Как составить иерархию своих интересов

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2022 года; проверки требуют 15 правок.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в любви/Принадлежность к чему-либо
4. Потребность в уважении
5. Потребность в познании
6. Эстетические потребности
7. Потребность в самоактуализации
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Данная пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей[править | править код]

Потребности Маслоу распределил по своей мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и тому подобных лишений). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Тем не менее человек, переполненный любовными переживаниями, всё равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и прочих базовых потребностей человека.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, в зависимости от характера человека, внешних условий, событий и явлений, способностей и мотиваций отдельного человека, и прочих бесчисленных множеств других факторов. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком, депутатом, общественным деятелем и завоевать всеобщее одобрение и популярность, а другому вполне будет достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий[4][5]:

  1. Физиологические: голод, жажда и так далее;
  2. Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни;
  3. Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;
  4. Самоуважение/Эго: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В такой системе выделяется 7 основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее;
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  3. Потребность в принадлежности и любви;
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика[править | править код]

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надёжного количественного измерителя удовлетворённости потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Впрочем, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишённый практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, поскольку то, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей, из его исследований оставалось неясным. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность, заявили Дуглас Холл и Халил Ноугейм (Douglas Hall, Khalil Nougaim) в 1968 году и lawler и Suttle в 1972 году[8]. Когда Холл и Ноугейм проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и так далее. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[8].

Факты[править | править код]

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.

Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (5 октября 2022)

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[9].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[9].

См. также[править | править код]

  • Самоактуализация
  • Гуманистическая психология
  • Мотивация
  • Теория 4P
  • Теория потребностей К. Альдерфера
  • Лила (игра)
  • Алиментарные потребности

Примечания[править | править код]

  1. Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. Classics in the History of Psychology — A. H. Maslow (1943) A Theory of Human Motivation. psychclassics.yorku.ca. Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 14 сентября 2017 года.
  3. Maslow A. H., 1954.
  4. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing (англ.). — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 p. — ISBN 9781451185614. Архивная копия от 9 августа 2017 на Wayback Machine
  5. Allison Sumrow. Motivation: a new look at an age-old topic (англ.) // Radiology management. — 2003. — PMID 14603593.
  6. Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  7. Макклелланд Д., 2007, с. 66—67.
  8. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  9. 1 2 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 августа 2013). Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 13 марта 2015 года.

Литература[править | править код]

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — N. Y.: Harpaer and Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. — СПб.: Питер, 2011. — С. 479–527. — ISBN 978-5-88782-412-3.

Ссылки[править | править код]

  • William G. Huitt. Maslow’s Hierarchy of Needs (англ.). Educational Psychology Interactive (2007). Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 4 марта 2015 года.
  • Шалыто А. А. Заметки о мотивации. Университет ИТМО. Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 13 января 2015 года.

Местная власть или местное самоуправление также известное как МСУ является одной из двух форм народовластия (первое – государственная). Основная деятельность органов местной власти заключается в муниципальной области. 
Что касается функций МСУ или полномочий этой власти, то их несколько:- реализация демократических идеалов и ценностей- удовлетворяет потребность населения в некоторых услугах, которые могут быть частью местной жизни и часто касаются социально-культурного сектора.- реализует социально-экономический потенциал муниципальной единицы.- взаимодействует с государственной властью для удовлетворения населения муниципальной единицы.- МСУ обеспечивает участие населения в муниципальном управлении.- управляет собственностью и финансами.- охраняет общественный порядок и контролирует законность действий.- развивает муниципальную территорию.- защищает интересы и права местного самоуправления, дарованных Конституцией.Нужно понимать, что муниципальная власть не является частью государственной. Местное самоуправление обособленно от государственной власти, несмотря на то что государственная власть может устранять выборы глав муниципалитетов. Местное самоуправление лишь взаимодействует с государственной властью.

Тасманийский (сумчатый)волк

Родом из Австралии.Вес около 25 кг,размер 100-130см. В 19 веке началось массовое истребление зверя,дабы защитить своих овец

Бескрылая гагарка

Крупнейшая птица,около 5 кг, размером 85 см. Обитала в водах Северной  Атлантики.Истребляли из-за вкусного мяса,яиц. А пух гагарки использовали для набивания в подушки. К 19 веку они все были уничтожены.

Додо

Не летающая птица,размеров около 1 метра,весом примерно 10-18 кг.С приходом человека многие животные на острове Маврикия , так как была повреждена экосистема острова. Снова,из-за людей.

существует 2 вида загрязнения атмосферы:

естественное загрязнение: например вулканизм, лесные пожары, разложение живых организмов;

и искусственное загрязнение: например промышленные предприятия, транспорт, сельское хоз-во

<span>Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность </span>

<span>1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. </span>

<span>2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267). </span>

<span>(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ) </span>

<span>3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.</span>

Флаг и гимн
Признак государства

Справедливость

Пирамида потребностей Маслоу

Человечеству известно множество пирамид: пирамиды в Гизе, пирамиды Мачу-Пикчу, пирамиды Кукулькана и другие. Все они феноменальны каждая в своём роде и все вызывают огромный интерес. Но помимо этих уникальных архитектурных сооружений есть и пирамиды иного рода, которые, тем не менее, вызывают далеко не слабый ажиотаж вокруг себя. Их можно назвать интеллектуальными сооружениями. И одним из них является пирамида потребностей Абрахама Маслоу – известного американского психолога, основоположника гуманистической психологии.

На онлайн-программе «Самопознание» с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

пирамида маслоу - 5 уровней

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

1

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

2

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

3

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

4

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

5

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Авторство

Несмотря на то, что авторство пирамиды официально приписывают Абрахаму Маслоу, к имеющемуся у нас сегодня её варианту он не имеет отношения. Дело в том, что в виде графика «Иерархия потребностей» появилась в 1975 году в учебнике некоего У. Стоппа, о личности которого практически нет информации, а Маслоу умер в 1970 году, и в его работах, как уже говорилось, не было ни единого графика.

Удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Говоря проще, удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и переходит на другую ступень. И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.

Теория и практика

По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.

По некоторым данным Абрахам Маслоу впоследствии отказался от выдвинутой им теории, а в его последующих трудах («К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год)), концепция мотивация личности была существенно доработана. А пирамида, которой сегодня стремятся найти применение многие специалисты в области психологии и маркетинга, вообще потеряла всякое значение.

Критика

Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.

Однако автор и не подстраивал свою теорию под бизнес или рекламу, а лишь пытался ответить на вопросы, в которых, к примеру, бихевиоризм или фрейдизм заходили в тупик. Маслоу просто стремился дать представление о мотивах поступков человека, и его работа носит более философский, нежели методологический характер.

Преимущества и недостатки

Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.

Каковы ваши истинные потребности и мотивы? Узнайте на курсе «Самопознание».

Составь иерархию своих интересов 5 класс.

Вы находитесь на странице вопроса Составь иерархию своих интересов 5 класс? из категории Обществознание.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 – 4 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

Просмотров 18.1к. Опубликовано 18.04.2022
Обновлено 27.04.2022

Косвинцев Михаил

Косвинцев Михаил

Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.

Пирамида Маслоу — это последовательные потребности людей, которые складываются от самых простых до более глубоких. Пирамида Маслоу — распространённая мотивационная концепция, представляющая иерархию потребностей, которую разработал психолог Абрахам Маслоу. В интернете есть много графических вариаций гипотезы, поиск которых не займет много времени.

Содержание

  1. Теория иерархии потребностей кратко
  2. Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей
  3. Принципы и суть пирамиды Маслоу
  4. Структура пирамиды Маслоу
  5. Уровень №1. Физиологические потребности
  6. Уровень №2. Безопасность
  7. Уровень №3. Социальные связи
  8. Уровень №4. Престиж
  9. Уровень №5. Духовность (самоактуализация)
  10. Уровень №6. Познавательные потребности
  11. Уровень №7. Эстетические потребности
  12. Плюсы и минусы пирамиды Маслоу
  13. Применение в жизни
  14. Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге
  15. Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
  16. Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу
  17. Спорные моменты в теории Маслоу
  18. Критика
  19. Любопытные факты
  20. Заключение

Теория иерархии потребностей кратко

В знаменитой пирамиде Маслоу, отображающей иерархию человеческих потребностей, есть пять основных ступеней и две дополнительные. Ступень получения знаний и эстетического удовлетворения находятся перед разделом с реализацией духовных ценностей. 

При этом важно отметить, что один тип желаний не может заменить другой (например, нельзя удовлетворить духовные потребности и не удовлетворять при этом потребностей физиологических). Все ступени важны, нельзя какую-то убрать из графика — возможность достичь полной гармонии появляется только при наличии и достижении желаний всех разделов.

Пирамида Маслоу схема

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей

Маслоу Абрахам был рождён в 1908 году Киевскими эмигрантами Нью-Йорке. Еще в юном возрасте на мальчика возлагают большие надежды, он показывал свои способности в школьный период. 

Он учился менее года на юриста в колледже, однако это направление не заинтересовало его. Психологию Абрахам познал в институте Корнелла. Юноша в 28 году прошлого столетия стал обучаться в Висконсинском университете психологии под предводительством Гарри Харлоу, изучавшим поведения обезьян.

После получения классического бихевиористского образования юноша защитил научную работу, посвященную изучению взаимосвязей социальных качеств и сексуальности у обезьян.

Учёный был какое-то время бихевиористом (изучал поведение людей и животных), но со временем он начал углубляться в эту сферу и общаться с другими учёными из этой сферы. Более всего учёного впечатлил Джон Б. Уотсон. О нем автор отзывался, как о человеке, который привёл его в сферу психологии. 

Однако по словам Абрахама, такая теория хороша только в лабораторных условиях, её нельзя использовать в реальной человеческой жизни. Она не помогает найти полезные и главные ценностные ориентиры, однако она мотивирует человека, обеспечивает стимул действовать.

В 1937 году прошлого века Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже и встретил там Альфреда Адлера, Макса Вертгеймера, Эриха Фромма, Рута Бенедикта и других знаменитых психологов. Под их влиянием мужчина начал выполнять уникальные исследования здорового класса общества — это послужило основой теории о самоактуализирующемся человеке.

Если сначала психологов интересовали только люди, у которых есть психические отклонения разного рода, то благодаря Абрахаму исследования проводились со здоровыми и психически уравновешенным личностями, благодаря чему сформировалось позитивное, гуманистическое восприятие человеческой природы.

Такой подход позволил психологу посмотреть на человеческие потребности с новой стороны.

Однако группа бихевиористов такой подход воспринимать не хотела. Люди из такого сообщества не обращали внимание на проявление любви, самореализации и других социальных проявлений, но Маслоу удалось не только провести исследование на их основе, но и предоставить обществу более точное описание человеческой реализации. Из-за этого долгое время социум не хотел принимать психолога всерьёз.

Но в период с 1950-1960 годов в новом гуманистическом направлении исследования психолога стали популярными. В 1967 году Абрахама избрали на пост президента в Американскую психологическую ассоциацию.

Обратите внимание! При создании своей теории Маслоу не строил графиков. Знаменитая пирамида была создана У. Стоппом в 1975 году.

Абрахам Маслоу. История появления пирамиды потребностей

Абрахам Маслоу

Принципы и суть пирамиды Маслоу

Теория Маслоу гласит, что у человеческих потребностей есть далеко не один уровень, все они делятся на несколько секторов — сначала удовлетворяются базовые желания, а затем уже возвышенные стремления. 

По мнению автора, человек может испытывать и удовлетворять высшие потребности только после удовлетворения низшими. Если индивид голодный и ему негде спать, он обращает внимание только на эти проблемы. 

Когда вопросы физического (базового, основного) состояния решены, индивид уже может задумываться о создании семьи, рождении потомства, социальном статусе, карьере и реализации себя как личности.

Следует назвать сразу все ступени, которые входят в пирамиду потребностей Маслоу. Автор считает, что желания человека находятся и должны исполняться именно по такому принципу:

  1. Физиологическая нужда (вода, сон, отдых и еда), которую закладывает природа в каждого человека.
  2. Стремление обезопасить себя от внешних угроз.
  3. Получать и отдавать любовь (общаться с друзьями, семьёй, коллективом, людьми из круга интересов) — все действия, связанные с социумом.
  4. Введение себя и приобретение престижного социального статуса. Если человек получает еду, безопасность и любовь, он начинает задумываться о собственном престиже.
  5. Развитие духовных качеств (развитие талантов, занятия хобби, обретение любимого дела).

После создания пяти ступеней автор добавил ещё две — желание приобрести знания и эстетическое удовольствие.

Структура пирамиды Маслоу

Как уже было сказано выше, знаменитый график содержит несколько ступеней. На первый взгляд, все просто и понятно, однако следует глубже изучить каждую из них.

Уровень №1. Физиологические потребности

Базовый уровень — это нужда физиологических состояний. К ним относится пища, жилье, питье и сон. Когда элементарные средства для жизни отсутствуют, а плотские удовольствия не получены, индивид не может думать о более высоких желаниях. 

Когда голод, холод, жажда и сексуальное желание преобладают над человеком, он может даже не обращать внимания на внешнюю угрозу. Конечно, социальный статус и эмоциональный голод уходят на второй план, впереди остаются только действия, диктуемые природными процессами.

Эту ступень невозможно убрать ни из одного варианта интерпретации пирамиды, она является жизненной необходимостью, а не прихотью, подобный опыт проживал каждый человек. 

Без удовлетворения базовых потребностей невозможно уделить внимание более высоким желаниям. Здоровый организм самостоятельно регулирует температуру, кровяной состав, количество питательных веществ, метаболизм и другие физиологические процессы, нужные для стабильного функционирования организма.

Если в организме дефицит каких-либо веществ, человек становится «счастливым» обладателем парциального голода, из-за чего возникает специфический аппетит. В этом случае организму требуются силы на избавление от недостатка физических ресурсов. При этом индивид не может думать о научных проблемах или вопросах искусства, его волнуют только природные инстинкты.

Однако автор теории в этом случае говорит об удовлетворении высших нужд через базовые желания. Когда индивид испытывает чувство голода, он принимает пищу и чувствует безопасность. Когда возникает потребность в сексе и личность удовлетворяет её, она становится ближе с партнёром, получает и отдаёт любовь. Таким образом, высшие желания автоматически исполняются.

Индивид, который долгое время остается голодным, думает только о еде. Его мироощущение и философия меняются на более примитивные. Ему не нужен социальный статус, уважение и любовь для выживания, основная цель — добыть еды поесть. Поэтому сейчас предлагают купить различные курсы и блоги, в которые входит познание меры голода. 

Уровень №2. Безопасность

Проблемы второй ступени — структурированная жизнь, наличие постоянного дохода, тревожное состояние. Если у индивида удовлетворены желания второго типа, он чувствует себя уверенно и безопасно. Когда чувство голода и жажды проходит, можно создавать безопасность, работать над своей комфортной зоной.

Когда у индивида постоянно включён режим ожидания и тревоги, он не способен думать о других вещах. Если на улицах государства преобладают беззаконие и хаос, есть постоянный риск потерять финансовые накопления и доход, индивид не может сосредоточиться на получении престижного социального статуса, у него меняется мировоззрение и ценностная философия. 

Приоритет нужды в безопасности может становиться в один ряд с физиологическими желаниями. Уверенность в завтрашнем дне должна быть такой же твёрдой, как и уверенность в получении еды, воды и крова. Во многом это зависит от политики и соблюдения государством конфиденциальности граждан.

Уровень №3. Социальные связи

Когда низшие (базовые, основные) потребности удовлетворены, у индивида появляется потребность испытывать любовь и получать её от других членов общества, обрести признание социума, получить привязанность и самому привязаться к другим людям, познакомиться с людьми со схожими интересами. 

Теперь возникает желание создать семью, завести детей, обрести любимого человека, получить поддержку друзей и так далее. У индивида возникает желание найти группы по интересам, со схожим мировоззрением и философией личности. 

Когда физиологическая нужда удовлетворена, личность защищена от внешних угроз и материальной нестабильности, можно работать над чувством одиночества, обсуждать с близкими переживания, успехи и надежды. 

Теперь нужно, чтобы человека кто-то понимал и нуждался в нем. Даже простое письмо в чате или на сайте, пусть, например, даже от бота, станет хорошей базой даже для закрытия основных потребностей.

Ещё когда люди жили в племенах, они собирались группами, чтобы справляться с невзгодами жизни. Сейчас же люди живут цивилизованной жизнью, социальные нормы и материальное состояние сильно изменились. Сейчас люди меньше общаются друг с другом с глазу на глаз, однако потребность в общении не пропала.

Большинство людей только общаются с коллегами на работе, но при этом хотят любви и заботы. Такая ситуация становится глобальной проблемой, ведь каждый человек словно живёт в своей ракушке, не думая о своих и чужих ощущениях. 

Если такие желания не выполняются, человек не адаптируется к социальной среде, что в итоге приведёт к серьёзным психологическим отклонениям и патологиям.

Из-за того, что в социуме надо правильно проявлять чувства и эмоции (не быть, к примеру, слишком нежным по отношению к собеседнику, чтобы последний понял все действия правильно), люди часто ограничиваются базовыми эмоциональными проявлениями. Это влияет на неудовлетворённость.

Уровень №4. Престиж

Каждый психически здоровый индивид рано или поздно нуждается в высокой оценке талантов, признании заслуг перед социумом. Это влияет на состояние эго. Автор графика выделяет два типа уважения:

Желание и стремление, которое основано на личных заслугах, достижениях и успехе (интеллектуальная способность, профессиональный рост). Из-за признания человек становится независимым, уверенным и свободным.

Престиж и репутация, которую другие члены общества выражают конкретной личности. От славы, внимания, статуса и признания окружающими зависит внутреннее эмоциональное состояние личности. Если эти желания достигнуты, человек чувствует, что он нужен и важен для мира.

Когда подобные не удовлетворены, у индивида может возникнуть депрессия, неуверенность в своей нужности, различные психические отклонения. Самооценка, в основу которой ложится заслуженное признание и уважение, самая здоровая и адекватная. При этом она не должна основываться на намеренной похвале, единичном успехе и лести.

Уровень №5. Духовность (самоактуализация)

Эта ступень является последней в любой интерпретации пирамиды. В последней версии добавились ещё два типа, о которых будет рассказано ниже.

Когда все основные потребности удовлетворены, человек может переходить к работе со своим духовным состоянием. Стоять на этой ступени довольно престижно, однако прийти к ней довольно сложно. 

К примеру, человек работает строителем, воспитывает прекрасных детей, имеет хорошие отношения с супругой и постоянный стабильный доход, живёт в демократичном обществе, получает нужную информацию и эстетическое удовольствие. 

Однако строитель также любит сочинять музыку, но не делает этого. Потребность в написании композиций является нереализованным потенциалом, который в итоге все равно не дает человеку жить полноценной жизнью.

При этом потребности пятого уровня не являются эгоистическими, они должны быть гуманными и приносить пользу обществу (картина, музыка, стихи, проза и так далее).

В некоторых случаях потребность в духовном развитии выходит на первый план, заслоняя собой физиологические нужды. Такое случается у творческих людей, есть много примеров из истории, когда голодные и уставшие писатели создавали произведения чуть ли не на улице под дождём, не принимая еду при этом несколько дней или оставаясь полуголодным в течение месяца.

Уровень №6. Познавательные потребности

В первой версии пирамиды этого уровня не было, однако позже Маслоу решил его добавить. Она идет до самоактуализации. Здоровые люди, по мнению автора, хотят изучить неизведанные, таинственные сферы. Если у индивида не возникают вопросы, он начинает скучать. При этом когда личность тянется к знакомым и привычным явлениям, у него появляется компульсивно-обсессивное расстройство и другие психические отклонения.

У людей возникает психологическая патология, когда работа осуществляется по одному принципу, жизнь течет без изменений. Такие люди могут потерять ценность жизни, перестают интересоваться событиями окружающего мира, деградируют в моральном плане. 

В этом случае обрести радость жизни поможет простая смена работы. Маслоу считает, что удовлетворение подобных потребностей особенно важно в детском возрасте. Именно тогда люди больше всего интересуются событиями окружающего мира и его законами. Взрослым же это не всегда интересно, так как базовые знания у них уже имеются.

Уровень №7. Эстетические потребности

Некоторые люди стремятся создать эстетическое пространство вокруг себя, при этом каждый имеет разную тягу к эстетике. Когда вокруг человека некрасивые, уродливые и отвратительные вещи, он может даже заболеть на физическом уровне. 

Эффективное средство избавления от неудовольствия — обратить внимание на внутренне близкие ценности. Психолог считает, что здоровые дети всегда следят за эстетикой окружающей среды.

С внешней стороны эстетические нужды индивид удовлетворяет при помощи создания структуры, системы, порядка, симметрии и так далее. Однако излишнее проявление структурированности (перфекционизм) является психологически отклонением от нормы.

Классическая пирамида Маслоу картинка
Классическая пирамида Маслоу выглядит так

Плюсы и минусы пирамиды Маслоу

У этой гипотезы есть свои преимущества и недостатки, которые важно знать для более точного понимания системы. Типичная классификационная модель имеет отличия по сравнению с теорией Маслоу. 

Психолог считает, что последнего уровня пирамиды достигают только 2 процента людей. Однако не все люди могут достигать верхних ступеней, удовлетворяя постепенно нижние. В жизни нередко исполнение желаний происходит не последовательно. Часто, к примеру, творческие личности сосредотачиваться на высших ступенях, игнорируя первые.

Применение в жизни

Теория психолога помогает провести анализ программы деятельности окружения индивида, а также сформировать личные потребности. Она помогает задуматься над своими предпочтениями и желаниями, а также быстрее их реализовать. 

Люди могут задуматься о полной свободе, опираясь на семь ступеней, что позволяет избавиться от страхов, переживаний, тревожного состояния и перейти на сторону удовлетворенности и наслаждения моментом.

пирамида маслоу какие потребности
Немного разбавленная строгая иерархия эмодзи для легкого запоминания ключевых моментов

Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге

Грамотная маркетинговая компания может получиться, если ее директора и администрация при создании сложного товара будут опираться на потребности целевой аудитории. 

К примеру, покупателями бизнеса являются ученики и рабочие люди, которые едят в перерыв в сетях быстрого питания, значит, им не нужно разнообразное меню, однако скорость обслуживания и привлекательный внешний вид заведения (не ресторанный, а уютный и простой) точно привлекут их внимание.

Или автосервис занимается продажей автомобилей. В этом случае новый продукт должен быть для клиентов не просто средством передвижения, но и статусом престижа и респектабельности. Важно учитывать форму пирамиды Маслоу в маркетинге, когда маркетолог ищет решение шаблона для обеспечения услуг.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Если в работе и бизнесе обращать внимание на знаменитые ступени, карьерный путь будет успешным и быстрым, а фирма достигнет высокого уровня в скором времени.

Благодаря данной теории, можно:

  1. Понять, какую нишу для себя выбрать.
  2. Понять, какое место карьера занимает в жизни конкретной личности.
  3. Провести анализ дохода и инструментов, которые предоставляет компания или рынок.
  4. Автоматизировать процесс производства товаров.
  5. Увеличить количество покупок.
  6. Изучить поведение и нужды сотрудников для продуктивной работы.

Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу

Благодаря этому графику, можно составить план продаж на длительное время. Теория мотивации помогает понять, какие нужды имеет аудитория, а какие ее желания уже исполнены. Пирамида помогает сделать доход со своего бизнеса стабильным. Маркетологи используют график, чтобы определить уровень удовлетворённости клиента и предложить ему нужный продукт.

ступени пирамиды маслоу
Теория мотивации Маслоу

Спорные моменты в теории Маслоу

Многие считают, что сам график создал психолог Абрахам Маслоу. Однако как уже было сказано выше, он лишь высказал теорию. В геометрическую фигуру ступени собрал У. Стопп. 

Актуальность этой теории на данный момент несколько снизилась. Учёные провели исследование, которое показало, что не все люди стремятся создать семью, воспитать детей, а затем стремиться получить уважение социума. 

Многие просто меняют местами ступени пирамиды в процессе жизни и этот процесс является нормальным. Это связано с тем, что единого мнения об иерархии потребностей нет. Как утверждает автор, удовлетворение физиологических нужд является самым необходимым условием.

Часто обобщение происходит неверно. Существует даже теория, что сам Маслоу отказался от своей гипотезы и доработали концепцию мотивации со временем. Об этом говорят его последние труды.

Критика

Как уже было сказано выше, автора долгое время не принимал социум из-за его специфической модели нужд. Сейчас многие учёные опровергают гипотезу психолога, так как они считают, что Маслоу принимает людей за животных, которым всегда что-то нужно. 

Другие же считают, что невозможно полностью удовлетворить потребности одной ступени. Третьи утверждают, что практическое применение графика нереально в современном мире.

Такое мнение распространено в обществе из-за отказа учёного от своей теории. Как уже было неоднократно сказано, психолог решил изменить (дополнить) ступени новыми разделами. Сейчас можно бесконечно менять иерархию, добавлять и убирать сектора.

Автор выдвинул простую гипотезу, надеясь её доказать на практике. Однако сделать этого не получилось, поэтому теория больше относится к философии, чем к практике в маркетинге или карьере.

Любопытные факты

  1. Сам Маслоу не создавал знаменитую пирамиду.
  2. Психолог утверждает, что достичь вершины могут только 2 процента населения планеты.
  3. Существует много альтернативных теорий, которые легче применить на практике в повседневной жизни.

Заключение

Теперь можно сделать выводы. В статье были подробно рассмотрены все ступени теории, которые помогают узнать принадлежность конкретного человека к определённому социальному классу, а также разобраться в собственном психологическом состоянии. 

Концепция не является готовым инструментом для ведения бизнеса или внедрения в маркетинговые проекты. Каждый пункт гипотезы нужно рассматривать, опираясь на современное общество и целевую аудиторию, нельзя интегрировать несколько пунктов. Важно пользоваться комплексным приемом к каждой сфере жизни, чтобы точнее понять законы Мироздания и достичь последней ступени.

Объяснение пирамиды потребностей Маслоу для детей и взрослых: Видео

Добавить комментарий