Как составить индульгенцию

Как выписать себе Индульгенцию?

Одним из первых моих открытий на пути самопознания и самосовершенствования было знакомство с психологическими правами человека. В Интернете можно найти множество вариантов этих прав. Здесь же я приведу лишь те положения, которые мне наиболее откликнулись.

Я имею право (как, собственно, и любой из вас) на:

– собственное мнение и убеждения;

– свои ошибки;

– то, чтобы сказать “нет, спасибо”;

– то, чтобы сказать “я не знаю”;

– то, чтобы менять свои решения, взгляды, мнения

Я не обязан:

– быть безупречным;

– извиняться за своё поведение;

– жертвовать собой и своими интересами ради кого бы то ни было;

– отдавать то, что не хочу отдавать;

– соответствовать чьим бы то ни было ожиданиям.

В своё время прочтение этих правил освободили меня от некоторых глубоко укоренившихся ограничивающих убеждений (по крайней мере, они дали существенную трещину)

А недавно я узнал об одной интересной техники. Она во многом перекликается с темой прав личности. К сожалению, я не помню как она называется дословно. По сему я немного её дополнил и назвал “Индульгенция” (согласен, не самое подходящее название, но исходил я от ощущения внутренней свободы, которое почувствовал после признания своих прав). Суть этой техники проста.

Для того, чтобы выписать себе Индульгенцию, вам необходимо на листе бумаги написать всё, на что вы имеете право в этой жизни и разрешить себе это.

Например: “Я имею право и разрешаю себе выражать себя любым доступным мне способом”,

“Я имею право и разрешаю себе быть свободным от чужого мнения”,

“Я имею право и разрешаю себе делать что-либо не идеально” и т.д.

Напишите столько пунктов, сколько сочтёте нужным и периодически перечитывайте их в слух твёрдым и уверенным голосом. Помните, что вы имеете право на всё, чего считаете сами себя достойны. Главное помнить, никакие права не освобождают вас от ответственности за ваши поступки. И ответственность за вашу жизнь лежит только на вас.

Будьте ответственны и осознанны.

Католический епископ, предоставляющий пленарные индульгенции для общественности во времена бедствия. Фреска стены итальянского художника Лоренцо Лотто, Суарди, Италия, около 1524 года.

Индульге́нция (лат. indulgentia от лат. indulgeo — милость, снисходительность[1]) — в католической церкви освобождение от временного наказания (кары) за грехи[2], в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи[3].

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования[3][4]. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых[5]. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи[5]. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших[5].

История[править | править код]

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II. До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями (которые использовались как средство личного обогащения духовенства[6]) и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из неё благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища[7].

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 году и дополненном в 1999 году.

8 декабря 2020 года папа римский Франциск объявил о специальной индульгенции в связи с пандемией коронавируса COVID-19 всем покаявшимся в течение года. Прощение грехов даруется «покаявшимся и при намерении, как только возможно, выполнить три условия, дома ли или в другом месте вынужденного нахождения,— исповедь, причащение и молитва»[8].

Богословское обоснование[править | править код]

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200—1263). Эта концепция была признана Католической церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция — это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определённых обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими»[5].

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и т. д[5].

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.
Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определённых действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).
  • Отсутствие привязанности к какому-либо греху.

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами Католической церкви[править | править код]

В XVI—XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя подвергалась большому влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια). Это были настоящие индульгенции — грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определённую сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии[9].

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике[10]. Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года. В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια), а латиняне — „индульгенциями“ (лат. intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.»[11]. Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить[12].

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке)[13].

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια) существовала вплоть до середины XX века[14]

Индульгенции в России[править | править код]

Правовед П. В. Гидулянов в 1930 году писал, что наиболее древней известной ему индульгенцией в России является «Прощенная грамота», выданная иерусалимским патриархом Иоакимом великому князю Василию Васильевичу в 1462 году. Другой случай индульгенции это пересылка «разрешительной грамоты» в Москву патриархом Иерусалима Софронием царице Ирине в 1585 году. В текстах обеих грамот не говорится о том, что их получению предшествовали покаяние и исповедь. Гидулянов считает, что оба документа патриархами были выданы только в силу обладания патриархами «власти ключей грехов»[15].

Как отмечает Гидулянов в широкое употребление индульгенций («прощенных грамот») получило в XVII веке при первых царях Романовых в России. Одним из первых продажей индульгенций занялся впоследствии канонизированный в Русской церкви константинопольский патриарх Афанасий Пателар. Он напечатал и продал партию индульгенций в Киеве, а затем обратился с просьбой к царю Алексею Михайловичу напечатать в Москве 500 «разрешительных грамот» для запорожских казаков. По данным Гидулянова, другим продавцом индульгенций был сербский патриарх Гавриил (канонизированный в Сербской церкви), для которого было напечатано в Москве в 1655 году 1000 разрешительных грамот. Выдачей индульгенций занимался и митрополит газский Паисий Лигарид, которого Гидулянов называет «известный авантюрист». Самым большим, и по мнению Гидулянова «постыдным», количеством раздач прощённых грамот занимался антиохийский патриарх Макарий, осуществлявший это в Валахии, Малороссии и в Москве; раздача грамот Макарием приносила ему немалый доход[16].

Примечания[править | править код]

  1. Словарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
  2. О временной и вечной каре за грехи см. раздел «Богословское обоснование» в этой статье
  3. 1 2 о. Г. Церох, А. Горелов. Индульгенция. Архивная копия от 3 июля 2016 на Wayback Machine, Католическая энциклопедия, том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  4. М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 632-645. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  5. 1 2 3 4 5 Индульгенции. – 1471 –. Катехизис Католической церкви. Дата обращения: 6 июля 2016. Архивировано 23 июля 2012 года.
  6. Индульгенция // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2. (CC BY-SA 3.0)
  7. Индульгенция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Папа римский объявил специальную индульгенцию в связи с коронавирусом. «Коммерсантъ» (8 декабря 2020). Дата обращения: 8 декабря 2020. Архивировано 8 декабря 2020 года.
  9. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)
  10. Δοσίθεος Νοταράς, Ιστορία περί των εν Ιεροσολύμοις πατριαρχευσάντων. Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine, Βουκουρέστι 1715, σελ. 884.
  11. Καρμίρης Ιωάννης, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμ. Β΄, Graz-Austria, 1968, σελ. 867—868. (Кармирис, Иоанисс, Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, t. 2, Graz-Austria, 1968, 867—868.)
  12. Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23
  13. Алексей Лебедев. История греко-восточной церкви под властью турок. Архивная копия от 21 декабря 2010 на Wayback Machine.
  14. «Так, например, Филипп Илиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом». Сергей Говорун. Индульгенция в истории греческой церкви. Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine
  15. Глава 8. Прощённые грамоты или индульгенции восточных патриархов в России и спекуляция ими в до-петровский период. // Гидулянов П. В. Загробная жизнь, как предмет спекуляции, или индульгенции в римско-католической и греко-православной церкви. Архивная копия от 15 июня 2020 на Wayback Machine — М.; Рязань: Атеист, 1930. — С. 158—160.
  16. Глава 8. Прощённые грамоты или индульгенции восточных патриархов в России и спекуляция ими в до-петровский период. // Гидулянов П. В. Загробная жизнь, как предмет спекуляции, или индульгенции в римско-католической и греко-православной церкви. Архивная копия от 15 июня 2020 на Wayback Machine — М.; Рязань: Атеист, 1930. — С. 157—172. — 176 с.

Литература[править | править код]

  • Катехизис католической церкви. Стр. 1471.
  • Г. Церох, А. Горелов. Индульгенция, Католическая энциклопедия, том II, издательство Францисканцев, 2005 год.
  • М. С. Иванов, Е. В. Казбекова, В. В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 632-645. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  • Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187—189.

Ссылки[править | править код]

  • Декрет о индульгенциях на сайте Святого Престола (лат.)
  • Индульгенции в истории Греческой Церкви.

Что такое индульгенция?

Индульгенция – это прощение грехов, примирение с церковью и освобождение от наказания. Сегодня большинство людей считает, что индульгенцией называется официальное прощение, которое католическая церковь продавала за деньги. Действительно, был период, когда церковь злоупотребляла своим правом отпускать грехи. И всё же данное понятие гораздо шире и отнюдь не подразумевает обязательную оплату.

Термин «индульгенция» образован от латинского indulgentia (снисходительность, милость). Считается, что его начали употреблять в XI веке, обозначая им смягчение наказания или даже полное освобождение от кары за грехи при условии, что грешник полностью раскаялся в содеянном. Ни о какой оплате речи не шло. Главным условием было искреннее раскаяние, но решение о прощении принимал священник (что, конечно же, нередко становилось причиной коррупции).

В разное время понимание того, что такое индульгенция и что она даёт, сильно менялось. Изначально она не давала полного прощения грехов. После смерти её обладатель всё равно должен был предстать перед судом. Но при этом считалось, что на земле он свой грех полностью искупил и снова может считаться порядочным христианином.

В середине XIII века кардинал-священник Гуго де Сен-Шер в одном из своих богословских сочинений впервые объяснил, как работает индульгенция и почему католические священники имеют право прощать грехи. По его словам, изначально таким правом обладает лишь Бог. Но Иисус, явившись апостолам после распятия, сказал им, что отныне они могут отпускать грехи тем, кто искренне раскаялся. И тем самым он, будучи воплощением Господа на земле, якобы делегировал такое право христианским священникам. В 1343 году папа Климент VI признал данную концепцию официально.

Всё вышесказанное не подразумевает продажи индульгенций. Речь идёт исключительно о прощении и освобождении от наказания тех людей, которые искренне раскаиваются и реальными действиями (паломничество, пост, совершение богоугодных дел и прочее) доказывают чистоту своих помыслов. Для обозначения данной практики использовался термин remissio peccatorum.

История развития индульгенций

Первые индульгенции в современном понимании этого слова появились в XI веке – их начали выдавать французские епископы. По сути, это были юридические документы, в которых церковь заявляла о своём заступничестве за раскаявшегося грешника перед Богом. Эти бумаги не отрицали факт вины за грешное деяние, но освобождали грешника от необходимости в дальнейшем раскаянии при жизни.

Изначально считалось, что отпустить вину может только Бог. Поэтому индульгенция говорила лишь о том, что человек раскаялся, и примирился с церковью, которая готова поручиться за него перед Всевышним.

Интересной особенностью средневекового католичества было разделение грехов по степени тяжести, предусматривавшее соответствующие наказания. При этом глава церкви наделялся правом взвешивать благие деяния и определять, какие из них дают основания для предоставления индульгенции согрешившему человеку с учётом тяжести его греха. Так для незначительных прегрешений было достаточно молитвы.

На рубеже XI и XII веков начались Крестовые походы. Они считались богоугодным делом, поэтому всем крестоносцам церковь даровала Indulgentia Plenaria (полное прощение грехов). По сути, именно с этого момента индульгенция превратилась в товар для торговли и размена. Это был инструмент, позволявший католической церкви зарабатывать деньги и усиливать своё влияние во всех сферах жизни средневекового общества.

Примерно в середине XIII века упомянутый выше Гуго де Сен-Шер подробно обосновал право священников даровать людям прощение, не только избавляя их от наказания, но прощая даже сам грех. Такая трактовка понравилась людям того времени, поэтому стала очень популярной. Да и сами священники способствовали распространению такого понимания индульгенций, поскольку быстро почувствовали, какой властью это их наделяет.

В 1343 году была утверждена «Доктрина сокровищницы заслуг», согласно которой существует всеобщая «сокровищница», пополняющаяся всякий раз, когда кто-то совершает благое деяние. И именно за счёт неё прощаются грехи тех христиан, которые сами не совершили достаточного количества благих дел, но, сделали что-то полезное для католической церкви или просто сделали денежное пожертвование. Так индульгенция окончательно стала товаром для продажи и усиления влияния церкви.

Кто мог получить индульгенцию?

В разное время получить индульгенцию могли разные люди. Изначально она полагалась лишь тем, кто публично продемонстрировал искреннее раскаяние. То есть, человек должен был покаяться в своих грехах и компенсировать их благими деяниями. Не могло быть и речи о том, чтобы простить грехи, о которых человек не хочет рассказывать.

Ситуация резко переменилась с началом Крестовых походов. Церковь не просто стала выдавать индульгенции крестоносцам – она прощала им вообще все земные грехи, и для этого даже не требовалось покаяние.

Бывали и другие случаи массового прощения всех грехов. Например, папа Бонифаций VIII постановил, что людям, получившим благословение понтифика во время публичного выступления, также прощаются грехи. Это значительно повысило «посещаемость» подобных мероприятий. При этом благословения раздавались далеко не каждый раз.

Также индульгенции получали паломники, которые пришли в Рим в определённый год. Сначала это происходило раз в столетие, потом раз в 50 лет, а в XV веке – каждые 25 лет.

Индульгенции получали меценаты и правители, иногда их выдавали госпиталям и благотворительным учреждениям. Когда у арабов была отвоёвана Мальорка, прощение грехов даровалось тем, что отваживался там поселиться, а во время колонизации Америки – первым колонистам.

Постепенно выдача индульгенций превратилась в настоящую золотую жилу, позволяющую не только зарабатывать деньги, но и решать важные для церкви и государства вопросы. Для работы с ними даже была введена новая должность – квестарий. Собственно, именно работа квестариев, продававших индульгенции всем платежеспособным покупателям, независимо от чистоты их помыслов, дискредитировала данную идею окончательно.

В 1567 году Католическая церковь запретила продажу индульгенций. Конечно, прощение грехов никуда не делось. Сегодня купить индульгенцию нельзя, и всё же получить её вполне возможно. Процедура её получения прописана в «Учении об индульгенциях», которое издал папа Павел VI в 1967 году.

Виды индульгенций

История индульгенций насчитывает много веков, и за это время неоднократно менялись они сами, правила их получения и то прощение, которое они давали. Вот несколько основных видов:

  • временные – индульгенции с определённым сроком действия (то есть, нуждающиеся в продлении);
  • постоянные – не имеющие конечного срока действия;
  • персональные – выданные конкретному индивиду;
  • предметные – привязанные к определённому предмету (нательному кресту, медальону, ладанке);
  • местные – выдавались для определённой области или общины;
  • полные – прощение всех совершённых ранее грехов навсегда.

На закате эры индульгенций был период, когда прощение всех грехов можно было купить не только для себя, но даже для уже почивших родственников. Эта услуга была весьма популярной, ведь многие искренне хотели облегчить загробную жизнь дорогих им людей.

Истоки появления индульгенций

Как мы уже отметили выше, представления католической церкви о смысле прощения грехов существенно менялись с течением времени. Впервые эта практика возникла в начале IV века – когда христианство только распространялось по Европе. Тогда церковь требовала от согрешивших людей покаяния, а до того их исключали из общины. Чтобы доказать своё раскаяние, человек должен был совершать богоугодные дела и публично демонстрировать свою готовность к покаянию на протяжении всего срока наказания.

Сначала согрешивших исключали из общины на год. Но в 325 году на Никейском соборе было утверждено право епископов самостоятельно решать, что человек достиг раскаяния и уже заслуживает прощения. Огромное значение придавалось молитвами, паломничеству, посту, подаче милостыни и так называемым «добрым делам». Какие дела считать добрыми, разумеется, решали сами епископы. Кроме того, согрешившему могло сильно помочь, если он находил способ искупить свою вину перед пострадавшим, компенсировать ему ущерб.

Важно понимать, что несмотря на принятие христианства, многие германские языческие традиции сохраняли сильное влияние на культуру того времени. И любое зло, причинённое другому человеку, требовало возмездия со стороны пострадавшего. Одна из важнейших целей прощения грехов заключалась в том, чтобы удовлетворить пострадавшую сторону и избежать дальнейшей мести.

Почему запретили индульгенции

К XVI веку продажа индульгенций стала чисто коммерческой деятельностью. Церковь больше не интересовало, раскаялся ли человек – лишь бы заплатил. Теперь любой богач мог позволить себе купить прощение грехов, что противоречило принципам христианства, заложенным Иисусом (все знают приписываемую ему цитату: «Скорее верблюд пройдёт сквозь ушко иголки, чем богатый попадёт в Рай»).

В 1517 году немецкий богослов Мартин Лютер выступил категорически против выдачи индульгенций. У него были и другие претензии к церкви, но именно торговля прощением грехов, словно пирожками, послужила главной причиной. Он составил 95 тезисов, в которых объяснялось, каким должно (и каким не должно) быть покаяние, что представляет собой индульгенция и как её можно получить. С этих тезисов началась Реформация и раскол католической церкви.

Призывы Мартина Лютера звучали очень убедительно, поэтому вскоре у него появилось огромное количество сторонников, из которых сформировалось новое направление христианства – протестантизм. В 1567 году, через полстолетия после публикации тезисов Лютера, римский папа Пий V официально запретил продавать индульгенции. Теперь их снова могли получить лишь те, кто продемонстрировал искреннее раскаяние.

Содержание

  1. Значение слова «индульгенция»
  2. индульге́нция
  3. Делаем Карту слов лучше вместе
  4. Что такое индульгенция
  5. Индульгенция — это.
  6. Кара за грех
  7. Расцвет индульгенций во времена Крестовых походов
  8. Неисчерпаемая сокровищница добрых дел
  9. Как торговля индульгенциями спровоцировала раскол
  10. Комментарии и отзывы (6)
  11. Краткая история индульгенции
  12. Значение слова индульгенция
  13. Словарь Ушакова
  14. Политическая наука: Словарь-справочник
  15. Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  16. Католическая Энциклопедия
  17. Энциклопедический словарь
  18. Словарь Ожегова
  19. Словарь Ефремовой
  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Значение слова «индульгенция»

[От лат. indulgentia — снисходительность, милость]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.

ИНДУЛЬГЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. indulgentia — прощение] (истор., церк.). В католической церкви — папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

индульге́нция

1. религ. в католической церкви — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди

2. истор. документ, свидетельство об отпущении греха

3. перен. прощение за какие-либо неблаговидные деяния, совершённые ранее или которые могут быть совершены в будущем ◆ Но оснований для выводов, сделанных частью комментаторов (о том, что в послании содержится индульгенция правительству Касьянова до президентских выборов), на мой взгляд, нет. Любовь Шарий, «Послание президента и „политический импульс“», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова строеньице (существительное):

Источник

Что такое индульгенция

«Грешник, когда не хочешь ты
Печься, вариться, жариться
Тысячу лет в чистилище
И без конца в аду —
Здесь добудь индульгенцию,
Тяжких грехов прощение,
И за толику малую
Всевышний тебя спасет».

Шарль де Костер, бельгийский писатель, «Легенда об Уленшпигеле»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, прямое значение которых стало уже давно неактуальным, но они по-прежнему активно используются в современном языке (становятся нарицательными).

Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь.

Индульгенция — это.

Под красивым словом индульгенция большинство ошибочно понимает отпущение грехов. Но такое определение хоть и очень распространено, но не совсем верно.

Чтобы разобраться в том, что такое индульгенция, какое она имеет отношение к прощению грешников, нужно проследить историю этого явления. Тем более что оно сыграло немаловажную роль в расколе католической церкви.

В переводе с латыни indulgentia означает «милость» или «прощение». В самом общем богословском смысле это Божья благодать, дарованная как исцеление от последствий совершенного греха.

В XI веке во Франции индульгенции появились, как своеобразный юридический документ, подтверждающий, что за согрешившего, но покаявшегося верующего вступаются перед Богом высшие церковные чины (папа или епископы). Заступничество духовенства заключалось в особой молитве за грешника.

Но индульгенция – это отпущение не самого греха, а временной кары за совершенные греховные деяния.

Чтобы понять, что это значит, нужно разобраться с категорией кары за грехи.

Кара за грех

В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.

К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.

Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.

Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.

Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.

Расцвет индульгенций во времена Крестовых походов

Само слово indulgentia появилось при папе Александре II в XI веке, когда необходимо было стимулировать граждан к участию в Крестовых походах.

На Клермонском соборе в 1095—1096 гг. было объявлено, что всем, кто непосредственно участвует в Крестовом походе или оказывает финансовую поддержку, полагается indulgentia plenaria, или полное прощение временной кары, причем не только для них, но и для ближайших родственников – живущих и даже усопших.

Народ валом повалил в крестоносцы – за 200 лет, начиная с 1096 года было организовано 8 Крестовых походов, в которых участвовали даже женщины и дети.

За эти же столетия сформировалось несколько искаженное понимание индульгенции не как «досрочного освобождения» от временной кары, а как прощение самого греха.

Такое искажение набирало обороты, и вскоре прощение грехов за деньги или за какие-то благочестивые поступки дошло до такой точки, когда стало возможным даже отпущение будущих согрешений.

Неисчерпаемая сокровищница добрых дел

В XIV веке папа Климент VI создал учение, которое логично и красиво объясняло, что значит индульгенция, – это вовсе не погоня церковных чинов за звонкой монетой, а Божья милость, ставшая возможной из-за наличия некой «сокровищницы добрых дел», где накоплены все заслуги Христа, его сподвижников и всех святых.

Эти сусеки добра принадлежат Церкви, и она распоряжается ими по своему усмотрению, как бы покрывая согрешения неразумных христиан запасами святости их благочестивых предшественников.

Как торговля индульгенциями спровоцировала раскол

К XVI веку злоупотребления в продаже индульгенций приобрели ужасающий размах. Уже никто не учитывал, раскаялся ли человек в своем прегрешении, какая временная кара ему положена – денежный взнос считался весомым основанием для получения права на отпущение грехов.

*Сатана продает индульгенции

Индульгенции разлетались, как горячие пирожки, с их помощью собирали деньги на войны, строительство в Риме собора Святого Петра, на содержание двора и т.п. Выдавать документ об отпущении грехов имели право папа, епископы, монахи нищенствующих орденов, таких как францисканцы и доминиканцы, а также особая каста священников-распространителей индульгенций, которых называли квестариями.

Все это привело к тому, что немецкий богослов Мартин Лютер 31 октября 1517 года написал 95 тезисов о наболевшем и прибил их к воротам церкви в городе Виттенберге. Так началась великая Реформация, которая привела к расколу католической церкви и появлению протестантизма.

95 тезисов были посвящены объяснению покаяния и индульгенции в исходном их смысле, Лютер призывал вернуться христиан к истокам веры, напоминая в одном из тезисов: «Прежде церковные наказания налагались не после, а перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния».

«Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается».
Мартин Лютер, 1517 год.

Спустя полвека в 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя это не остановило Реформацию. Сегодня понятие индульгенции снова означает освобождение от временной кары за те грехи, в которых верующий уже покаялся на исповеди.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

А что плохого в том, чтобы за свои грехи жертвовать церкви деньги? Ведь церковь на эти суммы много добрых дел творила, хоть и не обошлось без тех священников, что поклонялись золотому тельцу.

Любопытно, что индульгенция — это не бесплатная услуга. Получается, мирские блага все же могут принести пользу духовной жизни. Хуже всего, что прощение как бы давалось даром, и не требовало никакого искупления делами или поступками.

Не удивительно, что эта возмутительная практика вызвала раскол. Возможность получить индульгенцию фактически нивелирует значимость основных заповедей.

Если человек богат, то почему бы с него не взять деньги в качестве наказания за грех, это же лучше, чем он бы молился по сто раз на дню.

А в наши дни что означает это слово, как нарицательное понятие? Видимо, вседозволенность или некое исключительное право, которое идет вразрез с самими же законами, установленными государством.

Заповеди одни для всех. Нигде нет оговорки о том, что грешить можно, если потом хватит денег откупиться.

Источник

Краткая история индульгенции

Как избавление от покаяния превратилось в отпущение греха и каким образом возможность купить себе прощение связана с добрыми делами Богоматери

Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.

Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.

Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).

Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.

Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV–XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.

Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году. Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении. Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году.

Источник

Значение слова индульгенция

Словарь Ушакова

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. indulgentia милость)

в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(лат. indulgentia — милость, прощение) — в католич. церкви полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде

Католическая Энциклопедия

(лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») — в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое дается только в таинстве исповеди.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция — это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.»

Согласно учению Католической церкви, последствия греха — двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить, исповедав грех. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним, путем побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и.т.д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.

Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

* Молитвы в интенции Папы.

* Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200—1263). Эта концепция была признана Церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

Индульгенции за пределами Католической Церкви

На Востоке в ряде мест вплоть до XX столетия существовала практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια); в начале XVIII в. Досифей Нотара, греко-православный Патриарх Иерусалима, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии[1]. Согласно Константинопольскому Собору 1727, правом выдачи таких свидетельств обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Уже в апреле 1806 Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

* Катехизис католической церкви. Ст. 1471

* Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М, 2002.

* А.Д. Щеглов. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, ж. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию комун. (также перен.: дать разрешение на какиен. действия, поступки; книжн.). Получить индульгенцию (также перен.: получить разрешение на какиен. действия, поступки; книжн.).

Словарь Ефремовой

ж.
Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы
римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи. Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе (325) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божьей благодати. Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т. е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу. Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста — пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах, на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище. Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками. Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на И. Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп И. и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации. В споре Лютера против торговли И., производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против И., а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские И., утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как И. не в состоянии освободить от чистилища. Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре «Речи об отпущении и благодати», где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов «добрыми делами», чем подрывал теоретическое основание И. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию И. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией, было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября 1518 г.) и сохранено без изменений Тридентским собором. По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio co r dis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение, которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище, для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство И. церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает И.; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи И. может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают И. для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и И.; хотя умерший не может сам простирать «просящую руку», ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. И., которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну. В новейшее время возник спор о том, действительны ли папские И. только для церковных наказаний или их влияние простирается и на чистилище; последнее воззрение, которое поддерживается традицией и естественно вытекает из общего смысла учения об И., одержало верх и было подтверждено папой Пием VI. Вопрос об И. рассматривается со строго-католической точки зрения в сочинении Gr ö ne «Der Ablass» (Регенсб., 1863).

И. восточных патриархов, известные под именем разрешительных грамот, были распространены в Малороссии и на Руси XVII в. Они продавались за деньги и, по словам Крижанича, «разрешали от всех грехов, не поминая ни слова об исповеди или покаянии». Вост. патриархи привозили их с собой, а иногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху Гавриилу отпечатано было 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию — 2000. Ср. Н. Лихачев, «О разрешительных грамотах вост. патриархов» (М., 1893).

Источник

Обновлено 23 июля 2022 666 Автор: Дмитрий Петров
«Грешник, когда не хочешь ты Печься, вариться, жариться Тысячу лет в чистилище И без конца в аду — Здесь добудь индульгенцию, Тяжких грехов прощение, И за толику малую Всевышний тебя спасет».

Шарль де Костер, бельгийский писатель, «Легенда об Уленшпигеле»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, прямое значение которых стало уже давно неактуальным, но они по-прежнему активно используются в современном языке (становятся нарицательными).

Индульгенция

Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь…

Определение понятия

Индульгенция — это освобождающая грамота, которая подтверждала освобождение человека от грехов, при условии его исповедания и покаяния в этих грехах. Происходит от итальянского «indulgeo» — терпеть или позволять.

Часто так называли официальный документ, который жаловал Папа Римский за особые заслуги перед Церковью. Также, индульгенцией называли бумагу, которая была официальным разрешением епитимьи, наложенной служителями ранее. Стоит отметить, что документ был только подтверждением раскаяния в грехах, но не самим отпущением, вопреки распространенному заблуждению.

Существовало понятие полной или частичной индульгенции, которая выдавалась как подтверждение полного прощения или за определенный грех, также можно было получить бумагу как для живых христиан, так и для уже умерших.

По мере развития этого понятия и распространения его, их стали выдавать заранее, перед тем, как человек сделает что-то неблаговидное — так называемое «прощение авансом», которое выдавалось служителями знатным людям или сторонникам Церкви.

Процесс спасения души привязывается к деньгам

В Европе, начиная с XI века, началась эпоха Раннего Возрождения.

Часть его стало и то, что любые услуги, товары, обязательства могут иметь денежную цену.

Люди, которые хотели отпущения грехов, отправлялись в паломничества по Святым землям и в Иерусалим. Но не все могли себе это позволить.

Поэтому люди стали задумываться о том, какую полезную работу они могли бы выполнить взамен паломничества, например, поучаствовать пожертвованиями в строительстве храма, больницы или приюта.

Священнослужители постарались не упустить такое рвение христиан.

Так процесс спасения души стал всё больше привязываться к деньгам. Папы всё больше стали поощрять продажу индульгенций.

Индульгенция стала в какой-то степени амнистией грехов за деньги. Иногда индульгенцией стали заменять публичное покаяние.

Богословское обоснование

В католическом катехизисе указано, что индульгенция является отпущением временной кары за грехи, при условии, что вина за них уже заглажена. При этом отмечалось, что получить отпускную грамоту может только христианин, который получил определенное расположение Церкви, которая имеет власть распределять и наделять дарами Христа.

Стоит отметить, что Католическая Церковь считала последствием греха:

  • вечное наказание — если человек не принял Христа как своего Спасителя, то он был обречен на вечные мучения в геенне огненной;
  • временное наказание — ухудшение духовного состояния человека при жизни, как результат греховной жизни и усиление предрасположенности к греховному.

Индульгенция — свидетельство того, что человек освобожден именно от временного наказания, таким образом это не было «приобретением Спасения за деньги» как считают многие. При этом приобрести бумагу можно было только при обязательном выполнении ряда условий:

  1. Исповедь греха.
  2. Участие в евхаристии (причастие).
  3. Молитва в интенциях Папы.
  4. Совершение дел милосердия как свидетельство веры.
  5. Отсутствие греховной привязанности.

Таким образом, отпущение нельзя было просто купить, требовалось совершить ряд действия и освободиться от греха, доказав это делами веры и милосердия.

История возникновения и развития

Изначально были созданы книги-руководства для священников, которые брали на себя ответственность и принимали в Лоно Церкви христиан-отступников, которые раскаивались в прегрешениях. С конца VII века они активно использовались при исповеди, облегчая священнику процесс принятия раскаяния и помогали выбрать соответствующее наказание/дело милосердия для человека в качестве его доказательства веры.

Термин «indulgentia» также использовался в светском праве в Средние века в качестве отпускной бумаги для преступников, которым дарили амнистию в честь праздника Пасхи. В Церкви появляется термин в XI веке, а богословски обосновал его Гуго Сен-Шерский в своих трудах.

После этого папа Климент VI в 1343 году официально утверждает догмат, подтверждающий, что правом отпущения грехов обладает только глава католиков.

Развитие продажи индульгенций набирает особую силу в 1300-1500-е гг. и превращается в злоупотребление и «торговлю Спасением». Именно повсеместная продажа отпущений, без соблюдений условий и осознания, что же это такое, стала ключевым фактором в развитии Реформации Мартина Лютера. В 1567 году продажа грамот была официально запрещена папой Пием V.

Появление индульгенций в XI веке

Во времена ранней церкви епископы уменьшали наказание или совсем от него отказывались. Но к XI появились индульгенции. В то время концепция чистилища широко распространилась, а папы заняли лидерство в реформаторской церкви. Они рвались к всё большему освоению бывших христианских земель, особенно в Иберии и на Святой земле. Для этого организовывались Крестовые походы. Они предлагали рыцарям-крестоносцам полное прощение грехов. Это были первые поблажки для вступления в католическую веру.

Для чего нужны были индульгенции?

Но их обещания письменные и устные были довольно расплывчаты. Они вызывали много вопросов у верующих. Тогда учёные-богословы в XII – XIII веке полностью сформулировали теорию покаяния. Она состояла из трёх частей: раскаяния, признания и удовлетворения.

Они пришли к выводу, что прощение греха можно получить путём выполнения праведных дел в земной жизни. К таким делам относились паломничества, благотворительность и другие богоугодные деяния или страданиями в чистилище. Индульгенции может предоставить только папа, а иногда архиепископы и епископы, чтобы простые люди сумели уменьшить свой оставшийся грех. Но индульгенциями прощались только легкие незначительные грехи.

Полные индульгенции отменяли все существующие обязательства. А так называемые «частичные» индульгенции погашали только часть долга. Постепенно они стали привязываться к определённым периодам: дням, месяцам, годам. Например, заплатив определённую сумму, христианин получал «30 дней индульгенции» или «120 дней индульгенции». Но каждый человек должен был это делать самостоятельно и добровольно.

Христианство в Средневековье было, как огромная община, которая оказывала помощь через молитву и праведные дела. Она объединяла живых и мёртвых в церкви на земле, страдающих в чистилище, торжествующих на небесах. А добрые деяния Иисуса и Святых, а также богопослушных людей, служат для освобождения душ грешников из чистилища.

Об этом заявил в 1343 году папа Климент VI. Он сказал, что добрые дела, совершённые ими, стали Сокровищницей заслуг, и над ними папа имеет контроль. Это была очень сложная богословская система. Она стала средством, помогающим людям прийти к вечному спасению. Но эта система сразу же стала недоразумением и подверглась злоупотреблениям. Это началось ещё в XIII веке. Вместе с этим начался подъём индульгенций и Крестовых походов, а следом и реформации папства.

Виды отпускных грамот

За историю индульгенций, существовало несколько основных видов этого документа, который выдавался просящему. Среди них были:

  • временные — имели срок действия, который начинался с момента подписания Папой и заканчивался через определенное время, теряя свою силу;
  • постоянные — эти отпущения не имели срока действия и обычно выдавались как местные или предметные;
  • личные — выдавали конкретному лицу, обществу или братству;
  • предметные — выдавались только при условии постоянного ношения священного предмета (креста, ладанки, медальона);
  • местные — выдавались в определенной области, чаще всего конкретной церкви, монастырю или общине;
  • полные — подтверждают полное освобождение человека от «временного наказания»;
  • частные — даруют освобождение от «временного наказание» на определенный срок (год, месяц и пр.).

Индульгенцию мог получить живой человек, самостоятельно пройдя весь процесс от исповеди до дел милосердия. Также можно было получить отпущения для умершего родственника по ходатайству его семьи.

Применение в религии

В 1727 году на Константинопольском соборе официально был принят догмат о выдачи индульгенций четырьмя патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Это стало причиной распространения практики продажи отпущения грехов за пределы католической церкви.

В православии

Распространение католического учение об отпущении грехов посредством выдачи соответствующей грамоты распространилось в XVI–XVIII века и на Греческую Церковь. Там также появилась практика продажи спасения за деньги, но она при этом не подразумевала процесса исповедания и раскаяния. Со временем продажа их была запрещена, но выдача подобных отпущений бесплатно практиковалась вплоть до ХХ века.

В католицизме

Изначально, индульгенция была милостью к грешникам, позволяющей даже отступникам вновь получить прощение. Из-за отсутствия четких правил практика переросла в догму, а в последствии и просто бизнес. Несмотря на изначально хорошее основание, жадность и распущенность человека привела к трагедии Церкви, отголоски которой есть и сегодня.

Продажа индульгенций стала одной из ключевых причин распространения Реформации, а также рождения и роста протестантских церквей, т.е. раскола в Западной Церкви.

ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ

ИНДУЛЬГЕ́НЦИЯ (лат. indulgentia – снис­хо­ж­де­ние, ми­лость, ос­во­бо­ж­де­ние от дол­га, на­ка­за­ния, на­ло­го­вая льго­та), в ка­то­лич. церк­ви на­чи­ная с 11 в. ос­во­бо­ж­де­ние от епи­ти­мии, а так­же от на­ла­гае­мо­го Бо­гом в чис­ти­ли­ще времен­но­го на­ка­за­ния за гре­хи; гра­мо­та, со­дер­жа­щая та­кое ос­во­бож­де­ние (лат. li­ttera indul­gen­tialis).

Ни­кей­ский со­бор (325) раз­ре­шил епи­ско­пам при ис­крен­нем рас­кая­нии греш­ни­ка со­кра­щать дли­тель­ные сро­ки по­кая­ния, пре­ду­смот­рен­ные прак­ти­кой ран­ней Церк­ви. Ин­сти­тут И. фор­ми­ро­вал­ся на ос­но­ве прак­ти­ки от­пу­ще­ния гре­хов (ab­solutio), до­пус­кав­шей в ка­то­лич. церк­ви в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье воз­мож­ность за­ме­ны од­ной епи­ти­мии дру­гой (commu­tatio), а так­же её смяг­че­ния при оп­реде­лён­ных ус­ло­ви­ях (redemptio); эта прак­ти­ка на­шла от­ра­же­ние в ис­по­вед­ных кни­гах (poenitentiale). Тер­мин «in­dul­gen­tia» при­ме­ни­тель­но к прак­ти­ке от­пу­ще­ния гре­хов про­сле­жи­ва­ет­ся с 11 в., на ран­них эта­пах он фи­гу­ри­ру­ет од­но­вре­мен­но с «pax», «remissio», «do­na­tio», «con­donatio». На Клер­мон­ском со­бо­ре (1095) па­па Рим­ский Ур­бан II (1088–99) из­дал И. для кре­сто­нос­цев «с от­пу­ще­ни­ем всех гре­хов» (pro omni poeniten­tia); эта прак­ти­ка позд­нее во­шла в тра­ди­цию. Ран­ние епи­скоп­ские И. из Юж. Фран­ции и Сев. Ис­па­нии (нач. 12 в.) со­дер­жа­ли от­пу­ще­ние гре­хов 20-днев­но­го или 40-днев­но­го пе­рио­да, впо­след­ст­вии этот срок уве­ли­чил­ся до не­сколь­ких лет. Рас­про­стра­нён­ным по­во­дом для из­да­ния И. бы­ли цер­ков­ные празд­не­ства, свя­зан­ные с куль­том свя­тых. Епи­ско­пы и кар­ди­на­лы ши­ро­ко пре­дос­тав­ля­ли хра­мам и мо­на­сты­рям пра­во на про­да­жу И. по цер­ков­ным празд­ни­кам для сбо­ра средств на цер­ков­ное строи­тель­ст­во, по­мощь бед­ным, со­дер­жа­ние хра­ма и кли­ра, гос­пи­та­лей. Тео­ре­тич. обос­но­ва­ние И. ба­зи­ро­ва­лось на раз­ра­бо­тан­ной тео­ло­га­ми 13 в. (Фо­мой Ак­вин­ским, Бо­на­вен­ту­рой) тео­рии «со­кро­вищ­ни­цы Церк­ви» (thesaurus ecclesiae) – на­хо­дя­ще­го­ся в рас­по­ря­же­нии Церк­ви не­ис­ся­кае­мо­го «за­па­са» бла­го­да­ти, на­ко­п­лен­но­го стра­да­ния­ми Хри­ста и под­ви­га­ми свя­тых и му­че­ни­ков во имя ве­ры, от ко­то­ро­го Цер­ковь мог­ла по сво­ему ус­мот­ре­нию чер­пать бла­го­дать для ве­рую­щих. Хра­ни­те­ля­ми «со­кро­вищ­ни­цы Церк­ви» при­зна­ва­лись ап. Пётр и его на­ме­ст­ник на зем­ле – па­па Рим­ский. Уче­ние о «со­кро­вищ­ни­це Церк­ви» бы­ло офи­ци­аль­но ут­вер­жде­но па­пой Кли­мен­том VI (1342–52) бул­лой «Unigeni­tus Dei Filius» (1343). Со­глас­но цер­ков­но­му уче­нию, в та­ин­ст­ве по­кая­ния со­вер­ша­лось очи­ще­ние греш­ни­ка от ви­ны за грех, сни­ма­лось веч­ное на­ка­за­ние за смерт­ный грех, но на­ла­га­лось вре­мен­ное на­ка­за­ние, ко­то­рое греш­ник дол­жен был по­нес­ти в зем­ной жиз­ни или в чис­ти­ли­ще и ко­то­рое мож­но бы­ло снять по­сред­ст­вом И., за­ме­няв­шей лич­ные по­ка­ян­ные тру­ды за­слу­га­ми Хри­ста и свя­тых из «со­кро­вищ­ни­цы Церк­ви». И. да­ва­лась в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах, при на­ли­чии раз­ре­ше­ния от ду­хов­ни­ка и при­зна­ков рас­кая­ния, при вне­се­нии дос­та­точ­ной сум­мы по­жерт­во­ва­ний (для бед­ных в не­ко­то­рых слу­ча­ях бес­плат­но). Бы­ло вы­ра­бо­та­но уче­ние о пап­ской пол­ной И. (indulgentia plenaria; напр., в от­но­ше­нии ин­кви­зи­то­ров, кре­сто­нос­цев, па­лом­ни­ков в Свя­тую зем­лю и др.). В 1300 па­па Рим­ский Бо­ни­фа­ций VIII (1295–1303) про­воз­гла­сил пол­ную И. для всех рим. па­лом­ни­ков по слу­чаю юби­лей­но­го го­да (см. «Annus sanctus»), па­па Кли­мент VI по­вто­рил её в 1350. В 14 в. прак­ти­ка И. бы­ла рас­про­стра­не­на в от­но­ше­нии душ умер­ших, на­хо­дя­щих­ся в чис­ти­ли­ще [офи­ци­аль­но за­кре­п­ле­на в 1476 бул­лой «Salvator noster» па­пы Рим­ско­го Сик­ста IV (1471–84)]. В этом слу­чае Цер­ковь дей­ст­во­ва­ла не в си­лу сво­ей юрис­дик­ции, но по­сред­ст­вом мо­лит­вы, про­ся Бо­га со­кра­тить срок пре­бы­ва­ния ду­ши умер­ше­го в чис­ти­ли­ще (per modum suffragii – «по­сред­ст­вом хо­да­тай­ст­ва» – ек­те­ний). То­гда же, в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем эпи­де­мии чу­мы, воз­ник­ла прак­ти­ка И. с от­пу­ще­ни­ем гре­хов на смерт­ном од­ре.

Про­да­жа И. бы­ла воз­ло­же­на на осо­бых про­по­вед­ни­ков-кве­стуа­ри­ев. IV Ла­те­ран­ский со­бор (1215) рег­ла­мен­ти­ро­вал их дея­тель­ность и ог­ра­ни­чил пра­ва епи­ско­пов на вы­да­чу И.: сро­ком на один год в честь хра­мо­во­го празд­ни­ка или на 40 дней по др. по­во­дам. Мно­го­числ. зло­упот­реб­ле­ния, свя­зан­ные с И., вы­зы­ва­ли кри­ти­ку в са­мой Церк­ви и в об­ще­ст­ве (Валь­тер фон дер Фо­гель­вей­де, Дан­те), под­ры­ва­ли по­ло­же­ние Церк­ви и пап­ст­ва, ста­ли од­ним из осн. объ­ек­тов кри­ти­ки в эпо­ху Ре­фор­ма­ции. И. ста­ли вос­при­ни­мать­ся как про­да­вае­мое за день­ги раз­ре­ше­ние со­вер­шить грех, про­ще­ние бу­ду­щих гре­хов, про­ще­ние гре­хов умер­ших, на­хо­дя­щих­ся в чис­ти­ли­ще. Па­па Кли­мент V (1305–14) за­пре­тил вы­да­чу И. с фор­му­лой ос­во­бо­ж­де­ния «от ви­ны и от на­ка­за­ния» (a culpa et a poena). Кон­станц­ский со­бор про­воз­гла­сил не­дей­стви­тель­ны­ми все И. с этой фор­му­лой (1418). Тем не ме­нее в кон. 15 – нач. 16 вв. в Зап. Ев­ро­пе тор­гов­ля И. при­ни­ма­ла всё бо́ль­шие мас­шта­бы. Кри­ти­ка свя­зан­ных с этим зло­упо­треб­ле­ний сы­гра­ла важ­ную роль в под­го­тов­ке Ре­фор­ма­ции, на­ча­лом ко­то­рой счи­та­ет­ся об­на­ро­до­ва­ние М. Лю­те­ром 95 те­зи­сов про­тив И. (1517). Не­об­хо­ди­мость бо­лее стро­гой рег­ла­мен­та­ции раз­да­чи И. ощу­ща­лась и вну­три ка­то­лич. це­рк­ви. В 1567 па­па Пий V (1566–72) от­ме­нил все И., вы­дан­ные без со­блю­дения со­от­вет­ст­вую­щих тре­бо­ва­ний за день­ги или по­жерт­во­ва­ния. Три­дент­ский со­бор осу­дил зло­упот­реб­ле­ния, свя­зан­ные с вы­да­чей И., воз­ло­жил борь­бу с ни­ми на ме­ст­ные цер­ков­ные вла­сти и па­пу Рим­ско­го (1563), спо­соб­ст­во­вал со­з­да­нию Кон­гре­га­ции ин­дуль­ген­ций (окон­ча­тель­но офор­ми­лась в 1669, ре­ор­га­ни­зо­ва­на в 1710), рег­ла­мен­ти­ро­вав­шей их вы­да­чу и бо­ров­шей­ся со зло­упот­реб­ле­ния­ми. В 1904 па­па Пий X (1903–14) объ­е­ди­нил Кон­гре­га­цию ин­дуль­ген­ций с Кон­гре­га­ци­ей об­ря­дов.

В «Codex Iuris Canonici» (1917) пред­став­ле­на под­роб­ная клас­си­фи­ка­ция И. в со­от­вет­ст­вии со спо­со­бом, ме­стом, вре­ме­нем вы­да­чи, ад­ре­са­та­ми и т. д. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным яв­ля­ет­ся раз­ли­чие, ус­та­нов­лен­ное ме­ж­ду пол­ной и час­тич­ной И. Пол­ная И. пол­но­стью ос­во­бо­ж­да­ет от зем­но­го на­ка­за­ния за грех и не тре­бу­ет даль­ней­ше­го ис­ку­п­ле­ния в чис­ти­ли­ще. Час­тич­ная И., вы­да­вае­мая на оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во дней или лет в со­от­вет­ст­вии с по­ка­ян­ной прак­ти­кой ран­ней Церк­ви, сни­ма­ет лишь часть на­ка­за­ния в чис­ти­ли­ще. Пра­во вы­да­вать пол­ную И. за­кре­п­ле­но ис­клю­чи­тель­но за па­пой Рим­ским. Час­тич­ную И. вы­да­ют выс­шие цер­ков­ные ие­рар­хи, на­чи­ная с епи­ско­пов. Кли­ри­ки, свя­щен­ни­ки, ге­не­раль­ные ви­ка­рии, аб­ба­ты, ге­не­ра­лы ре­лиг. ор­де­нов мо­гут вы­да­вать И. толь­ко по спец. раз­ре­ше­нию пон­ти­фи­ков. Обя­за­тель­ны­ми ус­ло­вия­ми по­лу­че­ния И. яв­ля­ют­ся рас­кая­ние и от­пу­ще­ние гре­хов; для пол­ной И. не­об­хо­ди­мы так­же ис­по­ведь, при­час­тие, со­вер­ше­ние до­б­рых дел (мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, по­се­ще­ние хра­ма и т. д.). В совр. цер­ков­ном пра­ве И. рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся ка­но­на­ми 992–997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апо­столь­ски­ми по­ста­нов­ле­ния­ми. Па­па Па­вел VI (1963–78) апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Indulgentiarum doctrina» (1967) уп­разд­нил раз­ли­чия И., кро­ме пол­ной и час­тич­ной, уже­сто­чил ус­ло­вия по­лу­че­ния пол­ной И., сфор­му­ли­ро­вал совр. тол­ко­ва­ние уче­ния о «со­кро­вищ­ни­це Церк­ви». Апо­столь­ская пе­ни­тен­циа­рия по­ста­нов­ле­ни­ем «Enchiridion indulgentiarum» («Ру­ко­во­дство по ин­дуль­ген­ци­ям», 1968) ре­гла­мен­ти­ро­ва­ла ус­ло­вия по­лу­че­ния И. В честь юби­лей­но­го го­да ус­ло­вия по­лу­че­ния пол­ной И. обыч­но смяг­ча­ют­ся; по­ста­нов­ле­ние Апо­столь­ской пе­ни­тен­циа­рии «Il dono della indulgenza» («Дар ин­дуль­ген­ции», 2000) рег­ла­мен­ти­ро­ва­ло ши­ро­кую раз­да­чу И. в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 2000-ле­тия хри­сти­ан­ст­ва.

Добавить комментарий