Интеллект-карты — эффективный инструмент саморазвития — не так просты, как кажутся. Они таят в себе огромные возможности, но раскрывают их, только когда созданы с учетом важных правил. Автор методики Тони Бьюзен в книге «Сверхмышление» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.
Шаг 1. Подготовка
Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.
Сверхмышление
Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.
Шаг 2. Выберите центральный образ
После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.
Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.
Шаг 3. Определите основные идеи
Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.
Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.
— Какая информация или знания вам необходимы?
— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?
— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?
— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)
— На какие подтемы можно разделить основную тему?
Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.
Шаг 4. Добавьте ветви
Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.
Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.
Шаг 5. Выражайте идеи через образы
Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.
Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.
Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.
Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.
Шаг 6. Играйте словами
Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.
Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.
Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.
Шаг 7. Развивайте синестезию
Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.
Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.
Шаг 8. Создавайте собственные коды
Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.
Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи
Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.
Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.
Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга
Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.
При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.
Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.
По материалам книги «Сверхмышление» (раздел «Саморазвитие»)
Обложка поста — unsplash.com
#База знаний
- 16 сен 2021
-
0
Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.
Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.
Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.
Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).
Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
- MindMeister,
- Miro,
- XMind,
- MindMup,
- Mind42 и другие.
Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.
На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.
На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.
В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:
Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.
- Познакомьте студентов с интеллект-картами и посоветуйте применять их для сбора и систематизации информации (например, при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ). Также диаграммы связей эффективны как способ ведения конспектов во время лекции и выделения важных тезисов из книг.
- Интеллект-карты помогут при составлении учебного плана: с ними вы сможете удобно структурировать список тем и задач, перечень учебных материалов и вспомогательных инструментов.
- При обучении иностранному языку можно поместить в центр диаграммы новое для студентов слово и связать с ним слова-ассоциации или соответствующие синонимы/антонимы. Или же указать в центре тематику (например, «Шопинг» или «Путешествие»), а на «ветвях» расположить относящиеся к ней слова и выражения.
- На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги. Похожим образом можно применять интеллект-карты и на уроке литературы: например, при анализе сюжета произведения или образов персонажей.
- При командной работе, например во время тренинга, интеллект-карты можно использовать для мозгового штурма, записывая идеи участников вокруг центральной задачи или проблемы.
- Также диаграмма связей пригодится для совместной работы над проектом: с её помощью можно распределить роли и задачи членов команды. Правда, чтобы наглядно представить сроки выполнения, придётся использовать дополнительный инструмент.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее
Как использовать интеллект-карты в работе над художественным произведением
Разбираем, что такое интеллект-карта и как применять её в работе над художественным произведением. В статье представлены примеры интеллект-карт, составленных на основе романа Фрэнка Герберта «Дюна», а также подборка программ для разработки интеллект-карт.
- Интеллект-карта — инструмент для структурирования информации
- Этапы составления интеллект-карты
- Способы использования интеллект-карт в работе над книгой
- Разработка идеи с помощью интеллект-карты
- Построение сюжета с помощью интеллект-карты
- Создание системы персонажей с помощью интеллект-карты
- Проработка персонажа с помощью интеллект-карты
- Программы для составления интеллект-карт
- Подведём итоги: как работать с интеллект-картами
Интеллект-карта — инструмент
для структурирования информации
Интеллект-карта (карта мыслей, ментальная карта, ассоциативная карта, диаграмма связей, mind map) — это способ структурировать и визуализировать информацию так, чтобы увидеть, из каких частей может состоять нечто целое. Образы и ключевые слова об одном событии, идее или задаче не всегда составляются в единую систему сразу. В такие моменты помогает интеллект-карта.
Британский психолог Тони Бьюзен одним из первых подробно описал методику работы с интеллект-картами в книге «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Методика встречается и раньше. Например, прообразами интеллект-карт пользовались мыслители Древней Греции, Средневековья, эпохи Возрождения, а затем и Просвещения. Тони Бьюзен
не первооткрыватель, но популяризовал метод именно он.
Интеллект-карты применяются во многих областях жизни: в обучении, бизнесе, науке, творчестве и саморазвитии. При помощи них человек работает
с ассоциациями, находит связи между идеями и создаёт новые подходы
к решению задач любого характера.
Этапы составления интеллект-карты
Тони Бьюзен писал, что в хорошей интеллект-карте есть три важных компонента:
- центральный образ,
- толстые основные ветви разных цветов и
- единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви (лучше — и то, и другое).
Чтобы создать интеллект-карту нужно много пространства, поэтому лучше взять лист бумаги побольше — А3, А2 или А1. Интеллект-карта рисуется разноцветными фломастерами или карандашами. Так, её отдельные области становятся ярче, что подстёгивает воображение. Создать интеллект-карту можно также при помощи программ, приложений и сервисов.
Интеллект-карта составляется в несколько этапов:
В центре располагается кратко подписанный образ. Это ядро интеллект-карты, поэтому образ должен отражать всю суть вопроса, проекта или задачи. Необходимо, чтобы он был ярким, простым и понятным. Можно дополнить его изображением.
От центрального образа рисуются ветви ― ассоциации первого порядка. Лучше делать это разными цветами, чтобы каждая ветвь выделялась. Каждую ветвь необходимо подписать и по возможности изобразить образ, который с ней ассоциируется.
От ассоциаций первого порядка рисуются новые ветви. Эти ассоциации второго порядка подписываются и тоже по возможности обозначаются изображениями. В свою очередь, от них могут отходить ветви, создавая ассоциации третьего порядка.
Получившиеся образы можно соединять стрелками или объединять в группы, даже если они изначально отходят от разных ветвей. Важно, чтобы автор интеллект-карты понимал, для чего он это делает и что хочет показать.
Этапы, начиная со второго, повторяются до тех пор, пока не закончатся все возможные ассоциации. Вымучивать образы не нужно. Если они не появляются сразу, лучше оставить место и двигаться дальше, а потом снова вернуться, как только придёт нужная мысль. Если кажется, что все образы выгружены, можно взять отдых на несколько часов или даже дней. Свежий взгляд на интеллект-карту поможет понять, как сделать её более цельной и полезной.
Способы использования
интеллект-карт в работе над книгой
Каждый писатель придумывает свои способы и алгоритмы создания интеллект-карт и адаптирует их для себя. Всё зависит от потребности автора и цели, которую он перед собой ставит.
С помощью интеллект-карты писатели в том числе могут:
-
Продумать идею произведения до начала работы над рукописью.
-
Обрести вдохновение и войти
в состояние потока. -
Собрать и структурировать фактуру.
-
Создать персонажа, описать его внутренний и внешний портрет.
-
Спланировать сюжет произведения и работу
над рукописью. -
Смоделировать сюжетные ситуации и систему персонажей.
-
Запомнить все необходимые для произведения художественные детали.
-
Провести мозговой штурм, например, чтобы найти свежие идеи для сюжета.
В статье рассмотрим несколько случаев использования интеллект-карт, согласно основным писательским задачам:
- Разработка идеи.
- Построение сюжета.
- Создание системы персонажей.
- Проработка персонажа.
В качестве примера возьмём роман Фрэнка Герберта «Дюна».
Разработка идеи
с помощью интеллект-карты
Представим, что Фрэнк Герберт разрабатывал идею романа «Дюна», отталкиваясь от образа планеты Арракис.
Ассоциациями первого порядка будут общие темы, которые поднимаются на протяжении всего произведения:
- атмосфера планеты,
- война за неё,
- специя и
- жизнь на планете.
Каждую ассоциацию первого порядка можно уточнить и сделать понятными при помощи ассоциаций второго порядка. Каким-то словам необходимо дать определения — тут задействуются ассоциации третьего порядка. Основным источником конфликта на Арракисе становится специя, поэтому образ связан с войной за планету стрелкой.
Оттолкнуться при разработке идеи можно от любого образа, который будет усложняться с каждым новым уровнем ассоциаций. Например, в качестве центрального образа «Дюны» можно было взять специю. От неё были бы построены свои связи и ассоциативные ряды. У каждого автора интеллект-карта будет оригинальна.
Построение сюжета
с помощью интеллект-карты
Роман «Дюна» состоит из трёх частей: «Дюна», «Муад’Диб» и «Пророк». Представим, что планирование сюжета и событий произведения будет разбито на эти части. Иными словами: сюжетное построение будет идти от общего к частному. В таком случае, от каждой части пойдут отдельные главы или ключевые события.
Можно было составить интеллект-карту иначе. От центрального образа романа отошли бы ветви: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, сюжетные повороты, развязка, финал. Такой алгоритм позволил бы увидеть
не только подборку последовательных событий, но и их динамику.
Создание системы персонажей
с помощью интеллект-карты
«Дюна», как и многие эпические произведения, наполнена персонажами, которые объединяются в группы, враждуют или помогают друг другу, а может и вовсе остаются независимыми. Удержать их всех в голове непросто, поэтому для составления системы персонажей подойдёт интеллект-карта.
Основные ветви представляют главные фракции в романе, которые в свою очередь разбиваются на действующих лиц. В интеллект-карте можно группировать персонажей и объединять в ассоциациях второго порядка. Это помогает систематизировать отношения персонажей, их взаимосвязи.
Можно группировать персонажей и по другим принципам. Например,
не по фракциям, а по тому, кто в истории является протагонистом, а кто — антагонистом. От каждого будут идти ответвления с персонажами, которые занимают соответствующую сторону.
Проработка персонажа
с помощью интеллект-карты
Главный герой «Дюны» ― Пол Атрейдес, сын главы дома Атрейдесов герцога Лето. Чтобы разработать личность персонажа необходимо знать, как он выглядит, какой у него характер, какими способностями он обладает, из какой он семьи, кто его союзники и враги. Эти характеристики и будут ветвями в интеллект-карте. Каждая ветвь поясняется ассоциациями второго порядка, благодаря чему образ Пола Атрейдеса постепенно усложняется.
Можно использовать другой набор характеристик. Всё зависит от видения автора, жанра произведения и места персонажа в истории.
Программы для составления
интеллект-карт
Для составления интеллект-карт существует множество программ, сервисов и приложений. Предлагаем несколько вариантов:
Бесплатная программа, которую можно установить, как десктопную версию, или воспользоваться веб-приложением.
В программе есть разные формы фигур и стили схем. При необходимости можно добавлять гиперссылки и изображения. Полная история изменений позволит взглянуть на предыдущие версии карты. Сохранить проекты можно во всех базовых форматах.
Сервис доступен на всех платформах. Главное преимущество — работа над интеллект-картами командой. Подойдёт тем писателям, которые работают над произведением в соавторстве. Есть бесплатный тариф. Подписка ($10 в месяц) открывает возможность сохранять проекты
в необходимых форматах и добавляет ещё несколько полезных функций для совместной работы.
Относительно бесплатная программа. Сочетает в себе много вариантов схем, цветов
и комбинаций. Помимо интеллект-карт можно создать логические, организационные, древовидные и хронологические схемы, диаграммы Исикавы. Результат работы можно либо сохранить как проект в формате XMind Workbook, либо экспортировать в формате PDF, SVG или PNG с водяным знаком. Для использования программы без ограничений, можно купить стандартную подписку за $59,99
в год.
Это простая и бесплатная программа представлена только в виде мобильного приложения для Android. Проекты можно сохранять в виде списка или в форматах PNG, SVG, PDF и OPML.
Относительно бесплатный сервис, которым можно воспользоваться как через
веб-приложение, так и на смартфоне на Android или iOS. В бесплатной версии доступны три карты, режим презентации. Есть доступ
к значкам и картинкам из библиотеки сервиса. Экспортировать проекты можно в формате RTF или как проект MindMeister. В платной версии доступно больше карт и экспорт в большее количество форматов. Личная подписка стоит $4,99 в месяц. По мере увеличения цены
за подписку, открывается всё больше функций.
Подведём итоги:
как работать с интеллект-картами
-
К созданию интеллект-карты нужно подготовиться. Потребуется большой лист и разноцветные фломастеры или карандаши. Можно воспользоваться одним из сервисов по созданию
интеллект-карт. -
Прежде, чем начать, следует сформулировать цель. Необходимо понимать, для чего интеллект-карта создаётся, какую проблему
нужно решить. -
Центральный образ — это ядро карты. От него зависит вся работа. Удачно подобранный образ поможет составить такую интеллект-карту, к которой можно будет возвращаться не один раз.
-
Важно не ограничивать себя и фиксировать все ассоциации, которые приходят в голову. Ассоциации могут быть странными, нелогичными, пугающими или смешными. Позднее можно оценить качество ассоциаций и удалить неподходящие, но на первом этапе лучше «выгрузить» все возможные варианты.
-
Правильной схемы или алгоритма нет. Каждый автор думает
по-своему и обладает своим оригинальным воображением и подходом. -
Интеллект-карта — гибкий инструмент, который можно использовать для любой творческой задачи и любого эксперимента.
-
На создание интеллект-карты может потребоваться много времени. Ассоциации не всегда приходят в голову сразу и в полном объёме.
Для некоторых мыслей нужно время, чтобы они созрели. -
К готовой интеллект-карте следует возвращаться. Это нужно, чтобы дополнить её или получить заряд вдохновения. Порой в старых мозговых штурмах можно найти новые решения творческих задач.
А порой там обнаруживаются и новые сюжеты для произведений.
- Бахрах Э. Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно / Пер. с исп. Е. Куприянова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / Под ред. Глеба Архангельского. М.: Альпина Паблишер, 2009.
- Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Пер. с англ. Ю. Константинова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
- Герберт Ф. Дюна / Пер. с англ. Ю. Соколов. М.: Издательство АСТ, 2021.
- Роулинг С. Я хочу больше идей. Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления / Пер. с англ. Е. Куприянова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Пер. с англ. П. Ракитин. М.: Альпина Паблишер, 2016.
Автор материала: Артур Ахметшин
Редактор: Мария Мальки
Дата публикации: 14.12.2022
Скоро экзамены, вы листаете учебники и не представляете, как все понять и запомнить? Не беда! Психолог Тони Бьюзен давно нашел способ, который помогает разобраться с большим объемом информации, а также повышает успеваемость минимум на 12%. Рассказываем, как составить интеллект-карту и зачем она нужна.
В этой статье:
Что такое интеллект-картаКак составить интеллект-карту: инструкцияСервисы для создания картКак использовать интеллект-карту в учебе
Что такое интеллект-карта
Интеллект-карта (англ. mind map) — это метод, который позволяет человеку с помощью ассоциативных схем и диаграмм структурировать сложную информацию. Используется он в бизнесе, учебе и даже в повседневных делах. По-другому интеллект-карту еще называют ментальной картой, картой мыслей или майндмэп.
Достичь ваших целей в учебе поможет консультация с экспертом по обучению Maximum Education. На ней вы разберетесь, как подтянуть оценки и найти мотивацию учиться, выберете предметы для сдачи на ОГЭ и ЕГЭ и подходящее вам направление обучения, разработаете пошаговый план подготовки к экзаменам и стратегию поступления на бюджет. Записывайтесь на бесплатную консультацию и добивайтесь своих целей!
Как это выглядит: определяется главная тема или проблема, которая располагается в самом центре рисунка. Затем от нее в разные стороны растягиваются ветви с подтемами. Их тоже можно разбить на более мелкие подпункты, если это необходимо.
Такую концепцию в 1974 году придумал британский психолог Тони Бьюзен. Изучая человеческое мышление на протяжении многих лет, он попытался перенести на бумагу информацию так же же, как клетки мозга передают информацию нейронам. Получилось своего рода дерево с множеством ветвей.
По моему убеждению, каждого ребенка на планете необходимо научить технике создания интеллект-карт в рамках базового права на всестороннее образование. Практический опыт и результаты исследований показывают, как техника создания интеллект-карт способна помочь и детям, и учащимся любого возраста повысить уровень концентрации и понимания, быстрее запоминать информацию, лучше готовиться к экзаменам и чувствовать себя увереннее
Тони Бьюзен
Позже интеллект-карту исследовал Дэвид Боули из Университета Джонса Хопкинса и подтвердил, что так информация действительно лучше усваивается и запоминается. Более того, он заявил, что ученики, которые составляют ментальные карты, учатся лучше других на 12%.
Как составить интеллект-карту: инструкция
Представьте, что на уроках литературы вы сейчас проходите Серебряный век. Вам нужно выучить, какие поэты к нему относятся и их наиболее известные произведения. Чтобы выполнить это задание, можно составить интеллект-карту.
1. Выберите главную тему или проблему
И разместите ее в центре карты.
Например: Серебряный век.
2. Переходите от общего к частному
Продумайте несколько подтем и проведите к ним ветви от центра. Но не делайте это ровными линиями! По мнению Тони Бьюзена, наше мышление не линейное, а радиантное. То есть четкие линии и структурированные списки лишь мешают запоминать информацию, а креативность и ассоциации, наоборот, помогают.
Например: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Александр Блок и другие.
3. Конкретизируйте каждую из подтем
Вам нужно изучить произведения поэтов, поэтому подпишите их названия к каждому из имен:
- к Ахматовой — «Мужество», «Реквием», «Вечер»;
- Есенину — «Хулигана», «Письмо к женщине», «Березу»;
- Цветаевой — «Бабушке», «Прохожего», «Анне Ахматовой»;
- Блоку — «Незнакомку», «Двенадцать», «Летний вечер».
Если нужно, эти ветви можно продлевать еще и еще. Например, выписать даты произведений, где и как они создавались, цитаты.
Сервисы для создания карт
Не существует точного варианта, как должна выглядеть интеллект-карта. К ее составлению можно подойти творчески, используя разноцветные фломастеры, распечатанные или вырезанные изображения и стикеры. Или же, наоборот, оформить карту минималистично: четкие линии и ничего лишнего.
Если не получается визуализировать майндмэп самостоятельно, множество вариантов и идей есть в интернете — например, в Pinterest.
Кстати, необязательно составлять карту на бумаге. Сегодня существует много удобных сервисов:
- Coggle
- Loopy
- Bubble.us
- Mindomo
- MindManager
- Popplet
- Scapple
- XMind
- SpiderScribe
Также вы можете прочитать книгу автора идеи, которая называется «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Другой способ изучить составление интеллект-карт — по видео:
- Ролик о том, как нарисовать карту.
- 7 способов ее использовать.
- Плюсы и минусы такого подхода к анализу информации.
Как использовать интеллект-карту в учебе
Кажется, что интеллект-карту можно использовать лишь для конспектирования, но на самом деле это не так. Майндмэп удобна также для генерирования идей, организации мероприятий, планирования домашних дел, разделения обязанностей.
Например, интеллект-карта пригодится, если необходимо выучить новую лексику. Сначала выписываете основную тему, затем продлеваете ветви с подтемами. Или, например, карта поможет составить продуманную презентацию, где каждая ветвь — это новый слайд.
Если учитель задал вам посмотреть документальный фильм, видео на YouTube или прослушать аудирование, здесь тоже пригодится навык составления карты! Также майндмэп поможет запомнить поэтов и писателей или сюжет книги. А еще это отличный способ вести конспект во время урока, если вы не успеваете записывать все за педагогом.
Хотите потренироваться? Попробуйте с помощью интеллект-карты проверить, как хорошо вы подготовились к уроку. Возьмите листок, выпишите в центре, например, тему по грамматике, а в качестве ветвей — правила, от которых идут ветви с исключениями. Или, может, у вас завтра словарный диктант? Тогда самое время вспомнить слова и нанести на карту.
Сегодня мы поговорим об очень интересной методике. Инструментов для активизации и организации мышления много, но этот, на мой взгляд, самый лучший. Методика с одинаковым успехом работает при написании конспекта научной монографии, разработке сюжета художественного романа или структуры популярной книги и даже при составлении бизнес-плана.
Что такое Mind map
Методика называется Mind map и переводится по-разному: интеллект-карта, карта ума, мыслительная карта. Автор этой методики британский психолог Тони Бьюзен. Он, кстати, филолог по образованию, и карту ума придумал еще будучи студентом, чтобы лучше усваивать большое количество информации. Но потом понял, что для мышления этот инструмент подходит не меньше, чем для запоминания.
Т. Бьюзен считал, что Mind map – это графическое выражение нашего мышления. И, действительно, мышление нелинейно, мысль, возникая, мгновенно рассыпается фейерверком ассоциаций. При попытке выстроить все эти образы и идеи линейно часто возникают проблемы. И не надо мучиться, лучше воспользоваться мыслительной картой
Принципы Mind Map
Рассуждение начинается с главной идеи, которая изображается графически в виде образа, символа, знака. Часто само продумывание символического воплощения идеи вызывает настоящий прорыв, озарение.
- От этой идеи идут мысли-ассоциации – они изображаются в виде ветвей или стрелок, разного цвета, толщины, структуры.
- Все линии подписываются в соответствии с ассоциациями – аспектами основной идеи.
- На основных линиях намечаются узлы, откуда идут ассоциации второго порядка и т. д.
- Следует как можно больше использовать рисунков, особенно в узлах линий.
Необходимость рисовать многих напрягает. Но ведь эти карты делаются не на выставку, а для себя, а подбор символов, и само рисование очень полезно. У меня студенты факультета искусств (и не только) создавали настоящие шедевры.
Конечно, это образец. Но не надо стесняться ни корявых рисунков, ни небрежных линий. Значение мыслительной карты иное.
Карта для разработки сюжета
Теперь посмотрим, как эта методика может быть полезна писателю. С ее помощью можно и прорабатывать характеры героев, и строить сюжет. Вот, например, сюжет – с ним можно работать двумя способами.
Во-первых, идти по классическому пути карты ума, то есть от центральной идеи. Например, я хочу написать книгу о таинственном артефакте. Поэтому в центр листа я помещаю его. А затем от него намечаю линии. Сначала определяюсь, что за артефакт, зачем он нужен, какая в нем сила и опасность.
Далее у меня будут линии команды (героев), злодеев (куда же без них), линия мира. Потом количество линий может увеличиться.
Следующий этап – работаем с ассоциациями второго порядка. Можно начать с мира, ведь от этого зависит многое, но если вам ближе описание отношений, то поработайте с командой. У меня вот такой получился корявенький набросок.
Mind map настолько популярная методика, что появилось множество компьютерных программ. Вот вариант моего примера, сделанный в одной из них.
Как вы видите, здесь то же самое начало проработки сюжета. Но я книгу писать не собираюсь, это только пример для вас. Но, на мой вкус, работать вручную интереснее и для мышления полезнее. Хоть в подборе картинок тоже есть своя прелесть.
А вот это второй вариант проработки сюжета, который я назвала «Путь героя». Начинается составление карты от начальной точки, когда жизнь героя перестала быть прежней, и он двинулся навстречу намеченной автором цели. На этом жизненном пути вы обозначаете встречи, приключения, победы, отступления, происки злодеев и т. д. А попутно прорабатываете характеры героев, особенности их отношений, особенности мира.
Карта ума тем хороша, что ее можно использовать в зависимости от своей цели. И она помогает всегда. Даже если вам надо написать серьезную статью на сайт или сделать сам сайт. Вот, кстати, еще одна студенческая работа на эту тему.
Попробуйте эту методику – не пожалеете. А я ненадолго расстаюсь с вами. До скорой встречи.
Напоминаю: практические занятия у нас с вами по понедельникам. Для тех, кто что-то пропустил вот список:
“Развитие образного мышления. Тренинг для писателя”
“Игры со словами. Тренинг для писателей и копирайтеров”
“Как придумать сюжет. Лайфхак от Дж. Родари”