Приёмы создания художественного образа человека
Внешние |
Лицо, |
Психологический |
Подробное, |
Характер |
Раскрывается |
Прямая |
Она |
Характеристика |
|
Сопоставление |
|
Изображение |
|
Изображение |
Помогает |
Изображение |
|
Художественная |
Описание |
Наличие |
Образ пространства
«Дом» /образ
замкнутого пространства
«Простор» /образ
открытого пространства «мир»
«Порог» /граница
между «домом» и «простором»
Пространство.
Конструктивная категория в литературном
отражении действительности, служит
изображению фона событий. Может
проявляться разными способами, быть
обозначенным или не обозначенным,
подробно охарактеризованным или
подразумеваемым, ограниченным до
единственного места или представленным
в широком диапазоне охвата и взаимоотношений
между выделенными частями, что связано
так же с литературным родом или
разновидностью, как и с постулатами
поэтики.
Художественное
пространство:
-
Реальное
-
Условное
-
Сжатое
-
Объемное
-
Ограниченное
-
Безграничное
-
Замкнутое
-
Разомкнутое
Художественное время
Это Время |
-
Соотнесённое с
историческим -
Не соотнесенное
с историческим -
Мифологическое
-
Утопическое
-
Историческое
-
«Идиллическое»
(время в отчем доме, «хорошие» времена,
время «до» (событий) и, иногда, «после») -
«Авантюрное»
(испытания вне отчего дома и на чужбине,
время активных действий и судьбоносных
событий, напряженное и насыщенное
/Н.Лесков «Очарованный странник») -
«Мистерийное»
(время драматических переживаний и
важнейших решений в человеческой жизни
/время, проведенное Мастером в больнице
– Булгаков «мастер и Маргарита»)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Средства создания образа
Средства создания образов в литературных произведениях помогают донести до читателя главную идею книги, позволяют в полной мере раскрыть писательский замысел. К их числу принадлежат: речевая и авторская характеристика персонажей, пейзаж, взаимохарактеристика героев и пр.
Что такое средство создания образа
Выбор средств создания образов во многом ограничен жанровыми особенностями книги. В драматургических произведениях пейзаж, портрет и интерьер возможны исключительно в ремарках автора. На первом плане в книгах такого плана оказываются речевые характеристики литературных персонажей. В лирическом произведении образ героя обычно создаётся через монолог, отлично характеризующий душевное состояние человека, содержащий описание его переживаний.
В образе, как правило, сочетаются:
-
индивидуальное (черты, присущие конкретному герою);
-
общее (особенности, типичные для определённой эпохи, социальной группы).
Основные средства создания образов
Портрет в качестве средства создания образа литературного героя может быть:
динамическим. При этом основные детали внешнего облика персонажа как бы «разбросаны» по всему тексту книги;
экспозиционным. В таком случае даётся развёрнутое описание героя. Как правило, оно размещается в самом начале повествования.
Также при создании образов используются художественные средства, символизирующие окружающее пространство. К их числу следует отнести:
пейзаж. Изображение незамкнутого пространства может использоваться для более глубокого понимания характера созданных автором персонажей (к примеру, братьев Кирсановых в произведении И. Тургенева «Отцы и дети»), описания внутреннего состояния литературного героя (именно так происходит в «Бедной Лизе» Н. Карамзина);
интерьер. Подробное описание обстановки, в которой живут литературные персонажи, выполняет важную психологическую функцию. При помощи интерьера удаётся оценить основные черты характера героя, его индивидуальные предпочтения, положение в обществе. Зачастую благодаря использованию этого средства создания образа удаётся показать настроение эпохи, в которую происходит действие книги.
Портрет
Под портретом в литературном произведении понимают описание внешности литературного персонажа (фигуры, черт лица, манеры одеваться, вести себя в обществе). С его помощью автор может пытаться раскрыть внутренний мир героя. В качестве примера стоит привести психологические портреты Жоржа Дюруа в произведении Мопассана «Милый друг», Печорина в лермонтовском «Герое нашего времени».
Обратите внимание! В «Герое нашего времени» даётся такое описание глаз Григория Печорина: «Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный».
Пейзаж
Способы создания образа существенно отличаются друг от друга. В частности, под пейзажем понимают изображение красот природы в художественном произведении. Он служит и для передачи настроения литературного персонажа в определённый период времени.
Основные элементы этого средства явственно видны в повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В этом произведении буран выступает в качестве символа пугачевской вольницы.
Речевая характеристика персонажей
В литературном произведении могут использоваться и монологи. Так называют речь персонажа, обращённую к другому герою без расчёта на ответ. Монологи особенно часто встречаются в драматических произведениях (к примеру, монолог Чацкого в произведении «Горе от ума»).
Как правило, в монологе литературный персонаж высказывает жизненную позицию, созвучную авторской. Он довольно часто носит обличительный характер. Предназначение таких монологов – обозначение «болевых точек» общества, указание на насущные проблемы действительности.
Диалог представляет собой общение между действующими лицами произведения, которое выполняет роль способа характеристики персонажа. По сути, герои обмениваются репликами, посредством которых возможно:
составить определённое впечатление о литературных персонажах;
обнаружить новые обстоятельства, открывающие возможность крутых поворотов сюжета в дальнейшем ходе повествования.
В качестве примера использования диалога приведём разговор Берлиоза и Бездомного с женщиной в будочке из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом фрагменте произведения перед читателем предстают образы сразу двух героев. Один из них сиплым голосом просит у продавщицы из будочки пива, другой подгоняет её нетерпеливым «ну, давайте, давайте, давайте!», желая купить нарзану.
Система образов предусматривает наличие и внутреннего монолога. Под этим понятием понимается речь героя, произносимая не вслух, а «про себя». В качестве примера стоит привести внутренний монолог Болконского под небом Аустерлица, который дан в «Войне и мир» Л. Н. Толстого.
Герои некоторых художественных произведений сами рассказывают о себе (в форме писем, дневников, записок). Подобный художественный приём был использован Л. Н. Толстым в повести «После бала».
Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?
Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже
Авторская характеристика
Это средство используется писателями повсеместно. К примеру, при прочтении произведения «Война и мир» читатель постоянно чувствует особое отношение автора к описываемым событиям, главным героям романа. Оно раскрывается как в интонации писателя, так и в прямых оценках-характеристиках, портретах основных действующих лиц.
Взаимохарактеристика
Говоря про средства, участвующие при создании образов, стоит упомянуть и взаимохарактеристику. Она имеет место быть, когда один литературный герой рассказывает о другом. В частности, взаимохарактеристика встречается в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор»
Обратите внимание! Взаимохарактеристика может предусматривать наличие большой временной дистанции. С её помощью писателю удаётся добиться полифонии мнений (подчас противоречивых). Характеристика литературного персонажа, вложенного в уста другого героя произведения, помогает составить полное представление о характере человека.
Символ
Индивидуальные образы-символы выполняют следующие задачи в художественных произведениях:
-
делают литературный текст более эмоциональным;
-
помогают решить такую задачу, как визуализация сложных концепций.
Средства создания поэтических образов наделены особым смыслом. Например, в одном из произведений Мандельштама автор называет ласточку проводником между миром живых и мёртвых. Подобный образ в поэтическом тексте олицетворяет собой быстротечность человеческого существования.
Обратите внимание! Поэтические средства создания образа активно использовались и С. Есениным. Чёрного человека в творчестве знаменитого поэта следует воспринимать как отражение пессимистических взглядов автора. Это образ является и олицетворения душевного смятения Есенина в момент создания поэтических произведений.
Интерьер
Художественные средства создания образов включают в себя и подробное описание интерьера. В качестве примера стоит привести:
книгу Н. В. Гоголя «Мёртвые души»;
роман «Преступление и наказание», написанный Ф. М. Достоевским;
рассказ «Чудесный доктор» А. И. Куприна.
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.
Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».
Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».
Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.
Продвижение собственной книги в интернете
Издательская платформа «ЛитРес: Самиздат» предлагает вниманию авторов услуги по продвижению книги. Они представляются опытными аналитиками и маркетологами. Мы стараемся использовать самые эффективные инструменты при продвижении книг наших авторов.
Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.
Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин». А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.
Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.
Понятие художественного образа
Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события и дух времени произведения.
В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.
В лирике создается образ лирического героя.
Что касается прозы, то тут все сложнее.
Приемы создания ярких художественных образов
Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:
- Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
- Раскрытие характера героя через поступки.
- Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
- Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
- Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
- Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять.
- Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
- Использование прототипа.
- Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
- Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
- Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
- Не помешает изобразить чудачества главных героев.
- Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.
Прототип литературного героя
Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.
Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.
Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет. Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.
Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».
На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.
Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).
Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».
Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.
Прогресс и регресс литературного героя
Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует. Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.
Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.
Характер литературного персонажа
Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.
«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.
Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.
Писатели применяют два метода для описания характера героев.
Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.
Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.
Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.
Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.
Имена литературных персонажей
Писатели уделяли много внимания именам героев.
Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).
У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.
Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.
Литературный тип
Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.
Как создавали яркие образы писатели?
Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.
Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».
У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.
Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.
В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.
Личные приёмы создания литературных персонажей
От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.
Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.
Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171
Поделиться в соц. сетях
Инфоурок
›
Русский язык
›Другие методич. материалы›Приемы создания художественного образа
Приемы создания художественного образа
-
Скачать материал
-
28.06.2017
11464
-
DOCX
13.7 кбайт -
57
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Детинина Ирина Кремильевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 1 месяц
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 35362
-
Всего материалов:
33
Средства создания образов помогают писателю раскрыть свой замысел, сделать персонажей зримыми, донести центральную идею до читателя, передать настроение — то есть создать целостный художественный образ в произведении. В теории литературы средствами создания образа выступает речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренний монолог), взаимохарактеристика персонажей, авторская характеристика (портрет, пейзаж).
Художественные средства создания образов:
- Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог, диалог и внутренний монолог.
Монолог
Монолог – речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений – один из самых знаменитых – монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова. В монологе, как правило, герой высказывает свои идеи, созвучные авторским, а иногда авторская позиция полностью отражается в монологе героя. Подчас монологи носят обличительный характер, призваны открыть глаза окружающим на какие-то проблемы действительности, обнаруживают имеющиеся противоречия, обозначают болевые точки общества.
Для иллюстрации полностью приводим текст монолога Чацкого «А судьи кто?..» из комедии Грибоедова «Горе от ума»:
(действие II явление 5)
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостный балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали:
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!”
Диалог
Диалог – речевое общение между действующими лицами, которое в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета. То есть герои обмениваются репликами, которые 1) позволяют составить о них, героях, определённое представление, 2) и продвинуть историю: обнаружить новые обстоятельства, открыть возможность для новых поворотов сюжета.
Посмотрим, каким образом диалог помогает дать характеристику героям на примере романа Булгакова «Мастер и Маргарита»:
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте!..
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.
В этом коротком диалоге, в котором с «женщиной в будочке» по очереди разговаривают Берлиоз и Бездомным перед нами предстают образы двух героев: один просит нарзану, подгоняет будочницу нетерпеливым «ну, давайте, давайте, давайте!»; а другой сиплым голосом просит пива.
Внутренний монолог
Внутренний монолог – речевая партия героя, обращенная к самому себе и произносимая «про себя», не вслух. Например, внутренний монолог Андрея Болконского под небом Аустерлица в «Войне и мире» Толстого.
В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».
Посмотрите, как это реализовано вовнутреннем монологе Андрея Болконского «Небо Аустерлица» («Война и мир» Толстого):
(том 1, часть 3, глава XVI)
«Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», – подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»
- Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристика в гоголевском «Ревизоре»). При этом герои могут характеризовать друг друга не сразу же, в одной и то же время, а на большой временной дистанции. Характеристика героя, которая дается не автором, а вложена в уста персонажа, позволяет составить более полное представление о том, кого характеризуют. При этом, давая возможность каждому персонажу охарактеризовать героя, автор добивается полифонии мнений, иногда различных и даже подчас противоречивых, но помогающих читателю представить тех, кто высказывается, так и о тех, кого описывают.
- Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.
Портрет
Портрет– изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель стремиться раскрыть его внутренний мир (например, портрет Печорина в «Герое нашего времени», портрет Жоржа Дюруа в «Милом друге» Мопассана).
Портрет Григория Печорина в «Герое нашего времени»:
“… карие глаза <…> Во‑первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;
Пейзаж
Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определённый момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).
Пейзаж — изображение бурана в повести Пушкина «Капитанская дочка». Буран здесь становится символом пугачевской вольницы:
«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».