Как составить индивидуальный маршрут для ученика

Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).

Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.

При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.

Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?

Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:

  • Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
  • Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
  • Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
  • Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.

ИОМ в школе и на семейном обучении

Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).

Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут

Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.

Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.

Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.

В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.

Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.

Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут

Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.

Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.

Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».

Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.

По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.

Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты

Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.

Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты

Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.

На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.

Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.

Программы для тех, кто часто в разъездах

Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.

В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.

ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам

Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.

Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.

ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.

Маршрут для закрытия академической задолженности

Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.

ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями

Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.

Подводим итоги

  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.

  • Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.

  • Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
  • Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.

Редакция

Халимон М.Н., педагог-психолог

Индивидуальный образовательный маршрут

Мы ничему не можем научить человека.

 Мы можем только помочь ему открыть это в себе. 

Галилео Галилей

На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации учительского труда: от ориентации «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности». Очевидно, что полноценная творческая деятельность учащегося может быть организована только учителем, который способен понять, принять и правильно реализовать теоретические идеи личностно-ориентированного обучения.

Следовательно, узловым вопросом работы школы является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика.

Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:

  1. Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
  2. Выбор индивидуального образовательного маршрута.

Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:

  1. открытость обязательных результатов обучения;
  2. возможность выбора учащимися уровня сложности;
  3. целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
  4. организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
  5. обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
  6. создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:

  •  содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
  • деятельностным (специальные педагогические технологии),
  • процессуальным (организационный аспект).

и определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
– 
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
– 
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
– 
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
– 
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
– 
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:

  • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

– результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

  • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
  • создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
  • сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
  • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;

Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.

При этом рекомендуется:

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  2. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  3. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  4. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

ИОМ ученика 2 класса (ФИО)

Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”. 

http://pedsovet.su/_pu/62/51228529.png

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). 

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

http://pedsovet.su/_pu/62/00062257.png

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки. 

Методические
рекомендации

 по
разработке индивидуальных маршрутов для учащихся

начальной
школы.

             
  Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение
школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и творческих способностей.
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства
управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. Сегодня
в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся
в поиске новых подходов, форм, средств  обучения.

             Одним из важных вопросов является формирование
учебной мотивации. Ведь мотив – один из важных источников деятельности, а одним
из показателей развития личности учащегося является его уровень 
сформированности  учебной мотивации. Именно младший школьный возраст наиболее
благоприятный для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный
труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.

           Направленность образования на личность учащихся влияет
на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель уже 
не передает знания, умения и навыки, а проектирует личностное развитие каждого
ребенка. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по
их  собственным (разным) траекториям.

Обратившись к
педагогической литературе, я узнала, что понятие «индивидуальная
образовательная траектория» обладает широким значением и предполагает несколько
направлений реализации:

а) содержательный (вариативные учебные планы и образовательные
программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

б)   деятельностный (специальные педагогические технологии);

в)  процессуальный (организационный аспект).

Таким образом,
индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального
образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный
способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Обеспечение в школе реализации
индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения
проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла
жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с
позиции ученика. Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует
право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс
ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность. Таким образом, перед
учеником, родителями и педагогом открываются перспективы, способствующие
развитию личности ребенка.

                      Перспективы,
открывающиеся перед учащимися:

-уменьшается ежедневная
нагрузка в разрезе домашних заданий;

-даётся возможность каждому
ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и
внимания всего класса;

-формируется умение применять
знания в нестандартных ситуациях,  самостоятельно делать правильный выбор;

-формируется правильная
самооценка.

Перспективы,
открывающиеся перед родителем:

-принимает активное участие в
образовательном процессе;                     

-даёт возможность определить
границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по
предмету);

-повышается уровень 
контроля  над учебными достижениями своего ребёнка.

Перспективы,
открывающиеся перед педагогом:

-освобождается время для
других форм уроков;

-осваиваются новые формы
уроков: презентации, мастерские, консультации;

– появляется возможность
оказать индивидуальную помощь учащимся.

                                    Определение 
понятия ИОМ.

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ,
но общая  суть сводится к следующему: индивидуальный образовательный маршрут
это индивидуальная программа,  рассчитанная  на конкретного школьника и
преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.
Другими словами, ИОМ– это путь  или способ реализации личностного
потенциала ребенка, развитие его  способностей по индивидуальному плану
(маршруту). При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные
особенности учащегося. А именно: 

-образовательная база  ( знания, которыми ученик владеет);

-психическое и физическое состояние ученика;

-возраст;

социальный аспект (пожелания родителей).

                  Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика  внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная
задача таких маршрутов-профильная направленность. В пояснительной записке
Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик
может составить индивидуальный план обучения. Обязательными являются 6
предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история,
ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной
будущей  профессии.  Предлагаются шесть направлений:

-естественнонаучное,

-технологическое,

-гуманитарное,

-социально-экономическое,

-универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет
выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей
профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов. Полный
переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021год.

В настоящее время методику ИОМ используют в школах в следующих
целях:

– для  отстающих учеников-восполнить пробелы в знаниях по
определенной теме;

– помочь в обучении  детям с ослабленным  здоровьем  (быстрой утомляемостью,

сниженной способностью);

– для слабоуспевающих- такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой
мотивацией, для

тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно
сформировать свою  учебную

деятельность и т.д.);

-для одаренных учащихся с индивидуальными  особенностями характера

(гиперактивность,  повышенная эмоциональность, трудности в общении
и т.д.);

-для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ – коррекция несоответствия  между
уровнем, который

задают нормы образовательной программы и личностными особенностями
ребенка.

Примерный алгоритм введения ИОМ.

Универсального способа индивидуального маршрута на сегодня не
существует. Есть

общие рекомендации, которые  могут помочь ориентироваться. Вот
приблизительные

этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап.

Учитель организует  беседу с детьми и
родителями, в ходе которой объясняет суть,

цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе
ученик фиксирует, что

он должен знать и уметь к концу прохождения программы.

2. Диагностика и выбор методов.

                 Учитель (совместно с психологом) проводит  ряд
тестов с целью определить

личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить
особенности нервной

системы, определить, какой  вид деятельности будет более
результативным для ребенка,

выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность
работать в коллективе,

недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность
сосредоточиться  в

классе, пробелы по прошлым темам). То есть на данном этапе
фиксируется, что ученик

может и хочет  узнать в рамках данного предмета и что ему может
помочь/ помешать в

этом.

3.Определение целей и задач ИОМ.

                        Для учащихся начальных классов цели и
задачи определяет учитель. Это

может быть кратковременная цель ( например, «Ликвидация пробелов
по теме «Сложение

столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и
для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой
литературный талант).

4. Составление ИОМ.

Теперь  важен вопрос: « Как я буду двигаться к выполнению цели?».

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь.способы
реализации,  источники

получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ
контроля и итоговые

результаты.

6.Итоговый этап.

                После завершения прохождения учеником ИОМ
обязательно проводится

итоговая аттестация ( тестирование, контрольная, устный опрос,
доклад, презентация,

проект и  т. д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и
уровень его умений и

навыков, но определить, насколько успешным было прохождение ИОМ,
уложился ли он в

срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо
доработать.

             Какие можно предложить формы организации деятельности
ученика во время

прохождения  индивидуального маршрута:

-занятия в классе,

-групповые занятия,

-самостоятельное изучение материала,

-домашняя самостоятельная работа.

Примерная схема составления тематического планирования 
индивидуального

маршрута:

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма организации

деятельности ученика

Примечание

Примерные формы диагностики образовательных результатов:

маршрутные листы (своеобразный путеводитель, позволяющим
ориентироваться в

открытой вариативной предметной среде);

дневник самооценки (средство, позволяющее  ученику
фиксировать свой

образовательный маршрут и возможности презентации своих
достижений);

портфолио (персональная папка, в которую ученик собирает
материал,

демонстрирующий достижения в учебной и образовательной
деятельности);

листы наблюдений (отражают динамику умений и навыков с 1
класса);

-маршрутная карта  (умение самостоятельно
организовывать выполнение учебного

задания).

листы предметных достижений

II.
Предлагаю примерный образовательный маршрут.

Для его составления  необходимо составить  программу, в которой
указать следующее:

Цель программы:

-ликвидация
пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку;


создание условий для успешного индивидуального развития ребенка

Задачи программы:

— создание
ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;


пробуждение природной любознательности;

— создание
максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к
слабому ученику


вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение
потребностей:

Учащихся:

Получение
знаний за курс —– класса

Выбор форм
получения знаний.

Родителей:

В создании
наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В
стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Педагогические технологии, используемые
при работе:


индивидуализация образовательного процесса;

– обучение
навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;


диалоговая форма обучения;

– игровые
формы;

– памятки,
карточки, творческие задании


вовлечение в групповую работу


вовлечение в проектную деятельность

Формы
контроля:

– устные и
письменные опросы;


самостоятельные и проверочные работы;


предметные тесты;


собеседования;


контрольные работы.

Принципы
построения
–  приоритет индивидуальности, самобытности,
самооценки

ребенка.

Принципы реализации  – создание условий для реализации индивидуальных

особенностей и возможностей личности; – выстраивания ребенком
совместно с

взрослыми индивидуального пути развития.

Индивидуально – образовательный маршрут

Ученика (     )  ____ класса ____за
——-четверть

учитель: _________________________________

Цель: ликвидация
пробелов по предмету __________русскому языку_____________

Тема

Задания,

Способы

работы

Сроки

Формы
занятия

Формы
контроля

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
дательном падеже

Тест,

 карточка

02.12

индивидуальная

Тест
карточка

Творительный падеж

Правило, работа по схеме

04.12

классная

Опрос по
правилу

Предложный падеж

Правило, работа по схеме

08.12

классная

Опрос по
правилу

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Игровое упражнение

10.12

индивидуальная

Опрос

Результаты
с тренажером по электронному приложению к учебнику

Классный
руководитель _______________________________________________

Законные
представители(родители)_____________________________________

Карта
индивидуального образовательного маршрута развития

Ученика
(     )  ____ класса ____за ——-четверть

учитель:
_________________________________

Предмет: исследовательская
деятельность

Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы,
целеполагание

Собеседование с учителем

сентябрь

2. Формулирование проблемы,
целеполагание

Консультация совместно с родителями

октябрь

3. Изучение методов, приёмов, способов
деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе
освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, 
реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и
приёмов оформления собственного продукта деятельности.

Выполнение индивидуальных заданий с
использованием освоенных приёмов и т.п.

Ноябрь-декабрь

4. Изучение истории вопроса,
теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по
проблеме исследования

февраль

5. Выявление возможных путей решения
проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем

февраль

6. Работа с фактическим материалом
(наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с
их последующим обсуждением.

март

7. Анализ, классификация и
систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

Март-апрель

7. Анализ, классификация и
систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

Март-апрель

7. Обобщение, выводы

апрель

8. Предъявление и/или защита продукта
исследовательской деятельности

Статья, доклад, реферат и т.п.

май

Классный
руководитель _______________________________________________

Законные
представители(родители)_____________________________________

Карта
индивидуального образовательного маршрута для одаренного ученика.

Ученика
(цы)  ____ класса ____за _________четверть

учитель:
_________________________________

Дата

Цели и задачи

Вид работы

Форма контроля

Достижения

Самооценка

Сентябрь

Развитие навыков исследовательской
деятельности в изучении истории Кузнецкого края, умение создавать
презентации, писать сообщения по заданной теме.

1.Занятие в кружке «Кузбасс-край
родной»

2.Создание презентации на тему: «
Кузнецкая крепость»

1.Участие в конкурсе кружка.

2.Презентация в классе.

1.Занял 2-е место.

2.Сдал презентацию.

Октябрь

1.Посещение дополнительных занятий.

2.Учаастие в предметной неделе.

3.Участие в конкурсе рисунков « История
моего края».

1.Выполнение творческого задания.

2.Сочинение.

3.Создание проекта по теме.

1.Оценивание творческого задания на
«отлично».

2.3-е место в конкурсе сочинений.

3.Грамота за успешное участие в
предметной неделе.

Классный
руководитель _______________________________________________

Законные
представители(родители)_____________________________________

Дневник самооценки ученика (ежедневное
оценивание своей деятельности).

Моя
деятельность

Моя
оценка

Оценка
учителя

Лист
предметных  и метапредметных достижений

                     ученика  2 ___ класса

Классный руководитель________________________________________________

Предметные
результаты

1
полугодие

2
полугодие

За 
учебный год

Русский язык

Согласные
и гласные звуки

Сочетание

жи, ши,
ча , ща, чу, щучк, чн, чт,щн

Безударные
гласные в корне слова

Буквы Ы,
И после Ц

Перенос
слов

Правописание
Ь знака

Имена
собственные

Оформление
предложений

Постановка
ударения

Умение
делить слова на слоги

 Строить
графическую модель слова (звуковую)

Части
речи

Выделение
основы предложения

 Выделение 
орфограмм

 Запись 
текста  под диктовку

 Списывание 
с печатного  текста

Математика

Читать и
записывать числа

 до 100

Нахождение
периметра многоугольника

Сравнение 
чисел

Сложение 
чисел с переходом через десяток

Вычитание 
чисел с переходом через десяток

Решение
простых задач

Решение
простых уравнений

Именованные
числа

(единицы
измерения)

Решение 
числовых выражений

Решение
задач в два действия

Сложение
в столбик

Вычитание
в столбик

Табличное
умножение и деление

Литературное чтение

Осмысленное
правильное чтение

Темп
чтения 

Чтение
наизусть

Понимание
текста. Ответы на вопросы текста

Пересказ
текста

Составление
своего рассказа

Окружающий мир

Название
нашей планеты, родной страны и  столицы. Государственная  символика России.

Основные
свойства воздуха, воды

Устанавливать
связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Условия,
необходимые для жизни живых организмов

Основные
правила поведения

Правила
укрепления здоровья

Умение
определять признаки различных объектов природы (цвет, форма, размер)

Различать
объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы. Приводить примеры

Различать части растений

Классификация животных

Общеучебные навыки

Умение работать по инструкции учителя

Умение спланировать свою деятельность

Умение обосновывать оценку своей деятельности

Сформированность ценностного отношения

Общественная активность

Отношение к учебе

Отношение  к труду

Отношение к людям

Оценивается
по пятибальной системе.

III. Заключение.

Результаты
реализации технологии образовательных маршрутов для учащихся

   дают
положительные результаты, о чем свидетельствует  личностный рост каждого

  
учащегося,  индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания,
увеличение

числа
учащихся, принимающих участие  в исследовательской  и творческой

деятельности.
От  учащегося требуется владение  умениями  ориентироваться в

информационных
потоках,самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Востребованы
такие качества личности, как универсальность мышления, динамизм,

мобильность.
Качественное образование ориентированное  на компетенцию человека,

позволяет
целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить учение на

разных
уровнях и с использованием различных сспосообов, опираться на способности 

и
склонности учащихся, удовлетворить образовательные потребности учеников, дать

им
возможность  выбрать свою траекторию развития и более глубоко изучить учебный

материал
по избранному направлению. Внедрение ИОМ эффективно сказывается на

учебном
процессе  и развитии личности учащегося. Мы хотим, чтобы наши ученики

были
людьми думающими, развивали свой нравственный потенциал, могли

осуществить
обдуманный выбор дальнейшего жизненного и образовательного

маршрута.

 Поэтому   
образовательные программы направлены на формирование  личности

образованной,
нравственной, активно-творческой, инициативной, ответственной,

ориентированной
на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной

самостоятельно
добывать и применять знания,  умеющей жить и правильно действовать

в
изменяющихся жизненных ситуациях,  готовой  к дальнейшему образованию.

IV.Источники
информации:

1.Собина
Т.А.» Индивидуальная образовательная траектория- образовательная

программа
ученика».

2.
«Индивидульная  образовательная траектория ученика» / Начальная школа-2009г.-

№12/

3.Гаязова
А.С. «Индивидуальные траектории образования личности»

4.Блинова
И.В. «Индивидуально-образовательный маршрут младшего школьника».

5.Крылова
Н.Б. «Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения».

Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы

Пояснительная записка

Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества – одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху “информационной цивилизации” актуальность решения этой задачи возрастает. Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция, как совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности, внеурочную работу по предметам, занятия общественной деятельностью, а так же занятия активными видами спорта. Данный ИОМ составлен для обучающегося 3 класса Осино-Гайского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ (на 1 полугодие 2015-2016 учебного года) имеющего высокий уровень мотивации к обучению на фоне низкого уровня самооценки, психологической травмы, вызванной событиями на юго-востоке Украины (Луганская область) переездом на другое место жительства. Возникли трудности и с усвоением программы. Так как первые 2 года мальчик обучался по другой программе. Значительно отличается содержание программы по математике. Открытый характер, любознательность, активная жизненная позиция позволила ученику быстро подружиться с одноклассниками, которые имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут, построенный по просьбе матери, совместно с учеником.

Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..

Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;

  • дальнейшее успешное освоение программного материала;

  • поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

  • углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;

  • обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;

  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.

Этапы реализации

этап

сроки

направления

результаты

I .Диагностический

Цель –

углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния.

Сентябрь-октябрь

1. Входная диагностика

2. исследования эмоционально-личностной сферы

3. диагностика межличностных отношений

4. диагностика психологического здоровья

Создание:

«Интеллектуального портрета ученика»,

«Карты способностей и интересов»

– банка творческих способностей ученика;

– банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

– рекомендаций по работе с учеником;

– портфолио

II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

октябрь

1.прогнозирование;

2.проектирование;

3.конструирование;

Создание:

– индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

– «Я составляю программу образовательной деятельности»

– индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа

1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии

2).Разработка программы здоровьесбережения

1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки

составление программы здоровьесбережения;

3).Интеграция с другими специалистами

в течении года

1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей

2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня

3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования

4.Создание системы стимулов и поощрений

Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов

III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка

апрель-май

показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа

Планируемый результат реализации программы

  1. Воспитание личности

  • здоровой духовно-нравственно и социально;

  • способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;

  • владеющей средствами и способами исследовательского труда;

  • способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

  • обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

  • руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.

3. Овладение навыками самостоятельной работы.

4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Круг методов и технологий образовательной деятельности

Качество личности

 Характеристика качества личности

 Методы и формы

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность. Защита

Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах.

2.Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи).

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

4.Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.Высокая концентрация внимания

Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания

связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.Отличная память

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

7.Способность к оценке

Производное критического мышления.

Задание по анализу своей и чужой деятельности.

8.Широта интересов. Самообразование.

Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство)

Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам

Индивидуальный образовательный план

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )

Дата рождения

11.12.2006

Любимое занятие в свободное

время

Чтение книг

Мой любимый учебный предмет

Литературное чтение

Мои учебные достижения

Отличные успехи в усвоении программного материала по литературному чтению; победа на школьной олимпиаде по литературному чтению, участие во всероссийском литературном конкурсе.

Мои сильные стороны

Целеустремленность, работоспособность.

Мои слабые стороны

Неорганизованность во времени,

Мои увлечения

Люблю сочинять стихи .

Чем отличаюсь от своих

сверстников

Разносторонность интересов. Умею давать точные ответы на вопросы

Что умею делать хорошо

Думаю, что сочинять стихи

Сфера профессиональных

интересов

Поэт или писатель

Сфера моих жизненных интересов

(какое место хочу занять в

обществе)

Написать много хороших стихов ,издать книгу, стать известным

Что мне в себе нравится

Что мне в себе не нравится

На кого хочу быть похожим (-ей)

Работоспособность. Быстрота мышления.

Не всегда хватает терпения, чтобы довести дело до конца

Ни на кого

2. Мои цели и задачи

2.1 Мои перспективные жизненные цели

1) Кем хочу стать, какую получить

профессию

писателем

2) Каким (-ой) хочу стать

(перечисляются качества, которые

бы хотел иметь ученик как член

общества, как труженик,

гражданин, семьянин)

Высокообразованным специалистом, Хочу прославить Тамбовский край. Быть патриотом своей Родины, своего края. Хочу чтобы у меня была большая дружная семья.

2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

1) Что хочу узнать о себе (задачи

на самопознание)

Сравнить свои знания и знания сверстников из других регионов страны, школы, района.

2) Задачи в обучении

Иметь хорошие знания по всем учебным предметам

– По каким предметам повысить

свои достижения

английский язык, математика.

– Какие дополнительные области

знаний изучать

Зарубежная литература.

– Какие учебные умения и навыки

развивать

и на основе полученных знаний самостоятельно

оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-

популярных статьях; использовать новые информационные технологии для

поиска, обработки и предъявления информации по географии в компьютерных

базах данных и сетях (сети Интернет);

3) Задачи в практической

деятельности

Приводить примеры практического применения полученных на уроках знаний.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе

использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств

радио- и телекоммуникационной

4) Задачи по формированию

конкретных качеств, необходимых

для достижения перспективной

цели

Исправить итоговые оценки по русскому языку, математике, английскому языку.

3. Мои планы

3.1 Предполагаемое направление

(профиль) образования в старшей

школе

3.2 Планируемый уровень

профессионального образования

после окончания школы

3.3 Профессия, которая меня

интересует

Гуманитарный

Литературный унуверситет

Писатель

4. Моя программа действий

4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей

углубленном уровне

1) В чем (где, в каких сферах себя

попробую)

участие в олимпиадах, различного уровня конкурсах, научно-практических конференциях

2) Где, с кем проконсультируюсь

друзья, мама, бабушка, библиотекарь

3) К кому обращусь за советом

Преподаватели по предмету.

4.2 Обучение

1) Изучению каких предметов

уделить больше внимания

Английский язык, математика.

2) Какие предметы изучать на углубленном уровне

Английский язык.

4.3 Дополнительное образование

1) По каким дополнительным

образовательным программам

буду заниматься

Занимательная грамматика

2) Какую дополнительную литературу буду изучать

Зарубежную.

3) В каких проектах буду

участвовать

«Проба пера». « Стихи на тему…»

4) В каких олимпиадах и

конкурсах буду участвовать

«Русский медвежонок»

4.4. Участие в общественной деятельности

1) В каких делах буду участвовать

в школе и классе

Самоуправление

2) В каких буду участвовать вне школы

Тимуровский отряд «Вместе»

4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных

планов качества:

1) На учебных занятиях

Техника работы с программами для создания презентаций.

2) Во внеучебное время

Международные фестивали и конкурсы.

3) В семье

Изучение дополнительной литературы

4) В общении с учащимися

5) в практической деятельности,

общественных делах

Работа в парах, группах.

Участие в работе научно-исследовательского общества «Поиск»

4.6. Кто и в чем мне может помочь

1) Учителя

2) Родители

3) Друзья

4)Работа с психологом

5) Другие специалисты

Расписание учащегося на неделю

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Посещение уроков (8.30 – 12.45)

Занятия в кружке «Занимательная грамматика»

(14.00 – 14.30)

Доп. занятия по английскому языку

(14.30 – 15.10)

Занятия в кружке «Занимательная грамматика»

(14.30 – 15.30)

Доп. занятия по англ. яз.

(14.30.-15.10)

Занятия в кружке «Занимательная грамматика»

(14.30 – 15.30)

Доп. занятия по математике (11.10-11.50)

Посещение храма

Работа в библиотеке по списку рекомендован-ной литературы

(15.40 – 16.20

Индивидуальные

консультации

учителя ПО МАТЕМАТИКЕ

(15.00-16.00)

Индивидуальные

консультации

психолога

(16.30 – 17.00)

Индивидуальные

консультации

учителя ПО МАТЕМАТИКЕ

(15.00-16.00)

Занятия в тимуровском отряде.

(13.00-14.00)

ДЮСШ. Волейбол(1500-16.00)

ДЮСШ. Волейбол

(15.00-17.00)

ДЮСШ. Волейбол(15-17)

Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК по расписанию

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения (корректировка)

Иванова Ярослава Вячеславовича

ученика 3 класса Осино-Гайского филиала МБОУ2- Гавриловской СОШ

на 2015-2016 учебный год (1 полугодие)

Учебный

элемент

Тема направления занятий

ФИО учителя

Кол-во

часов

Форма

отчета

Подпись

преподавателей

УЭ 1

1. Действия с многозначными числами (сложение, деление)

Свиридова Т.С.

4

тестирование

УЭ

УЭ 2

2.Деление многозначного числа на однозначное

Свиридова Т.С.

5

Работа в парах, в группе

УЭ 3

3.Умножение многозначного числа на однозначное

Свиридова Т.С.

4

Проверочная работа

ПГ

УЭ 4

4. Действия с именованными числами

Свиридова Т.С.

3

Олимпиада

УЭ 5

5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке.

Королёва Т.А.

4

Проверочная работа

УЭ 6

6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке

Королёва Т.А.

4

Кроссворд

УЭ 7

7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин

Королёва Т.А.

4

«Бенефис»

Итого

28

Кл. рук-ль: ______________/___________ /

Ученик: ________________/____________/

Родитель: _________________/___________/

2. Лист индивидуального образовательного маршрута

Иванова Ярослава Вячеславовича

ученика 3 класса Осино-Гайского филиала МБОУ2- Гавриловской СОШ

на 2015-2016 учебный год (1 полугодие)

Рефлексия

Психолого-педагогическая поддержка, кураторство

Диагности-

ка, анализ.

Знаю-умею-достиг
1. Умею:

слушать и слышать; понимать и принимать учебную задачу;

планировать свою работу; высказывать суждения;

четко формулировать свою мысль;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

имею хороший уровень знаний по окружающему миру, красивый каллиграфический почерк. 
2.Особый интересвызывает проблема отношения окружающих к людям – инвалидам. 
3. Изучил различные стихотворные размеры

Мои результаты:

больше не боюсь отвечать в классе на уроке;

сумел преодолеть страх перед уроком русского языка, понял необходимость орфографически-правильного письма, исправил оценку «удов» на «хор.»,

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная. 
Задачи куратора: 
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося, разнообразие форм публичных выступлений.
2. Составить ИОМ с учетом интересов ребенка. 

3 Способствовать повышению уровня самооценки.
4. Развивать навыки исследовательской деятельности. 
5. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

6 Организация доп. корректирующих занятий по математике, английскому языку.

Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь 
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области социальных отношений.
2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 

3. Выйти на краевой уровень на конкурсе чтецов.

4 Принять участие в краевом «Марафоне занковцев».

1. Работа в НИО учащихся начальной школы «Школа творческого мышления». 
2. Решение логических и занимательных задач в рамках занятий “Умники и умницы». 
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам.

Организация

Мои шаги в достижении цели 
– чтение дополнительной научной литературы по , 
– занятие кружке «Занимательная грамматика»”, 

в Тимуровском отряде «Вместе»,

– работа над проектом «Мы все такие разные»,

– изучение материалов интернета,
– участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Входная диагностика.!)Отслеживание уровня развития творческой личности по методикам Векслера, Равенна.

2)Экспресс-диагностика эмоционального состояния МЭДИС.

3)Психологичес-кий тренинг выявления одаренности по Ю.Д. Бабаевой.

4)Педагогичес-кая диагностика в форме мониторинга развития «Интеллектуальный портрет», «Карта интересов»

Участие в проекте «Проба пера». Стихи и рассказы, посвященные своим бабушка и дедушкам.

Решение заниматель-

ных задач.

Участие в

проекте «Стихи на тему..»

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок

4 декабря – Олимпиада по русскому языку «Пишем правильно»

Постановка цели и задач.

23 октября – международный конкурс «100 великих. Поэты и писатели»

12 ноября – Марафон знаний. Матема-тика.

Конкурс «Письмо Деду Морозу» (англ. яз.)

Составление ИОМ.

Решение комбинаторных задач.

1 октября – Конкурс «Занимате-льная математи-ка»

24 ноября – Конкурс «Математика в терминах»

10 декабря – Конкурс игра по математике «Слон»

11 сентября – международный игра-конкурс «Заморочки русского языка»

Занятия в тимуровском отряде.

Кружок «Умники и умницы»

Презентация проекта «Санкт-Петербург. Музеи и выставочные залы».

Клуб «Память».

Домашнее сочинение «Когда мои друзья со мной!»

– консультации куратора, 
– занятия ДЮСШ

Мониторинг и анализ

Работа по данному маршруту должна способствовать развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей обучающегося, повышению уровня самооценки, самоутверждению в коллективе, вызвать интерес к математике, что, в свою очередь позволит достичь хороших успехов в учебной деятельности. 

Родители ознакомлены: ________________________________ Учитель:______________________________________________

.

Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.

Учитель: ___________________________

Ученик: ____________________________

Родители (законные представители): _______________________________

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему. Читать далее >>>

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”. Смотреть пример >>>

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Фото 2

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки. 

Добавить комментарий