Как составить игру по литературе 5 класс

Цель: активизация имеющихся у детей
знаний о сказках.

Задачи:

  • Обучающие:
    • закрепить понятия: народная и литературная
      сказка, сказочные зачин и концовка;
    • продолжить формировать у учащихся умение
      определять виды сказок;
    • привлечь внимание детей к авторам прочитанных
      книг.
  • Развивающие: продолжить развивать
    мышление и речь учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать у детей
    интерес и любовь к народным и литературным
    сказкам.

Оборудование: мультимедийный
проектор, презентации «Волшебные
предметы», «Сказки о Волке»,
«Литературные сказки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие:
мы отправимся с вами в путешествие по стране
сказок. Люди путешествуют разными способами.
Какие средства передвижения вы можете назвать?
Действительно, одни идут пешком, другие ездят на
велосипеде, мотоцикле, автомобиле, кто-то
путешествует на водных видах транспорта (катере,
яхте, корабле), а мы с вами отправимся в наше
путешествие на сказочном поезде.
Наше путешествие будет проходить по нескольким
станциям, как они называются, вы узнаете по ходу
путешествия.
У нас сегодня 3 команды, после выполнения задания
на каждой станции вам предстоит выбирать одного
представителя, который будет озвучивать ваше
решение.
Вы должны помнить о культуре поведения. Вы
знаете, что необходимо уважать мнение каждого
участника нашей игры, нельзя перебивать друг
друга, громко кричать и критиковать ответы
других. За нарушение дисциплины будут сниматься
баллы.
Итак, мы начинаем.

3. Станции:

Станция «СКАЗОЧНЫЕ ЗАЧИНЫ»

Любая сказка имеет свое начало. Как оно
называется в теории литературы? (Зачин)
1 станция, которую мы посетим, называется «Сказочные
зачины»
. Предлагаю вам вспомнить сказочные
зачины. За каждый зачин вы получите один балл. На
выполнение этого задание – 4 мин.
(«В некотором царстве, в некотором
государстве..», «В стародавние годы в неком
государстве, в не в нашем государстве…», «За
тридевять земель, в тридесятом государстве
жил-был…»).
Молодцы. Теперь мы отправляемся в путь, и
следующая станция будет посвящена сказкам, с
которыми каждый человек встречается в детские
годы. Как вы думаете, о каких сказках идет речь?

Станция «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Итак, мы на станции «Русские народные сказки». Я
уверена, что вы знаете очень много русских
народных сказок.
Вспомните, какие виды русских народных сказок
существуют? За правильный ответ команда получает
3 балла. Правильно, есть волшебные, бытовые и
сказки о животных.
Ребята, а какие герои часто встречаются в сказках
о животных? (Медведь, лиса, волк и др.)
Сейчас вам надо будет за 5 минут вспомнить как
можно больше сказок, в которых главным героем был
ВОЛК. За каждую сказку вы получаете 1 балл.
Итак, послушаем, какие сказки вы вспомнили.
Молодцы. А теперь посмотрите на экран: перед вами
иллюстрации из сказок, в которых главным героем
был ВОЛК. Все ли сказки вы вспомнили? (Приложение
1
).
Молодцы, вы хорошо знаете сказки о животных, а
теперь мы приближаемся к станции «Волшебные
предметы», на которой мы проверим ваши знания
волшебных сказок.

Станция «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Ни одна волшебная сказка не обходится без
волшебных предметов, которые помогают героям.
Сейчас вы увидите разные волшебные предметы. Вам
надо отгадать, что за волшебный предмет перед
вами, для чего он нужен, где и кем он
использовался.
За правильный ответ – 4 балла, если все названо. (Приложение 2)
Молодцы, а теперь вы снова отправляемся в путь и
следующая станция, которую мы посетим,
называется «Литературные сказки».

Станция «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Кроме народных, есть еще и литературные сказки.
Ребята, а чем отличаются эти сказки? (у
литературных сказок есть автор, а народные
создал народ, конкретного автора назвать нельзя).

Каких авторов литературных сказок вы можете
назвать? (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Г.Х.
Андерсен, А.К. Толстой и др.)

Сейчас вам надо вспомнить содержание
литературных сказок, которые вы читали в классе и
самостоятельно. Каждой команде будет предложено
несколько вопросов с вариантами ответов, если
команда дает неправильный ответ, то у соперников
есть возможность заработать балл для своей
команды. За каждый правильный ответ на вопрос
команда получает 1 балл. (Презентация
«Литературные сказки»
)

1. Какая из этих сказок принадлежит перу
Г.-Х.Андерсена?

  • «Незнайка и его друзья»
  • «Маленький Мук»
  • «Огниво»

2. Какая из этих сказок не принадлежит перу
А.С.Пушкина?

  • «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • «Конёк-горбунок»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Какую сказку написал В.А. Жуковский?

  • «Маленький Мук»
  • «Спящая царевна»
  • «Волшебное кольцо»

4. Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе
Салтане…»?

  • «Во поле береза стояла…»
  • «Калинка-малинка»
  • «Во саду ли, в огороде…»

5. Кого Маленькая разбойница из сказки Г.Х.
Андерсена «Снежная королева» дала в помощь
Герде?

  • Жар-птицу
  • Оленя
  • Конька-горбунка

6. Что попало в глаз Каю из сказки Г.Х. Андерсена
«Снежная королева»?

  • снежинка
  • пылинка
  • осколок зеркала

7. Какого персонажа нет в сказке «Приключения
Буратино, или Золотой ключик»?

  • Коломбина
  • Пьеро
  • Арлекин

8. Как звали царя в сказке В.А. Жуковского
«Спящая царевна»?

  • ГВИДОН
  • АЛЕКСЕЙ
  • МАТВЕЙ

9. Во что превратилась Русалочка из сказки Г.Х.
Андерсена, когда принц женился на другой девушке?

  • в радугу
  • в морскую пену
  • в облако

10. Этот сказочный герой из сказки Г.Х. Андерсена
был изготовлен из очень легкого металла?

  • утенок
  • солдатик
  • Щелкунчик

11. О какой героине из сказки А.С. Пушкина эти
слова: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда
горит…». Назови сказку.
12. Для чего Буратино продал свою Азбуку?

  • чтобы купить билет в театр
  • чтобы купить папе Карло новую куртку
  • чтобы купить билет в цирк

13. В кого превращался князь Гвидон, отправляясь
в гости к царю Салтану?

  • в комара
  • в бабочку
  • в стрекозу

14. Что сгубило царевну в «Сказке о мёртвой
царевне и семи богатырях»?

  • отравленный напиток
  • отравленная игла
  • отравленное яблоко

15. Как звали королевича в сказке «О мёртвой
царевне и семи богатырях»?

  • Гвидон
  • Елисей
  • Иван

Станция «СКАЗОЧНЫЕ КОНЦОВКИ»

Последняя станция, которую мы посетим,
посвящена окончанию сказок. Как оно называется в
теории литературы? (Концовка)
Предлагаю вам вспомнить сказочные концовки. За
каждую концовку вы получите один балл. На
выполнение этого задание – 4 мин.
(«На том пиру и я был, мед – пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало»,

«Не стали они долго раздумывать, повенчались и
зажили припеваючи»,

«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а
всей сказке конец»,

«Погостили они, попировали и поехали в свое
царство, приехали и стали жить-поживать да медок
попивать»)

4. Подведение итогов

Наше путешествие в мир сказок подошло к
концу. Сегодня мы с вами вспомнили русские
народные и литературные сказки, сказочные зачины
и концовки.
Что вам еще запомнилось из нашего путешествия?
Итак, подведем итоги: на доске вы видите
результаты нашей игры. Выиграла команда…, второе
место у команды…, третье – ..
Награждение.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

ДЛЯ 5 КЛАССА

«ЛИТЕРАТУРОВЕД»

подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Е.Н. Дворниченко

г.Новомосковск

2014

   Вопросы для отборочного тура

  1. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? все
  2. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? Под мокрым
  3. Какая птица яиц не несет, но сама с них вылупливается? Петух
  4. На каких полях не растет трава? На полях тетради, на полях шляпы
  5. Каким будет гнедой конь, если его искупать? Чистым, мокрым
  6. Что идет из города в город, но при этом не движется? Дорога
  7. Что общего между молоком и ежиком? Способность сворачиваться
  8. Что самое дефицитное в нашей жизни? Зло. Его всегда “не хватает”
  9. Из какого полотна не сшить рубашки? Из железнодорожного
  10. Какую страну мы носим на голове? Панаму
  11. Какой рукой лучше всего размешивать чай? Чай лучше размешивать ложкой
  12. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные не натощак.)
  13. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
  14. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты. )
  15. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)
  16. На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)
  17. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
  18. Что находится между городом и селом? (Союз “и”.)
  19.  Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)
  20. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (по полу)
  21. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
  22. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (в феврале, он самый короткий)
  23. Растут две березы. На каждой березе по четыре шишки. Сколько всего шишек? (на березе шишки не растут)
  24. У человека – одно, у вороны – два, у медведя – ни одного. Что это? (буква “о”)
  25. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна, Алла)
  26. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
  27. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
  28. Одно яйцо варится 4 минуты, сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)
  29. Какой цветок имеет мужской и женский род? (Иван-да-Марья)
  30. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Литературная игра по станциям в 5 классе

   Цель: практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса – волнения, дефицита времени.

Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

Цели:

  • активизация познавательной деятельности учащихся по литературе;
  • развитие творческих способностей;
  • проверка полученных знаний школьников

Слово учителя.

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по станциям литературной страны. И вы окажитесь здесь не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками необычного мероприятия.

В игре участвует 2 команды по 5-6 человек.

Выбирается жюри конкурса.

Задание для зрителей: сочинить текст, чтобы все слова начинались на одну и ту же букву («Русский», «Литература»). Например:    

Понедельник

Понедельник Прохор Попов, простой парнишка, провёл по-иному: почему-то пораньше проснулся, пошёл прогуляться по пробуждающемуся парку. По пути повстречал Петю. Прохор предложил Петюне пройтись по парковым путям, площадкам, полянкам. Пареньки поиграли, полакомились пломбиром. Потом пошли подкрепиться посущественнее: поели пирожки, пиццу, попили, попробовали привлекательные пирожные. Попутно покормили пони, пташек. После прогулки побежали покупаться. Позагорали, поплавали. Пляж привлёк приятелей песчаной просторной площадкой. Потом попробовали поймать пескарей, попотчевали пушистенького Персика.

Пошли помогать Петькиной прабабушке прополоть, полить помидорчики. Прабабушка помощь приняла, поблагодарила парней. Потом поспешили понянчить Прохорову Полиночку, поужинали, помыли по-быстрому посуду. Потемнело. Прохор побрёл провожать притомившегося Петьку. По пути полюбовались превосходной природой.

Получился пречудесный полезный понедельник.

Станция №1

Фольклорная

Игроки из 2-х команд (по 5 человек) становятся через одного и отвечают на вопросы поочерёдно. Кто ошибается или не знает ответа, выбывает. Победитель — кто остался последний и правильно ответил на заключительный вопрос.

1. Самый популярный русский богатырь (Илья Муромец)

2. Колыбельные песни, частушки, скороговорки, загадки, пословицы, былины. Что это? (Жанры фольклора)

3. Что такое фольклор? (Устное народное творчество, народная мудрость)

4. Кто написал картину «Богатыри»? (В.М. Васнецов)

5. Жанр произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (былина)

6. Как располагаются богатыри на картине Васнецова? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

7. Из какого языка заимствовано слово фольклор? (из английского)

8. Кто является автором фольклорных произведений? (народ)

9. Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости (пословицы)

10. Назови пословицу (Век живи — век учись. Ученье — свет, а неученье — тьма)

11. Продолжи пословицу: «Не плюй в колодец – …» («… пригодится воды напиться»)

12. Что это: «Лёгок на помине»? (поговорка)

13. Лежал, лежал да и в речку побежал. Что это? (Снег)

14. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой (Анекдот)

15. Как ещё называли по-другому частушки? (припевка, побаска, частуха, прибаутка)

16. Вспомни частушку (Стоит парень у ворот, широко разинул рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот)

Станция №2

Сказочная. “Что за прелесть эти сказки!”

1. Продолжи фразу: «Сказка ложь, да в ней намёк: …» («… добрым молодцам урок»)

2. Назовите типы сказок. (Волшебные, бытовые, сказки о животных).

3. Какая связь между словами «сказка» и «фольклор» (сказка — жанр фольклора, народная мудрость)

4. Короткие истории фантастического характера (сказки)

5. Кто говорил такие волшебные слова: «Симсим, открой дверь!» (Али-Баба. Арабская сказка. «Али-Баба и 40 разбойников»)

6. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? («12 месяцев» С.Я.Маршак)

7. Какими словами обыкновенно начинаются русские сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были).

8. На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья? (На тракторе. Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот» ).

9. Какая из перечисленных сказок не является литературной: «Аленький цветочек», «Кот в сапогах», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна»? («Царевна-лягушка»)

10. Назовите сказочного персонажа, который знал 1001 сказку. (дочь визиря Шахразада)

11. Кто такой бахарь? (сказитель, рассказчик)

12. Что это: «И я там был, мёд-пиво пил…» (концовка сказки)

13. Как звали царевну-лягушку? (Василиса Премудрая)

14. Какая из перечисленных сказок волшебная: «Колобок», «Царевна-лягушка», «Теремок»? («Царевна-лягушка»)

Станция №3

Сказочный поединок

Приглашаются по одному участнику от команды на каждый поединок. Они поочерёдно отвечают, не повторяясь. Кто правильно даёт ответ последним — тот победитель.

1. Назовите сказочников. (Г.Х.Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро, Астрид Линдгрен, А.С.Пушкин, Н.Носов, А.Милн, С.Т. Аксаков, В.А. Жуковский, П.П. Бажов, П.П. Ершов и др.)                                            

2. Отрицательные сказочные герои (Баба Яга, Кощей Бессмерный, леший, Змей Горыныч, колдунья, ведьма)    

3. Какие волшебные диковинки из сказок вы знаете? (Сапоги-скороходы, скатерть самобранка, говорящее зеркальце, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, волшебная палочка, ступа).  

Станция №4  

Литературоведческая

1. Что такое эпитет? (художественное определение)

2. Назовите тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола)

3. Приведите пример сравнения (словно пух, как солнце, будто тень)

4. Какое художественное средство: лес рук? (метафора)

5. Приведите пример эпитета (грозное море, лакомый кусочек)

6. Назовите постоянные эпитеты (добрый молодец, трава зелёная, красна девица)

7. Что такое автобиография (описание своей жизни)

8. Синоним к термину гипербола (преувеличение)

9. Как по-другому зачин? (начало)

10. Что такое монолог? (высказывание одного лица)

11. Пример олицетворения (ночевала тучка, ветер уснул, речка бежит)

12. Вводная часть в поэме «Руслан и Людмила» (пролог)

13. Размеры стиха (ямб, хорей — двусложные)

14. Сколько строчек обычно в частушках? (4)

15. Жанр произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (поэма)

16. Обязательный элемент басни (мораль — вывод, нравоучение)

Станция №5

Литературная

1. Наина, Людмила, Владимир Красное Солнышко – герои какого произведения, кто написал? (А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”).

2. Какой дуб в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (зелёный)

3. Что делает леший у лукоморья? («Там леший бродит»)

4. Сколько витязей выходит из вод? (30)

5. Что делает царь Кащей («Над златом чахнет»)

6. С кем бредёт ступа? (С Бабою Ягой)

7. Что делает кот учёный, когда идёт направо? («Песнь заводит»)

8. Чего нет в избушке у лукоморья? («Избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей»)

9. Кто служит царевне? (Бурый волк)

10. Когда ходит кот учёный по цепи? («И днём, и ночью»)

11. Кого несёт колдун через леса, через моря? (богатыря)

12. Как зовут главного героя рассказа И.С. Тургенева “Муму”? (Герасим)

13. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? (сравнивает его с русским богатырем)

14. Как звали девушку из рассказа И. Тургенева “Муму”, которую полюбил Герасим? (Татьяна)

15. Как Петя Ростов связан с русским языком? (Слово Ростов – исключение к правилу “Раст-рос”)

16. Кто из литературных героев вывернул волка наизнанку, застрелил шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне? (Мюнхаузен. Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»).

Станция №6

Загадочная

1. Человек, лечащий животных по сказке К.Чуковского (Айболит)

2. Самая маленькая сказочная девочка (Дюймовочка)

3. Зелёная царевна (лягушка)

4. Слабоумный паренёк из сказки (Иванушка-дурачок)

5. Дружит со щукой (Емеля)

6. Собеседница вороны, укравшая у неё сыр (лиса)

7. Отчество у Мороза (Иваныч)

8. Название сказки обо всех временах года (12 месяцев)

9. Деревянный сказочный мальчишка (Буратино)

10. Сколько было богатырей у мёртвой царевны? (7)

11. Где хранится смерть Кощея? (в яйце)

12. Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки (лиса)

13. Мальчик, превратившийся в козлёнка (Иванушка)

14. Как звали его сестрёнку (Алёнушка)

15. Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

16. Кто развалил теремок? (медведь)

17. Папа Буратино (Карло)

18. Самый маленький мальчишка (с пальчик)

19. Девочка с голубыми волосами (Мальвина)

20. Подружка семи гномов (Белоснежка)

21. Волшебная избушка (на курьих ножках)

22. Злая старуха, укравшая Иванушку (Баба Яга)

23. Отчество медведя         (Потапыч)

24. Девушка, потерявшая башмачок (Золушка)

25. Девочка в ярком головном уборе         (Красная шапочка)

26. Сколько козлят съел волк? (6)

27. Волшебные слова Емели (по-шучьему веленью)

28. Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

29. Кого угощала лиса манной кашей из плоской тарелки? (журавля)

30. Старухино изделие из муки (Колобок)

31. Волшебный конёк Иванушки (Горбунок)

32. Сколько сыновей у батюшки царя? (3)

Станция № 7 “Весёлые художники”

От каждой команды участвует по 5 человек. Задача команды – нарисовать Бабу Ягу.

Баба Яга рисуется поочерёдно: 1-е номера рисуют голову, 2-е номера — туловище, 3-и номера – ноги, руки, 4-е номера – метлу, 5-е номера – ступу.

Станция №8 «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что в чёрном ящике, задавая наводящие вопросы. Ведущий отвечает только “да” или “нет”. Кто отгадает, какой сказочный герой находится в коробке, получит приз.

  1. Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту и компас? Сказочный путеводитель (Клубок указывает Ивану-царевичу дорогу к Василисе Премудрой в сказке «Царевна-лягушка» и царевичу путь к нужному царству в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое»)

Литературная
викторина для 5-х классов

Цели:

·        
Проследить
степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.

·        
Выяснить
знания пословиц, поговорок, загадок.

·        
Развивать
логические мышления, память, творческие способности обучающихся.

·        
Прививать
любовь к русскому народному фольклору, литературе.

·        
Воспитывать
чувство коллективизма.

Оборудование:
иллюстрации
к произведениям, индивидуальные карточки, звонок, номера участникам команд.

Ход
работы – викторина

– Здравствуйте,
дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное
путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины
в которой участвуют 3 команды.

·        
Первая
команда 5а класса – Приветствуем их аплодисментами!

·        
Вторая
команда 5б класса – Давайте дружно похлопаем и этой команде!

·        
Третья
команда 5в класса – Поприветствуем аплодисментами и эту команду!

– Оценивать
конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе

Первый
конкурс будет называться “Подготовка к путешествию”

Задание: придумать
литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.

(время – 1 минута,
конкурс оценивается по 5-бальной системе)

Второй
конкурс
“Разминка”

Задание: каждой
команде поочерёдно загадывают загадки. Если ответ правильный, то команда
получает 1 балл, если ответ неверен, другим командам даётся возможность
ответить и заработать баллы.

Загадки:

Первой
команде:

а) Виден край, да
не дойдёшь (горизонт)

б) Двое ходят,
двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)

в) Пять братьев
вместе родятся, а ростом разные (пальцы)

Второй
команде:

а) Он всюду: в
поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)

б) Взглянешь-заплачешь,
а краше его нет на свете (солнце)

в) Сторож плохой:
слепой, глухой. Не тронешь – молчит, а тронешь- кричит (звонок)

Третьей
команде:

а) Сама пестрая,
ест зеленое, даёт белое.(корова)

б) Идет в баню
чёрен. А выходит, красен (рак)

в) Скручено, связано,
на кол посажено, а по двору пляшет (метла)

3. Третий
конкурс “Пословицы и поговорки”

Задание: собрать
пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру (время –
1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)

Что на
уме,-

1) в день
не вырастешь.

Что с
возу упало,-

2) тем
короче ночь.

Человек
не грибок,-

3) как
её потеряешь.

Чужого
не надо,-

4) а
человек – умением.

Чем
длиннее день,-

5) пока
их нет.

Что
посеешь,-

6) да не
будь лапшой.

Чует
кошка, –

7) кто
найдет клад.

Цену
вещи узнаёшь, –

8) то
пропало.

Храни
себя от бед,-

9) то и
пожнешь.

Умей
взять,-

10) умей
и отдать.

Тот
будет рад, –

11) чьё
мясо съела.

Расти
большой,-

12) то и
на языке.

Плох
мастер,-

13) тому
ничего не удаётся.

Красна
птица пением,-

14)
плоха и работа.

Кто за
все берется,-

15)
своего не отдам.

4 конкурс
“Наши рисунки”

Задание: команды
получают по 3 рисунка (сюжет из пройденных произведений).

Необходимо назвать
изображенного героя, из какого он произведения и кто его автор. (3 балла:
герой, произведение, автор)

5 конкурс
“Веселый художник”

– Какой из
отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба
Яга)

Задание:
Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:

(Конкурс
оценивается по 5 бальной системе)

6. Конкурс
«Волшебный сундучок» ( черный ящик)

Ведущий. В
Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать
предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

1.     Фрукт,
растущий на деревце, которое укрыло сестрицу и братца . (Яблоко)

2.     Гостинец,
который попросила младшая дочь у отца, перед его отъездом  по торговым делам .
(Аленький цветочек)

3.     Вопрос
детям: «В ящике лежит предмет, с помощью которого злые сестры хотели обмануть
молодую дочь купеческую и заставить ее изменить данному слову. Что это?» (Часы.)

4.     С помощью
предмета, находящегося внутри сундучка, можно смастерить самые разные вещи, а
можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла)

5.     В чем
внучка несла пирожки для бабушки?   (Корзинка)

6.     Что мешало
принцессе спать?   (Горошина)

7.     Жена
Ивана-царевича в образе земноводного существа. (Лягушка)

8.      Всем он каши наварил,   Съесть
ее не хватит сил.( горшочек)

9.     В него
смотрелся тролль,

Царица,
сердцем злая…

Принёс
осколок боль

И холод в сердце
Кая! (зеркало)

7 конкурс
“Капитанов”

Задание: за 30
секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно
говорить “Дальше”. За каждый правильный ответ капитан получает 2
балла (предварительно проводится жеребьёвка).

Первому
капитану.

Проворная
зверюшка живет в дупле – избушке

(белка)

По лужку
он важно бродит, из воды сухим выходит

(гусь)

Кто на
дереве сидит, клювом дерево долбит

(дятел)

Растет
зеленый кустик, дотронешься – укусит

(крапива)

Человек,
лечащий животных по сказке К. Чуковского

(Айболит)

Днем
спит, ночью летает, прохожих пугает

(сова)

Много
рук, а нога одна

(дерево)

Над
цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет

(бабочка)

Самая
маленькая девочка

(Дюймовочка)

Зеленая
царевна

(лягушка)

Слабоумный
паренек

(Иванушка
– дурачок)

Дружит
со щукой

(Емеля)

Драгоценный
петух

(золотой)

Собеседница
вороны, укравшая у нее сыр

(лиса)

Отчество
у Мороза

(Иваныч)

Название
сказки обо всех временах года

(12
месяцев)

Второму
капитану

Деревянный
мальчишка

(Буратино)

Сколько
было богатырей у мертвой царевны?

(7)

Где
хранится смерть Кощея?

(в яйце)

Наглая
плутовка, выгнавшая зайца из избушки

(лиса)

Мальчик,
превратившийся в козленка

(Иванушка)

Как
звали его сестренку?

(Аленушка)

Транспорт
с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги

(гуси –
лебеди)

Кто
развалил теремок?

(медведь)

Папа
Буратино

(Карло)

Он похож
на елку, шуба вся в иголках

(ёж)

Без рук,
без ног, а на брюхе ползет

(змея,
червяк)

Зимой
белый, летом серый

(заяц)

Рыжая
плутовка, хитрая да ловкая

(лиса)

Работящие
зверьки строят дом среди реки

(бобры)

Волшебный
конек Иванушки

(Горбунок)

Лежит –
молчит, подойдешь – заворчит

(собака)

Третьему
капитану

Всех я
вовремя бужу, хоть часы не завожу

(петух)

Под
водой живет народ, ходит задом наперед

(раки)

Самый
маленький мальчишка


пальчик)

Девочка
с голубыми волосами

(Мальвина)

Подружка
семи гномов

(Белоснежка)

Волшебная
избушка

(на
курьих ножках)

Злая
старуха, укравшая Иванушку

(баба
Яга)

Отчество
медведя

(Потапыч)

Девушка,
потерявшая башмачок

(Золушка)

Первая
жительница теремка

(Муха –
цокотуха)

Девочка
в ярком головном уборе

(Красная
шапочка)

Сколько
козлят съел волк

(6)

Волшебные
слова Емели

(по
щучьему велению)

Рыбак,
ловивший рыбу хвостом

(волк)

Кого
угощала лассо манной кашей из плоской тарелки

(Журавля)

Старухино
изделие из муки

(колобок)

8. Жюри
объявляет итоги.

Ведущий: Давайте
проверим, насколько внимательны присутствующие в нашем зале болельщики и
поаплодируем! Внимательно слушаем и хлопаем в ладоши.
Хлопают все присутствующие.
Только девочки.
Только мальчики.
Только те, кто любит вкусно поесть.
Только те, кто опаздывает на уроки.
Только те, кто хорошо учится.
Только те, кто не любит каникулы.
Только те, кто любит сладкое.
Только те, кому нравится играть в футбол.
Только те, у кого прекрасное настроение.
Звучали бурные апплодисменты и мы надеемся, что у всех на сегодняшнем конкурсе
прекрасное настроение!

https://i.ytimg.com/vi/ljtBEu2MNiA/maxresdefault.jpg

http://dostoyanieplaneti.ru/images/the-frog-princess-a-fairy-tale-d01fac-h900.jpg

http://emazhelinsk.cerkov.ru/files/2016/03/%D0%9C%D1%83%D0%BC%D1%83.jpg

Классы/ 
Конкурсы

Максимальное
количество баллов

“Подготовка
к путешествию”

5

“Разминка”

3

“Пословицы
и поговорки”

15

“Наши
рисунки”

3

“Веселый
художник”

5

«Волшебный
сундучок»

3

Конкурс
капитанов

16

ИТОГО

Классы/ 
Конкурсы

Максимальное
количество баллов

“Подготовка
к путешествию”

5

“Разминка”

3

“Пословицы
и поговорки”

15

“Наши
рисунки”

3

“Веселый
художник”

5

«Волшебный
сундучок»

3

Конкурс
капитанов

16

ИТОГО

Для
жюри

Второй
конкурс
“Разминка”

Задание: каждой
команде поочерёдно загадывают загадки. Если ответ правильный, то команда
получает 1 балл, если ответ неверен, другим командам даётся возможность
ответить и заработать баллы.

Загадки:

Первой
команде:

а) Виден край, да
не дойдёшь (горизонт)

б) Двое ходят,
двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)

в) Пять братьев
вместе родятся, а ростом разные (пальцы)

Второй
команде:

а) Он всюду: в
поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)

б)
Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)

в) Сторож плохой:
слепой, глухой. Не тронешь – молчит, а тронешь- кричит (звонок)

Третьей
команде:

а) Сама пестрая,
ест зеленое, даёт белое.(корова)

б) Идет в баню
чёрен. А выходит, красен (рак)

в) Скручено,
связано, на кол посажено, а по двору пляшет (метла)

3. Третий
конкурс “Пословицы и поговорки”

Задание: собрать
пословицу или поговорку из двух половинок, подставив необходимую цифру

Что на
уме,- 12

1) в
день не вырастешь.

Что с
возу упало,- 8

2) тем
короче ночь.

Человек
не грибок,- 1

3) как
её потеряешь.

Чужого
не надо,- 15

4) а
человек – умением.

Чем
длиннее день,- 2

5) пока
их нет.

Что
посеешь,- 9

6) да не
будь лапшой.

Чует
кошка, -11

7) кто
найдет клад.

Цену
вещи узнаёшь, -3

8) то
пропало.

Храни
себя от бед,-5

9) то и
пожнешь.

Умей
взять,-10

10) умей
и отдать.

Тот
будет рад, -7

11) чьё
мясо съела.

Расти
большой,-6

12) то и
на языке.

Плох
мастер,-14

13) тому
ничего не удаётся.

Красна
птица пением,- 4

14)
плоха и работа.

Кто за
все берется,-13

15)
своего не отдам.

7 Конкурс
капитанов

Первому капитану.

Проворная
зверюшка живет в дупле – избушке

(белка)

По лужку
он важно бродит, из воды сухим выходит

(гусь)

Кто на
дереве сидит, клювом дерево долбит

(дятел)

Растет
зеленый кустик, дотронешься – укусит

(крапива)

Человек,
лечащий животных по сказке К. Чуковского

(Айболит)

Днем
спит, ночью летает, прохожих пугает

(сова)

Много
рук, а нога одна

(дерево)

Над
цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет

(бабочка)

Самая
маленькая девочка

(Дюймовочка)

Зеленая
царевна

(лягушка)

Слабоумный
паренек

(Иванушка
– дурачок)

Дружит
со щукой

(Емеля)

Драгоценный
петух

(золотой)

Собеседница
вороны, укравшая у нее сыр

(лиса)

Отчество
у Мороза

(Иваныч)

Название
сказки обо всех временах года

(12
месяцев)

Второму
капитану

Деревянный
мальчишка

(Буратино)

Сколько
было богатырей у мертвой царевны?

(7)

Где
хранится смерть Кощея?

(в яйце)

Наглая
плутовка, выгнавшая зайца из избушки

(лиса)

Мальчик,
превратившийся в козленка

(Иванушка)

Как
звали его сестренку?

(Аленушка)

Транспорт
с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги

(гуси –
лебеди)

Кто
развалил теремок?

(медведь)

Папа
Буратино

(Карло)

Он похож
на елку, шуба вся в иголках

(ёж)

Без рук,
без ног, а на брюхе ползет

(змея,
червяк)

Зимой
белый, летом серый

(заяц)

Рыжая
плутовка, хитрая да ловкая

(лиса)

Работящие
зверьки строят дом среди реки

(бобры)

Волшебный
конек Иванушки

(Горбунок)

Лежит –
молчит, подойдешь – заворчит

(собака)

Третьему
капитану

Всех я
вовремя бужу, хоть часы не завожу

(петух)

Под
водой живет народ, ходит задом наперед

(раки)

Самый
маленький мальчишка


пальчик)

Девочка
с голубыми волосами

(Мальвина)

Подружка
семи гномов

(Белоснежка)

Волшебная
избушка

(на
курьих ножках)

Злая
старуха, укравшая Иванушку

(баба
Яга)

Отчество
медведя

(Потапыч)

Девушка,
потерявшая башмачок

(Золушка)

Первая
жительница теремка

(Муха –
цокотуха)

Девочка
в ярком головном уборе

(Красная
шапочка)

Сколько
козлят съел волк

(6)

Волшебные
слова Емели

(по
щучьему велению)

Рыбак,
ловивший рыбу хвостом

(волк)

Кого
угощала лассо манной кашей из плоской тарелки

(Журавля)

Старухино
изделие из муки

(колобок)

Интеллектуальная игра по литературе

Цели:

·       
Повторение изученного материала по
предмету;

·       
Развитие памяти, слухового
восприятия, речи, интонации;

·       
Воспитание интереса к предмету,
чувства коллективизма, ответственности.

I.                 
Разминка.

·       
Отгадать слово, используя при этом
как можно меньше подсказок-рассуждалок. Если слово отгадано после первой
подсказки – присуждается 15 очков, после второй -10 очков, после третьей – 5
очков.

·       
Если после трех подсказок команда
не отгадывает слово – задание переходит другой команде.

Задание
команде «Знатоки»

·       
Они есть у всех образованных
людей;

·       
Их считают лучшим подарком;

·       
Они бывают в мягком и твердом
переплете

Зашифровано
слово «КНИГИ»

Задание
команде «Умники»

·       
Ими бывают мужчины и женщины
разных национальностей;

·       
Они иногда сами являются героями;

·       
Их трудами являются рассказы,
повести, романы.

Зашифровано
слово «ПИСАТЕЛИ»

II.              
Игра.

·       
Команда выбирает тему и вопрос на
любое количество очков. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После
обсуждения в команде дается ответ на вопрос. Если ответ верный, то команда
получает очки, а на доске карточка с очками убирается. Команда продолжает
играть дальше.

·       
Если команда не справляется с
вопросом, то отвечают соперники, зарабатывая, таким образом. Дополнительные
очки.

·       
В случае если обе команды не отвечают
– вопрос переходит зрителям.

·       
Игру начинает отстающая команда
(или по жребию, если количество очков после разминки одинаковое)

Сказки Пушкина

10

20

30

40

50

Продолжи пословицу

10

20

30

40

50

Отгадай загадку

10

20

30

40

50

Продолжи строку стихотворения

10

20

30

40

50

Угадай героя по описанию

10

20

30

40

50

Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по
лбу.

Есть же давай мне варёную
полбу.

«Сказка о попе и работнике
его Балде»

20

В кого превращала Лебедь
князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

30

С какими словами царица
обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце,
скажи, да всю правду доложи…»

40

Какими словами начинается
сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею
старухой у самого синего моря…»

50

Какими словами
заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво
пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают –

по уму провожают

20

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

30

Глаза страшатся,

а руки делают

40

На бога надейся,

а сам не плошай

50

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг
электрический.

Робот

 20

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

30

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

40

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

50

Моряков тревожит он и
радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то
падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга
злилась

(На мутном небе мгла
носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные
желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

20

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране
далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер  свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей
лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит
бури,

Как будто в бурях есть
покой )

М.Ю.Лермонтов «Парус»

30

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не
тревожит,

Я не хочу печалить вас
ничем.

Я вас любил безмолвно,
безнадежно,

То робостью, то ревностью
томим.

Я вас любил так искренно,
так нежно,

Как дай вам бог любимой
быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

40

Умом Россию не понять…

(Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только
верить)

Ф.Тютчев

50

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с
тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Угадай героя по описанию

10

«…Из числа челяди он был
самым замечательным лицом; мужчина двенадцати вершков роста, сложенный
богатырем и глухонемой от рождения…»

Герасим

И.С.Тургенев «Муму»

20

«… Проснулся я поздно.
Погода была ясная, ветер утих, море перестало бесноваться. Я взглянул на
покинутый нами корабль и с удивлением увидел, что на прежнем месте его уже
нет. Теперь его прибило ближе к берегу. Он очутился неподалеку от той самой
скалы, о которую меня чуть не расшибло волной… Я тотчас же решил пробраться
на корабль, чтобы запастись провизией и разными другими вещами…»

Робинзон

Д.Дефо

«Робинзон Крузо»

30

«Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет
шести.

Как серна гор, пуглив и
дик,

И слаб и гибок, как
тростник.

Но в нем мучительный недуг,

Развил тогда могучий дух

Его отцов…»

Мцыри

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»

40

«…Когда очнулся он от удара
и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами: пули сыпались
на них сверху, но не доставали. И вспыхнули очи у старого атамана:

 – Прощайте, товарищи! –
кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда
вновь.

А огонь уже разгорался над
костром, захватил его ноги и разостлался пламенем по древу…»

Тарас Бульба

Н.В.Гоголь

«Тарас Бульба»

50

«Острижен по последней
моде;

Как dandy
лондонский одет –

И, наконец, увидел свет,

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет
решил,

Что он умён и очень мил…»

Онегин

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

III.          
Подведение итогов.

IV.           
Заключительная головоломка.

” Своя игра ” по литературе 5 класс

( по учебнику В.П.Полухина, В.Я.Коровиной, В.П .Журавлева, Москва “Просвещение”, 2015)

Учитель: Гергель Ирина Анатольевна

Цель: в игровой форме проверить и обобщить знания учащихся.

Игра может быть использована как во внеклассной работе, так и на заключительном уроке литературы в 5 классе.

 Класс делится на две команды. Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. 

На доске таблицы (выбранный вопрос отмечается крестиком). Сразу после ответов подсчитываются баллы.

Синий раунд:

Портрет

Факты

Имя

Жилище

Географические

названия

10

20

30

40

50

Красный раунд:

Вещи,

предметы

Чьи слова?

Растения

Животные

Теория

20

40

60

80

100

Вопросы синего раунда:

Портрет

10 – Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. (Царевна из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”)

20- Бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца… Головка покачивалась на тонкой шее, глаза смотрели порой так не по-детски грустно. (Маруся “В дурном обществе” В.Короленко)

30- Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. ( Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена)

40 – Лицо величаво, как в раме,

Смущеньем и гневом горит.

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока. (Портрет русской женщины. Н.Некрасов “Мороз, Красный нос”)

50 – Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. (Татьяна. И.Тургенев “Муму)

Факты

10 – Отклик на события какой войны отражены в басне И.А.Крылова “Волк на псарне”? (1812 – Россия и Франция)

20 – Как погиб М.Ю.Лермонтов? (Дуэль)

30 – В какие годы происходят события в сказке К.Паустовского “Теплый хлеб”? (Гражданская война)

40 – (КОТ В МЕШКЕ) Фамилия поэта, который исполняет песни на свои стихи (Юлий Ким)

50 – Терракотовый – какой это цвет? (светло-коричневый с красноватым оттенком)

Имя

10 – Имя главного героя в рассказе “Муму”. (Герасим)

20 – Имя мальчика, обидевшего коня в сказке “Теплый хлеб” К.Паустовского.

(Филька)

30 – Женское имя в стихотворениях Д.Кедрина и А.Прокофьева. (Аленушка)

40 – Имя мальчика в сказке Антония Погорельского. (Алеша)

50 – Имя управляющего замка в повести “В дурном обществе” В.Короленко. (Януш)

Жилище

10 – Кровли домов почти сходились, под выступами кровель шел водосточный желоб, и туда как раз были обращены чердачные окошки обеих семей. (“Снежная королева”)

20 – Кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырская кровать; под кроватью дюжий сундук; в уголку столик такого же свойства, а возле столика – стул на трех ножках, прочный и приземистый. (Каморка Герасима)

30 – Пышных комнат нет числа;

Всем любуется она;

Вот глядит, отворена

Дверь в покой: в покое том

Вьется лестница винтом. (Дворец в сказке В.Жуковского “Спящая царевна”)

40 – Дом был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат. (Пансион в сказке “Черная курица, или подземные жители” А.Погорельского)

50 – Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. (Жилище Хозяйки Медной горы. П.Бажов)

Географические названия

10 – Какая река упоминается в стихотворениях Н.Некрасова? (Волга)

20 – В каком городе происходят события в рассказе “Муму” И.Тургенева? (Москва)

30 – Где служили герои рассказа Л.Н.Толстого Жилин и Костылин? (На Кавказе)

40 – С какого озера пришел Ваня к ветеринару в рассказе “Заячьи лапы” К.Паустовского? (Урженское)

50 – Название деревни в стихотворении “Родная деревня” Н.Рубцова. (Никола)

Вопросы Красного раунда

Вещи, предметы (В каком произведении (автор) встречаются эти предметы)

20 – Шипцы, козья ножка, ключ, просфора, бутыль с карболовым раствором. (А.Чехов “Хирургия”)

40 – Мундиры, штыки, барабаны, пушки. (М.Лермонтов “Бородино”)

60 – Патроны, перочинный ножик, ружье, патронташ, хлеб, спички. (В.Астафьев “Васюткино озеро”)

80 – Пустая бочка, колодец, старый пень-голова, колья из плетня. (А.Платонов “Никита”)

100 – Часы, цепь золотая, ружье-стволина двойная, замочки резные, большие сапоги, полушубок овчинный, большие рукавицы. (Н.Некрасов “Крестьянские дети”)

Чьи слова?

20 – “Семья-то большая, да два человека \Всего мужиков-то: отец мой да я. (Влас. “Крестьянские дети” Н.Некрасов)

40 – “Там житель в бочке живет! Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала. (Никита. А.Платонов “Никита”)

60 – “Душенька, Тринушка! – ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая. (Алеша. А.Погорельский “Черная курица…”)

80 – “Цезарь! Умница… Ну, теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь” (Игорь. С.Черный “Игорь-робинзон”)

100 – “А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, я-то из чего растревожился? Озорника-то мы этого скрутим; коли что – в полицию знать дадим” (Дворецкий барыни. И.Тургенев “Муму”)

Растения

20 – Под каким деревом свинья подрывала корни в басне Крылова? (Дуб)

40 – Какое дерево упоминается в стихотворении С.Есенина “Я покинул родимый дом”? (Клен)

60 – Какое растение (злак) есть в словах героя Июля в сказке С.Маршака “Двенадцать месяцев”? (Пшеница)

80 – (Кот в мешке) Что такое Attalea princeps? (Пальма. В.Гаршин)

100 – Низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветами. (Вереск. Р.Стивенсон “Вересковый мед”)

Животные

20 – Какое животное обидел мальчик в рассказе К.Паустовского “Теплый хлеб”? (Конь)

40 – Какие животные встречаются в рассказе-были “Заколдованное место” Н.Гоголя? (Птица, баран, медведь)

60 – Какую птицу подстрелил Васютка в рассказе “Васюткино озеро”? (Глухарь)

80 – Кого привела бабка Анисья к ветеринару в рассказе К.Паустовского “Заячьи лапы”? (Козу)

100 – Какой породы была собака в рассказе С.Черного “Игорь-робинзон”? (Пудель)

Теория

20 – Краткий стихотворный рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл, обычно с моралью. (Басня)

40 – Образное, красочное определение. (Эпитет)

60 – Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. (Сатира)

80 – Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма)

100 – Произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетается реальное и фантастическое. (Легенда)

Своя игра (финал)

Ставки команд от 10 до 100 баллов.

Вопрос: Чьи это слова: “Я призван был воспеть твои страданья, \Терпеньем изумляющий народ” (Ответ: Некрасов Н.А)

Добавить комментарий