Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.
Понятие и функции индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.
В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).
Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.
Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.
Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.
Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Реализация индивидуальной образовательной программы позволяет адаптировать классическую траекторию обучения под возможности и потребности целевой аудитории, повышая качество подготовки выпускника. В случае развития одаренности намеченная схема позволяет удовлетворить интеллектуальные, моральные и иные потребности учащегося. То есть получить полное удовлетворение от обучения и обрести более глубокие знания и навыки.
При реализации программ инклюзивного характера происходит подготовка слушателя на уровне его посильности и досягаемости. Притом погружение в основные дисциплины будут обязательны. Меньшему погружению и изучению будут подвергаться лишь те предметы, которые невозможно осилить на фоне физических или иных отклонений в развитии организма.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа в системе общего и профессионального образования выполняет ряд важнейших функций:
- Организационная, предполагающая описание общей траектории развития индивида и необходимые условия;
- Методическая, предполагающая выделение конкретных дисциплин, учебной литературы и заданий для развития личности;
- Логическая, позволяющая проследить ход обучения и погружения в выделенные предметы;
- Посильность и оптимальность, предполагающая разработку такой траектории, которая будет понятна и доступна для определенной группы лиц с конкретным уровнем подготовки, содействовать именно их дальнейшему развитию;
- И пр.
Индивидуальная образовательная программа может реализовываться в рамках самообразования, а также в стенах определенного учебного заведения. То есть подобные схемы действуют как обособленно, так и во взаимодействии с опытными педагогами и наставниками.
Структура и содержание индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная траектория – это не просто персонализированный путь развития ученика или студента. Проектирование и планирование данного пути по обучению подлежит документальному оформлению.
Структура индивидуальной образовательной программы будет классической. Она представлена в виде единого и последовательного документа согласно действующим требованиям ФГОС. Здесь целесообразно выделить три ключевых раздела:
- Пояснительная записка. В этом разделе будет предоставлено аргументированное обоснование перехода на индивидуальный путь развития. Разработчику предстоит конкретизировать и предоставить в краткой и емкой форме цели и задачи индивидуального обучения, период (как правило, программа формируется на учебный год), сведения об учащемся (личные данные, возраст, класс, способности или отклонения, желания ребенка развиваться в определенном направлении, уровень текущей подготовки и пр.) Здесь же отражается нормативная база, регламентирующая ход индивидуального обучения в образовательном заведении.
- Содержательный раздел, представляющий собой конкретизацию учебного пути. В данном случае важно отметить общий и индивидуальный план развития индивида на основе действующих требований ФГОС и способностей, желания учащегося. Здесь же приводится индивидуальный годовой план обучения, а затем он подлежит уточнению посредством формирования рабочих программ по каждой заявленной дисциплине, календарно-тематического планирования, форм аттестации, утверждения пакетов ФОС и КОС и пр.
- Организационный раздел. В этой части индивидуальной образовательной программы прописываются базовые и достаточные для полноценного развития личности условия: задействованный педагогический состав, рекомендации по изучению литературы, условия обучения (где будет проходить обучение и пр.), критерии оценки качества подготовки учащегося и пр.
- Заключение. В этом разделе прописываются ключевые цели индивидуального обучения, которые впоследствии сопоставляются с полученными результатами и служат опорой при внесении корректив в перспективные планы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Уникальность индивидуальной образовательной программы проявляется не просто в специфическом наборе предметов, а в персонализации хода обучения. В данном случае намеченная схема в обязательном порядке будет соответствовать требованиям ФГОС. Это значит, что индивид получит минимальные базовые знания по всем основным предметам. Более глубокие познания и развитие специфических, дополнительных компетенций производится на основе вспомогательного — индивидуального плана обучения, календарно-тематического плана и пр.
Общий план обучения подлежи проектированию и планированию на основе минимальных требований ФГОС с учетом общей (классической) образовательной программы.
Индивидуальный план обучения позволяет углубиться в постижении конкретных наук, предметов, развить соответствующие навыки и качества, исходя из возможностей, (талантов, способностей) и потребностей (желаний) индивида. Он формируется по результатам диагностики слушателя и позволяет выделить его сильные и слабые стороны, конкретизировать темы в рамках определённых дисциплин, подобрать наиболее посильную и усиленную литературу, задания и иные материалы для развития и пр. притом результаты обучения по индивидуальному плану оцениваются посредством сравнения изначальной подготовки индивида со знаниями полученными в ходе обучения. Четких и суровых критериев со стороны ФГОС (объем знаний, навыки и пр.) нет.
Фактически, индивидуальный план обучения в рамках индивидуальной образовательной программы дополняет и персонализирует общую трактору обучения в рамках осваиваемой ступени. Именно он делает траекторию становления уникальной и соответствующей желаниям, потребностям учащегося.
Таким образом, содержание индивидуальной образовательной программы носит комбинированный характер и включает в себя традиционную (но адаптированную под возможности целевой аудитории, если имеются определенные ограничения) и дополнительную составляющую (с учетом потребностей, возможностей). При этом первый элемент индивидуальной траектории будет соответствовать общим или минимальным правилам ФГОС, а второй базироваться на текущем уровне подготовки индивида.
Более того, каждый из планов подлежит уточнению посредством формирования общего годового плана, рабочих программ в рамках каждой заявленной дисциплины, календарно-тематического планирования и пр.
Ключевые правила формирования индивидуальной программы и плана обучения
Проектирование индивидуальной программы начинается только после предварительного тестирования учащегося, на основе которого формируется общее представление и база для дальнейшего развития, построения уникальной траектории. Поэтому первым правилом проектирования индивидуальной траектории обучения является определение текущего уровня подготовки, знаний и навыков. В данном случае также целесообразно отметить ограничения по состоянию здоровья, иные отклонения или нюансы для адаптации программы под возможности и нужды целевой аудитории. То есть первым принципом разработки персонального пути обучения является посильность.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ |
|
Правило |
Расшифровка правила |
Легальность | Учет требования ФГОС и ГОСТ, правил учебного заведения, законодательных ограничений и норм |
Посильность | Программа учитывает текущий уровень подготовки индивида, должна быть понятной для него и доступной (физически, психологически, интеллектуально) |
Заинтересованность и вариативность | Ориентирована на интересы способности и таланты подопечного, позволяет выбрать наиболее привлекательные для него предметы и развить конкретные навыки и умения |
Последовательность | Предполагает поэтапное погружение в дисциплины, от простого к сложному о пройденного к новому (закрепление и более глубокое погружение) |
Актуальность | Предполагает предоставление знаний, умений базового и современного плана с учетом текущих тенденций в системе образования, достижений НТП и пр. |
Вторым не менее важным правилом при разработке индивидуальной образовательной программы является учет требования ФГОС или легальность. Данная колея, несмотря на персонализированный характер, обязана не просто развивать подопечного в отношении узкого круга предметов. Она призвана предоставить общие (минимальные) знания по всем основным дисциплинам, а также более глубокую, но посильную подготовку в рамках отдельного круга наук. Поэтому без учета базовых параметров ФГОС, традиционного набора предметов в рамках осваиваемой ступени образования не обойтись.
Третье правило подготовки индивидуальной программы обучения является заинтересованность и вариативность, то есть учет пожеланий, интересов учащегося. Согласитесь, что насильно мил не будешь. Даже при наличии способностей по точным наукам насильно освоить гуманитарные предметы (глубже) не удастся. Поэтому лучше всего следовать желаниям и интересам, нежели моде, давлению со стороны. Развивать важно те наклонности, к которым тяготеет учащийся и может самостоятельно выбирать наиболее интересные для него предметы. Только такой подход позволит получить полное удовлетворение и высокое качество подготовки в рамках персонализированной траектории.
Четвертым правилом формирования индивидуальных планов и программ является последовательность, предполагающая постепенное и умеренное погружение в новые темы, глубины науки: от простого к сложному, от осиленного к новому и пр.
Пятым каноном по созданию персонализированных траекторий обучения выступает актуальность. Все обретаемые знания, умения должны быт применимыми в настоящее время, то есть соответствовать текущим требованиям образовательной системы, правилам и потребностям (учащегося, социума и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения
Разработка индивидуальной образовательной программы предполагает прохождение следующих основополагающих этапов.
Первый – подготовительный. Он предполагает определение потребностей в персонализированном и направлении обучения подопечного. Здесь целесообразно провести диагностику учащегося, а также отметить традиционную программу обучения в рамках осваиваемой ступени и требования ФГОС. То есть разработчик должен уяснить: какими талантами. Способностями или отклонениями обладает целевая аудитория, ее интересы и предпочтения, общая схема обучения и требования ФГОС к качеству подготовки индивида. Далее он конкретизирует набор предметов по трем категориям: базовое обучение, основное обучение, глубокое изучение. Первые две комбинации станут основной программой, а последняя группа – индивидуальной.
Второй этап — проектировочный, когда разработчик адаптирует классическую траекторию с учетом возможностей подопечного лица или группы и требований ФГОС, а также дополняет ее посредством создания индивидуального плана – то есть набора предметов и тем с более тщательным изучением. Как правило, указанные планы (учебный план, индивидуальный план) создаётся на 1 учебный год. Здесь же целесообразно уточнить формат обучения: очный, семейный, надомный, очный или заочный, дистанционный и пр.
Краткая характеристика этапов разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения |
|
Этап разработки |
Характеристика этапа |
|
Диагностика индивида
Анализ классической траектории образования Учет требований ФГОС Учет интересов и пожеланий индивида |
|
Адаптация классической программы под возможности индивида
Разработка индивидуального плана обучения Разработка рабочих программ по предметам ФОС и КОС Календарно-тематическое планирование |
|
Конкретизация общего и индивидуального планов, рабочих программ, КТП с учётом возможностей и интересов индивида |
|
Обсуждение программы в администрации учебного заведения
Внедрение программы Обоснованная корректировка программы при необходимости |
Третий этап – разработка индивидуальной образовательной программы. Этот шаг предполагает уточнение тем и заданий в рамках каждой заявленной дисциплины с дальнейшим календарно-тематическим планированием занятий. То есть здесь создаются рабочие программы по всем предметам с учетом общих требований ФГОС, возможностей целевой аудитории и ее особенностей, формируются методические материалы и пр.
Четвертый этап – утверждение, внедрение и реализация. Здесь происходит обсуждение намеченной программы на административном уровне образовательного заведения, к которому прикреплен ил где намерен обучаться индивид, а затем внедрение и проведение с оперативным самоанализом и внесением корректив в учебную деятельность на основе результатов промежуточной (плановой или внеплановой) аттестации и пр.
В целом, проектирование, и реализация индивидуальной образовательной программы проходит классические стадии проектирования и планирования, но с акцентом на особенности индивида и его потребности в развитии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как перейти на индивидуальное обучение?
Согласно действующим регламентам существует несколько вариантов перехода на индивидуальную образовательную программу развития. В данном случае уместно три подхода: добровольный, добровольно-принудительный, вынужденный.
Первый подход – добровольный. Он предполагает наличие оснований и мотивов для самостоятельного выбора и перехода на новый формат подготовки. В данном случае речь идет о семейном обучении или наличии признаков одаренности (то есть конкретной способности, таланта, позволяющей быстрее развиваться в рамках определённой научной или иной плоскости), интереса и мотивации. Также на базе рассматриваемого сценария реализуются программы дополнительного обучения: тьюторство, репетиторство, частные образовательные центры, предлагающие углубленные курсы оп отдельным направлениям или дисциплинам и пр.
Добровольный переход предполагает подачу заявления с просьбой о переход на индивидуальную образовательную программу с акцентом на сильные стоны учащегося, его желания и намерения. Никаких справок, официальных документов и прочих дополнительных пакетов не потребуется.
Второй подход – добровольно принудительный. В данном случае чаще всего переход на индивидуальную программу производится на основе рекомендаций педагога. Он реализуется, если ребенку трудно дается текущая программа, качество его подготовки ухудшается. В целях облегчения прохождения основной программы предлагается перейти на адаптированное обучение. Например, в рамках основного среднего образования подобная смена возможна по результатам ПМПК и получения соответствующего заключения врачебно-педагогической комиссии.
В вузе же переход на индивидуальное обучение способен спасти студента от отчисления на фоне возникающей академической задолженности, но для такого перехода нужно серьезное и документально подтвержденное основание, оправдывающее его: наличие заболевания и пр.
Третий подход – вынужденный, когда индивидуальная программа просто неизбежна для лица на фоне имеющихся у него отклонений или ограничений. К данной категории относят инклюзивное образование, коррекционные и адаптированные программы подготовки. Для перехода на них требуется официальное и документально подтвержденное основание. Классическим примером подобных траекторий являются инклюзивные направления, домашнее (надомное) обучение и пр.
Обратите внимание, что в любом случае индивид должен проявить активность и подать в администрации образовательного заведения заявление с просьбой перевести его на индивидуальную образовательную программу. Без этого документа учиться по персонализированной траектории невозможно. Именно с него начинается новая ветвь образования на всех уровнях.
Индивидуальная и коррекционная программа: сходства и отличия
Нередко пользователи путают указанные категории. На самом деле индивидуальная и инклюзивная образовательная программа – это не одно и то же, несмотря на массу сходств. В таблице ниже мы представим схожие и отличные черты этих видов обучения.
Признак |
Индивидуальная программа |
Коррекционная программа |
Характер обучения | Персонализированный | |
Цель обучения | Развитие одаренности, определенных способностей и талантов, навыков | Общее развитие индивида и корректировка уровня его развитости, состояния и пр. |
Основание для перехода | Личная инициатива учащегося и его представителей, рекомендации педагогов | Наличие документально подтвержденного основания, причины |
Участие педагогов в обучении | Не обязательно, но желательно | Обязательно с соответствующим образованием |
Требования ФГОС | Учтены | |
Состав программы | Общий план обучения, индивидуальный план обучения | Общий план обучения, коррекционный план обучения |
Вид реализации | Семейное обучение. Дистанционное обучение, дополнительное образование. Репетиторство или тьюторство | Инклюзивное обучение, надомное обучение |
Таким образом, несмотря на то, что обе программы носят персонализированный вид и учитывают текущий уровень подготовки подопечного, его физические и интеллектуальные психологические и иные возможности, их реализация возможна в разных случаях и преследует отличные цели, а значит и процесс проектирования, работки будет отличаться.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проектирование индивидуальной образовательной программы учащегося
- Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы
- Реализация индивидуальной образовательной программы
- Анализ индивидуальной образовательной программы
- Образец индивидуальной образовательной программы учащегося 10 класса
- Алгоритм построения индивидуальной образовательной программы (в помощь ученику)
Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях – познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.
Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы
Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:
- наличие субъекта деятельности – учитель – ученик.
Причем учитель – собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:
- ученик – учитель-предметник;
- ученик – классный руководитель;
- ученик – психолог и т. д.;
- критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);
- владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.
Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т. д.
Учащиеся разрабатывают индивидуальную образовательную программу на основе базисного учебного плана по заданному образцу (приложение 1).
Перед тем как ученики приступят к проектированию индивидуальной образовательной программы, классный руководитель проводит с ними беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуальной образовательной программы и алгоритмом ее построения (приложение 2).
Особое место в процессе разработки индивидуальной образовательной программы отводится родителям! Они не только ознакомляются с ней, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с классным руководителем, учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.
С момента подписания учащимся, его родителями и администрацией школы индивидуальная образовательная программа является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и образовательного учреждения.
Реализация индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.
Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальная образовательная программа включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности.
ПРИМЕР
Для реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, например:
- детский экологический центр (экономика, обществознание, химия, биология);
- Технологический институт Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (математика, физика);
- филиал Государственного университета (физика, математика, русский язык);
- политехнический техникум (подготовительные курсы);
- городской центр занятости населения (информация о рынке труда в городе, области, регионе, изучение личностных особенностей и способностей учащихся, их склонностей к определенному виду деятельности);
- дистанционные проекты,
Расписание занятий составляется на основе предложений учащихся по организации их учебной и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения. Для проведения индивидуально-групповых занятий, элективных и профильных курсов, курсов по выбору, внеклассных учебно-познавательных мероприятий формируются группы из классов одной параллели или группы по интересам из разных классов.
Участие обучающихся во внеклассных учебно-познавательных мероприятиях фиксируется организаторами данных занятий, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.
Решающие составляющие учебного процесса – самостоятельная деятельность и самоконтроль, выстроенные и реализуемые учеником.
Анализ индивидуальной образовательной программы
Учащийся самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализирует ход выполнения индивидуальной образовательной программы и вносит необходимые коррективы и изменения.
Классный руководитель анализирует индивидуальные образовательные программы сразу после их заполнения. Результат анализа может быть представлен в виде следующей таблицы.
Ф. И. ученика |
Профессиональные предпочтения учащихся |
Умения учащихся |
Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения |
||||
ставить цель |
определять задачи |
выбирать формы |
выбирать формы |
планировать свою учебную деятельность |
|||
Уровень оцениваемых умений учащихся высокий, если ученик может четко сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, выбрать оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля. Если перечисленные умения сформулированы учеником недостаточно четко или ученик не может их сформулировать, то, соответственно, уровень оцениваемых умений средний или низкий.
Анализ индивидуальной образовательной программы позволяет оказать практическую помощь ученикам, нуждающимся в ее составлении, и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений; выработать рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации; внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.
ПРИМЕР
Например, по результатам анализа индивидуальной образовательной программы учащихся администрация образовательного учреждения может:
- внести изменения: – в содержание образования (выбор элективных курсов, набор курсов по выбору, факультативов, дополнительных платных услуг и т. д.); – организацию учебного процесса, расписание уроков, консультаций, факультативов и т. д.; – работу с родителями учащихся;
- рекомендовать учителям изменить: – формы и методы обучения в данном классе по определенным учебным предметам; – формы и методы контроля уровня знаний учащихся по предметам.
Индивидуальная образовательная программа учит старшеклассника планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. Процесс правильного выбора предполагает наличие таких умений, как выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков, выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося 10 класса __________________ (Ф. И.)
I полугодие
1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) ___________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)
______________________________________________________________________________________________________________
3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).
Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши)______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)
______________________________________________________________________________________________________________
Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши)_______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:
- в содержание образования __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________ - в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________ - в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________ - в организацию учебного процесса ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Примечания:
- По всем предметам аудиторной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.
- Учебный план изменяется при переходе из одного профильного класса в другой, всю ответственность в этом случае несут учащиеся и их родители.
- ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.
Дата ____________________________
Подпись учащегося ________________
Подпись родителей _______________
Подпись администрации ОУ ________
Приложение 2
АЛГОРИТМ
построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)
1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:
- определенный срок;
- успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;
- способы получаемого образования после школы.
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:
- на определенный срок;
- по конкретным видам деятельности;
- по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:
- знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;
- уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
- уметь определить формы самообразования.
4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:
- как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
- каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
- каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и города.
6. Скорректируй ИОП. По окончании I полугодия (учебного года) проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.
Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Особенности:
- Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
- Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
- Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
- школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
- школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
- детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
- детей с ограничениями по состоянию здоровья;
- школьников с академической задолженностью.
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
- с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
- дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
- дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
- дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
- в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
- включают дополнительные предметы на базовом уровне;
- включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
- учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
- Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
- Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
- Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Изучить образовательную программу школы.
- Составить ИУП на основе этих данных.
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Как оформляют переход на ИУП
Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.
Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.
Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.
Образец бланка заявления на перевод
Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.
Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.
Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.
Образец приказа
Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.
Заключение
Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».
Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.
Скачать бланк заявления на перевод на ИУП
Составляйте индивидуальный учебный план (ИУП), если надо индивидуализировать образовательную программу. Например, он понадобится для ускоренного обучения или длительно болеющих детей, при зачете результатов из другой организации. Читайте, в каких случаях разрабатывать ИУП, что в него включить и какие документы оформить дополнительно.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
ДЛЯ КОГО РАЗРАБАТЫВАТЬ ИУП
Право на обучение по ИУП, в том числе ускоренное обучение, имеют все обучающиеся без ограничений (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родитель или ученик написал заявление на обучение по ИУП, вы не вправе ему отказать.
Родитель может написать заявление о переводе школьника на индивидуальный учебный план, если ребенок хочет ускоренно пройти программу, сменить форму обучения на очно-заочную или заочную. Индивидуальный учебный план также поможет в профильных классах, когда ребенку недостаточно часов по какому-то предмету профиля, но при этом не в приоритете другая дисциплина. Тогда специально для одного ученика можно перераспределить часы по предметам в рамках одного профиля.
Предложите родителю заполнить готовую форму заявления. Закон не обязывает писать заявление именно родителя, он просто дает право каждому ученику на обучение по ИУП. Однако защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК). Кроме того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК). Чтобы не было разночтений, закрепите в локальном акте об обучении по ИУП, что берете заявление от родителей несовершеннолетних учеников.
Воспользуйтесь готовыми образцами.
Если ученик не ликвидировал академическую задолженность, то родитель вправе выбрать обучение по ИУП как альтернативу двум другим вариантам – повторному обучению или обучению по АОП, если есть рекомендации ПМПК (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Законодательство устанавливает два случая, когда школа обязана перевести ученика на индивидуальный учебный план по собственной инициативе: 1) школа провела зачет результатов освоения учеником программы в другой образовательной организации; 2) региональный акт обязывает перевести на ИУП учеников, которые находятся на длительном лечении и обучаются на дому или в медорганизации.
ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В ИУП
Разработайте ИУП по требованиям ФГОС соответствующего уровня образования. Как минимум, включите в план все предметы, которые обязательны для изучения (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Проверьте, чтобы учебная нагрузка в ИУП не выходила за пределы, которые устанавливают санитарные правила и нормы, ФГОС. Подробнее читайте в рекомендации «Как составить учебный план по ФГОС-2021».
Чтобы индивидуализировать учебный план, включите дополнительные предметы, курсы и модули, которые не входят в общий учебный план, в том числе в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Удалите необязательные предметы, курсы и модули, которые не соответствуют потребностям ученика. Перераспределите часы на изучение предметов, курсов и модулей по сравнению с общим учебным планом. Измените формы промежуточной аттестации, если необходимо.
Поручите ответственному привлечь к составлению ИУП родителей и ученика, для которого разрабатываете план (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО). Достаточно провести опрос в письменном виде, в котором ребенок и родители укажут, какие дисциплины необходимо включить в план и в каком объеме, чтобы это соответствовало потребностям и возможностям ребенка. Проинформируйте опрашиваемых, что нельзя полностью исключить предметы из плана, которые обязательны для освоения на уровне начального и основного общего образования по ФГОС-2021.
ЧТО ИЗМЕНИТЬ В ООП ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИУП
Попросите ответственного за разработку ООП внести изменения в программу. Так, в пояснительной записке надо указать принципы формирования и механизмы реализации ООП в том числе при реализации ИУП (п. 30.1 ФГОС НОО, п. 31.1 ФГОС ООО).
Поручите педагогам проконтролировать, чтобы количество часов в ИУП соответствовало тематическому планированию в рабочих программах. Если отличается, попросите внести изменения в рабочие программы и составить отдельное тематическое планирование для ученика, который обучается на ИУП.
Попросите ответственного проверить план внеурочной деятельности, если при составлении ИУП меняли набор курсов внеурочной деятельности или их объем.
Включите ИУП в организационный раздел программы вместе с общим учебным планом. Оформите изменения приказом. Воспользуйтесь готовым образцом.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Педагогическое образование: учитель биологии (с эл. уроком) 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель географии 250 часов 3 месяца
- Эффективный руководитель образовательных организаций 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель дисциплин предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка) 250 часов 3 месяца
- Менеджмент в образовании 520 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель информатики 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории (с эл.уроком) 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики и физики 520 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель начальных классов (с эл.уроком) 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель права 250 часов 3 месяца
Повышение квалификации:
- Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с дошкольниками 72 часа (1 месяц)
- Актуальные пути и методы антикризисного управления в современных условиях 72 часа (1 месяц)
- Противодействие экстремизму и терроризму 72 часа (1 месяц)
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций 72 часа (1 месяц) ИНТехнО
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО 144 часа (1 месяц)
- Аттестация педагогических работников при введении в действие профессионального стандарта Педагог (воспитатель) 72 часа (1 месяц)
- Обеспечение безопасности образовательной организации 108 часов (1 месяц)
- Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и реализация 72 часа (1 месяц)
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Системные изменения преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС ООО (основного общего образования) 108 часов (1 месяц)
- Внеурочная деятельность классного руководителя в системе начального и основного общего образования: инновационные технологии и практика реализации в рамках реализации воспитательной программы 72 часа (1 месяц)
- Дистанционное обучение: организация, управление, оценка качества 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМИТЬ ДЛЯ ИУП
Чтобы оформить обучение ребенка по ИУП, примите порядок обучения по ИУП, издайте приказ, разработайте индивидуальные расписания.
Порядок обучения по ИУП
Поручите ответственному указать в локальном акте все ситуации оформления ИУП. Ведь разрабатывать индивидуальный план и переводить на него нужно будет по-разному. Порядок зависит от того, обязана школа сама инициировать перевод или только среагировать на запрос ученика, родителя.
Закрепите, как будете проверять, освоил ребенок ИУП или нет. Например, назначьте классного руководителя ответственным за мониторинг успеваемости ребенка. Поручите заместителю директора по УВР вести общий контроль за тем, как школьники осваивают ИУП. Это важно, потому что к итоговой аттестации можно допустить только тех учеников, которые полностью выполнили учебный план и у которых нет академических задолженностей (п. 11 Порядка ГИА-9, п. 10 Порядка ГИА-11).
Воспользуйтесь готовым образцом.
Приказ о переводе на ИУП
Оформите перевод ребенка на обучение по ИУП приказом. Укажите основание для разработки ИУП, сроки, в том числе дату, с которой ребенок начинает учиться по индивидуальному плану, ответственных. Если организовываете обучение по ИУП по заявлению родителей или ученика, укажите реквизиты документа. Воспользуйтесь готовым образцом.
Образец
Индивидуальные расписания
Поручите заместителю директора по УВР составить отдельные расписания занятий, промежуточной аттестации и консультаций для ребенка, который обучается по ИУП.
Включите в расписание занятий предметы, курсы и модули, которые входят в ИУП. В остальном расписание должно соответствовать общим требованиям, которые устанавливают СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20 и раздел 6 СанПиН 1.2.3685-21. Подробнее читайте в материале «Как составить расписание уроков».
Составьте расписание проведения промежуточной аттестации по предметам ИУП. Укажите даты и формы проведения промежуточной аттестации. Ознакомьте с расписанием ученика и его родителей. Законодательство не обязывает составлять расписание промежуточной аттестации для обучающихся на ИУП. Однако это поможет ребенку и педагогам контролировать даты аттестации, заранее подготовиться к ней.
ПРИМЕР
Расписание промежуточной аттестации для учащихся по ИУП
№ п/п |
Предмет |
Формы промежуточной аттестации |
Дата проведения |
1 |
Русский язык |
Изложение с элементами сочинения |
14.03.2022 |
2 |
Биология |
Тест |
17.03.2022 |
3 |
Алгебра |
Контрольная работа |
21.03.2022 |
4 |
<…> |
<…> |
<…> |
Если родители и ученик выбрали неочную форму обучения или сочетают разные формы образования, составьте план-график проведения консультаций по предметам, которые ученик изучает заочно или самостоятельно. Передайте план-график ученику и его родителям.
Контролируйте, как педагоги проводят консультации, посещает ли их ученик. Например, по итогам консультаций получите от ученика и его родителей обратную связь. Это поможет оценить эффективность консультаций и повысить качество образования.
КАК СОСТАВИТЬ ИУП ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Разрабатывайте ИУП для ребенка, нуждающегося в длительном лечении, совместно с медработниками, которые лечат ребенка. Чаще всего региональные акты прямо закрепляют, что ИУП надо согласовать с лечащим врачом и родителями.
При определении учебной нагрузки учитывайте помимо общих требований еще и информацию о психофизическом состоянии ребенка. Например, по совету лечащего врача сократите объем учебной нагрузки. Если состояние ребенка улучшится, скорректируйте ИУП совместно с врачом и родителями.
Минздрав и Минпросвещения в совместном письме советуют учитывать при разработке ИУП:
- варианты и продолжительность лечения ребенка;
- текущее состояние здоровья и ограничения, им вызванные;
- возможности частичного или периодического посещения образовательной организации;
- эффективность и целесообразность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения, очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Подробнее об организации обучения длительно болеющих детей смотрите в рекомендации.
КАК СОСТАВИТЬ ИУП ДЛЯ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Составляйте ИУП для ускоренного обучения по запросу родителя или совершеннолетнего ученика. Включите обязательные предметы, курсы и модули, которые предусматривают ФГОС-2021. Добавьте другие дисциплины по запросу ребенка, родителей с учетом возможностей школы.
Новые ФГОС разрешают сократить срок получения начального и основного общего образования при ускоренном обучении. В норме срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет, а основного общего – до пяти лет (п. 17 ФГОС НОО, п. 17 ФГОС ООО). Школа вправе самостоятельно с участием ребенка и родителей определить на сколько надо уменьшить срок обучения. Главное, уложиться в рамки аудиторной нагрузки, которые устанавливают стандарты. Подробнее – в таблице.
Объем аудиторной нагрузки по ФГОС-2021
Границы нагрузки |
Количество аудиторных занятий за срок освоения ООП по ФГОС-2021 |
|
НОО |
ООО |
|
Минимум |
2954 |
5058 |
Максимум |
3190 |
5549 |
За границы аудиторной нагрузки можно выйти, только если родитель или ученик выбрал заочную, очно-заочную форму обучения или решил совместить семейную форму получения образования со школьной. Тогда часть аудиторных часов перейдет на самостоятельное изучение. Отразите это в ИУП, чтобы у проверяющих не возникло вопросов.
Источник: 1obraz.ru