ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИМИДЖ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада,
и именно поэтому воспитатели детского сада являются определяющей ступенью в
дальнейшем развитии ребенка. К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник,
который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,
зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Воспитатель – это не только профессия, это
призвание, которым отмечен далеко не каждый человек.
Итак, что значит быть воспитателем детского сада? Это:
В – внимание
О – ответственность
С – справедливость
П – правдивость
И – искренность
Т – толерантность
А – артистизм
Т – трудолюбие
Е – еще доброжелательность
Л – любовь
Ь – мягкость.
Одна из важных задач современного педагога —
формирование собственного имиджа. От того, как педагог будет создавать и
продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная
востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность,
профессиональный успех, профессиональная компетентность.
Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?
Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и
носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни
один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать
с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет
Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов
говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к
какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент и вкус. Имидж
включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения,
вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение.
Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния –
считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная
деятельность связана с людьми.
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой
гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание
собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога, являющего собой
образец для подражания детей.
Во-вторых, имиджмейкеры — профессионалы, занимающиеся
созданием имиджа для известных лиц.
В-третьих, средства массовой информации: печать,
радио, телевидение.
В-четвертых, окружающие люди — друзья, родные,
сотрудники.
Грамотно созданный имидж вызывает уважение у
воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.
Основные составляющие имиджа воспитателя.
1.Визульная привлекательность – внешний вид – костюм,
прическа, аксессуары.
2.Вербальное поведение – словесный – что мы говорим и
пишем;
3 Невербальное поведение – жесты, мимика,
телодвижение;
4.Манеры.
5.Этикет.
6.Обаяние.
Имидж – это всегда единство внешнего и
внутреннего.
Внешняя
составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду,
манеры, походку.
Внутренняя составляющая –
это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических
качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.
Внутренняя составляющая имиджа
современного педагога. Исследования показывают, что имидж
«хорошего» педагога в восприятии детей и родителей связан с такими
качествами как интерес и любовь к воспитанникам, справедливость, общительность,
уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция.
Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений
с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить:
его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность,
уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с
окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность,
внутреннее состояние и поведение воспитанников.
Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение
лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого
педагога, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание
скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых
и благоприятных отношений.
Не менее важным составляющим имиджа педагога
является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве
его теоретической подготовленности и практической деятельности.
Самообразование – немаловажная составляющая имиджа
педагога. Уча других, учишься сам. Заинтересованность педагога, его
положительное отношение, все это должно захватить детей, заставить их с
нетерпением ждать завтрашний день, чтобы вновь вернуться в детский сад.
Внешняя составляющая имиджа педагога. Внешний
облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой
на себя. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и
взрослых.
Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и,
прежде всего, у любимых педагогов правильно одеваться. В манере одеваться
проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять
уважение к окружающим людям. Успех в решении педагогических задач во многом
зависит от умения понравиться ребенку и его родителю. Древнегреческий философ
Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не
нравится».
Педагог создает культуру последующих поколений,
воспитывает и учит детей и родителей своим поведением, отношением к людям,
внешним видом.
Часто происходят такие ситуации, когда дети
говорят, что воспитатель красиво одет или что у него сегодня
красивая причёска. А бывает, наоборот, в случайно услышанных разговорах, можно
услышать неприязнь родителей или детей к воспитателю, иногда объясняют неаккуратным
внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему
виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит
– добиться профессионально успеха.
Общие принципы создания привлекательного
внешнего вида:
1.
Аккуратность и опрятность:
¾ одежда
должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;
¾ обувь
должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня;
¾ внешний
вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и
исключать вызывающие детали;
¾ сотрудники
должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо
и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие
средств должны иметь легкий нейтральный запах).
2.
Сдержанность:
¾ одно из
главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании
парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность;
¾ основной
стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль;
¾ использование
простых неброских украшений, выдержанных в деловом стиле;
¾ для
маникюра и дневного макияжа уместны неяркие, спокойные
тона.
3.
Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время
следующие варианты одежды:
¾ спортивная
(кроме инструктора по физической культуре);
¾ для
активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой);
¾ пляжная;
¾ прозрачные
платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;
¾ декольтированные
платья и блузки (заметно нижнее белье)
¾ вечерние
туалеты;
¾ платья,
майки и блузки без рукавов;
¾ мини-юбки(выше3
см от колена);
¾ слишком
короткие блузки, открывающие часть живота или спины
4.Сотрудникам
ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время следующие
варианты обуви:
¾ спортивная
(кроме инструктора по физической культуре)
¾ пляжная (
шлепанцы и тапочки)
¾ массивная
на толстой платформе
¾ вечерние
туфли (с бантами, стразами, из блестящей ткани)
¾ высокие
сапоги-ботфорты
5.
Волосы запрещено:
¾ окрашивание
волос в яркие, неестественные оттенки (красный, синий)
6.
Маникюр и макияж, запрещено:
¾ маникюр
ярких тонов (синий, черный, зеленый)
¾ с дизайном
в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы)
Внешний вид должен быть безупречен во всем. ДОУ – не
место демонстраций дизайнерских изысков и экстравагантных идей.
Внимание! Неопрятная одежда, неаккуратная прическа,
небрежный или вызывающий макияж и маникюр, неприятные запахи создают негативное
впечатление лично о вас, и о нашем учреждении.
Стандарты внешнего вида педагога:
1.
Одежда:
¾ деловой
костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных
тонов, брюки стандартной длины);
¾ допускается
ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или
¾ жакета;
¾ платье или
юбка предпочтительно средней длины классического покроя;
¾ аккуратное
сочетание брюк, юбок с трикотажными джемперами или кофтами без ярких элементов;
¾ допускается
ношение футболок без символики;
¾ колготы
телесного или черного цвета ровной фактуры, без орнамента в течение всего года.
2.
Обувь:
¾ классические
модели с закрытым мысом и пяткой неярких тонов, гармонирующих с одеждой;
¾ высота
каблуков туфель должна быть удобной для работы, но не выше 10 см.
3.
Волосы:
¾ стрижка
аккуратная (не экстравагантная);
¾ длинные
волосы (ниже плеч) должны быть заколоты.
4.Украшения:
¾ допускается
использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.), выдержанные
в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных
подвесок;
¾ кольца –
не более трех
¾ цепочка –
не более двух;
¾ часы
среднего размера;
¾ серьги
среднего размера;
¾ пирсинг и
татуировки допускаются в том случае, если они скрыты
5.Руки:
¾ длина
ногтей должна быть удобной для работы;
¾ лак для
ногтей спокойных тонов без ярких элементов.
6.
Макияж:
¾ макияж должен
быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме.
Не только визуальная привлекательность, но и
вербальное поведение формирует имидж педагога. Поэтому владение речью сегодня –
важнейшая профессиональная составляющая педагога. Для восприятия педагога
детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить,
дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну»,
«значит»). Для педагога важна эмоциональная речь. Монотонный равнодушный голос,
будет действовать на воспитанников усыпляющее или вызывать скуку.
Существуют правила речевой культуры
педагога:
¾ Педагог
должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать.
¾ Педагог
должен говорить внятно, пользоваться паузами – логическими и психологическими.
Без логических пауз речь безграмотна, без психологических пауз речь –
бесцветна.
¾ Педагог
должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять
отдельные слова.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда.
Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности
соответствовали психологии «победителя».
¾ Первая
установка – высокая самооценка.
¾ Вторая
установка – позитивное отношение к жизни.
¾ Третья
установка – вера в добро.
¾ Четвертая
установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
¾ Пятая
установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать
новые формы бытия.
¾ Позиция –
«Я – хороший, ты – хороший» – позиция «победителя».
В создании имиджа педагога большую роль играет педагогический
этикет.
Он включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют
взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями,
педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю,
коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения,
доставляющие радость общения. Этикет проявляется различных сторон жизни и
деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном
поведении. Любящий свою работу педагог сознательно выбирает те модели
поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным
потребностям.
Также в создании имиджа педагога большую
роль играет педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер
нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной
среде. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как
профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость,
педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический
такт. Таким образом, несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет
результаты.
Гармонично созданный имидж помогает решить различные
вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов,
работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.
В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше
за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск».
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог
интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее
адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого
педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
Каким бы специалистом ни был воспитатель,
преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и
профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ
личностного «Я».
Воспитатель – это не только профессия, это – жизненное
кредо!
Ему должны быть присущи:
¾ высокая
гражданская ответственность и социальная активность;
¾ любовь к
детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
¾ подлинная
интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с
другими;
¾ высокий профессионализм,
инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию
новых ценностей и принятию творческих решений;
¾ потребность
в постоянном самообразовании и готовность к нему;
¾ физическое
и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами поговорим о слагаемых имиджа педагога.
Назовите, пожалуйста, ваши ассоциации к слову «ИМИДЖ».
(одежда, стиль, мода, красота, образ, причёска, макияж, внешность, престиж, костюм, модель, салон, личность, косметика, поведение, вкус, работа, статус, репутация, украшения, перемена, изменение, воплощение…..) Что такое «имидж»? (высказывания педагогов)
А КАКОЙ бывает имидж?
(позитивный, корпоративный, сценический, положительный, привлекательный, публичный, безупречный, соответствующий, собственный, профессиональный, общественный, новый, деловой, определённый, политический…….)
Кто вообще составляет имидж человека? (сам человек, имиджмейкеры, общество)
Английская исследовательница Э.Сэмпсон говорила: «Ваш личный имидж является картинкой ВАС. У Вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа. Рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что внутри. Но это так же и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует»
Говоря о личностном имидже, она выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
Воспитатель часто воспринимается окружающими как лицо ДОУ, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения.
Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» – А.П.Чехов
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.
Исследования показывают, что имидж «хорошего» педагога в восприятии детей и родителей связан с такими качествами как интерес и любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция.
Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение воспитанников.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку.
Про внутреннюю составляющую мы говорили много, а сегодня предлагаю поговорить о некоторых моментах ВНЕШНЕЙ составляющей имиджа педагога.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.
Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Педагог всё время должен чувствовать себя как на подиуме.
Дошкольников привлекает всё яркое, броское эмоционально окрашенное. Для успеха имиджа необходимо учитывать его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имиджа – составляющих человека являются:
- человеческая привлекательность и личное обаяние;
- впечатление здорового и счастливого человека;
- интерес к людям и их проблемам;
- уверенность в себе, оптимизм, активность;
- интеллигентность, культура, эрудиция;
- индивидуальный стиль деятельности и общения.
Справедливо утверждение, что имидж должен быть таким, будто весь мир заинтересован в вашем хорошем расположении духа, блестящей внешности, крепком здоровье, удачливости и т.д.
Имидж человека, как и первое впечатление, формируется в течение короткого промежутка времени, и чтобы его потом изменить надо будет сильно постараться. Так что лучше всегда быть готовым продемонстрировать созданный образ.
Часто происходят такие ситуации, когда дети говорят, что воспитатель красиво одет или что у него сегодня красивая причёска.
Но бывает и наоборот: в случайно услышанных разговорах можно услышать неприязнь родителей или детей к неаккуратному внешнему виду педагога. Это означает, педагог, улучшив свой ВНЕШНИЙ вид, может улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.
Предлагаю перейти к практической части нашего мероприятия.
1 . Упражнение «Образ педагога» (ФОТО 1): 2 команды доказывают преимущества разного имиджа:
- Яркого, броского, экстравагантного;
- Блёклого, тусклого, «синего чулка».
2. Упражнение «Дресс-код педагога» (ФОТО 2): (предлагаю разделиться на 3 группы)
Какие вы предлагаете рекомендации и ограничения в одежде, использовании цветовой гаммы, макияже, причёске, аксессуарах
- На педсовет
- На утренник
- В будний день
Понятно, что требования к внешнему виду педагога будут не одинаковыми. Например,
- на педсовете – достаточно строгий, деловой стиль
- на утреннике – праздничная, нарядная, яркая одежда
- в будние дни – в одежде предпочтительна сдержанность и скромность
- на физкультурном занятии, несомненно, спортивная одежда.
Уважаемые коллеги! На утреннике всё-таки предпочтительней ПЛАТЬЕ, а не брюки! И платье классической длины – до колена или чуть ниже (при наклонах или поднятии рук короткое платье задирается ещё выше, а длинное – мешает движению)
3. Упражнение «Представитель группы» (ФОТО 3)
Давайте рассмотрим такую ситуацию: срочно на конференцию от детского сада необходимо отправить не менее 3 педагогов. Но идёт рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Каждая группа выбирает 1представителя для конференции. Аргументируйте, по каким критериям вы выбирали человека.
Итак, необходимо придерживаться «золотой середины».
Не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, но и отставать от моды недопустимо! Следовательно, надо одеваться модно, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.
Есть официальные требования к внешнему виду воспитателя, которые регламентируются локальным актом ДОУ «Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» (Приказ от 27.02.2014 г № 6):
- …соблюдать деловой стиль одежды и обуви…
- …соблюдать опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде…
Неброский макияж, аккуратная прическа. Юбка не на много выше колена. Одежда должна быть мягких тонов. Нежелательны яркие, ядовитые, кричащие тона. Запрещено ходить с голыми ногами (без колгот), в рваных/резиновых тапках. Обувь должна быть удобной на невысоком каблуке. В гардеробе недопустимы предметы, которые могут поранить ребенка: пряжки, булавки, какие-то острые украшения. Воспитатель должен являться образцом для детей.
В общем-то, ничего сверхъестественного не требуется. Главное, чтобы родителю, который привел ребенка утром в детский сад, было приятно видеть перед собой человека, даже внешний вид которого показывает, что он готов к работе и ждет вашего ребенка.
Коллеги! В начале мероприятия вы назвали много ассоциаций к слову «имидж», и все эти слова помогут вам в разгадывании кроссворда (Приложение 1)
Итак, уважаемые коллеги!
Имидж воспитателя – очень важная вещь в современном мире. От того, какой имидж позиционирует воспитатель, зависит его отношение к руководству и коллегам, воспитанникам и их родителям. И наоборот – отношение к нему!
Имидж зависит в первую очередь от внутренней позиции воспитателя, его личностных качеств, манер и привычек. Но каждый может его изменить. И хорошо, если эта перемена – в лучшую сторону!
Помните правила:
- Будь опрятным!
- Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года!
- Следите за речью!
- Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции
- Самосовершенствуйтесь! Для педагога это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться!” Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны и своим воспитанникам, и их родителям, и коллегам.
Я надеюсь, что вы получили полезную информацию для размышления и действий. Только от нас самих зависит, каким будет наш имидж, наше окружение и наша жизнь. Удачи!
Источники
- Криксунова И.А. «Создай свой имидж» – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
- Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М., 2002.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М., 2002.
- Шепель В.М. «Имеджелогия. Как нравиться людям». – М.: Народное образование, 2002.
- Шепель В.М. «Имеджелогия: секреты личного обаяния». – М.: Народное образование. 2002.
«Формирование имиджа
воспитателя детского сада»
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары
1 кв. категория
Упражнение «Что помогает тебе в работе?»
Участники стоят в кругу необходимо высказать свое мнение о своем соседе слева, отражающее его сильные стороны как личности или как профессионала. Высказывание начнем с фразы «Тебе как профессиональному педагогу, помогает в работе то, что ты….»
В ваших высказываниях прозвучали личностные и профессиональные качества деятельности педагога.
Разделить на 2 команд «поколение мудрейших» и «поколение юниоры»
В настоящее время в обществе активно происходят изменения, связанные с влиянием социальных, экономических, информационных факторов, повышения требований к профессиональным и личностным качествам педагога.
В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога, воспитателя. Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы требует перестройки отношения воспитателей к своей работе в целом. Опора на собственный имидж воспитателя является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо.
Имидж.
Что же вы представляете под этим словом?
(ответ воспитателей)
По мнению С.И.Ожегов имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь».
Каждый из нас создает определённый образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, поступков и. т. д.
Имидж воспитателя.
Что же вы представляете под этим словом?
(ответ воспитателей)
Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
ИМИДЖ ВОСПИТАТЕЛЯ
Внешний облик Внутренний имидж
(соответствие образа
профессии)
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.
Задание перечислить составляющие требования к внешнему виду педагога недаром издавна говорят: «По платью встречают, по уму провожают».
Слайды
«Требования к составляющим внешнего вида сотрудников ДОУ»
1. Внешний вид |
1.1 Аккуратность. Сотрудник ДОУ всегда должен выглядеть аккуратно, быть одет в чистую, выглаженную одежду, подобранную строго по размеру. 1.2. Ухоженность. Обязательно соблюдение правил личной гигиены. Ухоженная одежда, обувь, кожа, волосы, ногти. 1.3. Адекватность. Внешний вид должен соответствовать стилю образовательного учреждения. Не приветствуются вечерние, слишком броские, открытые, прозрачные, вызывающие наряды, а также спортивная одежда. 1. 4. Элементы одежды должны сочетаться по цвету, структуре ткани и стилю, а также отвечать современным тенденциям моды. 1. 5. Умеренность. |
2. Общая гигиена |
2.1 В обязательное соблюдение правил личной гигиены входят: – ежедневный душ; – использование дезодоранта без ярко выраженного запаха; – уход за полостью рта (особенно после еды); I – ежедневный уход за волосами; – уход за руками и ногтями; – уход за ногами. |
3. Волосы прическа |
3. 1. Волосы всегда должны быть чистыми, ухоженными. 3. 2. Волосы ниже плеч должны быть собраны. 3. 3. Волосы должны быть максимально естественного цвета, прическа – не экстремальной. |
4. Костюм |
4.1 Одежда должна подходить по размеру. Костюм может быть не из одной ткани, но должен идеально сочетаться по всем параметрам. Костюм должен быть сезонным. Не допускается: – спортивный костюм; – костюм, надетый на голое тело; – глубокий вырез. 4.2 Приветствуются однобортный мужской пиджак безупречного пошива, галстук. |
5. Длина |
5. 1. Юбка, платье Оптимальная длина – до середины колена (± 10 см). 5. 2. Брюки. Предполагается, что брюки должны закрывать туфли/ботинки на 2-3 см. Слишком длинные или короткие брюки, а также бриджи нежелательны. 5. 3. Рукава. Длина рукава должна быть комфортна и функциональна. Допускается короткий рукав, но исключается его полное отсутствие. 5. 4. Длина одежды должна быть комфортной, закрывающей обнаженные части тела (особенно живот и спину) и элементы нижнего белья. |
6. Колготки, чулки |
6.1 Колготки/чулки должны быть: – нейтрального цвета – чистые, без дефектов; – без ярко выраженного узора, а также без сетки или ажура |
7. Обувь |
7. 1. Независимо от времени года в детском саду необходимо носить сменную обувь. 7.2. Не допускается: – спортивная, домашняя, массивная обувь; – изношенная, потерявшая форму, грязная обувь; – обувь с открытым мысом; , – обувь, не зафиксированная на ноге (сабо); 7. 3. Обувь должна быть удобная, чистая (без запаха), фасона, стремящегося к классическому, соответствующая стилю и цвету вашей одежды. |
8. Ткани |
8.1 Предпочтительно использование натуральных тканей. Допускается трикотаж. 8.2 Нежелательно использование блестящих (с блестками, пайетками, блестящей отделкой, бисером, люрексом), искрящихся тканей. Рисунок не должен быть слишком ярким. 8.3 Вызывающие надписи, фотографии, изображения людей и животных не приветствуются. |
9. Цвета |
Не рекомендуется чрезмерное использование черного цвета, а также слишком ярких цветов и белого. Предпочтительны теплые и спокойные тона, а также все оттенки серого, коричневого, синего, бежевого цветов. |
10.Аксессуары и украшения |
Все аксессуары должны сочетаться по цветовой гамме, не быть броскими, вызывающими, должны соответствовать стилю работника образовательного учреждения. Не следует надевать днем слишком броские и массивные украшения. |
Какой же вывод можно сделать: требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогут воспитателю улучшить свой профессиональный имидж и добиться успеха.
Внутренний имидж – это взгляд на свою профессию, работу в ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.
Он определяется степенью удовлетворенности родителей и желанием детей посещать детский сад.
Задание «Я тебя вижу»:
Составление основных важных качеств составляющие имидж воспитателя (на ватманах):
1. Как родитель.
2. Как ребенок.
«Я тебя вижу!»
Какие же основные составляющие качества воспитателя определили (беседы с детьми и анкетирование с родителями)в нашем ДОУ
ребенок |
родитель |
красивый добрый любит справедливый любит играть знает много интересного ласковый веселый умеет дружить часто хвалит радуется интересный |
любовь к ребенку терпение и внимание требовательность грамотность доброта отзывчивость ум и понимание справедливость креативность заботливость бескорыстность порядочность отсутствие вредных привычек |
Имидж человека по – разному проявляется в зависимости от ситуации: в семейном кругу один, в трудовом коллективе другой, он различен на официальном приеме и на дружеской вечеринке. Но главное – в основе имиджа всегда находится внутреннее «Я» человека. Создавая себя, желательно руководствоваться словами А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Какие же личностные и профессиональные качества соответствуют образу профессии воспитателя, которые составляют внутренний имидж.
Задание: определить личностные и профессиональные качества воспитателя в ДОУ (2 подгруппы – определить личностные и профессиональные)
Имидж воспитателя ДОУ:
личностный |
профессиональный |
Уравновешенность Инициативность Требовательность Справедливость Аккуратность (опрятность) Чуткость Терпеливость Чувство такта Чувство юмора Общительность Жизнерадостность, оптимизм Доброжелательность Искренность Ответственность Пунктуальность Бережливость Работоспособность Любознательность Стрессоустойчивость Авторитарность |
Компетентность Педагогическое мышление, рефлексия Коммуникативность, коммуникабельность Наблюдательность Педагогическая эрудиция, оптимизм Эмпатия Стремление к саморазвитию Креативность Вербальные способности Гностические умения Объективность |
Рассмотрим одну из составляющих профессиональных качеств педагога-это
вербальные способности т.е. использование вербальных и невербальных средств общения – что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это является важной составляющей имиджа.
Преобразование системы образования, которое происходит в наши дни, рассчитано на творчество педагога, умеющего находить новые подходы к решению профессиональных задач.
От педагога требуется не только высокая квалификация, но и глубокое понимание принципов и функций педагогического общения, в том числе речевого, что обеспечивает оптимально эффективно взаимодействия, как с детьми, так и с родителями
Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли, впечатления и знания. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу неуверенность. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: «Слово не стрела, а ранит», «Слово не обух, а от него люди гибнут».
Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование. «Искусство речевого этикета включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу», – писал В. А. Сухомлинский.
Профессиональная речь должна быть правильной, красивой, литературной, лишенная сленговых слов и выражений.
Формула речевого этикета выглядит следующим образом:
Думай кому что как где зачем и какие
говорить из этого
возникают
последствия
Уровень развития коммуникативно-речевых умений воспитателя весьма важен для организации педагогического процесса в ДОУ. От этих умений зависит и результат, т.е. воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка-дошкольника.
Какими же коммуникативно-речевыми умениями должен владеть воспитатель:
слайд
•••• умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
•••• умение оформлять высказывание в соответствии с коммуникативными стратегиями;
•••• умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
•••• умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
•••• умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;
•••• умение проводить самоанализ речевой деятельности.
Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный. Он может быть эффективным только в случае активной речевой деятельности самих педагогов в педагогической деятельности.
Для развития умения анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний, расширению словарною запаса и обогащению речи педагога помогут следующие упражнения.
Проведем ряд риторических игр.
С родителями.
1.«Какие фразы целесообразно использовать
для начала беседы с родителем»
Цель. Найти в предложенном списке пять «неудачных», по Вашему мнению, фраз. Затем найдите – нежелательные для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару – «желательную» фразу.
Варианты фраз
1. Извините, если я помешала …
2. Я бы хотела …
3. Вероятно, Вы об этом еще не слышали …
4. Вам будет интересно узнать …
5. Я бы хотела еще раз услышать …
6. Мне представляется интересным то, что …
7. Я пришла к такому выводу, что …
8. Вы хотите …
9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что …
10. Давайте с Вами быстренько обсудим …
11. Как Вы знаете …
12. Хоть Вам это и неизвестно …
13. Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать …
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете .
15. А У меня на этот счет другое мнение .
16. Конечно, Вам уже известно …
17. Вы, наверное, уже об этом слышали …
Неудачные фразы: «Извините, если я помешала …», «Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с Вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать… , «А у меня на этот счет другое мнение …» .
Нежелательные фразы и замена их на желательные:
Я бы хотела … – Вы хотите.
Вероятно, Вы об этом еще не слышали … – Вы, наверное, уже об этом слышали … ;
Мне представляется интересным то, что … – Вам будет интересно узнать … ;
Я пришла к такому выводу, что … – Думается, Ваша чтобы проблема заключается в том, что … ;
Хоть Вам это и неизвестно… – Конечно, Вам уже известно …;
Вы, конечно, об этом уже не знаете … – Как Вы знаете …
2. «Давай поговорим… »
Цель. Пользуясь приведенным списком слов и фраз, обыграть в парах ситуации «Извинение», «Сочувствие!», «Утешение!».
1 команда юниоры выразите извинение: Прошу простить … Прошу извинить… Я очень огорчен… Мне неприятно… Мне неловко….Пожалуйста, извините… Простите я не хотела…Приношу извинения .. Позвольте попросить прощения … Я не хотела Вас обидеть … Я виновата перед Вами … Я причинила Вам столько хлопот … Боюсь, что утомила Вас …
2 команда мудрейшие выражение сочувствия, утешения:
Я Вам сочувствую … Примите мои соболезнования … Мне жалко, что
так случилось … Я Вас понимаю … Успокойтесь, не волнуйтесь … Не беспокойтесь … Не огорчайтесь… Не горюйте… Потерпите… Забудьте об этом … Возьмите себя в руки… Соберитесь с мыслями … Не надо об этом думать… Все пройдет… Всякое бывает .. Ничего не поделаешь … Вы не виноваты …
Для развития умения анализировать речевые особенности своею голоса и осознания значения техники речи в профессиональной деятельности воспитателя помогут игровые упражнения и задания на умение использовать различные интонации.
«Здравствуйте».
Цель: Произнесите слово «здравствуйте» с разными интонациями. И оцените подтекст, который Вы вкладываете в приветствие.
«Да», Произнесите слово «да» с оттенками грусти, жалости, скуки, радости, тоски, злости и т.д.
Эти упражнения способствуют развитию имения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.
«Совет»
Ситуация: Родитель обращается к педагогу: « … , мой сын почему-то стал кусаться. Никакие уговоры, никакие наказания не помогают. Почему это происходит?»
Учебная задача: Найдите в списке речевых формул для высказывания совета или предложения те, которые, на ваш взгляд будут наиболее эффективными в общении с родителем воспитанника:
1. Вы обязаны (должны) …
2. Вам непременно следует поступить так …
3. Разрешите предложить вам …
4. Я хочу предложить вам …
5. Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) вам сделать …
6. Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам).
7. Я предложила бы …
8. Я предлагаю следующее …
«Знакомство»
Ситуация. Молодая мама, в нерешительности стоит у кабинета заведующего детского сада, рядом – малыш с любимой игрушкой.
Учебная задача: Познакомиться с молодой мамой, выступая инициатором общения в роли «руководитель», «воспитатель», «родитель». Составьте и запишите речевые формулы обращения к молодой маме в данной ситуации. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.
Возможные варианты ответов:
«Руководитель». «Здравствуйте! Вы ко мне? Проходите, пожалуйста, меня зовут … Обращаясь к ребенку: «Как тебя зовут? Какая красивая у тебя игрушка!»
«Воспитатель»: Обращаясь к ребенку: «Какая замечательная у тебя игрушка! Тебе она очень нравится, да?».
Обращаясь к маме: «добрый день! Я воспитатель из группы … Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду! Могу я Вам помочь? ».
«Родитель-родителю»: 1.«Здравствуйте! Вы в первый раз здесь? Я вожу своего ребенка в этот детский сад – нам очень нравятся и воспитатель и заведующая! Если хотите, я Вас представлю?».
Задание: «Просьба»
Ситуация: Воспитателю необходима помощь руководителя, коллеги, родителя в чем-то, что очень важно в этот момент.
Учебная задача: составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «родитель»), Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.
Возможные варианты просьбы:
«К руководитель»: «Обращаюсь к Вам за мудрым советом, …. Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!»
«К воспитателю»: «У Вас такая светлая голова, … ! Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!».
«К родителю»: « … , Вы мастер на все руки и Вам не составит труда сделать для группы… ».
«Телефонный разговор»
Ситуация: Вы взяли трубку зазвонившего телефона, когда проходили по коридору детского сада. Голос в трубке просит пригласить к телефону заведующего.
Учебная задача: Замените предложенные фразы наиболее этикетными формулами ответа на вопросы собеседника:
• «К сожалению, … еще обедает»
• «Я не знаю, где она. Может быть, вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы вам перезвонили?»
• «Она, наверное, снова сидит на кухне. Я скажу, чтобы она перезвонила вам».
• «У нее большие проблемы с одним из родителей. Может быть что-нибудь передать?»
• «Она ушла в больницу, видимо, плохо себя чувствует.»
• «Она рано, как всегда ушла домой».
• «К сожалению, но …. еще на пришла на работу!»
• «Заведующая, возможно, будет завтра с утра»
Возможные варианты замены:
«В данный момент она занята. Что ей передать?»
«Она сейчас не может подойти. Попросить ее перезвонить вам?»
«Ее не будет до 12.00. Могу ли я помочь вам?»
«Завтра с утра она будет у себя. Перезвоните, пожалуйста, утром.»
Таким образом, использование предложенных заданий и упражнений я думаю, помогут вам в общении со всеми участниками педагогического процесса в вашей профессиональной деятельности.
Какой же вывод можно сделать из чего формируется имидж воспитателя?
Слово для команды юниоров и мудрейших.
Следует отметить, из поколения в поколение неизменным остаются: как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. И я думаю, что в этой связи, имиджу дошкольного воспитателя, принадлежит не последняя роль. Создание положительного имиджа воспитателя – необходимое условие его плодотворной работы и повышения статуса детского сада.
Тест “Оценка имиджа”.
Оцените по степени удовлетворенности (низкая, средняя, высокая) следующие компоненты своего имиджа. На основе полученных данных вы сделаете выводы и начнете строить стратегию по формированию персонального педагогического имиджа.
Компоненты имиджа
- данные голоса –
- коммуникабельность –
- Самопрезентация –
- нормы общегражданского этикета (изысканные манеры)-
- искусство визуального контакта-
- Осанка-
- физические данные-
- ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.)-
- прическа-
- ароматические средства
- аксессуары.
Литература.
- Этикет для детей и взрослых. И.Н. Курочкина, Москва «Академия» 2001г.
- «Развитие коммуникативно-речевых умений будущих педагогов», журнал «Дошкольное воспитание» № 6-2007
- Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.
- Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2006.
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек.
Итак, что значит быть воспитателем детского сада? Это:
В – внимание
О – ответственность
С – справедливость
П – правдивость
И – искренность
Т – толерантность
А – артистизм
Т – трудолюбие
Е – еще доброжелательность
Л – любовь
Ь – мягкость.
Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.
Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?
Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет
Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент и вкус. Имидж включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение.
Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния – считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми.
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога, являющего собой образец для подражания детей.
Во-вторых, имиджмейкеры — профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц.
В-третьих, средства массовой информации: печать, радио, телевидение.
В-четвертых, окружающие люди — друзья, родные, сотрудники.
Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.
Основные составляющие имиджа воспитателя.
1.Визульная привлекательность – внешний вид – костюм, прическа, аксессуары.
2.Вербальное поведение – словесный – что мы говорим и пишем;
3 Невербальное поведение – жесты, мимика, телодвижение;
4.Манеры.
5.Этикет.
6.Обаяние.
Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.
Внутренняя составляющая имиджа современного педагога. Исследования показывают, что имидж «хорошего» педагога в восприятии детей и родителей связан с такими качествами как интерес и любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция. Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение воспитанников.
Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого педагога, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых и благоприятных отношений.
Не менее важным составляющим имиджа педагога является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве его теоретической подготовленности и практической деятельности.
Самообразование – немаловажная составляющая имиджа педагога. Уча других, учишься сам. Заинтересованность педагога, его положительное отношение, все это должно захватить детей, заставить их с нетерпением ждать завтрашний день, чтобы вновь вернуться в детский сад.
Внешняя составляющая имиджа педагога. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых.
Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимых педагогов правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Педагог создает культуру последующих поколений, воспитывает и учит детей и родителей своим поведением, отношением к людям, внешним видом.
Часто происходят такие ситуации, когда дети говорят, что воспитатель красиво одет или что у него сегодня красивая причёска. А бывает, наоборот, в случайно услышанных разговорах, можно услышать неприязнь родителей или детей к воспитателю, иногда объясняют неаккуратным внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.
Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:
- Аккуратность и опрятность:
- одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;
- обувь должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня;
- внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали;
- сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средств должны иметь легкий нейтральный запах).
- Сдержанность:
- одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность;
- основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль;
- использование простых неброских украшений, выдержанных в деловом стиле;
- для маникюра и дневного макияжа уместны неяркие, спокойные тона.
- Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды:
- спортивная (кроме инструктора по физической культуре);
- для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой);
- пляжная;
- прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;
- декольтированные платья и блузки (заметно нижнее белье)
- вечерние туалеты;
- платья, майки и блузки без рукавов;
- мини-юбки(выше3 см от колена);
- слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины
4.Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время следующие варианты обуви:
- спортивная (кроме инструктора по физической культуре)
- пляжная ( шлепанцы и тапочки)
- массивная на толстой платформе
- вечерние туфли (с бантами, стразами, из блестящей ткани)
- высокие сапоги-ботфорты
- Волосы запрещено:
- окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки (красный, синий)
- Маникюр и макияж, запрещено:
- маникюр ярких тонов (синий, черный, зеленый)
- с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы)
Внешний вид должен быть безупречен во всем. ДОУ – не место демонстраций дизайнерских изысков и экстравагантных идей.
Внимание! Неопрятная одежда, неаккуратная прическа, небрежный или вызывающий макияж и маникюр, неприятные запахи создают негативное впечатление лично о вас, и о нашем учреждении.
Стандарты внешнего вида педагога:
- Одежда:
- деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов, брюки стандартной длины);
- допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или
- жакета;
- платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя;
- аккуратное сочетание брюк, юбок с трикотажными джемперами или кофтами без ярких элементов;
- допускается ношение футболок без символики;
- колготы телесного или черного цвета ровной фактуры, без орнамента в течение всего года.
- Обувь:
- классические модели с закрытым мысом и пяткой неярких тонов, гармонирующих с одеждой;
- высота каблуков туфель должна быть удобной для работы, но не выше 10 см.
- Волосы:
- стрижка аккуратная (не экстравагантная);
- длинные волосы (ниже плеч) должны быть заколоты.
4.Украшения:
- допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок;
- кольца – не более трех
- цепочка – не более двух;
- часы среднего размера;
- серьги среднего размера;
- пирсинг и татуировки допускаются в том случае, если они скрыты
5.Руки:
- длина ногтей должна быть удобной для работы;
- лак для ногтей спокойных тонов без ярких элементов.
- Макияж:
- макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме.
Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Поэтому владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Для педагога важна эмоциональная речь. Монотонный равнодушный голос, будет действовать на воспитанников усыпляющее или вызывать скуку.
Существуют правила речевой культуры педагога:
- Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать.
- Педагог должен говорить внятно, пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических пауз речь – бесцветна.
- Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».
- Первая установка – высокая самооценка.
- Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
- Третья установка – вера в добро.
- Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
- Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
- Позиция – «Я – хороший, ты – хороший» – позиция «победителя».
В создании имиджа педагога большую роль играет педагогический этикет. Он включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Этикет проявляется различных сторон жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Любящий свою работу педагог сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям.
Также в создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт. Таким образом, несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.
Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.
В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск».
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
Каким бы специалистом ни был воспитатель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».
Воспитатель – это не только профессия, это – жизненное кредо!
Ему должны быть присущи:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Консультация для педагогов
«Имидж воспитателя – имидж детского сада»
В условиях модернизации современной образовательной системы в России значительно повышается роль образовательных учреждений. Цель каждого учреждения – найти собственную культуру, обрести свой имидж, адаптироваться к рыночным условиям и при этом сохранить лучшее из выработанных в коллективе ценностей.
Детский сад сегодня это не только учреждение, основная функция которого присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, но и организация, оказывающая образовательные услуги.
Дошкольное учреждение — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, слова “конкурентоспособность”, “сегмент рынка”, “образовательная услуга”. Это все о нас, уважаемые коллеги.
Что такое «имидж»?
/вопрос педагогов/
Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологическоговоздействия. Имидж создаетсяпиаром,пропагандой,рекламойс целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Имидж— образ товара, услуги или компании, как совокупность ассоциаций и впечатлений о них, который складывается в сознании потребителей и формирует их определенное отношение к этому товару, услуге или компании.
При конструировании определения понятия «имидж», в частности имидж организации можно учитывать следующие взаимно противоположные категории:
1. объективное – субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального сознания, но и как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его рекламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные особенности деловой этики). При разработке понятия имиджа организации должен быть решён вопрос о различении этих двух значений и в терминологическом плане.
2. естественное – искусственное. Есть два полярных представления о том, как создаётся имидж организации. Первое. Имидж складывается в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат деятельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация целенаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социопсихотехнические средства.
3. когнитивное – эмоциональное.В имидже (как субъективном образовании) могут выделяться когнитивные элементы – вербальные понятия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы – чувства, переживания, аффекты и т.п.
Из этой методологической посылки следует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно созданное (с помощью имиджмейкеров, СМИ или рекламы), не только эмоциональное, чувственное (а ведь именно так и следует из большинства определений имиджа, встречающихся в отечественной литературе). Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности организации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение.
Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума (родителей воспитанников, социальных партнеров, спонсоров, органов управления). Позитивный, оригинальный, отвечающий требованиям времени имидж повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения в образовательном пространстве.
Для создания положительного имиджа важны все аспекты деятельности. Также необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа.
Нужно ли формировать имидж?
Можно с уверенностью сказать, что любая организация имеет тот или иной образ в общественном сознании, вне зависимости от того, работает она над его созданием или нет. Во втором случае образ формируется стихийно под влиянием обрывочной и не всегда достоверной информации, слухов, мнений конкурентов и т. д.
Для организации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.
Важность создания имиджа дошкольной образовательной организации определяется следующими причинами:
– конкуренция среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей и сохранение контингента;
– сложившаяся репутация существенно упрощает доступ ДОУ к оптимальным ресурсам из потенциальных: информационным, финансовым, человеческим и т.д.;
– имея сформированный благоприятный имидж, ДОУ при иных равных условиях становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может обеспечить в большей степени постоянство и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
– устойчивый позитивный имидж создает резерв доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Тем не менее, несмотря на интерес к данной проблеме, проблема создания имиджа дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной, что порождает противоречие между необходимостью работы над созданием и развитием имиджа современной дошкольной организации и недостаточной теоретической и методической разработкой данного вопроса.
Деловая игра «Имидж ДОУ – взгляд со всех сторон»
Педагоги делятся на три группы (жеребьевка). Каждая группа поочередно подходит к одному из трех столов и разрабатывает критерии имиджа ДОУ с точки зрения одной из категории(сотрудники, родители, горожане).
Обобщение полученных результатов.
Круглый стол «Создание имиджа ДОУ»
Предложения педагогов по улучшению имиджа ДОУ в соответствии с выработанными критериями (Что могу сделать лично Я?)
Имидж педагога
Создание имиджа – длительный и сложный процесс. Современный педагог должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества, стимулировать образовательные инициативы и управлять их превращением в механизм развития дошкольного учреждения.
Существует ли специфический имидж педагога? Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
Существуют 3 основных составляющих имиджа педагога:
внешний облик;
использование вербальных и невербальных средств общения;
внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Нельзя считать себя профессионалом и не обращать при этом внимания на свой внешний вид (длина юбки, цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическу, косметику). Внешняя составляющая включает кроме того мимику, жесты, тембр и силу голоса, манеры, походку. Внешний вид педагога, безусловно, может создать благоприятное или неблагоприятное настроение, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить общение с детьми, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
От того, как сложится имидж педагогов, складывается имидж детского сада. От педагогов требуется больше терпения, духовных сил, педагогического такта, ответственности. Бескультурье в отношениях с окружающими людьми чревато развалом работы и нередко оборачивается подлинной психологической драмой.
Рефлексия – написание синквейна на тему – Имидж ДОУ
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и вРоссии) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли[.
Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:
Строчка № 1 – название синквейна – содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.
Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.