Как составить интерактивное занятие

Мастер- класс: «Интерактивный урок»

Задачи:                  

              – вспомнить основные
методические установки, характеристики и

                возможности применения
интерактивных форм обучения;

              – изучить структуру
интерактивного урока и методику наполнения её

                содержанием;

              – проанализировать
практический материал  (открытые уроки и мастер-

                класс) с позиций
требований, предъявляемых интерактивным формам

                обучения. Слайды
1-2

Использование в
педагогической практике интерактивных форм обучения – это не дань нынешней
моде, а необходимость, диктуемая обновлением всего образовательного процесса.

В
законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих,
принцип гуманизации образовательного процесса,
признающий  творческую  природу личности каждого ребенка. Поэтому
главная цель образовательного процесса – не просто усвоение
определенного объема соответствующих знаний, а целостное развитие личности
ученика.
Средством же развития
личности
,
раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является
самостоятельная познавательная и мыслительная
деятельность
.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, в
которой ученик сам открывает путь к познанию.
Усвоение знаний – результат его деятельности. Реализовать
деятельностный подход в обучении позволяет применение современных интерактивных
технологий. Почему именно интерактивных, а не других?  Использование любой
педагогической технологии должно иметь
выход на качество. Вопрос о качестве преподавания, которое даёт школа, был
актуальным во все времена.   «Образование – это то, что остаётся у человека,
когда всё выученное уже забыто», – утверждают психологи.

Каковы же составляющие «качества образования»?
Их несколько: слайд3

  • ЗУН – один из основных показателей;
  • уровень и качество преподавания;
  • состояние здоровья и физического развития;
  • личностное развитие учащихся;
  • творческий потенциал  учащихся;
  • психологический микроклимат.

Качественное исполнение всех этих
параметров напрямую зависит от того,  хочет ли ребёнок учиться.   Слайд
4

 Великий педагог В.А. Сухомлинский
утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться».  Бесспорно, учитель должен уметь вызвать это
желание, а это значит, научиться формировать у своих воспитанников
мотивационную сферу обучения.

В арсенале учителя  –  три основных 
модели обучения: пассивная,

активная, интерактивная.    Слайд 5

Особенностью пассивной модели
является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста
учебника, не выполняя творческих заданий и не общаясь между собой.

Активная модель предполагает
стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Эта
модель предполагает общение в системе: ученик-учитель, наличие творческих
заданий.

Интерактивная модель ставит
целью организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно
взаимодействуют с учителем и между собой.

У Ш.  Амонашвили есть замечательные слова, обращённые к
нам, педагогам:

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной
интеллектуальной работе, самостоятельность, вселить в них радость творчества,
то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами». 

Действительно, только активные и в первую очередь,
интерактивные  формы  разовьют в ребёнке те качества, о которых говорит
Амонашвили, то есть сформируют познавательную активность учащихся.

Что же представляет собой интерактивное обучение?

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и
технологией, и методом, и формой

            Каковы основные характеристики
“интерактива”
? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная
форма организации познавательной деятельности, в которой  ученик чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам
процесс обучения  слайд 6

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями,
идеями, способами действия.

В интерактивном
обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт,
осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается
через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора,
ученик анализирует собственную деятельность.
.

 Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.  

Особенности организации  (слайды
о сравнении методов обучения
) -7 -12

Как меняется роль учащихся в процессе интерактивного обучения?
слайд 7 Учебное окружение выступает как реальность, в которой
учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это
центральный активатор учебного познания.

Идет процесс усложнения уровней познания – слайд 8 – от
воспроизведения информации – к творческому применению

Меняется роль учителя – слайды 9-10  В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через
себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе,
активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения
меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности
учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В
интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт
важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания,
сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Деятельность учащихся способствует повышению степени усвоения
материала и мотивации учащихся – слайды 11-12

Интерактивное
обучение одновременно решает несколько задач
: Слайд13

– развивает коммуникативные умения и навыки,
помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

– решает информационную задачу, поскольку
обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно
реализовывать совместную деятельность;

– развивает общие учебные умения и навыки
(анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение
обучающих задач;

– обеспечивает
воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к
чужому мнению.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и
методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения,
приемы), слайд 14

в разных
модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах,
группами, коллективно
: «Мозговой штурм»,«Карусель», «Два, четыре вместе»
«Мозаика», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод
ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и
многие другие.

Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в
них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и
т.п.

Интерактивные упражнения – слайд 15

1)  «Аквариум» 
слайд 16

            Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает
место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его.
Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают
пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие
места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

            После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

2) «Два, четыре – вместе»  -  слайд 17
               Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное  обговаривание вопроса.
3) «Микрофон»  - слайд 18
               Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
4 ) «Синтез идей» - слайд 19
               Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
               Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
5)«Мозговой штурм» - слайд 20
               Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
  6)Метод « ПРЕСС» - слайд 21
               Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
1.            – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
2.            – Обоснование своей мысли («… Так как…»)
3.            – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
4.            – Обобщение, выводы («Итак…»).
               
7)  «Выбери позицию» - слайд 22
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения. 
Разнообразные виды уроков – слайд 23
  Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
               .
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи.
               Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. 

Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными
составляющими?

Примерная схема:  слайды -24 – 28

1.    Мотивация – 2 минуты (5%)

2.    Постановка задачи – 2 минуты (5%)

3.    Исходная информация и инструктаж – 2 минуты (5%)

4.    Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты
(60%)

5.    Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

Рефлексивное подведение итогов 

Рефлексия  (англ. reflection)- это “мыслительный
(рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя:
собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей,
характера, отношений к cебе и к другим, своих задач, назначения  Рефлексия
может быть групповой и проводиться по поводу занятия в целом,отдельного этапа 
или эпизода, по поводу деятельности группы или же индивидуальной ( анализ
своего поведения).

Правило трех «нельзя»  при проведении
групповой рефлексии
:слайд 29

1. нельзя говорить, что всё уже сказано;

2. нельзя отказываться высказывать своё мнение
группе (под любым предлогом);

3. нельзя прятать за высказываем своё плохое
настроение или неприязнь к кому-либо.

Завершает этап рефлексии всегда преподаватель

Любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него
диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе –
лучше). Каждый учитель идет своим путем.

По сути,  в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных
уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты
проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и
т.п
.

            Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен,
креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение),
социализирует свой опыт и знание, рефлектирует. Неожиданная, свежая форма, роль
повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают
работать в парах и группах.

Интерактивная доска  как
средство организации деятельности учащихся на уроке (примеры – слайды 30
-37)

Использование в
работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:  –
слайд 38

·    развитие
личностной рефлексии;

·    осознание
включенности  в общую работу;

·     становление
активной субъектной позиции в учебной деятельности;

·    развитие
навыков общения;

·    принятие
нравственности норм и правил совместной деятельности;

·    повышение
познавательной активности

классу:

·   формирование
класса как групповой общности;

·    повышение
познавательного интереса;

·    развитие
навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

·       
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

·       
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только
в учебных, но и иных ситуациях.

При подготовке к занятию в интерактивном
режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов:   – слайд 39

– создание благоприятного для обучения
эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;

– руководство диалоговым взаимодействием всех
участников образовательного процесса;

– организацию продуктивной  внутригрупповой и
межгрупповой деятельности;

– осуществление обратной связи с аудиторией,
анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности

Лозунгом интерактивного обучения можно считать
слова основателя дидактики Яна Амоса Коменского: «Учащемуся положено
работать, учителю – руководить этой работой
»

В чем преимущество? Интерактивный урок – это одна из разновидностей активного обучения, которая помогает разнообразить процесс усвоения нового материала. Разумеется, такие занятия очень нравятся детям, поскольку они максимально вовлечены.

Какие существуют? Уникальность такого формата в том, что его можно применять в любых дисциплинах: от географии, где на первое место выходит визуальная составляющая, до математики. Что же помогает сделать интерактивный урок не только увлекательным, но и полезным?

Оглавление:

  1. Особенности интерактивного метода обучения
  2. Структура и методика интерактивного урока
  3. 20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок

Особенности интерактивного метода обучения

Преподаватели, работая с учениками, используют различные активные и пассивные методы обучения. К пассивным относятся прослушивание лекций, зрительское участие в лабораторных опытах. Активными считаются формы работы, когда учитель и ученик вступают в диалог или взаимодействуют каким-либо подобным образом. Уже не является новым, но остаётся популярным и неизменно результативным ещё один метод — интерактивный урок.

Корнями такое обучение уходит в активные формы работы. Однако в этом случае активность понимается намного шире: имеется в виду взаимодействие на уроке и между учащимися, и между отдельными их группами. Иначе это диалоговое обучение.

Интерактивный урок

Доказано статистикой, что такие формы работы увлекательны для всех участников процесса, мотивируют на активность, достижение результатов, учат сотрудничеству в коллективе.

Назовём главные аспекты интерактивности на уроке:

  • равное участие в групповой работе, общение с единомышленниками;
  • побуждение к активности, выстраивание взаимосвязей, вовлечённость в процесс поиска решений;
  • творчество и эксперименты.

Для того чтобы создать интерактивный урок хорошего качества, надо помнить: наглядность очень важна. Хорошему педагогу известно: до 80 % информации дети воспринимают визуально.

Средства наглядного обучения:

  • беспроводные планшеты и подобная оргтехника;
  • интерактивные столы и доски, компьютеры;
  • конструкторы LEGO и робототехника;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • документ-камера (прибор, проецирующий на монитор или доску страницы учебника/пособия;
  • интерактивная песочница с песком, проектором и ПО, обеспечивающим дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий (купол с проектором для потолка).

Всё более привычным становится и электронное обучение с вебинарами, конференциями, интерактивными онлайн-уроками.

Интерактивный урок

Есть разные пути для педагогов, желающих добиться активного участия учеников в интерактивном уроке. Примеры:

  • вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и ученика;
  • решение поставленных задач в группах;
  • демонстрационные опыты и практические задания;
  • использование аудио и видео.

Что получает учитель, внедряя интерактивные элементы и виды заданий? Вырабатываются активность учащихся, самостоятельность, развиваются командный дух и заинтересованность в результате, растут сила и свобода самовыражения, улучшаются и закрепляются знания.

Структура и методика интерактивного урока

Применение во время урока интерактивных технологий определяет их структуру. Самыми нужными считают 5 элементов:

Мотивация

Этот этап позволяет сконцентрироваться на проблеме урока, почувствовать к ней интерес. Также это некая психологическая пауза, чтобы обучающиеся поняли: сейчас перед ними новый учитель с новым заданием по другому предмету.

Субъект обучения настраивается на эффективный процесс познания, а для этого надо осознавать, что и зачем сейчас он будет делать.

Мотивация напрямую связана с темой урока, позволяет воспринимать её как рабочую задачу.

Структура и методика интерактивного урока

Представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель – добиться, чтобы ученики понимали, что и зачем делают, чего от них ждёт учитель. Для успешности обучения следует соблюдать такие требования:

  • чётко определиться с тем, что именно новое или активизированное старое смогут делать учащиеся по окончании урока;
  • отобразить уровень их учебных достижений по результатам урока.

Поставить дидактическую цель очень важно в интерактивной модели обучения. И привлечены к её достижению должны быть обязательно все учащиеся.

В этой части интерактивного урока нужно объединить коллектив следующими действиями:

  • огласить тему урока, или пусть её прочтёт один из учеников;
  • обсудить новые или непонятные слова из формулировки темы, разъяснить проблемный вопрос, если он поставлен;
  • попросить детей задуматься об ожидаемых результатах, назвать их;
  • напомнить учащимся, что в конце урока им нужно будет оценить, насколько точно они этих результатов достигли, а также что вы их достижения оцените в баллах.

Предоставление всей информации по теме

Это необходимо для дальнейшего выполнения практических заданий, причём учитель делает это максимально быстро и сжато. Позже педагог сможет ещё раз обратить на теорию внимание, а пока время экономится для практики и самопознания.

Интерактивное упражнение

Интерактивное упражнение – «экватор» урока

Целью всегда является усвоение учебной темы, выполнение обозначенных в первые минуты задач.

Как сделать интерактивный урок эффективным? Обязательно соблюдайте последовательность и регламент запланированных упражнений.

  • сначала зачитывается инструкция: объявляются цель упражнения, правило для работы, последовательность действий, время на выполнение, а также выясняется, все ли понятно (на это должно уйти 2-3 минуты);
  • затем дети объединяются в группы (сами или по спискам учителя), и распределяются все роли (1-2 минуты);
  • во время выполнения задания учитель выступает как помощник, ведущий, стараясь одновременно давать поддержку и самостоятельность, поощряя сотрудничество в группах (5-15 минут);
  • далее группы презентуют результаты (3-15 минут);
  • рефлексия, например, путем коллективного обсуждения (5-15 минут).

Рефлексия в современном образовании является самым важным компонентом для обучения на интерактивном уроке, как и на любом другом. Благодаря ей учащиеся:

  • осознают, что чему-то научились;
  • ещё раз вспоминают подробности нового опыта;
  • оценивают собственный уровень понимания и усвоения темы и учатся планировать дальнейшие реальные шаги;
  • получают возможность сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами остальных учеников, какие-то позиции скорректировать;
  • приучаются рефлексировать вообще, осознавая последствия любых своих действий и планируя следующие шаги;

В то же время преподаватель тоже оценит реакцию детей и сможет скорректировать план следующего урока.

Этап рефлексии можно сделать забавным или запоминающимся – поищите в приложениях для разработки интерактивных уроков. Применяйте её после самых важных упражнений, в конце урока, а также в конце определённого этапа обучения.

Финал учебного занятия

Финал учебного занятия

Итог является очень важной частью интерактивного урока для детей. Педагог и учащиеся вместе выясняют, что успели, что усвоили, как новое связано с уже изученным, как оно же пригодится в будущем.

Итак, зачем нужен итоговый этап урока:

  • обсудить, что сделано;
  • вспомнить ожидаемые результаты, сравнить их с реальными;
  • проанализировать, почему получилось, возможно, не всё, в чём ошибки;
  • сделать выводы на будущее с учётом моментов успеха и неуспеха;
  • ещё раз закрепить изученное;
  • обозначить, что будем делать на следующих уроках;
  • связать в итоговой беседе усвоенные темы с предстоящими;
  • озвучить план дальнейших действий.

Болонская система образования и ее особенности

Назовём и стадии заключительного этапа урока:

  • установление фактов (что получилось);
  • анализ причин (почему получилось именно так);
  • планирование (что делать на следующих занятиях?).

20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок

Условно все идеи, игры и педагогические инструменты, делающие урок интерактивным и улучшающие его качество, можно разделить на такие категории:

лучший интерактивный урок

Создание на интерактивном уроке учебных стратегий для активизации общения и получения обратной связи

Есть три эффективных способа «разговорить» детей:

  • Работа в парах. Цель – обсудить и поделиться

Ставьте проблему перед учениками и предложите разбиться по парам. Такая пара ищет решение задачи и потом защищает его вслух. Это позволяет вовлечь всех учеников, к тому же они запомнят по теме больше, чем после обычного урока.

  • Мозговой штурм

Это интерактивное упражнение эффективно в группах. В коллективе дети успешнее генерируют творческие мысли и идеи, учатся друг у друга, начинают прислушиваться к чужому мнению ради общей цели. Процесс, несомненно, полезен, так как им в голову зачастую приходят удивительные решения задач.

Чтобы структурировать возникающие во время работы идеи детей, удобно использовать при разработке интерактивного урока сервисы по созданию интеллект-карт.

  • Вовлечение в дискуссию

Группы участников сосредотачиваются на одной теме, делятся своими мыслями и идеями. Преподаватель для начала может дать им несколько ключевых слов или понятий. Подобное сотрудничество поощряется, ведь дети учатся на опыте друг друга.

Работа классного руководителя в школе: направления, режим, советы

Индивидуальные мероприятия

  • Проведение опроса

Лучше всего этот метод подходит для конца урока. В течение минуты дети должны записать ответ на один вопрос, к примеру: «Что самое полезное и важное я сегодня узнал?». На следующем занятии с их ответов и начнётся разговор. Интересно будет также спросить, помнят ли ученики ещё то, что записали на листочках в прошлый раз.

  • Проверка неверных представлений

Их важно выявить в ближайшее после урока время. Предлагайте детям список из ложных и правдивых фактов и смотрите, могут ли они определить неправду. Это побуждает глубоко и быстро думать, закрепляет знания.

  • Поиск пробелов в знаниях по результатам самоанализа

Для такой работы учитель составляет чек-лист или список конкретных вопросов по теме, а учащиеся должны не спеша обвести те из них, на которые не смогли бы ответить.

Подготавливая программу для интерактивного урока, нужно будет создать задания по тем вопросам, которые обвели дети. Набор заданий будет индивидуальным, ведь у всех выявятся свои пробелы. Пусть дети ещё раз проработают трудности.

Индивидуальные мероприятия

  • Спросите «отличника»

Действуем следующим образом: все выполняют задание молча, офлайн или во время видеоурока. Когда ответы получены, попросите тех, кто справился, поднять руки или отозваться в чате. Затем все ученики должны пообщаться с теми, кто дал верный ответ, и каждый пусть выяснит принцип решения задачи сам, в диалоге с отличником. Такое общение позволит быстрее схватить суть и в будущем не допускать ошибок.

Парная работа

  • Найди себе пару

Учащиеся самостоятельно определяются, с кем бы хотели работать. Обмениваются опытом, обсуждают пути решений, делятся с напарником выводами, которые пришли им в голову ранее.

  • Пара, в которой один – учитель, другой – ученик

Предложите детям записать основные моменты урока. После этого, разделив их на пары и назначив «учителей» и «учеников», объясните задачу. «Учитель» называет основные моменты, а «ученик» сверяет их со своим списком и потом дополняет ещё двумя-тремя пропущенными пунктами от себя.

  • Похвали напарника

Этот приём возможен после индивидуального задания. Дети делятся результатами, разбившись на пары. Потом добровольцы, которым понравилась работа напарника, хвалят её публично за интересность или образцовость. Замечено, что ученики склонны скорее найти плюсы в работе приятеля, чем в своей. Плюс ко всему дети приобретают навык совместного обсуждения успешных результатов.

  • Принудительный спор

Учащиеся получают задание подискутировать в парах. Особенность в том, что придётся защищать точку зрения, отличную от своей. Эта задача поможет отойти на время от собственных взглядов и убеждений и увидеть ситуацию под новым углом. Согласитесь, время от времени это полезно.

Хорошая идея для открытого интерактивного урока: одна часть группы защищает одну позицию, другая – противоположную. Каждому даётся строгое количество минут и одно выступление, чтобы все смогли высказаться по поводу обсуждаемых вопросов.

  • Оптимист/пессимист

В парах дети обсуждают противоположные эмоциональные стороны собственных тематических исследований или отдельных утверждений. Изучение каждого случая они должны словно «прожить», настолько углублённо рассмотреть, чтобы было чем делиться на уроке. Во время занятия учитель откроет для себя немало интересных детских идей, ученики же точно приобретут важные социальные навыки.

  • На оценку эксперту

Хороший способ работы с письменными заданиями: после окончания работы нужно обменяться черновиками. Что делают дети с чужим черновиком? Внимательно изучив, пишут оценивающий текст из трёх абзацев по плану: плюсы работы соседа по парте, минусы и замечания, затем – абзац о том, как именно бы эксперт доработал чужой текст, если бы он принадлежал его перу. Такое, по сути, соавторство многому научит обоих партнёров по заданию.

Работа в группах более двух человек

Работа в группах более двух человек

  • Движение от доски к доске

Приготовьте несколько досок (флипчартов или интерактивных) с заданиями или вопросами по теме. Класс делим на несколько подгрупп, и каждая работает на отдельной доске. Принцип: один вопрос – одна доска. Каждая подгруппа, ответив на свой вопрос, перемещается к соседней доске (онлайн или офлайн) и пишет свой ответ под уже данным ответом предыдущих участников. Надо, чтобы на каждой из досок оказались прописаны все ответы всех участвующих подгрупп.

  • Определи лучшее решение

Раздайте задачи, и пусть подгруппы поработают над единой проблемой. Дети должны расписать решение или стратегию на бумаге или в цифровом варианте. Затем подгруппы меняются решениями, чтобы оценить степень успешности соседей. Так делать, пока все не оценят друг друга. После ученики объединяются, чтобы выбрать лучший ответ из той пары, которая названа самой успешной. Так определяется победное решение.

  • Операция «Фильм»

Для такой работы очень хорошо подойдут исторические, географические фильмы, любой байопик. Концепцию или события фильма, который подходит к теме занятия, дети обсуждают и пытаются найти, что создатели фильма сделали или показали неправильно, а что получилось хорошо. Задача – назвать хотя бы по одному пункту.

Интерактивные игровые действия

Они очень популярны для интерактивных уроков в начальной школе. Учебные игры очень полезны и воспринимаются детьми всегда позитивно. Обучение здесь происходит скрыто, ненавязчиво и весьма продуктивно. В списке самых популярных игровых приёмов назовём кроссворды, лото, головоломки, игры на совпадение пар, запоминание на время, викторины с призами и тому подобное.

  • Кроссворд

Интерактивный урок на интерактивной доске, когда на ней кроссворд или викторина, идеально подходит для закрепляемых тем курса. Составить кроссворд по теме совсем несложно, если начать с длинного определения, которое надо сделать горизонталью или вертикалью. На базе такого многобуквенного определения продумывается весь список ответов. Разгадывать кроссворд можно по группам на скорость, по парам, или пусть отвечает первый догадавшийся в классе ученик. В любом случае скучно не бывает.

  • Эрудит

Вспомните принцип известной игры. Предложите из букв, образующих название раздела или главы, составить как можно больше слов по теме. Команды должны соревноваться. Можно взять и несколько новых терминов и поработать так с буквами из них.

  • Урок загадок «кто я?»/ «что я?»

Термин, имя учёного, писателя, определение приклеиваются на лоб или спину ученика. Ребёнок, задавая вопросы, предполагающие лишь ответы «да» или «нет», пытается угадать своё слово. Игра становится учебной при условии, если термин связан с темой урока.

Интерактивные игровые действия

  • Лото

Лото – любимая многими с детства забава, и её легко переработать в учебную игру, языковую или математическую. Хорошо, если этим займутся сами дети.

Это всего лишь часть идей, которые помогут составить интерактивный урок, превратив обучение в увлекательный, продуктивный и позитивный процесс.

Сложно представить современный интерактивный урок без элементов геймификации. Названные в статье приёмы и методы помогут нескучно и наглядно провести контрольные и тесты, организовать увлекательную групповую работу.

На чтение 7 мин. Просмотров 22.9k. Опубликовано 25/01/2021

Содержание

  1. Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников
  2. Индивидуальные обучающие мероприятия
  3. Деятельность в парах
  4. Групповая деятельность
  5. Интерактивные игровые действия

Есть множество способов, которые вы можете использовать в обучении своих учеников. Но если вы действительно хотите, чтобы они принимали активное участие в занятии, а не просто запоминали факты или числа, то лучший способ для этого – интерактивные уроки.

Интерактивные занятия – это занятия, которые исключают одностороннее общение или индивидуальное обучение в пользу вовлечения учащихся в уроки или материал. Такие занятия позволяют ученикам понять, что они изучают, на более глубоком уровне, что делает уроки более успешными и полезными.

Есть разные способы добиться активного участия учеников в занятии:

  • взаимодействие преподавателя и ученика
  • взаимодействие учеников друг с другом
  • использование аудио и видео
  • демонстрации и практические упражнения

Вы поощряете своих учеников быть активными членами вашего обучения, думать самостоятельно, что приводит к долговременному запоминанию информации. Улучшаются не только знания учеников, но и их интерес, сила, командный дух и свобода самовыражения.

Ниже рассмотрим 20 идей, инструментов и игр, которые сделают ваши уроки интерактивными и улучшат качество обучения.

Условно их можно разделить на такие категории:

  • Стимулирующие общение и обратную связь учеников
  • Индивидуальные обучающие мероприятия
  • Деятельность в парах
  • Групповая деятельность
  • Интерактивные игровые действия

Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников

3 наиболее эффективных способа побудить учеников больше говорить и давать обратную связь во время занятия:

  1. Работа в парах: Обсуди – Поделись

Задайте проблему или вопрос по определенной теме и объедините учеников в пары. Дайте каждой паре достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте учащимся поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут активно вовлечены и запомнят об уроке больше, чем когда-либо прежде.

  1. Мозговой штурм

Интерактивный мозговой штурм проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает ученикам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга. Вы будете удивлены всеми замечательными идеями, которые они придумывают! 

Чтобы структурировать идеи учеников, удобно использовать сервисы по созданию интеллект-карт, например, Mindmeister.

  1. Дискуссия

Участники объединяются в дискуссионные группы, которые сосредоточены на одной теме. В каждой группе каждый участник делится своими мыслями и идеями. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Они должны учиться на опыте друг друга. Как преподаватель вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.

Индивидуальные обучающие мероприятия

  1. Опрос

Лучше всего использовать опрос в конце урока. Попросите учеников написать в течение одной минуты ответ на конкретный вопрос. Например: «Самое важное, что вы узнали сегодня?»

Затем можно начать разговор именно с этого на следующем занятии. Вы можете спросить учеников, помнят ли они еще то, что записали. 

  1. Проверка на неправильное представление

Выявите неправильные представления учеников. Посмотрите, могут ли они определить правильный ответ, когда им предоставлен ложный факт. Это полезно для закрепления предыдущего урока, а также побуждает учеников глубоко думать и лучше закреплять материал.

  1. Обведите вопрос

Составьте чек-лист или опрос со списком вопросов (сделайте их конкретными) по вашей теме и попросите учащихся обвести (или отметить) те, на которые они не знают ответов. 

Создайте задания по разным вопросам, которые были обведены. Пусть ваши ученики поработают над дополнительными упражнениями и объяснениями по этим заданиям индивидуально. Поскольку все ваши ученики обведут разные вопросы, вы должны дать каждому из них свой индивидуальный набор заданий.

  1. Спросите «отличника»

Попросите учеников молча решить задачу или ответить на вопрос. После получения ответа попросите тех, кто сделал это правильно, поднять руки (если занятие проходит в офлайн) или написать об этом в чате (если ведете онлайн-урок). Затем все остальные ученики должны поговорить с кем-нибудь из тех, кто справился с заданием, чтобы лучше понять суть и в следующий раз не допускать ошибок.

Деятельность в парах

  1. Найди пару и поделись

После обмена опытом и обсуждения, которые описаны выше в первой идее, вы также можете попросить учащихся найти нового партнера и поделиться с ним выводами и осознаниями, которые произошли в предыдущем партнерстве с другим учеником.

  1. Учитель и ученик

Предложите учащимся обсудить основные моменты урока. Затем разделите учеников на пары и назначьте им 2 роли. Один из них – учитель, а другой – ученик. Работа учителя состоит в том, чтобы набросать основные моменты, в то время как работа ученика – вычеркнуть пункты в своем списке по мере их упоминания и придумать 2–3 пункта, которые учитель пропустил.

  1. Поделись результатами партнера

После индивидуальной творческой деятельности разбейте учеников на пары, чтобы поделиться своими результатами. Затем дайте слово добровольцам, которые сочли работу своего партнера интересной или образцовой. Ученики часто более склонны публично делиться работой сокурсников, чем своей. В итоге вы сможете их мягко подвести к тому, что они поделятся своими выводами и возможно даже результатами своей работы.

  1. Принудительный спор

Предложите ученикам подискутировать в парах. Они должны отстаивать противоположную сторону своего личного мнения. Это побуждает учащихся отойти от собственных убеждений и учит их время от времени смотреть на ситуацию под разным углом.

Может быть такой вариант: одна половина группы занимает одну позицию, другая половина – другую. Каждый может говорить только один раз, чтобы все учащиеся с обеих сторон могли высказаться по поводу проблемы.

  1. Оптимист/пессимист

В парах учащиеся рассматривают противоположные эмоциональные стороны тематического исследования, утверждения или темы. Попросите их по-настоящему «прожить» изучение конкретного случая. Вы откроете для себя несколько хороших идей, а ваши ученики приобретут важные социальные навыки.

  1. Экспертная оценка

Чтобы помочь ученикам с письменным заданием, предложите им обменяться черновиками с партнером. Партнер читает эссе и пишет ответ из 3 абзацев: в первом абзаце описываются сильные стороны эссе, во втором абзаце обсуждаются его проблемы, а в третьем абзаце описывается, на чем партнер сосредоточился бы при редактировании, если бы это было его эссе. Ученики могут многому научиться друг у друга!

Групповая деятельность

  1. Движение от доски к доске

Разделите группу на несколько подгрупп учеников и дайте им свою доску (флипчарт или интерактивную, в зависимости от того проводите вы обучение офлайн или онлайн). Распределите один вопрос/тему на одну доску. После того как группа напишет ответ на доске, она перемещается  к следующей доске. Здесь они пишут свой ответ под ответом предыдущей группы. Продолжаете так, пока все группы не напишут свой ответ на каждой доске.

  1. Выбор победителя

Разделите группу на подгруппы и дайте им возможность поработать над одной темой/проблемой. Пусть они запишут ответ/стратегию на бумаге или в цифровом виде. Затем попросите подгруппу повзаимодействовать с ближайшей от себя подгруппой и позволить оценить свой ответ. И так проделать с каждой подгруппой, пока все не оценят друг друга. Затем все подгруппы должны объединиться в 1 и выбрать лучший ответ из двух вариантов, который будет представлен всей группе.

  1. Приложение «Фильм»

В группах учащиеся обсуждают примеры фильмов, в которых используется концепция или событие, обсуждаемое на занятии, пытаясь определить по крайней мере один способ, которым создатели фильма сделали это правильно, и один, в котором они сделали это неправильно. Подумайте о фильмах, показывающих исторические и географические факты, биографии известных людей и т.д.

Интерактивные игровые действия

Включите в ваше обучение интерактивные учебные игры. Они доставляют столько удовольствия ученикам, потому что не похожи на обучение. Это кроссворды, игры на совпадение пар, лото, головоломки, игры на запоминание на время и многое другое.

  1. Кроссворд

Кроссворд идеально подходит для повторения. Выберите список слов и их описание и создайте кроссворд. Разгадывание кроссворда превращает скучные уроки в увлекательное занятие.

  1. Эрудит

Используйте название раздела или главы как набор букв, из которых можно составить слова, и дайте командам возможность составить как можно больше слов, относящихся к теме. Вы также можете попросить учащихся составлять слова из только что изученных терминов.

  1. Кто/что я?

Приклейте термин или имя на спину или лоб каждого ученика. Ученик задает вопросы, ответом на которые может быть только «Да» или «Нет», пытаясь угадать термин. Конечно, этот термин или понятие связано с темой вашего занятия.

  1. Лото 

Лото – забавная игра, которая может быть использована для всех видов упражнений: языковых, математических и т.д. 

Это всего лишь малая часть идей, которые помогут сделать ваше обучение интерактивным, а значит более интересным, увлекательным и захватывающим.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Орбита»

(МУ ДО «ЦДОД «Орбита»)

«Орбита» челядьлысодтöдтöдöмлунсетан шöрин»

содтöдтöдöм лунсетан муниципальнöй учреждение

(«Орбита» ЧСТСШ» СТС МУ)

Методические рекомендации

«Интерактивные формы проведения занятия»

Автор Смирнова Оксана Александровна

педагог дополнительного образования

Г. Сыктывкар, 2022.

Интерактивные формы проведения урока

Форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса.

Современные дидакты выделяют следующие формы обучения:

– форма организации всей системы обучения, учебно-воспитательного процесса;

– форма организации учебной деятельности учащихся.

Формы обучения соответственно разделяются на группы по следующим признакам:

  • количество учащихся (индивидуальное, групповое, фронтальное);
  • место обучения (школьное, внешкольное, экстернат);
  • длительность (время регламентируется педагогами, родителями, учениками).

Становление форм организации системы обучения происходило одновременно с развитием общества:

I – индивидуальное обучение (ученик – учитель);

II – индивидуально-групповой способ (учитель – группа, однако обучение имеет индивидуальный характер);

III – групповое обучение, как основа классно-урочной формы обучения (XVI – XVIIвв)

IV– коллективный способ обучения (20-е годы ХХ века) – обучение проходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учащихся, которые выучив различные темы, по очереди обучали друг друга.

Элементы этой формы обучения широко используются и сейчас (например, в интерактивных технологиях).

На протяжении столетий с разной степенью активности происходили поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учащихся, которые в современной дидактике выделяют четыре:

  • парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);
  • групповая (учитель одновременно обучает весь класс);
  • кооперативная (коллективная) – все ученики активны и обучают друг друга;
  • индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе тех или иных способов организации усвоения учащимися знаний (методы, технологии).

В 60-е годы ХХ века советский дидакт Голант выделил две основные модели обучения: активную и пассивную в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности.

Сегодня к этой классификации можно прибавить интерактивное обучение как определенную разновидность активного.

  1. Пассивная модель обучения

Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. – источником правильных знаний. К этим соответственным методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и наблюдают (лекция – монолог, чтение, объяснение, демонстрация и репродуктивный опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

  1. Активная модель обучения

Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы:

  • самостоятельная работа;
  • проблемные и творческие задания (часто домашние)
  • вопросы: ученик – учитель; учитель – ученик, развивающие творческое мышление.
  1. Интерактивная модель обучения

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка “interact”, где “inter” – взаимный и “act” – действие. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик осознает свою успешность,  интеллектуальную состоятельность.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), при котором и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначимыми субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и создают.

Организация интерактивного обучения предусматривает:

  • использование ролевых игр;
  • общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.

ИО эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, предоставляет педагогу возможность стать действительным лидером детского коллектива.

Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной идеи над другой. Во время ИО ученики учатся

  • быть демократичными;
  • общаться с другими людьми;
  • критически мыслить;
  • принимать продуманные решения.

В пользу ИО свидетельствуют исследование современных русских психологов. По их оценкам старший школьник может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом:

10 % – читая про себя

20% – слушая

30% – рассматривая

50% – слушая и рассматривая

70% – обсуждая

80% – личный опыт

90% – общая деятельность с обсуждением

95% – обучая других.

Американские ученые (60-е годы), проведя исследование национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд), сделали вывод, что интерактивное обучение позволило резко увеличить процент усвоения материала, т.к. влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю, действия, практику. Результаты этих исследований были отображены в схеме, получившей название «Пирамида обучения».

Более 2400 лет тому назад Конфуций сказал:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Несколько изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать следующим образом кредо интерактивного обучения:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я  слышу, вижу и делаю, я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Процесс обучения не автоматическое изложение учебного материала. Он требует напряженной умственной деятельности учащегося и его собственного активного участия в этом процессе. Истинные прочные знания можно получить только при помощи активного (интерактивного) обучения.

В соответствии с Концепцией 12-летнего образования, в процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:

  • думать;
  • понимать суть;
  • осмысливать идеи и концепции.

Обладая этими навыками, уметь искать и находить нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях.

Именно этому и способствуют интерактивные технологии.

Для того, чтобы преодолеть сложности применения отдельных интерактивных технологий надо помнить:

Интерактивное взаимодействие требует определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Следует начинать с постепенного включения элементов этой модели, если вы и ученик с ними незнакомы. Можно даже создать план постепенного внедрения интерактивного обучения. Лучше старательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».

Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Настройте учеников на старательную подготовку к интерактивным занятиям. Используйте сначала простые интерактивные технологии:

  • работа в парах;
  • работа в маленьких группах;
  • мозговой штурм.

Использование интерактивного обучения не самоцель. Это лишь средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего оказывает содействие:

  • сотрудничеству;
  • согласию;
  • доброжелательности;
  • предоставляет возможность действительно реализовать личностно-ориентированное обучение.

Для эффективного применения интерактивного обучения, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, следует старательно планировать свою работу чтобы:

  • дать задания учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;
  • отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы;
  • во время самих упражнений дать ученикам время подумать над задачей, чтобы они восприняли ее серьезно, а не механически или «играя» выполнили ее;
  • на одном занятии можно использовать одно (максимум  – два) интерактивное упражнение, а не их калейдоскоп;
  • очень важно проведение спокойного глубокого обсуждения по итогам интерактивного упражнения, в частности акцентируя внимание и на другом материале темы, прямо не указанном в интерактивном упражнении;
  • проводить быстрые опрашивания, самостоятельные домашние работы по разнообразным материалам темы, которые не были связаны с интерактивными заданиями.

Для укрепления контроля за ходом процесса обучения при условиях использования интерактивной модели обучения учитель также должен предварительно хорошо подготовиться:

– глубоко изучить и продумать материал, в том числе дополнительный:

  • разнообразные тексты;
  • образцы документов;
  • ситуации;
  • задание для групп.

– старательно спланировать и разработать занятия:

  • определить хронометраж;
  • роли участников;
  • подготовить вопросы и возможные ответы;
  • выработать критерии оценки эффективности занятия.

– мотивировать учеников к изучению путем отбора наиболее интересных для учеников случаев, проблем, объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учеников;

– предусмотреть разнообразные методы для привлечения внимания учеников, настроя их на работу, поддержание дисциплины.

Технологии интерактивного обучения

В современной научной педагогической литературе отсутствует классификация интерактивных технологий обучения. Можно определить их условную  рабочую классификацию по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии. Их можно распределить на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:

– Интегрированные технологии кооперативного обучения;

– Интерактивные технологии коллективно-группового обучения;

– Технологии ситуативного моделирования;

– Технологии обработки дискуссионных вопросов.

Интерактивные технологии кооперативного обучения

Парная и групповая работа организовывается как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений, навыков. Эти виды работы возможны:

– сразу же после изложения учителем нового материала;

– в начале нового урока вместо опрашивания;

– на специальном уроке, посвященном применению знаний, умений и навыков;

– быть частью повторительно-обобщающего урока.

Магические пустячки

Старайтесь никогда не применять слово «разделяться»: помните, ученики ОБЪЕДИНЯЮТСЯ! Из объединенных учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастают объединенная страна, государство, нация.

Все, что предлагают ученики, может быть принято и обсуждено. Не следует говорить им, что это «правильный ответ» или «неправильный ответ», надо лишь помочь обработать информацию и принять собственные решения. Наблюдайте, чтобы никто из учеников не оставался вне обсуждения.

Работа в парах

Технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах. Ее можно использовать для любой дидактической цели:

  • усвоения;
  • закрепления;
  • проверки знаний.

При такой организации работы все дети в классе получают редкую для традиционного обучения возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает учащимся время обдумать и обменяться идеями с партнером и только после этого озвучить свои мысли перед классом. Она содействует развитию навыков общения, умения убеждать и вести дискуссию.

Использование такого вида сотрудничества содействует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно задание выполнить быстрее.

 Среди заданий, которые рекомендуется выполнять в парах, можно назвать следующие:

– обсудить короткий текст, задание, письменный документ;

– взять интервью и определить отношение партнера к данному чтению, лекции, видео или другой учебной деятельности;

– сформулировать итог урока или серии уроков по теме;

– разработать вместе вопросы к преподавателю или другим учащимся;

– проанализировать вместе проблему или эксперимент;

– протестировать и оценить друг друга;

– дать ответы на вопросы учителя;

– сравнить записи, сделанные в классе.

Организация работы в парах

  1. Предложите учащимся задания, поставьте вопрос для небольшой дискуссии. После объяснения вопроса или факта, дайте 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов.
  2. Объедините учащихся в пары, определите, кто из них будет высказываться первым и предложите обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу же определить время на высказывание и общее обсуждение, что способствует четкой организации работы в парах. Учащиеся должны достичь согласия в ответе или решении.
  3. По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. При необходимости эта работа может стать началом дискуссии или другой познавательной деятельности.

Работа в малых группах

Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, которые требуют коллективного мышления. Использовать работу в малых группах следует только в тех случаях, когда задание требует общей, а не индивидуальной работы.

Организация работы

  1. Убедитесь, что ученики владеют необходимыми знаниями и умениями для выполнения задания.
  2. Объедините учащихся в группы. Пять человек – это оптимальный верхний предел для проведения обсуждения в рамках малой группы.
  3. Предложите им пересесть по группам. Убедитесь в том, что ученики сидят по кругу – бок-о-бок, один напротив другого. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.
  4. Сообщение учащимся о ролях, которые они должны распределять между собой и выполнять во время групповой работы.

Спикер (руководитель группы):

  1. зачитывает задание группе;
  2. организовывает порядок выполнения;
  3. предлагает участникам группы высказаться друг за другом;
  4. поощряет группу к работе;
  5. подводит итоги работы;
  6. определяет докладчика.

Секретарь:

  • ведет запись результатов работы группы;
  • запись ведет коротко и разборчиво;
  • как член группы должен быть готов высказать мысли группы при подведении итогов или же помочь докладчику.

Посредник:

  • следит за временем;
  • поощряет группу к работе.

Докладчик:

  • четко выражает мысли группы;
  • докладывает о результатах работы группы.
  1. Будьте внимательны к вопросам внутригрупповых взаимоотношений. Обеспечьте справедливый выбор докладчика.
  2. Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию по организации групповой работы.
  3. Следите за временем. Предоставьте группам достаточно времени для выполнения задания. Подумайте, чем можно занять группу, которая закончит работу раньше других.
  4. Подумайте о том, как ваш метод поощрения влияет на применение метода работы в малых группах. Обеспечьте награды за общие успехи.
  5. Будьте готовы к повышенному шуму, который характерен для метода коллективного обучения.
  6. Во время работы групп обойдите их, предложите помощь, но не отвлекайте внимание на себя. Продумайте свою роль.
  7. Предложите группам предоставить результаты своей работы.
  8. Спросите учащихся была ли проведенная работа полезной, чему они научились. Используйте их идеи в следующий  раз.
  9. Проконтролируйте работу группы с точки зрения их учебных результатов и вопроса организации процедуры групповой деятельности.

Важным моментом групповой работы является обработка содержания и предъявления группам результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп:

  1. Диалог – поиск согласованного решения.
  2. Синтез мыслей – продукт деятельности одной группы передается на доработку другой и т.д.
  3. Общий проект – каждая группа имеет отдельные задания, которые потом объединяются в единый проект.
  4. Поиск информации – для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в различных источниках информации.

Структура и методика интерактивного урока.

Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков. Как правило, структура таких занятий состоит из 5 элементов:

а) мотивация

б) объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;

в) предоставление необходимой информации;

г) интерактивное упражнение – центральная часть занятия

д) подведение итогов, оценка результатов урока.

А. Мотивация.

Цель этого этапа – сформировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая предоставляет учащимся возможность осознать, что они начинают изучать другой предмет, перед ними другой учитель и совершенно другое задание.

Таким образом, субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность; осознавать, что и зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих двух опор: мотивов учения и мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания.

Мотивация должна быть четко связана с темой урока, она психологически настраивает учащихся на ее восприятие, настраивает их на решение определенных проблем

– рассказ учителя

– наглядность

– интерактивные технологии (мозговой штурм, микрофон, ледокол).

Эти элементы урока занимают не более 5% времени (≈ 10 минут).

Б. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов.

Цель – обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, т.е. того, что они должны достичь на уроке и что от них ожидает учитель.

Формирование результатов интерактивного урока для содействия успешного обучения учащихся должно соответствовать следующим требованиям:

  • отображать результаты деятельности на уроке учеников, а не учителя, и должно быть сформулировано следующим образом: «После этого урока учащиеся смогут …»
  • четко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после урока. Результаты должны быть сформулированы при помощи соответствующих глаголов.

Знания: объяснять, определять, характеризовать, сравнивать, отличать …

Умения / навыки: дискутировать, аргументировать идею, давать собственную оценку, анализировать.

Отношения: сформулировать и высказать собственное отношение к …, объяснить свое отношение к …

В интерактивной модели обучения построение технологии обучения невозможно без четкого определения дидактической цели.

Однако, достичь результатов в интерактивной модели можно только в том случае, если все учащиеся привлечены к деятельности.

Для того, чтобы начать с учащимися совместное продвижение к результатам обучения, в этой части интерактивного урока нужно:

  •  назвать тему урока или попросить кого-либо из учеников прочесть ее;
  • ели название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на них внимание учащихся;
  • попросить кого-нибудь из учащихся объявить ожидаемые результаты;
  • напомнить учащимся, что в конце урока вы проверите насколько они достигли ожидаемых результатов; как вы будете оценивать их достижения в баллах.

(5% урока)

В. Предоставление необходимой информации.

Цель этого этапа урока – предоставить учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время.

Для экономии времени на уроке и для достижения максимального эффекта урока учитель может еще раз обратить на нее внимание.

(10-15% урока).

Г. Интерактивное упражнение. Центральная часть урока.

Цель – усвоение учебного материала, достижение результата урока.

Обязательной является следующая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения.

  • Инструкция: цель упражнения, правило, последовательность действий, время на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно (2-3 минуты)
  • Объединение в группы и распределение ролей (1-2 минуты)
  • Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник, ведущий, стараясь предоставить учащимся максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве (5-15 минут)
  • Презентация результатов выполнения упражнения (3-15 минут)
  • Рефлексия результатов учащимися, осознание полученных результатов, что достигается путем их специального коллективного обсуждения (5-15 минут).

Рефлексия является самым важным компонентом интерактивного обучения на уроке. Она предоставляет учащимся возможность:

  • Осознать, чему они научились;
  • Припомнить подробности своего опыта в этой работе;
  • Оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала и четко планировать реальные шаги его дальнейшего усвоения;
  • Сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других, коррекция определенных позиций;
  • Как постоянный элемент обучения приучать учащихся к рефлексии в реальной жизни, осознавая свои действия и прогнозируя дальнейшие шаги;
  • Учителю: посмотреть реакцию учащихся на обучение и внести необходимые коррективы.

Рефлексия применяется после самых важных интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения.

Технология рефлексии после определенных упражнений, фрагментов урока.

Устное обсуждение может проводиться по вопросам:

  • с какой целью мы проводили это упражнение?
  • какие мысли оно у вас вызвало?
  • какие чувства?
  • чему вы лично научились?
  • чему хотели бы научиться в дальнейшем?

Д. Подведение итогов урока

Итог является очень важной частью интерактивного урока. Именно здесь выясняется содержание проделанного; подводится черта под знаниями, которые должны быть усвоены, устанавливается связь между тем, что уже известно и тем, что понадобится в будущем.

Функции итогового этапа урока:

  • выяснить содержание проделанного;
  • сравнить ожидаемые результаты с реальными;
  • проанализировать, почему все проходило так, а не иначе;
  • сделать выводы;
  • закрепить или скорректировать усвоенное;
  • наметить новые темы для обсуждения;
  • установить  связь между тем, что нужно усвоить, чему нужно научиться;
  • составить план дальнейших действий.

Ступени (стадии) заключительного этапа урока:

  1. установление фактов (что состоялось);
  2. анализ причин (почему это произошло);
  3. планирование действий (что делать дальше?)

Технология проведения заключительного этапа

Первая стадия

  • используйте открытые вопросы: как, почему, что?
  • выражайте чувства;
  • настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев;
  • говорите о том, что сделано, а не о том, что могло быть сделано;

Вторая стадия

  • спросите о причинах: почему, как, кто?
  • слушайте внимательно ответ (почему этого нет? что было бы, если бы?)
  • ищите альтернативные теории: есть ли такая возможность?
  • подберите другие примеры. Когда и где происходило что-то подобное.
  • приведите мнения независимых экспертов.

Третья стадия

  • добивайтесь, чтобы учащиеся взяли на себя обязательства о дальнейших действиях.

Выбор стратегии оценивания

В зависимости от цели и выбранных критериев оценивания, можно выбрать разнообразные стратегии (методы, приемы) оценивания.

Можно отдать предпочтение:

  • методу наблюдения и составить список показателей;
  • дать задание написать небольшой очерк (отзыв), эссе с изложением собственного мнения по этому поводу

При оценивании ролевой игры учитель может:

а) оценить качество индивидуального участия учащихся в игре;

б) провести тест-вопросник, где нужен конкретный ответ: «да» или «нет»;

в) попросить учащихся написать дома эссе, где нужно выразить свою точку зрения относительно того, что происходило, и аргументировать ее.

 Оценивание навыков презентации своих мыслей.

Приложения будут полезны всем, кто создает и проектирует онлайн-курсы: методистам, учителям, репетиторам, экспертам, блогерам.

Предлагаем познакомиться с онлайн-сервисами для создания интерактивных игр. С их помощью во время онлайн-урока можно разбудить интерес и повысить внимание учащихся. 

1) LearningApps

Языки. 23 языка, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис для создания интерактивных уроков: позволяет выбрать понравившееся упражнение из каталога или создать собственное по одному из представленных шаблонов. 

Закрепить полученные знания в игровой форме учащиеся смогут с помощью таких заданий: «Найти пару», «Классификация», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа», «Сортировка картинок» и других. 

Когда вы открываете упражнение в каталоге, внизу есть опции — «Создать подобное упражнение» или «Сохранить в “Моих упражнениях”». При создании упражнения откроется шаблон: заполняете по аналогии и загружаете готовое задание в курс. 

Пример задания. Задание «Составьте пару» 

Пример упражнения на сервисе LearningApps — удобно выбирать из каталога по категориям 

Конструктор, как выглядит редактор при создании подобного упражнения

Для того, чтобы добавить упражнение, необходимо скопировать ссылку на это упражнение и добавить его в курс. Если образовательная платформа, на которой вы создаете продукты, интегрирована с сервисом, то упражнение появится автоматически.

Кабинет платформы CORE, которая интегрирована с сервисом 

2) Wordwall

Языки. 26 языков, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но часть из них — платная: все зависит от выбранного тарифного плана. 

Удобно, что после создания задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. К примеру задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур. 

Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц. Но можно пользоваться готовыми заданиями. 

Пример задания. Викторина «Игровое шоу». 

Пример упражнения на сервисе Wordwall — в меню справа можно переключать шаблоны 

Для того, чтобы добавить упражнение, необходимо скопировать ссылку на это упражнение и добавить его в курс. Если образовательная платформа, на которой вы создаете продукты, интегрирована с сервисом, то упражнение появится автоматически.

Как использовать платформу педагогу. Пример: для изучения иностранного языка разбить изучение лексики по узким темам и дать задания на работу с новыми словами. 

3) Quillionz

Языки. Английский язык. 

Возможности. Онлайн-приложение для работы с текстами: автоматически генерирует вопросы для понимания прочитанного. Программа создает интерактивные задания нескольких типов. 

«Множественный выбор», «Вопросы на “да” / “нет”», «Короткий ответ», «Вставить пропущенное слово» — это на базовом тарифе. Платные тарифы дают больше возможностей: экспресс-режим, экспорт вопросов в виде PDF-файлов, .doc, QTI. 

Подходит для работы с несложными текстами и будет интересен для преподавателей английского языка.

Пример задания. Необходимо зарегистрироваться и зайти в личный кабинет. Откроется конструктор для работы с текстом. 

Вставляем нужный текст и нажимаем кнопку «Proceed». Появляются ключевые слова (для бесплатной версии). 


Щелкаем далее, если все верно. Программа начинает сама создавать интерактивные упражнения. 

Затем уже переходим к непосредственной работе с получившимися вариантами для интерактивных упражнений. 

Как использовать платформу педагогу. Пример: для разработки тестов по предметам и специализациям, включающим большой массив важных дат — история, литература и так далее. 

4) Quizlet

Языки. 18 языков, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис помогает создавать флэш-карточки с картинкой или без для ввода или закрепления лексики. Этот формат заданий позволяет тренировать такие навыки, как чтение, говорение, аудирование и письмо. 

С помощью мобильных приложений материалы удобно повторять в любое время в любой момент. 

Есть бесплатная пробная недельная версия. Стоимость годового тарифа 2 320 рублей и 3 100 рублей — в зависимости от необходимого в работе функционала.

Пример задания. После того, как вы зайдете в личный кабинет, вы сможете создавать новые учебные модули. 

Так выглядит редактор при создании упражнения

Пример игры, созданной с помощью данного сервиса, можно посмотреть здесь. 

Как использовать платформу педагогу. Пример: создавать карточки для изучения лексики по актуальной теме. 

5) Wizer

Языки. 17 языков, в том числе, русский. 

Возможности. С помощью сервиса можно создавать различные учебные материалы — добавлять к ним видео, аудио, изображения и различные типы вопросов. 

Через Google Classroom или любую систему управления обучением можно поделиться материалами с учащимися. Проверять лично и оставлять персональные комментарии или настроить автоматическую систему проверки. 

Быстро создавать самые разные типы вопросов: открытые вопросы, множественный выбор, подходящие пары, заполнение пустых полей, заполнение изображений и таблиц и так далее.

Пример задания. Каталог с уже готовыми заданиями расположен на главной странице. Для поиска подходящего выбираем предмет, класс и язык. 

Пример задания из библиотеки 

Как использовать платформу педагогу. Пример: анализ данных по математике или информатике. 

6) Quizizz

Языки. Интерфейс на английском языке, задания можно создать на русском. 

Возможности. Сервис для создания онлайн-викторин. Учащиеся могут проходить их на мобильных устройствах, что особенно удобно при смешанном обучении. Можно создать урок — этот функционал на стадии beta-тестирования.

Интерфейс простой и понятный. Чтобы создать необходимое упражнение, следуйте пошаговой инструкции. 

Есть тариф Super с расширенным функционалом, но и базовой версии достаточно, чтобы создавать интересные интерактивные задания. 

Пример задания. Есть библиотека готовых заданий, которые разделены по темам. Вот так выглядит готовая викторина. 

Как использовать платформу педагогу. Пример: викторины по любой области знаний. 

7) Padlet

Языки. 38 языков, в том числе, русский. 

Возможности. Сервис помогает собирать и хранить цифровые материалы — создавать доски, веб-страницы. 

Позволяет открыть доступ к созданной доске для групп  учащихся. Доски можно встраивать в персональный блог или поделиться в соцсетях и по QR-Code. 

Преподаватель может собирать коллекции дополнительных материалов по темам уроков или проводить коллективные брейн-штормы.

Пример задания. Доступна библиотека, где можно познакомиться с примерами хранения материалов. 

Планеты солнечной системы, доска

Хиты Дэвида Боуи, доска 

Как использовать платформу педагогу. Пример: можно собирать дополнительные материалы для изучения. 

8) Kahoot

Языки. 7 языков, русского языка нет. 

Возможности. Сервис для организации онлайн-викторин, тестов, опросов, образовательных мини-игр. 

Есть несколько режимов, каждый из которых решает разные учебные задачи. В режиме Flashcards нет вариантов ответа. Для проверки ответа необходимо перевернуть карточку. 

Режим Practice помогает в финале прохождения всех вопросов проработать ошибки. С помощью данного сервиса можно создать тест на время. Его стоит использовать в самом конце онлайн-курса в качестве итогового теста. 

Есть и другие режимы. Например, для группового прохождения теста или для соревнований. 

Пример задания. Квиз с выбором из нескольких вариантов. 

Вариант интерактивного задания на сервисе Kahoot

В этом задании из премиум-тарифа необходимо расставить слова в правильном порядке. 

Вариант интерактивного задания на сервисе Kahoot

Как использовать платформу педагогу. Создавать тесты, квизы, онлайн-игры для проверки знаний учащихся по разным темам в разных форматах. 

Выбирайте подходящий формат интерактивных заданий, исходя из образовательных целей вашего онлайн-курса, и создавайте информационные продукты, которые учащиеся проходят до конца и рекомендуют своим друзьям и знакомым. 

Добавить комментарий