Как составить имя по арабски

Писать по арабски грамотно?
Писать по арабски грамотно?

Теги: top10,инструментарий,alfavit

Дорогие друзья!

На своих курсах, друзья, я всегда даю задание студентам: написать свои Имя, Фамилию, Отчество по-арабски самостоятельно. А потом шуточное упражнение: написать десять русских слов арабскими буквами. Людям очень нравится писать по-арабски, это становится увлекательной игрой, и они хотят теперь писать арабские слова на слух!

И вот они пишут по-арабски: Мохаммад, Ассаляму алейкум, шукран… И делают кучу ошибок!

На что я им отвечаю: друзья, я же вам говорила! Пишите русские слова, а не арабские ))

Если вы хотите писать арабские слова, вам необходимо для начала заглянуть в словарь и посмотреть, как же всё-таки писать правильно!

А почему так выходит?? Давайте разбираться вместе!

Часть 1

Часть 2

Приглашаю вас, друзья, в свою онлайн школу арабского языка!

Почему написать своё имя по-арабски самому очень легко, а научиться грамотно писать на слух арабские слова – очень сложно?

Хочу такой план

Почему написать своё имя по-арабски самому очень легко, а научиться грамотно писать на слух арабские слова – очень сложно?

Купить пакет 3 курса

Почему написать своё имя по-арабски самому очень легко, а научиться грамотно писать на слух арабские слова – очень сложно?

Купить пакет 5 курсов

Арабская система имён считается одной из наиболее сложных среди современных традиций именования: большинство арабов не имеет простого имени, состоящего из личного имени и фамилии, но обладает длинной цепочкой имён. Арабская система имён сформировалась полностью в эпоху позднего Средневековья. Она стала основой для дальнейшего развития систем арабских личных имён во всех странах Востока. Благодаря важности арабского языка в исламе большинство мусульман по всему миру использует первые имена (исм), но вне границ арабских государств полная система имён обычно не используется.

В течение своей жизни араб, то есть человек, принадлежащий к арабской культуре, мог обладать несколькими именами. В младенчестве ему давалось первое имя, «алам». Это происходило сразу после рождения или при обрезании. К этому имени часто добавлялось имя отца, «насаб», что соответствует русскому отчеству. Потом, в соответствии с его социальным положением, он мог получить титул или прозвища — «лакаб», отражающие его личные качества или описывающие его внешность. Мог он также именоваться по названию той страны или местности, где родился или откуда приехал, что соответствует части имени, называемой «нисба». Название религиозной школы, равно как и название профессии, должности также могли входить в состав его имени.

Если же человек был известен как писатель или музыкант, то он мог обладать, как и в других странах, псевдонимом.

Традиция именования[править | править код]

Традиция современных арабских имён была сформирована около 1,5 тысяч лет тому назад. В арабских именах практически не используются фамилии, а в качестве способа идентификации личности используются длинные арабские имена, которые порой состоят из десятка и даже более слов. При этом женские арабские имена традиционно намного короче мужских и более свободны от религиозных канонов. Некоторые элементы имени могут опускаться в разных случаях либо вообще не использоваться. В связи с этим обычаи именования у арабов являются одними из наиболее сложных. Арабское имя состоит из следующих частей (в порядке их написания): кунья, алам (исм), насаб, лакаб (включая мансаб и набаз), нисба.

Структура арабского имени[править | править код]

Все категории имён принято обозначать арабскими словами. Их количество у разных исследователей может меняться от четырёх до восьми в зависимости от подразделений прозвищ и титулов или той или иной системы классификации.

Порядок использования[править | править код]

Существует традиционно сложившийся порядок формирования арабских имён:

  1. кунья (араб. كنية‎) (отец того-то) с элементом «абу», часто опускается или не используется;
  2. исм (араб. اسم‎), или алам (араб. علم‎) — личное имя, даваемое при рождении, иногда несколько, иногда включает в себя элемент «абд»;
  3. насаб (араб. نسب‎) — имя по отцу, с элементом «ибн», иногда несколько — по деду, по прадеду и т. д.;
  4. лакаб (араб. لقب‎), или набаз, или мансаб — эпитет, титул или почётное прозвище (иногда несколько);
  5. нисба (араб. نسبة‎), или тахаллус — указание на дополнительный признак, обычно заканчивается на -и.

Алам и насаб почти всегда присутствуют в имени, а расположение остальных компонентов может варьироваться. Кроме того, они могут вообще отсутствовать. Иногда на первое место ставится хитаб, а лакаб и нисба меняются местами. По отношению к одному лицу эти имена, прозвища, титулы никогда не употреблялись все вместе. Их многочисленные и меняющиеся комбинации отражают только те имена, по которым человек стал известен своим современникам и которые дошли до наших дней.

Человек мог стать известен своим современникам и последующим поколениям под любым из перечисленных типов имён. Так например Гияс-ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям ан-Нишапури, что означает Помощь Религии Отец Завоевателя Омар сын Ибрахима Палаточник из Нишапура стал известен как Омар Хайям, где Омар — личное имя (алам), а Хайям — прозвище (лакаб).

В качестве подобного общеизвестного имени употребляются и алам — Мухаммад (Арабский халифат), и насаб — Ибн Баттута (Марокко), и кунья — Абу Нувас (Арабский халифат), и нисба — ат-Табари (Персия) и лакаб — Бабур (Великие Моголы) и др. Трудно чётко разграничить типы имён классического арабского языка: они пересекаются, взаимодополняются. Одно и то же имя может принадлежать к нескольким типам, в зависимости от того, рассматривается ли оно в плане формы, или семантики, или происхождения, или функции.

Часто также бывает, что когда арабское имя попадает в обиход европейцев — оно латинизируется или славянизируется. Например, Авиценна (латинизация от Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина). Такое европеизированное имя, в рамках европейской культуры часто становится более общепринятым и общеизвестным, нежели оригинальное имя.

Исм[править | править код]

Основная статья: Исм

Арабское личное имя — главный и наиболее важный элемент системы арабских имён. Это самое первое имя, которое ребёнок получает при рождении или мальчик при обрезании и обычно оно употребляется в кругу близких людей, родственников, друзей и знакомых.

Алам в большинстве случаев состоит из одного элемента — Асад, Али, Мухаммад, Ибрахим, Хасан, но может быть также сложным, состоящим из двух и более элементов. Это обычно имена, имеющие религиозное значение («прекрасные имена») с элементами «абд» + Аллах (или любой другой из его 99 эпитетов с артиклем «аль»). Особенно часто употребляются в качестве имени один из трёх основных эпитетов Бога — «ар-Рахман» (милостивый) и «ар-Рахим» (милосердный).

Иногда в класс имён алам переходят другие типы имён с элементами «абу», «умм», «ибн», «-ад-дин», «-Аллах» и др.

Арабы, как правило, имели только один алам, а народы неарабского происхождения (персы, турки и другие) часто прибавляли к нему имя и на своём родном языке.

Во многих арабских странах существует интересная традиция — в течение первых трёх дней после рождения мальчики, как правило, носят имя Мухаммед в честь исламского пророка. Девочки в течение этого времени обычно носят имя Фатима в честь дочери пророка Мухаммеда. По истечении этого срока (как правило, в течение недели) родители могут заменить его другим (что обычно и происходит) или оставить новорождённому это имя.

Кроме того, в некоторых других арабских странах существуют и альтернативные обычаи присвоения имени ребёнку. Например, в Египте ещё с древних доисламских времён существует праздник «Субуа Мавлуд» («седьмой день со дня рождения ребёнка»). Приготовления к нему идут в течение всей недели после рождения ребёнка под руководством матери и женщины, оказывавшей помощь во время родов (закупаются сладости, свечи, подарки). Если родился мальчик, то покупают красивый «ибрик» (то есть, кувшин — слово мужского рода), а если девочка, то «кулля» (тоже кувшин, но женского рода). В них ставятся семь свечей, на каждой из которых пишут то или иное собственное имя. Ребёнка нарекают тем именем, которое написано на последней догоревшей свече («чтобы жизнь его была долгой»).

Кунья[править | править код]

Производное от алам, в состав которого всегда входят элементы «абу» (أبو), (отец) или «умм» (мать), обозначающее имя по сыну; к примеру, халиф Али помимо своих многочисленных имён носил ещё имена своих сыновей: Абуль-Хасан и Абуль-Хусейн, то есть «отец Хасана» и «отец Хусейна».

Также употребляется как особого рода прозвище, употребляемое в метафорическом смысле и обозначающее личные качества его носителя. В этом случае элементы «абу» или «умм» не означают «отец» или «мать», а понимаются как «обладатель» и в соединении с нарицательной лексикой приобретают своё специальное антропонимическое значение. Подобный способ образования имен был очень популярен среди арабов: Абу Нувас — «обладатель кудрей», то есть «кудрявый». Абу-л-Хайр — «обладатель добра», то есть «добрый». Абуль-Фарах — «обладатель радости», то есть «радостный». Подобные прозвища могли употребляться и в ироническом смысле, например Абу Хурайра — «обладатель котёнка», то есть «кошатник».

Иногда при рождении человек получает сразу и алам и кунью. В этом случае кунья выражает пожелание, чтобы у человека родился сын с этим именем. Кунья в ряде случаев могла быть выведена из личного имени алам. Некоторые имена (например Абу Бакр, Умм Кульсум) из разряда куньи перешли в разряд алама, сохраняя элементы «абу/умм».

В число имён типа кунья иногда включаются и имена по отцу, брату, деду. Однако, исходя из словообразования имён с элементами «абу/умм» и «ибн/бинт» (сын/дочь), их относят к типу насаб.

Насаб[править | править код]

Основная статья: Насаб

Патронимическое имя, производное от алам, с элементом «ибн» («бен», «бин» — сын) или «бинт» (дочь), обозначающий имя отца, деда, прадеда и т. д. в генеалогической цепочке: А, сын Б, сына В, сына Г, сына Д и т. д.

Патронимические имена в странах Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис и др.) обычно передаются не словом «ибн», а диалектным вариантом — «бен» (бен Ахмад, бен Сулейман) или «ульд»[1] (Халихенна ульд ар-Рашид, Яхья ульд Хадемин). В Иране и Турции зачастую используется вариант насаба «-заде» и «-оглы» соответственно.

Желание подробно расписать свою генеалогию в имени иногда приводило к чрезмерной длине ряда имён насаб. Широко известен пример, когда автор известного словаря Ибн Халликан имел 12 имён насаб: Абу-л-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Абу Бакр ибн Халликан ибн Бавак ибн Шакал ибн ал-Хуссайн ибн Малин ибн Джафар ибн Йахйа ибн Халид ибн Бармак по прозвищу Шамс-ад-Дин. Целью подобной генеалогической линии было проследить своё происхождение от знаменитой фамилии Бармакидов. В большинстве случаев употребление имён типа насаб редко идёт дальше имени деда, то есть А, сын Б, сына В.

В настоящее время префикс ибн/бин все ещё довольно-таки часто используется в арабском мире, но есть тенденция к уменьшению области его применения. В некоторых регионах он используется только в официальных документах и юридических взаимоотношениях, в других же областях от него практически полностью отказались.

Лакаб[править | править код]

Основная статья: Лакаб

Под лакабом понимается добавочное имя, прозвище, почётный титул, возвеличивающий эпитет, псевдоним. Лакаб наиболее сложен в арабской традиции именования как по форме, так и по семантическому составу, так и по синтаксическому употреблению. Истоки этих имён уходят в средневековье, в реалии древнего исламского мира. Перевод имени лакаб, во многих случаях требует детального знания культурно-исторической ситуации в период жизни его носителя. Надо также учитывать, что подобные имена, в большинстве случаев, давались человеку после его смерти. Разным социальным прослойкам общества были присущи различные группы имён лакаб.

Лакаб в узком значении прозвища известен во всех исторических эпохах и во всех уровнях социальной лестницы. Часто это презрительное прозвище (выделяется термином набаз или лабаз); оно может отражать какой-либо телесный недостаток человека или отрицательное свойство характера: «Тавил» (длинный), «аль-Каззаб» (лжец) и др.

У правителей, военачальников, государственных сановников были распространены титулы с элементами -дин, -давла, -амир, ал-му’минин, -мулк, -ислам, -илла. Является сугубо индивидуальным для каждого династа и династии в целом.

Иногда именование по занятиям или должности обозначается специальным термином мансаб (араб. إسم منصب‎). Например, ал-Хатиб, ан-Наххас, ар-Равийа, являющимся, частным случаем имён типа лакаб.

Почётные титулы иногда объединяются термином хитаб. Обычно это имена типа лакаб с элементом ад-дин: Рашид-ад-Дин, Саад-эд-дин.

Многие имена лакаб халифов и эмиров и других правителей с течением времени перешли в разряд алам и стали употребляться во всех социальных группах, например: Ради, Рида, Заки, Таки и образовавшиеся по типу кунья Абу-л-Фатх, Абу-Наср, Абу-л-Фадл.

Иногда к именам лакаб относят псевдонимы поэтов, писателей и людей культуры, объединяемые термином тахаллус (тахлос или махлас). Имена тахаллус могут иметь какую-либо связь с личными качествами носителя, с характером и стилем его произведений, с именами меценатов, с названием места проживания и т. д. Так, к примеру поэт ал-Баис был назван по стиху, который начинается словом того же корня, ал-Мутанабби — по роду своей политической деятельности, а у поэта Омара Хайяма — Хайям — это прозвище, означающее «Палаточник». Такое прозвание часто должно было упоминаться в конечном стихе (бейте) каждого произведения поэта и служило знаком авторской принадлежности.

Нисба[править | править код]

Основная статья: Нисба

Имя, прозвание, обозначающее этническую, религиозную, политическую, социальную принадлежность человека, место его рождения или проживания и т. д. Один человек мог иметь несколько нисба одновременно, например имя по отношению к религиозному течению — Шии (шиит) и по отношению к месту жительства или происхождения — Басри (из города Басра).

Как правило, нисба внешне выражена в форме прилагательного (обозначающего соотнесённость, соотнесение) — с добавлением суффикса -и: Макки, Шарани, Иамани. Как правило, нисба — односложное имя, даже если оно образовано от сложного имени: Абу-Бакр (Арабский халифат) — Бакри, Али Систани (Ирак) — Систани, Али Хаменеи (Иран) — Хаменеи. В основном нисба образуется по следующей модели: «Артикль + топоним + конечный -и».

Происхождение имени нисба могло быть самое различное. Так, например, нисбу Бадри носили мусульмане — участники битвы при Бадре, а в имени Ахмад Аль-Фергани — нисба Фергани, указывает на факт, что он был уроженцем Ферганской долины. Раба, купленного за 1000 монет, часто называли Алфи, от слова «алф» (тысяча). Имена типа нисба, как и другие типы арабских имён, относят к группе имён лакаб, и мансаб, и тахаллус. Во многих случаях нисбы стали основой для формирования арабских фамилий.

Женские имена[править | править код]

Арабские женские имена, как правило, намного проще мужских, и уступают им по числу элементов. Отсутствие имён лакаб и нисба и более редкое употребление имён кунья и насаб значительно сокращает цепочку имён в полном имени. В истории только особо знатные и известные женщины имели прозвища и титулы. Самые распространённые женские имена — это те, которые носили жены и дочь пророка Мухаммада: Хадиджа, Аиша, Фатима и др. Теофорные (религиозные) имена образуются с элементом Амат (Амат Аллах, Амат ал-Вахид). С личным именем (алам) иногда употреблялись прозвища (лакаб): Куррат-уль-Айн, Шаджар ад-Дурр.

Происхождение[править | править код]

По происхождению арабские имена в основном семитские. Имена, заимствованные из родственных семитских языков, «впитались» в собственно арабскую массу личных имен с распространением ислама. Число заимствований незначительно.

Есть несколько основных источников заимствований в арабской системе именования:

  • греческий и латинский (Искандер, Ифлатун, Иклидис и др.);
  • иранский (морфемные элементы -ан, -вайх, имена Фархад, Хосроу)
  • турецкий (морфемные элементы -угли, -баша, имена Аслан, Туман, Урхан).

Существует также небольшое число вливаний из индийских, берберских и других языков.

См. также[править | править код]

  • Список арабских имён

Примечания[править | править код]

  1. В. Э. Шагаль. Арабский мир: пути познания : межкультурная коммуникация и арабский язык : [арх. 9 июля 2021]. — М. : ИВ РАН, 2001. — С. 119. — 287 с.

Литература[править | править код]

  • Гафуров А. Г. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. Словарь. — М.: Наука, 1987. — 215 с. — 15 000 экз.
  • Система личных имён у народов мира. Я. П. Сикстулис, В. В. Матвеев, О. Б. Фролова, И. А. Амирьянц, М. А. Родионов (ред.) — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1986.
  • Системы личных имен у народов мира / Редколлегия: Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков (отв. ред.), В. А. Никонов, А. М. Решетов; Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука (ГРВЛ), 1989. — 383 с. — 15 000 экз.

Ссылки[править | править код]

  • Н.Ковыршина — Имена собственные в культуре арабов. Ликбез для СМИ
  • А.Хисматулин — Транслитерация арабографичных имен собственных и топографических названий: проблемы унификации в научных изданиях и СМИ на постсоветском пространстве
  • Арабские имена
  • Арабские имена В Египте
  • Правила прочтения имён на восточных монетах
  • Формирование дагестанской антропонимии
  • Густерин П. АНАЛОГИ ПЕРСОНАЖЕЙ КОРАНА И БИБЛИИ // Ислам-инфо.

2011-03-31_110757_

В арабском языке личное имя имеет следующие части: кунья, алам ,насаб, лакаб, нисба

Кунья


Производное от алам, в состав которого всегда входят элементы «абу», «ата» (отец) или «умм» (мать). Кунья называется по имени старшего сына или дочери (но по дочери не называют официально).
К примеру, возьмем четвертого правителя халифа Али, который имел кунью Абу-л-Хасан, что значит «отец Хасана».
А пророк Мухаммад, мир Ему и благословение Аллаха, имел кунью Абу-л-Касим.
Также кунья употребляется как особого рода прозвище, обозначающее личные качества его носителя. В этом случае элементы «абу» или «умм» не означают «отец» или «мать», а понимаются как «обладатель».
Например: Абу Нувас — «обладатель кудрей», то есть «кудрявый». Абу-л-Хайр — «обладатель добра», то есть «добрый». Абу-л-Фарах — «обладатель радости», то есть «радостный». Абу Мансур, что значит «победитель». Абу Наср — «победоносный». Подобные прозвища могли употребляться и в ироническом смысле, например Абу-Хурайра — «обладатель котёнка», то есть «кошатник».

Алам
Личное имя, даваемое при рождении.
Элемент «абд» – в переводе раб. Например, можно привести имена такие как Абдуллах(раб Аллаха), Абд Ар-Рахман(раб Милостивого), Абд Аль-Кадир (раб Всемогущего), и т.п.

Насаб
Имя с элементом «ибн», «бен», «бну» (сын) или «бинт» (дочь), обозначающий имя отца, деда, прадеда и т. д.
В настоящее время префикс ибн/бин все ещё довольно-таки часто используется в арабском мире, но есть тенденция к уменьшению области его применения. В некоторых регионах он используется только в официальных документах и юридических взаимоотношеjavascript:void(‘larger’)ниях, в других же областях от него практически полностью отказались.

Мы должны понить полное имя нашего пророка, мир Ему и благословение Аллаха: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб ибн Хашим

Лакаб


Под лакабом понимается добавочное имя, прозвище, кличка, почётный титул, возвеличивающий эпитет, псевдоним. Перевод имени лакаб, во многих случаях требует детального знания культурно-исторической ситуации в период жизни его носителя. Надо также учитывать, что подобные имена, могли даваться человеку после его смерти.

Подтипы лакаба:
набаз или лабаз
– презрительное прозвище; оно может отражать какой-либо телесный недостаток человека или отрицательное свойство характера: «Тавил» (длинный), «ал-Каззаб» (лжец) и др.

тахаллус

(тахлос или махлас) – псевдонимы поэтов, писателей и людей культуры. Имена тахаллус могут иметь какую-либо связь с личными качествами носителя, с характером и стилем его произведений, с именами меценатов, с названием места проживания и т. д.
мансаб – именование по занятиям или должности.
хитаб – почётные титулы; у правителей, военачальников, государственных сановников были распространены титулы с элементами -дин, -давла, -амир, ал-му’минин, -мулк, -ислам, -илла. Является сугубо индивидуальным для каждого династа и династии в целом. Обычно это имена типа лакаб с элементом ад-дин: Рашид-ад-Дин, Саад-эд-дин.
Особенно почетным считалось получить лакаб от самого правителя. Когда халиф назначает на новую должность, независимо от того, повышение это или понижение, то одновременно человеку присваивается особый лакаб.
Первые почетные лакабы стали появляться при нашем пророке Мухаммаде, мир Ему и благословаение Аллаха. Его собсвенные лакаб – Расулуллах, что значит «посланник Аллаха». Многие помощники и современники Мухаммада, мир Ему и благословаение Аллаха, тоже имели свои почетные лакабы. К примеру, полководец Халид Ибнулвалид имел прозвище Сайфулла, или «меч Аллаха», а дядя пророка, Хамза, был доблестным воином и за это получил лакаб Аса-дулла, что значит «лев Аллаха».
Руководителем мусульманского общества после смерти наше пророка Мухаммада, мир Ему и благословаение Аллаха, стал Абу Бакр. Официально его стали называть Халиф Расулулла, что значит «заместитель посланника Аллаха», После него на престол вступил Умар Ибн Хаттаб — в Европе он известен под именем Омар, — который тоже принял новый титул Амир-уль-муминин, или «повелитель правоверных». Именно с тех самых пор любой, кто объявлял себя халифом, независимо от того, где — в Багдаде, Дамаске, Каире или в Кордове, — одновременно с титулом возлагал на себя и лакаб Амирулмуминин.
Другие примеры: амир Ахмад был убит дворцовой гвардией, впоследствии он получил лакаб ал-Амир Аш-Шахид, что значит «амир убиенный».
ал-Малик ал-Муайяд, что значит «царь, хранимый Аллахом», или ал-Малик ал-Музаффар, что значит «царь победоносный»
Амирулмуминин ал-Мансур решил наградить своего министра титулом-лакабом, которое звучит так: Вазир али Мухаммад, что значит «везир для Мухаммада». Именно с тех пор всех мусульманских министров стали называть везирами, несмотря на то, что такого титула никто больше не получал.
У Тахира был почетный титул -лакаб Зу-л-Яминайн, что значит «обладатель двух властей (или десниц)».

Нисба
Имя, прозвание, обозначающее этническую, религиозную, политическую, социальную принадлежность человека, место его рождения или проживания и т. д. Один человек мог иметь несколько нисба одновременно, например, имя по отношению к и по отношению к месту жительства или происхождения.
Нисба в основном образовывалась от названия самого рода или даже племени. К примеру, Рабиа ал-Адавийа, что значит «Рабиа из Ади». Нисба также могла образоваться и от наименования места, где родился человек (к примеру, Джафар Рудаки, что значит «Джафар из Рудака», или Мухаммад ат-Табари, соответственно «Мухаммад из Табаристана»). Нисба могла быть присоединена и к имени родоначальника династии (к примеру, Хашими, Самани и др.). Многие нисбы происходили от названия профессии или рода занятия (к примеру, Нисба Сафари, что значит «медник»). Значит, основатель этой династии когда-то работал подмастерьем у медника. Раба, купленного за 1000 монет, часто называли Алфи, от слова «алф» (тысяча).
Во многих случаях нисбы стали основой для формирования арабских фамилий.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
При максимальной полноте части личного имени пишутся в следующем порядке: лакаб, кунья, алам, насаб и нисба!

При неполном именовании могут опускаться любые части.Алам и насаб почти всегда присутствуют в имени, а расположение остальных компонентов может варьироваться. Кроме того, они могут вообще отсутствовать. Иногда на первое место ставится хитаб, а лакаб и нисба меняются местами. По отношению к одному лицу эти имена, прозвища, титулы никогда не употреблялись все вместе. Их многочисленные и меняющиеся комбинации отражают только те имена, по которым человек стал известен своим современникам и которые дошли до наших дней.

Источник: http://www.islam-in-my-heart.com/

Arabic language names have historically been based on a long naming system. Many people from the Arabic-speaking and also Muslim countries have not had given/middle/family names but rather a chain of names. This system remains in use throughout the Arabic and Muslim worlds.

Name structure[edit]

Ism[edit]

The ism (اسم) is the given name, first name, or personal name; e.g. “Ahmad” or “Fatimah”. Most Arabic names have meaning as ordinary adjectives and nouns, and are often aspirational of character. For example, Muhammad means ‘Praiseworthy’ and Ali means ‘Exalted’ or ‘High’.

The syntactic context will generally differentiate the name from the noun/adjective. However Arabic newspapers will occasionally place names in brackets, or quotation marks, to avoid confusion.

Indeed, such is the popularity of the name Muhammad throughout parts of Africa, Arabia, the Middle East, South Asia and Southeast Asia, it is often represented by the abbreviation “Md.”, “Mohd.”, “Muhd.”, or just “M.”. In India, Pakistan, Bangladesh, Malaysia, Indonesia and the Philippines, due to its almost ubiquitous use as a first name, a person will often be referred to by their second name:

  • Md. Dinar Ibn Raihan
  • Mohd. Umair Tanvir
  • Md. Osman

Nasab[edit]

The nasab (Arabic: نسب, lit. ‘lineage’) is a patronymic or matronymic, or a series thereof. It indicates the person’s heritage by the word ibn (ابن “son of”, colloquially bin) or ibnat (“daughter of”, also بنت bint, abbreviated bte.).

Ibn Khaldun (ابن خلدون) means “son of Khaldun”. Khaldun is the father’s personal name or, in this particular case, the name of a remote male ancestor.

ʿAmmār ibn Sumayya means “ʿAmmār son of Sumayya”. Sumayya is the personal name of ʿAmmār’s mother, the same person can also be identified by his father’s personal name “ʿAmmār ibn Yasir”. In later Islamic periods the nasab was an important tool in determining a child’s father by means of describing paternity in a social (ie to whom was the mother legally married during the conception of the child), not a biological sense, because the father’s biological identity can be grounds for speculation. In early Islamic contexts this function is not yet well established. This stems from a legal principle introduced by Islam regarding the legal status of children (they can only arise from marriage) and changes to waiting periods relating to divorce to establish an undisputed legal father for any child. This function only developing with Islam means that one can find many Companions of the Prophet bearing a maternal nasab, as the naming conventions reflected in their names still stem from pre-Islamic attitudes and beliefs.[1]

Several nasab names can follow in a chain to trace a person’s ancestry backwards in time, as was important in the tribal society of medieval Arabs, both for purposes of identification and for socio-political interactions. Today, however, ibn or bint is no longer used (unless it is the official naming style in a country, region, etc.: Adnen bin Abdallah). The plural is ‘Abnā for males and Banāt for females. However, Banu or Bani is tribal and encompasses both sexes.

Laqab[edit]


The laqab (لقب), pl. alqāb (ألقاب), can be translated to English as agnomen; cognomen; nickname; title, honorific; last name, surname, family name.[2] The laqab is typically descriptive of the person.

An example is the Abbasid caliph Harun al-Rashid (of One Thousand and One Nights fame), which uses the definite article al-. Harun is the Arabic version of the name Aaron and al-Rasheed means “the Rightly-Guided”.

Another common form of laqab is that of compounds ending with al-Dīn (lit.‘of the faith’ or ‘of the religion’), al-Dawla (‘of the State’), al-Mulk (‘of the Kingdom’), or al-Islām (‘of Islam’).[3] Examples include Ṣalāḥ al-Dīn, Shams al-Dīn, Nūr al-Dīn, Nāṣir al-Dawla, Niẓām al-Mulk, Sayf al-Islām.

In ancient Arab societies, use of a laqab was common, but today is restricted to the surname, or family name, of birth.

Nisbah[edit]

The nisbah (نسبة) surname could be an everyday name, but is mostly the name of the ancestral tribe, city, country, or any other term used to show relevance. It follows a family through several generations. It most often appears as a demonym, for example البغدادي al-Baghdadi, meaning that the person is of Baghdad or descendant of people from Baghdad.

The laqab and nisbah are similar in use, and hence, a name rarely contains both.

Kunya[edit]

A kunya (Arabic: كنية, kunyah)[4] is a teknonym in Arabic names. It is a component of an Arabic name, a type of epithet, in theory referring to the bearer’s first-born son or daughter. By extension, it may also have hypothetical or metaphorical references, e.g. in a nom de guerre or a nickname, without literally referring to a son or a daughter.[5] For example, Sabri Khalil al-Banna was known as Abu Nidal, “father of struggle”.

Use of a kunya implies a familiar but respectful setting.

A kunya is expressed by the use of abū (father) or umm (mother) in a genitive construction, i.e. “father of” or “mother of” as an honorific in place of or alongside given names in the Arab world.

A kunya may also be a nickname expressing the attachment of an individual to a certain thing, as in Abu Bakr, “father of the camel foal”, given because of this person’s kindness towards camels.

Common naming practices[edit]

Arab Muslim[edit]

A common name-form among Arab Muslims is the prefix ʿAbd (“Worshipper”, fem. Amah) combined with the name of Allah (God), Abdullah (عبد الله “Worshipper of God”), or with one of the epithets of Allah.

As a mark of deference, ʿAbd is usually not conjoined with the prophets’ names.[6] Nonetheless, such names are accepted in some areas. Its use is not exclusive to Muslims and throughout all Arab countries, the name Abdel-Massih, “Servant of Christ”, is a common Christian last name.

Converts to Islam may often continue using the native non-Arabic non-Islamic names that are without any polytheistic connotation, or association.

Arab Christian[edit]

To an extent Arab Christians have names indistinguishable from Muslims, except some explicitly Islamic names, e.g. Muhammad. Some common Christian names are:

  • Arabic versions of Christian names (e.g. saints’ names: Buṭrus for Saint Peter).
  • Names of Greek, Armenian, and Aramaic or Neo-Aramaic origin.
  • Use of European names, especially French, Greek and, to a lesser extent, Spanish ones (in Morocco). This has been a relatively recent centuries-long convention for Christian Arabs, especially in the Levant. For example: Émile Eddé, George Habash, Charles Helou, Camille Chamoun.
  • Names in honor of Jesus Christ:
ʿAbd al-Yasuʿ (masc. ) / Amat al-Yasuʿ (fem.) (“Servant of Jesus”)
ʿAbd al-Masiḥ (masc.) / Amat al-Masiḥ (fem.) (“Servant of the Messiah”)
Derivations of Maseeḥ (“Messiah”): Masūḥun (“Most Anointed”), Amsāḥ (“More Anointed”), Mamsūḥ “Anointed” and Musayḥ “Infant Christ”. The root, M-S-Ḥ, means “to anoint” (as in masah) and is cognate to the Hebrew Mashiah.

Dynastic or family name[edit]

Some people, especially in the Arabian Peninsula, when descendant of a famous ancestor, start their last name with Āl “family, clan” (آل), like the House of Saud ﺁل سعود Āl Ṣaʻūd or Al ash-Sheikh (“family of the sheikh”). Āl is distinct from the definite article (ال). If a reliably-sourced version of the Arabic spelling includes آل (as a separate graphic word), then this is not a case of the definite article, so Al (capitalised and followed by a space, not a hyphen) should be used. Ahl, which has a similar meaning, is sometimes used and should be used if the Arabic spelling is أهل.

Dynasty membership alone does not necessarily imply that the dynastic آل is used – e.g. Bashar al-Assad.

Arabic Meaning Transliteration Example
ال ‘the’ al- Maytham al-Tammar
آل ‘family’/’clan of’ Al Bandar bin Abdulaziz Al Saud
أهل ‘tribe’/’people of’ Ahl Ahl al-Bayt

Example[edit]

محمد بن سلمان بن أمین الفارسی
Muḥammad ibn Salmān ibn Amīn al-Fārisī

Ism – Muḥammad (proper name, lit. “praised”)
Nasab – Salmān (father’s name, lit. “secure”)
Nasab – Amīn (grandfather’s name, “trustworthy”)
Nisbah – al-Fārisī (“the Persian”).

“Muḥammad, son of Salmān, son of Amīn, the Persian”

This person would simply be referred to as “Muḥammad” or by his kunya, which relates him to his first-born son, e.g. Abū Karīm “father of Karīm”. To signify respect or to specify which Muḥammad one is speaking about, the name could be lengthened to the extent necessary or desired.

Common mistakes[edit]


Non-Arabic speakers often make these mistakes:

  • Separating “the X of Y” word combinations (see iḍāfah):
    • With “Abdul”: Arabic names may be written “Abdul (something)”, but “Abdul” means “servant of the” or “follower of the” and is not, by itself, a name. Thus for example, to address Abdul-Rahman bin Omar al-Ahmad by his given name, one says “Abdul-Rahman”, not merely “Abdul”. If he introduces himself as “Abdul-Rahman” (which means “the servant of the Merciful”), one does not say “Mr. Rahman” (as “Rahman” is not a family name but part of his [theophoric] personal name); instead it would be Mr. al-Ahmad, the latter being the family name.
    • People not familiar with Arabic sandhi in iḍāfah: Habībullāh = “beloved (Habīb) of God (Allāh)”; here a person may in error report the man’s name as “forename Habib, surname Ullah“. Likewise, people may confuse a name such as Jalālu-d-dīn (“The majesty of the religion”) as being “Jalal Uddin”, or “Mr. Uddin”, when “Uddin” is not a surname, but the second half of a two-word name (the desinence -u of the construct state nominative, plus the article, appearing as -d-, plus the genitive dīn[i]). To add to the confusion, some immigrants to Western countries have adopted Uddin as a surname, although it is grammatically incorrect in Arabic outside the context of the associated “first name”. Even Indian Muslims commit the same error. If a person’s name is Abd-ul-Rahim (“servant of the Merciful”), others may call him Mr. Abdul (“servant of the”) which would sound quite odd to a native speaker of Arabic.
  • Not distinguishing ʻalāʾ from Allah: Some Muslim names include the Arabic word ʻalāʾ (علاء “nobility”). Here, ⟨ʻ⟩ represents the ayin, a voiced pharyngeal fricative, ⟨ʾ⟩ represents the hamza, a glottal stop, and ⟨l⟩ is spelled and pronounced at ordinary length, /l/. In Allāh, the l is written twice (⟨ll⟩) and pronounced twice as long (a geminate), as /l/ or /ll/. In Arabic pronunciation, ʻalāʾ and Allāh are clearly different. But Europeans, Iranians, and Indians may not pronounce some Arabic sounds as a native Arabic speaker would, and thus tend to pronounce them identically. For example, the name ʻAlāʾ al-dīn (Aladdin, “the Nobility of the Faith”) is sometimes misspelled as Allāh al-dīn.[citation needed] There is another name ʻAlaʾ-Allah (Aliullah, “the Nobility of God”), which uses both distinctly.
  • Taking bin or ibn for a middle name: As stated above, these words indicate the order of the family chain. English-speakers often confuse them with middle names, especially when they’re written as “Ben”, as it is the case in some countries. For example, Sami Ben Ahmed would be mistakenly addressed as Mr. Ben Ahmed. To correctly address the person, one should use Mr. Sami Ahmed or Mr. Ahmed.
  • Grammar: As between all languages, there are differences between Arabic grammar and the grammar of other languages. Arabic forms noun compounds in the opposite order from Indo-Iranian languages, for example. During the war in Afghanistan in 2002, a BBC team found in Kabul an internally displaced person whose name they stated as “Allah Muhammad”. This may be a misspelling for ʻalāʾ, for if not, by the rules of Arabic grammar, this name means “the Allah who belongs to Muhammad”, which, assuming the person is an Arabic speaking Muslim would be unacceptable religiously. However, by the rules of Iranian languages and most languages of India, this name does mean “Muhammad who belongs to Allah”, being the equivalent of the Arabic “Muhammadullah”. Most Afghans speak Iranian languages. Such Perso-Arab or Indo-Arab multilingual compound names are not uncommon in Afghanistan, Bangladesh, Iran, Pakistan and Tajikistan. There is, for example, the Punjabi name Allah-Ditta which joins the Arabic Allah with the Punjabi Ditta “given”.

Arab family naming convention[edit]

In Arabic culture, as in many parts of the world, a person’s ancestry and family name are very important. An example is explained below.

Assume a man is called Saleh ibn Tariq ibn Khalid al-Fulan.

  • Saleh is his personal name, and the one that his family and friends would call him by.
  • ibn and bin translates as “son of”, so Tariq is Saleh’s father’s name.
  • ibn Khalid means that Tariq is the son of Khalid, making Khalid the grandfather of Saleh.
  • al-Fulan would be Saleh’s family name.

Hence, Saleh ibn Tariq ibn Khalid al-Fulan translates as “Saleh, son of Tariq, son of Khalid; who is of the family of al-Fulan.”

The Arabic for “daughter of” is bint. A woman with the name Fatimah bint Tariq ibn Khalid al-Goswami translates as “Fatimah, daughter of Tariq, son of Khalid; who is of the family al-Goswami.”

In this case, ibn and bint are included in the official naming. Most Arab countries today, however, do not use ‘ibn’ and ‘bint’ in their naming system. If Saleh were an Egyptian, he would be called Saleh Tariq Khalid al-Fulan and Fatimah would be Fatimah Tariq Khalid al-Goswami.

If Saleh marries a wife (who would keep her own maiden, family, and surnames), their children will take Saleh’s family name. Therefore, their son Mohammed would be called Mohammed ibn Saleh ibn Tariq al-Fulan.

However, not all Arab countries use the name in its full length, but conventionally use two- and three-word names, and sometimes four-word names in official or legal matters. Thus the first name is the personal name, the middle name is the father’s name and the last name is the family name.

Biblical names and their Arabic equivalent[edit]

The Arabic names listed below are used in the Arab world with correspondent Hebrew, English, Syriac and Greek equivalents in many cases. Most are derived from Syriac transliterations of the Hebrew Bible.

Arabic name Hebrew name English name Syriac name Greek name
ʿĀbir /ʾĪbir عابر / إيبر Éver
ʻĒḇer עֵבֶר
Eber ܥܵܒ݂ܵܪ ʿĀḇār
Alyasaʿ اليسع Elisha
Elišaʿ אֱלִישָׁע
Elisha ܐܹܠܝܼܫܲܥ Ēlīšaʿ Ἐλισσαῖος
ʿĀmūs عاموس Amos
ʿĀmōs עָמוֹס
Amos ܥܵܡܘܿܣ ʿĀmōs Ἀμώς
Andrāwus أندراوس Andrew ܐܲܢܕܪܹܐܘܿܣ Andrēōs Ἀνδρέας
ʾĀsif آصف Asaph
ʾĀsaf אָסָף
Asaph ܐܵܣܵܦ ʾĀsāp
ʾAyyūb أيّوب Iyov / Iov
Iyyov / Iyyôḇ איוב
Job ܐܝܼܘܿܒ݂ Īyōḇ Ἰώβ
ʾĀzar
Āzar / Taraḥ آزر / تارح
Téraḥ / Tharakh תֶּרַח / תָּרַח Terah ܬܲܪܚ Tar(ə)ḥ Θάρα
Azarīyā أزريا Azaryah עֲזַרְיָהוּ Azariah ܥܲܙܲܪܝܵܐ Azar(ə)yā
Barthulmāwus بَرثُولَماوُس bar-Tôlmay בר-תולמי Bartholomew ܒܲܪ ܬܘܼܠܡܲܝ Bar-Tūlmay Βαρθολομαῖος
Baraka
Bārak بارك
Barukh
Bārûḵ בָּרוּךְ
Baruch ܒܵܪܘܿܟ݂ Bārōḵ Βαρούχ
Binyāmīn بنيامين Binyamin
Binyāmîn בִּנְיָמִין
Benjamin ܒܸܢܝܵܡܹܝܢ Benyāmēn Βενιαμίν
Būlus بولس Paul ܦܲܘܠܘܿܣ Pawlōs Παῦλος
Butrus بطرس Peter ܦܸܛܪܘܿܣ Peṭrōs Πέτρος
Dabūrāh دبوراه Dvora
Dəḇôrā דְּבוֹרָה
Deborah ܕܒ݂ܘܿܪܵܐ D(ə)ḇōrā Δεββώρα
Dānyāl دانيال Daniel
Dāniyyêl דָּנִיֵּאל
Daniel ܕܵܢܝܼܐܹܝܠ Dānīyyēl Δανιήλ
Dāwud / Dāwūd / Dāʾūd داود / داوُود / داؤود David
Davīd  דָּוִד
David ܕܵܘܝܼܕ݂ Dāwīḏ Δαυίδ, Δαβίδ
Fīlīb/Fīlībus فيليب / فيليبوس Philip ܦܝܼܠܝܼܦܘܿܣ Pīlīpōs Φίλιππος
Fāris فارص Péreẓ
Pāreẓ פֶּרֶץ / פָּרֶץ
Perez ܦܲܪܨ Parṣ
ʾIfrāym إفرايم Efraim
Efráyim אֶפְרַיִם/אֶפְרָיִם
Ephraim ܐܲܦܪܹܝܡ Ap̄rēm Ἐφραίμ
Ḥūbāb حُوبَابَ Chobab
Ḥovav חֹבָב
Hobab
Ḥabaqūq حبقوق Ḥavaqquq חֲבַקּוּק Habakkuk Ἀββακούμ
Ḥajjai حجاي Ḥaggay חַגַּי Haggai Ἁγγαῖος
Ānnāh آنّاه Ḥannāh חַנָּה Anna (Bible) Ἄννα
Hārūn هارون Aharon אהרן Aaron Ἀαρών
Ḥawwāʾ حواء Chava / Hava
Ḥavvah חַוָּה
Eve ܚܘܐ Εὔα
Hūshaʾ هوشع Hoshea
Hôšēăʻ הושע
Hosea Ὡσηέ
Ḥassan حسن Choshen
ẖošen חֹשֶׁן
Hassan
Ḥazqiyāl حزقيال Y’khez’qel 
Y’ḥez’qel יְחֶזְקֵאל
Ezekiel Ἰεζεκιήλ
ʾIbrāhīm إبراهيم Avraham אַבְרָהָם Abraham Ἀβραάμ
Idrees / Akhnookh
Idrīs / Akhnūkh أخنوخ / إدريس
H̱anokh חֲנוֹךְ Enoch / Idris Ἑνώχ
ʾIlyās إلياس
Īliyā إيليا
Eliahu / Eliyahu
Eliyahu אֱלִיָּהוּ
Elijah ‘Eliya Ἠλίας
ʾImrān عمرام / عمران Amrām עַמְרָם Amram Ἀμράμ
ʾIrmiyā إرميا Yirməyāhū יִרְמְיָהוּ Jeremiah Ἱερεμίας
ʿĪsā / Yasūʿ عيسى / يسوع Yeshua
Yešuaʿ   יֵשׁוּעַ / יֵשׁוּ
Jesus Eeshoʿ Ἰησοῦς
ʾIsḥāq إسحاق Yitzhak / Yitzchak
Yitsḥaq יִצְחָק
Isaac Ἰσαάκ
ʾIshʻiyāʾ إشعيا Yeshayahu
Yəšạʻyā́hû יְשַׁעְיָהוּ
Isaiah Ἠσαΐας
Ismail
ʾIsmāʿīl إسماعيل
Yishmael
Yišmaʿel / Yišmāʿêl יִשְׁמָעֵאל
Ishmael Ἰσμαήλ
ʾIsrāʾīl إِسرائيل Israel / Yisrael
Yisraʾel / Yiśrāʾēl ישראל
Israel Ἰσραήλ
Ǧibrīl / Ǧibra’īl جِبْريل / جَبْرائيل Gavriel
Gavriʾel גַבְרִיאֵל
Gabriel Γαβριήλ
Ǧād / Jād جاد Gad גָּד Gad Γάδ
Ǧālūt / Jālūt / Julyāt جالوت / جليات Golyāṯ גָּלְיָת Goliath Γολιάθ
Ǧašam / Ǧūšām جشم / جوشام Geshem גֶשֶׁם Geshem (Bible) Gashmu
Ǧūrğ / Ǧirğis / Ǧurğ / Ǧurayğ جيرجس George (given name) Γεώργιος
Kilāb / Kalb كلاب/ كلب Kalev כָּלֵב Caleb
Lāwī لاوي Lēvî לֵּוִי Levi Λευΐ
Layā’ليا Leah לֵאָה Leah Λεία
Madyān مدين Midian מִדְיָן Midian Μαδιάμ
Majdalā مجدلية Migdal Magdalene Magdala Μαγδαληνή
Māliki-Ṣādiq ملكي صادق malki-ṣédeq מַלְכִּי־צֶדֶֿק Melchizedek Μελχισεδέκ
Malākhī ملاخي Mal’akhi מַלְאָכִי Malachi Μαλαχίας
Maryam / Miriam
Maryam   مريم
Miriam / Miryam
Miryam מרים
Mary ܡܪܝܡ Μαρία
Mattūshalakh مَتُّوشَلَخَ Mətušélaḥ
Mətušálaḥ מְתֿוּשָלַח
Methuselah Μαθουσάλας
Mattā Amittai אֲמִתַּי Amittai
Mattā / Matatiyā متى / متتيا Matitiahu / Matityahu
Matityahu מַתִּתְיָהוּ
Matthew Mattai Ματθαῖος
  Mikhāʼīl ميخائيل Michael / Mikhael
Miḵaʾel מִיכָאֵל
Michael Μιχαήλ
Mūsā موسى Moshe
Mošé מֹשֶׁה
Moses Μωυσῆς
Nahamiyyā نحميا Neḥemyah נְחֶמְיָה Nehemiah Νεεμίας
Nūḥ نُوح Noach / Noah
Nóaḥ נוֹחַ
Noah Νῶε
Qarūn / Qūraḥ قارون / قورح Kórakh
Qōraḥ קֹרַח
Korah
Rāḥīl راحيل Rakhél
Raḥel רָחֵל
Rachel Ραχήλ
Ṣafnīyā صفنيا Tzfanya  / Ṣəp̄anyā
Tsfanya צְפַנְיָה
Zephaniah Σωφονίας
Ṣaffūrah صفورة Tzipora  / Tsippora
Ṣippôrā צִפוֹרָה
Zipporah Σεπφώρα
Sām سام Shem שֵם Shem Σήμ
Sāmirī سامري Zimri זִמְרִי Zimri Zamri
Samuel
Ṣamu’īl / Ṣamawāl صموئيل / صموال
Shmu’el / Šəmûʼēl
Shmu’el שְׁמוּאֶל
Samuel Σαμουήλ
Sārah سارة Sara / Sarah
Sarā שָׂרָה
Sarah / Sara Σάρα
Shamshūn شمشون Shimshon / Šimšôn
Shimshon שִׁמְשׁוֹן
Samson Σαμψών
Suleiman
Sulaymān /  سليمان
Shlomo
Šlomo שְׁלֹמֹה
Solomon Σολομών
Saul
Ṭālūt / Šāwul طالوت / شاول
Sha’ul
Šāʼûl שָׁאוּל
Saul Σαούλ
Ṭūmās/Tūmā طوماس / توما Thomas (name) Te’oma Θωμᾶς
Obaidullah
ʻUbaydallāh / ʻUbaydiyyā عبيد الله / عبيدييا
Ovadia
ʻOvádyah / ʻOvádyah עבדיה
Obadiah Ὁβαδίας, Ἀβδιού
ʻAmri عمري Omri
ʻOmri עמרי
Omri
ʻUzāir عُزَيْرٌ Ezra
Ezrá עזרא
Ezra
Yaʿqūb يَعْقُوب Yaakov
Yaʿaqov יַעֲקֹב
Jacob, (James) Ἰακώβ
Yaḥyā / Yūḥannā** يحيى / يوحنا Yochanan / Yohanan
Yôḥānnān יוחנן
John Ἰωάννης
Yahwah يهوه YHWH
Yahweh יְהֹוָה
Jehovah ܝܗܘܗ, ܝܗ, ܞ‎ YH, YHWH
Yessa
Yashshā يَسَّى
Yishay יִשַׁי Jesse Ἰεσσαί
Yathrun (?)
Yathrun / Shu’ayb / شعيب
Yitro
Yiṯrô יִתְרוֹ
Jethro
You’il
Yūʾīl يوئيل
Yoel יואל) Joel Ἰωήλ
Younos / Younes
 / Yūnus يونس
Yona / Yonah
Yônā יוֹנָה
Jonah Yuna Ἰωνάς
Youssof / Youssef
Yūsuf /  يوسف
Yosef יוֹסֵף Joseph ܝܲܘܣܸܦ Yawsep̄ Ἰωσήφ
Youshaʿ
Yūshaʿ / Yashūʿ يُوشَعُ / يَشُوعُ
Yĕhôshúa
Yôshúa יְהוֹשֻׁעַ
Joshua Ἰησοῦς
Zakaria
Zakariyyā / Zakarīyā زَكَرِيَّا
Zecharia /Zekharia
Zeḵaryah זְכַרְיָה
Zachary or Zechariah Ζαχαρίας
  • The popular romanization of the Arabized and Hebrew names are written first, then the standardized romanization are written in oblique. Arabized names may have variants.
  • If a literal Arabic translation of a name exists, it will be placed after the final standardized romanization.
  • If an Arabic correlation is ambiguous, (?) will be placed following the name in question.
    * Yassou’ is the Arab Christian name, while ʿĪsā is the Muslim version of the name, as used in the Qur’an. There is debate as to which is the better rendition of the Aramaic Yeshua, because both names are of late origin.
    ** Youhanna is the Arab Christian name of John, while Yahya is the Muslim version of the name, as used in the Qur’an. They have completely different triconsonantal roots: H-N-N (“grace”) vs H-Y-Y (“Life”). Specifically, Youhanna may be the Biblical John the Baptist or the apostle. Yahya refers specifically to John the Baptist.
  • El, the Hebrew word for strength/might or deity, is usually represented as īl in Arabic, although it carries no meaning in classical and modern Arabic. The only exception is its usage in the Iraqi Arabic.

Indexing[edit]

According to the Chicago Manual of Style, Arabic names are indexed by their surnames. Names may be alphabetized under Abu, Abd and ibn, while names are not alphabetized under al- and el- and are instead alphabetized under the following element.[7]

See also[edit]

  • List of Arabic star names
  • List of Arabic place names

References[edit]

  1. ^ Mohammadi, Adeel (2016). “The Ambiguity of Maternal Filiation (nasab) in Early and Medieval Islam”. The Graduate Journal of Harvard Divinity School (11): 52–68.
  2. ^ dnsi.co.za/wp-content/uploads/2012/02/Hans-Wehr-English-Arabic-Dctionary-Searchable-Format-.pdf
  3. ^ Bearman, P.; Bianquis, Th.; Bosworth, C.E.; van Donzel, E.; Heinrichs, W.P., eds. (1960–2007). “Ism”. Encyclopaedia of Islam, Second Edition. doi:10.1163/1573-3912_islam_SIM_3641.
  4. ^ Shahpurshah Hormasji Hodivala, Historical Studies in Mug̲h̲al Numismatics, Numismatic Society of India, 1976 (Reprint of the 1923 ed.)
  5. ^ Pedzisai Mashiri, “Terms of Address in Shona: A Sociolinguistic Approach”, Zambezia, XXVI (i), pp. 93–110, 1999
  6. ^ Metcalf, Barbara D. (8 September 2009). Islam in South Asia in Practice. Princeton University Press. p. 344. ISBN 978-1-4008-3138-8. One must avoid names whose ambiguity suggests something unlawful. It is for this reason that the scholars forbid having names like ‘Abd al-Nabi (Slave of the Prophet).
  7. ^ “Indexes: A Chapter from The Chicago Manual of Style” (Archive). Chicago Manual of Style. Retrieved on December 23, 2014. p. 25 (PDF document p. 27/56).

External links[edit]

  • Arabic Nomenclature: A summary guide for beginners. A.F.L. Beeston (Oxford, 1971).
  • Period Arabic Names and Naming Practices (2003) by Da’ud ibn Auda (David B. Appleton)
  • Automated recognition of Arabic person names

А знаете ли вы, что у арабов даже фамилий нет? Сегодня я вам расскажу о том, как образуются арабские имена, и как присваивают имена русско-египетским детям.

Структура арабских имен

Итак, фамилий у арабов действительно нет. А как же они живут и не путаются? – возможно, спросите вы. Отлично живут, причем шанс встретить двух человек с абсолютно одинаковыми именами в арабских странах очень мал.

Дело в том, что в арабском имени есть пять составляющих.

  1. Собственно имя человека, которое придумывают родители.
  2. Имя родного отца
  3. Имя деда по отцу
  4. Имя прадеда по отцу
  5. Имя прапрадеда по отцу

Например, человека могут звать вот так:

Ахмед (1) Мухаммед (2) Абдалла (3) Абдельрахмен (4) Мубарак (5)

В этом имени мы можем проследить родословную человека по отцовской линии до его прапрадеда. Как вы понимаете, случаи, когда совпадают имена всех дедов и прадедов до пятого колена, очень редки, поэтому и людей с абсолютно одинаковыми именами встретить очень и очень сложно.

Если у нашего Ахмеда Мухаммеда… рождается ребенок, то последнее имя просто отбрасывается, а все остальные добавляются к имени новорожденного в том же порядке. Например, родилась девочка, которую назвали Лейла. Ее полное арабское имя будет выглядеть вот так:

Лейла Ахмед Мухаммед Абдалла Абдельрахмен

Выходя замуж арабские женщины не меняют фамилии, так как менять нечего. Изменять имя деда или прадеда, сами понимаете, никому в голову не приходит. Если у человека рождаются только девочки, значит имена предков со временем канут в лету. Имена детей этой девочки будут образовываться от имени ее мужа, именно поэтому арабы очень ценят мальчиков в семье.

Читайте также: Этикет в Египте – как не попасть в глупое положение?

Образование имен стало одной из причин еще одной важной особенности  арабского мира – здесь нет такого понятия, как мать-одиночка. Если женщина рожает ребенка, значит у него есть отец, и его имя должно быть вписано в свидетельство о рождении. Это влечет за собой соответствующие права и обязанности, и не отвертишься.

Иногда бывают случаи, когда по какой-то причине отца определить невозможно. Как в этом случае выкручиваются арабы, я честно не знаю. Если вы в курсе – поделитесь в комментариях. Когда я рожала в Египте свою дочь, справку о рождении в больнице выдавали на руки только отцу после того, как он чистосердечно признал себя таковым и согласился, чтобы его имя было вписано во все документы.

Русско-арабские семьи

С чистокровными арабами все понятно. Но как же быть русско-арабским детям, которым сотрудники консульства оформляют российское гражданство и требуют предоставить фамилию, имя и отчество ребенка? Рассказываю!

Вероятно, в Консульстве РФ тоже не сразу нашли выход из ситуации. Сегодня схема стандартная: берут последнее имя из документов отца ребенка и записывают его в качестве фамилии.

Тут надо сделать лирическое отступление.

Дело в том, что пять имен – это много. В быту люди используют только два имени – имя собственное и имя отца. Например, друзей мужа я знаю как: Мухаммед Абдалла, Самир Эхаб, Ахмед Рефат и тп., без всяких дедов и прадедов. Первые имена часто повторяются (особенно Ахмеды и Мухаммеды), а второе имя помогает разобраться о ком идет речь.

В большинстве же документов египтяне часто пишут только 3-4 имени, пренебрегая одним-двумя последними. Ну то есть полное имя из пяти составляющих где-то все таки записано, и каждый человек свое полное имя знает, но даже в загранпаспорте у моего мужа записано только 4 имени.

Поэтому в нашем случае фамилией моего ребенка стало четвертое имя мужа (то, что оказалось последним в паспорте).

Таким образом в египетском свидетельстве о рождении мою дочь зовут вот так:

  • Лили Ахмед Абдельради

Там же записано имя отца:

  • Ахмед Абдельради Абдельмонем Солиман

А в российском переводе свидетельства о рождении имя дочери выглядит вот так:

  • Солиман Лили Ахмед – фамилия, имя и отчество соответственно. По правилам в переведенных документах фамилии и имена не изменяются на российский манер, то есть никаких “Ахмедовна” не допускается.

Родные мужа долго не могли понять, как на первое место попало имя их прадеда, которого они уже толком не помнят, и имя которого через поколение должно было вообще исчезнуть из имен их потомков?! Но теперь дед Солиман увековечен в фамилии нашей семьи: в русском паспорте мужа, в свидетельствах о рождении моих детей. А мой сын Фарид Солиман передаст эту фамилию своей жене и детям.

Читайте также: Особенности египетской кухни

Арабские имена мужские и женские

Если рожаешь ребенка от араба, то и имя новому человеку придется выбирать арабское. Арабы (особенно мусульмане) категорически не допускают иностранных имен для своих детей.

На самом деле выбор имен в арабском мире необычайно огромен, причем каждое имя имеет свое значение. Есть имена исключительно мусульманские, есть христианские (по имени человека часто можно узнать о его вероисповедании), есть имена, подходящие и тем и другим.

Значения женских имен как правило бывают связаны с чувствами, явлениями природы или цветами: Нур – свет, Лейла – ночь, Амани – желанная, Жасмин – цветок жасмина и тп.

Значения мужских имен часто связанны с верой или личными качествами, например: Абдалла – раб Аллаха, Абдельрахмен – раб Всепрощающего (по исламу у Аллаха есть 99 имен, к каждому из них можно прибавить “абд” (раб), чтобы получить имя мальчика); или Ахмед – славный, Самир – плодородный, богатый и т.п.

Если у вас еще остались вопросы, пишите их в комментариях, и я обязательно вам отвечу!

Людмила С. Кузнецова

Не забывайте подписываться на обновления моего блога!

Добавить комментарий