Как составить индивидуальный маршрут для ребенка с зпр

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

  • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

  • истощаемость психических функций;

  • отставание в развитии психомоторных функций;

  • низкая интеллектуальная продуктивность;

  • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

  • низкая прочность запоминания;

  • неумение применять дополнительные средства запоминания;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

  • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

  • инертность мыслительной деятельности;

  • длительный период приема и переработки информации;

  • нарушения пространственной ориентировки;

  • стремление избегать трудности;

  • отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

  • способность пользоваться оказанной помощью;
  • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

  • способность понимать условие простой задачи;

  • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

  • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

  • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

  • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

  • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

  • интерес театральному и изобразительному искусству;

  • стремление к творческому самовыражению;

  • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи Методы Содержание работы
Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●социально-коммуникативное развитие

●познавательное развитие

●речевое развитие

●художественно-эстетическое развитие

●физическое развитие

●сенсорное развитие

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи Метод Содержание
Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторику

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

  • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
  • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
  • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
  • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
  • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

4. Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

«Математика».

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Индивидуальный образовательный маршрут

Судаченковой Анны

на 2021 – 2022 уч. год

Пояснительная записка:

Судаченкова
Анна Андреевна

Дата
рождения:
 12.11.2016г.

Возраст: 4
года 10 месяцев

Группа: старшая
группа Б общеразвивающей направленности

Дата
поступления в ДОУ
: 15
сентября 2018 го
да

Период
сопровождения:
 с сентября 2019г.

Семья:не полная,
1 ребенок

мама: Наталья
Вадимовна

папа: –

Группа
здоровья, перенесенные заболевания: 
2
группа здоровья, ОРВИ; ветряная оспа.

По
результатам ПМПК выявлены следующие особенности:
 Неравномерная
недостаточность познавательной деятельности. Уровень обучаемости недостаточный.
Парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа. ОНР (III).

Городская
ПМПК рекомендовала
 обучение по адаптированной
образовательной программе для детей с задержкой психического развития.

Воспитатели:

Ф.И.О.
Заломаева Татьяна Александровна

Иванова
Маргарита Владимировна

Специалисты:

Ф.И.О.
Алексеева Татьяна Юрьвна – 
педагог – психолог

Краткая
характеристика:

У
Анны очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (III)
уровень с дизартрическим компонентом. Нарушено звукопроизношение, слоговая
структура слов, грамматический строй и связная речь. Активный и пассивный
словарь не соответствует возрастной норме. Низкий познавательный интерес к
окружающему миру. Слабый уровень первичных представлений об основных
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени). Сенсорные эталоны (форма, цвет, размер)
находятся в стадии формирования. Действия по образцу выполняет. Счет
механический. На занятиях Анна неактивен, рассеянное внимание, не всегда
понимает, о чем спрашивают. Практические задания пытается выполнять
самостоятельно, но не получается из–за пробелов в знаниях. Помощи не просит, но
принимает ее. Речевая активность низкая. Словарный запас беден, испытывает
затруднение в составлении рассказа по картине, страдает фонематический
слух. Память слабая. Короткие тексты запоминает при многократном
повторении. Короткие сказки, песни запоминает частично. При хоровом пении
подпевает, тихим голосом. Не выделяет существенных признаков при обобщении
предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы
недостаточно. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется
при пользовании ножницами.

Невнимательность
и пропуски по болезни, затрудняют усвояемость программного материала.
Запас знаний об окружающем мире беден. Затрудняется назвать признаки времени
года, ошибается при ориентировке в пространстве и на листе бумаги. На вопросы
отвечает неуверенно, односложно. Эмоционально уравновешенная. На лице всегда
доброжелательная улыбка, общается только по необходимости с детьми и взрослыми.
Не конфликтная. С детьми играет дружно, подчиняется их правилам. Любит играть с
куклами, побаловаться за компанию. С удовольствием играет в подвижные игры, но
не любит играть с настольными играми. Если воспитатель посадил за стол и
предложил игру, играет недолго, без интереса. Не нуждается в постоянном
контроле и многократном повторении требований взрослого.

Цель: создать
условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной
программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

  1. Создание условий для пребывания ребёнка с ЗПР в
    общеразвивающей группе
  2. Развитие всех компонентов речевой системы
  3. Развитие и формирование познавательных процессов
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы
  5. Развитие координации движений и мелкой моторики
    рук

Содержание
индивидуального образовательного маршрута

Образовательный
компонент:

 Форма
обучения очная, групповая и индивидуальная


Работа в общем режиме.


Индивидуальный подход во время образовательного процесса.


Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время
занятий.


Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный
учебный план:

Усиление
образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное
развитие».

Образовательная
область «Социально – коммуникативное развитие» усилена 
при:


усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;


формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального
и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;


становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;


формировании умения принимать и удерживать правила в игровой и учебной
ситуации;


формировании умения действовать со словесной и зрительной инструкцией.

Образовательная
область «Речевое развитие» усилена в:


формировании и развитии лексико-грамматического строя речи


формировании звукобуквенного анализа и синтеза слов


формировании правильного звукопроизношения


формирование фонематического восприятия


формирование слоговой структуры слов

Образовательная
область «Познавательное развитие» усилена в:


формировании устойчивого познавательного интереса;


формировании временных и пространственных представлений;


развитии представлений о предметах и объектах окружающей действительности;


развитии навыков исключения и обобщения, анализа и синтеза, установление
причинно-следственных связей;

Во
второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Физическая культура

помещение

на улице

2/25 мин.

1/25 мин.

Образовательная область
«Познавательное развитие»

Формирование элементарных
математических представлений

3/25 мин. п.гр. (в).

Ознакомление с окружающим
миром и развитие речи (интегрированный курс)

2/25 мин.

Образовательная область
“Речевое развитие”

Развитие речи

2/25 мин.

Подготовка к обучению грамоте

2/25 мин

Ознакомление с художественной
литературой

1/25 мин

Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2/25 мин.

Аппликация, лепка

1/25мин.

Конструирование, худ. труд

1/25 мин.

Музыка

2/25 мин.

Социально –
коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в
ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в
семье.

Итого:

19/25мин.

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

1/25 мин.

Коррекционный
компонент:

Психолого
– педагогическое сопровождение

(индивидуальный
учебный план)

1.
Развитие внимания, памяти, логического мышления.

2.
Развитие представлений о себе, объектах и предметах окружающей
действительности.

3.
Развитие всех компонентов речи.

4.
Развитие временных и пространственных представлений.

5.
Развитие счетно-арифметических навыков.

6.
Формирование навыков анализа и синтеза, умения устанавливать
причинно-следственные связи.

7.
Развитие мелкой моторики.

8.
Формирование графических навыков.

Положительная
динамика в развитии.

Сформированы
представления о сезонных изменениях в природе, объектах и предметах окружающей
действительности.

Выполняет
задания на нахождение закономерности, анализ и синтез, установление
причинно-следственных связей.

Знает
и называет гласные и согласные звуки, обозначает их характеристику, подбирает
слова на заданный звук.

Отвечает
на вопросы по прочитанному произведению, составляет описательные рассказы и
рассказы из личного опыта.

Выполняет
графические задания.

Обследование
уровня познавательного, речевого и психического развития.

Консультации,
индивидуальные беседы,

практикумы,
посещение занятий,

анкетирование,
изготовление

памяток,
рекомендаций, наглядной агитации, тетради с домашними заданиями (еженедельно).

2.
Педагог-психолог

1.
Развитие внимания, памяти

2.
Развитие пространственного мышления.

3.
Развитие зрительного восприятия.

4.
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Индивидуальные
занятия:

пятница

Групповые
занятия:

пятница

Положительная
динамика в развитии. Стойкий познавательный интерес, высокий уровень мотивации.
Синтезирует картинку из 4-6 частей без опоры на образец методом
целенаправленных проб. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти
высокий. Внимание устойчивое, концентрация высокая, инструкцию удерживает и
сохраняет до конца заданий, переключает с одного вида деятельности на другой,
распределяет по нескольким признакам. Классифицирует предметы по категориям, по
заданному признаку, обобщает. Уровень операции исключения и обобщения
сформирован. Устанавливает причинно-следственные, пространственно-временные
связи. Пространственное мышление сформировано. Временные и пространственные
представления сформированы. Представления о социально-бытовой ориентации
сформированы. Уровень развития мелкой моторики средний.

Обследование
уровня познавательного и психического развития.

Индивидуальные
консультации, посещение занятий, анкетирование, изготовление консультаций,
рекомендаций в уголок группы.

3.

Учитель-логопед

1.
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.

2.
Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи.

3.
Проговаривание слов, доступных по слоговому классу с опорой на зрительные
ориентиры.

4.
Закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках.

5.
Закрепить представления о твердости-мягкости согласных звуков. Упражнять в
дифференциации звуков по твердости-мягкости.

6.
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов типа мак, осы, лес.

7.
Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.
Познакомить с новыми буквами.

8.
Систематизировать знания, расширить представляния по всем лексическим темам.

9.Совершенствовать
умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и
множественном числе. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные
с существительными. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и
пять с существительными.

10.
Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.

Индивидуальные
занятия:

Понедельник

Среда

пятница

Групповые
занятия:

четверг

пятница

Положительная
динамика в развитии.

Поставлены
и автоматизированы свистящие и шипящие звуки. Поставлены и находятся в стадии
автоматизации соноры л,р.

Выполняет
звуковой анализ простых слов из трех – четырех звуков;

Различает
гласные и согласные звуки на слух;

Различает
согласные по мягкости и твердости на слух.

Увеличился
словарь в рамках изучаемых лексических тем;

Графические
навыки сформированы в пределах нормы.

Испытывает
трудности в подборе слов -антонимов.

Обследование
уровня речевого развития

Тетради
с домашними заданиями. Консультации, посещение занятий, практикумы. Размещение
в родительском уголке рекомендаций по развитию речи, а также по лексическим
темам

Воспитательный
компонент:

Цель:

Формирование
и расширение запаса знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире и
социальной действительности.

Задачи:


Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире,
развивать наблюдательность и любознательность;


Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение
устанавливать простейшие связи между ними;


Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о
ближайшем окружении;


Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа,
рядом, около, между…);


Способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности:
организованности, активности, сосредоточенности;


Учить рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении
рассказов по картине.

Периодичность
занятий:
2 раза в неделю

Длительность: 15
минут

Структура
индивидуального занятия:

1.
Организационный момент

2.
Сюрпризный момент: мотивация к занятию

3.
Основная работа:


артикуляционная и пальчиковая гимнастика;


речевые упражнения;


словесная игра;


дидактическая настольно-печатная игра.

4.
Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что
вызвало трудности, и было сложным.

Образовательные области,
содержание образовательной деятельности.

Задачи, Формы, приемы и
методы работы. Подбор дидактических упражнений

Результативность работы.

Социально-коммуникативное
развитие


Развитие игровой деятельности;


развитие сюжет-но-ролевой игры;


участие в дидак­тических, театра­лизованных иг­рах;


приобщение к элементарным общепринятым нормам и прави­лам взаимоотно­шения со
сверст­никами и взрос­лыми;


формирование гендерной, се­мейной и граж­данственной при­надлежности к ми­ровому
сообще­ству (образ «Я», семья, детский сад, родная стра­на);


развитие трудо­вой деятельности (самообслужива­ние, хозяйствен­но-бытовой труд,
труд в природе);


формирование представлений о труде взрослых, его роли в обще­ственной жизни и
жизни каждого человека;

-формирование
основ безопасной жизнедеятельно­сти;


правила безопас­ности дорожного движения; формирование предпосылок эко­логического
со­знания

1.
Формировать умение договаривается с партнерами, во что и как играть, о правилах
игры, подчиняется данным правилам игры.

2.
Формировать умение разворачивать содержание игры в зависимости от количества
играющих детей.

3.
Формировать умение объяснять правила игры сверстникам.

4.
Формировать умение иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в
спектаклях в детском саду и в домашнем театре.

5.
Формировать умение оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы
(атрибуты, подручный материал, поделки).

6.
Продолжать формировать умение самостоятельно одевается, раздевается,
складывать, убирать одежду, сушит мокрые вещи, ухаживать за обувью. Выполнять
обязанности дежурного по столовой.

7.
Формировать умение поддерживать порядок в группе и на участке детского сада.
Выполнять поручения по уходу за растениями в уголке природы.

8.
Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, на
улице и в транспорте, соблюдать элементарные правила дорожного движения.

9.
Формировать умение различать виды специального транспорта, знать его
назначение, понимать значение сигналов светофора, некоторые дорожные знаки, части
дороги.

10.
Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения в природе, бережно
относится к природе.

1.
Образовательная дея­тельность, осуществляе­мая в процессе организации различных
видов дея­тельности: игровой, ком­муникативной, познава­тельно
исследовательской, восприятия художествен­ной литературы и фольк­лора,
самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования,
изобразительной, музы­кальной, двигательной.

  1. Образовательная дея­тельность, осуществляе­мая в
    ходе режимных мо­ментов.
  2. Самостоятельная дея­тельность ребенка.

Взаимодействие
с семь­ей по реализации постав­ленных коррекционных, образовательных, воспита­тельных
задач.

Игры,
упражнения
 «Слушай хлопки», «Волшебные превращения», «Что слышно»,
«Четыре стихии»,

«Горячий
мяч», «Фигуры»,

«Полет
бабочки»,

«Зеркало»,
«Мой необыкновенный фотоаппарат», «Кто кем будет».

Сю­жетно
– ролевые игры

«Магазин»,
«Больница», «Строители», «Кафе», «Зоопарк», «Цирк».

В
процессе форми­рования навыков самообслужива­ния, культурно ­гигиенических
навыков в различ­ных видах труда.

Трудовые
поручения.

Игра-упражнение «Опасные
предме­ты».

Беседы
о хорошем и плохом поведении, об основах безопасности, о правилах дорожного
движения.

Чтение
стихотворений о специальных машинах.

Дидактические
игры 
«Разговор по телефону», «Сто бед», «Мы – спасатели», «Убери на
место»,

 «Опасности
вокруг нас»,

«Если
малыш   поранился»,

 «О
чем говорит светофор»,

 «Врачи
– наши помощники».

Умеет
договариваться


процессе формирования)

Навык
самообслуживания сформирован


процессе формирования)

Познавательное развитие

Сенсорное
разви­тие;


развитие познавательно- исследовательской (конструк­тивной) деятель­ности,
продук­тивной деятель­ности;


формирование элементарных ма­тематических представлений (величина, коли­чество,
форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени); – формирование
целостной карти­ны мира, расши­рение кругозора (предметное и со­циальное окру­жение,
ознаком­ление с приро­дой)

1.
Учить анализировать образец постройки.

2.
Продолжать учить планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения.

3.
Учить создает постройки по рисунку.

4.
Формировать умение работать коллективно.

5.
Продолжать учить считать в пределах 10. Отвечать на вопросы «сколько?»,
«который?».

6.
Продолжать учить уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление
и добавление).

7.
Формировать умение сравнивать предметы, проверяет точность определений путем
наложения или приложения.

8.
Формировать умение правильно пользоваться количественными и порядковыми
числительными.

9.
Формировать умение размещать предметы различной величины в порядке возрастания,
убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

10.
Формировать умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к
себе, к другим предметам, знает особенности геометрических фигур.

11.
Формировать умение называть части суток, иметь представление о смене частей
суток. Называть текущий день недели.

12.
Формировать умение различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие
человеку труд в быту.

13.
Формировать умение классифицировать предметы, определять материалы, из которых
они сделаны.

14.
Формировать умение знать название родного города, страны, ее столицу.

15.Продолжать
учить называть времена года, их особенности. Знать о взаимодействиях человека с
природой в разное время года, о значении солнца, воздуха и воды для человека,
животных и растений. Бережно относиться к природе.

1
.Образовательная дея­тельность, осуществляе­мая в процессе организа­ции
различных видов дея­тельности: игровой, ком­муникативной, познава­тельно-исследовательской,
восприятия художествен­ной литературы и фольк­лора, самообслуживания и
элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музы­кальной,
двигательной.

  1. Образовательная дея­тельность, осуществляе­мая в
    ходе режимных мо­ментов.

3.
Самостоятельная деятельность ребенка.

4.
Взаимодействие с семь­ей по реализации постав­ленных коррекционных,
образовательных, воспита­тельных задач.

Дидактические
игры:

«Из
чего сделано?»

«Что
кому»

«Не
ошибись»

«Где
это можно купить»

«Так
бывает или нет?»

«Узнай
по описанию»

«Какое
время года?»

«Назови
одним словом»

«Что
было, если бы…?»

«Так
у нас. А как у вас?»

“Что
умеет делать?”

«На
что похоже»

«Подбери
фигуру»

«Назови
и сосчитай»

«Посчитай
птичек»

«Палочки
в ряд»

«Кого
больше» «Разделим пополам»

«Найди
парную картинку».

Беседы.

Не
сформировано

В
процессе формирования

Речевое развитие

Развитие
свобод­ного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов уст­ной
речи, практи­ческое овладение нормами речи (формирование словаря, грамма­тического
строя речи, связная речь)

1.
Проводить пальчиковую гимнастику с речевым со­провождением (пальчики
поздоровались, надуваем воздушный шарик и т. д.;

2.
Организовать работу с мелким сыпучим материа­лом – чечевицей, фасолью, горохом,
орехами (перекла­дывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной
линии и т. д.);

3.
Делать артикуляцион­ный массаж лица (пальцами, щетками);

4.Обогощать
словарный запас. Формировать умение участвовать в беседе, высказывать свое
мнение.

5.
Формировать умение аргументированно и доброжелательно оценивать ответ,
высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по
набору картин.

6.
Формировать умение определяет место звука в слове. Умение подбирать к
существительному несколько прилагательных(согласованных), заменять слово
другим, сходным по значению (синонимом).

7.
Заучивать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Формировать
умение называть жанр произведения.

8.
Формировать умение драматизировать небольшие сказки, читает по ролям
стихотворение.

9.
Формировать умение называть любимого детского писателя, любимые сказки,
рассказы.

Образовательная
дея­тельность, осуществляе­мая в процессе организа­ции различных видов дея­тельности:
игровой, ком­муникативной, познава­тельно-исследовательской, восприятия
художествен­ной литературы и фольк­лора, самообслуживания и элементарного
бытового труда, конструирования, изобразительной, музы­кальной, двигательной.

Образовательная
дея­тельность, осуществляе­мая в ходе режимных мо­ментов.

Самостоятельная
дея- тельность ребенка.

3.
Взаимодействие с семь­ей по реализации постав­ленных коррекционных,
образовательных, воспита­тельных задач.

Пальчиковая
гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Игры
на развитие мелкой моторики
 (с крупой, водой,
песком, мелкими предметами).

Составление
со­общений об игро­вых умениях: со­ставление рассказов по серии создан­ных
картинок и фотографий на те­мы ролевых, теат­рализованных игр.

Заучивание
стихотворений, потешек, считалок.

Чтение
художественной литературы.

 Лото «Назови
картинку и найди гласный звук»

«Кто
найдёт десять предметов, названия которых содержат звук С» Лото «Назови
картинку и найди первый звук» «Найди фишке место» «Пройди вокруг и не
заблудись»

«Каждому
звуку свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус»

Игры
для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

«Собери
пять» «Кто как голос подаёт» «Эстафета»

«Наоборот»
«Кто больше знает» «Скажи по-другому»

«Подбери
слово»

«Первоклассник»

«Кузовок»
«Назови три предмета»

Игры
для развития грамматического строя речи

«Напишем
кукле письмо»

«Доскажи
словечко»

«Кого
я вижу, что я вижу»

«Прятки»
«Объясните, почему…» «Один и много»

 «Добавь
слова»

«Распутай
слова»

«Правильно
или нет?»

Игры
для развития связной речи
 «Отгадай-ка»

«Нарисуй
сказку»

«Фотограф»
«Чего на свете не бывает» «Как ты узнал?»

«А
я бы…».

В
процессе формирования

(Не
сформировано)

Художественно-эстетическое
развитие

Рисование;
лепка; аппликация; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному
искусству; слушание; пение; музыкально ритмические движения; развитие
танцевально-игрового творчества; игра на детских музыкальных ин­струментах.

  1. Продолжать знакомить с рассказами, историями,
    сказками, разыгрывать их содержание по ролям;
  2. Проводить работу над пониманием содержания
    литературных произведений (прозаических и стихотвор­ных), характера
    персонажей и их взаимоотношений, мо­тивов их поведения;

3.
Формировать умение узнавать песни по мелодии. Различать жанры музыкальных
произведений звучание музыкальных инструментов. Различать высокие и низкие
звуки в пределах квинты.

4.
Формировать умение петь протяжно, четко произносить слова, начинать и
заканчивать пение вместе с другими детьми, плавно, легким звуком петь в
сопровождении музыкального инструмента.

5.
Продолжать учить выполнять ритмические движения, отвечающие характеру музыки.

6.
Формировать умение самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов,
действовать, не подражая другим детям; продолжать учить играть на металлофоне
простейшие мелодии по одному и в небольших группах.

7.
Формировать умение различать произведения изобразительного искусства (живопись,
книжная графика, народное декоративно-прикладное ис-во, скульптура).

8.
Формировать умение создавать изображения предметов с натуры, по представлению.
Использовать разнообразные композиционные решения, материалы. Использовать
различные цвета, оттенки. Выполнять узоры по мотивам декоративно-прикладного
искусства.

9.
Формировать умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и
способы лепки. Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции,
позы и движения фигур. Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

10.
Формировать умение изображать предметы и создавать несложные сюжетные
композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

11.
Формировать интерес к музыке.

12.
Продолжать учить слушать на диске музыку и имитировать ее на детских
музыкальных ин­струментах.

Образовательная
дея­тельность, осуществляе­мая в процессе организа­ции различных видов дея­тельности:
игровой, ком­муникативной, познава­тельно-исследовательской, восприятия
художествен­ной литературы и фольк­лора, самообслуживания и элементарного
бытового труда, конструирования, изобразительной, музы­кальной, двигательной.

2.
Образовательная деятельность, осуществляе­мая в ходе режимных мо­ментов.

  1. Самостоятельная дея­тельность ребенка.
  2. Взаимодействие с семь­ей по реализации постав­ленных
    коррекционных, образовательных, воспита­тельных задач.-

Театрализованные
игры по мотивам литературных про­изведений, про­слушанных ребен­ком.

Игры-беседы по
телефону Игры и игровые упраж­нения – развивать круго­образные
движе­ния руки «Столбики»). Слушание детских песен из мультфильмов.
Цикл детских песен П. И. Чайковского «Мой садик», игра – упражнение «Сыг­рай
как я», «Уга­дай, что звучит?»

Дидактическая
игра
 «Узнай и дорисуй». «Так или не так».   «Дорисуй
 узор ». «Найди друзей краски ».   «Составь  натюрморт». 
«Закончи картинку». «Подготовим стол к празднику ».  «Составь пейзаж».
«Радуга ». Раскраски. 

В
процессе формирования

Не
сформировано

В
процессе формирования

Физическое развитие

Развитие
физиче­ских качеств, обогащение и накопление дви­гательного опыта; формирование
потребности в двигательной ак­тивности, физи­ческом совершен­ствовании;
сохранение и укрепление физи­ческого и психи­ческого здоровья; формирование
представлений о здоровом образе жизни; воспитание куль­турно-­гигиенических
навыков.

1.
Формировать знания о составляющих здорового образа жизни, факторах, разрушающих
здоровье, значение ежедневных физических упражнений, соблюдение режима дня.

2.
Формировать умение выполнять ходьбу и бег легко, ритмично, сохраняя правильную
осанку и темп.

3.
Формировать умение у лазать по гимнастической стенке до 2,5 м с изменением
темпа.

4.
Формировать умение прыгать на мягкое покрытие в обозначенное место, в длину с
места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не
менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.

5.
Формировать умение выполняет упражнение на статическое и динамическое
равновесие.

6.
Формировать умение перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться,
размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.

7.
Формировать умение ходить на лыжах скользящим шагом, ухаживает за лыжами. Уметь
кататься на самокате. Уметь произвольно плавать.

8.
Формировать умение участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр:
городки, бадминтон, футбол, хоккей.

1.
Образовательная дея­тельность, осуществляе­мая в процессе организа­ции
различных видов дея­тельности: игровой, коммуникативной, познава­тельно-исследовательской,
восприятия художествен­ной литературы и фольк­лора, самообслуживания и
элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музы­кальной,
двигательной.

  1. Образовательная дея­тельность, осуществляе­мая в
    ходе режимных мо­ментов.
  2. Самостоятельная дея­тельность ребенка.
  3. Взаимодействие с семь­ей по реализации постав­ленных
    коррекционных, образовательных задач.

Игры-упражнения.

Подбрось-поймай», «Зеркало»,
«Стойкий оловянный солдатик», «Зайка»,

Попади
в цель», «Передай мяч», «Подлезь и не задень», «Воздушный шарик», «Дождик»,
«Кто внимательный?», «Подскоки», «Ветер», «Колобок», «Мотоциклисты»,
«Регулировщик», «Горячая картошка», «Пожарный», «Козлик»,

«Цапля»,
«По — турецки мы сидели», «Лягушки»,

«Насос»,
«Кто дальше прыгнет? «Фантазёры»,

«Прыжки
на одной ноге»,

»
Кто больше знает движений?», «Медвежата».

В
процессе формирования

Не
сформировано

Взаимодействие с семьёй
ребёнка

Календарно-тематическое
планирование работы
 с родителями воспитанницы

Памятки

Ответственный педагог

Октябрь

1.
Результаты диагностики освоения программных знаний, умений, навыков.

2.Зачум
нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?


выставка-ярмарка «В осеннем лукошке всего по немножку»;


музыкальное развлечение «В гостях у Осени»

1.Единство
требований МБДОУ и семьи. 2.Примерный комплекс упражнений для профилактики и
коррекции начальных форм плоскостопия.

Воспитатели

Инструктор
по физкультуре

Музыкальный
руководитель

Родители

Ноябрь

1.Маршруты
выходного дня «Осень».

2.«Психологические
особенности детей 5 – 6 лет».

Творческий
проект

«Нет
милее дружка, чем родная матушка»:


изготовление подарков для мам;


праздник «День Матери»

1.«Значение
одобрения со стороны взрослого в развитии ребёнка»

2.
«Для чего нужны занятия с логопедом?»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Декабрь

1.
Маршруты выходного дня «Зима»

2.
«Советы психолога»

Конкурс
поделок к Новому году «Новогодняя космическая игрушка».

Музыкальный
праздник «Встреча Нового года»

1.
«Развивающие игры для детей 5-6лет».

2.
«Как уберечь ребёнка от травм».

Учитель
– логопед Педагог-психолог
Воспитатели

Врач

Музыкальный
руководитель

Родители

Январь

1.Результаты
промежуточного мониторинга. Достижения ребенка.

Фото
коллаж «Как мы встречали Новый год»;

«В
морозный денёк – да за сказочку» – чтение родителями народных сказок;

1.Живые
витамины для профилактики простудных заболеваний.

2.Что
и как читать ребёнку?

Воспитатели

Врач

Родители

Февраль

1.«Зачем
столько знать о звуках?»

2.
«Говорить. Так ли это просто. Физиологические механизмы речи»

«День
защитников Отечества»/наши папы;

семейная
гостиная «Мужское воспитание»;

зимний
спортивный праздник

1.Факторы,
способствующие возникновению речевых нарушений у детей.

2.
Совместные занятия физическими упражнениями детей и родителей.

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Инструктор
по ФИЗО

Родители

Март

1.«Какой
вред приносит телевизор».


праздник «Женский день»;

праздник
«Масленица. Проводы Русской зимы»;

традиции
встречи весны «Жаворонки летите – весну красную несите»

1.«Компьютер,
телевизор и здоровье ребёнка».

Педагог-психолог

Воспитатели

Музыкальный
руководитель

Родители

Апрель

1.Консультация
«Активная двигательная деятельность – физическая культура».

2.
Маршруты выходного дня «Весна».

Совместное
с детьми выполнение коллективной постройки /рисунка;

1.«Закаливающие
процедуры в процессе занятий физическими упражнениями».

2.
«Общие движения (кинезитерапия)».

Воспитатели

Инструктор
по ФИЗО

Родители

Май

1.Результаты
итогового мониторинга. Достижения ребенка.

Совместное
с родителями и ребёнком посещение памятников воинов ВОВ;

1.«Что
может игра. Речевые игры дома».

2.
«Как помочь ребёнку развивать связную речь?»

Воспитатели

Родители

Используемые на
занятиях игры и упражнения.

1.
На расширение предметного словаря
 (словаря существительных):

 «Я
знаю пять названий…»

 цель:
уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5
названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»)

 «Где
это видано, где это слыхано…»

 цель:
подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.

 «Кто
или что?» или «Живой – неживой»

 цель:
практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко»
или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от
лексической темы)

 «Волшебные
гномики – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с
помощью суффиксов – «частиц» (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник,
учительница…

 «Трудные
слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем
словосложения (самолет, самовар, снегокат, листопад…).

 «Волшебное
деревце» или «Дружная семейка» («родственные слова») – цель: практическое
усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, посадки).

 «Скажи
по-другому» – цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс).

2. На
расширение глагольного словаря:

 «Подбери
словечко» – цель: упражнять в подборе «слов-действий» (в зависимости от
лексической темы).

 «Вчера,
сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили,
живут, будут жить).«Кто кем был? А Кто кем будет?»(Лиса была лисенком. Лисенок
будет лисой или лисом).

 «Разноцветные
«слова-действия» – цель: практическое употребление приставочных глаголов
(летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).

 «Скажи
наоборот» –цель: подбор слов-антонимов (Стоит – бежит, упал – встал, плачет –
смеется…).

3.
На расширение словаря прилагательных и наречий:

 «Кто
больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или
«слов-признаков» (по лексическим темам).

 «Какой,
какая, какое, какие»–цель: согласование прилагательных с существительными с
опорой на окончание -ая, -яя, -ый, -ий…

 «Скажи
наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый –
злой, весело-грустно, далеко-близко).

 «Скажи
ласково» – цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных
(девочка, девчушка, девчоночка, девчонка).

Предлагаемые
игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника,
легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по
лексическим темам.

Оценка деятельности:

В
результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим
недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,

 Активизируется
предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;

 Закрепляются
обобщающие понятия;

 Словарь
обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста
количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;

Предполагаемый
результат – к концу обучения

• воспитанник
имеет определенный словарный запас: знает и использует в повседневной речи
существительные, обозначающие профессии – каменщик, маляр, плотник, тракторист,
комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;

 названия
техники – экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная
машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;

 прилагательные,
обозначающие признаки предметов – светлый, красный, темный, сладкий, кислый,
горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;

 наречия,
характеризующие отношение людей к труду – старательно, слаженно, умело,
бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ;

 быстро
находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова,
синонимы и антонимы;

 внимательно
слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно
выполняет поставленную задачу;

1. Консультации
для родителей.

2. Социально
– личностное развитие через сюжетно – ролевые игры
 («Дочки- матери»,
«Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные
игры
 (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи
узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо»,
«Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

3. Воспитывать
дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры:
 «Выбери
партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны».
«Добрые эльфы» и др.

4. Развивать
толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

5. Развивать
стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые
средства.

Заключительный
раздел

Ожидание
родителей
: адаптированный ребенок к социуму, сформированная готовность к
обучению к школе.

Ожидаемый
результат
: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком адаптированной
основной образовательной программы ДОУ.

Заключение
и рекомендации: сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и
воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального
сопровождения ребёнка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ    на  2019 / 2020 у.г

1. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:

  —————–                                                                          возраст:  5 лет.

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. воспитателя:

Ведущий педагог:

Учитель-дефектолог :

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед:

Учитель-дефектолог:

Учитель-логопед :

Учитель-дефектолог :

Заключение и рекомендации ТПМПК

№_______   дата  __________

Обучение, по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ЗПР. Логопедическая коррекция по преодолению ОНР з уровня.

Занятия с учителем-дефектологом направленные на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие тонкой моторики, графических умений, представлений о сенсорных эталонах.

Развитие познавательной деятельности. Формирование моторных навыков, зрительно-моторной координации, формирование произвольной регуляции, развитие пространственно-временных представлений.

Основная программа обучения/ группа

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ. Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Модель/форма образования

– совместное обучение (инклюзия);

– гр. компенсирующей направленности

– прочее.

Группа компенсирующей направленности

Цель ИОМ:

Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО,  развития и социальной адаптации.

Срок реализации ИОМ:

1 год

2. Заключение ППк МАДОУ «Детский сад №6»                                                                                                                                      СЕНТЯБРЬ 2019

2.1 Оценка особенностей развития ребенка с ОВЗ с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

 При необходимости диагностика проводится после адаптационного периода (2–3 недели после начала посещения группы)

Особенности  познавательной сферы

Интерес к играм достаточно стойкий, к учебным заданиям – ситуативный, зависит от многих внешних факторов. При восприятии предмета ориентируется на внешние, чувственно воспринимаемые признаки. Умеет пользоваться стимулирующей и наводящей помощью. Лиза способна  классифицировать знакомые предметы при организующей помощи педагога. Допускает ошибки при поиске обобщающего признака. Счетные операции в пределах пяти, количественный счет без называния итогового числа. Испытывает затруднения при сравнивании двух совокупностей. Цифры путает. Восприятие сенсорных эталонов требует дальнейшего развития. Затруднена ориентировка во времени и пространстве.

Затруднено целостное восприятие наблюдаемого объекта, восприятие фрагментарное, не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотнесение.

Особенности речевого развития

(Логопедическое заключение либо результаты наблюдения педагога  за ребенком)

Речь выступает средством общения. Лиза общается простыми фразами. Нарушены все три стороны речи. В речи наблюдаются частые аграмматизмы (ошибки при согласовании, неправильно употребляет сложные предлоги и союзные конструкции). Трудности употребления словоизменений. Активный лексический запас беден. Фонематический слух не сформирован, затрудняется в выделении первого гласного звука, задание не понимает.

Нарушено произношение следующих звуков:

– (ж) – замена

– (р-рь) – отсутствие

– (с) – автоматизация

– (л-ль) – автоматизация

– (ч) – автоматизация

– (ш) – автоматизация

Темп деятельности,

утомляемость

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Самостоятельно планировать свои действия не может. Забывает о конечном результате, отвлекается на посторонние раздражители, переключается на отвлеченные темы. Нет заинтересованности в результате своей деятельности. Темп работы неравномерный, зависит от настроения. Наблюдается тенденция к утомлению при учебной нагрузке. Наблюдается недостаточность целенаправленности деятельности.

Особенности моторного развития и графических навыков

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Мелкая моторика развита слабо. Графическое задание выполняет с допущением ошибок. Самоконтроль не осуществляет. Штриховка затруднительна, не видит границ предмета.

Особенности социально-эмоционального развития

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Наблюдается недостаток в  развитии способности к произвольному регулированию поведения. Наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Трудности освоения  образовательной программы (по образовательным областям)

Социально коммуникативное развитие

редко проявляет инициативу в мероприятиях группы, неустойчивый интерес к образовательному процессу, легко отвлекается

-общается с взрослыми по его инициативе, собственная речевая активность снижена, владеет элементарными правилами речевого этикета. При напоминании переносит их в ситуации общения со сверстниками. При напоминании взрослого использует основные речевые формы вежливого общения («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извините»). В игре со сверстником использует, в основном, ситуативно-деловые высказывания

– имеет некоторые навыки художественно-игровой деятельности: экспериментирует  с  предметами  и  игрушками,  конструирует  (из бумаги,  природного  материала  и  др.)  атрибуты  под  руководством взрослого.

– в основном доброжелательно относится к товарищам, откликается на эмоции близких людей и друзей. Может пожалеть сверстника, обнять его, помочь, умеет делиться. Не всегда управляет своими чувствами (проявлениями огорчения).  Выражает  свои  эмоции  (радость,  восторг,  удивление,  удовольствие, огорчение, обиду, грусть и др.) с помощью речи, жестов, мимики. Имеет представления о том, что хорошо и можно, а что нельзя и плохо, но  не  всегда  действует  в  соответствии  с  ними.  Может  оценивать хорошие и плохие поступки, их анализирует с помощью взрослого. Не всегда  самостоятельно  выполняет  правила  поведения  в  детском  саду, но при  напоминании взрослого соблюдает правила элементарной вежливости и проявляет отрицательное отношение к грубости, зависти, подлости и жадности. Умеет  обращаться  с  просьбой  и  благодарить,  примиряться  и извиняться. Редко бывает  инициативна в общении на познавательные темы (задает вопросы, рассуждает). Не всегда умеет договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками

– имеет  представления  о  себе  (имя,  пол,  возраст  путает),  может кратко рассказать о себе, отвечая на вопросы. Знает членов семьи. Знает  некоторые  свои  обязанности,  но  затрудняется  в  их определении  и  делает  это  при  помощи  взрослого.  При  напоминании взрослого называет  город, улицу, на которой живет с родителями. Свою страну называет лишь с помощью взрослого.

Познавательное развитие

может выполнять задания на обобщение и противопоставление, группировку, но только на основании 1 сенсорного признака. При этом затруднения в организации сенсорного восприятия связаны с недостаточным уровнем организации отдельных учебных действий (неумение слушать инструкцию взрослого, ориентироваться на правило и т.д.).

познавательные интересы мало выражены (познавательно-исследовательская деятельность осуществляется при мотивировании и организации со стороны взрослого). Имеются затруднения в осознании проблемной ситуации, ее анализе и поиске вариантов решения. Результаты познания Лиза отражает в своей продуктивной деятельности фрагментарно и только с помощью.

– владение количественным счетом ниже возрастных нормативов ( в пределах 5), в порядковом счете ошибается. Математические действия совершает в наглядном плане, требуется организация и контроль со стороны взрослого. Есть затруднения в переносе способов решения в новую ситуацию. Перестает действовать при необходимости дать мотивированный ответ и объяснить логику своих действий. Затрудняется в понимании пространственных обозначений,  знает некоторые предлоги. Но сама словесно обозначить пространственные отношения не может. Затрудняется в точном употреблении предлогов. Ориентируется в частях суток, не ориентируется в последовательности дней недели.

сформированы первичные представления о малой родине (родном городе ) и родной стране: знает название, некоторых общественных праздников и событий. Знает несколько стихов, песен о родной стране. Проявляет интерес к городским объектам, транспорту. Круг представлений о растениях и животных сужен, самостоятельно называет (3-4 примера), хотя на картинках может показать больше. Недостаточно наблюдательна, явления природы выделяет при помощи взрослого. Сравнивает хорошо знакомые объекты природы и материалов, выделяет признаки отличия с помощью, некоторые признаки сходства выделяет с помощью. Знает о сезонных изменениях в неживой природе, но недостаточно представлений о жизни растений и животных, деятельности людей. Знает и называет некоторых домашних и диких животных. Способна к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла и др.), знает некоторые обобщающие понятия: овощи, фрукты, мебель, одежда, обувь, деревья, цветы, транспорт, иногда обобщает по функциональным признакам. Кругозор требует расширения и систематизации. При подсказке и поддержке со стороны взрослого Лиза способна восполнять пробелы в общей картине мира, может устанавливать причинно-следственные связи, отражать их в продуктах детского труда и изобразительной деятельности.

Речевое развитие

– использует в речи слова обиходно-бытовой тематики, затрудняется объяснить их значение. В речи редко употребляет слова, обозначающие признаки и качества предметов, оценки состояний. С помощью взрослого использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции человека и дающие моральную оценку.

– в речи использует стандартные грамматические конструкции. Восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания при помощи взрослого не может – восстанавливает структуру фразы с ошибками. Допускает ошибки при построении сложных (сложносочиненных и сложносочиненных) предложений. Использует в речи существительные в родительном падеже с ошибочным окончанием. В речи сохраняются аграмматизмы.

– диалогическая речь находится в состоянии формирования. Умеет рассказать о своих действиях в процессе деятельности. Лиза может, благодаря вопросам взрослого, рассказать о своей деятельности. Монологическая речь страдает. Есть трудности при пересказе: несоблюдение логики, структурная неоформленность предложений. При составлении рассказов по картинкам с трудом создает замысел, высказывания строит по вопросам взрослого.  

Художественно-эстетическое развитие

проявляет стабильный интерес к музыке и испытывает потребность в общении с ней, выделяя особенно любимые виды музыкальной деятельности. Проявляет способность эмоционального сопереживания миру музыкальных образов, чувств и настроений, но иногда затрудняется в осознании их связи со средствами музыкальной выразительности. Дает (себе и другим) неточные характеристики исполнения музыки, частично используя знания о ней. Желание солировать испытывает редко, но чутко реагирует на атмосферу радости от процесса коллективного общения с музыкой

Физическое развитие

отмечается  замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Лиза  затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия. Моторика не координирована.

4. Создание специальных условий

4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы  

(перспективные задачи)

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

-расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности. расширять объем словаря существительных и глаголов, расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Упражнять в образовании и использовании в речи относительных и притяжательных прилагательных.

– формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох, развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность.

– закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности, активизировать движение речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

– совершенствовать умение различать на слух гласные звуки, закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

– сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов различной звукослоговой структуры.

Индивидуальная работа

Групповая работа

2 раза в неделю по 10-15 минут

2 раза в неделю по 20-25 минут

Учитель-дефектолог

– совершенствовать умение обследовать предметы различными способами. Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.

– развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

– развивать зрительное внимание и память  в работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) по всем изучаемым лексическим темам

-упражнять в способности к переключению внимания

– развивать концентрацию, произвольность и объем внимания

– развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или несколькими признаками (цвет, форма, размер, материал).

– тренировать в использовании знаково-символического моделирования

– формировать умение планировать разные виды познавательной деятельности

– упражнять в выполнении заданий по набору несложных, но не очень интересных действий, с доведением работы до завершения.

– формировать представления о временных отрезках (времена года, дни недели, части суток), умения ориентироваться в них

– развивать зрительно-моторную координацию

1 раз в неделю по 15 минут

5. ОСВОЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Индивидуальные планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности

Середина года

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Научится:

-владеть установкой положительного отношения к миру;

-обладать развитым воображением;

-способна к волевым усилиям;

-обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

– следовать нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Познавательное развитие

Научится:

–  ориентироваться в содержании программных эталонов по количеству, величине, форме, ориентируется в пространстве и времени;

-владеет способами познавательно–исследовательской деятельности;

-активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

– владеть культурными способами действия;

– положительной установки в отношении к миру.

Речевое развитие

Научится:

–  участвовать в беседе;

– аргументировать и доброжелательно оценивать ответ;

– составлять  по образцу рассказы по сюжетной картинке;

-определять место звука в слове;

– владеть устной речью;

–  использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

– владеть  речевым высказыванием;

– присутствуют предпосылки грамотности;

Художественно-эстетическое развитие

Научиться:

– проявлять любознательность к музыке,

– владеть культурными способами деятельности;

-проявлять интерес к двигательной активности, ритмическому творчеству;

– обладать начальными сведениями об оркестре и его инструментах;

-в рисовании-   научится владеть культурными способами выполнения деятельности;

-в лепке – обладать развитым воображением;

-в аппликации –  развита крупная и мелкая моторика, изобразительные умения;

– познакомится  с различными видами изобразительной деятельности, проявляет интерес и творческую инициативу

Физическое развитие

Научится:

-владеть основными движениями;

-проявлять инициативу и самостоятельность в спортивных видах деятельности;

-пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий;

– способна к волевым усилиям;

*Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 – планируемые результаты не достигнуты;

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.

6. Коррекционно-развивающая  помощь:

Педагоги, осуществляющие коррекционно-развивающую работу

Индивидуальные планируемые результаты

Результативность

Исполнители

Середина года

Конец года

учитель-дефектолог

Научиться:

– обследовать предметы различными способами.

– группировать и классифицировать предметы по одному или несколькими признаками (цвет, форма, размер, материал).

–  использовать  знаково-символическое моделирование

–  планировать разные виды познавательной деятельности

– сравнивать две группы предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара.

– получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества.

-сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Уравнивать группы предметов, сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше.

– составлять группы предметов по цвету, величине, форме;

 сравнивать предметы, используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине;

 составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

– увеличится объем  слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков.

–  сформируется зрительное внимание и память  при работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) по всем изучаемым лексическим темам

– способна  к переключению внимания

– увеличится  концентрация, произвольность и объем внимания

.

Учитель-дефектолог

Индивидуальная/

групповая коррекционная работа.

учитель-логопед

Научится:

– владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

-выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.

-образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

-согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

– составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

-различать  гласные и согласные звуки, и  их отличительные признаки.  

-различать на слух гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданные гласные и согласные звуки.

Учитель-логопед

Индивидуальная/

групповая коррекционная работа.

7.Работа с родителями

Направленность

Планируемые результаты на период

Исполнитель

Формы работы

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка.

Повысить осведомлённость родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка.

Учитель-дефектолог

Индивидуальные консультации родителей (регулярно).

Индивидуальное консультирование по темам:

«Реализация ИОМ  в домашних условиях».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации ИОМ, единства требований к воспитаннику  в семье и в образовательной организации.

Тесное взаимодействие с родителями в процессе разработки ИОМ, обучения ребёнка, создания коррекционно-развивающей среды.

Учитель-дефектолог Педагоги группы

Участие родителей в разработке ИОМ;

Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях, выбор единых подходов и приёмов работы.

Организация регулярного обмена инф-ей о ребёнке, о ходе реализации ИОМ и результатах её освоения

Регулярный обмен информацией о ребёнке, о ходе реализации ИОМ и результатах её освоения

Учитель-дефектолог

Педагоги группы

Информирование электронными средствами, личные встречи, беседы.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Участие родителей в мастер-классах, экскурсиях, спартакиадах, в открытых просмотрах.  

Педагоги группы

Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий группы.

Дата составления ИОМ: __________________________________________

Председатель ППк:_________________________________________________

Воспитатели группы:_____________________________________________________

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:

Учитель-логопед: _________________________________________________________

Учитель-дефектолог:_______________________________________________________

          С индивидуальным образовательным маршрутом помощи моему ребенку ознакомлен и согласен принимать необходимое участие в ее реализации

                 (ФИО родителя / законного представителя) ___________________________________________________                             «___» _______20___г.

АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на конец учебного года):

Анализ эффективности планируемых результатов освоения образовательных  областей:

Анализ оценки достижения планируемых результатов по области «Познание» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области  «Речевое развитие»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области  «Социально коммуникативное развитие» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области «Физическое развитие»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ППк МАДОУ «Детский сад №6»:

На момент окончания действия  ИОМ у ребенка наблюдается   _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий