Как составить индивидуальную образовательную программу педагога

   
Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие
личностного и профессинального роста.

       
Слесаренко Тамара Геннадьевна, МАОУ СШ
№143, учитель

    
Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными
изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и
образования. В современных
условиях повысился спрос на социально
активную, творческую личность, способную
самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

    
В концепции российского образования на период
до 2020 года и в  инициативе президента Д.В. Медведева «Наша новая школа» одним
из приоритетных направлений обозначено развитие учительского потенциала,
как условия повышения качества общего образования. Обновляются профессиональные
требования к педагогам, а именно переносится
акцент с профессиональных знаний на уровень
профессиональных
компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной
деятельности.

Заказ на
индивидуализацию образовательной позиции должен исходить
 не столько от государства, сколько от самого человека, его
индивидуальных потребностей и  представлений о самореализации. Решение
индивидуализации обучения мы видим в
реализации индивидуальных образовательных программ всех
участников образовательного процесса, поскольку
педагог, не умеющий проектировать свою деятельность, не сможет научить этому
ученика

Разработанная
нами индивидуальная   образовательная   программа
займет    
свое     место
не только в
новых формах аттестации педагогов, но и
поможет рефлексивно подойти к проблемам педагогической практики, проектируя
свою деятельность на учебный год в рамках методической темы.    
Индивидуальная 
образовательная
программа
является
средством для организации
образования     
педагога,      стержнем     
и      вектором     
его      собственной 
образовательной траектории. 

1 «Общие сведения о педагоге»
– сертифицированные (документальные) достижения
(информация об авторе, учебная нагрузка, цель проблемной образовательной
деятельности в рамках методической темы школы)

2.«Индивидуальная
образовательная программа педагога» – материалы, отражающие основные проблемные направления творческой активности, которые
педагог планирует решить в течение года; виды деятельности, предполагаемые
результаты и сроки исполнения.
 Имеет два направления: на себя и
свою деятельность по отношению к заявленной проблеме и на деятельность на
ученика.

3.«Приложения»
– характеристики отношения педагога к различным видам
деятельности  (рецензии коллег, 
резюме,
отзыв о работе педагога
руководителем методического объединения). 

Мы хотим более подробно
остановиться на принципах составления индивидуальной образовательной программы педагога,
ее дальнейшем предъявлении и возможных путях решения проблем.

Идея
разработки индивидуальной образовательной программы
предложена методистом районного методического центра управления
образованием Вычужаниной Н.И. Созданная творческая группа, развила идею, спроектировала этапы работы и выстроила шаги по реализации
индивидуальной образовательной программы в 2007-2011 учебном гг. 

Разработческий
этап работы группы мы начали с обзора литературы по
теме. Были изучены результаты
исследований в области получения общего
обязательного образования детьми
и образования взрослых: личностно- ориентированное обучение (Якиманская И.С.
«Технология личностно-ориентированного образования»), уровневая дифференциация (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»),        
сочетание
индивидуального     и     коллективного    
при
преобразовании
профессиональной деятельности педагогов (Слободчиков
В.А.,
СластенинВ.А., ПодымоваЛ.С. «Педагогика:
инновационная
деятельность»), Подымова Л.С. «Подготовка учителя к инновационной
деятельности»).
 

Одной из задач, стоящей перед
группой, стало формирование общих представлений о целях и задачах ИОП, о ее
структуре, о форме реализации, представлении на обсуждение полученных результатов.

ИОП педагога- это совокупность действий, которые реализуются в рамках стратегической программы школы и ее методической
темы, по проблеме освоения педагогом компетентностей в процессе педагогической
деятельности.

Педагогическая     
деятельность 
– целенаправленное     
развитие обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннее развитие
его способностей, развитие компетентностей в процессе освоения государственного
образовательного стандарта.  

Цель введения ИОП: 

-создание условий для
реализации педагогом возможностей непрерывного самоопределения и самообразования, профессионализации через проблематизацию
и проектирование собственной деятельности
;

-позволяет
самостоятельно конструировать образовательный маршрут с
учетом своих компетентностей, своих
профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для
себя сроки и формы его реализации.

Сроки ее
реализации
могут
варьироваться от одного года до трех лет в
зависимости от поставленных целей (конкретных
и глобальной), желаемого результата и  формы его предъявления: рефлексивный
анализ деятельности или аттестация.

Мы
считаем, что индивидуальная образовательная программа должна
являться инструментом мониторинга
профессиональных достижений педагога,
поэтому
цели ее написания будут
следующие:
 


развивающая   по   отношению   к  
образовательной   ситуации   (структура
программы представляет собой своеобразный
ориентир возможных видов
активности педагога и предполагаемого результата).

-оценочно-стимулирующая  (реальное  оценивание своих 
профессиональных затрат и  возможностей, основание для начисления
стимулирующей части заработной платы);

Таким
образом, мы договорились, что в программе педагог
обозначает:

-цели и
задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с
профессиональными  и образовательными  
стандартами,    
успеваемостью    воспитанников     и
учащихся, стратегическим планом развития образовательного
учреждения;

-профессиональные умения,
которые необходимо приобрести педагогу в ходе реализации ИОП;

-средства
для решения поставленных задач.


планируемый результат целенаправленной деятельности педагога.

Практическая значимость
индивидуальной образовательной программы нам видится в направленной систематизации
деятельности педагога, ориентированной на положительную динамику показателей
профессионального роста и проблем практики.

      Алгоритм составления индивидуальной
образовательной программы
отличается
универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».

1.Диагностика,
оценка и самооценка своего профессионализма,
мастерства (личностные качества; умение
поставить цели, задачи
педагогической
деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно
понимать мотивацию педагога, его умение
разрабатывать программы
педагогической
деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.

2. Программирование профессионального развития,
составление  ИОП.
При
проектировании ИОП, педагог учитывает программу развития учреждения, единую
методическую
тему и
годовые задачи образовательного учреждения.
Как результат, какие компетентности или группы умений,
возможно, отдельное умение
будет развиваться у педагога и как повлияет это на результат образования
у учащихся.

3.
Реализация ИОП происходит в течение года и ориентирована на решение глобальной
цели, направленной на педагога и решение проблем практики.

4.Рефлексивный   
анализ    реализации    индивидуальной
образовательной  программы,
представление результатов – это и продукты (разработанные материалы
) и
то, чему научился педагог, и то, как это повлияло это на решение заявленной проблемы. 
В процессе деятельности и реализации индивидуальных
образовательных программ последние должны постоянно уточняться,
корректироваться, конкретизироваться, переоформляться в соответствии с тем, как
будет разворачиваться действительность и, насколько полно она отражена в ИОП
. Рефлексивный анализ  осуществляется
педагогом постоянно и корректируется в ходе деятельности, а предъявляется 1 раз
в год в творческой группе с целью мониторинга профессионального роста и
возможного пересамоопределения, оформления образовательного заказа,
прфессиональных потребностей и дефицитов.

Главное –
научить педагога максимально использовать различные
ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения
своей образовательной траектории. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует
содержание своего
образования и сам несет за эти риски ответственность,
обладая в конечном итоге тем или иным
уровнем образованности. 

Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района,

Муниципальное образовательное учреждение Рудногорская средняя общеобразовательноя школа

Каптюк Татьяна Владимировна

Тема: «Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста в условиях введения Профстандарта педагога»

г.Железногорск – Илимский

05.04.2018 г

Введение

Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога с учетом плана работы методической работы школы, непрерывного профессионального развития педагога и в соответствии с его профессиональными дефицитами. Работу по созданию индивидуальной образовательной программы педагога начала с 2010 года – одновременно с опережающим введением ФГОС НОО в школе. Работая в пилотном режиме по апробации модели введения Профстандарта на муниципальном уровне, (приказ Департамента администрации Нижнеилиского района от №329 от 21 октября 2016 года), начала работу по корректировке ИОПП в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Сразу определилась, в чём состоит отличие профессионального стандарта педагога от ФГОС. ФГОС – предъявляет требования к результатам образования, а Профстандарт педагога – требования к профессионализму и личности учителя. Провела самоанализ и самооценку профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом. На основании выявленных профессиональных дефицитов, методических рекомендаций статьи «Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях Профстандарта» от 13.04.2017 г. а также используя опыт других образовательных учреждений по данной проблеме, составила собственную модель «Индивидуальной образовательной программы как условия профессионального роста педагога».

Актуальность и целесообразность. Модель индивидуальной образовательной программы основывается на принципе оптимизации временных затрат на ее реализацию и при этом учитывает ключевые направления непрерывного профессионального образования педагога в условиях введения Профстандарта, соответствует положениям Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ  28.05.2014 №  3241п-П8

Цель программы – развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям Профстандарта педагога и эффективное использование

личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.

Задачи индивидуальной программы развития профессиональных компетенций:

диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;

составление и коррекция индивидуальной образовательной программы;

реализация индивидуальной образовательной программы;

рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы.

Основная часть.

Предлагаю для учителей свой Индивидуальный план профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности ( в сокращении)

Таблица 1

Мои профессиональные достижения

Компетенции (трудовые

действия), оцененные

баллом «2»

Формы предъявления

результатов,

подтверждающих высокий

уровень владения

компетенцией

Описание опыта

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Ежегодная разработка и реализация программ учебных дисциплин (начальная школа)

Разработка и реализация программ учебных дисциплин на 2017-2018уч.год

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования

Реализация в профессиональной деятельности требований федеральных государственных образовательных стандартов начального образования

Планирование и проведение учебных занятий

Открытые уроки по дисциплинам начальной школы для коллег

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Ежегодная организация и осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Семинар «Формирование универсальных учебных действий»

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Ежегодная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Разработка и внедрение цикла классных часов на тему обеспечения безопасной образовательной среды, мастер-класс для учащихся «Формы регулирования поведения»

Классные часы «Правила поведения в школе и на перемене»

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Семинар «Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера»

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Разработка и внедрение цикла классных часов на тему обеспечения безопасной образовательной среды

Классные часы о поведении.

Знакомство детей и родителей с уставом школы о поведении и школьной форме.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)

Семинар «Использование воспитательных технологий в работе классного руководителя.

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка

Разработка тренингов,

Игровых ситуаций. целью которых является развитие эмоционально-ценностной сферы детей Использование воспитательной программы М.М. Безруких «Все цвета, кроме чёрного»

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций школы

Активное участие класса в мероприятиях школы

Участие в мероприятиях, организуемых в школе,

Развитие у обучающихся познавательной активности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, формирование у

обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Разработка цикла уроков по сохранению здорового и безопасного образа жизни,

Участие в спортивных мероприятиях школы и района

Формирование толерантности

Разработка воспитательной системы класса «Воспитание толерантности учащихся начальной школы»

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Выявление проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Практическое наблюдение и анализ поведенческих работа с психологом

Оказание адресной помощи обучающимся

Консультации для родителей и учащихся

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции здорового и безопасного образа жизни

Разработка и внедрение цикла уроков по сохранению ЗОЖ

Работа над исследовательскими проектами и выступление на районных и школьных НПК

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»

Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

Проектирование и внедрение в практику образовательного процесса на основе ФГОС НОО образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом к учебной

Формирование у детей позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

Статья «Формирование у детей осознонной позиции школьника в начальной школе»

Формирование метапредметных и универсальных учебных действий

Семинар «Формирование УУД», открытый урок

Таблица 2

Мои профессиональные дефициты

Компетенции

(трудовые действия), оце-

ненные баллами «0»или

«1»

Распределение дефицитов

по степени актуальности

их восполнения

Примечание

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

Формирование мотивации к обучению

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Реализация современных форм и методов воспитательной работы,

Использование новых форм и методов работы с родителями

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Применение методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными учащимися

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) ИОП

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»

Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста,

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста

Таблица 3

План устранения дефицитов профессиональной деятельности

Трудовые

функции

Компетеции

(трудовые

действия),

овладение

которыми

актуально

для меня

Планируе-

мыйрезуль-

тат развития

компетенции

Планируе-

мые сроки в

2017г.

(2018-

2019гг.)

Формы рабо-

ты по пре-

одолению

дефицитов

Формы

предъявле-

ниярезуль-

татов овла-

дения ком-

петенцией

1

2

3

4

5

6

«Обучение»

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

2

2017-2018

Изучение успешного опыта педагогов школы

Схема анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

2

2017-2018

Семинары,

вебинары

Открытый урок с использованием ИКТ

Формирование мотивации к обучению

2

2017-2018

Изучение литературы по данной теме

Статья «Формирование мотивации к обучению»

Воспитатель-

ная деятель-

ность

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

2

2017-2018

Семинары,

вебинары

Открытый урок или занятие по внеурочной деятельности с использованием ИКТ

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

2

2017-2018

Изучение литературы, опыта коллег

Рекомендации по использованию конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся

«Развивающая

деятельность»

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

2

2017-2018

Изучение литературы «Оценка планируемых результатов по программе «Гармония»

Доклад

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

2

2017-2019

Изучение литературы, семинары, вебинары

Доклад

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями ИОП

2

2017-2018

Изучение литературы, опыта коллег

Разработанная программа индивидуального развития ребёнка

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

2

2017-2018

Изучение литературы по данной теме

Открытое занятие по внеурочной деятельности

«Педагогическая

деятельность по

реализации про-

грамм начально-

го общего обра-

зования»

Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста,

2

2017-2019

Изучение литературы по данной теме

Семинар «Портфолио учащихся»

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста

2

2017-2018

Изучение литературы по данной теме

Доклад

Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

2

2018

Изучение опыта коллег, взаимодействие с психологом школы

Семинар- практикум «Профилактика возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе»

Заключение Данная индивидуальная образовательная программа педагога, поможет учителю: устранить несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, на индивидуализацию профессиональной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей учащихся.

Список используемой литературы:

1.Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ  28.05.2014 №  3241п-П8

Электронный журнал «Менеджер образования» «Работа с педагогами»

«Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях Профстандарта»

https://www.menobr.ru/article/59746-qqe-16-m7-individualnaya-obrazovatelnaya-programma-pedagoga

2. ЭКММ «Компас  Профстандарта»

http://kompas-profstandarta.ru/index.php/novosti/vas-zainteresuet/39-13-04-2017-g-individualnaya-obrazovatelnaya-programma-pedagoga-v-usloviyakh-profstandarta

http://kompas-profstandarta.ru/index.php/novosti/vas-zainteresuet/39-13-04-2017-g-individualnaya-obrazovatelnaya-programma-pedagoga-v-usloviyakh-profstandarta

3.Рекомендации по проектированию индивидуальной траектории (индивидуального плана) профессионального роста учителей- предметников на основании анализа результатов их профессиональной деятельности в части обеспечения качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (ФК ГОС) http://www.metodcenter.novotec.ru/upload/gia/metodicheskie_INDprogramma.PDF

4. Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога учителя географии Половко Л.В.

http://lvpolovko.ucoz.ru/avatar/30/polovko.pdf

5. Т.В. Коротаева, старший научный сотрудник ГБОУ ДПО «Институт развития образования Пермского края «Индивидуальные траектории профессионального развития педагогов»

6. Интернет ресурсы. Портал «Образование».

7. «Проектирование индивидуального плана профессионального развития педа­гога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной де­ятельности: методические рекомендации/ сост. Т. Г. Блинова, Е.Н. Жаркова, И. Н. Стукалова. http://www.akipkro.ru/images/docs/profstandart/samoanaliz/ind_plan_razvitiya.pdf

Составление индивидуальной образовательной программы педагога современной школы в соответствии с « Профессиональным стандартом»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Поэтому «Профессиональный стандарт» – это не что иное, как объективный измеритель квалификации современного педагога.

С учетом различного уровня квалификации педагогов Российской Федерации предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. И на сегодняшний день это является актуальным. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373,в Федеральном законе ” Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273 –ФЗ представлены требования, предъявляемые к квалификационным характеристикам педагогов, а также учтена необходимость непрерывности профессионального развития педагогов. Но как же в современных условиях построить работу образовательного учреждения так, чтобы каждый педагог школы двигался в двух важнейших направлениях – в соответствии с современными требованиям к профессии и в соответствии с непрерывностью образования?

Обратимся за ответом к классикам педагогики. К. Д. Ушинский в своей статье «О пользе педагогической литературы» подчеркивал, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно, по мнению известного педагога ,развить в учителе способность к творчеству и готовность к постоянному профессиональному развитию. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Это известная аксиома. Не только Ушинский, но и писатель и педагог Л.Н. Толстой выступал за то, чтобы каждый учитель постоянно работал над собой, самосовершенствовался , делал всё, чтобы его деятельность граничила с искусством, носила творческий , исследовательский характер. Слова великих педагогов сегодня, вне всякого сомнения, как никогда современны и своевременны!

Формой непрерывного профессионального образования учителя начальных классов на данном этапе служит индивидуальная образовательная программа педагога (далее ИОПП).

Индивидуальная образовательная программа педагога это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования педагога в установленный разработчиком период. Посредством ИОПП учитель начальных классов реализует своё право на выбор индивидуального маршрута повышения квалификации.

Индивидуальная образовательная программа педагога решает следующие задачи:

-содействует профессиональному росту педагога согласно его интересам, потребностям и возможностям;

-делегирует педагогу ответственность за результаты своего труда;

-выступает основанием и дополнением к портфолио педагога;

-отражает степень готовности педагога к работе в условиях введения профессионального стандарта

В общеобразовательном учреждении необходимо разработать и утвердить локальные акты, которые регламентируют составление и реализацию ИОПП. Это могут быть :

  1. Положение об ИОПП.

  2. Положение о тьюторском сопровождении профессионального развития педагога.

Так индивидуальная образовательная программа педагога будет способствовать решению следующих задач:

-содействовать профессиональному росту педагога согласно его интересам, потребностям и возможностям;

-делегировать педагогу ответственность за результаты своего труда;

-выступать основанием и дополнением к портфолио педагога;

-отражать степень готовности педагога к работе в условиях введения профессионального стандарта.

Существует несколько этапов проектирования и реализации ИОПП.

Первый этап – диагностический. Он включает в себя сбор данных об уровне сформированности профессионально значимых качеств педагогов, мотивах, готовности в целом к образованию и самообразованию, а также информацию о том, чем педагог владеет в совершенстве и может поделиться с коллегами ( т.е. по какой проблеме (теме) он может быть тьютором для других учителей), а также сведения об образовательных дефицитах педагога.

В общеобразовательном учреждении ведется активная работа по подготовке к переходу на профессиональный стандарт, поэтому вопросы в анкете могут отражать специфику образовательных дефицитов по должности старшего, ведущего учителя в соответствии с профессиональным стандартом (См. Приложение 1). С этой целью учитель заполняет анкету в 2-х экземплярах. Один экземпляр оставляет у себя, другой передаёт в учебно-методическую службу школы. В анкете педагог отражает то, какой образовательный дефицит он испытывает и чем может поделиться с коллегами.

Второй этап – проектировочный. Он целенаправленно предусматривает разработку индивидуальной образовательной программы.

На этом этапе методическая служба школы анализирует образовательные дефициты педагогов всего образовательного учреждения и составляет перечень мероприятий, которые может предложить педагогам для образования и самообразования. В этот перечень входят:

– вебинары по образовательной линии «Просвещение»;

– стажировки в других образовательных учреждениях, в том числе иза пределами г. Курска;

– участие в сетевых проектах на уровне города, в педагогических выставках и педагогических чтениях;

– участие в методической работе школы (выступления на методсоветах, педсоветах);

– участие в конкурсах профессионального мастерства;

– психологические тренинги, психолого-педагогические мониторинги;

– лекции и практические занятия с учителями- новаторами г. Курска ( школа приглашает учителей из других школ для обучения своих сотрудников);

– ЭОР с материалами для самообразования по разным темам;

– курсовая подготовка;

-участие в научно-практических, научно-методических конференциях, форумах, семинарах;

– посещение мастер-классов, открытых занятий;

– пилотные проекты;

– сетевые консультации;

– диспуты и дискуссии.

Педагог из всего предложенного ему в таблице (См.Приложение )выбирает формы и методы самообразования и образования и составляет собственную ИОПП посредством её заполнения .

№ п/п

Образовательный дефицит

Формы образования и самообразования

Сроки

Формы представления результата (опыта)

Сроки

Тьюторское сопровождение (модули)

1

2

3

4

5

6

7

Во 2 графе таблицы педагог записывает «Образовательные дефициты» из анкеты. Для достижения положительного эффекта, рекомендуем не брать много.

В 3 графе «Формы образования и самообразования» педагог выбирает из предложенных методической службой школы формы образования или формулирует их самостоятельно.

В 4 графе таблицы педагогом указываются «Сроки ликвидации образовательного дефицита».Дело в том, что ИОПП может составляться на разные сроки : как на 1 год, так и на 3 года и даже на 5 лет.

Для 5 графы таблицы педагог записывает «Формы представления результата самообразования и образования». Это делается для того, чтобы продемонстрировать общественности, что учитель владеет данным умением. Это необходимо для того, чтобы получить общественную оценку своего умения. Поэтому педагогу необходимо здесь представить результаты своего образования и самообразования.А формы представления своего умения (опыта) могут быть следующие:

– участие в конкурсах профмастерства, творческих конкурсах;

– квалификационный экзамен;

-педагогические консилиумы, фестивали;

-практикумы по разработке конкретных методических продуктов;

-участие в распространении своего опыта в рамках сетевого взаимодействия, стажировочных площадок;

– представление стендового доклада;

– публикация методических материалов впедагогическихсборниках;

– участие в конференциях, форумах, семинарах, педсоветах, методических проектах;

– мастер – классы;

– оформление собственного сайта;

– защита авторских проектов и разработок;

– открытые уроки и внеурочные мероприятия;

– представление собственных ЭОР;

-презентация педагогического опыта в профессиональной среде;

– мониторинг уровня обученности и воспитанности обучающихся.

Педагог в обязательном порядке представляет результаты обученности и воспитанности школьников, так как ради этого мы обучаемся и самообучаемся! То есть, необходимо показать взаимосвязь ИОП педагога с образовательными достижениями учащихся.

В 6 графе «Сроки представления образовательного результата» педагог определяет сроки представления образовательного результата, которые могут быть разными :1 месяц, и учебный год , 2-3 года. Это будет в зависимости от того , на какой срок разрабатывается ИОПП.

В7 графе учитель отмечает то, по какому модулю он будет взаимодействовать с учителем -тьютором. А также ,может написать то , какое обучение будет осуществляться: самостоятельное или дистанционное.

Третий этап – реализационный. Он включает в себя сопровождение процесса реализации индивидуальной образовательной программы педагога тьютором, образование и самообразование педагога посредством выбранных форм.

Четвёртый этап – рефлексия. На данном этапе происходит :

представление своих образовательных продуктов в соответствии с указанной в ИОПП форме;

– анализ и коррекция процесса и результатов освоения индивидуальной образовательной траектории педагога;

– анализ удовлетворённости своей работой и оказанной со стороны тьютора

помощью;

-общественная оценка результативности обучения и воспитания школьников.

Пятый контрольно-оценочный этап предполагает определение динамики уровня профессионального развития педагога. Это и подготовка документов на аттестацию, и присвоение очередного условного звания: старший учитель, ведущий учитель, и общественное признание, и награды за труд.

В заключение можно сказать, что содержание ИОПП будет зависеть не только от амбиций и усердия каждого педагога в планируемом объеме повышения квалификации, но и от качества методического сопровождения системы непрерывного профессионального образования на разных уровнях. Внести какое-либо данные о каком- либо мероприятии в ИОПП можно будет лишь в том случае, если оно спланировано внутренними и внешними методическими службами данного образовательного учреждения и доведено до сведения педагога. Однако не исключается и самостоятельный поиск мероприятий, способствующих повышению квалификации педагога.

Использованная литература и источники :

  1. Федеральный закон ” Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 №273 –ФЗ ” Об образовании в Российской Федерации”.

// В открытом доступе на сайте : https://rg.ru//

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.(Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 г. N 373).

//В открытом доступе на сайте : http://минобрнауки.рф .//

  1. Толстой Л.Н.// « Правила самосовершенствования от Льва Толстого»// Статья.//В открытом доступе на сайте : www.openklass.ru .//

4.Ушинский К.Д.// “О пользе педагогической литературы” (1857)//Статья//В открытом доступе на сайте : Студопедия — Ваша школопедия.

Информация о педагоге

Ф.И.О.                 Гутенко Светлана Александровна

Стаж                        24 года

Образование         высшее, ИГПИ 1996г.

Специальность         математика

Квалификация        учитель математики

Категория                 I, пр.№275-мп от 06.04.2015

Выходные данные

Период, на который разрабатывается ИОП:

Программа рассчитана на один год. При необходимости можно увеличить период до трех лет.

Факторы и предпосылки разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП):

Профессиональные затруднения, на решение которых направлена ИОП

Условия непрерывного профессионального образования, способствующие разработке ИОП

Характер запроса на содержание ИОП со стороны работодателя.

В процессе моей педагогической деятельности были выявлены следующие проблемы:

  • низкий уровень учебной мотивации учащихся и ограниченная творческая активность;
  • недостаточное владение мною  теоретическим материалом и практическими способами повышения уровня учебной мотивации учащихся;
  • недостаточное владение знаниями о системе голосования и опроса.

Участие на школьных и районных методических мероприятиях. Планирование курсов повышения квалификации по направлению работодателя и самостоятельно.

Обеспечить готовность

  • к внутреннему зачету для решения вопроса о заключении трудовых договоров в условиях профстандарта;
  • к исполнению всех трудовых действий и функций по соответствующей должности профстандарта;
  • освоить новое техническое средство TRIUMPH BOARD TB Vote V5.

Основные направления ИОП и планируемые результаты ее реализации

Основные направления ИОП, формулируемые как задачи профессионального развития.

Планируемые результаты, формулируемые как компетенции, освоение которых предусмотрено в ходе реализации ИОП

Задачи:

  1. Изучить новые средства информационно-коммуникационных технологий, в частности, систему голосования и опроса TRIUMPH BOARD TB Vote V5.
  2. Изучить ПО и разработать тесты в среде TRIUMPH BOARD TB Vote V5.  
  3. Изучить основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ.
  4. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся.
  5. Изучить опыт коллег по данной проблеме.

Подобрать и провести диагностику уровня мотивации учащихся и проанализировать полученные результаты.

1.5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

1.8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

1.9.  Формирование мотивации к обучению

2.5.  Владеть ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Система мероприятий в рамках ИОП

Номер

мероприятие

1.8; 2.5

Самостоятельно изучить инструкцию к оборудованию и ПО системы голосования и опроса TRIUMPH BOARD TB Vote V5. Научиться использовать данное оборудование  на уроках математики.

КПК  “Внедрение систем компьютерной математики в учебный процесс в условиях реализации ФГОС” дистанционное обучение в инновационном образовательном центре «Мой университет»

1.9

КПК «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС» ООО Учебный центр «Профессионал»

1.5.

Российская государственная библиотека

https://www.rsl.ru/ 

Вебинар “Развитие творческой активности обучающихся” (сайт РОСКОНКУРС) https://roskonkursy.ru/2373/vebinaryi/vebinar-1.html?utm_source=send&utm_medium=email&utm_campaign=rk0501 

Трансляция осваиваемого педагогического опыта

Формы и методы

Сроки

Выступление на РМО естественно-математического цикла по теме самообразования.

12.12. 2018

Выступление на ШМО

Презентация личного опыта.

10.01.2019

Серия уроков взаимного посещения.

Февраль, март, апрель 2019

Пересоздание личного сайта.

Март-апрель 2019

Участие в практической конференции «Новые подходы к организации учащихся на уроках и внеурочной деятельности в сельской малокомплектной школе в рамках внедрения ФГОС».

Ноябрь 2018

Мастер-класс «Использование системы голосования и опроса TRIUMPH BOARD TB VoteV5

как средства оценки знаний обучающихся»

Май 2019

Организация учащихся в конкурсах и олимпиадах

В течение учебного года

Участие в методических семинарах.

По школьному плану методической работы

Ожидаемые эффекты

Эффекты индивидуального профессионального роста

Эффекты для микросоциума (ОО)

Эффекты для информационно-образовательной среды ОО

Овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания.

Освоить и внедрить в учебный процесс информационно-коммуникационное средство TRIUMPH BOARD TB Vote V5.

Описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Портфолио достижений и оценок.

Комплект сценариев уроков с применением информационных технологий, копилка методических материалов.

Пакет тестового материала в электронном виде.

  • Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
  • Для чего учителю необходим ИОМ
  • Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
  • Дорожная карта ИОМ
  • Что должен содержать ИОМ? Структура составления
  •  Советы по составлению ИОМ  
  • Инструменты реализации ИОМ
  • Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

  • изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
  •  появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ. 

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

 Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени. 

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  1. Тематические направления, определяющие всю работу.

  2. Перечень мероприятий для каждого направления.

  3. Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).

  4. Прогноз и описание ожидаемых достижений.

  5. Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.

  6. Практическое применение ИОМ.

  7. Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)

  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)

  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

– Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

– Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

– Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

  1. Титульный лист.

  • Название учебного заведения

  • Ф.И.О. педагога

  • Город, год создания

  1. Информационная справка о педагоге

  • ф.и.о.;

  • занимаемая должность;

  • образование;

  • дата аттестации;

  • квалификационная категория;

  • дата прохождения программ повышения квалификации;

  • педагогический стаж.

  1. Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ

  • индивидуальная тема самообразования;

  • задачи;

  • цель;

  • форма самообразования;

  • ожидаемый результат;

  • сроки работы над проблемой;

  • форма отчета о ходе работы. 

  1. Дорожная карта

  1. Диагностика проделанной работы с выводами

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

  • психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения о педагоге

ФИО педагога                                                    
Образование  
Стаж педагогической работы  
Квалификация  
Курс повышения квалификации  
  1. Цель и задачи профессионального развития:

            __________________________________________________

           ___________________________________________________

           ___________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Самодиагностика:    

          __________________________________________________

         ___________________________________________________

         ___________________________________________________    

  1. Дорожная карта:

Тематические направления Перечень мероприятий Сроки реализации Ожидаемый результат Формы и способы предоставления результатов
Профессиональное самообразование         
Психолого-педагогическое        
Методическая работа в образовательной организации        
Информационные технологии        
  1. Оценка достигнутых результатов:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.  

Советы по составлению ИОМ  

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов. 

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства. 

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки. 

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением. 

 При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога. 

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении. 

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;

  • работа в профессиональном сообществе;

  • самообразование;

  • методическая работа.

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции. 

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста. 

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО – Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Добавить комментарий