Содержание статьи
- Домашний иконостас
- Какие иконы нужно иметь дома
- Где разместить домашний иконостас
- В каком порядке расположить иконы
- Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме
- Молитвы перед домашним иконостасом
- Читайте также
Домашний иконостас
В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.
Какие иконы нужно иметь дома
Важно помнить, что
- Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
- Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
- Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.
Где разместить домашний иконостас
Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.
Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.
При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.
Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы
- Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
- С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
- Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.
По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.
Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.
Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.
В каком порядке расположить иконы
- Над всеми иконами находится православный Крест.
- Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
- Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
- Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
- Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
- В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
- Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
- Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.
С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.
Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме
«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:
1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.
2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.
3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.
4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке
5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.
6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.
7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.
8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.
9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.
10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.
Молитвы перед домашним иконостасом
Молитва Смоленской иконе Божией Матери
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Читайте также
- Икона Богоматери «О тебе радуется»
- Иерусалимская икона Божией Матери
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
С.В.Алексеев
С.В.Алексеев
Как устроить домашний иконостас
Содержание
Итак, где разместить иконы?
В чем же разница между православной иконой и картиной?
Какие иконы иметь дома?
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?
Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования?
Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?
Каким должно быть отношение к святыне?
К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?
Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Приложение
Иконостас
В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…
Инок Спиридон (Сильвестр). Домострой (XVI в)
Иконописец, завершая икону, надписывает имя Того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается Икона.
Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.
Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.
Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.
«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.
Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.
Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.
В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.
Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.
Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.
Поэтому, у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?
На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.
Итак, где разместить иконы?
В свободном и доступном месте.
Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8).
Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36).
И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1).
…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).
Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.
Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.
Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:
«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.
После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7–8).
…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.
Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.
Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.
Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.
День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.
Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.
После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.
Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.
Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.
В чем же разница между православной иконой и картиной?
Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.
Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.
Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.
Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть далее человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.
Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.
Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.
В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержаться необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.
А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.
Какие иконы иметь дома?
Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.
Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине.
Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.
Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.
Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.
Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».
Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.
Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.
Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,–
Игоревская икона Божией Матери,
Касперовская икона Божией Матери,
Корсунская икона Божией Матери,
Почаевская икона Божией Матери,
Толгская икона Божией Матери,
Феодоровская икона Божией Матери,
Ярославская икона Божией Матери.
«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».
Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.
Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
Козелыцанская икона Божией Матери,
Смоленская икона Божией Матери,
Тихвинская икона Божией Матери,
Ченстоховская икона Божией Матери.
Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.
Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.
В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.
Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.
Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.
По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества.
Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.
А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.
Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?
Здесь можно дать несколько полезных советов.
Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.
Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.
После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.
Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования?
В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.
Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.
Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).
При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?
Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.
Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.
Каким должно быть отношение к святыне?
Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.
Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20, 26)
По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.
Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.
Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.
К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?
К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.
Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.
Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.
Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.
Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.
Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5–6 ).
Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.
Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).
Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.
В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.
Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».
И последнее.
Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.
Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.
Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.
Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.
Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.
Приложение
Схема высокого иконостаса
1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты); 2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери; 5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда; 8 – храмовая икона;
I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд; IV – деисусный чин.
Иконостас
Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.
Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.
Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.
Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.
В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.
Источник: Как устроить домашний иконостас / С. Алексеев. – СПб. : Сатисъ, 2006. – 31 с. – (Простые беседы о духовной жизни). ISBN 5-7373-0313-6
Комментарии для сайта Cackle
Икона Матери Божией Знамение. С чего начать писать икону?
После нанесения на грунт прориси, процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1) раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2) роспись; 3) пробела – высветление одежд, зданий, горок и пр. ; 4) охрение – высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5) нанесение ассиста.
Роскраш иконы. Как готовить эмульсию для разведения натуральных пигментов.
Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону – значит, заложить основные тона. При решении этой задачи необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуется брать цвета или произвольно, или с цветных репродукций; это не рекомендуется особенно начинающим знакомиться с иконописью. Лучше иметь под рукой, хотя и небольшой художественной ценности, подлинную икону и с нее копировать.
Начинать надо с простых изображений, например, отдельных святых и переходить к более сложным. Раскрываются сначала основные тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе последующей работы – высветлений и притенений. На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густо-равномерно (достигается нанесением краски в 2–3 слоя), и легко – «наливом», то есть жидко или даже прозрачно – «водка», часто и не вполне равномерно. Лучше всего покрыть один раз, но «в силу», чтобы левкас слегка просвечивал. Начинать закладку тонов лучше с тех, которые на иконе занимают большую площадь по сравнению с другими; во всяком случае с «доличного», то есть с того, что пишется до ликов. После раскрытия всех тонов общий колорит иконы должен подсказать, каков должен быть в основном и тон ликов. Если общий колорит изображения решен в холодных тонах, то основной тон ликов должен быть теплым, и наоборот. При нанесении тонов следует закрывать и черные линии прориси.
Как ставить описи и пробела на иконе.
После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи».
Если икона «оглавная», то есть на ней есть один или одни лики и совсем немного изображены плечи, то роспись надо начинать с ликов. Если икона «поясная» (святой изображен до пояса) или какая другая, роспись делается прежде по «доличному». Цвет росписи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другой. Например, по санкирю зеленоватого оттенка роспись дается жженой сиеной с умброй или жженой умброй и т.п. При росписи контуров и складок одежд необходимо обращать особое внимание на их живописность и не впадать в сухость и однообразие линий. Кисть при этом держится перпендикулярно к поверхности, на которой работают.
- Что такое икона
- История
- Кто может писать святые образы
- Как пишут икону
- Деревянная заготовка
- Подготовка основы
- Создание образа
- Чем пишут иконы
Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.
Что такое икона
Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:
- живописные картины на религиозную тему;
- народные иконы;
- церковные иконы.
Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.
История
Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
- Византийская империя;
- Киевская Русь и Московское государство;
- Болгарское царство.
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.
Кто может писать святые образы
В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.
- Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
- Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
- Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
- Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
- Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.
Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.
В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.
Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.
Читайте о почитаемых иконах:
- Икона Христос Пантократор
- Икона Пресвятой Троицы
- Икона Преображения Господня
Как пишут икону
Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.
Деревянная заготовка
Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:
- липа;
- лиственница;
- ель;
- сосна;
- кипарис.
Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:
- Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
- Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
- Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.
Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.
Подготовка основы
Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.
Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.
Читайте об иконах святых:
- Икона святой Марии Магдалины
- Икона 40 севастийских мучеников
- Икона святого Григория Богослова
Создание образа
В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:
- Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
- После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.
Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности - Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
- Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
- Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.
Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.
Чем пишут иконы
Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.
Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.
Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:
- придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
- возможное появление темных пятен при нанесении;
- наличие свойства со временем темнеть.
Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.
Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.
Иконопись. Секреты написания иконы
Считается, что в иконах заключена духовная энергия, а иконописцы не создают образ, а лишь проявляют и раскрывают то, что заложено высшей силой. Разберемся в символах икон и познакомимся с процессом их создания.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Рассмотрим все этапы создания иконы. В первую очередь разберемся с символическим значением икон — это тесно связано с процессом их написания.
✨ В православной традиции икона — это изображение первообраза. Мы видим на ней не мирской, а духовный образ человека, визуальное проявление его святости. Поэтому в иконе заключена определенная энергия, духовная сила.
🙏 Иконописец — традиционно монах, благочестивый человек, который ведет праведный образ жизни. Ведь перед созданием иконы он должен прозреть будущий образ своими духовными очами. Работа над иконой проходит в посте и молитве.
☦️ Смотреть на иконы должны были только православные верующие. Иностранцев могли не пускать в церкви как иноверцев. Есть предание о том, как одному немцу продали дом, стены которого были расписаны духовными сюжетами — и перед продажей сбили изображения со всех стен, а пыль вымели. В этом выражалась не только и не столько нелюбовь к иноверцам, сколько забота о правильном контакте с духовной энергией иконы.
🌍 При создании иконы иконописец символически выполняет те же действия, что и бог при сотворении мира. Фон иконы — свет, позем — сотворение земли и отделение тверди от воды, доличное письмо (травы, животные, здания) — все, что бог создал до Адама, а личное письмо — уже сотворение человека.
🌱 Внутри иконы встречаются разные части мироздания. Доска, на которой ее пишут, символизирует растительный мир. Пигменты для красок представляют минеральный мир. А яйцо, на котором замешивается пигмент, и рыбный клей — мир животный.
Теперь поэтапно разберем процесс создания иконы.
👥 Кстати, традиционно считается, что иконописцы не «творят» и не «создают» образ. Они лишь проявляют, раскрывают его — а образ как бы входит внутрь доски и отпечатывается там высшей силой. Иконописец как духовный, праведный человек становится руками бога в этом процессе.
🟫 Икона пишется на одной или нескольких деревянных досках, скрепленных между собой. В доске делается углубление с бортиками по краям — оно называется ковчег. Это углубление смазывают клеем и накладывают тонкую ткань — поволоку. По одному из толкований, ковчег и поволока символизируют гроб Христа и плащаницу, в которую его завернули.
⬜️ Поверх поволоки в несколько слоев накладывают левкас — специальный иконный грунт из мела или алебастра. Потом грунт шлифуют пемзой и шкуркой. Символически это уподобляет грунтованную поверхность стене. Когда грунт готов, приходит время для нанесения контура рисунка.
📚 Распространенные типы икон собраны в специальных книгах — образцах подлинников. Они могут быть лицевыми, с буквальными «прорисями», контурами иконы. Или толковыми, где образ описан словами: что это за святой, сколько ему лет, какая у него одежда, какой длины борода и так далее.
📍 По этим образцам делают «знамение» — наносят углубленный рисунок. Этим обычно занимаются мастера-знаменщики, которые иголкой процарапывают грунт, намечая абрис будущей иконы. Краску на икону наносят во много слоев, и такие физические границы помогают не выходить за контур изображения.
1. Этап золочения иконы
2. Этапы работы над иконой
3. Покрытие иконы олифой
4. Утраты на иконе открывают ее структуру: деревянная основа, «паволока» (=ткань), толстый слой левкаса (грунта) с красочным слоем
Итак, доску покрыли грунтом, нанесли графью, пришло время для живописной работы.
Вот как происходит нанесение краски👇
🟡 Сначала золотят отдельные участки — наносят фон и нимбы.
⛰ Затем наносят «роскрышь» — основные цвета. После работают над «доли́чным»: моделируют формы и одежды, наводят контуры и высветляют необходимые участки. В случае необходимости рисуют пейзаж («горки»), растения («травы») и здания («палаты»).
👤 В последнюю очередь переходят к написанию ликов («лично́му»). Сперва заполняют контуры ликов и других обнаженных частей тела красновато-коричневым темным тоном («санкирем»). Потом постепенно высветляют выпуклые части и формируют объем лика. Это символизирует путь, который проходит человек от незнания, духовной темноты, греха к богу. В конце присутствие божественного света усиливается ассистом — штрихами из сусального золота или серебра.
💧 На последнем этапе художник покрывает готовую икону защитным слоем — олифой. Олифление иконы уподобляется одному из церковных таинств — елеопомазанию. Икона будто бы проходит через этот обряд.
👥 Как правило, в создании иконы участвует несколько человек. В этом символически выражена идея соборности церкви — хотя иконописец мог создавать иконы и в одиночку. Мастера обычно специализируются на чем-то одном: кто-то пишет доличные изображения — пейзажи, палаты, одежды, кто-то лики.
✍️ На иконах обязательно есть подписи. Изначально так обозначали тех, кто изображен на иконе, но со временем образы стали узнаваемыми, и подписи превратились в символ изначального Слова Божия. В русской традиции подписи до сих пор зачастую делают на греческом, хотя допустим и славянский вариант. Свои имена иконописцы на иконы не ставили за очень редким исключением.
😈 Все этапы создания иконы обязательно должны проходить в правильном порядке. Сохранились любопытные легенды о существовании «адописных» икон, то есть тех, где под красочным слоем или даже левкасом скрывалось изображение дьявола. Упоминания таких икон многочисленны. Например, в житии Василия Блаженного рассказывается, как он разбил образ Богородицы, почитавшийся чудотворным. А затем выяснилось, что на нем под верхним слоем краски был нарисован бес. Однако ни одной реально существующей «адописной» иконы по сей день исследователями выявлено не было.
1. Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом
2. Мадонна ди Сан Лука, икона в окладе из Болоньи
3. Романово-ярославский список иконы Казанской Божией матери, в ризе 1881 года
4. Оклад Владимирской иконы, 1657
5. Св. Леонтий Ростовский, басменный оклад, втор. пол. 16 века