Как составить индивидуальный план для ученика

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.

Что такое индивидуальный учебный план

Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.

Кто может перейти

На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:

  • школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
  • школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
  • детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • детей с ограничениями по состоянию здоровья;
  • школьников с академической задолженностью.

Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.

От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
  • дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
  • дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.

Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.

Как составить индивидуальный учебный план

Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.

Обязательные пункты ИУП:

  • в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
  • включают дополнительные предметы на базовом уровне;
  • включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
  • учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.

Общий алгоритм, как сделать учебный план:

  1. Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
  2. Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
  3. Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  4. Изучить образовательную программу школы.
  5. Составить ИУП на основе этих данных.

Образец индивидуального учебного плана учащегося

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

Особенности при ликвидации академической задолженности

Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.

Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.

Образец бланка заявления на перевод

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.

Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.

Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.

Образец приказа

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.

Заключение

Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».

Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.

Скачать бланк заявления на перевод на ИУП

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Существует мнение, что школьное образование исключает возможность персональной «настройки» обучения, но в реальности существуют опции, благодаря которым учебный процесс можно подстроить под конкретного ученика. Подробнее разбираемся в вопросе вместе с редакцией ИнтернетУрока.

Что такое индивидуальный учебный план?

Индивидуальный учебный план (или сокращённо ИУП) — программа, которую школа составляет для ребёнка на основе его потребностей и которая содержит список предметов, последовательность их изучения, пожелания родителей или ученика к обучению. В индивидуальном учебном плане могут прописываться различные детали: от углублённого изучения предметов, перезачёта дисциплин, дополнительных предметов до занятий с тьютором — главное, чтобы программа оставалась в рамках ФГОС.

Право на обучение по индивидуальному плану есть у разных категорий школьников: оно может быть основано на более быстром или медленном освоении учеником программы, длительном лечении, при котором невозможно придерживаться общего расписания, невозможности посещать школу по причине профессиональных занятий спортом или творческой деятельности.

Какие особенности есть у ИУП?

Важно понимать, что индивидуальный учебный план — это не программа, составленная под ребёнка с нуля. ИУП базируется на стандартном учебном плане, который есть у каждой школы.

В ИУП указывают:

  • список изучаемых предметов, их последовательность;
  • сложность программы;
  • причину перехода ребёнка на ИУП;
  • формы аттестации;
  • пожелания родителей и обучающегося к учебному плану.

Основания для перехода на ИУП

Есть категории детей, которые могут учиться по индивидуальному плану, — они определяются законом и локальными актами школы.

1. Желание учиться в другом темпе. Например, если ребёнок хочет и может осваивать программу быстрее, то с учётом этого пожелания можно составить ИУП. Принцип работает и в обратную сторону: если ребёнку нужен более размеренный темп обучения, это можно учесть в индивидуальном плане.

2. Наличие академической задолженности. В этом случае ИУП содержит занятия, которые помогут ребёнку наверстать программу и успешно сдать экзамены.

3. Состояние здоровья. В этом случае он учится в больнице или дома, а ИУП составляется с учётом этих условий и состояния здоровья ребёнка.

4. Трудности с освоением программы или адаптацией к школе. В таких случаях в программу встраиваются занятия с наставником или педагогом-психологом, часы по самоопределению и развитию потенциала ребёнка.

5. Плотное расписание, из-за которого не получается посещать школу. Есть дети, которые часто переезжают, профессионально занимаются спортом, музыкой или искусством. В этих случаях также необходим ИУП, чтобы адаптировать обучение под насыщенный график.

Важно! Если для вас важно персональное обучение, то придётся найти школу, в которой локальными актами предусмотрен переход на ИУП. Без них индивидуальный учебный план будет возможен только при наличии академической задолженности, а в программу получится включить только меры компенсации по предметам с задолженностью. Эти нюансы всегда можно уточнить у администрации школы.

Что должен включать в себя индивидуальный план

Содержание ИУП вариативно, так как план ориентируется на каждого конкретного ученика. Но также есть и общие правила, которые установлены законодательством.

  • Федеральный компонент: обязательные базовые и профильные предметы из программы.
  • Региональный компонент: предметы, которые нужно учить в конкретном регионе РФ (например, язык).
  • Компонент образовательного учреждения: дисциплины, которые обязательны в определённой школе. Это могут быть факультативы или особые уроки, которые проводятся на усмотрение руководства.

Что должна предоставить школа

  • По требованию обучающегося изменить порядок и длительность периодов обучения. Например, вместо того чтобы параллельно изучать несколько предметов, ребёнок может сначала пройти «блок» русского языка. Потом — математики, географии и так далее.
  • Право самостоятельного и/или углублённого изучения предметов. Даже если ребёнок учится по техническому профилю, но хочет углублённо изучать языки, никто не вправе ему это запретить.
  • Элективная дисциплина — если ребёнок будет изучать её самостоятельно.

Что ещё может содержаться в ИУП

  • Другие предметы из Федерального базисного учебного плана. Если хочется изучать какой-то предмет, но его нет в программе школы, то индивидуальный план поможет это исправить.
  • Увеличение/уменьшение часов занятий по другим предметам.
  • Время для самоопределения учащегося.
  • Консультирование с педагогом-психологом, наставником, руководителями образовательной организации.
  • Другая внеурочная деятельность, которая отвечает индивидуальным потребностям ученика.
  • Предметы, разработанные под нужды ученика (с учётом возможностей организации), в том числе этнокультурные.
  • В ряде случаев возможна дистанционная учёба и аттестации.
  • Зачёт результатов обучения в другой образовательной организации: в музыкальной школе, секции, на курсах английского языка. Это экономит время ученика: можно не проходить аттестацию по дисциплинам, которые уже освоены.

Стоит подчеркнуть, что учебное заведение не всегда может предоставить ребёнку тьютора, дистанционное обучение или учителя по редкой дисциплине. Тогда администрация предлагает альтернативу, чтобы индивидуальный план в школе соответствовал запросам обучающегося.

Как разработать индивидуальный план обучения

Индивидуальная программа обучения составляется исходя из потребностей учащегося. Поэтому чётких правил, как именно его разработать, нет. Но мы предлагаем алгоритм, который поможет определить, что необходимо ребёнку и как отразить это в программе.

1. Обозначьте цель перехода на ИУП. Для этого родителям и администрации нужно побеседовать с ребёнком — только так возможно выявить его потребности.

2. Определите уровень знаний и навыков ребёнка. Это можно сделать как с помощью тестов и контрольных, так и свободной беседы с учителем или анализа предыдущих работ/отметок.

3. Проанализируйте учебные дисциплины, которые есть в Федеральном базисном и школьном учебном плане.

4. Оцените возможности школы: наличие педагогов и тьюторов, базы для дистанционного обучения, специально разработанных учебных дисциплин.

5. После анализа этих данных и разговора с ребёнком — переходите к составлению ИУП.

Кто составляет индивидуальный учебный план на разных формах обучения

Это зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок.

  • При очном, очно-заочном и заочном обучении в школе ИУП составляется учителями и администрацией. В идеале к этому процессу подключаются родители и ребёнок. Так составляется план, который отвечает потребностям ребёнка.
  • На семейном обучении ИУП составляют родители. Но это не значит, что проработка такого большого документа должна ложиться на их плечи.

В ИнтернетУроке каждый ребёнок учится по собственному образовательному маршруту — индивидуальное обучение предусмотрено форматом нашей онлайн-школы. Вы сами составляете программу и учитесь так, как удобно.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как оформить переход на ИУП

Если у школы есть локальные акты о переводе учеников на ИУП, то вы можете подать заявление на имя директора школы. Но даже если локальных актов нет, любая школа может обеспечить ИУП для устранения академической задолженности.

Порядок перехода на ИУП в школе

1. Сначала вы пишете заявление. Если ребёнок несовершеннолетний, то заявление пишут родители (законные представители), если ученик совершеннолетний — то он сам. Если есть академическая задолженность, то заявление могут написать только родители.

Образец заявления для перехода на индивидуальный план можно скачать тут.

2. Что должно быть в заявлении:

— Срок реализации ИУП. Обычно план составляется на один учебный год, а обучение по нему начинается со следующего учебного года. Но сроки могут быть и другими.

— Пожелания родителей и обучающегося к плану обучения. По индивидуализации программы, введению дополнительных предметов, сокращению сроков обучения по отдельным дисциплинам. Если пожеланий нет, прописывать их не обязательно.

3. В течение двух недель после подачи заявления образовательная организация разрабатывает ИУП (если ребёнок находится на длительном лечении, то разработка — до 5 рабочих дней). Если родители не согласны с получившимся планом, они имеют право предложить изменения.

4. Родители и школа подписывают договор об обучении по ИУП.

5. Директор издаёт приказ о переводе обучающегося на ИУП.

Порядок перехода на ИУП на семейном обучении (СО)

1. Сначала вы должны уведомить органы местного самоуправления о переходе на СО. О том, как перейти на СО, мы подробнее писали здесь.

2. Затем — выбор школы для прикрепления. Это должна быть школа, которая выпустила локальные акты по переходу учеников на ИУП. Уточнить это можно у администрации.

3. Завершение перехода на СО: необходимо заключить со школой договор об аттестациях и приложить к нему составленный ИУП.

Редакция

Индивидуальный учебный план и индивидуальный план по предметам

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3, образование может быть получено не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и вне таких организаций в форме семейного образования или самообразования.

Если семья принимает решение, что их ребенок будет получать образование, не посещая школу ежедневно, они все равно хотят, чтобы была возможность от случая к случаю или систематически брать у учителей-предметников консультации, хотят представлять, сколько часов на тот или другой предмет предусматривает стандарт, сколько часов нужно заниматься, чтобы освоить предмет углубленно, то есть они хотят иметь свой индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план составляется на основе Базисного учебного плана. Он учитывает пожелания обучающегося, родителей, психологов, педагогов. Он помогает родителям и детям организовывать обучение в форме самообразования. Индивидуальный учебный план очень важен при электронном обучении, потому что только его наличие позволяет учителю написать индивидуальную рабочую программу по предмету. При обучении в очно-заочной и заочной форме, возможно сочетание различных вариантов прохождения программы по предметам:

– полностью с учителем;

– самостоятельно + консультации учителя;

– полностью самостоятельно.

Пройденный материал так же можно сдавать по-разному: по графику, зачетами 1 раз в месяц, 1 раз в четверть, 1 раз в полгода или экзаменом за весь курс один раз в год. Количество необходимых ему консультаций обучающийся определяет самостоятельно.

Для примера рассмотрим индивидуальные учебные планы учащихся разных классов.

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА УЧЕБНОГО ПЛАНА

Ученицы 11 КЛАССА Ангелины М.

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Вар. при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

2

2.

Литература

1

3.

Английский язык

3

4.

Алгебра

2

5.

Геометрия

2

6.

История

2

7.

География

экзамен

8.

Физика

экзамен

9.

Биология

экзамен

10.

Химия

экзамен

11.

Обществознание

2

12.

Физкультура

экзамен

13.

Информатика

0,5

Итого по компоненту

14,5

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Вар. при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

68

2.

Литература

34

3.

Английский язык

102

4.

Алгебра

68

5.

Геометрия

68

6.

История

68

7.

География

экзамен

8.

Физика

экзамен

9.

Биология

экзамен

10.

Химия

экзамен

11.

Обществознание

34

12.

Физкультура

экзамен

13.

Информатика

17

Итого по компоненту

459 ч.

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА УЧЕБНОГО ПЛАНА

Ученицы 9 КЛАССА Любови З.

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Вар. при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

4

2.

Литература

1

3.

Английский язык

5

4.

Алгебра

5

5.

Геометрия

4

6.

История

0,5

7.

География

0,5

8.

Физика

0,5

9.

Биология

2

10.

Химия

2

11

Обществознание

0,5

12.

Информатика

0,5

Итого по компоненту

26

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Вар. при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

136

2.

Литература

34

3.

Английский язык

170

4.

Алгебра

170

5.

Геометрия

136

6.

История

17

7.

География

17

8.

Физика

17

9.

Биология

70

10.

Химия

70

11.

Обществознание

17

12.

Информатика

17

Всего:

871ч.

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА УЧЕБНОГО ПЛАНА

Ученицы  7 КЛАССА Марии Т.

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

.

Вариант  при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

0,5 ч.

2.

Литература

0,5 ч.

3.

Английский язык

0,5 ч.

4.

Алгебра

0,5 ч.

5.

Геометрия

0,5 ч.

6.

История

0,5 ч.

7.

География

0,25 ч.

8.

Физика

0,25 ч.

9.

Биология

0,25 ч.

10.

Обществознание

0,5 ч.

11.

Информатика

0,25 ч.

Всего часов

4,5  ч.

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Учебные предметы

Количество часов в год

Вар. при  обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

17 ч.

2.

Литература

17 ч.

3.

Английский язык

17 ч.

4.

Алгебра

17 ч.

5.

Геометрия

17 ч.

6.

История

17 ч.

7.

География

9 ч.

8.

Физика

9 ч.

9.

Биология

9 ч.

10.

Обществознание

17 ч.

11.

Информатика

9 ч.

Всего часов

155 ч.

Более подробно рассмотрим индивидуальный учебный план и рабочую программу по математике, написанные для  Александры Л., обучающейся в 10 классе.

Саша живет в Испании. Одновременно обучается в испанской школе и в гимназии «Альма Матер» на отделении очно-заочного и заочного обучения. При обсуждении индивидуального учебного плана, она высказала пожелание часть предметов изучать полностью самостоятельно и сдать их экзаменом в конце года, а часть изучать вместе с учителями во время еженедельных индивидуальных консультаций. Для самостоятельного изучения Саша выбрала: английский язык, историю, географию, биологию, химию. Совместно с учителями она проходит: физику, алгебру, геометрию, русский язык, информатику, обществознание.

Для обучения в форме самообразования она получила необходимые материалы и рекомендации. С учителями Саша занимается в режиме онлайн.

Ее учебный план имеет вид:

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА УЧЕБНОГО ПЛАНА

Ученицы 10 КЛАССА Александры Л.

НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Вар. при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

2

2.

Литература

2

3.

Английский язык

экзамен

4.

Алгебра

2

5.

Геометрия

2

6.

История

экзамен

7.

География

экзамен

8.

Физика

1

9.

Биология

экзамен

10.

Химия

экзамен

11

Обществознание

2

12.

Информатика

1

Итого по компоненту

12

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Вар. при обучении экстерном

Учебные предметы федерального компонента

1.

Русский язык

70

2.

Литература

70

3.

Английский язык

экзамен

4.

Алгебра

70

5.

Геометрия

70

6.

История

экзамен

7.

География

экзамен

8.

Физика

35

9.

Биология

экзамен

10.

Химия

экзамен

11.

Обществознание

70

12.

Информатика

35

Всего:

420 ч.

При составлении индивидуального учебного плана обязательно учитывается образовательная деятельность обучающегося вне Гимназии, и его внеурочная деятельность (занятия спортом, музыкой и т.д.). Саша увлекается живописью и театром. Именно индивидуальный учебный план позволяет ей все успевать.

Количество вариантов индивидуальных учебных планов, предлагаемых обучающимся и их родителям, неограниченно. Кроме того, учебный план по запросу обучающегося, родителей может изменяться.

После составления индивидуального учебного плана для обучающегося, проектируется  рабочая программа по каждому выбранному предмету.

Рабочая программа должна:

  • Соответствовать социальному заказу;
  • Обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;
  • Соответствовать образовательным стандартам;
  • Способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;
  • Способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;
  • Стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;
  • Способствовать развитию учащегося.

Рассмотрим пример рабочей программы по алгебре обучающейся 10 класса Александры Л.

Пояснительная записка

       Рабочая программа по алгебре и началам анализа  для 10 класса  разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, и основана на авторской программе линии Ш.А. Алимова.

    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  10 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2009 г., учебник: Алгебра и начала математического анализа 10-11/ Алимов Ш.Ф., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др. – М.: Просвещение, 2009г. 

2. Стандарт основного общего образования по математике.   Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимых  в повседневной жизни,  для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

       Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Алгебра является одним из опорных предметов  школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся  при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

        Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать  самостоятельные решения.

      Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает  распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика курса

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теорий вероятности, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

•        Систематизация сведений о числах, изучение новых видов числовых выражений и формул, совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

•        Расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

•        Развитие представлений о вероятно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка и развития логического мышления.

Цели обучения:

•        Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

•        Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

•        Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественно научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

•        Воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математической идеи, понимание значимости математики для общественного прогресса).

Содержание курса

Действительные числа. Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.

Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений. Степенная функция. Понятие корня n-ой степени из действительного числа. Функции у=n√x, их свойства и графики. Свойства корня n-ой степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Степенные функции, их свойства и графики.

Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с действительным показателем и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

Показательная  функция. Показательная функция, ее свойства и график. Показа тельные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.

Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.

Логарифмическая функция. Понятие логарифма. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Свойства логарифма. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени. Переход к новому основанию логарифма. Десятичный и натуральный логарифмы, число е. Преобразования простейших выражений, включающие арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.

Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств

Тригонометрические формулы. Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.

Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений

Тригонометрические уравнения. Уравнения cosx = a, sinx = a, tgx = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.

Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.

Повторение и решение задач

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения:

личностные:

1)        сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

2)        сформированность гражданской позиции обучающегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояния общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические  и демократические ценности;

3)        готовность к служению Отечеству, его защите;

4)        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5)        сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

6)        готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

7)        сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

8)        сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

9)        зрелость нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

10)        готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как успешной профессиональной и общественной деятельности;

11)        сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

12)        принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13)        осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

14)        отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

15)        сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

16)        ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

метапредметные:

1)        умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2)        умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3)        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4)        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5)        умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6)        умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7)        владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8)        владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

предметные:

1)        сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;

2)        сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;

3)        сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;

4)        сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

5)        сформированность умений выполнять точные и приближённые вычисления и применять изученные формулы для преобразования выражений; владение стандартными приёмами решения уравнений и неравенств;

6)        сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире; умение находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях;

7)        сформированность представлений об основных идеях и методах математического анализа, об основных понятиях математического анализа и основных видах математических зависимостей и их отличительных свойствах;

8)        сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

9)        сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

10)        владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

11)        владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств;

12)        сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа.

Планируемые результаты изучения курса алгебры и начал анализа в 10 классе

Алгебра

Обучающийся научится:

  1. Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  2. Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  3. Вычислять значение числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

Обучающийся научится:

  1. Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  2. Строить графики изученных функций;
  3. Описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функции;
  4. Находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  5. Решать уравнения простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания с помощью функций различных зависимостей,  представления их графически, интерпретации графиков.

Уравнения и неравенства

Обучающийся научится:

  1. решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные  уравнения, их системы;
  2. составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  3. использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
  4. изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры и начал анализа в  10 классе средней школы отводит 3 часа в неделю, 105 часов в год.

Пояснительная записка к тематическому планированию для обучающейся 10 кл. Александры Л.

Тематическое планирование по алгебре и началам анализа для обучающейся

10 класса,  Александры Л.,  к учебнику «Алгебра 10-11» Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой, Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина  составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта. Количество часов, отводимых на изучение алгебры (2 часа в неделю)  не соответствует количеству часов, предусмотренных примерной программой среднего общего  образования по математике (3часа в неделю).

         Данное планирование отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание  тем образовательного стандарта  и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Составлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся. У данной обучающейся высокий темп работы, хорошая концентрация. Ученица может усваивать большое количество учебного материала, хорошо развиты навыки самостоятельной работы. Обучающаяся находится на электронном обучении в гимназии «Альма Матер» и одновременно учится в Испании. В связи с ее загруженностью в испанской школе, на изучение алгебры отводится два часа в неделю. Так как на  усвоение программы отводится 2 часа в неделю, часть учебного материала изучается и отрабатывается самостоятельно.

Тематическое планирование

по алгебре и началам анализа

(2ч. в неделю, всего-70ч.)

Пол.

№п/п

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

I

1

Повторение пройденного в основной школе.

1

Глава 1.

Действительные числа

7

1

Целые, рациональные и действительные числа.

(изучает самостоятельно)

1

Целые и рациональные числа: понятия, свойства, формы записи. Определения иррационального и действительного числа. Модуль действительного числа. Сравнение чисел, вычисления. Определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии, вычисление суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

2

Действительные числа

(изучает самостоятельно)

1

3

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

(изучает самостоятельно)

1

4

Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем.

2

Определение арифметического корня натуральной степени, его свойства,их применение для вычисления выражений и решения степенных уравнений.

Глава 2.

Степенная функция

7

5

Степень с рациональным и действительным показателем

2

Расширение понятия степени до степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Сравнение и вычисление степеней.

6

Степенная функция, ее свойства и график

1

Обобщение понятия «степенная функция». Свойства степенной функции и график, в зависимости от показателя степени. Умение распознавать и строить график степенной функции, сравнивать значения степенных функций.

7

Взаимно обратные функции  

(изучает самостоятельно)

1

Понятия обратимой и обратной функции. Свойства и графики взаимно обратных функций.

8

Равносильные уравнения и неравенства.

(изучает самостоятельно)

2

Определение равносильных уравнений. Равносильные и неравносильные преобразования уравнений. Посторонние корни, потеря корней. Уравнение-следствие.

9

Иррациональные уравнения.

2

Приемы решения иррациональных уравнений

10

Иррациональные неравенства

1

Примеры решения иррациональных неравенств

Контрольная работа № 1

1

Глава 3.

Показательныя функция            

10

11

Показательная функция, ее свойства и график

2

Обобщение понятия степени; показательная функция, ее свойства и график, применение.

12

Показательные уравнения

2

Приемы решения показательных уравнений и неравенств, систем уравнений.

13

Показательные неравенства

2

14

Системы показательных уравнений и неравенств

2

Контрольная работа № 2

1

Полугодовая контрольная работа

1

Глава 4. Логарифмическая функция

11

15

Логарифмы

1

Понятие логарифма числа, свойства логарифмов.

16

Свойства логарифмов

2

II

17

Десятичные и натуральные логарифмы

(изучает самостоятельно)

2

Число е. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода.

18

Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

Логарифмическая функция, ее свойства и график

19

Логарифмические уравнения

2

Понятия следствия и равносильности; приемы решения логарифмических уравнений и систем уравнений.

20

Логарифмические неравенства

2

Область определения неравенства (ОДЗ переменной), равносильность систем неравенств; приемы решения логарифмических неравенств.

Контрольная работа № 3

1

Глава 5. Тригонометрические формулы

15

21

Радианная мера угла (изучает самостоятельно)

1

Радианная и градусная меры угла; таблица значений, единичная окружность. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса угла. Основные тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс противоположных углов.

22

Поворот точки вокруг начала координат (изучает самостоятельно)

1

23

Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла (изучает самостоятельно)

1

24

Знаки тригонометрических функций

(изучает самостоятельно)

1

25

Зависимость между тригонометрическими функциями одного угла

1

26

Тригонометрические тождества

1

27

Синус, косинус и тангенс углов а и –а

1

28

Формулы сложения

1

Формулы сложения. Применение формулы для вычисления синуса, косинуса и тангенса различных углов, для преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений.

29

Синус, косинус и тангенс двойного  угла

1

Формулы двойного и половинного углов. Применение формулы для вычисления синуса, косинуса и тангенса различных углов, для преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений

30

Синус, косинус и тангенс половинного  угла

1

31

Формулы приведения

1

Формулы приведения. Применение формулы для вычисления синуса, косинуса и тангенса различных углов, для преобразования тригонометрических выражений.

32

Сумма и разность синусов и косинусов

2

Формулы суммы и разности, их применение для преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений.

Обобщение и систематизация материала

1

Проверочная работа

1

Глава 6. Тригонометрические уравнения

12

33

Уравнение cos x = a

1

Понятие арккосинуса числа. Вывод формулы решения простейшего тригонометрического уравнения соsх=а, частные решения; приемы решения уравнений, сводимых к простейшему.

34

Уравнение sin x = a

1

Понятие арксинуса числа. Вывод формулы решения простейшего тригонометрического уравнения sinx=а, частные решения; приемы решения уравнений, сводимых к простейшему.

35

Уравнение tg x = a

1

Понятие арктангенса числа. Вывод формулы решения простейшего тригонометрического уравнения tgх=а; приемы решения уравнений, сводимых к простейшему.

36

Решение тригонометрических уравнений

4

Приемы решения уравнений:

  • сводимых к квадратным,
  • вида асоSх+ЬSINх=с,
  • решаемых разложением левой    
  • части на множители

37

Решение простейших тригонометрических неравенств

3

Примеры решения простейших тригонометрических неравенств

Обобщение и систематизация материала

1

Контрольная работа № 3

1

Повторение

7

Годовая контрольная работа

1

Календарно-тематическое планирование

по алгебре и началам анализа обучающейся 10Э класса

Александры Л.

(2ч. в неделю, всего-70 ч.)

Чет-

верть

№п/п

Планируемая дата сдачи зачета

Тема зачета

Форма зачета

Кол-во часов

Задания (характеристика видов деятельности) для совместной деятельности обучающегося и учителя

Задания (характеристика видов деятельности) для самостоятельной работы обучающегося

I

1

04.09.13

Повторение пройденного в основной школе

1

Задания В1, В2, В3, В4, В5, В7 (частично), В8  из открытого банка заданий по математике www.mathege.ru 

1. Действительные числа

7

1

11.09.13

Целые, рациональные и действительные числа

тест

2

изучает самостоятельно

№2,4,8,10,12

1, 3, 5, 7, 9, 11

2

18.09.13

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

тест

2

изучает самостоятельно

№14,16,20,22

13, 15, 19

3

30.09.13

Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем

тест

с/р проверь себя стр.37

3

№29-44 (нечет.),51 (нечет.)

№55,56,57-74 (нечет.)

№29-45 (чет.),

№57-74 (чет.)

4

2. Степенная функция

7

5

07.10.13

Степенная функция

тест, р/у

2

№119-125 (нечет.)

№131-135 (нечет.)

№119-125 (чет.)

№131-135 (чет.)

6

14.10.13

Равносильные уравнения и неравенства

тест

2

№138-141

7

23.10.13

Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства

прототипы ЕГЭ

3

№151-158(нечет.)

№165-167(нечет.)

№151-158 (чет.)

№165-167 (чет.)

8

30.10.13

Контрольная работа № 1

1

II

3. Показательныя функция            

10

9

11.11.13

Показательная функция, ее свойства и график

тест

2

№192-200 (нечет.)

№192-200 (чет.)

10

20.11.13

Показательные уравнения и неравенства

с/р

3

№208-216 (нечет.)

№228-231 (нечет.)

№208-216 (чет.)

№228-231 (чет.)

11

03.12.13

Системы показательных уравнений и неравенств

проверь себя стр.88

3

№240-243 (нечет.)

№240-243 (чет.)

12

09.12.13

Контрольная работа № 2

1

13

11.12.13

Полугодовая контрольная работа

1

4. Логарифмическая функция

11

14

16.12.13

Логарифмы

прототипы ЕГЭ

1

№266-282 (нечет.)

№266-282 (чет.)

15

23.12.14

Свойства логарифмов

прототипы ЕГЭ

2

№290-296 (нечет.)

№290-296 (чет.)

III

16

13.01.14

Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода

прототипы ЕГЭ

2

изучает самостоятельно

№301-307 (чет.)

17

15.01.14

Логарифмическая функция, ее свойства и график

тест

1

№318-328 (нечет.)

№318-328 (чет.)

18

22.01.14

Логарифмические уравнения

прототипы ЕГЭ

2

№336-342 (нечет.)

№336-342 (чет.)

19

29.01.14

Логарифмические неравенства

прототипы ЕГЭ

2

№354-358 (нечет.)

№368-383 (нечет.)

№354-358 (чет.)

№368-383 (чет.)

20

05.02.14

Контрольная работа № 3

1

5. Тригонометрические формулы

15

21

10.02.14

Радианная мера угла, поворот точки. Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла (изучает самостоятельно)

тест

3

изучает самостоятельно

№408,410,412,414

№416-424

№429-437

22

17.02.14

Знаки тригонометрических функций. Зависимость между тригонометрическими функциями одного угла

тест

прототипы ЕГЭ

2

№442-449 (нечет.)

№456-459 (нечет.)

№442-449 (чет.)

№456-459 (чет.)

23

24.02.14

Тригонометрические тождества. Синус, косинус, тангенс,  и -

2

№465-469 (нечет.)

№465-469 (чет.)

24

03.03.14

Формулы сложения

прототипы ЕГЭ

1

№475-477 (нечет.)

№481-487 (нечет.)

№475-477 (чет.)

№481-487 (чет.)

25

10.03.14

Функции двойного и половинного угла

2

№498-509 (нечет.)

№513-519 (нечет.)

№498-509 (чет.)

№513-519 (чет.)

26

17.03.14

Формулы приведения

1

№524-529 (нечет.)

№524-529 (чет.)

IV

27

07.04.14

Сумма и разность синусов и косинусов

2

№537-540 (нечет.)

№537-540 (чет.)

28

09.04.14

Обобщение и систематизация материала

проверь себя стр.166

1

№546-556 (нечет.)

№546-556 (чет.)

29

14.04.14

Проверочная работа

1

6.

Тригонометрические уравнения

12

30

16.04.14

Уравнение cos x = a

1

№568-574 (нечет.)

№568-574 (чет.)

31

21.04.14

Уравнение sin x = a

тест

1

№586-591 (нечет.)

№586-591 (чет.)

32

23.04.14

Уравнение tg x = a

1

№607-611 (нечет.)

№607-611 (чет.)

33

30.04.14

Решение тригонометрических уравнений

тест

4

№620-634 (нечет.)

№620-634 (чет.)

34

07.05.14

Решение простейших тригонометрических неравенств

тест

3

№648-652 (нечет.)

№648-652 (чет.)

35

12.05.14

Обобщение и систематизация материала

проверь себя стр.198

1

№655-665 (нечет.)

№655-665 (чет.)

36

14.05.14

Контрольная работа № 3

1

37

Повторение

7

Номера из итогового повторения стр.313

Задания С-1 (ЕГЭ)

38

19.05.14

Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и их систем

2

39

20.05.14

Решение тригонометрических неравенств.

2

40

26.05.14

Построение графиков

2

41

28.05.14

Годовая контрольная работа

1

УМК

1. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.

2. Бурмистрова Т.А. Алгебра и начала математического анализа.  10 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009.

3. Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания (комплект из 3-х сборников) Издательство: Экзамен, 2011.

4. Звавич Л.И. и др.  Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.

5. Сканави М.И.  Сборник задач по математике для поступающих в вузы. Книга 1. Алгебра. М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2003.

6. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» , 2004 – № 14 – с.107-119.

Электронные учебные пособия, федеральные сайты:

  1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М.: ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2010;
  2. Открытый банк заданий для подготовки к ЕГЭ (http://mathege.ru/or/ege/Main);
  3. Решу ЕГЭ (http://lit.reshuege.ru/about).

Прохождение программы обучающимся

По базисному учебному плану – 102ч.

По рабочей программе – 68 ч.

Выдано консультаций – 68ч.

Самостоятельное изучение материала – 34 ч.

Итого: 102ч.

Программа выполнена

Учебный план — это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов. Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план, ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план. Но вашему ребёнку необязательно учиться по той же программе, что и всем остальным. 

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, по которому ученик осваивает образовательную программу с учётом своих особенностей и образовательных потребностей. Вот основные отличия ИУП:

  • Перечень предметов. Это количество и перечень предметов, которые должен изучить ребёнок в учебном году. По желанию можно включать и исключать предметы.
  • Последовательность. Вы можете изучать разные предметы параллельно, как принято в школах, а можете блоками: например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать.
  • Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Вы можете изучать углублённо интересные предметы, а остальные только базово. 
Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Ребёнок имеет право перевестись на обучение по индивидуальному учебному плану, если:

  • Осваивает школьные предметы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Занимается профессиональным спортом или творческой деятельностью.
  • Не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
  • Имеет академическую задолженность и не хочет оставаться на второй год.

При разработке ИУП помните, что на аттестации ребёнка спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели, поэтому надо ориентироваться на образовательную программу школы прикрепления.

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Основные шаги составления индивидуального учебного плана:

  • Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  • Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  • Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  • Изучение образовательной программы школы.
  • Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.
Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

На заочной форме обучения ИУП составляет школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении — родители. Обучение в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» избавляет от хлопот по составлению ИУП. Индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка.

Порядок обучения по ИУП определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, то придётся поискать другую. Исключение делается только для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение):

  • Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
  • Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  • Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.
Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):

  • Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  • Родители выбирают школу для прикрепления.
  • Родители и школа заключают договор об аттестациях с приложением индивидуального учебного плана и графика аттестаций. ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.

А вы бы перевели своего ребёнка на индивидуальный учебный план? Или считаете, что все должны учиться по одинаковой программе? 

Добавить комментарий