ГУ
« Станционная средняя школа
отдела
образования акимата Карабалыкского района»
Метод
интеллект-карт
на
уроках русского языка
и
литературы
с.
Станционное
Содержание
Пояснительная
записка………………………………………………………………3
Глава
1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции
обучающихся…………………………………………………………5
1.1.Открытие
метода интеллект-карт.…………………………………………… ..6
1.2.
Достоинства интеллект-карт………………………………………………….. 6
Глава
2. Методика создания интеллект-карт………………………………………7
Глава
3.
Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе подготовки
обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку…………..7
3.1.
Групповая работа обучающихся……………………………………………….8
3.2.Аннотирование…………………………………………………………………..9
3.3.Конспектирование………………………………………………………………11
Заключение
…………………………………………………………………
………12
Источники
материала………………………………………………………………13
Приложение
1.
Как составить интеллект-карту?
2. Законы построения
интеллект-карт
3.
12 советов по рисованию карт
4. Критерии оценки интеллект-карты
5. Образцы
интеллект-карт по русскому языку
6. Образцы
интеллект-карт по литературе
Пояснительная записка
Одной из самых
актуальных проблем современной школы является формирование
учебно-познавательных компетенций обучающихся . В данном методическом пособии
представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает решение данной проблемы
путем использования информационных ресурсов
и компьютерных программ.
Цель методического
пособия: помочь учителю в формировании лингвистической,
языковой и коммуникативной компетенций обучающихся на уроках русского языка и
литературы в условиях обновленной программы обучения.
Задачи:
- вооружить
учителей и обучающихся
новым методом: научить создавать интеллект-карты и применять их в
процессе обучения. - представить
различные варианты интеллект-карт по русскому языку и литературе как
образец для самостоятельного создания.
Пособие состоит из трех частей и приложения. В первой
части содержатся краткие теоретические сведения о методе интеллект-карт, его
достоинствах. Во второй части представлена методика создания интеллект-карт.
В третьей части даны методические рекомендации по их применению в образовании.
В приложении представлен практический материал: комплект интеллект-карт,
составленных по разделам школьного курса русского языка .Пособие адресовано
в первую очередь учителям русского языка и литературы и обучающимся 5-11
классов, но может быть использовано и другими учителями-предметниками. Новизна
методического пособия заключается в том, что форма подачи теоретического
материала в виде интеллект-карт:
·
отвечает
реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
·
приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно
дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
·
поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся
возможность создавать свой инновационный продукт
– интеллект-карты
·
оптимальное соотношение теоретического
и практического материалов позволяет пособию совместить функции учебника и
репетитора
·
теоретический материал предлагается использовать в качестве
рекомендаций по созданию интеллект-карт
·
практический материал можно использовать как образец для создания
собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный
материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов,
рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов
учебной литературы, создании презентации,
Использование
учителем метода интеллект-карт способствует:
·
повышению
мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в
образовательном процессе
·
развитию
их предметной компетенции
·
активизации
деятельности
Составление
собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:
·
адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку
·
выявлять слабые места в знании
учебного предмета
·
научиться самостоятельной работе с учебным и справочным
материалами
·
развивать личностные качества, интеллект, пространственное
мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
Глава1.
Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции
обучающихся
1.1.
Понятие об интеллект-картах
В книге
«Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий
стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем
будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не
знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим возникает необходимость интенсификации
учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее
значимым является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования
и разработки английского психолога и консультанта по вопросам
интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования
данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за
обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её
обработке правым и левым полушарием одновременно.
Левое
полушарие
отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое
полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление
образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая
информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические)
способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную
картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты
инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для
формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный
инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко
овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной
ситуации».
Интеллект-карты
– это метод графического выражения процессов восприятия, обработки
и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и
мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо
следовать трём принципам:
«Принимай»
– сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт,
правила и инструкции по их созданию.
«Применяй»
– начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
«Приспосабливай»
–
пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
1.2.
Достоинства метода интеллект-карт
Метод интеллект-карт даёт обучающимся
огромные возможности в процессе подготовки к итоговой аттестации:
·
формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием,
переработкой и обменом информацией:
§
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
§ конспектирование
или составление аннотаций письменных текстов
§ создание
ясных и понятных конспектов лекций, докладов, выступлений
§ участие в
дискуссиях
§ написание
докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка
проектов, презентаций
·
формировать
умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной
деятельности
·
улучшать
все виды памяти
·
развивать
личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих
силах и способностях, познавательную
активность
·
мыслить
по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба
полушария головного мозга
·
повышать
результативность
Данный
метод вооружит учителей инновационным способом решения актуальных проблем в
процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ:
§ повышение
мотивации и качества знаний, конкурентоспособности в образовательном процессе
§ развитие
креативности обучающихся, их предметной и коммуникативной
компетенций в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт
§ активизация
деятельности учащихся
Интеллект-карты
имеют отличительные свойства:
§
Наглядность
§
Привлекательность
§
Запоминаемость
§
Своевременность
§
Творчество
§
Возможность
пересмотра
Глава
2. Методика создания интеллект-карт
Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать
компьютерные программы: FreeMind, Mind Maps,
Power Point.
Можно
выделить 3 этапа творческого процесса:
1 этап ( 20
минут):
·
Определение
объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)
·
Извержение
ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при
взгляде на центральный объект карты)
2 этап. Построение
первичной интеллект-карты :
·
В
центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий
основную идею
·
Основные
темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в
виде ветвей первого и второго уровней
·
На
каждой линии записывается одно ключевое слово
·
Везде,
где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с
ключевыми словами
·
Наносятся
стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках
·
Для
большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы
·
По
возможности используется максимальное количество цветов
3 этап
«Реконструкция и ревизия»:
·
Повторное
извержение свободных ассоциаций
·
Пересмотр
интеллект-карты
·
Проверка
способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте
Глава
3. Методические рекомендации
по применению метода
интеллект-карт в процессе подготовки
обучающихся к итоговой аттестации
Применение
метода интеллект-карт в образовании как
средства формирования
информационной и учебно – познавательной компетенции обучающихся очень
разнообразно, особенно в процессе
подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку:
·
Мозговой штурм
·
Аннотирование
·
Конспектирование
·
Написание сочинения, доклада, реферата
·
Презентация
·
Групповая работа обучающихся
3.1.
Групповая работа обучающихся (изучение нового материала)
1 этап:
·
Обзорное
чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и
параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
·
Определение
объёма материала, оценивание уровня его сложности
·
Свободное
извержение ассоциаций по теме занятия
·
Построение
индивидуальных интеллект-карт
·
Обсуждение
первичных представлений о теме
·
Составление
предварительной интегральной интеллект-карты
2 этап:
·
Индивидуальное
анонсное чтение элементов текста
·
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт
·
Обсуждение
результатов анонсного чтения
3 этап:
·
Обстоятельное
индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста
·
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
§ Чтение наиболее
сложных фрагментов текста
§ Завершение
индивидуальных интеллект-карт
§ Групповое
обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
§ Завершение
коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
Групповая
работа обучающихся (обобщение темы)
1 этап:
§ Индивидуальное
свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной
проблемой
§ Построение каждым
участником собственной интеллект-карты
2 этап:
§ Обсуждение интеллект-карты
в малых группах
§ Составление
групповой интеллект-карты
§ Составление первой
редакции коллективной интеллект-карты
3 этап:
§ Повторное
извержение ассоциаций каждым участником группы
§ Коррекция
индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
§ Обмен идеями,
редактирование групповых интеллект-карт
§ Подготовка второй
редакции коллективной интеллект-карты
5 этап:
§ Сравнение карт
двух редакций
§ Построение
финальной редакции
§ Коллективный
анализ интеллект-карты
§ Принятие решения
либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении
работы с составлением её плана.
3.2.
Аннотирование
Аннотирование
–
это способ индивидуального усвоения информации при работы с различными
текстовыми источниками.
1 этап:
§ Просмотр источника
информации (титульный лист, аннотация и оглавление, содержание, иллюстративный
материал)
§ Определение:
§ собственного
отношения к источнику информации
§ центрального
образа интеллект-карты, её главных веток, которые часто совпадают с названиями
разделов или глав
§ времени на работу
с данным источником информации
§ объёма текста для
проработки
§ определение цели
2 этап:
§ Обзорное
чтение
§ Определение
объёма материала
§ Оценивание
уровня его сложности
§ Свободное
извержение ассоциаций по теме занятия
§ Построение
индивидуальных интеллект-карт
§ Обсуждение
первичных представлений о теме
§ Составление
предварительной интегральной интеллект-карты, отражающей структуру изучаемого
текста
3 этап:
·
Индивидуальное
анонсное чтение элементов текста
·
Обсуждение
результатов анонсного чтения и обогащение коллективной интеллект-карты
·
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт
4 этап:
·
Обстоятельное
индивидуальное чтение фрагментов текста, пропущенных на предыдущих этапах
·
Дополнение
индивидуальных интеллект-карт
5 этап:
·
Чтение
наиболее сложных фрагментов текста
·
Завершение
индивидуальных интеллект-карт
·
Групповое
обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
·
Завершение
коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт
Конспектирование
Конспектирование – это
изложение собственных мыслей обучающихся по какому-либо вопросу. Это может
быть:
·
Подготовка
устного выступления (доклада, реферата), презентации
·
Написание
эссе, сочинения, статьи
·
Подготовка
к различным формам контроля: семинару, зачёту, коллоквиуму, экзамену
1.
Подготовительный этап.
§ Определение
цели работы, количества затраченного времени
§ Написание
центрального образа будущей интеллект-карты (тема выступления, статьи,
экзаменационный вопрос )
2.
Основной этап:
·
Кратковременное
извержение ассоциаций
·
Определение
основных веток (идей) карты
·
Построение
интеллект-карты
·
Полученная
карта наглядно отражает представления, имеющиеся у ученика о предмете (теме)
размышления.
Интеллект-карты
можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующих
компьютерных программы: ConceptDraw MINDMAP Professional v
4.5.
Заключение
Опыт
работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного
метода интеллект-карт в процессе подготовки к итоговой аттестации по русскому
языку даёт возможность учителям обеспечивать:
§
развитие предметной компетенции обучающихся,
креативности мышления
§
повышение их
мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и
коммуникативной компетенций
§
выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции, заинтересованности
в конечном результате
Даёт возможность обучающимся:
§ формировать
общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом
информацией
§ улучшать
все виды памяти
§ развивать,
интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
§ мыслить
по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба
полушария головного мозга
§ повышать
результативность
§ самостоятельно выявлять слабые места в
знании учебного предмета, проводить работу над ошибками
Поставленные
задачи: вооружение учителей и обучающихся оптимальным методом закрепления и
обобщения изученного материала в процессе подготовки к ЕГЭ – методом
интеллект-карт – могут быть
решены при условии четкого следования методическим рекомендациям, изложенным в
данном методическом пособии, и апробации метода на уроках и факультативных
занятиях. И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.
Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет
тот человек, который научится учиться, а именно – создавать интеллект-карты».
Источники
материала:
§
http://www.mind-map.ru/
§
http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm
§
http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
§
http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1
§
http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap
Приложение
1
Как
составить интеллект-карту?
* Бумагу
(формат А 4) располагайте перед собой только горизонтально и старайтесь все
слова на вашей карте располагать тоже горизонтально.
* Читать интеллект-карту
надо с правого верхнего угла по часовой стрелке.
* Для
создания карт используйте только цветные карандаши, маркеры и т. д.
* Основная идея, проблема или слово
располагается в центре.
* Для изображения центральной идеи
можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой
цвет.
Главные
ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д.
соединяются с главными ветвями. Главное – помнить, что человеческий
мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей.
Это основное и главное правило при составлении грамотной
интеллект-карты.
* Ветви
должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
* Над каждой линией – ветвью пишется
только одно ключевое слово(максимум два), не нужно писать целое предложение.
Наше мышление ассоциативно – одно ключевое слово помогает вспомнить большой
блок информации.
* Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать
рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
* Разросшиеся ветви можно заключать в
контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
* Делайте свою карту, как можно
интереснее.
* Играйте
размерами букв, толщиной линий и масштабами графики.
* Заполняйте
так, чтобы было с первого взгляда ясно, что представлено на рисунке,
чертите
стрелки, когда нужно показать связи, комбинируйте цвета.
* Будьте
аккуратны.
* Когда
вы создаёте интеллект-карту, вы убиваете
сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете
память, мышление (ассоциативное, творческое, логическое), при этом задействуете
весь потенциал своего мозга!
Приложение
2
Приложение
3
12 советов по рисованию карт
1. Включайте образное, творческое мышление и
ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и
искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы
разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников,
помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно
быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у
красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и
зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не
должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не
стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются.
Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление.
Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и
фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися,
чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно
иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно
пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько
слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый,
глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы
видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв,
чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки,
соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.
Приложение 4
Критерии
оценки интеллект-карты
Мы
с ребятами создали оценочный лист, в который вошли следующие критерии:
* полнота информации;
* правильность в отборе и
распределении информации;
* наличие образов, символов;
* графическое выделение информационных
блоков;
* установление взаимосвязей между
блоками.
Очень
важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно
использоваться в работе на уроке.
Приложение
5
Образцы
интеллект-карт по русскому языку
Приложение 6
Образцы
интеллект-карт по литературе
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Количество научной информации увеличивается ежедневно, что сказывается на современном процессе обучения и ставит перед преподавателем задачу по формированию прочных знаний основ наук.
Термины и понятия
Решение этой задачи непременно связано с формированием понятийно-терминологического аппарата. Знания человека состоят из понятий, которые словесно выражаются через термины. Чтобы составить представление о предмете, человек из всего огромного количества его свойств и признаков выделяет наиболее важные и существенные, что находит отражение в термине.
Термины и понятия находятся в определённых корреляционных отношениях: термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.
Следовательно, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснять смысловое значение того или иного термина, так как это будет способствовать выделению наиболее существенных признаков соответствующего термину понятия.
При преднамеренном, специально организованном обучении одновременно происходят два процесса – эксплицитное, явное научение, контролируемое сознанием, и имплицитное, латентное научение, идущее на подсознательном уровне.
Технология визуализации ассоциативных связей опирается на теорию ассоциативного мышления и полимодальность человеческого восприятия. В ассоциативных экспериментах доказано, что при восприятии стимульного слова испытуемые обычно отвечают не произвольными словами, а теми, которые как‐то связаны с ними (похожие объекты, ситуации или действия), т. е. слова в памяти связаны между собой по определённым признакам.
Такие группы взаимосвязанных между собой слов называют ассоциативными сетями.
Для более полного описания и проникновения в термин возможно выстроить информацию в виде рисунка, структура которого имеет некоторое сходство с деревом ассоциаций, возникающих при размышлении о некотором предмете (Т. Бьюзен).
Какую информацию можно изобразить в виде интеллект-карты?
- декларативная информация: понятия, факты, данные, законы, теории, концепции, идеи, классификации, принципы, категории, объекты;
- процедурная информация: правила, способы, приёмы, общие и частные методы (индукция, дедукция, аналогия, интерполяция, экстраполяция, анализ, синтез и т. д), наблюдения, эксперименты, алгоритмы, логические операции (сериация, одномерное и многомерное сравнение, классификация, установление отношений и др.).
Как строить карту “от руки” или в онлайн-сервисах?
- центральное понятие, факт, идея располагаются в центре.
- Затем к центральному образу добавляются ассоциативно связанные с ним слова (ассоциации первого порядка), которые располагают на ветвях произвольной формы и цвета (главные ветви).
Выбор формы и цвета только на первый взгляд кажутся случайным, на самом деле они несут очень важную информацию о смысле изображённых на карте слов.
- На следующем этапе к уже отображённым на карте словам‐ассоциациям добавляются ассоциации второго порядка, которые располагают на ответвлениях, добавляемых к главным ветвям.
При необходимости добавляются ассоциации третьего и т. п. порядков на соответствующих ответвлениях.
- Для увеличения глубины переработки информации к каждой ассоциации подбирается или рисуется картинка, которая в образной форме должна наиболее точно отображать смысл ассоциации.
- Для улучшения зрительного восприятия структуры карты можно выделить её отдельные ветви со всеми ответвлениями цветными фигурами (овал, прямоугольник, квадрат, произвольная фигура).
- В завершении работы над картой следует отобразить объективные связи (двухсторонние стрелки), существующие между отдельными словами, расположенными на разных ветвях.
Сервисы для создания в режиме онлайн
-
MindMeister
Наряду с платными тарифами имеется и бесплатный. Возможность быстро работать командой.
-
XMind
Можно бесплатно скачать и попробовать.
-
iMindMap
Программа от автора методики интеллект-карт Тони Бьюзена. Посмотрите его видеоуроки, вдохновитесь и приступайте. Пробный период — семь дней.
- Bubbl.us
Очень простой онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы, как изображения или прикрепленные файлы (в платной версии можно добавлять изображения, в бесплатной версии доступен только текст).
-
Ручка и бумага
Самый надёжный и проверенный ресурс. Редактируйте аналоговую ментальную карту в любое время, используйте разные цвета, стикеры или картинки. Помимо наглядной структуры ещё и удовольствие получите. Главный совет: выбирайте формат А3 или больше.
Статьи по теме
- Как создать интеллект-карту на занятиях естественнонаучного, специального и гуманитарного циклов
- Где найти красивые фото для сайта или презентации
- Как организовать работу над лонгридом с учениками, или Подводные камни создания команды
- 4 сервиса для создания виртуальных экскурсий
- Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере)
- 5 эффективных приемов терминологической работы
- 4 книги по ораторскому мастерству для преподавателя (обзор)
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей – инвалидов»
Применение Интеллект-карт
на уроках русского языка
и литературы
Автор: ЗАМЯТИНА Ю. Б.,
учитель русского языка и литературы
2015
XXI век — век огромных потоков информации.
И этой информацией нужно владеть
Слайд 2
-
Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[1]. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
Слайд 3
Психологические основания метода интеллект-карт
Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется “mind maps”. Адекватного перевода на русский язык слов “mind maps” не существует. Буквально слово “mind” означает “ум”, а слово “maps” — “карты”. В итоге получаются “карты ума”, что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова “ум”.
Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом “mindmaping”, которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим лаконичным термином.
Слайд 4
В основу этого метода положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Этот метод является практическим приложением к теории радиантного мышления.
От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). Буквально слово “mind” означает “ум”, а слово “maps” — “карты”. В итоге получаются “карты ума”. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин “интеллект-карты”, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их можно даже называть картами ассоциаций. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит “информационные карты”, сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть”.
Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к трудно обучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». Иными словами, мы учим наших ребят с помощью интеллект-карт умению общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать, кодировать в форме интеллект-карты и раскодировать.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты “представляют собой внешнюю “фотографию” сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени”. Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
-
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
-
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Слайд 5
Области применения Интеллект-карт
Обучение:
создание ясных и понятных конспектов лекций; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; написание рефератов, проектов, докладов.
Запоминание:
подготовка к экзаменам, зачетам.
Презентации:
Представление большого объема информации за меньшее время.
Планирование:
Управление временем: составление плана на день, неделю, месяц, год.
Мозговой штурм:
Генерация новых идей, творчество, коллективное решение сложных задач.
Принятие решений:
Четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и продуманное решение.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Слайд 5
Свойства Интеллект-карт, законы их создания
Главное правило – никаких правил
Привлекательными являются следующие свойства интеллект-карт:
-
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
-
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
-
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
-
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
-
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Стиль Интеллект-карт
Стандартный / шаблон
На первоначальном этапе лучше использовать предложенные в программе шаблоны, стандартные формы.
Свой собственный / образный
-
У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Надо искать свой собственный стиль! Смело можно рисовать человека, который выше, чем дерево, смело преувеличить эту реальность.
-
Юмор – великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Можно добавлять в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.
-
Образная карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать, она лучше запоминается, вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!
Центральный образ
В центре листа
Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда располагается слева в центре и ветки отходят вправо.
Яркий. Запоминающийся
Образ должен сразу привлекать внимание, оставаться в памяти, вызывать нужную эмоцию, провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!
Цветной (больше 3 цветов)
Не надо жалеть красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.
Структура карты
Радиальная
Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению проще работать с картой.
Понятная
Для повышения понятности карты нумерацию: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая, в каком порядке их следует просматривать.
Ключевые слова
-
Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова, этого обычно достаточно! В результате на карте будет нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста берем только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.
- Пишем слова в одну линию. Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево – вправо. Если все в одну строчку, то проще!
Цвет, шифр текста
Буквы
Надо стараться писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию, например, если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.
Цвет (чем больше – тем лучше)
Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше, то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.
Значение цвета и шрифта
Цвет, шифр могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект, в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами и пишутся разными шрифтами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвет, и шрифт будут нести важное смысловое значение.
Связи
Ассоциации
Любые элементы могут быть связаны ассоциациями, это впоследствии облечит восстановление карты, учебного материала.
Взаимосвязь
Пунктирные линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.
Символы
Запоминаемость
Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше, чем слова! Поэтому везде, где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками.
Яркость, цвет
Картинки рисуем цветные, при рисовании карт, используем как минимум 4 цвета.
Логичность
Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые, но они должны логично иллюстрировать ключевое слово, понятие, образ.
Слайд 7-16
Законы построения Интеллект-карт
Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в центре листа. Лист располагается горизонтально (ландшафт).
От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
К веткам первого уровня при необходимости добавляются ветки 2-го уровня с ассоциациями, раскрывающими идеи веток 1-го уровня.
При построении карты используется максимальное количество цветов, шрифтов, отображающих разнообразие идеи.
По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – слово-образ.
С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.
Каждую идею, мысль, образ можно прокомментировать, вставить указания, ссылки и т.д
Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.
Фон интеллект карты может быть как белый, так и другого цвета. Он может соответствовать настроению автора, может нести смысловую нагрузку.
Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает импульс для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт.
Когнитивная технология большую роль отводит мониторингу, поскольку важно обнаружить дефекты в познавательной сфере ребенка, поставить диагноз и разработать такую когнитивную схему, которая помогла бы ему исправить дефект. Наибольшего успеха с помощью интеллект-карт удалось добиться при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, в частности в задании В8.
Слайд 17-20
Существует два способа построения Интеллект-карт:
-
Традиционный, нарисованный на бумаге цветными карандашами, фломастерами.
-
Электронный, созданный в специальной программе для построения интеллект-карт – ConceptDraw MINDMAP Professional Ru.
Какой способ лучше? В 5-6 классах учащимся легче использовать бумажный вариант, потому что в этом возрасте не столь высокий уровень ассоциативного и логического мышления. В среднем и старшем звене ребятам интереснее работать с компьютерной программой. В любом случае учителю учитывать психологические особенности и интересы детей.
Примером нарисованной ИК может служить зачетная работа ученицы 5 класса Курдюковой Дарьи по теме «Имя существительное».
Другим примером может ИК по литературе, выполненные разными способами ученицей 10 класса Пластининой Александрой по теме «Духовные искания Андрея Болконского».
Эти Интеллект-карты позволяют увидеть, насколько полно учащаяся усвоила информацию, её структурировала, установила ассоциативные связи, правильно использовала цветовую гамму, символы.
Учителю нужно учесть, что ведение метода ИК в учебный процесс не терпит поспешности, а требует терпения и скрупулёзного поиска наиболее эффективного пути.
Слайд 21-35
Сфера применения Интеллект-карт
Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на разных типах и формах урока:
1) изучение нового материала;
2) самостоятельная работа по теме;
3) обобщение материала;
4) написание творческой работы;
4) диагностическая работа;
5) анализ художественного текста;
5) доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
6) подготовка к экзаменам, к работе над проектом, презентацией;
7) составление плана изучения учебного материала.
Изучение нового материала
При изучении новой темы учитель может использовать Интеллект-карту, составленную им заранее. С учащимися, которые знакомы с данной методикой, можно использовать лишь частично заполненную карту, по которой дети работают самостоятельно, более глубоко погружаясь в тему урока, умея отличать главное и второстепенное.
Примером могут следующие карты.
Самостоятельная работа по новой теме
Обобщение изученного материала
На уроках обобщения и систематизации материала, уроках самостоятельной, зачетной, контрольной работы также приемлемы карты, в которых обозначены частично ключевые слова, указаны некоторые смысловые связи.
Творческая работа по литературе
Литература – это искусство слова, поэтому на каждом уроке одной из главных задач является развитие навыков монологической речи. При этом время на уроке ограничено. В этом случае выручает метод карт ума, обладающий уникальной особенностью: он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.
Примером может быть карта, составленная учеником 6 класса Мантатовым Юрой при изучении биографии А. С. Пушкина.
Анализ художественного произведения
В нашей школе используется в том числе и дистанционная форма обучения. Учитывая меньшее количество часов, по сравнению с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, нам приходится оптимизировать подачу учебного материала. В связи с этим данный метод использования ИК наиболее эффективен при самостоятельной работе над художественным произведением в старших классах.
Составление плана изучения учебного материала
Подготовка к экзаменам по русскому языку и литературе
Интеллект-карты – хорошая помощь при подготовке к экзаменам не только потому, что сжимается информация, что анализируется, систематизируется, обобщается материал, но и потому, что на запоминание информации тратится меньше времени: использование зрительных образов, ассоциаций усиливает эффективность запоминания. Одна страница карты с 20-ю и более словами позволяет гораздо быстрее запомнить новую информацию и гораздо быстрее вспомнить всю информацию при повторении.
Эффективны ИК и при подготовке к итоговой аттестации литературе и по русскому языку. Например, карта «Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка» позволяет не только вспомнить и обобщить материал изученного произведения, но и подготовиться к выполнению части С по русскому языку.
Слайд 36-40
Оценивание Интеллект-карт, создаваемых учащимися
Еще одна трудность – составление критериев оценки ИК. При анализе интеллект-карт, создаваемых учащимися, оценивается следующее:
-
Яркость, объемность центрального образа;
-
Чёткость разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;
-
Ассоциации, наполняющие структуру;
-
Рисунки, символы, смайлики, побуждающие ассоциирование;
-
Связи между элементами структуры.
Далее отмечается:
-
Полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
-
Богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
-
Наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Слайд 41
Преимущества применения метода Интеллект-карт
Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.
Применение Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы позволяет:
-
Научить учащихся пользоваться разными источниками информации с целью поиска необходимых знаний, установления взаимосвязей.
-
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память.
-
Осуществлять различные способы контроля.
При построении ИК обучающиеся учатся работать в микрогруппе, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать одноклассников и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов, аргументировать свое мнение в группе, представлять презентации.
Слайд 42
Возможности для учащихся
Использование этого метода интеллект-карт имеет ряд преимуществ. Он позволяет учащимся
-
адаптироваться к условиям ЕГЭ;
-
повышать работоспособность; активизировать творческие процессы; повышать мотивацию;
-
формировать УУД; развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
-
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
-
улучшать все виды памяти;
-
формировать орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас;
-
создавать ясные и понятные конспекты уроков; получать максимальную отдачу от прочтения книг/учебников;
-
развивать ассоциативное и образное мышление;
-
участвовать в организации совместной деятельности;
-
экономить время.
Слайд 43
Возможности для учителя
Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составляем Интеллект-карты по разделам школьного курса русского языка и литературы. Именно этот метод позволяет нам:
-
повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;
-
формировать личностные, метапредметные и предметные, развивать творческие способности;
-
активизировать проектную деятельность;
-
корректировать знания учащихся, готовить к итоговой аттестации.
Как показал наш опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное – эффективнее для самих обучающихся.
Анализируя итоги использования Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, конечно же, нельзя обойти стороной и возникающие при этом трудности.
Самое главное – это низкий уровень мотивации у ребят. В начале нашей работы многие учащиеся не понимали практической значимости применения такого метода. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.
Очень важное условие в работе с ИК: они должны постоянно использоваться на уроке. Только тогда они помогут детям успешнее учиться, а учителю интереснее учить. ИК становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность оживает, «начинает говорить».
Слайд 44-48 Как мыслят школьники?
Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут быть посвящены бытовым, философским, нравственным понятиям. Такие карты могут быть интересны классному руководителю, психологу.
Особое внимание стоит обратить на примеры пяти интеллект-карт, на которых учащиеся изображали ассоциативную сеть, связанную с понятием “стол”.
Слайд 50 Первая карта
На первой карте (по ссылке откроется для просмотра), рисунок которой приведён выше, хорошо просматривается классификация ассоциаций, связанных с понятием “стол”, по тем признакам, которые ученик считает существенными. Выделены четыре основные ассоциативные ветви, имеющие разветвлённые цепи вторичных ассоциаций. Хорошо видны ошибки детского мышления. Вместо типологии столов в зависимости от их функционального назначения ребёнок вводит ветвь с названием “где находится” стол. В результате столы с одинаковыми функциями попадают в разные вторичные ветви. Для обозначения функций стола вводятся две очень похожие главные ветви “предметы, стоящие на нём” и “что на нём можно делать”, которые на самом деле связаны причинно-следственными зависимостями. Это приводит к повторению вторичных ассоциаций, однако связи между ними на карте не показаны. В ветвь “из чего сделан” попадают столешница, ящики и ножки, которые являются составными частями стола, а не тем, из чего он сделан. Тетради, книжки и дневник также оказываются составными частями стола. Отсутствует ассоциация с родовым понятием мебели (интересно, но этот эффект наблюдается во всех детских работах). Даже эти поверхностные наблюдения позволяют сделать вывод, что семантические сети ребёнка частично строятся по случайным признакам, плохо структурированы и дифференцированы и существенно не полны.
Слайд 51 Вторая карта
Вторая карта содержит гораздо более скудный набор ассоциаций, которые ограничены бытовыми ситуациями, связанными с кухней, на которой, по-видимому, ребёнок проводит много времени. Хорошо просматриваются вкусовые предпочтения школьника, существенные же признаки стола как предмета мебели полностью отсутствуют. Ассоциации конкретны, что говорит об определённом примитивизме семантических сетей. Они также лишены цвета, объема и формы, что свидетельствует о невысоком уровне развития образного мышления.
Слайд 52
Третья карта
Большинства перечисленных недостатков лишена третья карта. Хорошо видны главные ассоциации, имеющие отношение к существенным признакам стола, выраженным на уровне категорий, присутствуют цвет и форма. Это позволяет говорить о сохранности логического и образного мышления. Однако эта карта любопытна тем, что с её помощью можно оценить эрудицию ребёнка, выявить некоторые странные ошибки и индивидуальные предпочтения. Школьник почему-то считает, что столы изготавливаются из вагонки и стекловаты. Скуден набор материалов, из которых может состоять стол, отсутствуют некоторые распространённые виды столов, но компьютерному столу уделено повышенное внимание с помощью сети вторичных ассоциаций. Вероятно, ребёнок проводит много времени за компьютером, играя, слушая музыку и общаясь с друзьями.
Слайд 53
Четвёртая карта
Четвёртая карта демонстрирует совершенно иной набор ассоциаций. Видно, что ребёнка совершенно не интересуют предметы окружающего мира сами по себе. Они приобретают для него смысл только в контексте человеческих взаимоотношений. Поэтому в карте практически отсутствуют какие-либо признаки стола как искусственного физического тела, предназначенного для удовлетворения некоторых потребностей. Ассоциативный ряд ребёнка сразу выводит его в мир непростых человеческих отношений и сильных отрицательных эмоций. Ближайшими ассоциациями к слову “человек” оказываются “убийца”, “наказание”, “слёзы”. И всё это приходит на ум ребёнку, когда он слышит простое слово “стол”! Можно предположить, что жизнь ребёнка каким-то образом связана с вмешательством правосудия, так как слово “право” сопровождается тремя восклицательными знаками, а слово “убийца” ассоциируется со словами “закон” и “наказание”. Весьма показательно, что в карте вообще отсутствует название левой ветви. Ребёнок осознаёт, что она слабо связана со столом, но не может удержаться от изображения волнующих его ассоциаций. Эти особенности восприятия информации необходимо учитывать в учебном процессе, так как ассоциации определяют контекст, придающий словам определённые значения, что оказывает существенное влияние на возможность адекватного понимания текста.
Пятая карта
Пятая карта (по ссылке откроется для просмотра) производит ещё более удручающее впечатление. Среди главных ассоциаций, названных ребёнком (дуб, стул, рамка, время, мусор), только одна имеет прямую связь с существенными признаками стола. Можно только догадываться об условиях, в которых живёт ребёнок, если слово “стол” порождает у него ассоциации с мусором. Искажение существенных признаков делает невозможным правильное мышление о предмете. Более того, мысль ребёнка не может сконцентрироваться на определённых его сторонах, она непрерывно блуждает произвольным образом, перескакивая с одной темы на другую, но постоянно замыкаясь на различных аспектах мира человеческих взаимоотношений. При этом все мысли имеют одинаковую значимость для ребёнка, так как они отображены одним и тем же по величине и цвету шрифтом и связаны одинаковыми по степени выразительности связями. Карта полностью лишена цвета и рисунков, что говорит об ограниченности образного мышления.
Слайд 55
Интеллект-карты делают обучение, работу и мышление приятными!
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:
-
глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
-
вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
-
разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
-
развивать креативность школьников;
-
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
-
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
-
улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
-
ускорять процесс обучения;
-
формировать организационно деятельностные умения;
-
формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
-
учить учащихся решать проблемы.
Слайд 56
Используемые источники
-
Бьюзен Т., Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003.
-
Бехтерев С., Майнд-менеджмент.:- Москва: Альпина, 2011.
-
Бершадский М.Е. Метод ителлект-карт http://bershadskiy.ru
-
Горовая Т.П. «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ», фестиваль педагогических идей
-
«Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т.П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя
-
«Методсовет» – http://metodsovet.su
-
http://www.mind-map.ru/
-
http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm
-
http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
-
http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1
-
http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы контроля .тестирование на уроках русского языка и литературы.
Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочну…
мастер-класс “Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03…
Приёмы и методы оценочной деятельности на уроках русского языка и литературы
Презентация к выступлению на НПК….
Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы…
Доклад “Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы”
Методическая разработка включает:1. Доклад “Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы”;2. Презентацию….
Презентация по теме “Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы”
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- …
Презентация по теме “Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы”
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- …
«Грамотным будет тот человек, который научится учиться,
а именно – создавать интеллект-карты.»
Элвин Тоффлер
В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения, которые становятся необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика.
Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».
Цель данной работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В своей работе я определила следующие задачи:
- изучить теоретические основы метода интеллект-карт;
- рассмотреть влияние интеллект-карт на формирование познавательных универсальных учебных действий;
- описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством интеллект-карт.
Объект работы – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы у учащихся 5-6 классов с помощью метода интеллект-карт.
Предмет работы – метод построения интеллект-карт.
Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка и литературы в школе.
Глава I. К вопросу о познавательных универсальных учебных действиях обучающихся
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор), регулятивный (умения организовывать свою деятельность, познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).
Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.
В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Также формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?
В книге «Преобразованная сила» писатель Э.Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее универсальным, по моему мнению, является метод интеллект-карт. (mindmapping – майндмэппинг).
Впервые об использовании интеллект-карт услышала на курсах повышения квалификации в «Иркутском институте повышения квалификации работников образования». Лектор рекомендовал “шифровать” с помощью такой карты конспекты уроков, календарные планы на определенный период. Меня это заинтересовало, и я стала изучать литературу, пытаясь понять суть и возможности для личного использования.
Глава II. Теоретическое описание метода «интеллект-карта»
Интеллект-карта, известная также как диаграмма связей (в оригинале Mind maps) – разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».
Интеллект-карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского [1].
Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.
Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты – инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Интеллект-карты имеют отличительные свойства:
– наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);
– привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
– запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
– своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);
– творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
– возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).
Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
При создании интеллект-карт, необходимо придерживаться определенных правил разработанных Тони Бьюзеном. Можно выделить 3 этапа творческого процесса:
1 этап:
– определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты);
– извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, связанных с объектом изучения);
2 этап. Построение первичной интеллект-карты:
– для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. (не более 8 цветов);
– основная идея, проблема или слово располагается в центре;
– для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки;
– каждая главная ветвь имеет свой цвет;
– главные ветви соединяются с центральной идеей. От них идут ветви второго, третьего порядка (уровня);
– ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
– над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово, максимум два слова и только печатными буквами.
– везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами (рис.1).
3 этап «Реконструкция и ревизия»:
– пересмотр интеллект-карты;
– проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.
Тони Бьюзен считает, что для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти ее необходимо постоянно повторять.
Применение интеллект-карт в учебном процесе для формирования универсальных учебных действий обучающихся очень разнообразно:
– создание ясных и понятных конспектов лекций;
– максимальная отдача от прочтения книг и параграфов учебников;
– написание сочинений, рефератов, исследовательских работ;
– запоминание необходимого материала при подготовке к зачетам, экзаменам;
– показ презентации (за меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают);
– мозговой штурм (генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач);
– аннотирование (индивидуальное усвоение информации при работе с различными текстовыми источниками);
– групповая работа обучающихся.
Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:
– вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
– развивать креативность школьников;
– формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
– формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т.д.);
– улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;
– ускорять процесс обучения;
– формировать организационно деятельностные умения;
– учить учащихся решать проблемы.
В наш компьютерный век создано несколько программ, платных и бесплатных, с помощью которых можно рисовать интеллект-карты: FreeMind, Mind Maps, SpiderScribe и т.д. Они получаются аккуратными и в них легче вносить правки. Однако не стоит забывать, что цель этой технологии – включение обоих полушарий мозга, а это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.
Таким образом, интеллект-карта – удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она проста и может быть использована любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД.
Глава III. Реализация метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Сфера применения интеллект-карт огромна. Метод удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках русского языка и литературы. Хочу представить свой опыт работы по внедрению метода интеллек-карт в образовательный процесс.
Работа по составлению интеллект-карт с целью формирования познавательных УУД, начиная с 5 класса, шла поэтапно:
1 этап – знакомство учащихся с понятием «интеллект-карты» и алгоритмом их построения.
2 этап – анализ готового образца.
Использовала свои интеллект-карты в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала (рис.2). Некоторые создала на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Рисунок 2
3 этап – совместное составление интеллект-карты на уроке.
Привожу пример интеллект-карты по теме «Типы речи. Описание», которую мы составляли с ребятами вместе (рис. 3) .
Рисунок 3
Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия описание как ключевые ветки будущей интеллект-карты: цель, вопросы, ведущая часть речи, композиция, виды описания. Ключевые ветки задали нам структуру интеллект-карты. Затем, класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ментальная карта. Такая работа способствовала формированию логических учебных действий: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
4 этап – работа в паре, группе.
На этом этапе работы ставила задачу выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, умение выделять основное понятие, главную мысль, существенную информацию из текста, отбирать главное и второстепенное). А для того чтобы появились навыки, необходимо было работать над учебным материалом на основе метода интеллект-карт, подробно изучать необходимые материалы, искать разнообразные связи, разбирать возникшие ошибки. А ошибки были следующие: неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка заявленной темы не соответствовала подобранному материалу); отсутствие связей между темами и подтемами.
В-пятых, индивидуальная работа в классе и дома.
Учащиеся самостоятельно создавали карты ума в ходе изучения теоретического материала (самостоятельно прочитывает информацию, выделяет центральное понятие, устанавливает связь между центральным понятием и его ветвями, отсекает излишнюю информацию, и, наконец, представляет информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвует в публичной защите (обсуждении) своей карты, вносит коррективы и составляет окончательный вариант карты).
Когда ученик составляет такую интеллект-карту, она дает наглядность при изучении грамматических явлений. Например, изучая тему «Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую», не забываем внести информацию по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи». Таким образом, обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи (рис. 4).
Рисунок 4
Интеллект-карты помогают собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дают возможность сфокусироваться на деталях (рис. 5)
Рисунок 5
Первые интеллект-карты по литературе были по биографиям поэтов и писателей, которые включали в себя биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения и т.д.
Например, интеллект-карты, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина (6 класс) (рис.6) и А.П.Чехова (5 класс) (рис. 7). Учащиеся прочитали статью в учебнике о поэте, писателе затем приступили к составлению интеллект – карты. На уроке была намечена только структура будущей интеллект – карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.
Рисунок 6
Рисунок 7
Ментальные карты на уроках литературы использовались и при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов.
Также предлагалось учащимся задание по составлению интеллект-карты по прочитанному произведению. При этом было интересно послушать их концепции нарисованного и написанного. Например, образ Левши, по сказу Н.С.Лескова, учащиеся представили с помощью ментальной карты следующим образом (рис.8).
Рисунок 8
Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информация,
как её структурировал и связал её элементы между собой.
Посредством интеллект-карты легко научить учащихся запоминать стихотворение.
1. Определить центральный образ стихотворения.
2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения.
3. Записать ключевые слова на каждой веточке.
4. Нарисовать символы, рисунки, знаки.
5. Прочитать строчку стихотворения и найти “веточку”, на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.
6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.
7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.
Обобщая первые шаги работы по использованию метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, могу отметить следующие наиболее положительные результаты:
– легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими);
– быстрее и качественнее проходит подготовка ко всем видам проверочных работ;
– отсутствуют затруднения при пересказе сложных и проблемных тем.
Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.
Из всего выше сказанного можно смело сделать вывод, что интеллект-карты позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления; сформированность общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективны для организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Заключение
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В данной работе был рассмотрен опыт использования метода интеллект-карт.
Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителям учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:
– поиск и выделение необходимой информации;
– структурирование знаний;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– представление информации в виде графических схем, таблиц.
А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по предметам; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно – создавать интеллект-карты».
Список библиографических ссылок.
- http://bershadskiy.ru/
- http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
- http://standart.edu.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%
D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9 - http://www.mind-map.ru/