Как составить интересный доклад

Одна из первых научных работ студента – доклад, который помогает не только усвоить тему, но и правильно, красиво выражать свои мысли. Однако, не каждый учащийся знает, как сделать доклад, так как самое сложное – это собрать материал и составить по нему план. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Что такое доклад и для чего он нужен

Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.

Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Как написать доклад?

Даже, если студент знает, как сделать доклад, всё равно нужно основательно подготовиться к работе. Для этого желательно знать, с чего начинать и чем заканчивать данную работу. Именно поэтому и нужен план, ведь с его помощью работа пойдет значительно быстрее.

Написание работы состоит из следующих этапов:

Этап 1. Выбор темы. Как правило, студентам предлагаются варианты на выбор. Поэтому можно взять такую тему, чтобы она была действительно интересна докладчику, ведь только тогда получится хорошая работа.

Этап 2. Подбор литературы по теме (около 10 шт.). Источники необходимо основательно изучить и выбрать основную информацию, чтобы она была интересной, полезной и достоверной. Поэтому информация берётся из проверенных источников. Лучше всего обратиться в библиотеку, так как в учебниках и журналах более достоверная информация.

Этап 3. Написание плана. Нужно составить план таким образом, чтобы доклад получился интересным. Пишите в первую очередь не для себя, а для слушателей.

Этап 4. Подведите итоги, напишите выводы.

Этап 5. Подготовьтесь к дополнительным вопросам. Комиссия и коллеги могут задать несколько вопросов после выступления. Поэтому, желательно заранее подготовиться и продумать все варианты ответов.

Составление плана – это гарантированный успех при написании доклада. Работа делится на заголовки, подзаголовки, и учащийся, пользуясь содержанием, будет помнить, о чём говорить в том или ином разделе.

Выбор темы

Шаг 1. Прочитайте внимательно инструкцию. После того, как научный руководитель выдал вам инструкцию для написания работы, нужно тщательно изучить задание, возможно, придётся его перечитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть вопроса. Как правило, в задании даны четкие инструкции, где указано, что именно нужно раскрыть в теме, для какой целевой аудитории предназначен доклад, стоит ли высказывать свое мнение. Ведь если статья информационная, тогда нет необходимости рассказывать что-то от себя, так как вы предоставляете слушателю определенную информацию.

Шаг 2. Выбирайте только ту тему работы, которая вам нравится. Тогда  намного проще сможете написать доклад. Хотя, иногда преподаватель сам выбирает тему для студентов. В этом случае необходимо найти моменты, которые вам лично будет интересно узнать, и от этого нужно отталкиваться. Поставьте себя на место слушателя.

Шаг 3. Выбирайте оригинальную и захватывающую тему работы, чтобы аудитория с удовольствием слушала докладчика и участвовала в обсуждениях. Конечно же, если у вас одинаковые темы с одногруппниками, скорей всего, сложно будет удержать внимание аудитории.

Шаг 4. Не бойтесь менять тему, если она оказалась слишком сложной для вас. Иногда так случается, что вроде бы выбрали тему, начали искать информацию, но оказалось, что не получается найти достаточно информации. Пока не поздно, лучше поменяйте тему, ведь за несколько дней до сдачи это сделать невозможно.

Шаг 5. Ищите информацию по теме не только в интернете, но и в библиотеке. Как правило, в инструкции должно указываться, сколько источников нужно обработать студенту. Ищите информацию исключительно по теме. Если ваша тема касается какого-то исторического события опишите в какие годы оно произошло, его причины, последствия и т. д.. Обязательно указывайте все необходимые даты. Если берёте информацию из интернета, тогда вы должны быть полностью уверены в ее достоверности.

Шаг 6. Записывайте все необходимые данные. Во время поиска информации записывайте источники, где указывается год выпуска, автор, город издания, номер страницы, где была найдена информация. Впоследствии вы сможете легко составить список использованных источников.

Подготовка к написанию доклада

Сначала определитесь с основной идеей. Необходимо продумать, как вы донесете информацию до слушателей так, чтобы удержать их внимание от начала выступления до окончания.

Заранее продумайте оформление доклада. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем. Возможно, он разрешит оформить доклад по своему усмотрению. Также, можно воспользоваться ГОСТом, благодаря которому подчеркнете свой профессионализм.

Сделайте на черновике набросок. С его помощью поймете, как будет выглядеть ваш доклад. Можно набросок сделать в виде списка или же перечислить свои идеи. То есть, в этот момент создадите определенную структуру доклада.

Структура доклада

Перед тем, как написать доклад, нужно составить не только план, но и структуру работы, которая помогает из отдельных частей написать краткий и одновременно развёрнутый текст. Как правило, доклад пишется не более, чем на 5-ти страницах формата А4.

Основными элементами структуры доклада являются:

  1. Вступление, где студент приветствует аудиторию.
  2. Введение, в котором докладчик заинтересовывает слушателей. Студент формулирует актуальную и оригинальную тему исследования. Рассказывает про важность доклада, какие ученые работали в данной области и указывает цель работы.
  3. Основная часть, где студент рассказывает все части по содержанию. То есть, в этом разделе рассказывается про методики исследования, подробно описываются все действия, которые связаны с получением результатов. Также студент может рассказать о результатах исследования, кратко изложить новую информацию, которая получена в процессе наблюдения.
  4. Заключение. Здесь докладчик подводит итоги и заканчивает выступление.

Как написать введение (пример)

Как уже говорилось выше, сначала нужно написать вступление и введение. То есть, необходимо поздороваться с аудиторией, представиться (назвать свои Ф. И. О, тему работы, цель, предмет, объект исследования). Это первая часть работы. На примере показано, как правильно начинать вступление и введение:

Введение к докладу (образец)

Введение к докладу (образец)

Как написать основную часть (пример)

После введения описывается вторая часть работы (теория). Здесь можно написать, основную идею. Если тема по истории про крестьянские движения, тогда нужно писать всё про их эксплуатацию, формы движения, повседневные протесты крестьян и т. д.. То есть, выбрать главный тезис и вокруг него создавать структуру написания. Пример рассмотрим ниже:

Основная часть доклада (образец)

Основная часть доклада (образец)

После второй части рассматривается, чем заканчивается основная идея. То есть, описываются причины, дается сравнительный анализ. Если работа пишется по математическому предмету, обязательно нужно в практическую часть вставить таблицы для сравнения, диаграммы, схемы и т. д. Необходимо по максимуму проанализировать данные, рассмотреть подробный анализ, а также подвести итоги на основании этих данных.

Как написать заключение (пример)

Уже после теоретической и практической части пишется заключение, где студент подводит общие итоги по сделанной работе. Можно написать, какой период исследовался докладчиком, какие особенности выявлены, какие мысли посетили студента во время написания:

Заключение к докладу (образец)

Заключение к докладу (образец)

Что писать после заключения

После заключения с новой страницы пишется список использованных источников. Это могут быть быть статьи из журналов, литература, интернет-ресурсы и т. д.

Как правило, литература пишется в алфавитном порядке, придерживаясь всех стандартов ГОСТа, но следует уточнить у научного руководителя. Возможно, он разрешит писать литературу по своему усмотрению. Посмотрите на примере, как правильно указывать использованные источники.

Список использованных источников (образец)

Список использованных источников (образец)

Требования к оформлению доклада по ГОСТам

Кроме подготовки и написания доклада, нужно еще принять к сведению то, что его нужно правильно оформить. Требования к оформлению доклада практически такие же, как и к оформлению реферата. Однако, здесь требований значительно меньше, так как в ГОСТах нет четкого предписания по данному виду документов.

Доклад можно сдавать не только в печатном виде, но и в рукописном. Однако, работа выглядит более аккуратно, если она напечатана на компьютере. Поэтому лучше заранее узнать у преподавателя, в каком виде оформлять работу.

Существуют два известных ГОСТа, по которым оформляются рефераты, дипломные работы и курсовые. Это ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95, и по ним можно смело оформлять доклад.

Это важно! В докладе, также, как и в реферате нумеруются страницы, начиная с введения. На первом и втором листе страницы не ставятся, но считаются. То есть, на странице, где написано «Введение» ставится цифра «3» по центру в самом низу.

Размер шрифта может быть, не меньше 12, а лучше 14 кегль, но этот нюанс уточняется у преподавателя. Это же касается заголовков, основной части, списка литературы и т. д.

Образец написания доклада (по истории)

Приведем пример, как написать доклад по истории при помощи плана. Цель доклада – обретение студентами навыков работы над источниками, глубоко изучить материал и выступить перед аудиторией.

Внимание! Задача студента – научиться самостоятельно перерабатывать большое количество материала, найти главную идею и максимально раскрыть информацию по теме.

Во вступлении студент сначала приветствует с аудиториею, а затем называет тему доклада, например: «Крестьянское движение в 30-50 гг. XIX в.». Здесь, нужно рассказать, что такое крестьянское движение. Затем описывается цель: «Изучение крестьянского движения в России в первой половине XIX в».  Для достижения цели студент ставит такие задачи:

  • когда и как долго проходили крестьянские движения;
  • какие губернии славились крестьянскими движениями.

После вступления идёт основная часть, где в первой главе можно написать про эксплуатацию крестьян, а во второй части докладчик продолжает историю о выступлении крестьян, их причины и почему они ежедневно протестовали.

После основной части кратко пишется заключение, где делаются выводы докладчика и выделяются основные, наболевшие моменты.

В конце доклада указывается список использованной литературы по ГОСТу, то есть, в алфавитном порядке.

Советы для выступающих перед аудиторией

Теперь студенты уже знают, как сделать доклад интересным не только слушателям, но и преподавателю. Все понимают, что подготовка материала занимает много времени, сил и чтобы получить высокую оценку, есть несколько основных советов:

Совет 1. Выступать перед аудиторией нужно от 10 до 20 минут. За это время студент должен прочитать подготовленный материал, и желательно с примерами и достоверными фактами.

Совет 2. Выучить все научные термины, которые находятся в докладе. Также студент должен понимать их смысл, так как педагоги по ним часто задают вопросы. Поэтому докладчик должен основательно подготовить приблизительные ответы.

Совет 3. Тщательно следить за изложением материала, за его грамотностью и последовательностью.

Совет 4. Побороть страх перед аудиторией и настроиться на то, что слушатели относятся к происходящему дружелюбно.

Совет 5. Быть убедительным во время доклада и слушатели поймут, что студент действительно владеет темой на должном уровне.

Совет 6. Не торопиться и не растягивать слова. Лучше всего заранее потренироваться, так как скорость чтения должна быть примерно 120 слов минуту.

Совет 7. Заранее продумать вопросы, которые могут задать слушатели после доклада. Для этого лучше посоветоваться с однокурсниками и даже с ними потренироваться.

Совет 8. Адекватно реагировать на обсуждения аудитории. Если они активно говорят на данную тему, значит им действительно интересно слушать студента.

Если соблюдать вышеперечисленные правила, тогда преподаватель оценит доклад на отлично.

Заключение

В статье рассмотрено, как писать и зачитывать доклад. С одной стороны, кажется всё очень просто, но с другой – нужно учитывать все элементы, касающиеся подготовленного материала. Всё зависит только от студента, насколько он добросовестно отнесется к работе, такую оценку и получит на докладе.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Доклад – это официальный документ, который пишется с целью рассмотрения конкретной темы или анализа проблемы.[1]
В какой-то момент от вас наверняка потребуется написать доклад по учебному курсу или по работе. Доклад может сопровождаться особыми требованиями или предоставлять свободу для творчества касательно выбора рассматриваемых деталей. Вне зависимости от наличия или отсутствия особых требований, хороший доклад всегда отличается точностью, лаконичностью, простотой и грамотной организацией.[2]

  1. Изображение с названием Write a Great Report Step 1

    1

    Изучите требования к докладу. Если вы пишите доклад для школы, то можно попросить учителя предоставить вам конкретные указания по написанию. Для рабочего доклада нужно уточнить требования у начальника. Прежде всего, вы должны понимать, какую информацию необходимо включить в доклад. Обязательно соблюдайте все требования во время работы над докладом.[3]

    • Не забудьте уточнить у начальника или учителя требуемый объем документа, необходимость использования таблиц, изображений или схем, а также обсудите мелкие детали вроде размера и типа шрифта.
    • Обычно доклад состоит из титульной страницы, аннотации, введения, описания используемых методов (если применимо), результатов (если применимо), комментариев и заключения.[4]
  2. Изображение с названием Write a Great Report Step 2

    2

    Выберите тему. Тема доклада назначается руководителем или выбирается самостоятельно. Если это возможно, то выбирайте такую тему, которая вам интересна, особенно при работе над долгосрочным проектом. Также можно выбрать относительно незнакомую тему. В этом случае вы сможете узнать что-то новое.

    • Перед началом работы необходимо разобраться в теме и понять цель написания доклада.[5]
    • Доклады являются неотъемлемой частью множества научно-технических курсов. Иногда может возникнуть необходимость написать отчет о прочитанной книге или другой доклад по гуманитарному предмету.[6]
    • Если вам сложно выбрать тему, то можно поискать вдохновение в газетах, любимом журнале или онлайн-службе новостей. Можно рассмотреть актуальное событие (политического, спортивного или экономического характера), так как тематика “массовой культуры” предоставляет огромное количество информации.
  3. Изображение с названием Write a Great Report Step 3

    3

    Ознакомьтесь с выбранной темой. Почитайте информацию по теме. Можно использовать книги из университетской или публичной библиотеки, а также поискать информацию онлайн. Для хорошего доклада от вас требуется глубокое понимание рассматриваемой темы. Очень важно использовать наиболее актуальную информацию, поэтому перед началом написания внимательно изучите все доступные сведения.

    • Начните с “широкого” анализа темы (в противовес “глубокому” изучению). Это подразумевает беглое ознакомление с различными источниками информации вместо долгой и кропотливой работы с небольшим количеством статей.
    • Если вы работаете над многогранной темой (например, допускающей разносторонние дебаты вроде допустимости смертной казни), то нужно иметь представление обо всех аспектах, чтобы рассмотреть аргументы за и против.
    • Можно договориться о встрече с библиографом-консультантом, чтобы подобрать необходимую литературу. Библиограф-консультант умеет определить надежные источники, которые можно использовать для сбора информации по вашей теме. Вдобавок, библиограф-консультант может направлять вас в процессе исследования и научить пользоваться оперативными базами данных.[7]
  4. Изображение с названием Write a Great Report Step 4

    4

    Используйте надежные источники. Ваша тема может рассматриваться множеством источников, из которых необходимо выбрать самые надежные и достоверные. В достоверных источниках будет указан автор, который может представлять уважаемое учреждение (университет, информационное агентство, государственную программу или ведомство).[8]

    • Если вы сомневаетесь в надежности источника, то обсудите его с преподавателем, начальником или библиотекарем. Иногда необоснованные или слабо написанные статьи публикуются под видом рецензированной научной работы, поэтому не попадайтесь на такую удочку.[9]
  5. Изображение с названием Write a Great Report Step 5

    5

    Целевая аудитория. Важно понимать, для кого предназначается ваш доклад: для группы экспертов в конкретной теме или людей, не обладающих базовыми знаниями предмета? Доклад необходимо писать с учетом вашей целевой аудитории.[10]

    • Если вы пишите для людей, не знакомых с темой доклада, то обязательно приводите основные положения (сведения общего характера, фоновая информация и необходимая терминология). Не начинайте со сложного описания проблемы без предварительного ознакомления с контекстом.
      • Для погружения в контекст нужно дать ответы на вопросы “в чем важность данной темы?”, “кто изучает эту тему, какие проводятся исследования и зачем?”, а также “каковы широкие последствия изучения данного вопроса?”.
    • Если вы пишите для специалистов, то можно свободно использовать сложную лексику и жаргон, характерный для вашей темы. Однако если ваша работа предназначается для новичков и людей, которые не знакомы с вопросом, то лучше обойтись без жаргона и непонятных терминов, либо тут же давать определения понятиям.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Great Report Step 6

    1

    Начните с аннотации. В этой части содержится краткое описание вашего доклада и ответ на вопрос “Что вы сделали, с какой целью и что вы узнали?”. Объем аннотации составляет не больше половины страницы.[11]

    • Можно вернуться к составлению аннотации после завершения основной части документа. Важно лишь, чтобы в итоговой версии доклада аннотация располагалась перед основной частью.[12]
  2. Изображение с названием Write a Great Report Step 7

    2

    Напишите введение. В этом разделе указывается фоновая информация по теме вашего доклада. Также в этой части следует приводить обзор литературы (при наличии).[13]
    [14]

    • Во введении необходимо изложить проблему или тему, которая исследуется в вашем докладе. Это может быть научный вопрос вроде темпов роста мучных червей или текущие события вроде повышения безопасности аэропортов.[15]
    • Приведите обобщенные данные по проведенным исследованиям, но не увлекайтесь этой информацией. Основной вашего доклада должна стать ваша работа, а не рассмотрение сторонних исследований.
    • Если вы провели эксперимент и пишите о нем отчет, то во введении нужно дать описание такого эксперимента.
  3. Изображение с названием Write a Great Report Step 8

    3

    Изложите ваши методы или основной аспект анализа. В научных работах такая информация обычно излагается в разделе “Методика”.[16]
    В этом разделе необходимо пояснить, какие методы, приемы и материалы вы использовали.

    • Можно изложить методики в хронологическом порядке, начиная с первой. Также можно сгруппировать их по типу. Такой подход оптимален для гуманитарных исследований.[17]
    • Описывайте выполненные вами действия в прошедшем времени.
  4. Изображение с названием Write a Great Report Step 9

    4

    Изложите результаты. В этом разделе необходимо привести ваши наблюдения или результаты, полученные с использованием указанных методов.[18]
    Нужно предоставить краткое описание эксперимента или операции (с меньшим количество деталей по сравнению с разделом “Методика”) и сообщить основные результаты.

    • Возможны разные подходы к изложению результатов. Их можно располагать в порядке важности или сложности, а также по типу.
    • Сейчас не время для объяснения результатов. Для этого предусмотрен следующий раздел.
  5. Изображение с названием Write a Great Report Step 10

    5

    Рассмотрите полученные данные. Это главная часть доклада. Здесь вы анализируете результаты и поясняете их значение.[19]
    Обобщенно изложите наиболее важные открытия в самом начале раздела, а в последующих абзацах переходите к подробному рассмотрению.[20]

    • Поясните взаимосвязь между полученными результатами и научными выкладками.
    • Укажите, какое дополнительное исследование поможет заполнить пробелы в вашей работе или решить оставшиеся вопросы.
    • Поясните широкое значение результатов. Это будет ответ на вопрос “Что же дальше?”. Что принесут ваши открытия? Почему они полезны и важны?
    • В некоторых докладах необходимо приводить отдельное заключение, напоминающее читателю о наиболее важных моментах. Однако в большинстве случаев можно сделать выводы в конце основной части.[21]

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Great Report Step 11

    1

    Сообщите, что вы узнали. Попробуйте представить себе доклад как рассказ читателю на тему “вот что я сделал и вот что я узнал” или “вот, что я знаю конкретно по этой теме”.[22]
    Не старайтесь впечатлить читателя; старайтесь донести информацию. Таким образом, вы сможете впечатлить его, не прибегая к “работе на публику”.

  2. Изображение с названием Write a Great Report Step 12

    2

    Используйте профессиональную лексику. Обходитесь без “сленга”. Например, вместо фразы “мы получили отличные результаты” напишите “полученные результаты имеют большую важность и значение”. Не используйте разговорные обороты.[23]
    Ваш текст не должен выглядеть как разговор с другом, скорее как профессиональный доклад.

    • Обсудите с учителем (или начальником) допустимость изложения от первого лица (написание предложений, где подлежащим выступает местоимение “я”). Как правило, в научных работах и докладах не допускается использование первого лица. Однако в некоторых случаях изложение от первого лица более эффективно и убедительно.[24]
      Ответ на данный вопрос нужно не гадать, а уточнить у своего руководителя.
  3. Изображение с названием Write a Great Report Step 13

    3

    Пишите понятно и лаконично. Предложения не должны быть длинными или сложными для понимания. Используйте короткие предложения с четкой структурой. Обходитесь без излишних запятых, точек с запятой и двоеточий. Короткие и точные предложения – важный признак хорошего доклада.[25]

    • Используйте недвусмысленные и активные утверждения. Структура ваших предложений должна иметь примерно следующий вид: “Я исследовал тему, обнаружил следующие данные и получил следующие результаты”. По возможности обходитесь без пассивного залога, поскольку он может усложнить понимание доклада для читателя.
  4. Изображение с названием Write a Great Report Step 14

    4

    Разделы и заголовки.[26]
    Они упрощают структурирование информации в докладе, а также делают его более интересным для читателя или рецензента.

    • Чтобы заголовок выделялся на фоне остального текста, можно использовать для него жирное начертание, курсив или шрифт большего размера. При наличии конкретных рекомендаций, касающихся стиля оформления, в них приводятся все требования к заголовкам.
  5. Изображение с названием Write a Great Report Step 15

    5

    Используйте большое количество надежных источников. Чем больше источников, тем шире ваше представление и знания по рассматриваемой теме, больше информации, которую можно включить в доклад, а также ниже вероятность случайного заимствования.

    • Надежными источниками могут выступать книги и учебники, газеты, научные и отраслевые журналы, правительственные доклады и правовые документы.[27]
      Обычно их можно найти в печатном и электронном варианте.
    • Не бойтесь обратиться к библиотекарю, если у вас возникают проблемы с поиском информации по вашей теме! Хороший библиотекарь успешно справится с такой задачей.
    • Не следует доверять первоисточникам, в основе которых лежит субъективное мнение.[28]
      Другими словами, вам нужны первоисточники, которые написаны на основе фактов, а все утверждения подкреплены реальными данными.
  6. Изображение с названием Write a Great Report Step 16

    6

    Подготовьтесь заблаговременно. Нужно немало времени, чтобы написать хороший доклад. Важно предусмотреть достаточно времени, чтобы успеть подготовить, написать и отредактировать ваш доклад. Рекомендуется начинать работу за несколько недель до предполагаемого срока сдачи. Точное время зависит от скорости работы, объема и дополнительных требований.

    • Отдельно выделите время на изучение рассматриваемого вопроса. Вы должны детальнейшим образом ознакомиться со своей темой, изучить весь доступный материал. Когда вы будете готовы начинать писать, у вас уже сформируется четкое представление о знаниях, которые вы сообщите в своем докладе.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Great Report Step 17

    1

    Зарезервируйте время, необходимое для вычитки и пересмотра доклада. Первоначальный вариант должен представлять собой лишь черновик. До момента сдачи учителю или начальнику ваш доклад ожидает несколько вычиток и пересмотров. Оставьте достаточное количество времени, чтобы успеть выполнить необходимые правки и внести изменения, если вы хотите написать действительно хороший доклад.

  2. Изображение с названием Write a Great Report Step 18

    2

    Проверьте грамматику и орфографию. Внимательно перечитайте свой доклад, чтобы обнаружить все возможные ошибки. Компьютерная проверка правописания не идеальна. Например, вы можете неправильно использовать слова “им” и “ним”, что останется незамеченным при автоматической проверке правописания. Обращайте внимание на каждую незначительную деталь (включая грамматику и правописание), ведь они определяют качество вашего доклада.

  3. Изображение с названием Write a Great Report Step 19

    3

    Проверьте форматирование. Документ должен соответствовать всем выдвигаемым требованиям. Они могут касаться наличия титульной страницы, типа и размера шрифта, а также размера полей и отступов.[29]

  4. Изображение с названием Write a Great Report Step 20

    4

    Критический осмотр работы. Пересмотр должен представлять собой нечто большее, чем просто вычитку с исправлением ошибок. Устройте критическую проверку всей работы. Прежде всего, вы должны обращать внимание на такие ошибки, которые снижают общее качество вашего доклада. Возможно, вам придется удалить или переписать целые абзацы.

    • Задайте себе вопрос: мой доклад достигает поставленной цели? При отрицательном ответе вам не обойтись без значительных изменений.
  5. Изображение с названием Write a Great Report Step 21

    5

    Рецензирование доклада. Если возможно, то попросите надежного друга, ровесника или коллегу прочитать ваш доклад. Помимо незамеченных вами ошибок правописания, сторонние замечания могут содержать важный критический взгляд на качество материала. Это позволит сделать доклад еще лучше.

    Реклама

Предупреждения

  • Если вы используете информацию из сторонних источников, не забывайте указывать автора данного материала. Использование чужих слов от своего имени является плагиатом. Обязательно указывайте авторов использованных источников, чтобы избежать проблем в школе или на работе.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 7300 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как сделать хороший короткий доклад

Время на прочтение
9 мин

Количество просмотров 13K

Конец мая и начало июня — традиционное время защиты дипломов в вузах. Помимо самой выпускной работы, студентам нужно подготовить короткое (на 7–10 минут) выступление перед экзаменационной комиссией, а также сделать презентацию. И зачастую для студента подготовить нормальный доклад/презентацию — чуть ли не более сложная вещь, чем написать сам диплом. При этом часто оказывается, что чем содержательнее и интереснее работа, тем сложнее бывает сделать по ней качественное выступление/презентацию. В этой статье мы предлагаем наш взгляд на то, как решать эту проблему.

Мы в Питерской Вышке традиционно тратим апрель-май на то, чтобы отработать со студентами выпускных курсов их выступления на защите (а шесть предыдущих месяцев — на то, чтобы заслушать полные доклады). И мы уже как-то смирились с тем, что, несмотря на очень высокий уровень наших студентов, мало кому из них удается пройти репетицию с первого раза. Как правило, нам приходится по 2–3 раза переслушивать доклады, править презентации, добавлять/изменять/корректировать подачу материала прежде, чем признать презентацию годной и выпустить с ней студента на защиту. Ну и конечно же, из года в год нам приходится объяснять студентам одни и те же базовые принципы построения доклада, организации презентации и пр. Данная статья — некоторая попытка изложить в письменном виде все основные моменты, которые мы традиционно объясняем студентам, выходящим на защиту. И мы будем рады, если те соображения, которые мы здесь изложим, окажутся полезными не только нашим, но и всем остальным студентам — читателям Хабра, выходящим в этом году на защиты своих дипломов, а также всем тем, кому по работе приходится готовить короткие презентации по результатам своей текущей работы.

Примечание: дальнейшие иллюстрации взяты из презентации к дипломной работе студента 1-го года обучения нашей магистратуры “Программирование и анализ данных”, выпускника бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” Егора Богомолова.

1. Прежде всего, формат 7–10-минутного выступления существенным образом ограничивает количество слайдов в презентации. Опыт подсказывает, что в ней должно быть не более 12–15 слайдов. Почему? Если мы возьмем 7-минутный доклад и поделим 7 на количество слайдов, то в среднем на слайд у нас получится около 30 секунд. 30 секунд — это достаточно небольшой промежуток времени, что-то содержательное за это время сказать тяжело. Если же количество слайдов становится больше, то либо доклад превращается в пулеметную очередь и никто ничего не успевает понять, либо докладчик гарантированно не укладывается в отведенное для него время. Исходя из этого, давайте зафиксируем количество слайдов (12–15) и поймем, что на них должно быть.

2. С первым слайдом все более-менее понятно: на нем указывается название доклада, автор, научный руководитель, организация. Желательно также отметить город и год. Единственный тонкий момент: хочется, чтобы размещенная на первом слайде информация была нормально оформлена. Данный слайд задает стиль всей презентации: стиль и размер штифта, цвета, которые будут использоваться далее. Например, мы рекомендуем использовать синий и белый цвет — корпоративные цвета Вышки.

Сразу скажу о стиле оставшихся слайдов. На каждом из них желательно делать и верхний, и нижний колонтитулы. В верхнем желательно указать название блока презентации (о блоках скажем чуть ниже), в нижнем — еще раз фамилию докладчика, краткое название доклада, и, важно, номер слайда в формате x/y, где x — номер текущего слайда, y — общее количество слайдов. Зачем это делается? Слушателям, как правило, хочется понимать, в какой точке доклада они находятся и сколько еще слайдов впереди. Если этой информации нет, то либо создается впечатление, что доклад может длиться бесконечно, либо что он может кончиться в любой момент. Это раздражает.

3. Теперь перейдем к содержанию слайдов. Весь доклад условно можно поделить на две части: вводная часть (до формулировки цели и задач работы) и содержательная часть (после цели и задач). Важно: в хорошем докладе вводная часть занимает примерно половину (!) всей презентации, и вот почему. Если докладчик не сделает нормальное введение, не добьется того, чтобы всем присутствующим стали предельно понятны тема работы, постановка задачи и пр., то содержательную часть никто слушать уже не будет — слушатели просто не будут понимать, о чем же в докладе идет речь. Поэтому 50 % успеха — это грамотно построенная вводная часть.

Важно: с нашей точки зрения, вводная часть обязана состоять из трех блоков. Первый блок — постановка задачи, в нем докладчик рассказывает, в чем состоит задача, к какой предметной области она относится, вводит основные понятия и определения, указывает, почему решение этой задачи важно. И этот блок, за редким исключением, не забывают включить в свой доклад все. Однако не все, увы, умеют правильно ее рассказывать. Типичное заблуждение докладчика — что об этой задаче слушателям известно почти все, за исключением мелких деталей. И вместо того чтобы на пальцах объяснить, в чем же его задача состоит, докладчик начинает свободно использовать термины, определения и факты, известные, как правило, только ему и узкой группе его коллег, никак их не объясняя.

Я могу сказать довольно крамольную вещь, но постановка задачи должна в какой-то степени быть похожей на ответ родителям/друзьям/знакомым в баре на вопрос “А чем ты там у себя в вузе/на работе занимаешься?” И вряд ли, сидя в баре или на кухне с родителями, вы будете сыпать незнакомыми терминами и строить из себя крутого специалиста. Скорее всего вы попытаетесь на пальцах объяснить хотя бы предметную область, в которой вы проводите исследования. И как правило, сидя в баре/на кухне, вам это удается сделать, а вот во время доклада — почему-то нет. Вы должны понимать: чем проще, яснее и понятнее вы расскажете о своей предметной области, тем большее количество народа дослушает ваш доклад до конца.

Перейдем ко второму блоку — обзору имеющихся в данной области результатов. С ним у большей части докладчиков просто беда. Почему-то считается, что его смело можно выкидывать, особенно в случае коротких докладов. Между тем, это — колоссальное заблуждение, этот блок категорически необходим. Если его в докладе нет, то это, как правило, означает два варианта.

Первый вариант — докладчик просто не понимает, что, помимо него, существуют сотни, а то и тысячи исследователей, работающих и получающих результаты в данной области. Как следствие, высока вероятность того, что все, о чем докладчик собирается говорить, уже кем-то где-то давным-давно сделано, а он лишь переизобретает велосипед.

Второй вариант — что задача настолько неинтересная и никому не нужная, что ею никто не занимается. Следовательно, актуальность данной задачи близка к нулю и слушать эту работу также смысла не имеет. Это, конечно же, крайние случаи, есть и промежуточные. Например, пара ссылок на работы 1994 года. И если это все — то снова беда, смотри рассмотренные выше два варианта.

Уважаемые коллеги, без обзора результатов других исследователей вся ваша работа не имеет совершенно никакого смысла! В ней вы должны убедить слушателей, что вы в курсе всех последних исследований в данной области, полностью владеете материалом, знаете, кто, что и когда сделал за последние 4–5 лет. Если этого нет, дальше доклад можно не слушать.

Казалось бы, на обзоре литературы можно заканчивать вводную часть и переходить к формулировке цели и задач исследования. Собственно, большинство неопытных докладчиков так и пытаются поступать. А это очень грубая ошибка: в любой презентации обязательно должна быть еще один крайне важный блок, а именно, блок под условным названием “Большое НО”. В этом блоке вы должны говорить примерно следующее: да, в моей области (смотри обязательную 1-ю часть) много чего уже сделано (смотри обязательную 2-ю часть), но: в такой-то работе имеются такие-то недостатки, в такой-то работе не сделано то-то и то-то, а из этой работы осталось непонятно то-то и то-то. И вот в моей работе я собираюсь эти моменты устранить / эти недоделанные задачи дорешать / предложить свои, более удачные решения. И только после этого вы можете переходить к центральной части доклада — формулировке цели и задач работы.

4. Цель у любой работы должна быть одна. Не допускается несколько целей. Если их несколько — это, скорее, не в том месте и не в той форме сформулированные задачи исследования. Цель — это нечто, чего вы интегрально хотите достичь своей работой: создать программный продукт, собрать датасет, построить модель, провести анализ и т. д. Подумайте, чего вы хотите достичь своей работой. Как правило, это и будет ваша цель.

Важно: в очень многих работах в этом месте встречается довольно существенная ошибка — цель формулируется слишком общо, например, “создание системы фильтрации спама” или “обнаружение ботов в социальных сетях”. Коллеги, это — задачи, которые на протяжении нескольких лет решают огромные IT-компании типа Google или Facebook. И будет очень забавно, если вдруг окажется, что именно в вашей работе эта глобальная задача будет наконец решена. С очень малой вероятностью слушатели поверят в столь оптимистичный сценарий. Скорее всего, подобным образом широко сформулированная цель — это все же, как правило, признак неопытности и/или некомпетентности. Пожалуйста, не делайте подобного рода ошибок — формулируйте цель предельно конкретно.

Перейдем к задачам. Задачи — это, по сути, краткий план вашей работы, краткое описание того, как вы собираетесь достичь поставленной выше цели. Например, “для создания модели нужно”: 1) создать такой-то инструмент; 2) собрать такой-то датасет; 3) построить прототип модели; 4) протестировать этот прототип на таких-то данных. Часто для того, чтобы правильно сформулировать задачи, вам просто нужно еще раз посмотреть на свою работу, разбить ее на 3–4 больших блока и как-то эти блоки назвать. Собственно, это и будут ваши задачи.

Важно: и в цели, и в задачах не должно быть никаких новых терминов. Если вдруг они появляются, это означает, что вы не доделали постановку задачи, не до конца объяснили все термины, инструменты, механизмы, использующиеся обычно для решения подобного рода задач и т. д. Далее, задач не должно быть много. Как правило, это 3–4 глобальные задачи. Не дробите их, не делайте 7–8 задач. Наконец, задачи должны быть достаточно короткими и емкими. В идеале, каждая из этих задач должна на последующих слайдах помещаться в колонтитул.

5. Перейдем теперь ко второй, содержательной части доклада. Ее строить очень просто. У вас осталось в запасе где-то 7 слайдов. Последний слайд вы должны оставить на выводы, остается 6 слайдов. Эти слайды разбиваются на блоки по числу задач. И на каждую задачу в своем коротком докладе вы оставляете 1–2 слайда. Увы, это — максимум, что вы можете себе позволить из-за лимита по времени. Что туда выносить — это уже довольно специфический вопрос, каждый должен эту задачу решить для себя сам. Здесь важно выбрать действительно принципиальные моменты в каждой из задач и постараться сжато про них рассказать. Общих рецептов для этой части маловато, и здесь очень важен опыт: ваш, вашего научного руководителя и ваших коллег.

Часто в этом месте студенты задают вопрос: ну хорошо, я как-то схематично, на пальцах, успею на 1–2 слайдах что-то там показать; но ведь там же куча важных деталей, десятки важных подробностей, и ни один профессионал, слушающий доклад, не сможет оценить работу без этой дополнительной информации. Что же делать в этом случае?

Здесь вы должны понимать следующее. Как правило, среди слушателей есть только 2–3 человека, которые действительно понимают, о чем идет речь в вашем докладе. Скорее всего, им действительно было бы интересно узнать о деталях исследования. Остальным же детали не важны, им нужна общая идея. Объясните ее на пальцах, а для узких профессионалов подготовьте от каждого блока несколько дополнительных слайдов за пределами презентации. Например, в вашем докладе 15 слайдов. Нумерацию оставьте по прежнему x/15, где x — номер текущего слайда. За 15-м слайдом сделайте дополнительные 16–17-й слайды в формате x/15, x=16,17 и так далее, на которые можно вынести не поместившуюся в основные блоки информацию.

Если вдруг (что не факт) после вашего доклада кто-то из слушателей решит задать вам конкретный вопрос, вы откроете эти слайды и подробно на этот вопрос ответите. При этом, отвечая на вопрос, вы уже не будете ограничены теми 7–10 минутами, которые вам отвели на доклад. Поэтому вы сможете добавить ту информацию, которая физически не влезла в основной доклад, но про которую вам так хотелось что-то рассказать.

6. Переходим к последнему слайду. На этом слайде вы формулируете выводы или результаты своего исследования. По сути, здесь вы просто должны продублировать те задачи, которые были сформулированы в середине вашего доклада. Однако при этом возникает вопрос: зачем же тогда вообще этот слайд нужен? Не легче ли просто еще раз показать задачи и сказать, что все они выполнены? Нет, здесь есть важные отличия. Дело в том, что, формулируя задачи исследования, вы еще не можете апеллировать к той информации, которая у вас появится в содержательной части вашего доклада. Вы еще не раскрыли, с помощью каких идей, методов и подходов вы достигли поставленной цели, насколько удачными оказались ваши подходы, насколько хорошо было проведено тестирование и т. д. Однако в конце вашего доклада слушатели уже погружены в тему, им известна терминология, известны предложенные вами решения, и вы можете смело в выводах сформулированные выше задачи раскрыть и коротко описать, как именно вы эти задачи решили.

Ну и вишенкой на тортике в этой части работы будут, например, ссылки на статьи, которые вы написали по результатам исследования, на доклады, которые вы сделали на той или иной конференции, на программные продукты, которые стали использовать написанный вами код и т. д.

Мелкое замечание: заключительный отдельный слайд “Спасибо за внимание” не нужен — эту фразу совершенно спокойно можно сказать в конце словами. Также неуместен слайд типа “Ваши вопросы?” Эту фразу должен сказать тот человек, который председательствует на этом собрании, не надо отнимать его хлеб.

7. Ну и в заключение пара слов о том, что делать, если у вас не короткий, 7–10-минутный, а большой, 30–40-минутный доклад. Важно: вся описанная выше структура категорически остается неизменной. Остаются блоки “постановка задачи”, “обзор имеющихся результатов”, блок “но”, слайд “цель и задачи”, слайд “выводы”. Что же меняется? Меняется количество слайдов, прежде всего в содержательной части: теперь вместо 1–2 слайдов вы, наконец, можете вставить 5–7 подробных слайдов по каждой задаче.

Но это еще не все: расширяя содержательную часть, вы не должны забывать о вводной части. Она также должна быть расширена: нужно обстоятельнее рассказать о постановке задачи, дать более подробный обзор имеющихся результатов. Помните, что вводная часть по-прежнему остается не менее, если не более, важной частью вашего доклада. Сделаете ее некачественно — и всю оставшуюся информацию либо никто не поймет, либо никто не будет слушать.

На этом в целом все. Очень надеемся, что эти заметки окажутся полезными всем, кто готовит свои доклады, а особенно — тем студентам, которые прямо сейчас готовят презентации своих выпускных работ.

P.S. Здесь можно посмотреть дипломы и презентации выпускников нашего бакалавриата “Прикладная математика и информатика” за 2019 год. Конечно же, и они далеко не идеальны, и их можно (и нужно) было бы улучшать, однако представление о некоторой финальной части большой работы по подготовке наших студентов к защитам они могут дать.

Как подготовить доклад.png

Во время обучения в вузе студент должен выполнять различные виды работ, одной из них является доклад.

Он является самым первым самостоятельным опытом исследования для студента. После доклада следуют рефераты, курсовые, дипломные и магистерские работы.

Посмотрите наше видео, чтобы подготовить доклад быстро и без ошибок.

Определение доклада

Доклад представляет собой научно-исследовательскую работу, автор которой раскрывает суть исследуемой темы, рассматривает ее со всех точек зрения и высказывает собственный взгляд на проблему.

Доклад бывает двух видов – устный и письменный. Однако не зависимо от его вида, в докладе должны сочетаться три качества исследователя – умение провести анализ и преподнести результаты исследования, а также ответить на поставленные вопросы.

Особенности доклада

Доклад отличается академическим стилем, для которого характерны следующие черты:

  • предложения могут быть сложными и длинными;
  • часто встречаются научные термины и иностранные слова;
  • используются вводные конструкции, такие как «по всей видимости» и пр.;
  • слабо выражена авторская позиция, не допускается использование местоимения «я» или словосочетаний «я считаю», «на мой взгляд» и т.д.;
  • в тексте могут встречаться общие слова и штампы.

особенности доклада.jpg

Структура доклада

Если доклад предполагает письменное изложение, он должен быть правильно оформлен и содержать:

  • титульный лист – стартовый момент в оформлении любой серьезной учебной работы;
  • оглавление – в нем указываются пункты доклада и страницы начала каждого пункта, создано для удобства и структурирования текста;
  • вводная часть – обозначается суть исследуемой проблемы, определяется значимость темы и указываются задачи и цели доклада, дается характеристика использованной литературы;

Введение Доклад.jpg

  • основная часть – состоит из нескольких пунктов: методики исследования, полученные результаты и действия, совершенные для этого;

основная часть доклада.jpg

  • заключительная часть – подводятся итоги исследования, резюмируются основные проблемы темы.

Заключение Доклад.jpg

  • список использованной литературы – перечисление источников, к которым вы обращались в процессе подготовки.

список литературы в докладе.jpg

Выбор темы доклада

Прежде чем перейти к этапам работы над докладом, поговорим о самой первой задаче – выбор темы. Пошагово объясним, как это сделать:

  • ознакомьтесь с иструкцией к написанию доклада, уточните у преподавателя, каким должно быть сообщение (направление, стиль, тип);

  • тема должна искренне понравиться вам и заинтересовать читателя, поставьте себя на его место;

  • заранее изучите количество и качество уже имеющейся литературы по теме доклада;

  • ищите оригинальную тему, избегайте банальностей, повторов и штампов;

  • если на первых этапах работы, вы поняли, что тема вам не по душе, не бойтесь сменить ее.

Этапы работы над докладом

Чтобы написать полноценный и качественный доклад студент должен придерживаться следующего плана работы:

  • Прежде всего, необходимо подобрать и проанализировать источники по теме. Рекомендуется для работы использовать около 8-10 источников.
  • Затем следует составить библиографию и приступить к обработке и систематизации материала, а также подготовке выводов и обобщений.
  • Следующим этапом будет составление плана доклада и его написания.
  • Завершающий шаг – публичное выступление, о котором рассказано ниже.

Советы для выступления

После подготовки доклада логично следует его защита перед одногруппниками. Поделимся рекомендациями для успешного выступления:

  • Потренируйтесь дома перед выступлением. Не забудьте засечь время и тренироваться до тех пор, пока не войдете в нужный тайминг.
  • Придерживайтесь заранее составленного плана: приветствие аудитории, вступление, основная часть, заключение и благорность за уделенное внимание.
  • Для успешного выступления рекомендуем заучить все термины, которые вы использовали в докладе.
  • Продолжительность не должна превышать 10-15 минут. Поэтому при подготовке к выступлению из текста работы необходимо выбрать основное.
  • Преодолеть страх, если он присутствует и замотивировать себя на то, что твоя тема интересна аудитории. Старайтесь быть убедительным и действительно верьте в свой материал.
  • Меньше читать с листа, смотреть людям в глаза, устанавливая зрительный контакт. Не торопитесь, не проглатывайте слова. Время никуда не убежит, а ваш текст никто не расслышит.
  • Заранее подумайте о вопросах, которые вам задаст аудитория после выступления. Можете заранее раздать их одногруппникам.

В том случае, когда вы не располагаете временем чтобы написать полноценный доклад, можете воспользоваться услугами специалиста биржи студенческих работ. Он выполнит работу, которая будет полностью соответствовать требованиям вуза и раскрывать тему.

Специалисты нашего сервиса ежедневно помогают студентам и пишут доклады на заказ. Разместите свой заказ!

Скачать пример доклада

Как написать интересный доклад

napisat-interesnyj-doklad

По своему содержанию доклады близки к рефератам и курсовым работам, но по сути своей имеют значительные отличия, и твёрдое понимание этих отличий – залог написания успешной работы. Доклад – это не только умение провести грамотное исследование актуальной проблемы или вопроса, переложить весь ход и выводы на бумагу, но и интересно рассказать о нём слушателям в сжатый срок, суметь ответить на вопросы, проявив высокую степень ориентирования в проделанной работе.

Поэтому подготовка любого доклада делится на два этапа: оформление письменной части и вникание в устную часть. И если в подготовке письменной части могут помочь специалисты компании “Квиринус”, то устную часть целиком и полностью потребуется проделывать самостоятельно.

Письменная часть доклада

Отличие письменной части доклада состоит в способе подачи материала. Вся информация предоставляется сухим научным языком, приветствуется большое количество терминов на иностранных языках, предложения составляются длинные и сложные, в текст интегрируются распространённые штампы, общие слова, а самое главное – полностью отсутствует личностная оценка. Никаких “я”, ”моё” и других местоимений, оборотов подобного рода. Если текст подразумевает наличие оценки, то правильнее использовать: “мы считаем”, “судя по всем вышеприведённым аргументам/фактам”, “не исключено/вполне возможно, что”, “существует/широко распространенно/есть мнение, что”.

На этом основные отличия письменной части доклада заканчиваются. Правила оформления сходны с правилами оформления рефератов и курсовых работ:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение (здесь указываются цели и задачи доклада, обосновывается выбор исследуемой проблемы, доказывается её значимость, приветствуется наличие характеристики для используемых источников, коих должно быть не менее 8-10)
  • Основная часть
  • Заключение (где подводятся итоги и окончательные выводы)
  • Список литературы

План выступления по защите доклада предполагается следующий:

  • Озвучивание темы исследования, которая, напоминаем, обязана быть важной, актуальной и интересной
  • Немного о выбранной теме (причины её выбора, предыдущие исследования этой темы видными учёными, каким аспектам ими было уделено недостаточно внимания, доказательство интересности выбранной темы)
  • Озвучивание цели работы (как правило, цель сходна с темой, но может дополнять её)
  • Озвучивание задач исследования (промежуточных вопросов, решение которых необходимо для выполнения цели работы)
  • Если работа носит теоретически-экспериментальный характер, то озвучивание гипотезы – научно-обоснованных результатов исследовательской работы
  • Озвучивание методов исследования (способы и пути решения, подробное описание всех действий, которые принесли результаты)
  • Озвучивание результатов исследования (всего массива новой информации, который был получен в результате проведения исследовательской работы, приветствуется краткое толкование новой информации, подкрепление её цифрами: построенными графиками и табличными показателями)
  • Озвучивание выводов исследовательской работы (конспекта результатов и умозаключений из них, выявленных тенденций и зависимостей; правила хорошего тона предполагают наличие четырёх-пяти выводов)

Устная часть доклада

Эта часть доклада должна быть краткой – занимать лишь десять-пятнадцать минут, поэтому следует заранее подготовиться к ней, не только запомнив и поняв весь массив материала, но и выделим из него все важные данные и интересные моменты, которые и будут озвучены перед слушателями. Также необходимо помнить, что в ходе рассказа следует упомянуть все имеющиеся разделы доклада, поднятые в нём вопросы и решаемые задачи, иначе ваш устный доклад будет и неполным, что отразится на его интересности и актуальности.

Соблюдая эти нехитрые правила и уделяя пристальное внимание подготовке устной части, вы обязательно сделаете качественный доклад, который по достоинству оценит ваш преподаватель. А если возникнут проблемы с созданием письменной части, то вам всегда смогут помочь высококвалифицированные специалисты компании “Квиринус”.

©РобоКвиринус

Метки: написать доклад, помощь студентам, сделать доклад, урок

ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ

Loading ... Loading …

Добавить комментарий