняет стиль:

Художественный стиль

  • Воздействующая. Произведение заставляет сопереживать, негодовать, радоваться и испытывать другие эмоции.
  • Коммуникативная. Автор художественных произведений, в отличие от публициста, обращается не к безликой аудитории, а к «своему» читателю, с которым говорит на одном языке. Между автором и тем, кто читает книгу, завязывается своеобразный диалог. Писатель доносит своё видение мира и рассчитывает на понимание.
  • Информативная. Из художественных текстов люди получают немало информации о причинах и следствиях явлений и событий, закономерностях развития мира, нравственных законах, по которым строятся отношения между людьми, и о многом другом.
  • Эстетическая. Эта функция подчиняет себе остальные. Автор воспроизводит в тексте действительность, используя сложную систему образов (люди, вещи, явления и прочее).

Цель стиля состоит в том, чтобы вызвать определённые эмоции у читающего. Их можно достигнуть, если произведение выполняет свои функции. Их всего три:

  • Образно-познавательная. Применяя эмоциональный компонент, писатель рассказывает о чём-либо. Читающий познаёт мир с помощью системы образов, предложенной автором.
  • Идейно-эстетическая. Передача основных мыслей и идей произведения осуществляется через красочное описание образов.
  • Коммуникативная. Она заключается в том, чтобы обнаружить точки соприкосновения между вымышленным и реальным миром. Если читателю это удаётся, значит, автор справился с задачей.

Стилевые черты художественного стиля

В свя­зи с зада­ча­ми и осо­бен­но­стя­ми худо­же­ствен­но­го сти­ля ука­жем его харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • Образность. Персонажи опи­са­ны ярко и живо с помо­щью язы­ко­вых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содер­жит эпи­те­ты, срав­не­ния, мета­фо­ры и дру­гие выра­зи­тель­ные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст напол­нен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чув­ства пре­крас­но­го, гар­мо­ния меж­ду фор­мой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выра­жа­ет соб­ствен­ную пози­цию с помо­щью раз­лич­ных средств и инстру­мен­тов лите­ра­тур­но­го языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делит­ся на гла­вы, пье­са – на сце­ны, акты, сти­хо­тво­ре­ния – соблю­да­ет­ся раз­мер стиха.

Стих и стихотворение

Любую тему нужно начинать с небольшого экскурса в теорию, иначе мы с Вами просто будем говорить на разных языках. Стихотворение – художественное произведение, законченное и логичное. Например, Стихотворение Лермонтова. Стих же – это строчка стихотворения. Но в просторечии можно использовать стих и стихотворение как синонимы, что мы и сделаем.

Стили, виды и другие фантастические твари. Большинство из нас путает понятия стиля, вида и еще бог знает чего в этих стихах, так что разбираем каждое значение отдельно.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи пред­по­ла­га­ет пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств. Автор тща­тель­но про­се­и­ва­ет сло­ва и обо­ро­ты речи, что­бы наи­бо­лее образ­но и ярко изоб­ра­зить то, о чем он хочет рас­ска­зать чита­те­лю. Как уже упо­ми­на­лось, для харак­те­ри­сти­ки геро­ев вос­тре­бо­ва­ны язы­ко­вые сред­ства раз­ных сти­лей речи, в част­но­сти раз­го­вор­но­го сти­ля. Нередко в речь пер­со­на­жей как пред­ста­ви­те­лей раз­ных соци­аль­ных сло­ев обще­ства вкли­ни­ва­ют­ся жар­гон­ные, про­сто­реч­ные сло­ва и про­фес­си­о­на­лиз­мы.

Товарищ Локтев и его дама Нюша Кошелькова на днях встре­ти­ли меня на ули­це. Я гулял, или, может быть шел гор­ло про­мо­чить — не помню.

Встречают и уговаривают:

-Горло, — гово­рят, — Василий Митрофанович, от вас не убе­жит. Горло завсе­гда при вас, завсе­гда его про­по­лос­кать успе­е­те. Идемте луч­ше сего­дня в театр. Спектакль — «Грелка».

И, одним сло­вом, уго­во­ри­ли меня пой­ти в театр — про­ве­сти куль­тур­но вечер. Пришли мы, конеч­но, в театр. Взяли, конеч­но, биле­ты. Поднялись по лест­ни­це. Вдруг назад кли­чут. Велят раздеваться.

-Польта, — гово­рят, — сымайте.

М. Зощенко. Прелести культуры

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии для созда­ния коло­ри­та мест­но­сти, где живут, тру­дят­ся, раду­ют­ся и горю­ют герои худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, исполь­зу­ют­ся диа­лект­ные сло­ва. В исто­ри­че­ских пове­стях, рома­нах и дра­мах упо­треб­ля­ют­ся арха­из­мы и исто­риз­мы, с помо­щью кото­рых вос­со­зда­ет­ся дух эпохи.

Скрипнул тяже­лый засов, раз­да­лись голо­са, две­ри рас­пах­ну­лись. Окруженный челя­дью, в сарай вошел сам вла­де­лец бого­яв­лен­ской вот­чи­ны — невы­со­ко­го роста, туч­ный, боро­да­тый, с кур­ча­вой седе­ю­щей голо­вой. Одет в зеле­ную руба­ху, опо­я­сан­ную рем­нем. С виду ско­рее пра­сол, неже­ли чело­век знат­но­го рода бога­тый вот­чин­ник. По всей окру­ге про­сла­вил­ся он сво­ей ску­по­стью. Позади холоп с вед­ром и пле­тя­ми под­крал­ся к кадуш­ке, вры­той в зем­лю, и быст­ро вылил в неё мур­цов­ку — смесь воды, хле­ба, лука и отру­бей. Медведь при­нял­ся жад­но лакать.

В.И. Костылев. Иван Грозный

Со сти­ли­сти­че­ской целью широ­ко упо­треб­ля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, тор­же­ствен­ные и оце­ноч­ные слова.

Для эмо­ци­о­наль­но­го и эсте­ти­че­ско­го воз­дей­ствия на чита­те­ля худож­ник сло­ва при­ме­ня­ет обшир­ный арсе­нал образ­ных средств речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи. Использование эпи­те­тов, мета­фор, срав­не­ний, оли­це­тво­ре­ний дела­ет вос­при­я­тие про­из­ве­де­ния мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес, будит вооб­ра­же­ние чита­те­ля и созда­ет у него бога­тые образ­ные ассоциации.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, события. белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов) Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности. фар­фо­ро­вый кув­шин — разо­лью кувшин; хру­сталь — в шка­фу хрусталь; купить спаль­ню — вой­ти в спальню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наоборот. Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед, рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. цар­ство Морфея — сон; объ­я­тия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность.
Гипербола — образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явления. реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пшеницы.
Литота — троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смягчения. маль­чик с паль­чик; мужи­чок с ного­ток; силы как у кома­ра; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном значении. люб­лю как соба­ка пал­ку; всю жизнь об этом меч­тал! толь­ко об этом и думаю! кому нуж­на такая кра­со­та.
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

Жанры художественного стиля речи

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры опи­сы­ва­ют­ся самые раз­ные собы­тия и явле­ния ста­ри­ны и совре­мен­но­сти. В соот­вет­ствии с этим жан­ро­вый диа­па­зон худо­же­ствен­но­го сти­ля доста­точ­но широк. Художественный стиль речи исполь­зу­ет­ся в про­зе, поэ­зии, дра­ма­ти­че­ском искус­стве и реа­ли­зу­ет­ся в них в виде жанров:

  • рас­сказ, новел­ла, повесть, роман, эпопея;
  • сти­хо­тво­ре­ние, эпи­грам­ма, ода, бас­ня, романс, поэма;
  • дра­ма, тра­ге­дия, коме­дия, фарс.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (опи­сы­ва­ют­ся сюжет­ные линии).
А. Куприн. Изумруд (рас­сказ).
  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла
Лирический (мыс­ли авто­ра, чув­ства, пере­жи­ва­ния героев).
А. Фет. Вечер (сти­хо­тво­ре­ние).
  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма
Драматический (при­сут­ствие авто­ра не ощу­ща­ет­ся, боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся диа­ло­гам, вза­и­мо­дей­ствию героев).
М. Горький. На дне (дра­ма).
  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия
Комбинированный (соче­та­ние стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (худо­же­ствен­ная публицистика).
  • Художественная пуб­ли­ци­сти­ка
  • Драма-феерия

Область использования

Этот стиль применяют, когда нужно создать красивый, убедительный и эмоционально насыщенный текст. В основном его используют на письме, а в устной речи это направление появляется, когда по литературному произведению ставят пьесу. Литературоведы выделяют несколько групп жанров, в рамках которых уместно использовать художественный стиль:

Художественный стиль в литературе

  • Лирика. Для лирических произведений характерно обилие средств выразительности. Они передают размышления и переживания автора.
  • Эпос. Автор не только излагает свои мысли, но и рассказывает о событиях. В эпосе присутствуют одна или несколько сюжетных линий.
  • Драма. Присутствие автора здесь минимально. Бо́льшую часть драматического произведения составляют высказывания персонажей.

Эпос, лирика и драма делятся на подвиды, в каждом из которых стиль применяется особым образом. Список жанров, отнесённые к эпическим:

  • Роман. Произведения, созданные в этом жанре, охватывают большие отрезки времени, описывая жизнь одного или нескольких поколений. Для них характерна сложность сюжета. Повествование затрагивает внутренний мир героев и внешние события.
  • Рассказ. Сюжет ограничивается случаем, произошедшим с одним или несколькими героями. Размер рассказа обычно небольшой.
  • Повесть. Она объединяет в себе признаки рассказа и романа, имеет средний или небольшой размер. Автор повествует о жизни героев, придерживаясь хронологического порядка и не углубляясь в их внутренний мир.
  • Эпопея. В этом произведении основное внимание уделено значимым историческим событиям.

Лирика тоже подразделяется на несколько жанров. Как правило, это поэтические произведения, но бывают и исключения, когда автор выбирает прозаическую форму. Лирические жанры художественного стиля:

  • Элегия. Произведение с лирической направленностью, облечённое в стихотворную форму.
  • Сонет. Рифмованное произведение, состоящее из 14 строк. В сонете рифмовка выполняется определённым образом. Примеры можно посмотреть у Шекспира, который был непревзойдённым мастером этого жанра.
  • Ода. Стихотворный текст, посвящённый известной персоне или значимому событию.
  • Эпиграмма. Произведение, в котором присутствует рифма. Направленность — юмористическая или сатирическая. Отличным примером, как применяется при написании художественная стилистика, служит произведение А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».

Среди драматических жанров есть более известные и те, что в настоящее время почти забыты. Вот их краткая характеристика:

Трагедия в литературе

  • Трагедия. Автор повествует о жизни героев, наполненной трагическими событиями. Портретам персонажей уделяется особое внимание.
  • Драма. В произведении показана жизнь не только отдельных персонажей, но и всего общества или отдельной его части. Разница между драмой и трагедией состоит в социальной значимости.
  • Комедия. Здесь автор не просто рассказывает о вещах, событиях или явлениях, но и активно высмеивает их. Часто комедии показывают человеческие недостатки, слабости или пороки.

У каждого жанра своя задача. Так, комедия веселит, но и заставляет задуматься, посмотреть на себя со стороны. Драма вызывает в душе сострадание, волнение. Трагедия, в зависимости от контекста, может побудить сочувствие по отношению к героям или негодование, направленное на их обидчиков. В зависимости от того, какое настроение нужно создать, автор выбирает средства художественной выразительности. Многое зависит и от личности писателя, от того, является ли он фантастом или реалистом (приверженцем реализма).

Примеры художественного стиля

Папенька поста­вил на стол таба­кер­ку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка,»- ска­зал он. Миша был послуш­ный маль­чик; тот­час оста­вил свои игруш­ки и подо­шёл к папень­ке. Да уж и было чего посмот­реть! Какая пре­крас­ная таба­кер­ка! Пестренькая, из чере­па­хи. А что на крышке-то! Ворота, башен­ки, домик, дру­гой, тре­тий, чет­вер­тый, и счесть нель­зя, и все мал мала мень­ше, и все золо­тые, а деревья-то тоже золо­тые, а листи­ки на них сереб­ря­ные; а за дере­вья­ми вста­ет сол­ныш­ко, и от него розо­вые лучи рас­хо­дят­ся по все­му небу.

-Что это за горо­док? — спро­сил Миша.

-Это горо­док Динь-динь, — отве­чал папень­ка и тро­нул пружинку…

Из сказ­ки «Городок в таба­кер­ке» В. Ф. Одоевского

Побледнели и зату­ма­ни­лись звёз­ды… Кое-где послы­ша­лись голоса…Из дере­вен­ских труб пова­лил сизый, едкий дым. На серой коло­кольне пока­зал­ся не совсем еще проснув­ший­ся поно­марь и уда­рил к обедне…Послышалось хра­пе­нье рас­тя­нув­ше­го­ся под дере­вом ноч­но­го сто­ро­жа. Проснулись щуры, зако­по­ши­лись, зале­та­ли с одно­го кон­ца сада на дру­гой и под­ня­ли свое надо­ед­ли­вое чириканье…В тер­нов­ни­ке запе­ла иволга…

Из рас­ска­за «Петров день» А. П. Чехова.

Волны, увен­чан­ные белы­ми гре­беш­ка­ми, каза­лись огром­ны­ми — на таком судё­ныш­ке палу­ба была чуть ли не вро­вень с водой. Время от вре­ме­ни боль­шой вал уда­рял­ся о борт, и палу­бу ока­ты­ва­ло пен­ны­ми брыз­га­ми. Парусник шел мимо ост­ро­вов, и вся­кий раз, когда пока­зы­вал­ся оче­ред­ной ост­ров. док­тор спра­ши­вал себя, смо­жет ли он до него доплыть, если они перевернутся.

Из рома­на «Малый уго­лок» Уильяма Сомерсета Моэма.

Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голу­бые небеса! И посох мой благословляю, И эту бед­ную суму, И степь от краю и до краю, И солн­ца свет, и ночи тьму, И оди­но­кую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каж­дую былинку, И в небе каж­дую звезду!

Из поэ­мы «Иоанн Дамасский» А. К. Толстого

В при­ве­ден­ных отрыв­ках раз­ных жан­ров ярко про­яв­ля­ют­ся осо­бен­но­сти и чер­ты худо­же­ствен­но­го сти­ля: выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность, широ­кое исполь­зо­ва­ние образ­ных средств.

Художественный стиль речи име­ет неогра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти воз­дей­ствия на чита­те­ля и фор­ми­ру­ет у него эсте­ти­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти, бла­го­да­ря богат­ству рус­ско­го языка.

Жанры

Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.

Ода

Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.

Баллада

Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.

Элегия

Видим грусть, разочарование, одиночество и описание бренности бытия – значит, видим элегию.

Песня

Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.

Сонет

Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.

Басня

Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.

Добавить комментарий