Как составить интерактивные конспекты уроков

Мастер- класс: «Интерактивный урок»

Задачи:                  

              – вспомнить основные
методические установки, характеристики и

                возможности применения
интерактивных форм обучения;

              – изучить структуру
интерактивного урока и методику наполнения её

                содержанием;

              – проанализировать
практический материал  (открытые уроки и мастер-

                класс) с позиций
требований, предъявляемых интерактивным формам

                обучения. Слайды
1-2

Использование в
педагогической практике интерактивных форм обучения – это не дань нынешней
моде, а необходимость, диктуемая обновлением всего образовательного процесса.

В
законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих,
принцип гуманизации образовательного процесса,
признающий  творческую  природу личности каждого ребенка. Поэтому
главная цель образовательного процесса – не просто усвоение
определенного объема соответствующих знаний, а целостное развитие личности
ученика.
Средством же развития
личности
,
раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является
самостоятельная познавательная и мыслительная
деятельность
.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, в
которой ученик сам открывает путь к познанию.
Усвоение знаний – результат его деятельности. Реализовать
деятельностный подход в обучении позволяет применение современных интерактивных
технологий. Почему именно интерактивных, а не других?  Использование любой
педагогической технологии должно иметь
выход на качество. Вопрос о качестве преподавания, которое даёт школа, был
актуальным во все времена.   «Образование – это то, что остаётся у человека,
когда всё выученное уже забыто», – утверждают психологи.

Каковы же составляющие «качества образования»?
Их несколько: слайд3

  • ЗУН – один из основных показателей;
  • уровень и качество преподавания;
  • состояние здоровья и физического развития;
  • личностное развитие учащихся;
  • творческий потенциал  учащихся;
  • психологический микроклимат.

Качественное исполнение всех этих
параметров напрямую зависит от того,  хочет ли ребёнок учиться.   Слайд
4

 Великий педагог В.А. Сухомлинский
утверждал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться».  Бесспорно, учитель должен уметь вызвать это
желание, а это значит, научиться формировать у своих воспитанников
мотивационную сферу обучения.

В арсенале учителя  –  три основных 
модели обучения: пассивная,

активная, интерактивная.    Слайд 5

Особенностью пассивной модели
является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста
учебника, не выполняя творческих заданий и не общаясь между собой.

Активная модель предполагает
стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Эта
модель предполагает общение в системе: ученик-учитель, наличие творческих
заданий.

Интерактивная модель ставит
целью организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно
взаимодействуют с учителем и между собой.

У Ш.  Амонашвили есть замечательные слова, обращённые к
нам, педагогам:

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной
интеллектуальной работе, самостоятельность, вселить в них радость творчества,
то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами». 

Действительно, только активные и в первую очередь,
интерактивные  формы  разовьют в ребёнке те качества, о которых говорит
Амонашвили, то есть сформируют познавательную активность учащихся.

Что же представляет собой интерактивное обучение?

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и
технологией, и методом, и формой

            Каковы основные характеристики
“интерактива”
? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная
форма организации познавательной деятельности, в которой  ученик чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам
процесс обучения  слайд 6

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями,
идеями, способами действия.

В интерактивном
обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт,
осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается
через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора,
ученик анализирует собственную деятельность.
.

 Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.  

Особенности организации  (слайды
о сравнении методов обучения
) -7 -12

Как меняется роль учащихся в процессе интерактивного обучения?
слайд 7 Учебное окружение выступает как реальность, в которой
учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это
центральный активатор учебного познания.

Идет процесс усложнения уровней познания – слайд 8 – от
воспроизведения информации – к творческому применению

Меняется роль учителя – слайды 9-10  В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через
себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе,
активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения
меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности
учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В
интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт
важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания,
сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Деятельность учащихся способствует повышению степени усвоения
материала и мотивации учащихся – слайды 11-12

Интерактивное
обучение одновременно решает несколько задач
: Слайд13

– развивает коммуникативные умения и навыки,
помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

– решает информационную задачу, поскольку
обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно
реализовывать совместную деятельность;

– развивает общие учебные умения и навыки
(анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение
обучающих задач;

– обеспечивает
воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к
чужому мнению.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и
методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения,
приемы), слайд 14

в разных
модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах,
группами, коллективно
: «Мозговой штурм»,«Карусель», «Два, четыре вместе»
«Мозаика», «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод
ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и
многие другие.

Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в
них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и
т.п.

Интерактивные упражнения – слайд 15

1)  «Аквариум» 
слайд 16

            Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает
место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его.
Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают
пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие
места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

            После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

2) «Два, четыре – вместе»  -  слайд 17
               Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное  обговаривание вопроса.
3) «Микрофон»  - слайд 18
               Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
4 ) «Синтез идей» - слайд 19
               Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
               Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
5)«Мозговой штурм» - слайд 20
               Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
  6)Метод « ПРЕСС» - слайд 21
               Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
1.            – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
2.            – Обоснование своей мысли («… Так как…»)
3.            – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
4.            – Обобщение, выводы («Итак…»).
               
7)  «Выбери позицию» - слайд 22
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения. 
Разнообразные виды уроков – слайд 23
  Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
               .
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи.
               Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. 

Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными
составляющими?

Примерная схема:  слайды -24 – 28

1.    Мотивация – 2 минуты (5%)

2.    Постановка задачи – 2 минуты (5%)

3.    Исходная информация и инструктаж – 2 минуты (5%)

4.    Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты
(60%)

5.    Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

Рефлексивное подведение итогов 

Рефлексия  (англ. reflection)- это “мыслительный
(рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя:
собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей,
характера, отношений к cебе и к другим, своих задач, назначения  Рефлексия
может быть групповой и проводиться по поводу занятия в целом,отдельного этапа 
или эпизода, по поводу деятельности группы или же индивидуальной ( анализ
своего поведения).

Правило трех «нельзя»  при проведении
групповой рефлексии
:слайд 29

1. нельзя говорить, что всё уже сказано;

2. нельзя отказываться высказывать своё мнение
группе (под любым предлогом);

3. нельзя прятать за высказываем своё плохое
настроение или неприязнь к кому-либо.

Завершает этап рефлексии всегда преподаватель

Любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него
диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе –
лучше). Каждый учитель идет своим путем.

По сути,  в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных
уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты
проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и
т.п
.

            Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен,
креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение),
социализирует свой опыт и знание, рефлектирует. Неожиданная, свежая форма, роль
повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают
работать в парах и группах.

Интерактивная доска  как
средство организации деятельности учащихся на уроке (примеры – слайды 30
-37)

Использование в
работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:  –
слайд 38

·    развитие
личностной рефлексии;

·    осознание
включенности  в общую работу;

·     становление
активной субъектной позиции в учебной деятельности;

·    развитие
навыков общения;

·    принятие
нравственности норм и правил совместной деятельности;

·    повышение
познавательной активности

классу:

·   формирование
класса как групповой общности;

·    повышение
познавательного интереса;

·    развитие
навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

·       
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

·       
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только
в учебных, но и иных ситуациях.

При подготовке к занятию в интерактивном
режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов:   – слайд 39

– создание благоприятного для обучения
эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;

– руководство диалоговым взаимодействием всех
участников образовательного процесса;

– организацию продуктивной  внутригрупповой и
межгрупповой деятельности;

– осуществление обратной связи с аудиторией,
анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности

Лозунгом интерактивного обучения можно считать
слова основателя дидактики Яна Амоса Коменского: «Учащемуся положено
работать, учителю – руководить этой работой
»

Обновлено: 17.05.2023

Все приёмы выполнены в программе MS PowerPoint. По сути, может быть выбрана и другая программа. В основу заложены идеи инструментария, который поможет сделать мультимедийные разработки более эффективными и результативными.

Все желающие смогут не только ознакомиться с технологическими приёмами, но и в случае затруднений обратиться за помощью, научиться их выполнению. По каждому из приёмов планируется подробное описание алгоритма его выполнения.

Прием Лупа

Анимированная указка

Динамическое выделение, акцентированное внимание на определенном объекте превращает анимированную указку в мощный и эффективный инструмент.Описание инструмента.

Анимационная ретроспекция

Приём Листание

Приём Шторка

Приём ШТОРКА-пауза

Приём Лови ошибку

Предъявляя информацию на экран, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Возможны различные варианты этого приёма.Описание приёма Лови ошибку.

Интерактивный опорный конспект

Помню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация опорного конспекта появлялась перед учениками на ватманском листе одновременно. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске – было неудобно.

Анимированный кроссворд

Представление кроссвордов как учебных задач с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Возможны варианты для интерактивной доски, с использованием триггеров и т.д.

Прием Караоке

Интерактивный плакат

Такое уникальное техническое средство, как интерактивная доска требует нового уровня информационно-технологической культуры учителя. До сих пор не накопилось достаточного методического сопровождения по работе с интерактивной доской.

В основном её использование остается на уровне эмоций и интуиции. Необходимо описание дидактического инструментария. Один из таких мощных инструментов — интерактивный плакат.Описание технологии конструирования интерактивного плаката

Интерактивная карта

В программе MS PowerPoint можно создать замечательные интерактивные карты, необходимые для усиления обучающего эффекта, большей привлекательности учебного занятия.Описание технологии создания интерактивной карты

Интерактивная лента

Несколько информационных блоков, объединенных тематически, размещаются на одном слайде. Они легко передвигаются, образуя непрерывную ленту. Каждый из инофрмационных блоков многомерен. Гиперссылкой мы можем перейти на другой уровень содержания.

Сложные анимации в PowerPoint

Даже в этой офисной программе можно создавать маленькие анимационные шедевры

Подготовка разработки в PowerPoint к работе на интерактивной доске

Интерактивная доска, на мой взгляд, имеет прорывное значение для ИКТ-технологий в образовании. Однако для многих учителей их появление в школах вызвало большую тревогу: снова надо переучиваться, осваивать новые программы…

Между тем, глубокое, а не поверхностное освоение программы MS PowerPoint помогает поднять мультимедийные разработки, выполненные в ее среде, даже выше по своему дидактическому значению, чем флип-чарты, созданные в программах интерактивных досок.

Компьютерное тестирование на уроке

Учитель имеет на своем вооружении много компьютерных тестов, а также программных тестовых оболочек. Очень важно тщательно продумать методику использования компьютерных тестов на уроке.

Анимированная сорбонка

Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. Мультимедийная поддержка этого приёма может использовать его более эффективно.

Дидактические игры с мультимедийной поддержкой

Дидактическая игра — один из важнейших элементов современной педагогики. Использование мультимедиа помогает учителю сделать эти игры более динамичными, разнообразными. Копилка игр и шаблонов к ним будет постоянно пополняться.

СВОЯ ИГРА Может использоваться в качестве шаблона. Достаточно изменить содержание.

Интерактивная игра по устному счету СОБЕРИ ЯБЛОКИ

Дидактическая игра ТАНКОВАЯ АТАКА

описание двух вариантов файнворда и шаблон.

Увлекательная дидактическая игра. Представлен конструктор игры.

Шаблон дидактической игры по повторению пройденного

Анимированные головоломки

К сожалению, очень часто при использовании головоломок, даже с применением экрана или интерактивной доски, учитель ограничивается линейным, плоским представлением такой увлекательной учебной задачи. Использование эффектов анимации помогает подготовить интерактивные варианты головоломок.

Приём предназначен для вертикальной смены объектов в том случае, когда это дидактически оправдано: для демонстрации иерархии, вертикальных взаимосвязей.

Технологический приём ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Пользуясь инструментами PowerPoint, мы можем совершать виртуальные прогулки по карте, по городам и другим реальным и вымышленным объектам.

Читать статью о ВИРТУАЛЬНОЙ ПРОГУЛКЕ

Технологический приём НАВИГАТОР

Технологический прием предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта.

Читать статью о приёме НАВИГАТОР

Анимированные часы

Для того, чтобы ученик контролировал себя при выполнении учебного задания можно использовать на уроке анимированные часы.

Читать статью о приёме АНИМИРОВАННЫЕ ЧАСЫ

Технологический приём ТРАФАРЕТ

Учителя часто пользуются для экспресс-контроля тестовых заданий шаблонами, трафаретами. Таким анимированным трафаретом можно воспользоваться и на мультимедийном уроке

Читать статью об АНИМИРОВАННОМ ТРАФАРЕТЕ.

Диалог с экраном

При работе с видеоинформацией и анимацией одной из серьёзнейших проблем является пассивность учащихся. Диалог с экраном помогает изменить ситуацию на уроке.

Анимированная таблица

Анимированная таблица — эффективное средство укрупнения дидактических единиц.

Данный приём медиадидактики является одним из важнейших инструментов технологии визуализации учебной информации. Есть ряд способов привлечь внимание учащихся к изучаемому объекту.

Подробности в статье Эффект яркого пятна.

Интерактивные, анимированные диаграммы и графики

Большие информативные блоки, представленные в виде диаграмм и графиков, несмотря на свою наглядность, нуждаются в большей визуализации. Не всегда помогают и уже имеющиеся программные оболочки.

Эффект одного окна

Объекты, объединённые общими видовыми признаками, появляются в строго определённом месте экрана.

Читать статью ЭФФЕКТ ОДНОГО ОКНА.

Мультимедийный вариант приёма педагогической техники БУРИМЕ

Данный приём помогает выяснить, насколько свободно ученики владеют учебной информацией.

Технологический приём МАРКЕР

Технологический приём ЭКРАН

Интерактивная контурная карта

В отличие от приёма ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА этот технологический приём требует других подходов. В статье даётся описание приёма и алгоритм его выполнения.

Интерактивный диктант

Это отдельный технологический приём, который позволяет обеспечить оперативный контроль, организацию тренинга на нескольких уровнях.
Читать статью Как подготовить интерактивный диктант: шаблон для PowerPoint

Бегущая строка

Приём способствует удержанию внимания к определённому информационному блоку, что в конечном счёте влияет на качество усвоения учебного материала.
Технологический приём БЕГУЩАЯ СТРОКА.

Контекстное представление информации как прием медиадидактики

Этот прием позволяет поддерживать внимание учащихся, сохранять взаимосвязь между различными объектами информации.

Закладки

Реконструктор

ПАНОРАМА

Данный приём содействует формированию цельности, ощущению масштабности изучаемого объекта, события или явления.

ПОДБЕРИ ПАРУ

Дидактический приём, соответствующий тесту на соответствие. В статье описан не только приём, но и изложен алгоритм его мультимедийного выполнения. При желании можно скачать шаблон приёма.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЁР

Описание тренажёра, который можно использовать на различных учебных предметах. Описан алгоритм его выполнения.

Читать об УНИВЕРСАЛЬНОМ ТРЕНАЖЁРЕ

Приём ДИНАМИЧНЫЙ ФОН

Привлечь внимание к необходимому объекту можно не только уменьшением раздражающих факторов, но и организации нескольких слоёв.

Приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА

Как правило, всплывающие окна используются веб-дизайнерами с помощью специальных программ. Однако можно создать такой эффект и в программе PowerPoint.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА.

Иногда вместо опорных конспектов или плакатов весьма полезно воспользоваться интерактивной опорной схемой урока.

ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТА

Очень важно умело визуализировать длительные эволиционные процесс. Это помогает лучше усвоить учениками сложные процессы и явления.

ГОЛОСОВАНИЕ или СОРЕВНОВАНИЕ с помощью триггеров

Устроить голосование или интеллектуальную игру можно и без системы голосования. Достаточно вдумчиво включить систему триггеров.

ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Дается определение технологического приема ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, сформулированы основные требования к его использованию

ПРОВЕРКА ТЕКСТА

Разработана дидактическая игра, в которой ученик выступает в роли учителя. Учитываются все варианты проверки: правильные, ошибочные и не замеченные учеником.

Технологический приём ИМИТАЦИЯ

ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКА

Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной. Помню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация появлялась перед учениками на ватманском листе. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске – было неудобно. А рисовать фрагменты на отдельных листах, конечно, было накладно.

В мультимедийной опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя или воспроизведению учебного материала при ответе учеников на домашнее задание. Многие учителя замечали, что ученики отвечают намного увереннее, имея перед глазами такой опорный конспект.

Мы можем сделать наш мультимедийный опорный конспект многомерным. В ходе изучения нового материала с помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, явлении, учебном эпизоде. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками.

opora

opora1

Гиперссылками может стать любой объект (любой знак, рисунок, слово).

Эпоха информационного общества требует оперативной работы с большими блоками информации, их быстрой обработки, умелого сжатия. Некий визуальный ряд быстрее запоминается учениками, чем обыкновенный текст. Педагогические справочники дают следующее определение опорного сигнала:

Составить хороший интерактивный опорный конспект не просто.

При подготовке опорного конспекта Виктор Федорович Шаталов предлагает воспользоваться следующими основными принципами:

  • Лаконичность (300–400 печатных знаков).
  • Структурность (4–5 связок, логических блоков).
  • Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
  • Унификация печатных знаков.
  • Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным.
  • Ассоциативность.
  • Доступность воспроизведения.
  • Цветовая наглядность и образность.

Мультимедийные технологии могут помочь нам создать уникальные опорные схемы и сигналы.

Опорные сигналы должны создаваться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Можно только согласиться с создателями уникального педагогического пособия под руководством В.А. Сластенина:

Для развития сознания и выявления порождающих его структур требуется выяснение адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности. В образовании связей между предметами и действиями (акциями) опосредующую роль играют знаково-символические структуры (выделение мое – Г.А.), которые входят в психическую материю сознания (Л.С. Выготский). Символизация играет при этом роль средства осмысления ( Сластенин В.А. и др. Педагогика: М., 2002. С. 257).

Технология создания педагогического приема

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

приложения для конспектов

Вести записи лекций, семинаров, выездных мероприятий, конечно, можно и от руки — но зачем тратить силы, а затем разбираться в сделанных наспех заметках, когда есть программа для конспектов на ПК, Андроид и iOS? Развитие технологий в настоящее время привело к появлению множества приложений для конспектирования — для любых платформ и на любой вкус. Пользуясь программами, вы сможете составлять удобные конспекты, а значит — лучше усваивать информацию, получать хорошие оценки, без проблем сдавать зачёты и экзамены.

При всём удобстве приложений для конспектирования не стоит забывать о преимуществах записи данных от руки: в последнем случае вы задействуете моторную память, что позволяет с большим успехом запоминать информацию. Рекомендуем использовать оба метода создания конспектов — как рукописный, так и при помощи специальных программ.

Мы сделали подборку лучших приложений для создания и ведения конспектов. Статья разбита на разделы, чтобы вам было легче найти подходящую программу. В рейтинге собраны приложения для конспектирования и работы с конспектами для компьютера, планшетов и телефонов на Андроид, Айпада и Айфона.

Ссылки приведены для всех программ на официальные магазины Microsoft Store (Windows), Google Play Store (Android) и Apple App Store (iOS). Обращаем ваше внимание, что некоторые приложения имеют платные функции, в том числе возможность подписки. Будьте внимательны при оформлении платных услуг.

Приложения для написания конспектов

В этом разделе собраны лучшие приложения для конспектов на ПК c Windows, телефона на Андроид или iOS. Это программы, с помощью которых можно создать конспект, написав его самостоятельно.

Microsoft OneNote

При помощи этой программы для ведения конспектов на ноутбуке или телефоне вы сможете добавлять в заметки рисунки и схемы, ссылки на интернет-ресурсы, прочие данные. Запись ведётся на безразмерном холсте: вы можете располагать блоки данных в наиболее подходящих местах, не боясь, что закончится место. Помимо прочего, имеется возможность добавить в конспект отсканированные изображения: копии книг или рукописных заметок, рисунки, графики и любую другую графическую информацию.

Чтобы не потеряться в создаваемом конспекте, добавляйте разделы и разбивайте информацию по страницам. Помимо записи лекций, вы сможете создавать напоминания, планы, добавлять прочие сведения, которые кажутся вам важными. Приложение можно использовать как полноценную записную книжку, которая в любой момент будет с вами — для добавления произвольных записей или для составления конспектов. Программа для конспектов от руки может быть скачана по ссылкам ниже — для разных операционных систем.

touchnotes

Достаточно простое в освоении и вместе с тем многофункциональное приложение, позволяющее создавать рукописные заметки на смартфоне так же просто, как в тетради или блокноте.

Некоторые возможности программы для конспектирования:

  • Вы можете добавлять в конспекты закладки и ссылки, облегчающие переход к нужному разделу.
  • Добавление к текстовой части конспекта двух- и трёхмерных рисунков.
  • Рассматриваемое нами приложение для рукописных конспектов, которое делает конспекты с легкостью, умеет имитировать различные инструменты письма: карандаш, фломастер, даже перьевую ручку.
  • Информацию из конспекта можно удалять как поблочно, так и с выбором части текста.
  • Есть возможность настроить толщину и цвет линии.
  • Вы можете задать формат бумаги, горизонтальное или вертикальное расположение, включить отображение сетки, добавить некоторые интересные эффекты.
  • В конспект можно добавлять ссылки на сайты, изображения, документы в формате PDF и другие мультимедийные материалы.
  • Вы можете делать записи на безразмерном холсте, что сильно облегчает процесс добавления новых блоков и позволяет располагать информацию так, чтобы она усваивалась наилучшим образом.
  • Помимо добавления записей от руки, программа для создания конспектов позволяет делиться материалами с друзьями и коллегами, проводить конференции, осуществлять видеовызовы.

Nebo

Это приложение даёт возможность создавать конспекты от руки, добавлять важные заметки, писать отчёты на безразмерном холсте, а затем перемещать блоки информации так, чтобы они дополняли друг друга. Кроме того, вы можете добавлять комментарии к открытым в приложении электронным документам.

Программа умеет расшифровывать рукописный текст и преобразовывать его в печатный, который в дальнейшем можно редактировать, копировать или пересылать. В общей сложности приложение поддерживает почти 70 языков и неплохо справляется с самым запутанными образцами почерка. Как и другие представленные в нашей статье бесплатные приложения для конспектов на iPad, это может быть скачано из официального магазина Apple.

SomNote

В программе можно настроить виджеты, позволяющие начать конспектирование непосредственно с главного экрана. К каждому отдельному конспекту вы сможете прикреплять изображения, текстовые документы и прочий контент объёмом до 100 мегабайтов. Заметки, например, отчёты или конспекты, можно сортировать по каталогам, что сильно упрощает дальнейший поиск информации.

Имеется возможность задать размер и начертание шрифта, которым записан конспект, а также защитить свои заметки паролем — достаточно зайти в настройки приложения для ведения конспектов на Андроид. Приложение для конспектов от руки на Android и iOS, рассматриваемое в этом разделе, предлагает удобный внутренний поиск, умеет создавать резервные копии данных и восстанавливать из них информацию.

MetaMoJi Note

Программа помогает создавать конспекты, добавлять в них картинки, ссылки и прочие данные, необходимые для детального понимания темы. Кроме того, при помощи приложения вы сможете добавлять комментарии в открытые PDF-документы. Помимо текста и изображений, конспект можно пополнять голосовыми записями и даже музыкальным сопровождением.

Write

Программа для подготовки полноценных электронных документов, позволяющая вводить текстовые данные, добавлять к ним изображения, рисовать графики, диаграммы и схемы, как и некоторые другие рассмотренные в нашей статье полезные приложения для студентов. Электронный конспект получается по-настоящему удобным для восприятия; помимо текстовых блоков, вы можете добавлять в документ рукописные заметки и ссылки на интернет-источники.

Некоторые возможности, предлагаемые этой программой для конспектов:

  • Функция бесконечной отмены и повтора действий.
  • Создание заметок от руки, как в комбинации с печатным текстом, так и без него.
  • Удобные инструменты записи, не мешающие просмотру информации.
  • Форматирование как печатного, так и рукописного текста.
  • Создание ссылок для быстрого перехода к нужному фрагменту конспекта.
  • Работа в двухпанельном режиме: сразу с двумя документами или с разными частями одного конспекта.

Evernote

Продолжаем рассказывать про приложения для создания конспектов на компьютере. Программы для ведения конспектов на ноутбуке, а также на Android и iOS, рассмотренное в этом разделе, позволяет добавлять к тексту мультимедийные данные и теги, а также структурировать данные для комфортного просмотра. Имеется функция поиска по конспектам, синхронизации данных между всеми пользователями, которым разрешён доступ.

Это приложение для конспектов на ноутбук, пишущее конспекты, позволяет вставлять в документ не только изображения, но и фотографии, например, страницы из книги: просто наведите камеру на нужный объект и сделайте снимок!

Приложения для преобразования речи в текст

Здесь собраны приложения, которые помогут записать конспект диктовкой. Если вас интересует такой способ создания конспектов, также посмотрите нашу статью о переводе аудио в текст.

Голосовой блокнот

Вы можете надиктовывать заметки любой длительности, а после завершения — сохранить данные на облачном сервере. В программе можно настроить распознавание пунктуации на основе голосового ввода, простановку заглавных букв, отмену последних действий по команде.

Написать голосом

Программа позволяет записывать методом голосового набора любые тексты, например, для общения в мессенджерах, отправки по электронной почте или создания полноценного конспекта.

Некоторые возможности приложения:

  • Качественный голосовой ввод.
  • Распознавание нескольких языков.
  • Работа без интернета — необходимо заранее скачать языковые пакеты.
  • Думаете, как быстро написать конспект через программу? Попробуйте это приложение, в котором можно легко редактировать добавленные тексты.
  • Вы можете создавать любое количество заметок.
  • Имеется возможность выбрать размер и начертание шрифта.
  • Встроенная тёмная тема, при помощи которой вы не только сэкономите заряд батареи, но и сбережёте глаза.

Программа, преобразующая голосовые заметки в конспекты, предлагает следующие функции:

  • Распознавание голоса на нескольких языках.
  • Озвучивание текстовых заметок при помощи встроенного голосового движка.
  • Мгновенная отправка конспекта коллегам или друзьям.
  • Настройка размера, цвета и начертания шрифта.
  • Простой инструмент редактирования заметок.
  • Вы сможете создавать краткий конспект урока как на Айфоне, так и на Айпаде.
  • Удобная каталогизация: вы сможете быстро найти нужную запись.

Как и следует из названия, программа распознаёт голосовые заметки и преобразовывает их в конспект, заметку, отчёт — или любой другой текст. В приложении имеется встроенный переводчик. Вы можете настроить распознавание голоса вместо классического ввода практически для каждой установленной на телефоне программы.

Голос в текст

Ищете, как записать лекцию на телефон или планшет? Попробуйте эту программу, предлагающую следующие функции:

  • Автоматическая расстановка пробелов.
  • Выбор языка, на котором будут вестись голосовые заметки.
  • Передача распознанного текста в другие приложения.
  • Создание заметок и конспектов любого объёма.
  • Автосохранение документов.
  • Использование встроенной или пользовательской клавиатуры.
  • Быстрая отправка конспекта сокурсникам или коллегам.
  • Экспорт данных в текстовый документ.

Приложения для перевода печатного текста в рукописный

HandWriter

Возможности приложения для конспектов:

iWriter

Handwriter - Text to Assignments, Essays, Letters

Рассматриваемая нами программа, которая пишет конспект от руки, предлагает следующие возможности:

Знаете другие интересные приложения для ведения конспекта или хотите задать вопрос об одном из представленных в статье? Пишите в комментариях — обсудим и постараемся помочь!

Вам также может быть интересно:

Как зайти на сайт

Татьяна Бородина

Мы отвечаем на вопросы в комментариях. Вы можете опубликовать комментарий на этой странице или задать подробный индивидуальный вопрос через форму по указанной ссылке. Если не готовы описать ситуацию подробно, оставьте комментарий. Стараемся ответить всем.

Оставить комментарий

Свежие комментарии

Навигатор по сайту

Копирование материалов сайта разрешено только при размещении обратной ссылки

Ознакомьтесь с политикой обработки персональных данных. Наш сайт использует файлы cookie.

Продолжая использовать сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой обработки и защиты персональный данных.

Читайте также:

      

  • Формирование белорусской народности конспект урока
  •   

  • Конспект урока угол 2 класс перспектива
  •   

  • Конспект урока уход за глазами 1 класс
  •   

  • Мир византийской культуры мхк 10 класс конспект урока презентация
  •   

  • Воронеж колыбель русского флота конспект

15.04.201002.02.2018

Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной.Помню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация появлялась перед учениками на ватманском листе. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске – было неудобно. А рисовать фрагменты на отдельных листах, конечно, было накладно.

В мультимедийной опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя или воспроизведению учебного материала при ответе учеников на домашнее задание. Многие учителя замечали, что ученики отвечают намного увереннее, имея перед глазами такой опорный конспект.

Мы можем сделать наш мультимедийный опорный конспект многомерным. В ходе изучения нового материала с помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, явлении, учебном эпизоде. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками.

opora

В приведенном в качестве примера опорном конспекте по истории гиперссылками выступают кнопки, означающие подзаголовки темы. Достаточно щелкнуть, к примеру, по кнопке «Детство Петра», то по гиперссылке мы перейдем к другой опоре по фрагменту урока  или для предоставления дополнительной информации.

opora1

Гиперссылками может стать любой объект (любой знак, рисунок, слово).

На слайдах по разделам информация также размещается в виде опорных конспектов. Напомним, что в мини-опорах с более детальной информацией обязательно должна быть «кнопка возврата» к главной опоре. Такое выполнение опорного конспекта позволяет гибче реагировать на изменения в учебных ситуациях.

Эпоха информационного общества требует оперативной работы с большими блоками информации, их быстрой обработки, умелого сжатия. Некий визуальный ряд быстрее запоминается учениками, чем обыкновенный текст. Педагогические справочники дают следующее определение опорного сигнала:

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ — средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания)  — Федеральный портал «Российское образование»

Составить хороший интерактивный опорный конспект не просто.

При подготовке опорного конспекта Виктор Федорович Шаталов предлагает воспользоваться следующими основными принципами:

  • Лаконичность (300–400 печатных знаков).
  • Структурность (4–5 связок, логических блоков).
  • Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
  • Унификация печатных знаков.
  • Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным.
  • Ассоциативность.
  • Доступность воспроизведения.
  • Цветовая наглядность и образность.

Мультимедийные технологии могут помочь нам создать уникальные опорные схемы и сигналы.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Опорные сигналы должны создаваться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Можно только согласиться с создателями уникального педагогического пособия под руководством В.А. Сластенина:

Для развития сознания и выявления порождающих его структур требуется выяснение адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности. В образовании связей между предметами и действиями (акциями) опосредующую роль играют знаково-символические структуры (выделение мое – Г.А.), которые входят в психическую материю сознания (Л.С. Выготский). Символизация играет при этом роль средства осмысления ( Сластенин В.А. и др. Педагогика: М., 2002. С. 257).

см. пример Интерактивного опорного конспекта

Статьи

Психология и педагогика

Создаем увлекательные уроки с помощью интерактивных заданий


Угнаться за трендами в мире образования порой непросто: методики стремительно сменяют друг друга, появляются новые направления и пути решения сложных задач. Но главные принципы остаются актуальными всегда. Анастасия Хищенко, психолог, автор книги «Создай себя», педагог первой категории рассказала о том, как превратить теорию в увлекательную практику, раскрыть потенциал каждого ученика в классе и научить детей работать в команде.

21 июля 2020

Тренды, которые влияют на образование

Житель XIX века за всю жизнь получал столько информации, сколько сейчас мы получаем из одного выпуска газеты. Каждые три года информации становится больше — она удваивается.

  • Смартфон становится частью тела.
  • Соцсети есть практически у всех.
  • Погружение в интернет становится еще глубже.
  • Меняются ученики — теория поколений.

Теория поколений

Теория поколений впервые описана в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она изучает ценности, а также закономерности формирования и смены поколений. В основе ее лежат базовые (глубинные) ценности представителя среднего класса.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-12.png

Поколение Z — те, кто родились в 1995-2010 году. Большинство школьников сегодня принадлежат как раз к этой категории. И, конечно, они отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек. Но это не удивительно, такая закономерность наблюдается уже давно: каждое следующее поколение разительно отличается от предыдущего: Z — от Y, а Y — от X и т.д.

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-13.png

Закономерность обучения по Р. Карникау и Ф. Макэлроу:

Человек помнит:

  • 10% прочитанного;
  • 20% услышанного;
  • 30% увиденного;
  • 50% увиденного и услышанного;
  • 80% того, что сам объясняет;
  • 90% того, что сам сделал.

«Если ученик прожил опыт самостоятельно, то он запомнит его и сможет рассказать о нем».


 Формула современного урока:

Занятие = Адаптация + Теория поколений + Интерактив

Интерактивные инструменты для уроков на примере таксономии Блума
Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен? Аллан Каррингтон преобразил теорию Блума в единую схему, где можно найти мобильные приложения с образовательными целями.

Педагогическое колесо

e78881853aed0153f2149afcb7a39d45-17.png

Читать карту следует от центра. Карта рассказывает о том, с чего должно начинаться обучение и каким оно должно быть на последней ступени. Подробнее ознакомиться с описанием карты и инструкцией к ней можно в статье Аллана Каррингтона. Если ваш браузер — Google Chrome, настройте автоматичсекий перевод страниц на русский язык.

Человек получает знание и начинает его понимать, дальше он сможет анализировать его применение, потом оценивать свое взаимодействие с материалом, который он получил, а затем — на практике создавать свой собственный продукт.

У Google множество сервисов, которые успешно помогают учителям в работе — их смело можно начать использовать на уроках, если вы еще этого не сделали. В разных странах образовательные потребности тоже разные, и некоторые приложения из Педагогического колеса пока недоступны в России, потому что нам пока не очень понятна область их применения. Но даже если сервис вам знаком и понятен, все-таки постарайтесь адаптировать под себя те задачи, которые выполняете в нем.

Что вы найдете на карте Педагогического колеса?

  • 5 «подшипников» — пять аспектов, которые важно учитывать при планировании курса, темы, отдельного занятия;
  • иконки 124 приложений, которые могут быть использованы для решения тех или иных педагогических задач;
  • критерии отбора приложений в соответствии с уровнями таксономии педагогических целей Блума в когнитивной сфере;
  • ссылки на ресурсы о модели П4 (SAMR), разъясняющие ее концепцию;
  • ссылки на ресурсы по иммерсивному обучению (англ.) в помощь учителю для разработки увлекательных проектов, способствующих развитию знаний учащихся и повышению мотивации.

Что можно сделать с помощью Педагогического колеса?

  • Собрать галерею работ в облаке. Важно, когда работу ученика видит весь класс, а не только учитель.
  • Решить тесты в гугл-форме и оценить все в одной таблице.
  • Создавать станции с обсуждениями (мировое кафе). Скажем, на уроке вы разделили класс на группы и задали какой-то вопрос. Задача ребят — обсудить это в своих группах, прийти к общему ответу в ходе дискуссии и записать его. А затем, согласно принципам мирового кафе (эту модель можно найти в интернете), каждый ученик из команды сможет пройтись по другим группам и поделиться своим мнением, а также обсудить чужие варианты.
  • Сделать интерактивными стены, пол, потолок. Задумайтесь, как сделать пространство обучающим!
  • Работать в микрогруппах, парах, голосовать ногами.
  • Делать галерею достижений.

Что можно изучить в дополнение к Педагогическому колесу?

Посмотрите, что было бы интересно вам и ученикам, что больше подходит под ваши задачи, какие техники и методы будут актуальны именно для вашего предмета.

  • Таксономия Блума.
  • Методы создания бизнес-тренинга. Важно изучить, как строится обучение в бизнес-процессе.
  • Групповая динамика. Изучение построения команды, командных ролей.
  • Подвижные игры. Их легко применять не только с малышами. ДАже взрослые люди любят такой формат.
  • Интерактивный дизайн образовательных пространств.

Само по себе применение технологий еще не гарантирует успеха. Наибольший эффект достигается тогда, когда применение тех или иных инструментов / сервисов / приложений обусловлено четким пониманием, каких результатов и каким способом мы хотим достичь.

«Кроме вас вашу действительность не знает никто. Поэтому только вы можете выбирать те инструменты, с которыми вам работать»

Источники вдохновения

  • Pinterest. Идеи, картинки, статьи, инфографики. Здесь можно находить и сохранять множество задумок. Создайте тематическую доску и прикрепляйте к ней все идеи, которые хотите реализовать в собственном классе или на уроке.
  • ADME. Статьи, инструменты, тренды, вдохновение.
  • Блокнот, заметки. Сохраняйте, записывайте туда все свои идеи.
  • ЛитРес. Сайт с книгами, где можно найти множество полезной литературы.

«Если вы готовы на изменения, но не знаете, с чего начать… Не ждите перемен. Перемены начинаются с каждого из нас!»

Сделайте экспериментальные классы. Расскажите коллегам, что проводите эксперимент с детьми. И он может быть не очень удачным. Если не получится, вы всегда сможете вернуться к старому формату или попробовать что-то новое. Но попытаться точно стоит! Поделитесь опытом на учительских порталах, найдите группу поддержки.

В чем преимущество? Интерактивный урок – это одна из разновидностей активного обучения, которая помогает разнообразить процесс усвоения нового материала. Разумеется, такие занятия очень нравятся детям, поскольку они максимально вовлечены.

Какие существуют? Уникальность такого формата в том, что его можно применять в любых дисциплинах: от географии, где на первое место выходит визуальная составляющая, до математики. Что же помогает сделать интерактивный урок не только увлекательным, но и полезным?

Оглавление:

  1. Особенности интерактивного метода обучения
  2. Структура и методика интерактивного урока
  3. 20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок

Особенности интерактивного метода обучения

Преподаватели, работая с учениками, используют различные активные и пассивные методы обучения. К пассивным относятся прослушивание лекций, зрительское участие в лабораторных опытах. Активными считаются формы работы, когда учитель и ученик вступают в диалог или взаимодействуют каким-либо подобным образом. Уже не является новым, но остаётся популярным и неизменно результативным ещё один метод — интерактивный урок.

Корнями такое обучение уходит в активные формы работы. Однако в этом случае активность понимается намного шире: имеется в виду взаимодействие на уроке и между учащимися, и между отдельными их группами. Иначе это диалоговое обучение.

Интерактивный урок

Доказано статистикой, что такие формы работы увлекательны для всех участников процесса, мотивируют на активность, достижение результатов, учат сотрудничеству в коллективе.

Назовём главные аспекты интерактивности на уроке:

  • равное участие в групповой работе, общение с единомышленниками;
  • побуждение к активности, выстраивание взаимосвязей, вовлечённость в процесс поиска решений;
  • творчество и эксперименты.

Для того чтобы создать интерактивный урок хорошего качества, надо помнить: наглядность очень важна. Хорошему педагогу известно: до 80 % информации дети воспринимают визуально.

Средства наглядного обучения:

  • беспроводные планшеты и подобная оргтехника;
  • интерактивные столы и доски, компьютеры;
  • конструкторы LEGO и робототехника;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • документ-камера (прибор, проецирующий на монитор или доску страницы учебника/пособия;
  • интерактивная песочница с песком, проектором и ПО, обеспечивающим дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий (купол с проектором для потолка).

Всё более привычным становится и электронное обучение с вебинарами, конференциями, интерактивными онлайн-уроками.

Интерактивный урок

Есть разные пути для педагогов, желающих добиться активного участия учеников в интерактивном уроке. Примеры:

  • вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и ученика;
  • решение поставленных задач в группах;
  • демонстрационные опыты и практические задания;
  • использование аудио и видео.

Что получает учитель, внедряя интерактивные элементы и виды заданий? Вырабатываются активность учащихся, самостоятельность, развиваются командный дух и заинтересованность в результате, растут сила и свобода самовыражения, улучшаются и закрепляются знания.

Структура и методика интерактивного урока

Применение во время урока интерактивных технологий определяет их структуру. Самыми нужными считают 5 элементов:

Мотивация

Этот этап позволяет сконцентрироваться на проблеме урока, почувствовать к ней интерес. Также это некая психологическая пауза, чтобы обучающиеся поняли: сейчас перед ними новый учитель с новым заданием по другому предмету.

Субъект обучения настраивается на эффективный процесс познания, а для этого надо осознавать, что и зачем сейчас он будет делать.

Мотивация напрямую связана с темой урока, позволяет воспринимать её как рабочую задачу.

Структура и методика интерактивного урока

Представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель – добиться, чтобы ученики понимали, что и зачем делают, чего от них ждёт учитель. Для успешности обучения следует соблюдать такие требования:

  • чётко определиться с тем, что именно новое или активизированное старое смогут делать учащиеся по окончании урока;
  • отобразить уровень их учебных достижений по результатам урока.

Поставить дидактическую цель очень важно в интерактивной модели обучения. И привлечены к её достижению должны быть обязательно все учащиеся.

В этой части интерактивного урока нужно объединить коллектив следующими действиями:

  • огласить тему урока, или пусть её прочтёт один из учеников;
  • обсудить новые или непонятные слова из формулировки темы, разъяснить проблемный вопрос, если он поставлен;
  • попросить детей задуматься об ожидаемых результатах, назвать их;
  • напомнить учащимся, что в конце урока им нужно будет оценить, насколько точно они этих результатов достигли, а также что вы их достижения оцените в баллах.

Предоставление всей информации по теме

Это необходимо для дальнейшего выполнения практических заданий, причём учитель делает это максимально быстро и сжато. Позже педагог сможет ещё раз обратить на теорию внимание, а пока время экономится для практики и самопознания.

Интерактивное упражнение

Интерактивное упражнение – «экватор» урока

Целью всегда является усвоение учебной темы, выполнение обозначенных в первые минуты задач.

Как сделать интерактивный урок эффективным? Обязательно соблюдайте последовательность и регламент запланированных упражнений.

  • сначала зачитывается инструкция: объявляются цель упражнения, правило для работы, последовательность действий, время на выполнение, а также выясняется, все ли понятно (на это должно уйти 2-3 минуты);
  • затем дети объединяются в группы (сами или по спискам учителя), и распределяются все роли (1-2 минуты);
  • во время выполнения задания учитель выступает как помощник, ведущий, стараясь одновременно давать поддержку и самостоятельность, поощряя сотрудничество в группах (5-15 минут);
  • далее группы презентуют результаты (3-15 минут);
  • рефлексия, например, путем коллективного обсуждения (5-15 минут).

Рефлексия в современном образовании является самым важным компонентом для обучения на интерактивном уроке, как и на любом другом. Благодаря ей учащиеся:

  • осознают, что чему-то научились;
  • ещё раз вспоминают подробности нового опыта;
  • оценивают собственный уровень понимания и усвоения темы и учатся планировать дальнейшие реальные шаги;
  • получают возможность сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами остальных учеников, какие-то позиции скорректировать;
  • приучаются рефлексировать вообще, осознавая последствия любых своих действий и планируя следующие шаги;

В то же время преподаватель тоже оценит реакцию детей и сможет скорректировать план следующего урока.

Этап рефлексии можно сделать забавным или запоминающимся – поищите в приложениях для разработки интерактивных уроков. Применяйте её после самых важных упражнений, в конце урока, а также в конце определённого этапа обучения.

Финал учебного занятия

Финал учебного занятия

Итог является очень важной частью интерактивного урока для детей. Педагог и учащиеся вместе выясняют, что успели, что усвоили, как новое связано с уже изученным, как оно же пригодится в будущем.

Итак, зачем нужен итоговый этап урока:

  • обсудить, что сделано;
  • вспомнить ожидаемые результаты, сравнить их с реальными;
  • проанализировать, почему получилось, возможно, не всё, в чём ошибки;
  • сделать выводы на будущее с учётом моментов успеха и неуспеха;
  • ещё раз закрепить изученное;
  • обозначить, что будем делать на следующих уроках;
  • связать в итоговой беседе усвоенные темы с предстоящими;
  • озвучить план дальнейших действий.

Болонская система образования и ее особенности

Назовём и стадии заключительного этапа урока:

  • установление фактов (что получилось);
  • анализ причин (почему получилось именно так);
  • планирование (что делать на следующих занятиях?).

20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок

Условно все идеи, игры и педагогические инструменты, делающие урок интерактивным и улучшающие его качество, можно разделить на такие категории:

лучший интерактивный урок

Создание на интерактивном уроке учебных стратегий для активизации общения и получения обратной связи

Есть три эффективных способа «разговорить» детей:

  • Работа в парах. Цель – обсудить и поделиться

Ставьте проблему перед учениками и предложите разбиться по парам. Такая пара ищет решение задачи и потом защищает его вслух. Это позволяет вовлечь всех учеников, к тому же они запомнят по теме больше, чем после обычного урока.

  • Мозговой штурм

Это интерактивное упражнение эффективно в группах. В коллективе дети успешнее генерируют творческие мысли и идеи, учатся друг у друга, начинают прислушиваться к чужому мнению ради общей цели. Процесс, несомненно, полезен, так как им в голову зачастую приходят удивительные решения задач.

Чтобы структурировать возникающие во время работы идеи детей, удобно использовать при разработке интерактивного урока сервисы по созданию интеллект-карт.

  • Вовлечение в дискуссию

Группы участников сосредотачиваются на одной теме, делятся своими мыслями и идеями. Преподаватель для начала может дать им несколько ключевых слов или понятий. Подобное сотрудничество поощряется, ведь дети учатся на опыте друг друга.

Работа классного руководителя в школе: направления, режим, советы

Индивидуальные мероприятия

  • Проведение опроса

Лучше всего этот метод подходит для конца урока. В течение минуты дети должны записать ответ на один вопрос, к примеру: «Что самое полезное и важное я сегодня узнал?». На следующем занятии с их ответов и начнётся разговор. Интересно будет также спросить, помнят ли ученики ещё то, что записали на листочках в прошлый раз.

  • Проверка неверных представлений

Их важно выявить в ближайшее после урока время. Предлагайте детям список из ложных и правдивых фактов и смотрите, могут ли они определить неправду. Это побуждает глубоко и быстро думать, закрепляет знания.

  • Поиск пробелов в знаниях по результатам самоанализа

Для такой работы учитель составляет чек-лист или список конкретных вопросов по теме, а учащиеся должны не спеша обвести те из них, на которые не смогли бы ответить.

Подготавливая программу для интерактивного урока, нужно будет создать задания по тем вопросам, которые обвели дети. Набор заданий будет индивидуальным, ведь у всех выявятся свои пробелы. Пусть дети ещё раз проработают трудности.

Индивидуальные мероприятия

  • Спросите «отличника»

Действуем следующим образом: все выполняют задание молча, офлайн или во время видеоурока. Когда ответы получены, попросите тех, кто справился, поднять руки или отозваться в чате. Затем все ученики должны пообщаться с теми, кто дал верный ответ, и каждый пусть выяснит принцип решения задачи сам, в диалоге с отличником. Такое общение позволит быстрее схватить суть и в будущем не допускать ошибок.

Парная работа

  • Найди себе пару

Учащиеся самостоятельно определяются, с кем бы хотели работать. Обмениваются опытом, обсуждают пути решений, делятся с напарником выводами, которые пришли им в голову ранее.

  • Пара, в которой один – учитель, другой – ученик

Предложите детям записать основные моменты урока. После этого, разделив их на пары и назначив «учителей» и «учеников», объясните задачу. «Учитель» называет основные моменты, а «ученик» сверяет их со своим списком и потом дополняет ещё двумя-тремя пропущенными пунктами от себя.

  • Похвали напарника

Этот приём возможен после индивидуального задания. Дети делятся результатами, разбившись на пары. Потом добровольцы, которым понравилась работа напарника, хвалят её публично за интересность или образцовость. Замечено, что ученики склонны скорее найти плюсы в работе приятеля, чем в своей. Плюс ко всему дети приобретают навык совместного обсуждения успешных результатов.

  • Принудительный спор

Учащиеся получают задание подискутировать в парах. Особенность в том, что придётся защищать точку зрения, отличную от своей. Эта задача поможет отойти на время от собственных взглядов и убеждений и увидеть ситуацию под новым углом. Согласитесь, время от времени это полезно.

Хорошая идея для открытого интерактивного урока: одна часть группы защищает одну позицию, другая – противоположную. Каждому даётся строгое количество минут и одно выступление, чтобы все смогли высказаться по поводу обсуждаемых вопросов.

  • Оптимист/пессимист

В парах дети обсуждают противоположные эмоциональные стороны собственных тематических исследований или отдельных утверждений. Изучение каждого случая они должны словно «прожить», настолько углублённо рассмотреть, чтобы было чем делиться на уроке. Во время занятия учитель откроет для себя немало интересных детских идей, ученики же точно приобретут важные социальные навыки.

  • На оценку эксперту

Хороший способ работы с письменными заданиями: после окончания работы нужно обменяться черновиками. Что делают дети с чужим черновиком? Внимательно изучив, пишут оценивающий текст из трёх абзацев по плану: плюсы работы соседа по парте, минусы и замечания, затем – абзац о том, как именно бы эксперт доработал чужой текст, если бы он принадлежал его перу. Такое, по сути, соавторство многому научит обоих партнёров по заданию.

Работа в группах более двух человек

Работа в группах более двух человек

  • Движение от доски к доске

Приготовьте несколько досок (флипчартов или интерактивных) с заданиями или вопросами по теме. Класс делим на несколько подгрупп, и каждая работает на отдельной доске. Принцип: один вопрос – одна доска. Каждая подгруппа, ответив на свой вопрос, перемещается к соседней доске (онлайн или офлайн) и пишет свой ответ под уже данным ответом предыдущих участников. Надо, чтобы на каждой из досок оказались прописаны все ответы всех участвующих подгрупп.

  • Определи лучшее решение

Раздайте задачи, и пусть подгруппы поработают над единой проблемой. Дети должны расписать решение или стратегию на бумаге или в цифровом варианте. Затем подгруппы меняются решениями, чтобы оценить степень успешности соседей. Так делать, пока все не оценят друг друга. После ученики объединяются, чтобы выбрать лучший ответ из той пары, которая названа самой успешной. Так определяется победное решение.

  • Операция «Фильм»

Для такой работы очень хорошо подойдут исторические, географические фильмы, любой байопик. Концепцию или события фильма, который подходит к теме занятия, дети обсуждают и пытаются найти, что создатели фильма сделали или показали неправильно, а что получилось хорошо. Задача – назвать хотя бы по одному пункту.

Интерактивные игровые действия

Они очень популярны для интерактивных уроков в начальной школе. Учебные игры очень полезны и воспринимаются детьми всегда позитивно. Обучение здесь происходит скрыто, ненавязчиво и весьма продуктивно. В списке самых популярных игровых приёмов назовём кроссворды, лото, головоломки, игры на совпадение пар, запоминание на время, викторины с призами и тому подобное.

  • Кроссворд

Интерактивный урок на интерактивной доске, когда на ней кроссворд или викторина, идеально подходит для закрепляемых тем курса. Составить кроссворд по теме совсем несложно, если начать с длинного определения, которое надо сделать горизонталью или вертикалью. На базе такого многобуквенного определения продумывается весь список ответов. Разгадывать кроссворд можно по группам на скорость, по парам, или пусть отвечает первый догадавшийся в классе ученик. В любом случае скучно не бывает.

  • Эрудит

Вспомните принцип известной игры. Предложите из букв, образующих название раздела или главы, составить как можно больше слов по теме. Команды должны соревноваться. Можно взять и несколько новых терминов и поработать так с буквами из них.

  • Урок загадок «кто я?»/ «что я?»

Термин, имя учёного, писателя, определение приклеиваются на лоб или спину ученика. Ребёнок, задавая вопросы, предполагающие лишь ответы «да» или «нет», пытается угадать своё слово. Игра становится учебной при условии, если термин связан с темой урока.

Интерактивные игровые действия

  • Лото

Лото – любимая многими с детства забава, и её легко переработать в учебную игру, языковую или математическую. Хорошо, если этим займутся сами дети.

Это всего лишь часть идей, которые помогут составить интерактивный урок, превратив обучение в увлекательный, продуктивный и позитивный процесс.

Сложно представить современный интерактивный урок без элементов геймификации. Названные в статье приёмы и методы помогут нескучно и наглядно провести контрольные и тесты, организовать увлекательную групповую работу.

Добавить комментарий