Форма составления ИПР может быть различной, тем не менее, существуют параметры, которые обязательно должны содержаться в ИПР:
- – обозначение направления коррекционно-развивающей работы;
- задачи, которые ставятся в рамках данного направления;
- методы и приемы, формы работы, с помощью которых данные задачи могут быть реализованы ресурсы;
- специалист, который является ведущим в данном направлении и другие специалисты, родители, которые могут участвовать в реализации поставленных задач;
- сроки, в течение которых данную задачу предполагается разрешить;
- результаты реализации поставленной задачи.
Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, то есть она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи, опираясь на актуальный уровень развития ребенка, должны быть рассчитаны на его потенциальный уровень, то есть на «зону ближайшего развития» ребенка.
По каждому направлению определяется ведущий специалист, отвечающий за реализацию поставленных задач в этом направлении. Но помимо него в реализации этой задачи могут участвовать и другие специалисты, педагоги, родители, они также указываются в ИПР. Желательно, чтобы в ИПР были также определены формы, методы и приемы, которые будет использовать специалист в решении поставленных задач. В программе определяется примерное время, отводимое на реализацию запланированных в программе задач. Как правило, это время от консилиума до консилиума. В конце срока, определенного в ИПР, специалист, отвечающий за данное направление, оценивает результативность работы, отмечает в программе состояние проблемы на момент завершения срока реализации поставленных задач. Обозначения в программе могут быть различными: цветовыми, знаковыми, цифровыми, др. Это зависит от принятой в ДОУ системы оценки.
ИПР может содержать также и другие параметры, если это продиктовано особенностями и условиями данного образовательного учреждения, конкретного ребенка. По окончанию срока реализации ИПР целесообразно не составлять новую программу на следующий период, а дополнять эту следующими шагами, уточнять, планировать дальнейшую работу. Таким образом, ИПР ребенка может содержать не только плановые мероприятия, шаги коррекционно-развивающей работы, но и отражать динамику развития ребенка.
Направления работы с ребенком могут меняться, а могут и оставаться прежними. Это зависит от эффективности реализации Программы, адекватности выбранных направлений, форм, методов и приемов работы с ребенком его индивидуальными особенностями, тяжести имеющихся у ребенка нарушений.
Реализация индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется командой специалистов дошкольного образовательного учреждения. Так как программа является комплексной, в ее составлении участвуют учителя-логопеды, педагоги-психологи, медики, педагоги, она включает в себя весь комплекс необходимых ребенку в первую очередь мероприятий, оптимально планируются, и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.
Грамотное составление индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
При составлении Программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста. Но крайне необходимо оптимизировать эти формы, избавить членов консилиума, педагогов и специалистов от лишней документации. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в вашем ДОУ. Можно предложить следующую форму индивидуальной программы развития ребенка:
Индивидуальный план развития
Фамилия, имя ребенка ______________________ _______Дата рождения____________
Дошкольное учреждение, группа ________________________________________________
Направ ления |
Задачи | Формы, Методы, приемы |
Ответствен ный |
Сроки, реализации, результат |
||
Нач. уч.г. | Сер. уч.г. | Конецуч.г. | ||||
Определ яютсянаправле ния работы (3-4 направле ния) |
В рамках каждого направления ставятся задачи (их может быть несколько) |
Определяются формы, методы и приемы реализации поставленных задач |
Назначаетсяответственный за это направ-ление. Кроме негомогут участвоватьи другиеспециалисты |
|||
Определяются сроки реализации поставленных задач, обозначается состояние проблемы на каждый период работы с ней |
||||||
Литература:
- Балаклеец В.А., Антонова З.П., Антонова Е.А., Гарькина А.И. Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ в ДОУ – Самара, 2011
- Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями: Сборник материалов: В 2 ч. – Самара, Изд-во ЦПО, 2005
Методические
рекомендации по составлению
индивидуальной
образовательной программы (ИОП)
для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данные
рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным
работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам,
и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной
образовательной программы (ИОП) обучающихся.
Индивидуальная
образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения
содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской
психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического
консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей
личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной
реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и
воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения
(очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на
дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
ИОП направлена на
преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми
нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими
заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по
образовательным программам определенной ступени образования и реальными
возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных
потребностей и интересов.
Организационно-педагогические условия
проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:
–
наличие
в образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума;
–
согласие
родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной
образовательной программе.
Нормативно-правовой
базой
проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ №
3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на
индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах
федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50).
Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции
образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания
позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать
образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий
обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.
ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических
требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных
Постановлении
главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
Порядок разработки
и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить
локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной
программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого
разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее
разработки, реализации и корректировки.
Индивидуальная
образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных
учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.
II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основой проектирования
индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее
оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными
потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования
ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает
индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым
программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
В соответствии с
требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной
образовательной программы располагается по принципу линейности и
концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого
материала. Целесообразным является проектирование содержания индивидуальной
образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация
программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы
предполагает направленность на его перспективное планирование и
последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
При проектировании
и реализации индивидуальной образовательной программы для детей-инвалидов
рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:
1. Анализ требований
федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных
основных общеобразовательных программ и учебного плана.
2. Изучение
результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Определение
временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При
проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени,
покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы.
Выбираемый отрезок, как правило, состоит из одного или нескольких целых
полугодий обучения в образовательном учреждении.
Оптимальный
вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося
составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется
на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае
текущего учебного года.
4. Четкое
формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и
обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем
виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В
индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и
конкретизируются.
Целеполагание при
проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание
перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья
в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима,
непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного
учреждения.
5. Определение круга
задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации
индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы
определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.
6. Определение
содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований
линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых
обучающийся будет осваивать содержание образования.
7. Планирование форм
реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные,
индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
8. Планирование форм
участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических
работников (куратора, психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей)
ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
9. Определение
критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных
в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев
мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной
образовательной программы.
III. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Индивидуальная
образовательная программа состоит из нескольких взаимосвязанных разделов.
Основными компонентами структуры ИОП могут являться:
1. Титульный лист
2. Пояснительная
записка
3. Индивидуальный
учебный план
4. Содержание
программы
5. Заключение и
рекомендации
В индивидуальных
образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и
навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается
коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы
коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания
материала на уроке.
Компонентный
состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося
может быть оформлен следующим образом:
1. Титульный
лист,
который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок
реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения),
гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости
программа должна быть согласована с председателем
психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать
специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной
программы.
2. Пояснительная
записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая
характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех,
которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой
психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения
ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует
указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана
индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если
имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение
определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3. Индивидуальный
учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной
программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне
содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем
перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения
последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В
данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные
занятия.
4. Содержание
программы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной
программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий
содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные
общеобразовательные программы и требования к результатам освоения
образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание
индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка
и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.
Раздел,
раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на
три основных компонента или блока.
Образовательный
компонент,
в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с
включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания
достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является
обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен
индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента
конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.
Коррекционный
компонент,
в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее
приемы, методы и формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть
раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который
имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с
обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
Воспитательный
компонент
содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного
образования, куратора, тьютора, социального педагога и др.), а также раздел,
отражающий притязания родителей обучающихся, в котором описываются условия
взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического
сопровождения обучающегося.
5. Заключение и
рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив
по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации
индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках
итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида
специалистами на следующем этапе его обучения.
IV.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Шаблон индивидуальной образовательной
программы
1. Титульный
лист
Полное название образовательного
учреждения
«Согласовано» Родитель… дата |
«Утверждаю» Директор дата |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
учащегося ____ класса
____________________
(фамилия, имя)
Возраст: ______ лет
Ответственный
за реализацию программы:
____________________________
(ФИО
специалиста)
Населенный пункт, год
Структура адаптированной образовательной программы
После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:
● Титульный лист
● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.
Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:
http://fgosreestr.ru/
● Содержание программы.
1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.
2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.
3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.
К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.
-
Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.
-
Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.
-
Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.
Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)
Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.
Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».
Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.
Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей
Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.
Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)
Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
Купить
I. Целеполагание
Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:
● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);
● совершенствование познавательной деятельности;
● формирование интеллектуальных навыков и умений;
● нормализация учебной деятельности;
● развитие устной и письменной речи;
● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;
● формирование учебной мотивации;
● выработка навыка контроля и самооценки.
II. Специфические особенности слабослышащих детей
Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.
-
В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.
-
Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.
-
Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.
-
Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.
-
Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.
-
Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.
-
Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.
Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.
III. Разработка коррекционно-развивающей программы
Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:
-
Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.
-
Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.
-
Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.
-
Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.
-
Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.
-
Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.
Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.
IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс
Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.
Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.
-
Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс
-
Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика. 3 класс, УМК Моро
-
Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика.4 класс, УМК Дорофеева
-
Е. И. Сорокина. Рабочая программа. Обществознание. 5 класс, УМК Кравченко
-
О.В. Иванова. Рабочая программа. Биология. 7 класс, УМК Пономаревой
Больше интересных материалов:
- Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы
- Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники
- Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
- Инклюзивное образование детей-аутистов
- Оснащение кабинета для инклюзивного образования
Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей
Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:
● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;
● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;
● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;
● обучение проговариванию всего процесса работы;
● развитие моторики рук;
● развитие компенсирующего тактильного восприятия.
Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.
Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского
Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
Купить
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.
Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.
Программа коррекционной работы психолога
Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.
Задачи психологической коррекции:
● адаптировать ребенка в школьную среду;
● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;
● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;
● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.
Алгоритм работы над программой:
● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;
● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;
● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;
● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;
● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.
Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.
#ADVERTISING_INSERT#