Как составить художественную композицию

Всем привет! Сегодня продолжаю серию статей для начинающих художников и просто любителей живописи и не только. В предыдущих статьях я писал о масляных красках их выборе и так далее. Сегодня же хочу поговорить с вами и обсудить тему композиции в работе художника.

Закат на озере, холст на картоне, масло, 2019 г., золотое сечение, фото автора
Закат на озере, холст на картоне, масло, 2019 г., золотое сечение, фото автора

Тема невероятно сложная, и требует огромного иллюстративного и пояснительного материала. Поэтому в статье постараюсь кратко рассказать о самых важных на мой взгляд аспектах и законах композиции.

Что такое композиция в рисунке и живописи?

Во-первых давайте поговорим о том, что же такое композиция с точки зрения художника?

Если в двух словах, то это законы и принципы размещения и взаимодействия любых предметов, людей, пятен, цвета, линий в видимом поле живописной работы, а также их компоновка относительно формата двумерного носителя или трёхмерного пространства (так как живописная работа может быть и трёхмерной).

Можно дать и более упрощенное определение

Композиция-это набор элементов картины, взаимодействующих между собой и имеющих центр

Иными словами композиция-это гармония или соотношения всего, что может быть изображено художником с форматом носителя.

Важно! Невозможно говорить о композиции не говоря об эмоциях, которые хочет передать художник в своей работе. Всегда законы и принципы композиции подчинены замыслу работы и тому эмоциональном посылку, который хочет передать художник. Любая красивая композиция и гармония-это не самоцель. Прежде всего это инструмент. Правильно созданная композиция усилит и подчеркнёт замысел, а не правильная его полностью смажет.

Выбор формата работы очень сильно зависит от вашего замысла

Очень важная вещь для понимания композиции-это формат. Формат нужно выбирать в соответствии с замыслом. Так как выбор формата напрямую влияет на эмоциональный посыл.

Коломенское, холст, масло, 2020 г., фото автора
Коломенское, холст, масло, 2020 г., фото автора

1. Квадратный формат. Это прежде всего эмоции статичности и стабильности. Ощущение спокойствия и тепла. Мало движения, мало эмоций.

Соня с утятами, холст, масло, 2020 г., фото автора
Соня с утятами, холст, масло, 2020 г., фото автора

2. Вытянутый по горизонтали формат. Динамика движения по горизонтальной плоскости. Движение идёт или слева направо, или наоборот в зависимости от замысла.

Закат в Ольгино, холст на картоне, 2019 г., фото автора
Закат в Ольгино, холст на картоне, 2019 г., фото автора

3. Вытянутый по вертикали. Однозначное движение или вверх, или вниз. Мощная динамика и эмоциональность. В своих работах очень люблю использовать именно вертикальный формат, дающий на мой взгляд максимальную динамику работе. В примере моя работа в которой вертикальный формат подчёркивает движение вверх по дороге, в сторону солнца. Мы идём как бы глазами снизу вверх. Ощущаем эмоцию буквально кожей. Таково воздействие правильно подобранного формата.

Итак, формат очень сильно влияет на композицию и на общее эмоциональное восприятие живописи.

Композиционные приемы в живописи и рисунке

Далее я хотел бы достаточно кратко, с примерами показать основные композиционные приемы используемые как в рисунке, так и в живописи.

Золотое сечение

Наверное невозможно говорить о композиции и не сказать о правиле или законе золотого сечения. Я сам очень часто применяю данный принцип в своих работах. Есть геометрически выверенные формулы построения, а также четкое определение, которое гласит – золотое сечение, или золотая пропорция это такое соотношение двух величин, при котором бо́льшая величина относится к меньшей, так же как сумма величин к бо́льшей(источник https://ru.wikipedia.org/wiki/). Но что это такое, если говорить простым языком? И как оно помогает художнику? Золотое сечение-это определённое гармоничное соотношение осевых вертикальных или горизонтальных направляющих линий в картине. Также можно сказать, что данная пропорция может очень помочь художнику в построении композиции работы. Использовать данное соотношение можно в любом жанре и стиле.

Сложное построение золотого сечения
Сложное построение золотого сечения
Простое построение золотого сечения
Простое построение золотого сечения

На примере своей работы “Солнце Дивеево” хочу показать принцип пропорции золотого сечения. Первое изображение-более сложное построение, второе-более простое. Разумеется, я не вычислял с линейкой данные пропорции, а делал все на глаз. Так как, надо отметить, что находясь например на пленэре, занимаясь живописью с натуры, мы не всегда можем точно геометрически простроить данные соотношения. Тут важно отметить то, что видение соотношения золотого сечения необходимо в себе развивать. Делать упражнения, и вырабатывать чувство гармоничного соотношения позволяющего на интуитивном уровне чувствовать данные пропорции.

Правило третей.

Это правило говорит о том, что самое важное место в работе, акценты должны находиться в определённых точках работы. Если мы поделим формат работы по вертикали и горизонтали отрезками на равные части, то в точках пересечения этих направляющих получим нужные точки.

Правило третей в живописной работе
Правило третей в живописной работе

Существует мнение, что в картине все важные элементы необходимо располагать именно в точках пересечения третей. На примере выше, основные элементы расположены на пересечении трех из четырех точек. Данное правило позволяет строить гармоничные и динамичные картины.

Композиционный центр картины

Центр композиции это не обязательно геометрический центр формата картины.

Композиционный центр композиции расположен чуть выше и правее относительно геометрического центра картины
Композиционный центр композиции расположен чуть выше и правее относительно геометрического центра картины

Как правило совпадение геометрического и композиционного центров дает статику и отсутствие движения в работе. Также хочу отметить, что желательно стремиться к тому, чтобы эти центры не совпадали между собой. Данный принцип придает больше динамики и эмоциональности в вашей живописной или графической работе.

Симметричный, асимметричный треугольник

На мой взгляд весьма распространенный композиционный прием. Он используется художниками уже очень и очень давно. Однако и сейчас композиции на основе треугольника не потеряли своей актуальности.

Портрет девочки строится в рамках симметричного треугольника, фото автора
Портрет девочки строится в рамках симметричного треугольника, фото автора

В примере выше я использовал симметричный треугольник как основу композиции портрета.

Расположение объектов в формате.

Расположить объект в формате, будь то человек, предмет или скажем деталь пейзажа нужно так, чтобы были соблюдены определённые законы.

Различные варианты кадрирования натюрморта, фото автора
Различные варианты кадрирования натюрморта, фото автора

Об этих правилах и законах можно написать отдельную статью, но если вкратце то хотел бы сказать, что необязательно делать так, чтобы все предметы например постановки входили четко в границы формата. Всегда нужно искать нестандартные варианты. Можно где-то что-то обрезать для динамики. Где-то чего-то не показать. На примере своей работы хочу показать, что если бы я немного по другому кадрировал работу, то она смотрелась бы более интересно.

Диагональ

Размещение по диагонали это очень мощный композиционный приём. Даёт сильную динамику и движение. Можно просмотреть этот принцип на следующем примере.

Василий Суриков, боярыня Морозова, диагональ ведет движение вверх
Василий Суриков, боярыня Морозова, диагональ ведет движение вверх
Василий Суриков, боярыня Морозова, если отразить картину, то диагональ ведет движение вверх
Василий Суриков, боярыня Морозова, если отразить картину, то диагональ ведет движение вверх

В картине Василий Суриков диагональю подчеркивает мощное движение снизу справа на лево вверх. Сани буквально едут наверх. Если же попробовать отзеркалить картину и посмотреть, что получается, то мы увидим, что сани наоборот, как бы катятся вниз. Данный принцип при правильном использовании мощно подчеркивает задумку автора.

Композиция в абстрактной живописи

Также несколько слов хотел бы сказать о композиции в абстрактной живописи. По большому счету тут действуют одни и те же композиционные принципы, что и в реалистичной живописи. Однако следует отметить, что в абстракции тяжелее на мой взгляд выразить эмоции и поэтому требования к гармонии и композиции гораздо жестче, чем в реалистичной живописи.

Василий Кандинский, абстрактная композиция, источник: Яндекс. Картинки
Василий Кандинский, абстрактная композиция, источник: Яндекс. Картинки

Также используя законы и принципы композиции можно анализировать то, что изображено на абстрактной работе. К примеру на картине Василия Кандинского мы видим диагональное композиционное построение, мощную динамику. Явный композиционный центр смещен вправо относительно геометрического центра. Мы очень сильно ощущаем внутреннюю динамику работы.

Если хочется, то можно нарушить все законы композиции

В заключение статьи хочу сказать, что рассказал далеко не о всех композиционных принципах. Их очень много. Я лишь постарался показать основные и на мой взгляд самые важные приемы. И ещё, хочу сказать, что не всегда нужно следовать чётким правилам, действуйте интуитивно. Развивайте в себе навык чувства композиции. Делайте различные упражнения и ищите формы выражения своего замысла. Помните, что идея первична, выполнение вторично. Самое главное это замысел. Это в конечном итоге приведёт вас к мастерству.

Напишите какие принципы композиции вы сами используете в своей работе, а также давайте вместе обсудим, что для вас такое композиция?

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии.

Композиция — это фундамент любой хорошей работы. Изучайте правила, а затем нарушайте их.

Оригинал статьи здесь.

Что такое композиция?

Говоря по-простому, композиция — комбинирование частей или элементов для формирования целого. Задача хорошей композиции — расстановка элементов в рисунке для лучшего взаимодействия со зрителями, поддержки их интереса и получения реакции.

Правила хорошей композиции необходимо понимать, потому что мы хотим заинтересовать зрителя и намеренно направлять его взгляд по элементам нашего изображения, а еще, что самое главное, точнее выразить идею, историю или суть.

Рассмотрим наш величайший источник вдохновения — природу. Мы не знаем, какие силы движут природой, но мы должны признать существование неких принципов, которые руководят нами и обычно определяют, что нас привлекает, а что отталкивает. Эти ключевые принципы влияют на природу эффективного дизайна и композиции.

Визуальная иерархия

Композиция в рисунке, картине или дизайне должна следовать визуальной иерархии — порядку расположения объектов, грубо говоря. Например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой — второстепенным, а какой отойдет на третий план. Используя различные типы композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, вы сможете укрепить желаемую визуальную иерархию.

Правила композиции

Числа Фибоначчи

Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.).

Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и нередко встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов и человеческими пропорциями.

По совпадению, последовательность Фибоначчи подтверждается и абсолютно другим правилом, встречающимся в природе, — «Золотым сечением».

Золотое сечение

«Золотое сечение» — особое соотношение, полученное делением линии на две части так, чтобы большая часть соотносилась с меньшей таким же образом, каким вся линия соотносится с большей частью.

Результатом этого определения является число φ (фи) =1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

Срединная линия

Срединная линия — композиционное правило, при котором изображение делится пополам, вертикально или горизонтально. Точка фокуса обычно расположена где-то на этой линии, и визуальные элементы по обе стороны от этой линии сбалансированы соответствующим образом. Это правило используют не всегда, однако оно может быть крайне эффективным в более простых композициях при расположении ключевых элементов вдоль срединной линии.

Правило третей

Правило третей — не единственное верное и исключительное, однако оно — идеальный инструмент для создания хорошей композиции, при котором ключевые элементы располагаются на точках пересечения сетки 3х3. Это хороший «путеводитель» и способ сделать изображение интереснее.

Правило нечетных чисел

Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество объектов привлекательнее четного. Если у вас больше одного объекта на изображении, лучше выбрать композицию с как минимум тремя элементами, и обычно это именно три, поскольку при пяти, семи и более объектах может начаться визуальный беспорядок.

Типы композиционных структур

Сами по себе эти правила — отличное начало для составления хорошей композиции, однако есть еще много других нюансов, которые стоит учитывать. Назовем это композиционными структурами. Они опираются на точки фокуса в вашем изображении.

С одной точкой фокуса

Структура с одной точкой фокуса подразумевает, что у вашего изображения только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное в изображении поддерживает эту точку.

Это структура с одной точкой фокуса от легендарного Фрэнка Фразетты:

Точка фокуса находится на срединной линии композиции; наше внимание тут же притягивают глаза всадника. Глаза лошади находятся на горизонтальной срединной линии, возможно, чтобы удержать ещё немного внимания.

Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубины на фон и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона для передачи воздушной перспективы. Четкий силуэт и сильные формы объекта создают замечательную графическую композицию, которая притягивает взгляд зрителя.

Другой пример структуры с одной точкой фокуса — картина Дейва Рапозы, который, судя по всему, тоже использует композицию срединной линии.

И снова взгляд следует по вертикальной срединной линии, она притягивает взгляд! Совпадение ли, что рука тоже располагается на срединной линии?

Если мы разобьем изображение на формы, то заметим, что в нем создается симметрия за счет сторон треугольника, расходящихся от головы. Треугольник символизирует силу и стабильность, что дополняет суть персонажа, изображенного на иллюстрации.

Небольшая асимметрия вступает в игру за счет линий меча и ноги, добавляя небольшое разнообразие и визуальный интерес к статичной величественной позе. Мы также можем заметить контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с легким разнообразием в деталях, которые меняют ритм. Облака на фоне нарочно расставлены таким образом, чтобы выступать в качестве направляющих линий и указывать на лицо персонажа.

Несмотря на то, что это композиция по срединной линии, можно заметить в ней и правило третей. Например, лицо расположено в районе второй трети верхней половины изображения.

Со множественными точками фокуса

Построение из нескольких точек подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего все же встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая второй, третьей и последующими точками.

В этом изображении Пётр Яблонски использует структуру с несколькими точками фокуса в сочетании со срединной линией и правилом третей в композиции.

Первая точка, которую мы видим в иерархии — это лицо мужчины справа. Мы обращаем внимание в первую очередь на него, потому что в этой части изображения больше контраста между светлыми и темными тонами, а также потому, что он стоит прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.

Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание, — дама с сигаретой. Она кажется главным персонажем на картине, однако автор предпочел показать ее второй. Она сидит между двумя точками пересечения в правиле третей, и ее глаза идеально соотносятся с горизонтальной срединной линией. Также можно заметить, что кончик ее сигареты находится прямо в точке пересечения срединных линий, превращаясь во вторичную точку фокуса, которая постоянно перетягивает наше внимание к центру изображения.

В конечном счете, у нас есть третья главная точка фокуса, мужчина, который стоит за леди. И, тем самым, наш взгляд блуждает между этими тремя точками фокуса и сигаретой. Вы заметили, что дым играет роль в соединении этих точек фокуса? Это только один из способов, который художник использовал, чтобы добавить визуального интереса, удержать наше внимание и «оставить» нас в пространстве изображения. Пётр Яблонски также использует контрастирующие формы и направляющие линии, чтобы обрамить композицию.

Иллюстрация Джессики Ойхенарт содержит структуру с несколькими точками фокуса в композиции со срединной линией:

И снова мы замечаем, как взгляд следует вдоль вертикальной срединной линии. Это не типичная композиция по правилу третей. Однако, если мы разобьем на трети верхнюю половину изображения, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Такой эффект демонстрирует важность третей как таковых.

Лицо персонажа — главная точка фокуса за счет позы, контраста света, тени, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующая точка фокуса располагается на изгибе ее фигуры, подчеркивая соблазнительную натуру персонажа. Далее нас уводят к фону, где происходит схватка, затем к луне и обратно, к точке, где персонаж мучает свою жертву.

Также в нижней части изображения есть несколько второстепенных точек фокуса, которые помогают обрамить объект и удержать наш взгляд. Некоторые из них выглядят спорно с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.

Визуальный интерес иллюстрации усилен чувством глубины, которое передал художник. Есть и особый смысл в том, чтобы использовать размытие на руке на переднем плане и на фрагменте с бойцами на заднем плане. Пересечение перекрывающих элементов фигуры тоже работает на глубину. Создается впечатление точно поставленной перспективы, и диагонали зданий добавляют ритма и напряжения изображению. В картине соблюдается очень сильная визуальная иерархия.

Рамочная структура

Рамочная структура состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или точку фокуса. Эту схему используют для удержания интереса зрителя.

Картина Карлы Ортиз — пример классической рамочной структуры, которая также соответствует правилу третей даже несмотря на то, что главная точка фокуса, лицо героини, немного правее левой верхней точки пересечения. При этом тело девушки находится точно на левой нижней точке пересечения.

В лице героини самый сильный контраст между светлыми и темными тонами, а также с количеством деталей на небольшом пространстве. Это особенно выделяет его на изображении. Наконец, фигура персонажа будто бы обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая уводит наше внимание на задний план.

В изображении потрясающее чувство глубины, и замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделиться. Замок менее контрастен, что указывает на его удаленность. Практический совет: объекты, удаленные от зрителя, менее контрастны за счет воздушной перспективы.

Можно обратить внимание и на дизайн одежды, чьи линии уводят зрителя от воронов к лестнице. Деревья вдалеке едва намечены паттерном и цветом. Это удерживает фокус и внимание зрителя на более важных элементах и позволяет глазам отдохнуть. Ещё это помогает зрителю заполнить пространство элементами из своего воображения.

Это изображение хорошо сбалансировано. Например, левый верхний прямоугольник достаточно детальный, в то время как правый нижний более темный и простой.

Эта иллюстрация Якуба Розальски использует рамочную структуру и правило третей:

Точка фокуса — женщина слева на переднем плане, поскольку она помещена прямо на левой нижней точке пересечения прямых.

Вертикальные полосы ее юбки также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главным объектом на изображении является механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Яркая светлая точка на центральном механизме также привлекает наше внимание. Человеческие фигуры располагаются на нижней трети изображения, а верхушки роботов находятся на второй трети изображения, усиляя работу третей.

Во многих цепляющих изображениях используется глубина. Мы можем заметить её и на нашем примере: на картине есть четкое разделение на передний, средний и дальний план, чья скромная детализация стимулирует наш мозг додумывать элементы.

Путевая структура

Путевая структура — это серия точек фокуса, разбросанных по всему изображению с целью подвести зрителя к главной фокусной точке. Иногда все точки фокуса одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.

Рисунок Эйтана Заны использует множество типов композиции. В первую очередь это правило третей, примененное к главной точке фокуса. Именно человеческая фигура является самой яркой, и, будучи контрастной по отношению к фону, она бросается в глаза ещё сильнее. Здесь же можно наблюдать и золотое сечение, которое помогает разместить элементы композиции. В областях фокуса их больше, но, по мере удаления от центра, детали постепенно рассеиваются.

Перед нами композиция с одной точкой фокуса, но она усилена элементами, нанизанными на путевую конструкцию направляющих линий. Множество других точек фокуса разбросаны вокруг центральной. Впрочем, на тему композиции тут можно и поспорить: кому-то она покажется рамочной, поскольку отмеченные розовым фрагменты полностью окольцовывают главную точку фокуса.

Также добавлен ряд интересных деталей: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а очерченные струи водопадов помогают разделить и сбалансировать остальную часть сцены с окружающей темнотой. Синим выделена главная линия, эта тень врезается в изображение и направляет взгляд к главной фокусной точке.

А в этой картине Якуба Розальски — жёсткая композиция, достигнутая с применением множества правил:

Перед нами смесь правила третей и золотого сечения вместе с множеством наводящих и точек фокуса внутри. Фигура механического объекта главенствует в левой верхней части картины, тогда как женщина, будучи второй в визуальной иерархии, «добавлена» к группе деталей и мгновенно привлекает внимание зрителя. Что до золотого сечения, то наиболее загруженная часть изображения — верхний левый угол, и, если идти от него по спирали, детали постепенно начнут уменьшаться в размере.

Два всадника на лошадях создают наводящую структуру, становясь дополнительными точками фокуса. Если посмотреть на изображение как на пример композиции со срединной линией, можно заметить, что лошади расположены на пересечениях, а всадник в центре — рядом с вертикальной линией. Верхняя часть головы второй лошади лежит на срединной вертикальной линии, которая ко всему прочему разделяет небо и землю. Всадник на второй лошади размещен на картине согласно правилу третей.

В целом, это изображение построено интересно, с хорошо проработанной глубиной и деталями, пересекающимися элементами, ведущими линиями и хорошим соотношением пустых и заполненных областей, что дает взгляду возможность отдохнуть. В настроении иллюстрации тоже есть контраст; красивая природа сталкивается с несущими опасность вооруженными людьми.

Симметричные и асимметричные структуры

В симметричных структурах обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения, возникает асимметрия.

Леонардо Да Винчи (Leonardo Da Vinci)

Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость. Примером является Тайная Вечеря Леонардо да Винчи, которая использует единую точку фокуса и симметричную структуру с композицией срединной линии.

Первым в глаза бросается расположение Иисуса, находящегося в самом центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены относительно срединной линии. Иисус выделяется за счёт контрастного светлого окна за ним.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая часть намного темнее правой, и, возможно, это помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры по обе стороны отличны друг от друга, что вносит во фреску элемент асимметрии.

Другая картина эпохи Возрождения за авторством Рафаэля сочетает в себе структуру с одной точкой фокуса, ведущие линии и рамочную структуру внутри композиции срединной линии:

Рафаэль (Raffael)

Точка схода лежит примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных жёлтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими их объектами внутри картины, и интерес к изображению возникает благодаря разнообразию форм.

Структура ведущих линий

В этой структуре существуют четкие линии, вслед за которыми взгляд зрителя следует по определенной части или частям изображения.

В изображении Карлы Ортиз прослеживается золотое сечение в сочетании с правилом третей, и, вероятно, со срединной линией, разделяющей картину на светлые и темные части. Композиция структурирована направляющими линиями, которые будто обрамляют главный объект и команду корабля. Это еще и структура с одной точкой фокуса, однако взгляд все же пробегает по членам команды, что позволяет обозначить визуальные рамки вокруг девушки и поддержать интерес зрителя.

Опять же, для визуального интереса в изображении присутствует приятное чувство глубины, и силуэты таких объектов, как горы, канаты и паруса не сильно детализированы, однако в них достаточно визуального контекста. Благодаря этому детали в важных частях иллюстрации, например, лицо, выделяются особенно сильно, и наш взгляд всегда будет возвращаться к девушке.

Это изображение, нарисованное Петром Яблонски, ломает все правила:

Эта картина отображает нечто необычное, странное. Если мы попробуем наложить типичные композиционные построения, то кажется, будто ничто не работает на этом рисунке, но, тем не менее, он все еще следует композиционным правилам.

Фактически, изображение полагается на сочетание композиционных элементов, а не на правила. Самая главная структура, использованная здесь — это направляющие линии, которые указывают на главную точку фокуса, которой является фигура у окна. Она выделяется еще и тем, что предстает самым ярким объектом на изображении. Эта фигура расположена в странном месте, куда обычно не помещают главные точки фокуса.

Несмотря на это, композиция работает. Она проводит идею паранормальности, разрушая устойчивые нормы, она нарочно сделана «странной».

Главная точка фокуса также обрамлена дверью слева и зловещей тенью, падающей от объекта вне картины. Этот прием используется, чтобы стимулировать воображение зрителя и приоткрыть происходящее за рамкой изображения.

С точки зрения визуального интереса эта работа очень хорошо сбалансирована, и здесь соблюдено единство разнообразных деталей, со множеством горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Автор работал в ограниченной цветовой палитре, однако разнообразие оттенков внутри неё впечатляет.

Заключение

Чтобы получить хорошую композицию, нужно понимать правила и учить основные структуры, если вы хотите создавать притягательные изображения. Эти принципы оперируют на подсознательном уровне и сильно влияют на зрителя, когда дело доходит до привлечения его интереса.

Составляя композицию, помните:

  • Какие композиционные правила и структуры вы используете как основу?

  • На чем вы хотите сосредоточить максимум внимания?

  • Где располагаются точки фокуса?
  • Хорошо ли в рисунке прослеживается визуальная иерархия?

О конкурсе «Путешествие во времени»

Вы можете сразу применить эти знания на практике и заодно побороться за ценные призы, нарисовав иллюстрацию на конкурс «Путешествие во времени» от MYTONA, Smirnov School, MSI, Huion, 1С Интерес и ИД «Питер». В нем две номинации: для 2D и 3D художников. Первым нужно нарисовать иллюстрацию о путешествии во времени, вторым — создать персонажа и его машину времени.

В каждой номинации три призовых места и ценные призы для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.

Создание любого художественного произведения начинается с композиции, которая строится по законам визуального восприятия и является основой изображения. Композиция (от латинского compositio – соединение, сочетание, связывание) – одна из главных категорий изобразительного искусства, определяющая художественную форму и задающая разработку картины, рисунка, иллюстрации в соответствии с тем, как человеческий глаз воспринимает действительность.

Композиция представляет собой костяк («скелет») произведения, отвечающий за грамотное размещение объектов в пространстве, правильное соотношение их размеров и конфигураций, а также гармоничное сочетание оттенков и светотеней. Соблюдение композиционных правил и законов является одним из главных секретов целостной и завершенной картины, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее. Но прежде, чем рассказать о правилах создания композиции, небольшой экскурс в историю.

История композиции

Понятие «композиция» вошло в терминологию изобразительного искусства в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда художники при создании произведений начали использовать знания перспективы, геометрии и анатомии. Старые мастера вне зависимости от того, в каком жанре работали, старались выразить и донести до зрителя свою идею за счет целостности рисунка, единства сюжета и колорита.

Важно! Если вы строите композицию, базирующуюся на готовом произведении (делаете копию), важно вести работу «от пятна». Необходимо увидеть, где располагаются тени, света и полутона и уложить их на «свои места» в созданную на основе геометрических фигур конструкцию. Здесь мы именно учимся у великих и приспосабливаем наш глаз и мышление строить сложные композиции. Подробнее об этом рассказывается в видео (на примере рисунка)«В чем заключается проработка пятна, и как она помогает исправить ошибки в рисунке».

Для ренессанса характерны трехмерность, глубина пространства, трехъярусное расположение пейзажа, принципы ритмичности, чередования горизонталей и вертикалей. В работах художников периода раннего Возрождения можно увидеть приемы противопоставления персонажей на основе контраста (например, «Поцелуй Иуды» Джотто). Огромную роль в формирование композиционных законов внес Леонардо да Винчи, введя в практику понятия линейной и воздушной перспективы. В этот период художники впервые стали передавать статику и динамику, размещать ближние и дальние объекты так, как их воспринимает человеческий глаз.

В картинах художников, работавших в эпоху Барокко, появляется еще больше динамизма, для персонажей характерно сложное движение, из-за которого композиция теряет «устойчивость». Барочная живопись изобилует темными цветами, а освещенные предметы не имеют строгих очертаний, как в ренессансе. Для построения композиционных структур используются приемы восходящей и нисходящей диагонали, движение по спирали и усложненные ракурсы, в частности, перевернутые фигуры и нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры.

история конструкции

Структурная основа художественных произведений классицизма характеризуется простотой и сдержанностью цветовой гаммы. На все виды искусства того времени, в том числе и на композиционные построения в живописи, большое влияние оказывает театр. Принцип организации художественного произведения в классицизме напоминает макет сцены, когда главные герои располагаются на втором плане, а первый и дальний виды служат для отображения второстепенных объектов. Распространенными композиционными построениями являются «треугольник», «квадрат» и «прямоугольник».

история конструкции

В эпоху Романтизма и Реализма по композиции создаются учебные пособия, она вводится в образовательную программу как отдельная дисциплина. Ориентируясь на суммарный опыт прошлых периодов, художники уделяют большое внимание принципам и приемам: обобщения, «осевых линий», уравновешивания тонов и пятен, характера формата. В эпоху романтизма и реализма при создании художественных произведений применяются законы начертательной геометрии и теории теней.

история композиции

Приход импрессионизма, модернизма и авангардизма приводит к утрате композиционной целостности. Художники оставляют за собой право экспериментировать и писать картины на основе теории цвета, собственного видения мира и формальных композиционных решений. На смену классическо-академической композиции приходят абстрактные композиционные структуры.

История композиции

Правила построения композиции

Существует 2 вида композиционных структур – статичная и динамичная. Первая передает ощущение равновесия, покоя и умиротворенности, вторая показывает движение, включая эмоции и стихии.

Принцип создания статики и динамики основывается на отклонении угла объекта от вертикали и горизонтали. Чем больше в предметах вертикальных и горизонталей линий, тем статичней композиция, и наоборот. Статика и динамика проявляется также в симметричном и ассиметричном расположении объектов по отношению друг к другу.

Правила построения композиции

Что такое композиционный центр и как его выделять

Одной из основных задач художника является определение композиционного центра – главного объекта произведения, на который должен быть устремлен взор наблюдателя. Существует несколько способов, позволяющих строить композицию таким образом, чтобы зритель в первую очередь обратил внимание на ту или иную часть картины:

  • отличие габаритов главного и второстепенных объектов;
  • использование многоплановости;
  • задействование направляющих;
  • применение контраста.

Главный объект произведения чаще всего изображается самым большим, потому что крупные элементы привлекают внимание сразу, и только потом зритель переходит к рассмотрению мелких. Исключением являются изображения, где все предметы большие и лишь маленький. Он обычно расположен на переднем плане и играет роль своеобразного «крючка», заставляющего зрительно обращаться к нему снова и снова.

Используя многоплановость, художник может создать глубину пространства, выдвинув композиционный центр на передний план, а другие объекты разместить на заднем или наоборот. При этом следует учитывать, что главный элемент должен быть единственным в пространственной плоскости. Для обозначения композиционного центра также используют метод направляющих, в качестве которых выступают объекты картины. Достигается это различными способами, например указанием динамики движения вспомогательных предметов к основному или обращение взоров второстепенных персонажей к главному.

Что такое композиционный центр

Контрастный композиционный центр в свою очередь базируется на разнице между темным и светлым тонами. Другими словами, главный объект композиции должен быть либо сильно темнее, либо значительно светлее второстепенных. При использовании этого приема следует учитывать, что темная заливка визуально уменьшает, а светлая – увеличивает предмет. А в этом видео на примере ведения работы по технологии оптических просветов показано, к чему может привести нарушение правил построения композиции. Что получается, когда композиционный центр «проваливается» и хаотически перемешивается с второстепенными объектами.

Правила построения композиции

Теперь, когда вы знаете, как создается статика и динамика, и какими способами можно привлечь внимание к главному объекту картины, можно поговорить о правилах гармоничной композиции.

Правило «золотого сечения»

«Золотое сечение» – это разновидность геометрической пропорции, когда отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей в соотношении 0,618 к 0,382 или 62% и 38%. Существует 2 способа построения структуры будущей композиции – спиралевидный (логарифмический) и диагональный.

Логарифмическое «золотое сечение» получило такое название из-за последовательности «вложенных» друг в друга прямоугольников, стороны которых относятся друг к другу как 0,618 к 0,382. Для создания композиции строить прямоугольники не обязательно, достаточно карандашом прорисовать спираль, на которой будут располагаться объекты по убыванию размеров – в начале спирали самые большие, в конце – самые маленькие.

Диагональное «золотое сечение» чаще всего используется для размещения разнотипных объектов. Для создания композиционной оболочки необходимо нарисовать прямоугольник и провести диагональ. Затем к диагонали из вершины геометрической фигуры прочертить перпендикуляр, разбивающий ее на отрезки в соотношении 62% и 38%. Получатся 3 треугольника разных размеров, в которых будут располагаться значимые объекты будущей композиции.

Правило «золотого сечения»

Конструкция может быть и произвольной – главное, чтобы она была удобной и позволяла грамотно распределить важные элементы изображения и соблюсти правильные пропорции. Как определить значимые объекты и создать тематический «каркас», и какие ошибки могут возникать, если пренебречь построением конструкции, рассказывается в видео, посвященном работе над рисунком по технологии оптических просветов.

Правило третей

Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Правило третей

Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

0
0
голоса

Рейтинг статьи

#статьи

  • 29 апр 2019

  • 16

Композиция в искусстве и дизайне — целый раздел науки. Собрали в статье самые важные принципы.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Жанна Травкина

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.

Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или 3D-сцена, начинается с построения композиции. Ещё до начала работы вы должны чётко представлять себе, как будет выглядеть картинка в целом и что в ней будет главным элементом, к чему вы хотите привлечь внимание и какую идею донести. Важно понимать, что композиция — это не только про рисунки, её знание необходимо и дизайнерам UX/UI, и продуктовым дизайнерам в диджитале.

Часто новички полагаются на свой вкус. Но есть ряд правил и законов, которые позволяют сделать работу более гармоничной, сбалансированной, усиливать желаемое впечатление или задавать настроение. Законам композиции посвящены целые учебники: мы выбрали из них самое важное и расскажем основные правила простыми словами.

Разбираем, как работают:

  • композиционный центр;
  • связь между объектами;
  • золотое сечение;
  • правило третей;
  • рамка;
  • управление взглядом;
  • ракурс;
  • атмосфера и эмоции;
  • свет и цвет;
  • динамика и статика;
  • ритм;
  • нарушение правил.

Несмотря на слово «центр» в названии, композиционный центр далеко не всегда находится в геометрическом центре плоскости. Такая композиция будет выглядеть скучно. Композиционный центр обычно содержит главное послание, и его выделяют цветом, светлотой, иногда он может находиться вообще в углу. Более того, композиционных центров может быть даже несколько! Очень важно следить, чтобы композиционный центр считывался не только сюжетно, но и графически.

Правила и законы композиции: композиционный центр

При взгляде на эту рекламу очков не возникает никаких сомнений, что на постере дизайнер сделал главным. Второй композиционный центр ― справа, и он также легко считывается
Изображение: KELOPTIC / Éric Esculier / Behance

Построение композиции стоит начинать с распределения ролей между изображёнными объектами. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймёт, на что смотреть первым, и быстро утратит к изображению интерес. Именно поэтому так важно подчеркнуть главный объект и, уже отталкиваясь от него, располагать остальные элементы, пользуясь приёмами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.

Правила и законы композиции: связь между объектами

Главный объект на этой рекламе — книга в руках фотографа, следующий по значимости — жёлтый лифлет внизу
Изображение: Público / дизайн агентства Nossa

О золотом сечении писал ещё Евклид в III веке до нашей эры. Он применял этот принцип для построения правильного «золотого» прямоугольника. Соотношение сторон в этом прямоугольнике — 1 к 1,618. Именно такая пропорция считается наиболее гармоничной для соотношений частей в композиции.

Правила и законы композиции: золотое сечение

В логотипе Toyota использована пропорция золотого сечения
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

На основе этой пропорции строится золотая спираль. Если расположить главные элементы композиции на её линии или же в ключевых точках, изображение будет выглядеть более гармонично — то есть приятно для глаза.

Правила и законы композиции: золотая спираль

При строительстве Парфенона архитекторы взяли в основу золотую спираль
Фото: Wikimedia Commons

Рассказываем в этом материале о золотом сечении подробно — историю, принцип, показываем примеры.

Это правило можно назвать более простой альтернативой золотому сечению. Поскольку тут не нужно вычислять никаких соотношений, а принцип работает безотказно, его используют во многих сферах: в кино, на снимках рекламных кампаний, открытках, фотографиях или в работах художников.

Правила и законы композиции: правило третей

Фотоколлаж сделан с использованием правила третей
Фото: Ironika / Shutterstock

Работает это правило очень просто. Изображение делится линиями на трети по вертикали и по горизонтали. На пересечении этих линий или самих линиях находятся ключевые объекты. Композиция в этом случае получается динамичной, но при этом сбалансированной.

Создавая сложные композиции, очень важно следить за тем, как сочетаются элементы по цвету. Показываем, с чем хорошо сочетаются синий, зелёный, оранжевый и красный цвета.

Художники и дизайнеры часто прибегают к этому приёму, располагая на краях изображения обрамляющие ключевой объект элементы. Например, размытые ветки деревьев в случае фотографии, или же показывают объект через раму окна, дверь, ворота. Такой приём позволяет сделать визуализацию более законченной и подчеркнуть её элементы.

Правила и законы композиции: рамка

Работа хедлайнера курса «Рекламная графика» Дмитрия Глазырина: использован эффект рамки из листвы
Изображение: Dmitriy Glazyrin / Mondlicht Studios / Behance

Правильно выстраивая композицию, вы можете заставить зрителя обратить внимание на нужный объект. Чтобы это сделать, продумайте вид и конструкцию дополнительных объектов на картинке, чтобы они отводили взгляд зрителя к объекту. Например, ведущая к хижине дорога, свисающая над путником ветка дерева или указывающая на объект рука помогут сосредоточить внимание на главном.

Правила и законы композиции: управление взглядом

В рекламе кетчупа Heinz кусочки картошки фри подводят взгляд зрителя к бутылке с соусом
Изображение: Mahmoud Alkhawaja / Behance

Смелые и необычные ракурсы всегда привлекают внимание. Но к тому, чтобы создать сцену с необычным ракурсом, нужно подготовиться и посмотреть множество изображений. Иначе результат может выглядеть неестественно или даже уродливо. Но если всё сделано грамотно — изображение произведёт эффект.

Правила и законы композиции: ракурс

Иллюстрация имитирует эффект широкоугольного фотообъектива
Изображение: mexico70 / Behance

Композиция, ландшафт, цвета могут хорошо подчеркнуть главную эмоцию, заложенную в сюжете. Не просто так нечто позитивное ассоциируется у людей с чистыми и яркими оттенками, а фильмы ужасов — с мрачной атмосферой заброшенных домов и пустынных улиц.

Правила и законы композиции: атмосфера

Работа хедлайнера курса «Рекламная графика» Дмитрия Глазырина, в которой обыгрывается название модели Rolls-Royce Phantom — машина выглядит загадочно и фантомно
Изображение: Western Jack / Dmitriy Glazyrin / Behance

Читайте, как работают различные цвета:

  • Жёлтый: счастье, оптимизм и интернациональность
  • Розовый: сладость, нежность и детство
  • Коричневый: роскошь, стабильность и простодушность
  • Зелёный: экология, свежесть и безопасность
  • Белый: элегантность, лаконичность и доброта
  • Синий: доверие, умиротворение и мужественность
  • Красный: вызов, победа и страсть

Вы никогда не обращали внимание на то, что фотографии с красивым закатом нравятся людям гораздо больше других? Всё дело в насыщенности цветов и красивом переходе оттенков. Яркие изображения и сбалансированные переходы чаще всего вызывают позитивные эмоции.

Обилие света и яркие градиенты наполняют заставку презентации Apple радостью

Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель школы Баухаус, который разработал одну из ключевых теорий о цвете. Рассказываем, как она работает и что такое цветовой круг Иттена. Другой наш обзор посвящён книге Иттена «Искусство цвета», где он разбирает оптические эффекты, построенные на цвете.

В композиции есть два понятия — динамическая и статическая диагонали. Динамическая идёт от левого угла в правый нижний. Её смысл понятен из её названия — изображение наполняется движением. Статическая диагональ замедляет восприятие, и изображение кажется более застывшим.

Правила и законы композиции: динамика и статика

После ребрендинга 1991 года логотип adidas получил большой заряд динамики за счёт диагоналей и ритма
Изображение: Adidas

За полную же статику отвечает симметрия, поскольку она чаще всего построена относительно вертикальной или горизонтальной оси. Части по обе её стороны похожи, изображение становится предсказуемым.

Правила и законы композиции: динамика и статика

Логотип adidas 1972 года кажется понятным и выглядит статичным за счёт полной симметрии — динамику создают лишь рассекающие его линии
Изображение: Adidas

Ритм — яркий приём, задающий тон всей композиции. Регулярный — механически повторяющийся ритм — предсказуем, в нём нет изыска. Гораздо интереснее, если он нарушается. Это привносит элемент неожиданности и делает изображение живым.

Правила и законы композиции: ритм

В логотипе издательства MIT Press регулярный ритм нарушается двумя выступающими линиями, что сразу делает логотип интересным
Изображение: MIT Press

Изображение, которое задействует ритм, построено не только на тёмных областях рисунка, но также активно использует свободные области. Рассказываем в нашей статье, что такое негативное пространство.

Мы рассказали об одиннадцати ключевых приёмах в композиции. Но как известно, правила нужны для того, чтобы их нарушать. Поэтому прежде чем переходить к нестандартным решениям, нужно хорошо понимать, что будет нарушено и какого эффекта вы таким образом достигнете.

Если вы хотите разобраться в законах композиции лучше, мы подготовили ещё один очень подробный материал. В нём досконально разбираем динамику, ритм, баланс и рассказываем, какие исследования восприятия проводили учёные.

Читайте также:

  • 5 базовых правил хорошего дизайна: закон Фиттса, теория близости, отступы, якоря и гербы
  • Приёмы из фильмов, которые пригодятся в работе дизайнера
  • Минималистичный дизайн: как он появился и что в нём самое главное
  • «Представление информации»: базовые правила визуализации данных
  • Модульные сетки в графическом дизайне: основы швейцарской вёрстки

Научитесь: Профессия Коммерчес­кий иллюстратор
Узнать больше

  • ВСЕ

  • А

  • Б

  • В

  • Г

  • Д

  • Е

  • Ж

  • З

  • И

  • К

  • Л

  • М

  • Н

  • О

  • П

  • Р

  • С

  • Т

  • У

  • Ф

  • Х

  • Ц

  • Ч

  • Ш

  • Щ

  • Э


КОМПОЗИЦИЯ.

декабря 27, 2018 19:51

Феофан Грек. Преображение Господне, 1403 Государственная Третьяковская Галерея (Средневековье)

Композиция (от лат. compositio – составление, сочинение, связывание).

1) Композиция – это создание структуры художественного произведения, его построение по принципу связи формы (внешнего вида элементов картины) и содержания (смысловой нагрузки).

2) Композиция – само художественное произведение, результат деятельности художника, произведение искусства.

3) Композиция – академическая дисциплина в обучении художников, дизайнеров, иллюстраторов.

1). Композиция – структурная основа картины, рисунка, иллюстрации, объекта дизайна. Это связь элементов картины друг с другом в соподчинении второстепенного главному. Она базируется на принципах зрительского восприятия и тесно связана с содержанием, характером раскрытия художественного образа, авторской идеей и назначением произведения.
  Законы, принципы и правила композиции сформированы на основе закономерностей восприятия человеком действительности и мирового художественного опыта. Композиция решает вопросы художественной формы и задаёт внутреннее построение произведения в контексте его восприятия зрителем.

  В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

  В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Феофан Грек

  Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:

1) поиск темы произведения;

2) определение идеи картины;

3) выбор сюжета;

4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;

5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;

6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;

7) определение изобразительного языка и стилизации;

8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;

9) усиление смыслового и композиционного центров;

10) характер и количество деталей и т. д.

Самые простые композиционные схемы демонстрируют классические картины. В них все элементы композиции заключены в геометрические формы: треугольник, овал, круг, квадрат, прямоугольник. Композиция может быть замкнутой или разомкнутой. В замкнутой композиции все её элементы стремятся внутрь, к центру, они полностью помещаются в заданный формат и окружены со всех сторон небольшим пустым пространством. В разомкнутой композиции её элементы стремятся вырваться за пределы картины, они могут частично выходить за края изображения или касаться их.

4 основных закона композиции:

1) Закон цельности (неделимости) – неделимость композиции означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

2) Закон контраста – одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

3) Закон новизны – художественный образ – это всегда что-то новое в искусстве и по форме, и по содержанию, проявляется в темах, художественных средствах, композиционных решениях.

4) Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу – художник создаёт цельное по восприятию, выразительное, идейно-художественное произведение. Это требует учёта соотношения объёмов, цвета, света, тона и формы, передачи ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии и других средств художественной выразительности основной идее произведения.

Правила композиции:

1). Ритм – последовательное чередование элементов в композиции.

2). Сюжетно-композиционный центр – часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр выделяется объёмом, освещённостью и др.

3). Симметрия – уравновешенность частей композиции достигается за счёт зеркального отображения одной из половин изображения. Центр композиции, в этом случае, совпадает с геометрическим центром картинной плоскости.

4). Асимметрия – равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые либо приближаются друг к другу, либо удаляются, а также путём противопоставления больших и малых форм, контрастов и т.д.

5). Расположение главного на втором плане.

Андрей Рублёв. Троица. ок 1410 г.

Приёмы композиции:

+ вертикали и горизонтали;

+ контраста:

+ диагоналей (для передачи движения);

+ статики-динамики;

+ равновесия частей;

+ “золотого” сечения;

+ передачи пространства;

+ передачи впечатления монументальности и т.д.

История композиции.

  В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.

1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.

Древний Иран

2). Композиция в искусстве Древнего Востока.

Композиционная структура изображения основана на характере архитектуры и обладает логикой культовых и правовых норм общества. Например, изображение в сочетании с поясняющей иероглифической надписью (например, пиры, охоты, сцены назидательного или морализаторского характера) – характерное отличие примеров изобразительного искусства Древнего Китая.

3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.

Игры с быком(ритуальный бой с быком). Фреска из Кносского дворца. Крит XVI в. до н. э.

4). Композиция в Древней Греции.

Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.

5). Композиция в эпоху Средневековья.

Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

 6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.

  Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
  В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто),  ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).

  В период Высокого Возрождения художники основывают свои произведения на познаниях в геометрии, анатомии, перспективы, законах зрительского восприятия. Приём совмещения перспективной точки схода и композиционного центра ярко выражен во фреске “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи. В отличии от иконописи, где изображение строилось по вертикальной оси, композиция в эпоху Возрождения выстраивается по горизонтали (так, как привычно человеческому глазу). В основу композиционного строя входят законы перспективы. Теория зрительной пирамиды (линия горизонта – линия касания сферической поверхности земли с небом на уровне зрения художника) помогает художникам выстроить глубину пространства в картине, распределить в изображении планы.
  Большое значение в композиции Возрождения придаётся передаче движения (статика и динамика), формируются основные законы и правила композиции, как в теории, так и на практике: цельность, подчинение главному второстепенного, контраст и т.д.

“Снятие с креста” П. П. Рубенс

7). Композиция эпохи Барокко.

  Художники стремятся передать больше динамики, неустойчивости, сложного движения персонажам и всей композиции в целом. Для этого используются приёмы диагонального расположения элементов композиции (восходящая и нисходящая диагональ – “Воздвижение креста” и “Снятие с креста” Рубенса); спиралевидное движение и сложные ракурсы (перевёрнутые фигуры, излишне крупные по отношению к формату элементы картины). Живопись Барокко изобилует тёмными красками, свет, попадая на предметы, не подчёркивает их форму, как в эпоху Возрождения, а дробит изображение на ритмичные фрагменты, что тоже усиливает динамичность композиции. Композиции полны пышности, массивности, тяжеловесности, обилия деталей.

Ж. Л. Давид “Портрет мадам Рекамье”

8). Композиция в эпоху классицизма.

Композициям станковых картин этого периода свойственна лаконичность и простота структурной основы, сдержанность цветовой гаммы. Как средство композиции, органично дополняющее сюжетную основу, выступает свободное пятно (Ж. Л. Давид “Портрет мадам Рекамье”). В искусстве происходит возврат к идеалам эпохи Возрождения – художники пытаются организовать картину по законам разума, “рассчитать” гармонию. Дорабатываются и утверждаются каноны, законы и правила для всех видов искусств. Живопись базируется на чётких контурах, используется принцип “условного освещения” (то, которое лучше всего выявляет форму, задуманное, а не подсмотренное в натуре).
  Театр оказывает влияние на все виды и искусства и в частности, на композицию. Принцип организации структуры картины похож на макет сцены: основные персонажи расположены на втором плане, первый план – вход в композицию – незначительные детали, дальний план – условный “задник”. Система “кулис” (деревья, части архитектуры или скалы) замыкает основную сцену по сторонам. Излюбленные композиционные схемы: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Эжен Делакруа. Алжирские женщины. 1834 г.

9). Композиция эпохи Романтизма и раннего Реализма.

Появляется множество теоретических трудов непосредственно о композиции (Делакруа). В Академии художеств XVIII века композиция преподаётся как отдельная часть предмета рисование. Создаются учебные пособия и программы по композиции.
  Художники, основываясь на шедеврах прошлых эпох, уделяют особое внимание таким композиционным приёмами правилам, как: обобщение (минимизация “случайных” деталей), принцип “осевых линий”, характер формата, равновесие пятен и тонов, основы начертательной геометрии, перспективы, теории теней и др.

10). Композиция художников-авангардистов (конец XIX – начало XX вв).

  Увлечение импрессионизмом приводит к утрате композиционной цельности картины, но позволяет художникам экспериментировать в поиске формальных композиционных решений и теории цвета. Классическая академическая композиция сменяется абстрагированными композиционными схемами и цвето-тональными геометральными структурами.

Использовалась литература:

1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства / М.В. Алпатов. – М. : Академии художеств СССР, 1963

3. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 8 т. / В.Г. Власов. – СПб.: ЛИТА, 2000

4. Кибрик Е. А. К вопросу о композиции сборник о композиции / Е.А. Кибрик. – М. : Академия художеств, 1959.
5. Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.

6. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. – М.. 1970.
7. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты (рисунок, живопись, композиция). -М: Просвещение. 1969.

8. Н. А. Дмитриева “Краткая история искусств”. -М.: Искусство. 1990.

9. Алпатов М.В. Композиция в живописи. -М.; -Л. 1940.

10. “Популярная художественная энциклопедия.” Под редакцией Полевого В. М.; – Москва: “Советская энциклопедия”, 1986.

11. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.” Под редакцией проф. Горкина А. П., Москва: Росмэн, 2007.

12.  Большой энциклопедический словарь.

13. Современная энциклопедия. 2000.

14. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

15. Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Аутопан, Бородулин и др. 1998.

ТОп 10 статей нашего блога



  • Назад


  • Вперед

Добавить комментарий