Как составить интеллект карту сказки

Автор: Ошхарели ОН

 «Учите ребенка, каким – ни будь неизвестным ему пяти словам

 –он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету».

Константин Дмитриевич Ушинский

В детском саду дети активно включаются в процесс социализации. В этом возрасте особенно актуальным является формирование основ нравственностях ценностей. Без знания национальных традиций, обычаев своей истории, языка, невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа. Народный фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.  Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка. Всем детям когда-то приходится сталкиваться  с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить, поэтому мы  уже сейчас используем интелект-карты,   как одну из форм планирования различных видов деятельности детей. При помощи интеллект-карты  дети быстрее «усваивают» сюжеты сказок. Схема проста: ребята получают готовые картинки с изображением сказочных героев, и после прочтения произведения их задача состоит в том, чтобы выстроить персонажей в правильной последовательности. Так можно с легкостью запомнить и пересказать, например, того же «Колобка». С ребятами  мы также учимся запоминать, как выглядят те или иные животные и что они умеют. Эффект от таких занятий не заставляет себя долго ждать. У детей расширяется словарный запас, и они начинают больше общаться между собой, дети тренируют память и развивают воображение. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Наглядность – обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Мы используем интеллект карты на магнитах по русским народным сказкам. Этот  вариант оказался очень интересным, и более доступным для  маленьких детей. Предлагаю Вам познакомиться с ним.

Анжела ЦЫМБАЛОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия № 51 г. Гомеля»

Визуализируем художественные произведения – развиваем познавательную активность учащихся на уроках литературного чтения на I ступени общего среднего образования

Проблема развития познавательной активности учащихся на I ступени общего среднего образования возникла давно и является важнейшей и в настоящее время.

Наблюдая за учащимися на уроках обучения чтению в первом классе и в начале второго класса на уроках литературного чтения, я отметила, что такие внешние проявления познавательной активности, как: готовность отвечать на вопросы учителя, открытость учащихся для педагогических воздействий, стремление к получению положительной оценки, к получению одобрения учителя, следование советам и рекомендациям учителя, заданным образцам поведения – были лишь у 3–4 учащихся класса, что свидетельствовало о  низком уровне сформированности познавательной активности. 

С каждым годом поддерживать у ребят интерес к учению становится всё сложнее, учащиеся не любят читать и пересказывать, у них нет потребности прочитать что-либо дополнительно. А ведь чтение – это залог успешного обучения на всех ступенях образования.

Мои наблюдения за учащимися, а также результаты анкетирования с целью определения любимого предмета показали, что литературное чтение считает любимым предметом только третья часть класса. Нелюбимыми видами деятельности на уроках литературного чтения для 73 % учащихся являются пересказ и словесное рисование. Могу предположить, что эти виды учебной деятельности требуют больших волевых усилий от учащихся, требуют больше времени для подготовки из-за недостаточных рекомендаций, дидактических инструментов. А это ведёт к потере познавательного интереса учащихся к учебному предмету и низкому уровню развития познавательной активности.

Чтобы литературное чтение стало интересным для учащихся, стало вызывать новые, позитивные, эмоциональные переживания у младших школьников, необходимо, на мой взгляд, обучить их такому новому активному дидактическому инструменту, как интеллект-карты. Они помогут в формировании новых способов познавательной деятельности у младших школьников, обеспечивающих успешное изучение предмета, в формировании литературно-творческих умений, в развитии творческой и познавательной активности учащихся. Дав учащемуся такое новое средство извлекать новые знания, преобразовывать новую информацию в графический образ, т. е. визуализировать, учащийся будет проявлять инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи, а, следовательно, будет иметь место развитие познавательной активности.

Карты памяти (или интеллект-карты, карты ума, ум-карты, ментальные карты) – так называют сравнительно новый способ альтернативной записи информации, новый визуальный метод.

Я предлагаю активно и систематически использовать интеллект-карты на уроках литературного чтения со 2 класса. В своей работе с учащимися мы, прежде всего, усвоили алгоритм построения интеллект-карт:

  • готовим цветные ручки, карандаши или фломастеры, клей, картинки, бумагу;
  • лист кладём горизонтально;
  • в центре листа заглавными печатными буквами пишем и выделяем главную тему (1–2 ключевых слова), этот центр должен быть обязательно цветным;
  • все слова в интеллект-карте пишем заглавными печатными буквами;
  • от центральной темы по часовой стрелке рисуем ветки разными цветами; каждую ветку подписываем 1–2 словами, ветки нумеруем, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их;
  • ветви первого уровня делаем более жирными;
  • длина линии должна быть примерно равна длине ключевого слова;
  • добавляем пустые линии, показывая тем самым, что интеллект-карта не является законченным продуктом;
  • устанавливаем связи между понятиями пунктирной линией.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их рисунками, картинками, символами. Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово.

Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил составления интеллект-карт нет, как нет и неправильных карт.

Каковы же особенности работы с интеллект-картами на I ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения?

В начале второго класса целесообразно составлять интеллект-карты по литературному произведению коллективно под руководством учителя. Я строю интеллект-карту на доске цветными мелками, а учащиеся на бумаге параллельно со мной.

Построение интеллект-карты целесообразно проводить на этапе углубленного анализа текста литературного произведения. Во время анализа текста, шаг за шагом, появляется интеллект-карта как результат этого анализа. Составить интеллект-карту можно практически по любому литературному произведению. Я предпочитаю составлять интеллект-карту по обширному, насыщенному тексту, который планируется пересказывать.

Например, литературное чтение, 2 класс, И. Соколов-Микитов «Пришёл сентябрь»

Или 4 класс, Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

В данном случае составленная интеллект-карта будет являться своеобразным планом, сочетая в себе ключевые слова и картинки; будет способствовать быстрому и эффективному запоминанию текста, поможет его воссоздать.

При изучении литературного произведения интеллект-карта активно включается в работу на следующих этапах урока: углубленный анализ с повторным чтением произведения, пересказ – на том же уроке (первые пробы: по частям и целиком с опорой на интеллект-карту), этап обобщения, подведения итогов, проверка домашнего задания на следующем уроке. Это позволяет учащимся запомнить надолго и подробно пересказать текст на высоком уровне.

В данном случае этот вид учебной деятельности не требует больших волевых усилий от учащихся и много времени для подготовки, учащиеся уходят с урока с уже практически подготовленным домашним заданием. А это ведёт к развитию познавательного интереса учащихся к учебному предмету и развитию их познавательной активности. Кроме этого интеллект-карта позволяет дифференцированно подойти мне к проверке домашнего задания на уроке: слабые учащиеся могут использовать интеллект-карту при ответе.

Построение интеллект-карты облегчит задачу и при таких видах работы, как словесное рисование и составление характеристики литературного героя. Для словесного рисования нужно определить, сколько словесных рисунков можно последовательно нарисовать по произведению. Это будет соответствовать количеству ветвей первого уровня в интеллект-карте. Например, в интеллект-карте «Про мимозу» (С. Михалков, литературное чтение, 2 класс) будет 8 ветвей, а в интеллект-карте «Необыкновенная ромашка» (С. Воронин, литературное чтение, 3 класс) будет 6 ветвей.

Интеллект-карта
по литературному чтению, 2 класс
С. Михалков «Про мимозу»

Интеллект-карта
по литературному чтению, 3 класс

С. Воронин «Необыкновенная Ромашка» 

Первоначально такую работу я провожу коллективно под моим руководством, задаю наводящие вопросы, впоследствии организую групповую или парную работу, а также индивидуальную работу по построению интеллект-карты, когда учащиеся готовы к их построению.

Помогает использование данного дидактического инструмента и при выполнении творческих заданий. Например, при обобщении раздела литературного чтения во втором классе «Я и моя семья» учащимся нужно составить рассказ «Моя семья». Для лучшего решения этой задачи и развития интереса предлагаю учащимся воспользоваться интеллект-картой (предлагаю им соответствующую интеллект-карту, как подробный инструментарий для составления своего рассказа, а также для экономии времени).

Таким образом, интеллект-карту можно использовать при выполнении любого творческого задания по литературному чтению: сочинить загадку, придумать свою сказку или рассказ, составить диафильм и др.

Начиная с третьего класса, я рекомендую учащимся, читая книгу по внеклассному чтению, составлять интеллект-карту для более вдумчивого внимательного чтения и лучшего запоминания содержания произведения, чтобы чувствовать себя уверенным на уроке внеклассного чтения.

Описанные мною примеры использования интеллект-карт на уроках литературного чтения во вторых–четвёртых классах составляют далеко не полный перечень возможностей данного дидактического инструмента. Использование интеллект-карт на уроках литературного чтения способствуют снятию напряжения и страха при анализе и пересказе большого произведения, словесном рисовании, выполнении творческих заданий, обобщении и систематизации знаний по разделу литературного чтения, при самостоятельном знакомстве с новым внеклассным литературным произведением; создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, развивает творческий потенциал учащихся и их познавательную активность.

Поделиться ссылкой:

Слайд 1

– Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер – класса посвящена способам формирования РУУД через применение интеллект – карт на уроках литературного чтения в начальной школе.

Слайд 2

– Посмотрите , пожалуйста, на экран. Подумайте, что объединяет этих людей?

Видео

– Вы правы. Демонстрация фрагмента мультфильма.

Слайд 3

– Вы уже догадались, что сегодня мы попробуем составить интеллект – карту для характеристики героев произведения Алана Милна “Винни Пух и все, все, все”.

Слайд 4

– Хочу напомнить, что интеллект-карта  – это инструмент, позволяющий , как структурировать, так и визуализировать информацию, организовывать ее в виде понятных рисунков и символов, что способствует формированию ассоциативных связей, позволяет мыслить, используя весь творческий и интеллектуальный потенциал.

Слайд 5

– Работа по созданию карт может быть парной, групповой и индивидуальной, в зависимости от подготовленности класса. Т. к мы сегодня будем знакомиться с составлением интеллект – карт, предлагаю работу в паре.

Слайд 6

– Предлагаю еще раз познакомиться с законами построения интеллект – карт.

Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально. В центре рисуется основная идея.

Слайд 7

От центрального образа рисуются ветки первого уровня, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, центральной идеи. Под- идеи

Слайд 8

К веткам первого уровня при необходимости добавляются ветки 2 го уровня раскрывающие идеи веток 1-го уровня. При построении карты используется максимальное количество цветов, отображающих разнообразие идей.

Слайд 9

По возможности, можно добавлять рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – слово-образ. Таким образом, интеллект-карта  подразумевает  формирование  такого  общеучебного  навыка  как  знаково-символическое  моделирование.

Слайд 10

С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи

Слайд 11

Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

Слайд 12

– Учитывая возрастные особенности младших школьников, считаю, что данный алгоритм сложен для них, поэтому я адаптировала его под возможности детей своего класса.

Он включает:

1.Извлечение информации из текста или видео.

2.Составление плана работы или списка понятий, которые будут нанесены на карту,

3.Выделение ассоциаций первого порядка

4.Определение того, к какой ассоциации первого порядка относятся понятия (классификация)

5.Создание карты: добавление иллюстраций, по возможности символов.

6.Нанесение на карту связей между понятиями

– Давайте попробуем составить интеллект – карту по данному алгоритму.

– Итак, у вас в конвертах лежат изображения героев сказки Алана Милна “Винни Пух и все, все все…”. Это и будет основной идеей вашей интеллект – карты. Приклейте картинку в центр листа. Подпишите имя. Не забывайте, что чем ярче карта , тем лучше.

Слайд 13

– Далее, чтобы интеллект – карты имели приблизительно одну структуру, необходимо набросать план, по которому мы будем работать. Давайте подумаем, по каким критериям мы можем охарактеризовать героев. Выделите главное.

План на доске.

/ внешность, поведение, характер, события, друзья, дом и семья/

– При отборе понятий первого порядка обучающиеся проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Также на данном этапе при составлении плана формируются навыки планирования, коррекции .

Слайд

14

Вернемся к алгоритму составления интеллект – карты

Теперь , выделив понятия первого порядка, рисуем разноцветные стрелки от центрального образа и на концах стрелок записываем эти понятия.

– Далее необходимо наполнить эти понятия признаками. Для этого возьмите из конвертов “разноцветные страницы”. На них дана информация сразу по всем героям. Вам нужно выбрать и записать информацию, относящуюся к вашему герою.

– На данном этапе происходит отбор и коррекция признаков, а также умение действовать по плану.

– Каждое готовое понятие обведите в ореол- островок определенного цвета и раскрасьте. Здесь же можно придумать и добавить рисунки- ассоциации или рисунки-символы для каждого понятия.

– На данном этапе работы я формирую общеучебное умение – знако -символическое моделирование.

– Затем проведите стрелки, показывающие взаимосвязи между признаками и понятиями.

В ходе работы дети учатся контролировать и корректировать свои действия.

– У всех ли все получилось? Готовы ли вы представить интеллект- карты.

– Считаю, что на литературном чтении интеллект- карты помогают охарактеризовать героев, их поступки, высказать свое отношение к ним. Также могут служить опорой при пересказе, а в дальнейшем могут быть использованы для подготовки к творческим работам и сочинениям.

Слайд 15

– Существуют критерии оценивания интеллект –карт.

При анализе интеллект-карт оценивается :

  • яркий, объемный центральный образ;

  • чёткая разветвлённая структура;

  • наличие рисунков-символов , рисунков -ассоциаций, смайлы, побуждающих ассоциирование;

  • блоков / “островков”/ , подчёркивающих структуру;

  • связей между элементами структуры.

красочность содержания интеллект-карты.

– Считаю, что приведенные выше критерии могут использоваться как для оценки, так и самооценки интеллект –карты.

Слайд 16

Попрошу вас оценить свою работу, воспользовавшись символами на слайде.

Слайд 17

– Для меня, как учителя начальных классов данная технология является ценной находкой, т. к интеллектуальное развитие обучающегося с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, что способствует осознанному приращению знаний .

Рисование интеллект- карт – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Его характеризует наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству. Также эта технология позволяет развивать регулятивные УУД : планирование, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, контроль, коррекцию, оценку и самооценку.

Интеллект-карта как средство формирования
литературоведческих понятий

Автор: Гусева Юлия Николаевна

Организация: МБОУ СШ №35

Населенный пункт: г. Ульяновск

«Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно».В.П. Шереметевский.

Из этих слов русского методиста и дидакта следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать своё мнение, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений.
Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи.
В Программе «Литературное чтение в начальной школе» представлена общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях, а также «Основные требования к уровню подготовки» учащихся с 1 по 4 классы.

В них отмечено:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
  • определять тему и жанр прочитанного произведения;
  • ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях:
  • литература, фольклор, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
  • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
  • стихотворение, рифма, строка, строфа;
  • средства выразительности.

Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы

В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.

Литературоведческие понятия, изучаемые в начальных классах.

Понятие

Произведение

1 класс

Рифма

Данько. «Загадочные буквы».

Сказка, персонаж

Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А».

Рассказ

С.Чёрный. «Живая азбука».
Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.

Интонация

Сапгир. « Про медведя».

Виды сказок: народная и авторская

Чарушин. «Теремок».

Загадка

Загадки, песенки.

Потешка, небылица

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни».

Скороговорка

Сказки. Загадки. Небылицы.

Пословица, поговорка

Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель».

Юмор

Токмакова. «Мы играли в хохотушки».

2 класс

Песня

Русские народные песни.

Потешки, прибаутки, считалки, небылицы

Потешки, прибаутки, считалки, небылицы.

Загадки, пословицы, поговорки

Загадки, пословицы, поговорки.

Сказка

Сказка «петушок и бобовое зёрнышко».

Басня

И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука».

Завязка, развитие событий, кульминация, развязка

В.А.Осеева. «Волшебное слово».
Рассказы Артюховой, Чарушина, Житкова.

3 класс

Докучная сказка

Докучная сказка.

Зачин, концовка

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Былина

Былина «Добрыня Никитич».

Контраст

Майков « Весна», «Летний дождь».

Рифма

Обобщающий урок.

Басня (мораль)

Крылов. «Мартышка и очки».

Описание

Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Куда девается вода из моря?».

Рассуждение

Толстой. «Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашёл пчелиных маток».

Эпиграф

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

Литературная сказка

Присказка

Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

Пьеса

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Олицетворение

С.А.Есенин. «Воробышки» («Поёт зима – аукает…»).

Эпитеты

С.А.Есенин. «Черёмуха».

Миф

Храбрый Персей.

Легенда

4 класс

Летопись

Летописи Руси.

Житие

Житие Сергия Радонежского

Формирование литературоведческих представлений младших школьников проходит несколько этапов:

  • этап наблюдения над литературными явлениями при чтении и анализе произведения: явление вычленяется из текста и осмысливается читателем – учеником, учитель называет его термином литературоведения;
  • этап обобщения доступных признаков явления: выделяются две-три наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;
  • этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина, самостоятельно составленную школьниками и откорректированную учебником;
  • этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.

Задача литературоведческой работы в 1-2 классах:

  • формировать у учащихся отношение к литературному материалу как искусству слова, проводить целенаправленные наблюдения над доступными литературными явлениями и осмысливать их.

Из обширного литературоведческого багажа начинающие ученики запоминают названия жанров, ибо на каждом уроке требуется назвать термином то, что читаешь. Младшие школьники постепенно узнают более двадцати жанров устного народного творчества, художественной и научно-познавательной литературы: пословицы, потешки, поговорки, загадки, скороговорки, небылицы, заклички, прибаутки, колыбельные и календарные песенки, былины, народные и авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести, а также статьи и очерки, воспоминания и даже романы.

Занимательное литературоведение в учебнике «Родная речь. 1 класс» начинается с первых страниц раздела «Жили-были буквы». Для продолжения развития фонематического слуха первоклассников детям предлагается задание: « Могут ли звуки И и Э передать рёв Медведя? А какие могут? Какие звуки Медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? (Г. Сапгир. « Про Медведя».)

После чтения небылицы со смешными рифмами дети сталкиваются с первым серьёзным теоретическим обобщением: «Сравни свои ответы по смыслу и звучанию». Обычно в стихотворении два последних слова согласуются по звучанию, а в весёлом стихотворении И. Гамазковой рифма подсказывает неверный по смыслу ответ.

На фоне солидных правил задания Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет», «Почему буквы стали загадочными, Назови буквы весёлые, зубастые и вкусные» кажутся лёгкими. На материале раздела «Жили-были буквы» начинается и знакомство с жанрами: « Как ты думаешь, сказка это или рассказ? (Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А».) Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?» Догадка о сказочном жанре требует размышлений о фантастическом жанре требует размышлений о фантастическом сюжете и чудесных героях. Раздел «Жили-были буквы» заканчивается обобщающим вопросом: «Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»? Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?».

В разделе «О братьях наших меньших» вновь предлагается первоклассникам сравнение художественных и научно-познавательных текстов, взятых из книг энциклопедического типа, созданных специально для детей. Воспитывается внимание к авторам: «Какой текст написал учёный, а какой – писатель? В каких текстах мы чувствуем присутствие автора?»

Литературоведческий подход чётко виден и в учебнике для 2 класса. В разделе «Устное творчество русского народа» учащимся дано задание: «Самостоятельно определить среди произведений устного народного творчества загадку, пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку».

Во 2 классе проводятся упражнения на сравнение народной и авторской сказки, показывается связь фольклора и литературы. Например, А.С.Пушкин «Сказку о рыбаке и рыбке» написал стихами, хотя и без рифмы, в то же время поэт рассказывает сказку старинным народным языком (просторечие).

Отличие сказки от рассказа удобно показывать на произведении В.А.Осеевой «Волшебное слово». Заглавие содержит сказочную тайну, и начальная картина произведения похожа на фантастическую: маленький старичок с длинной седой бородой что-то чертит на песке… Сказка ли это? Учащиеся устанавливаю систему реалистических событий и героев (как в жизни), а слово пожалуйста потому названо писателем «волшебным», что оно помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.

Основу рассказа как жанра составляет цепочка жизненных событий, которая называется сюжет. Эти сведения учитель сообщает учащимся, а в дальнейшем совместно ищут в тексте составляющие элементы сюжета: завязку, развитие событий, кульминацию (главное событие), развязку.

На произведениях И.А Крылова и Л.Н. Толстого дети получают первоначальные представления о стихотворной и прозаической басне. Несмотря на свою «похожесть» на сказку и стихотворение, этот жанр имеет три ярких признака:

  1. В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают (сатира).
  2. Пишут о животных, а подразумевают людей (аллегория, иносказание).
  3. Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).

При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идёт освоение сущностной специфики поэзии.

Читая Д.Хармса, дети играют в стихи: скандируют «Игру», складывают из слогов во «Вруне», отгадывают три загадки в «Что это было?», досочиняют смежные рифмы в «Очень-очень вкусном пироге», распевают «Весёлых чижей». Читая незатейливые фантастические миниатюры лирики Токмаковой «Плим», « В чудной стране» учащиеся осознают многозначность слов родного языка и то, как остроумно поэт может интерпретировать прямые и переносные значения слов, как при помощи точного выбора и расстановки лексем в предложении талантливый автор может вызвать у читателя определённое настроение, изменить его.

Работая с произведение Соколова-Микитова «Листопадничек», дети углубляют представления о смешанных жанрах – сказка или рассказ? Это задание требует знания жанров и умения их сопоставлять. В сказке есть фантастический вымысел, чудесные, небывалые герои. Такого в «Листопадничке» нет, в произведении показана реальная жизнь животных при смене времён года. Однако автор пытается представить, как общаются зайчата между собою, как понимают друг друга: в жизни – без слов, а в произведении – через человеческие переживания, через человеческую речь. Здесь учащиеся знакомятся с приёмом – антропоморфизм. Листопадничек – зайчонок воспринимается как любознательный и беспокойный поздний ребёнок в человеческой семье… Содержание – реалистическое, а форма произведения – сказочная. В результате получается рассказ – сказка.

Для лучшего усвоения программного материала я использую на уроках интеллект – карту.

Как составить интеллект-карту.

Что такое интеллект-карты?

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее?

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону. Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.

У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

Как можно использовать интеллект-карты?

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:

  • Интеллект-карты в работе

    • создать общее видение проекта
    • создавать рабочие планы
    • планировать события, бюджет
    • подготовить план выступления, презентации
    • принимать решения
    • устроить мозговой штурм
    • генерировать идеи
    • создать мотивацию
    • написать цели
    • подготовить план переговоров
    • упорядочить мысли и идеи
  • Интеллект-карты в учебной деятельности

    • записывать учебные конспекты по книгам и на слух
    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
    • сдавать экзамены
    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • написать ряд взаимосвязанных гипотез
  • Интеллект-карты в быту

    • использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
    • расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
    • создать Ваше личное генеалогическое дерево
    • описать структуру проведения праздника или иного события
    • спланировать отдых

Как составить интеллект-карту?

К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.

Поэтому рассмотрим основные правила.

Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите не разлинованный лист бумаги, расположите его горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.

Инструменты для создания интеллект-карт.

Я рекомендую рисовать интеллект-карты от руки (это приносит больше пользы)

Так в чем успех интеллект-карт?

Как раз в том, что при ее создании задействовано оба полушария. В стандартном конспектировании задействованы только слова, числа, и анализ.

В интеллект-картах к ним добавляется визуальные ритм и структура, образы, воображение, графика, многомерные объекты, ассоциации, цвет.

При правильно организованном процессе дети легко, с интересом осваивают методику работы с интелект – картой. Они хорошо усваивают алгоритм , а умения превращаются в навыки, остаются в сознании учащихся. Они приходят в основную школу уже освоившими на уроках литературного чтения основы литературоведения и анализа текста, готовыми к дальнейшему осознанному чтению.

Приложения:

  1. file0.docx.. 267,1 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 4,5 МБ

Опубликовано: 30.04.2021

Автор: Руденко Ольга Васильевна
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе.

Руденко интеллект-карта.docx

Добавить комментарий