Как составить интеллект карту по физике 7 класс

«Использование метода интеллект-карт

на уроках физики».

Выполнила: Дмитрова Елизавета Николаевна,

Учитель физики МОУ СШ №82.

Волгоград 2016 г.

Сегодня развитие науки и техники происходит все убыстряющимися темпами. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Информационная перегрузка ослабляет способность думать. Она ведет к серьезным функциональным нарушениям- ослаблению способности к размышлению и действию. Образование должно быть ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с огромным потоком информации. И школа должна дать ученику способы работы с ней. Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем.

В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний могут выступить интеллект-карты. По мнению М.Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект- карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект – карт. Интеллект-карта — эффективный способ ведения записей. Возможности интеллект – карты

  • развивает творчество;

  • объединяет зрительные и эмоциональные ассоциации в идеи;

  • формирует умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;

  • улучшает память, помогает вспомнить детали;

  • ускоряет процесс обучения;

  • углубляет понимание, дает веру в свои силы;

  • служит опорой при ответе;

  • экономит время;

  • повышает организованность;

  • устанавливает взаимосвязи;

Интеллект-карта позволяет:

  • представить многогранную проблему на одном листе ;

  • запомнить информацию;

  • хранить информацию;

  • оценивать информацию;

  • воспроизводить информацию;

  • фиксировать ключевые моменты;

  • запомнить информацию.

Использование в системе метода интеллект-карт на уроках физики позволит значительно повысить мотивацию к обучению, качество знаний учащихся и эффективность всего обучения в целом.

Английским психологом Тони Бьюзеном был систематизирован и начат активно использоваться на практике Метод Интеллект-карт (Mind-maps). Метод Интеллект-карт заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов.   Именно благодаря возможности тиражирования технология Бьюзена получила на Западе широкое распространение.

Рекомендации по составлению интеллект-карты.

  • всегда используйте центральный образ;

  • как можно чаще используйте графические образы;

  • для центрального образа используйте три и более цветов;

  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);

  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;

  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Как рисовать интеллект-карту.

1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним – двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему.

Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект – карты. Для этого используем при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Обводим это понятие в рамку или в кружок. Используем не менее 3 цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры.

4. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним – двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Рисуя интеллект – карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуем. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект – карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

7. Связи между элементами интеллект – карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

8. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект – карт.

9. Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

10. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт может быть прекрасным инструментом в обучении.

На данном этапе работы мною были составлены интеллект-карты при изучении физики 7-8 классы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;
  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.

  3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2005

4. Интернет : статья Бехтерев С. «Основные принципы работ интеллект- карт

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Интеллект карта для изучения метода;

2. Интеллект карта для обобщения материала по теме «Виды сил»

3.Интеллект карта «Электризация тел»

4 Интеллект карта для изучения материала по теме «Количество теплоты»;

5. Диагностика мотивации учащихся к изучению физики.

Приложение 1

Интеллект – карта

на уроках физики

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

ОПРОСНИК

на определение мотивации обучения физике учащихся в средней школе

  1. На, какую оценку Вы хотели бы учиться по физике

а) на отлично; б) на хорошо; в) на удовлетворительно; г) не знаю.

  1. Как Вы относитесь к такому предмету как физика?

а) не выделяю физику среди других предметов; б) нравится больше других предметов; в) не интересуюсь физикой; г) отношение пока не определилось.

  1. Какой из названных предметов кажется Вам наиболее трудным?

а) математика; б) литература; в) иностранный язык; г) физика; д) история;

4. Нужно ли увеличить число уроков по физике?

а) нужно; б) оставить, как есть; в) нужно сократить; г) не знаю.

  1. Что Вам нравится при изучении физики?

а) решение задач; б) демонстрация опытов учителем; в) чтение учебника дома; г) рассказ учителем нового материала; д) выполнение опытов;

6.Любите ли Вы решать задачи по физике?

а) очень; б) люблю; в) не очень люблю; г) не люблю.

7.Какие задачи Вы любите решать?

а) трудные; б) не очень трудные; в) легкие; г) никакие.

8.Какую из задач Вы выбрали бы для решения на контрольной работе?

а) уже решенную в классе или дома; б) экспериментальную; в) новую интересную задачу; г) количественную, на выполнение расчетов; д) не знаю.

9.Какое домашнее задание Вы предпочитаете выполнять?

а) чтение учебника; б) решение задач; в) составление задач; г) изготовление простых устройств, моделей; д) поиск информации о проявлении законов физики в жизни.

10.Нравятся ли Вам уроки, на которых рассматриваются вопросы охраны здоровья с позиций законов физики?

а) Бесспорно, да; б) Скорее да, чем нет; в) Скорее нет, чем да; г) Не нравятся; д) затрудняюсь ответить.

11.Что побуждает Вас учить физику?

а) нажим учителя и родителей; б) необходимость получить оценку; в) желание изучить физические явления; г) желание знать больше, чтобы преуспеть в жизни; д) интерес к новому знанию.

12. На каком уроке Вам интересно?

а) на контрольной работе; б) на лабораторной работе; в) на уроке решения задач; г) на уроке изучения нового материала; д) не знаю.

При ответах на данный тест допустим выбор нескольких вариантов ответов на один вопрос (1-3).

Ключ к тесту на определение мотивации обучения физике.

вопрос

а

б

в

г

д

1

10

5

1

1

0

2

1

10

1

1

0

3

1

5

10

1

5

4

10

5

1

1

0

5

10

1

5

5

10

6

10

10

5

1

0

7

10

5

5

1

0

8

1

5

10

5

1

9

1

5

10

10

10

10

10

10

5

1

1

11

1

1

10

5

10

12

5

10

5

10

1

Баллы, набранные учащимися, суммируются. По сумме баллов определяется уровень мотивации.

До 70 баллов – внешняя мотивация

От 71 до 110 баллов –социальная мотивация

Выше 110 баллов – внутренняя мотивация.

6

Федеральное
государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кронштадтский
морской кадетский военный корпус

Министерства
обороны Российской Федерации»

Описание: Описание: D:Компьютер 2010КМККСимволика КМКК 2011prez_2011%20sl2.jpg

Методическая
разработка по физике:

«Использование
метода интеллект-карт на уроках физики в 7 классе при изучении темы  «Силы в
природе»

Руденко Раисы
Федоровны

преподавателя
физики

Содержание

I.Аннотация.

II. Введение

III. Основная часть

5.Заключение.

I.Аннотация

Руденко
Р.Ф.- преподаватель физики
ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский
военный корпус Министерства обороны Российской Федерации».

Данная
методическая разработка представлена в форме учебно-методического пособия и
посвящена проблеме использования метода интеллект-карт на уроках физики .

Объект изложения –
интеллект-карты для формирования
умения, связанного с восприятием,
переработкой и обменом информацией

II.Введение

Выпускник
современной школы должен владеть следующими умениями и навыками:
написать
заявление, действовать по инструкции, принимать самостоятельные решения,
выбирать оптимальные пути решения проблем, ставить перед собой цели, уметь их
достигать, вести диалог, работать с информацией и еще многое другое. Эти
базовые умения – залог будущего благополучия взрослого человека.
Однако
требования к знаниям никто не отменял. Учитель стоит перед большой проблемой: с
одной  стороны, на уроке  надо дать необходимый объем знаний, с другой,
сформировать умения в соответствии со стандартом (ФГОС).

Поэтому
необходимо использовать  новые методы, которые позволят решать эти проблемы
одновременно. Одним из таких методов является метод интеллект-карт.

III. основная часть

Интеллект-карта по программе XMind :

Интеллект-карта– это графическое выражение,
процесс радиантного (многомерного) мышления.

 Отличительные  черты интеллект-карты:

1.                
объект изучения кристаллизован в центральном образе

2.                
основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от
центрального образа в виде ветвей

3.ветви,
принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми
словами или образами;

3.                
ветви формируют связанную узловую систему

Возможности
интеллект-карты:

-формирует
умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;

Интеллект – карта
становится алгоритмом рассуждения, фокусирующим внимание обучающихся  на
осознании  причинно-следственных связей и явлений.

Использование
метода интеллект-карт предоставляет

Учителю:

возможность реализовать принципиально новые формы и методы
обучения

                   
дополнительные возможности для поддержания и направления развития
личности обучаемого

                   
творческий поиск и организацию совместной деятельности учащихся и
учителей

                   
использование интеллектуальных форм труда

                   
 

Учащимся:

                   
доступ к нетрадиционным источникам информации

                   
повышение эффективности самостоятельной работы

                   
появление новых возможностей для творчества

                   
ускорение процесса обучения

Одним из примеров 
использования мною метода интеллект-карт
на уроках физики
является применение его при изучении темы «Силы в природе» в 7 классе.

Данная  тема
предполагает большой  для семиклассников объем конспектируемого материала,
который тяжело воспринимается и запоминается. Поэтому на первом уроке при
изучении понятия  «Сила» я провожу работу по ознакомлению с программным
обеспечением
XMind, при
помощи которого мы вместе разрабатываем  ментальную  карту «Сила»

Далее, представляю
в качестве примера урок физики  в 7 классе с использованием метода
интеллект-карт по теме «Сила упругости»,на котором  учащиеся самостоятельно
будут создавать одну из ветвей интеллект-карты  «Силы в природе»

Первым этапом
урока явилась

1.подготовка
обучающихся к продуктивной работе (
актуализация знаний)

Для этого
организовываю проверочную работу:

при помощи интеллект-
карты, выполненной на предыдущем   уроке, предлагается  ответить на вопросы:

1)Почему камень,
брошенный вертикально вверх, падает на Землю?
2)Стальной шар перенесли с поверхности стола  в стакан водой. Изменилась ли при
этом сила тяжести шара?

2)Далее создаю
учебную ситуацию, которая предполагает самостоятельное мышление на этапе
целеполагания

Используется
прием
:
«
Верите
ли вы, что….»

Утверждение

До чтения текста

После прочтения

1

В знаменитом
парижском цирке Франкони показывали  номер «Человек-бомба». Большая пушка 
заряжалась человеком — «живым снарядом», которого выбрасывала мощная пружина.

Возможно ли это?

2

Верите ли вы, что в
2003 г. в Берлине «живым снарядом» стал молодой американец, который, используя
силу упругости, пролетел над каньоном 24 метра.

3

Верите ли вы, что во время
Великой Отечественной Войны п
ри отражении одной из
контратак советские солдаты, используя рогатки, в которые заправляли гранаты,
летевшие примерно на 150 м, отбросили противника.

Прочитайте тексты
и заполните 2 столбик:

Текст
№1

Во
вре
мя Великой Отечественной Войны при
отражении одной из контратак был подбит немецкий бронетранспортёр и наши бойцы
нашли в нём 60 резиновых жгутов. Принесли их в командный пункт и сообразили
сделать из них такое оружие. Вырезали из берёзовых прутьев рогатки, только в
них заправляли не камни, а гранату – лимонку, которая летела примерно на 150 м.
(Хороший гранатомётчик – 45 м). Было изготовлено 52 рогатки. Во время
наступления гитлеровцев на них полетели 52 гранаты. Фашисты переполошились, а
наши солдаты пошли в контратаку и отбросили противника. Этот пример говорит о
том, что в жесткой борьбе с врагами нужны были наряду с храбростью знания,
умелое и своевременное их использование, проявление находчивости и
изобретательности.

Текст №2

Стрельба из пушки живыми
людьми была впервые показана в 1888 г. в знаменитом парижском цирке
Франкони. Номер назывался «Человек-бомба». Посреди сцены устанавливалась
большая пушка. Команда заряжала ее человеком — «живым снарядом. Очевидец
аттракциона рассказывал: «Музыка стихала, наступал момент тягостного молчания.
Наконец слышалась отрывистая команда: «Пли!» — и под гром выстрела, среди огня
и дыма из пушки вылетала «живая бомба». Эффект был поразительный».Публика не
подозревала, что в действительности человека выбрасывали из пушки не пороховые
газы, а мощная пружина, которая помещалась в стволе. Грохот выстрела, дым и
огонь служили для усиления зрелищного эффекта.

https://www.wikireading.ru/img/228195_21_i_057.png

Рис. 57.
«Человек-снаряд» выстреливается из пушки

В 2003 г. пушка,
которая выстрелила впервые человеком, отметила свой вековой юбилей. Произошло это
в Берлине. Ее «живым снарядом» стал молодой американец: он пролетел над
каньоном 24 метра, благополучно приземлился и получил за это пять миллионов
долларов.

Этим увлекательным
аттракционом заинтересовался русский цирковой артист, изобретатель Равиль Рамазанов.
Его расчеты показывают, что так же безопасно можно совершить полет на
расстояние 120 метров. Московский завод «Звезда» собирается изготовить по
проекту Равиля Рамазанова уникальную пушку на основе ленточной катапульты.
Московский авиационный институт ведет необходимые расчеты.

У кого изменились  мнения.

О какой силе, под действием
которой  двигались гранаты и человек-снаряд, говорится в текстах?
Поэтому
тема   нашего урока: «Сила упругости».

Все силы природы изучаются по
одинаковому плану, поэтому давайте поставим цели  изучения силы упругости.

1)Когда возникает сила упругости?

2)От чего зависит?

После краткого обсуждения ответов  на
вопросы организуется чтение
текстов, в которых идет речь о явлениях,
причиной которых является изучаемая на уроке сила упругости.

Провожу коррекцию ответов на вопросы и
предлагаю
выяснить
причину явлений .

В результате  ответов обучающихся
объявляется тема урока  формулируются цели и задачи  урока: 

·                  
Когда
возникает сила упругости? 

·                  
К
чему приложена?

·                  
Куда
направлена?

·                  
От
чего зависит?

Ментальная карта помогает понять:  все
силы изучаются по одинаковому плану.

На следующем этапе урока

3.Обеспечиваю  осознанность дальнейшей
образовательной деятельности.

Для этого  провожу
эксперимент,
http://oo13.mail.yandex.net/static/aa5b35e62a994bfe92653c6f9dd62f75/tmp03LLYw_html_59002fc8.png создаю
проблемную ситуацию, задаю вопросы:

а) Приводит ли
действие этой силы на тело к изменению скорости тела, размеров тела или формы
тела?

б) Какова причина
возникновения этой силы?

в) К чему  она
всегда приложена?

г) Куда она
направлена?

д.) От чего зависит?

е) Чему равен
модуль?

Обратите внимание, изменилась ли
форма и размеры пружины?

Что называется величиной
деформации?

Откройте учебник стр.72 и найдите
определение силы упругости. Сила, возникающая в результате деформации и
стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости.

Когда возникает сила упругости?
В результате деформации  тела  и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

Давайте выясним на опыте, от чего
зависит сила упругости.

Для этого, проведем практическую работу:
«Изучение зависимости величины деформации пружины или резины от величины
нагрузки».

Предложите план исследования.

1. Выбираю тело, которое будет
играть роль нагрузки (набор грузов).

2.Буду его подвешивать к
исследуемым пружине или резинке

3.Измеряю величину деформации.

4.Полученные данные заношу в
таблицу:

Масса
груза, кг

Величина
деформации, см

Сила
упругости

Fупр
= Fт = mg, Н

5.Построим график зависимости
величины силы упругости от величины деформации.

6.
Сделайте вывод о том, как зависит сила упругости от удлинения тела

http://oo13.mail.yandex.net/static/aa5b35e62a994bfe92653c6f9dd62f75/tmp03LLYw_html_72d3a2ae.jpg

2)Что обнаружили? От чего зависит
сила упругости?

Откройте ноутбуки и выполните 
кластер «сила упругости»,№536

Переходим к целям  нашего урока:

1)Когда возникает сила упругости?

2)От чего зависит?

4.Далее перехожу  обеспечению деятельности
обучающихся

Организовываю проведение практической
работы: «Изучение зависимости величины деформации пружины или резины от
величины нагрузки».

Предоставляет план работы

5. После этой работы провожу обсуждение
результатов

1)
Что показал проведенный вами эксперимент?

2)Какая линия  получилась у вас при
построении  графика  зависимости  величины силы  упругости от величины
деформации? 

3) Какую зависимость выражает прямая линия
между силой упругости и величиной деформации?

4)Какой вывод можно сделать?

6. Осознание каждым личной динамики
развития
:

предлагается  дальнейшая работа с
интеллект-картой   «Силы в природе» по созданию ветви «сила упругости».

Создание карты

Пример интеллект-карты  «силы в природе»
после изучения темы -10 уроков.

Я
провела анализ знаний кадет, изучающих данную тему с использованием ментальных
карт и без применения этого метода. Результаты контрольных  работ обучающихся,
создавших собственные интеллект-карты, оказались выше, чем у кадет, которые
обучались  по традиционным технологиям.

Вывод: все
приобретенные знания учеников сохраняются в памяти значительно дольше, а доля
усвоенного материала значительно выше. Процесс  построения  интеллект-карт 
делает  обучение в корпусе  творческим и увлекательным, позволяя каждому
обучающемуся проявить самостоятельность и инициативу, умения анализировать,
сравнивать, находить правильные способы решения поставленной задачи, что
является очень важной составляющей в развивающем обучении.

“Использование интеллект- карт на уроках физики, как средство развития образного мышления учащихся”

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. В своей работе я во всех классах практикую составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики. Они помогают:

  • образно представить изучаемый материал;

  • прослеживать взаимосвязь между частями;

  • упорядочить знания по данной теме;

  • в 3 раза крепче запомнить изучаемый материал, т.к. работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная;

  • сэкономить время при повторении и обобщении большого раздела.

Интеллект-карта- это своего рода реклама темы или раздела. Её яркость и красочность привлекает внимание учащихся. При её составлении ученики проявляют свои творческие способности.

Прежде чем начинать говорить об интеллект-картах, необходимо рассказать о некоторых понятиях, без которых будет трудно разобраться в данном вопросе.

Итак, начнем. Как вы думаете, что происходит у вас в голове, когда вы вдыхаете аромат цветов, жуете сочное яблоко, смотрите кино, слушаете любимую музыку? Ответ на этот вопрос лежит за пределами банальных “просто” или “сложно”.

Частичку любой информации, поступающей в мозг человека, условно можно представить в виде центра сферы, от которого в разные стороны расходится множество “крючочков”.

Эти “крючочки” можно назвать 
ассоциациями, которые соединены между собой огромным числом связей. Ну а совокупность этих связей и ассоциаций принято называть человеческой памятью. Только задумайтесь – образ, мелькнувший у вас перед глазами, услышанное слово, прикосновение, запах, – становится центром, от которого начинает свой рост дерево ассоциаций.

Как вы думаете, что бы произошло, пожелай вы описать каждую из них? Скорее всего, это оказалось бы невыполнимым заданием, потому что записав очередную ассоциацию, у вас в голове рождалась бы новая, а потом еще – и так до бесконечности.
Человеческий мозг способен сформировать колоссальное количество ассоциаций. Творческое мышление человека также имеет бесконечный потенциал.

Радиантное мышление – ассоциативный по своей природе мыслительный процесс, начинающий развитие от центрального образа (радианта).

Итак, интеллект картой 
называется графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления.
Интеллект-карты – это мощнейший инструмент, который позволяет высвободить колоссальный потенциал мозга человека

История создания и развития.

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

Семантические сети были разработаны
в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен,автор книг по популярной психологиутверждает, что он является изобретателем современного
вида интеллект – карт (диаграмм связей).

По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта.

Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверное, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно.

Отличительные черты интеллект-карт:

  • объект, который мы наблюдаем или изучаем, должен занять место центральный образ (радианта). От него начнет свой рост древо ассоциаций;

  • главные ассоциации, связанные с центральным образом, отходят от него в виде плавных линий;

  • линии обозначаются ключами (это могут быть слова или образы);

центральный образ вместе с линиями формируют связанную между собой систему узлов.

Области применения

обучение

  • конспектирование лекций

  • конспектирование книг

  • подготовка материала по определенной теме

  • решение творческих задач

  • мозговой штурм

  • презентации

  • планирование и разработка проектов разной сложности

  • составление списков дел

  • общение

  • проведение тренингов

  • развитие интеллектуальных способностей

  • решение личных проблем

  • составление органограмм

Правила оформления интеллект – карт

  • Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.

  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.

  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

  • Использовать желательно печатные буквы

  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме

Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков. Также карте можно придать трехмерную глубину, это добавит ей привлекательности, занимательности, а также сделает ее более наглядной. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на лучшее запоминание информации, которая “зашифрована” в вашей интеллект-карте.

Значение интеллект – карты

Вооружившись знаниями о возможностях человеческого мозга, вы можете отправиться путешествовать в мир его безграничного потенциала.
 Метод интеллект-карт научит учащихся выражать и высвобождать свой ментальный потенциал, и что немаловажно, даст возможность использовать его в повседневной школьной жизни.

Вот несколько интеллект-карт, составленных к урокам физики в 7-9 классах Жабской основной общеобразовательной школе.

Интеллект – карта «Закон Ома для участка цепи»

Интеллект – карта «Работа и мощность электрического тока»

Интеллект – карта «Закон Джоуля-Ленца»

Интеллект – карта «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Как быстро подготовиться к экзаменам

Для кого-то лето – пора отдыха и отпусков, а для кого-то – горячая пора экзаменов и сессии. Как известно, большинство учеников тянут с подготовкой до последнего. И тогда им приходиться делать невероятное – за пару-тройку дней изучить колоссальный объем материала.

Эта интеллект – карта специально для школьников с практическими рекомендациями как быстро подготовиться к учебным испытаниям и не нанести вреда своему здоровью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жабская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Использование

интеллект – карт на уроках физики,

как средство развития образного мышления учащихся

Подготовила:

Египко Римма Ивановна учитель физики

первая квалификационная категория

с. Жабское

2017год

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. В своей работе я во всех классах практикую составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики. Они помогают:

  • образно представить изучаемый материал;

  • прослеживать взаимосвязь между частями;

  • упорядочить знания по данной теме;

  • в 3 раза крепче запомнить изучаемый материал, т.к. работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная;

  • сэкономить время при повторении и обобщении большого раздела.

Интеллект-карта- это своего рода реклама темы или раздела. Её яркость и красочность привлекает внимание учащихся. При её составлении ученики проявляют свои творческие способности.

Прежде чем начинать говорить об интеллект-картах, необходимо рассказать о некоторых понятиях, без которых будет трудно разобраться в данном вопросе.

Итак, начнем. Как вы думаете, что происходит у вас в голове, когда вы вдыхаете аромат цветов, жуете сочное яблоко, смотрите кино, слушаете любимую музыку? Ответ на этот вопрос лежит за пределами банальных “просто” или “сложно”.

Частичку любой информации, поступающей в мозг человека, условно можно представить в виде центра сферы, от которого в разные стороны расходится множество “крючочков”.

Эти “крючочки” можно назвать 
ассоциациями, которые соединены между собой огромным числом связей. Ну а совокупность этих связей и ассоциаций принято называть человеческой памятью. Только задумайтесь – образ, мелькнувший у вас перед глазами, услышанное слово, прикосновение, запах, – становится центром, от которого начинает свой рост дерево ассоциаций.

Как вы думаете, что бы произошло, пожелай вы описать каждую из них? Скорее всего, это оказалось бы невыполнимым заданием, потому что записав очередную ассоциацию, у вас в голове рождалась бы новая, а потом еще – и так до бесконечности.
Человеческий мозг способен сформировать колоссальное количество ассоциаций. Творческое мышление человека также имеет бесконечный потенциал.

Радиантное мышление – ассоциативный по своей природе мыслительный процесс, начинающий развитие от центрального образа (радианта).

Итак, интеллект картой 
называется графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления.
Интеллект-карты – это мощнейший инструмент, который позволяет высвободить колоссальный потенциал мозга человека

История создания и развития.

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

Семантические сети были разработаны
в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале
60-х. Британский писатель Тони Бьюзен,
автор книг по популярной психологи
утверждает, что он является изобретателем современного
вида интеллект – карт (диаграмм связей).

По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта.

Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверное, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно.

Отличительные черты интеллект-карт:

  • объект, который мы наблюдаем или изучаем, должен занять место центральный образ (радианта). От него начнет свой рост древо ассоциаций;

  • главные ассоциации, связанные с центральным образом, отходят от него в виде плавных линий;

  • линии обозначаются ключами (это могут быть слова или образы);

центральный образ вместе с линиями формируют связанную между собой систему узлов.

Области применения

обучение

  • конспектирование лекций

  • конспектирование книг

  • подготовка материала по определенной теме

  • решение творческих задач

  • мозговой штурм

  • презентации

  • планирование и разработка проектов разной сложности

  • составление списков дел

  • общение

  • проведение тренингов

  • развитие интеллектуальных способностей

  • решение личных проблем

  • составление органограмм

Правила оформления интеллект – карт

  • Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.

  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.

  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

  • Использовать желательно печатные буквы

  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме

Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков. Также карте можно придать трехмерную глубину, это добавит ей привлекательности, занимательности, а также сделает ее более наглядной. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на лучшее запоминание информации, которая “зашифрована” в вашей интеллект-карте.

Значение интеллект – карты

Вооружившись знаниями о возможностях человеческого мозга, вы можете отправиться путешествовать в мир его безграничного потенциала.
 Метод интеллект-карт научит учащихся выражать и высвобождать свой ментальный потенциал, и что немаловажно, даст возможность использовать его в повседневной школьной жизни.

Вот несколько интеллект-карт, составленных к урокам физики в 7-9 классах Жабской основной общеобразовательной школе.

Интеллект – карта «Закон Ома для участка цепи»

Интеллект – карта «Работа и мощность электрического тока»

Интеллект – карта «Закон Джоуля-Ленца»

Интеллект – карта «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Как быстро подготовиться к экзаменам

Для кого-то лето – пора отдыха и отпусков, а для кого-то – горячая пора экзаменов и сессии. Как известно, большинство учеников тянут с подготовкой до последнего. И тогда им приходиться делать невероятное – за пару-тройку дней изучить колоссальный объем материала.

Эта интеллект – карта специально для школьников с практическими рекомендациями как быстро подготовиться к учебным испытаниям и не нанести вреда своему здоровью.

Интеллект – карта «Как быстро подготовиться к экзаменам»

Программное обеспечение

  • Open source

  • Dia • LibreOffice Draw • Java-based: FreeMind • XMind • Docear • PGF/TikZ

  • Проприетарное

  • MS Visio • MindManager • ConceptDraw MINDMAP

  • Веб-сервисы

  • MAPMYself

 Семантическая паутина

  • Основы

  • Всемирная паутина · Интернет · Гипертекст · Базы данных · Семантические сети · Онтологии  ·Дескрипционная логика

  • Подразделы

  • Linked data · Data Web · Hyperdata · Dereferenceable URIs · Rule bases · Data Spaces

  • Приложения

  • Семантическая вики · Семантическая публикация · Semantic search · Семантические вычисления ·Semantic advertising · Semantic reasoner · Semantic matching · Semantic mapper · Semantic broker ·Semantic analytics · Semantic service oriented architecture

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время

Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: “Вес тела, невесомость, перегрузки”….

Развитие образного мышления учащихся, творческого подхода, воспитание эстетических чувств, экологического самосознания.

Экологический материал дает возможность формирования универсальных учебных  действий, представления о целостной картине мира, интеграции знаний по математике, биологии, экологии, изобразительному…

“Педагогическая деятельность как средство развития абстрактного мышления учащихся на уроках математики”

Педагогический проект для аттестации….

Доклад “Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики”

Доклад “Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики”…

Презентация “Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики”

Презентация  “Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках  математики”…

Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это…

Фрагменты работы на уроках музыки над развитием образного мышления

для работы молодому учителю…

Добавить комментарий