Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.
Понятие и функции индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.
В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).
Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.
Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.
Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.
Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Реализация индивидуальной образовательной программы позволяет адаптировать классическую траекторию обучения под возможности и потребности целевой аудитории, повышая качество подготовки выпускника. В случае развития одаренности намеченная схема позволяет удовлетворить интеллектуальные, моральные и иные потребности учащегося. То есть получить полное удовлетворение от обучения и обрести более глубокие знания и навыки.
При реализации программ инклюзивного характера происходит подготовка слушателя на уровне его посильности и досягаемости. Притом погружение в основные дисциплины будут обязательны. Меньшему погружению и изучению будут подвергаться лишь те предметы, которые невозможно осилить на фоне физических или иных отклонений в развитии организма.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа в системе общего и профессионального образования выполняет ряд важнейших функций:
- Организационная, предполагающая описание общей траектории развития индивида и необходимые условия;
- Методическая, предполагающая выделение конкретных дисциплин, учебной литературы и заданий для развития личности;
- Логическая, позволяющая проследить ход обучения и погружения в выделенные предметы;
- Посильность и оптимальность, предполагающая разработку такой траектории, которая будет понятна и доступна для определенной группы лиц с конкретным уровнем подготовки, содействовать именно их дальнейшему развитию;
- И пр.
Индивидуальная образовательная программа может реализовываться в рамках самообразования, а также в стенах определенного учебного заведения. То есть подобные схемы действуют как обособленно, так и во взаимодействии с опытными педагогами и наставниками.
Структура и содержание индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная траектория – это не просто персонализированный путь развития ученика или студента. Проектирование и планирование данного пути по обучению подлежит документальному оформлению.
Структура индивидуальной образовательной программы будет классической. Она представлена в виде единого и последовательного документа согласно действующим требованиям ФГОС. Здесь целесообразно выделить три ключевых раздела:
- Пояснительная записка. В этом разделе будет предоставлено аргументированное обоснование перехода на индивидуальный путь развития. Разработчику предстоит конкретизировать и предоставить в краткой и емкой форме цели и задачи индивидуального обучения, период (как правило, программа формируется на учебный год), сведения об учащемся (личные данные, возраст, класс, способности или отклонения, желания ребенка развиваться в определенном направлении, уровень текущей подготовки и пр.) Здесь же отражается нормативная база, регламентирующая ход индивидуального обучения в образовательном заведении.
- Содержательный раздел, представляющий собой конкретизацию учебного пути. В данном случае важно отметить общий и индивидуальный план развития индивида на основе действующих требований ФГОС и способностей, желания учащегося. Здесь же приводится индивидуальный годовой план обучения, а затем он подлежит уточнению посредством формирования рабочих программ по каждой заявленной дисциплине, календарно-тематического планирования, форм аттестации, утверждения пакетов ФОС и КОС и пр.
- Организационный раздел. В этой части индивидуальной образовательной программы прописываются базовые и достаточные для полноценного развития личности условия: задействованный педагогический состав, рекомендации по изучению литературы, условия обучения (где будет проходить обучение и пр.), критерии оценки качества подготовки учащегося и пр.
- Заключение. В этом разделе прописываются ключевые цели индивидуального обучения, которые впоследствии сопоставляются с полученными результатами и служат опорой при внесении корректив в перспективные планы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Уникальность индивидуальной образовательной программы проявляется не просто в специфическом наборе предметов, а в персонализации хода обучения. В данном случае намеченная схема в обязательном порядке будет соответствовать требованиям ФГОС. Это значит, что индивид получит минимальные базовые знания по всем основным предметам. Более глубокие познания и развитие специфических, дополнительных компетенций производится на основе вспомогательного — индивидуального плана обучения, календарно-тематического плана и пр.
Общий план обучения подлежи проектированию и планированию на основе минимальных требований ФГОС с учетом общей (классической) образовательной программы.
Индивидуальный план обучения позволяет углубиться в постижении конкретных наук, предметов, развить соответствующие навыки и качества, исходя из возможностей, (талантов, способностей) и потребностей (желаний) индивида. Он формируется по результатам диагностики слушателя и позволяет выделить его сильные и слабые стороны, конкретизировать темы в рамках определённых дисциплин, подобрать наиболее посильную и усиленную литературу, задания и иные материалы для развития и пр. притом результаты обучения по индивидуальному плану оцениваются посредством сравнения изначальной подготовки индивида со знаниями полученными в ходе обучения. Четких и суровых критериев со стороны ФГОС (объем знаний, навыки и пр.) нет.
Фактически, индивидуальный план обучения в рамках индивидуальной образовательной программы дополняет и персонализирует общую трактору обучения в рамках осваиваемой ступени. Именно он делает траекторию становления уникальной и соответствующей желаниям, потребностям учащегося.
Таким образом, содержание индивидуальной образовательной программы носит комбинированный характер и включает в себя традиционную (но адаптированную под возможности целевой аудитории, если имеются определенные ограничения) и дополнительную составляющую (с учетом потребностей, возможностей). При этом первый элемент индивидуальной траектории будет соответствовать общим или минимальным правилам ФГОС, а второй базироваться на текущем уровне подготовки индивида.
Более того, каждый из планов подлежит уточнению посредством формирования общего годового плана, рабочих программ в рамках каждой заявленной дисциплины, календарно-тематического планирования и пр.
Ключевые правила формирования индивидуальной программы и плана обучения
Проектирование индивидуальной программы начинается только после предварительного тестирования учащегося, на основе которого формируется общее представление и база для дальнейшего развития, построения уникальной траектории. Поэтому первым правилом проектирования индивидуальной траектории обучения является определение текущего уровня подготовки, знаний и навыков. В данном случае также целесообразно отметить ограничения по состоянию здоровья, иные отклонения или нюансы для адаптации программы под возможности и нужды целевой аудитории. То есть первым принципом разработки персонального пути обучения является посильность.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ |
|
Правило |
Расшифровка правила |
Легальность | Учет требования ФГОС и ГОСТ, правил учебного заведения, законодательных ограничений и норм |
Посильность | Программа учитывает текущий уровень подготовки индивида, должна быть понятной для него и доступной (физически, психологически, интеллектуально) |
Заинтересованность и вариативность | Ориентирована на интересы способности и таланты подопечного, позволяет выбрать наиболее привлекательные для него предметы и развить конкретные навыки и умения |
Последовательность | Предполагает поэтапное погружение в дисциплины, от простого к сложному о пройденного к новому (закрепление и более глубокое погружение) |
Актуальность | Предполагает предоставление знаний, умений базового и современного плана с учетом текущих тенденций в системе образования, достижений НТП и пр. |
Вторым не менее важным правилом при разработке индивидуальной образовательной программы является учет требования ФГОС или легальность. Данная колея, несмотря на персонализированный характер, обязана не просто развивать подопечного в отношении узкого круга предметов. Она призвана предоставить общие (минимальные) знания по всем основным дисциплинам, а также более глубокую, но посильную подготовку в рамках отдельного круга наук. Поэтому без учета базовых параметров ФГОС, традиционного набора предметов в рамках осваиваемой ступени образования не обойтись.
Третье правило подготовки индивидуальной программы обучения является заинтересованность и вариативность, то есть учет пожеланий, интересов учащегося. Согласитесь, что насильно мил не будешь. Даже при наличии способностей по точным наукам насильно освоить гуманитарные предметы (глубже) не удастся. Поэтому лучше всего следовать желаниям и интересам, нежели моде, давлению со стороны. Развивать важно те наклонности, к которым тяготеет учащийся и может самостоятельно выбирать наиболее интересные для него предметы. Только такой подход позволит получить полное удовлетворение и высокое качество подготовки в рамках персонализированной траектории.
Четвертым правилом формирования индивидуальных планов и программ является последовательность, предполагающая постепенное и умеренное погружение в новые темы, глубины науки: от простого к сложному, от осиленного к новому и пр.
Пятым каноном по созданию персонализированных траекторий обучения выступает актуальность. Все обретаемые знания, умения должны быт применимыми в настоящее время, то есть соответствовать текущим требованиям образовательной системы, правилам и потребностям (учащегося, социума и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения
Разработка индивидуальной образовательной программы предполагает прохождение следующих основополагающих этапов.
Первый – подготовительный. Он предполагает определение потребностей в персонализированном и направлении обучения подопечного. Здесь целесообразно провести диагностику учащегося, а также отметить традиционную программу обучения в рамках осваиваемой ступени и требования ФГОС. То есть разработчик должен уяснить: какими талантами. Способностями или отклонениями обладает целевая аудитория, ее интересы и предпочтения, общая схема обучения и требования ФГОС к качеству подготовки индивида. Далее он конкретизирует набор предметов по трем категориям: базовое обучение, основное обучение, глубокое изучение. Первые две комбинации станут основной программой, а последняя группа – индивидуальной.
Второй этап — проектировочный, когда разработчик адаптирует классическую траекторию с учетом возможностей подопечного лица или группы и требований ФГОС, а также дополняет ее посредством создания индивидуального плана – то есть набора предметов и тем с более тщательным изучением. Как правило, указанные планы (учебный план, индивидуальный план) создаётся на 1 учебный год. Здесь же целесообразно уточнить формат обучения: очный, семейный, надомный, очный или заочный, дистанционный и пр.
Краткая характеристика этапов разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения |
|
Этап разработки |
Характеристика этапа |
|
Диагностика индивида
Анализ классической траектории образования Учет требований ФГОС Учет интересов и пожеланий индивида |
|
Адаптация классической программы под возможности индивида
Разработка индивидуального плана обучения Разработка рабочих программ по предметам ФОС и КОС Календарно-тематическое планирование |
|
Конкретизация общего и индивидуального планов, рабочих программ, КТП с учётом возможностей и интересов индивида |
|
Обсуждение программы в администрации учебного заведения
Внедрение программы Обоснованная корректировка программы при необходимости |
Третий этап – разработка индивидуальной образовательной программы. Этот шаг предполагает уточнение тем и заданий в рамках каждой заявленной дисциплины с дальнейшим календарно-тематическим планированием занятий. То есть здесь создаются рабочие программы по всем предметам с учетом общих требований ФГОС, возможностей целевой аудитории и ее особенностей, формируются методические материалы и пр.
Четвертый этап – утверждение, внедрение и реализация. Здесь происходит обсуждение намеченной программы на административном уровне образовательного заведения, к которому прикреплен ил где намерен обучаться индивид, а затем внедрение и проведение с оперативным самоанализом и внесением корректив в учебную деятельность на основе результатов промежуточной (плановой или внеплановой) аттестации и пр.
В целом, проектирование, и реализация индивидуальной образовательной программы проходит классические стадии проектирования и планирования, но с акцентом на особенности индивида и его потребности в развитии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как перейти на индивидуальное обучение?
Согласно действующим регламентам существует несколько вариантов перехода на индивидуальную образовательную программу развития. В данном случае уместно три подхода: добровольный, добровольно-принудительный, вынужденный.
Первый подход – добровольный. Он предполагает наличие оснований и мотивов для самостоятельного выбора и перехода на новый формат подготовки. В данном случае речь идет о семейном обучении или наличии признаков одаренности (то есть конкретной способности, таланта, позволяющей быстрее развиваться в рамках определённой научной или иной плоскости), интереса и мотивации. Также на базе рассматриваемого сценария реализуются программы дополнительного обучения: тьюторство, репетиторство, частные образовательные центры, предлагающие углубленные курсы оп отдельным направлениям или дисциплинам и пр.
Добровольный переход предполагает подачу заявления с просьбой о переход на индивидуальную образовательную программу с акцентом на сильные стоны учащегося, его желания и намерения. Никаких справок, официальных документов и прочих дополнительных пакетов не потребуется.
Второй подход – добровольно принудительный. В данном случае чаще всего переход на индивидуальную программу производится на основе рекомендаций педагога. Он реализуется, если ребенку трудно дается текущая программа, качество его подготовки ухудшается. В целях облегчения прохождения основной программы предлагается перейти на адаптированное обучение. Например, в рамках основного среднего образования подобная смена возможна по результатам ПМПК и получения соответствующего заключения врачебно-педагогической комиссии.
В вузе же переход на индивидуальное обучение способен спасти студента от отчисления на фоне возникающей академической задолженности, но для такого перехода нужно серьезное и документально подтвержденное основание, оправдывающее его: наличие заболевания и пр.
Третий подход – вынужденный, когда индивидуальная программа просто неизбежна для лица на фоне имеющихся у него отклонений или ограничений. К данной категории относят инклюзивное образование, коррекционные и адаптированные программы подготовки. Для перехода на них требуется официальное и документально подтвержденное основание. Классическим примером подобных траекторий являются инклюзивные направления, домашнее (надомное) обучение и пр.
Обратите внимание, что в любом случае индивид должен проявить активность и подать в администрации образовательного заведения заявление с просьбой перевести его на индивидуальную образовательную программу. Без этого документа учиться по персонализированной траектории невозможно. Именно с него начинается новая ветвь образования на всех уровнях.
Индивидуальная и коррекционная программа: сходства и отличия
Нередко пользователи путают указанные категории. На самом деле индивидуальная и инклюзивная образовательная программа – это не одно и то же, несмотря на массу сходств. В таблице ниже мы представим схожие и отличные черты этих видов обучения.
Признак |
Индивидуальная программа |
Коррекционная программа |
Характер обучения | Персонализированный | |
Цель обучения | Развитие одаренности, определенных способностей и талантов, навыков | Общее развитие индивида и корректировка уровня его развитости, состояния и пр. |
Основание для перехода | Личная инициатива учащегося и его представителей, рекомендации педагогов | Наличие документально подтвержденного основания, причины |
Участие педагогов в обучении | Не обязательно, но желательно | Обязательно с соответствующим образованием |
Требования ФГОС | Учтены | |
Состав программы | Общий план обучения, индивидуальный план обучения | Общий план обучения, коррекционный план обучения |
Вид реализации | Семейное обучение. Дистанционное обучение, дополнительное образование. Репетиторство или тьюторство | Инклюзивное обучение, надомное обучение |
Таким образом, несмотря на то, что обе программы носят персонализированный вид и учитывают текущий уровень подготовки подопечного, его физические и интеллектуальные психологические и иные возможности, их реализация возможна в разных случаях и преследует отличные цели, а значит и процесс проектирования, работки будет отличаться.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки. Цель – совершенствование форм организации образовательного процесса обучения по индивидуальным учебным планам ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося ________ класса ___________________________________________ (Ф. И.) I полугодие
1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) __________________________________________________________________
2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)
_____________________________________________________________________
3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).
Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши) 4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши) Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши)
5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:
в содержание образования
в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам)
в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам)
в организацию учебного процесса
Примечание:
ИОП на II полугодие заполняется аналогично I полугодию, в п. 5 прописываются предложения по внесению изменений в процесс обучения на следующий учебный год.
Примечания:
- По всем предметам учебной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.
- ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг. Дата ____________________________ Подпись учащегося ________________Подпись родителей _______________ Подпись администрации ОУ ________АЛГОРИТМ
построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)
1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:
определенный срок;
успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;
способы получаемого образования после школы.
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается
на определенный срок;
по конкретным видам деятельности;
по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:
знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;
уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
уметь определить формы самообразования.
4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:
как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и окружающего социума ..
6. Скорректируй ИОП
ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы при условии наличия небольшого количества классов-комплектов может быть осуществлена с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить индивидуальный учебный план по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.
Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:
– Закон «Об образовании», который указывает «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. … Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения (п.1 ст.50)
– концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования
– федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу МО РФ от 09.03.2004 №1312)
– рекомендации по организации профильного обучения ( Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.04 № 14-51-10213)
– устав общеобразовательного учреждения
1.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Индивидуальная образовательная программа средней школы является нормативно-управленческим документом, который позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения.
Цель документа- получение индивидуумом среднего образования на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:
– проведение государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме и по материалам ЕГЭ
– качественная подготовка на профильном уровне того набора предметов, который нужен непосредственно конкретному учащемуся для продолжения образования в высших и средних специальных учебных заведениях
– наличие целых педагогических систем, рассматривающих индивидуализацию обучения, как основной педагогический инструмент
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Настоящий документ определяет нормативную сторону построения индивидуальной образовательной программы для учащихся 10 классов средней школы, начинающих профильное обучение, являющихся учащимися образовательного учреждения, имеющего государственную лицензию и аккредитацию.
Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и при согласии родителей.
3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Индивидуальная образовательная программа рассчитана на двухгодичный курс получения среднего образования после завершения основного образования или часть его. Это означает, что индивидуальная учебная программа может заменить одно или два полугодия 10 или 11 класса. Однако в случае перехода учащегося на экстернатную форму обучения, продолжительность обучения по индивидуальной учебной программе может быть меньше того отрезка учебного времени, который она заменяет. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения ряда предметов, развития творческой активности учащихся в различных формах.
Рекомендуется составлять индивидуальную программу сначала на первое полугодие 10 класса, чтобы по ее реализации дать обоснованные рекомендации о целесообразности продолжения такой формы обучения.
4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Успешное освоение всех учебных дисциплин в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения.
Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю, самооценке, ответственности за правильность выбранного решения.
5. ОБЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Индивидуальная образовательная программа не самостоятельный объект в образовательных программах, она, скорее, способ индивидуального освоения существующих учебных программ. Составление индивидуального учебного плана базируется на базисном учебном плане и на соответствующем ему соотношении между различными образовательными областями и видами учебной работы. В то же время следование выбранному учебному плану при индивидуальной образовательной программе допускает определенную свободу действий.
Индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения (и может измениться при переходе к другому отрезку) или всего двухгодичного периода обучения в целом. Скажем, ученик ориентированный на один учебный план в 1 полугодии, может перейти на другой во втором и т п. Возникающие при таких изменениях проблемы решаются школой в индивидуальном порядке.
Расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной общей программой, за счет использования дополнительных часов на профилизацию обучения, новых форм учебной работы.
6. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы по образовательным предметам на базовом и профильном уровне.
Учебные программы могут быть разбиты на небольшие блоки – учебные модули (учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету, наиболее простым образцом учебного модуля является тема или раздел программы). Учебные модули могут быть двух различных типов:
- Учебный модуль, составленный на основе учебной программы.
Программа при этом модуле может быть любой: типовой, авторской, профильной
В индивидуальный учебный план могут быть включены модули программы с углубленным изучением предметов, хотя в школе эти программы не реализуются.
2. Учебный модуль интегративного типа.
Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам (например в
курсе естествознания), сочетать общеобразовательную подготовку с профильной или
профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой
содержания. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемого
по выбору учащегося, в этом случае утверждение модуля относится к компетенции школы.
В случае если модуль затрагивает инвариантную часть учебного плана, он проходит
лицензирование в другом порядке
Приведенная типология учебных модулей фактически учитывает два основных источника их происхождения- учебные программы по предметам на базовом и профильном уровне и формы самостоятельной работы учащегося, включающие в себя элементы общеобразовательной подготовки. Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родитель и т п). Этот документ должен содержать следующие позиции
– учебный предмет или группа предметов (интегрированный курс)
– тип программы (базовая, профильная, углубленная, авторская и т п)
– название модуля (тема учебной программы)
– число часов учебной программы, раскрываемое модулем
– программное содержание (текст типовой программы и т п)
– способ выполнения
– форма отчетности
Способ выполнения вместе с формой отчетности образует учебное задание. Лицензированный модуль может допускать разнообразные способы выполнения (обучение в группе, классно-урочная форма, самостоятельное изучение) и различные формы контроля знаний (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении индивидуального учебного плана.
Организационно-педагогические условия.
Переход ученика на индивидуальную учебную программу происходит по правилам, устанавливаемым учебным заведением. Эти правила должны предусматривать.
- Оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу.
- Желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения
- Согласие родителей
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения. Перечислим основные из них.
- Занятия в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение модулей инвариатной части учебного плана по обычной классно-урочной системе.
- Групповые занятия. Для группы учащихся, выбравших учебные модули на профильном уровне, организуются групповые занятия по выполнению отдельного модуля.
- Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности, для ускоренного курса характерны консультации, которые получает ученик в процессе обучения.
- Внеурочная деятельность. Посещение элективных курсов, факультативных или кружковых занятий.
Обеспечивает индивидуальное обучение и несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор ( роль тьютора может выполнять классный руководитель при условии корректировки его должностных обязанностей администрацией школы), в обязанности которого входит:
– оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение
– выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута
– регулярные встречи с учеником, обсуждение хода прохождения индивидуального маршрута
– корректировка образовательного маршрута
– контакты с родителями ученика
– оформление результатов аттестации (внесение оценок в школьную документацию, на сайт школы в виртуальный дневник учащегося)
– внесение достижений учащегося в портфолио
Использование школой индивидуальных программ предполагает наличие в ней организационно- педагогических условий. К их числу можно отнести.
- Наличие в школе психологической, социальной, валеологических служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения
- Широкий спектр реализуемых школой образовательных программ и форм обучения
- Наличие связи с высшими и средними специальными учебными заведениями города и региона, позволяющих использовать образовательные ресурсы вне школы
- Техническая оснащенность школы, внедрение в учебные программы новых информационных технологий как важного средства индивидуализации обучения.
8. АТТЕСТАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной учебной программе, имеет некоторые особенности.
- Текущий контроль. Ведущее место в этом виде контроля занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального образовательного маршрута.
- Самоконтроль и самооценка. Эти способы обучения приобретают первостепенный характер. Умелая организация самоконтроля служит как целям организации обучения, так и развития индивидуальных черт личности.
- Нацеленность на результат. Изучение учебных модулей профильного обучения позволяет более сконцентрированно направлять ученика на достижение поставленной цели. Этот результат должен входить в описание модуля и желательно в конкретном виде: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), защита проекта (с теоретическим описанием и презентацией), компьютерное тестирование и т п.
- Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые формы итоговой аттестации: выпускные экзамены, ЕГЭ. При этом следует учесть, что выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (экзамены в форме ЕГЭ).
Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе той или иной формы обучения или образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:
1) цели и ценности образовательной программы;
2) адресность образовательной программы;
3) учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;
4) характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;
5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;
6) систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;
7) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.
ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.
Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:
1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся);
2) цель образовательной программы (определяет обучающийся);
3) индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);
4) характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);
5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);
6) систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);
7) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);
8) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);
9) другое.
Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Таблица 1
Структура индивидуальной образовательной программы
1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)
2.Учебно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема |
Форма занятий |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Отметка о выполнении |
||||
Самостоятельная работа |
Консультация |
К.Р. |
Тест |
Зачет |
Творческая работа |
|||||
или
№ п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Форма занятий |
Формы контроля |
Образовательный продукт |
Домашнее задание |
самооценка |
Отметка о выполнении |
3. График контроля.
4. Список литературы (основной и дополнительной).
5. Диагностика и ее результаты
6. Методическое обеспечение. Приложения
ИОП выполняет следующие функции (таблица 2).
Таблица 2
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная |
Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута |
Информационная |
Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени |
Мотивационная |
Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося |
Организационная |
Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики |
Самоопределения |
Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора |
Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.
ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Функции педагога в ходе реализации ИОП
• Тьюторство – осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся
• Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность
Тьюторство предполагает
1. Поддержку – решение проблем самим обучающимся
2. Сопровождение – сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся
3. Фасилитацию – сопровождение личностного развития
Педагог-тьютор:
• Разрабатывает задания
• Организует обсуждение
• Работает с субъектным опытом обучающегося
• Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого
• Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений
• Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности
Консультирование:
Экспертное |
Проектное |
Процессное |
Оценка работ, выполненных обучающимися |
Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся |
Сопровождение ребенка при реализации им ИОП |
В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:
• оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;
• выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;
• регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;
• корректировка образовательного маршрута;
• контакты с родителями;
• оформление результатов аттестации.
Индивидуализация процесса обучения – есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.
На основе действующей в данном ОУ образовательной программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке.
1. В личной ИОП реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы.
2. На основе ИОП изучается дополнительное содержание
Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:
• оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;
• желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;
• согласие родителей.
Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.
ИОП реализуется различными способами обучения
1. Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.
2. Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).
3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.
4. Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
5. Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Существует мнение, что школьное образование исключает возможность персональной «настройки» обучения, но в реальности существуют опции, благодаря которым учебный процесс можно подстроить под конкретного ученика. Подробнее разбираемся в вопросе вместе с редакцией ИнтернетУрока.
Что такое индивидуальный учебный план?
Индивидуальный учебный план (или сокращённо ИУП) — программа, которую школа составляет для ребёнка на основе его потребностей и которая содержит список предметов, последовательность их изучения, пожелания родителей или ученика к обучению. В индивидуальном учебном плане могут прописываться различные детали: от углублённого изучения предметов, перезачёта дисциплин, дополнительных предметов до занятий с тьютором — главное, чтобы программа оставалась в рамках ФГОС.
Право на обучение по индивидуальному плану есть у разных категорий школьников: оно может быть основано на более быстром или медленном освоении учеником программы, длительном лечении, при котором невозможно придерживаться общего расписания, невозможности посещать школу по причине профессиональных занятий спортом или творческой деятельности.
Какие особенности есть у ИУП?
Важно понимать, что индивидуальный учебный план — это не программа, составленная под ребёнка с нуля. ИУП базируется на стандартном учебном плане, который есть у каждой школы.
В ИУП указывают:
- список изучаемых предметов, их последовательность;
- сложность программы;
- причину перехода ребёнка на ИУП;
- формы аттестации;
- пожелания родителей и обучающегося к учебному плану.
Основания для перехода на ИУП
Есть категории детей, которые могут учиться по индивидуальному плану, — они определяются законом и локальными актами школы.
1. Желание учиться в другом темпе. Например, если ребёнок хочет и может осваивать программу быстрее, то с учётом этого пожелания можно составить ИУП. Принцип работает и в обратную сторону: если ребёнку нужен более размеренный темп обучения, это можно учесть в индивидуальном плане.
2. Наличие академической задолженности. В этом случае ИУП содержит занятия, которые помогут ребёнку наверстать программу и успешно сдать экзамены.
3. Состояние здоровья. В этом случае он учится в больнице или дома, а ИУП составляется с учётом этих условий и состояния здоровья ребёнка.
4. Трудности с освоением программы или адаптацией к школе. В таких случаях в программу встраиваются занятия с наставником или педагогом-психологом, часы по самоопределению и развитию потенциала ребёнка.
5. Плотное расписание, из-за которого не получается посещать школу. Есть дети, которые часто переезжают, профессионально занимаются спортом, музыкой или искусством. В этих случаях также необходим ИУП, чтобы адаптировать обучение под насыщенный график.
Важно! Если для вас важно персональное обучение, то придётся найти школу, в которой локальными актами предусмотрен переход на ИУП. Без них индивидуальный учебный план будет возможен только при наличии академической задолженности, а в программу получится включить только меры компенсации по предметам с задолженностью. Эти нюансы всегда можно уточнить у администрации школы.
Что должен включать в себя индивидуальный план
Содержание ИУП вариативно, так как план ориентируется на каждого конкретного ученика. Но также есть и общие правила, которые установлены законодательством.
- Федеральный компонент: обязательные базовые и профильные предметы из программы.
- Региональный компонент: предметы, которые нужно учить в конкретном регионе РФ (например, язык).
- Компонент образовательного учреждения: дисциплины, которые обязательны в определённой школе. Это могут быть факультативы или особые уроки, которые проводятся на усмотрение руководства.
Что должна предоставить школа
- По требованию обучающегося изменить порядок и длительность периодов обучения. Например, вместо того чтобы параллельно изучать несколько предметов, ребёнок может сначала пройти «блок» русского языка. Потом — математики, географии и так далее.
- Право самостоятельного и/или углублённого изучения предметов. Даже если ребёнок учится по техническому профилю, но хочет углублённо изучать языки, никто не вправе ему это запретить.
- Элективная дисциплина — если ребёнок будет изучать её самостоятельно.
Что ещё может содержаться в ИУП
- Другие предметы из Федерального базисного учебного плана. Если хочется изучать какой-то предмет, но его нет в программе школы, то индивидуальный план поможет это исправить.
- Увеличение/уменьшение часов занятий по другим предметам.
- Время для самоопределения учащегося.
- Консультирование с педагогом-психологом, наставником, руководителями образовательной организации.
- Другая внеурочная деятельность, которая отвечает индивидуальным потребностям ученика.
- Предметы, разработанные под нужды ученика (с учётом возможностей организации), в том числе этнокультурные.
- В ряде случаев возможна дистанционная учёба и аттестации.
- Зачёт результатов обучения в другой образовательной организации: в музыкальной школе, секции, на курсах английского языка. Это экономит время ученика: можно не проходить аттестацию по дисциплинам, которые уже освоены.
Стоит подчеркнуть, что учебное заведение не всегда может предоставить ребёнку тьютора, дистанционное обучение или учителя по редкой дисциплине. Тогда администрация предлагает альтернативу, чтобы индивидуальный план в школе соответствовал запросам обучающегося.
Как разработать индивидуальный план обучения
Индивидуальная программа обучения составляется исходя из потребностей учащегося. Поэтому чётких правил, как именно его разработать, нет. Но мы предлагаем алгоритм, который поможет определить, что необходимо ребёнку и как отразить это в программе.
1. Обозначьте цель перехода на ИУП. Для этого родителям и администрации нужно побеседовать с ребёнком — только так возможно выявить его потребности.
2. Определите уровень знаний и навыков ребёнка. Это можно сделать как с помощью тестов и контрольных, так и свободной беседы с учителем или анализа предыдущих работ/отметок.
3. Проанализируйте учебные дисциплины, которые есть в Федеральном базисном и школьном учебном плане.
4. Оцените возможности школы: наличие педагогов и тьюторов, базы для дистанционного обучения, специально разработанных учебных дисциплин.
5. После анализа этих данных и разговора с ребёнком — переходите к составлению ИУП.
Кто составляет индивидуальный учебный план на разных формах обучения
Это зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок.
- При очном, очно-заочном и заочном обучении в школе ИУП составляется учителями и администрацией. В идеале к этому процессу подключаются родители и ребёнок. Так составляется план, который отвечает потребностям ребёнка.
- На семейном обучении ИУП составляют родители. Но это не значит, что проработка такого большого документа должна ложиться на их плечи.
В ИнтернетУроке каждый ребёнок учится по собственному образовательному маршруту — индивидуальное обучение предусмотрено форматом нашей онлайн-школы. Вы сами составляете программу и учитесь так, как удобно.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как оформить переход на ИУП
Если у школы есть локальные акты о переводе учеников на ИУП, то вы можете подать заявление на имя директора школы. Но даже если локальных актов нет, любая школа может обеспечить ИУП для устранения академической задолженности.
Порядок перехода на ИУП в школе
1. Сначала вы пишете заявление. Если ребёнок несовершеннолетний, то заявление пишут родители (законные представители), если ученик совершеннолетний — то он сам. Если есть академическая задолженность, то заявление могут написать только родители.
Образец заявления для перехода на индивидуальный план можно скачать тут.
2. Что должно быть в заявлении:
— Срок реализации ИУП. Обычно план составляется на один учебный год, а обучение по нему начинается со следующего учебного года. Но сроки могут быть и другими.
— Пожелания родителей и обучающегося к плану обучения. По индивидуализации программы, введению дополнительных предметов, сокращению сроков обучения по отдельным дисциплинам. Если пожеланий нет, прописывать их не обязательно.
3. В течение двух недель после подачи заявления образовательная организация разрабатывает ИУП (если ребёнок находится на длительном лечении, то разработка — до 5 рабочих дней). Если родители не согласны с получившимся планом, они имеют право предложить изменения.
4. Родители и школа подписывают договор об обучении по ИУП.
5. Директор издаёт приказ о переводе обучающегося на ИУП.
Порядок перехода на ИУП на семейном обучении (СО)
1. Сначала вы должны уведомить органы местного самоуправления о переходе на СО. О том, как перейти на СО, мы подробнее писали здесь.
2. Затем — выбор школы для прикрепления. Это должна быть школа, которая выпустила локальные акты по переходу учеников на ИУП. Уточнить это можно у администрации.
3. Завершение перехода на СО: необходимо заключить со школой договор об аттестациях и приложить к нему составленный ИУП.
Составляйте индивидуальный учебный план (ИУП), если надо индивидуализировать образовательную программу. Например, он понадобится для ускоренного обучения или длительно болеющих детей, при зачете результатов из другой организации. Читайте, в каких случаях разрабатывать ИУП, что в него включить и какие документы оформить дополнительно.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
ДЛЯ КОГО РАЗРАБАТЫВАТЬ ИУП
Право на обучение по ИУП, в том числе ускоренное обучение, имеют все обучающиеся без ограничений (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родитель или ученик написал заявление на обучение по ИУП, вы не вправе ему отказать.
Родитель может написать заявление о переводе школьника на индивидуальный учебный план, если ребенок хочет ускоренно пройти программу, сменить форму обучения на очно-заочную или заочную. Индивидуальный учебный план также поможет в профильных классах, когда ребенку недостаточно часов по какому-то предмету профиля, но при этом не в приоритете другая дисциплина. Тогда специально для одного ученика можно перераспределить часы по предметам в рамках одного профиля.
Предложите родителю заполнить готовую форму заявления. Закон не обязывает писать заявление именно родителя, он просто дает право каждому ученику на обучение по ИУП. Однако защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК). Кроме того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63 СК). Чтобы не было разночтений, закрепите в локальном акте об обучении по ИУП, что берете заявление от родителей несовершеннолетних учеников.
Воспользуйтесь готовыми образцами.
Если ученик не ликвидировал академическую задолженность, то родитель вправе выбрать обучение по ИУП как альтернативу двум другим вариантам – повторному обучению или обучению по АОП, если есть рекомендации ПМПК (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Законодательство устанавливает два случая, когда школа обязана перевести ученика на индивидуальный учебный план по собственной инициативе: 1) школа провела зачет результатов освоения учеником программы в другой образовательной организации; 2) региональный акт обязывает перевести на ИУП учеников, которые находятся на длительном лечении и обучаются на дому или в медорганизации.
ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В ИУП
Разработайте ИУП по требованиям ФГОС соответствующего уровня образования. Как минимум, включите в план все предметы, которые обязательны для изучения (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Проверьте, чтобы учебная нагрузка в ИУП не выходила за пределы, которые устанавливают санитарные правила и нормы, ФГОС. Подробнее читайте в рекомендации «Как составить учебный план по ФГОС-2021».
Чтобы индивидуализировать учебный план, включите дополнительные предметы, курсы и модули, которые не входят в общий учебный план, в том числе в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Удалите необязательные предметы, курсы и модули, которые не соответствуют потребностям ученика. Перераспределите часы на изучение предметов, курсов и модулей по сравнению с общим учебным планом. Измените формы промежуточной аттестации, если необходимо.
Поручите ответственному привлечь к составлению ИУП родителей и ученика, для которого разрабатываете план (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО). Достаточно провести опрос в письменном виде, в котором ребенок и родители укажут, какие дисциплины необходимо включить в план и в каком объеме, чтобы это соответствовало потребностям и возможностям ребенка. Проинформируйте опрашиваемых, что нельзя полностью исключить предметы из плана, которые обязательны для освоения на уровне начального и основного общего образования по ФГОС-2021.
ЧТО ИЗМЕНИТЬ В ООП ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИУП
Попросите ответственного за разработку ООП внести изменения в программу. Так, в пояснительной записке надо указать принципы формирования и механизмы реализации ООП в том числе при реализации ИУП (п. 30.1 ФГОС НОО, п. 31.1 ФГОС ООО).
Поручите педагогам проконтролировать, чтобы количество часов в ИУП соответствовало тематическому планированию в рабочих программах. Если отличается, попросите внести изменения в рабочие программы и составить отдельное тематическое планирование для ученика, который обучается на ИУП.
Попросите ответственного проверить план внеурочной деятельности, если при составлении ИУП меняли набор курсов внеурочной деятельности или их объем.
Включите ИУП в организационный раздел программы вместе с общим учебным планом. Оформите изменения приказом. Воспользуйтесь готовым образцом.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Педагогическое образование: учитель биологии (с эл. уроком) 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель географии 250 часов 3 месяца
- Эффективный руководитель образовательных организаций 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель дисциплин предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка) 250 часов 3 месяца
- Менеджмент в образовании 520 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель информатики 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории (с эл.уроком) 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики и физики 520 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель начальных классов (с эл.уроком) 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель права 250 часов 3 месяца
Повышение квалификации:
- Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с дошкольниками 72 часа (1 месяц)
- Актуальные пути и методы антикризисного управления в современных условиях 72 часа (1 месяц)
- Противодействие экстремизму и терроризму 72 часа (1 месяц)
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций 72 часа (1 месяц) ИНТехнО
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО 144 часа (1 месяц)
- Аттестация педагогических работников при введении в действие профессионального стандарта Педагог (воспитатель) 72 часа (1 месяц)
- Обеспечение безопасности образовательной организации 108 часов (1 месяц)
- Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и реализация 72 часа (1 месяц)
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Системные изменения преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС ООО (основного общего образования) 108 часов (1 месяц)
- Внеурочная деятельность классного руководителя в системе начального и основного общего образования: инновационные технологии и практика реализации в рамках реализации воспитательной программы 72 часа (1 месяц)
- Дистанционное обучение: организация, управление, оценка качества 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМИТЬ ДЛЯ ИУП
Чтобы оформить обучение ребенка по ИУП, примите порядок обучения по ИУП, издайте приказ, разработайте индивидуальные расписания.
Порядок обучения по ИУП
Поручите ответственному указать в локальном акте все ситуации оформления ИУП. Ведь разрабатывать индивидуальный план и переводить на него нужно будет по-разному. Порядок зависит от того, обязана школа сама инициировать перевод или только среагировать на запрос ученика, родителя.
Закрепите, как будете проверять, освоил ребенок ИУП или нет. Например, назначьте классного руководителя ответственным за мониторинг успеваемости ребенка. Поручите заместителю директора по УВР вести общий контроль за тем, как школьники осваивают ИУП. Это важно, потому что к итоговой аттестации можно допустить только тех учеников, которые полностью выполнили учебный план и у которых нет академических задолженностей (п. 11 Порядка ГИА-9, п. 10 Порядка ГИА-11).
Воспользуйтесь готовым образцом.
Приказ о переводе на ИУП
Оформите перевод ребенка на обучение по ИУП приказом. Укажите основание для разработки ИУП, сроки, в том числе дату, с которой ребенок начинает учиться по индивидуальному плану, ответственных. Если организовываете обучение по ИУП по заявлению родителей или ученика, укажите реквизиты документа. Воспользуйтесь готовым образцом.
Образец
Индивидуальные расписания
Поручите заместителю директора по УВР составить отдельные расписания занятий, промежуточной аттестации и консультаций для ребенка, который обучается по ИУП.
Включите в расписание занятий предметы, курсы и модули, которые входят в ИУП. В остальном расписание должно соответствовать общим требованиям, которые устанавливают СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20 и раздел 6 СанПиН 1.2.3685-21. Подробнее читайте в материале «Как составить расписание уроков».
Составьте расписание проведения промежуточной аттестации по предметам ИУП. Укажите даты и формы проведения промежуточной аттестации. Ознакомьте с расписанием ученика и его родителей. Законодательство не обязывает составлять расписание промежуточной аттестации для обучающихся на ИУП. Однако это поможет ребенку и педагогам контролировать даты аттестации, заранее подготовиться к ней.
ПРИМЕР
Расписание промежуточной аттестации для учащихся по ИУП
№ п/п |
Предмет |
Формы промежуточной аттестации |
Дата проведения |
1 |
Русский язык |
Изложение с элементами сочинения |
14.03.2022 |
2 |
Биология |
Тест |
17.03.2022 |
3 |
Алгебра |
Контрольная работа |
21.03.2022 |
4 |
<…> |
<…> |
<…> |
Если родители и ученик выбрали неочную форму обучения или сочетают разные формы образования, составьте план-график проведения консультаций по предметам, которые ученик изучает заочно или самостоятельно. Передайте план-график ученику и его родителям.
Контролируйте, как педагоги проводят консультации, посещает ли их ученик. Например, по итогам консультаций получите от ученика и его родителей обратную связь. Это поможет оценить эффективность консультаций и повысить качество образования.
КАК СОСТАВИТЬ ИУП ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Разрабатывайте ИУП для ребенка, нуждающегося в длительном лечении, совместно с медработниками, которые лечат ребенка. Чаще всего региональные акты прямо закрепляют, что ИУП надо согласовать с лечащим врачом и родителями.
При определении учебной нагрузки учитывайте помимо общих требований еще и информацию о психофизическом состоянии ребенка. Например, по совету лечащего врача сократите объем учебной нагрузки. Если состояние ребенка улучшится, скорректируйте ИУП совместно с врачом и родителями.
Минздрав и Минпросвещения в совместном письме советуют учитывать при разработке ИУП:
- варианты и продолжительность лечения ребенка;
- текущее состояние здоровья и ограничения, им вызванные;
- возможности частичного или периодического посещения образовательной организации;
- эффективность и целесообразность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения, очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Подробнее об организации обучения длительно болеющих детей смотрите в рекомендации.
КАК СОСТАВИТЬ ИУП ДЛЯ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Составляйте ИУП для ускоренного обучения по запросу родителя или совершеннолетнего ученика. Включите обязательные предметы, курсы и модули, которые предусматривают ФГОС-2021. Добавьте другие дисциплины по запросу ребенка, родителей с учетом возможностей школы.
Новые ФГОС разрешают сократить срок получения начального и основного общего образования при ускоренном обучении. В норме срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет, а основного общего – до пяти лет (п. 17 ФГОС НОО, п. 17 ФГОС ООО). Школа вправе самостоятельно с участием ребенка и родителей определить на сколько надо уменьшить срок обучения. Главное, уложиться в рамки аудиторной нагрузки, которые устанавливают стандарты. Подробнее – в таблице.
Объем аудиторной нагрузки по ФГОС-2021
Границы нагрузки |
Количество аудиторных занятий за срок освоения ООП по ФГОС-2021 |
|
НОО |
ООО |
|
Минимум |
2954 |
5058 |
Максимум |
3190 |
5549 |
За границы аудиторной нагрузки можно выйти, только если родитель или ученик выбрал заочную, очно-заочную форму обучения или решил совместить семейную форму получения образования со школьной. Тогда часть аудиторных часов перейдет на самостоятельное изучение. Отразите это в ИУП, чтобы у проверяющих не возникло вопросов.
Источник: 1obraz.ru