Как составить интересный сюжет

Любая история состоит из двух составляющих – фабулы и сюжета.

Фабула –  то что произошло. А сюжет – это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее. 

Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.

Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей.  Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.

Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти “36 драматических ситуаций”. Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее. 

  • Материал

В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют? 

Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя. 

  • Герои 

Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете.  Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия. 

  • Формат

Следующее, с чем важно определиться – это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.

Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале. 

  • Главный герой обретает цель

У главного героя появляется проблема – внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели. 

Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить. 

  • Главный герой решает проблемы

За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это. 

К слову, зрителю нравятся истории с  припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное – эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.

  • Герой против всех

Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?

С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой  стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.

  • Внутренний мир героя

Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы? 

Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе. 

  • Идеальный герой

Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.

  • Изменения

Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус –  смелость, скромный борется со стеснением и т.д. 

Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.

  • Конфликт

Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт – это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.

  • Причинно – следственная связь

В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно  он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его. 

  • Биты

В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит –  момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию  или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.

  • Локация

Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации.  Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое –  на крыше дома, например. 

Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.

Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать. 

  • Референсы

Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее. 

  • Динамичность

Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там,  где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее. 

  • Информация

Настоящее искусство рассказчика –  в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется  доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами. 

  • Обратная связь

Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете – что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию.  А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого. 

  • Последовательность

Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.

  • Визуальный ряд

Очень важное для кино правило – показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда.  Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть  самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам. 

  • Оригинальность

Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.

  • Наполненность

Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется “случайная статья” и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет. 

Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете. 

Сценарий – это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.

И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.

  1. Изображение с названием Write a Good Plot Step 1

    1

    Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы — все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.

    • Решите, о чем и в каком жанре вы хотите писать. Будет ли это комедия, драма, любовная история, детектив, приключения или нон-фикшн?

      Изображение с названием Write a Book Plot Step 1

  2. Изображение с названием Write a Good Plot Step 2

    2

    Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.

  3. Изображение с названием Write a Book Plot Step 3

    3

    Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?

  4. Изображение с названием Write a Good Plot Step 3

    4

    Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.

  5. Изображение с названием Write a Good Plot Step 4

    5

    Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.

  6. Изображение с названием Write a Good Plot Step 5

    6

    Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.

  7. Изображение с названием Write a Good Plot Step 6

    7

    Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.

  8. Изображение с названием Write a Good Plot Step 7

    8

    Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей — они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» — и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.

  9. Изображение с названием Write a Good Plot Step 8

    9

    Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными — если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.

  10. Изображение с названием Write a Good Plot Step 9

    10

    Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.

  11. Изображение с названием Write a Good Plot Step 10

    11

    Развивайте события. Развитие событий — это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.

  12. Изображение с названием Write a Good Plot Step 11

    12

    Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.

    • Необязательно заканчивать книгу разгадкой всех тайн. Пусть в конце какой-то из вопросов останется без ответа или возникнет новый. Так читатели будут заинтригованы и захотят продолжения, а значит, вашей следующей книге будет обеспечено внимание.

      Изображение с названием Write a Book Plot Step 5

  13. Изображение с названием Write a Good Plot Step 12

    13

    Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.

  14. Изображение с названием Write a Good Plot Step 13

    14

    Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.

  15. Изображение с названием Write a Good Plot Step 14

    15

    Добавьте красок. Используйте разнообразные писательские техники, остроумные повороты сюжета и литературные приемы. Например, чеховское ружье не стене, когда совершенно незначительный предмет неожиданно влияет на развязку конфликта, или Deus Ex Machina (с лат. — «Бог из машины»), когда разрешение возникает ниоткуда: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом». Совмещайте эти литературные обороты с тропами — метафорами, аналогиями и персонификациями, — и у вас получится насыщенный и интересный сюжет.

  16. Изображение с названием Write a Good Plot Step 15

    16

    Перед финальной обработкой текста позвольте себе немного отдыха.

  17. Изображение с названием Write a Good Plot Step 16

    17

    Вернитесь к работе. Теперь пришло время перечитать написанное. Избавьтесь от анахронизмов и непоследовательностей, убедитесь, что ваши персонажи целостны и постоянны (со временем их характеры могут изменяться, но, скажем, их цвет волос и рост пусть остаются неизменными). Если оказывается, что главная проблема сюжета нарушает гармонию всего повествования, не бойтесь вносить большие изменения. Одна ошибка может испортить всю вашу работу.

  18. Изображение с названием Write a Good Plot Step 17

    18

    Если вы еще не начали писать, возможно, сейчас подходящее время…

    Реклама

Чтобы создать цепляющую историю, не нужно становиться профессиональным писателем или сценаристом. Мы разобрались в ключевых принципах, которыми пользуются создатели историй в Disney, Pixar и Голливуде и собрали их в большой ультимативный гид. Сторителлинг — это не сложно. Убедитесь сами!

Что такое сторителлинг

Сторителлинг (storytelling) — это умение рассказывать истории. За этим простым на первый взгляд определением кроется много нюансов. Мы все рассказываем друг другу истории и общаемся при их помощи, но вместе с тем не каждый устный рассказ или статья в интернете становятся историей.

Роберт Макки и Том Джерас, авторы бестселлера о сторителлинге «Сториномика», говорят об истории так:

«Так что же такое история? Суть любой хорошей истории, когда-либо созданной и рассказанной людьми, можно выразить тремя словами: конфликт меняет жизнь. Поэтому фундаментальное определение гласит: история — это динамическая эскалация движимых конфликтом событий, которые вызывают значимые изменения в жизни главного героя»

Получается, что сторителлинг — это не просто рассказ о каком-то событии. Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. Для хорошей истории важны сразу несколько составляющих — конфликт, герои и мир вокруг них. Разберем их по порядку.

Как рассказать интересную историю

1. Придумать идею

Главное, с чего стоит начинать работу над историей — это идея. Сильная идея помогает связать в одно целое все части истории и донести до аудитории главную мысль. Такая идея учит, показывает и объясняет. Это короткая, но емкая мысль, которая останется в умах людей. Вот несколько знаменитых идей из кино, мультфильмов и книг:

  • настоящая любовь бессмертна (фильм «Титаник»)
  • рядом с друзьями все нипочем (сериал «Friends»)
  • без грусти невозможно понять настоящую радость (мультфильм «Головоломка»)
  • мы в ответе за тех, кого приручили (книга «Маленький принц»)
  • мы никогда не знаем, на что способны, пока не попробуем (серия книг о Гарри Поттере)

Сильные идеи не обязательно должны быть позитивными и жизнеутверждающими. Например, культовый сериал «Доктор Хаус» держится на идее о том, что все люди лгут. Благодаря сильной истории главного персонажа эта идея стала главным лейтмотивом каждого эпизода медицинского сериала.

Герой Хью Лори стал настолько популярным, что в моду вошли трости. Источник: FOX
Герой Хью Лори стал настолько популярным, что в моду вошли трости. Источник: FOX

Чтобы научиться замечать сильные идеи и придумывать свои, можно потренироваться находить их в любимых фильмах и книгах. Самые удачные и популярные идеи фильмов обычно короткие и умещаются на один постер или плакат. Попробуйте сделать пару таких при помощи наших шаблонов для плакатов — это займет буквально пару минут.

Это простое упражнение научит смотреть вглубь сильных историй и находить в них главное (а заодно даст повод пересмотреть любимые фильмы!). Лучшие из идей можно заимствовать и переносить в свои собственные истории.

2. Определить аудиторию

Следующий важный шаг — определить, для кого будет история. Лучшие в мире истории универсальны и цепляют людей любого пола и возраста. Такими создают свои мультфильмы студии Disney и Pixar. Благодаря этому подходу ценности из таких историй как Wall-e и «В поисках Немо» близки и понятны большинству людей.

Создать универсальную историю нелегко, и это не всегда подходит для некоторых брендов и рекламных кампаний. Более того, не весь сторителлинг потянет на полнометражный фильм. Многие успешные истории используют обратный прием — они нацеливаются на опыт, проблемы или радости определенной группы людей.

Например, Barbie создали успешную рекламную кампанию, основанную на сторителлинге о воображении девочек. Авторы ролика показали, что в играх девочки не всегда становятся принцессами, и рассказали истории игр нескольких из них. Кто-то стал профессором в университете, кто-то ветеринаром, а кто-то футбольным тренером.

Этот рекламный сторителлинг набрал больше 25 миллионов просмотров, и стал одним из успешных примеров того, как бренды могут доносить важные для своей аудитории ценности через истории.

Чтобы создать интересную аудитории историю, стоит поближе познакомиться со своими слушателями. Для этого помогут самые разные вопросы о жизни, интересах, мечтах и планах, которые можно задать людям напрямую или попытаться представить на них ответ.

3. Придумать героя

Что такое сторителлинг без героя? Для хорошей истории герой так же важен, как сильная идея. Для сторителлинга герой так же важен, как хорошая идея. Это персонаж, с помощью которого аудитория узнает историю. Героя для истории можно найти в реальности или придумать самостоятельно, главное, чтобы он был интересен аудитории и вызывал сопереживание. Авторы «Сториномики» объясняют это так:

«Главный герой должен вызвать сопереживание, но не обязательно симпатию. Разница между сопереживанием и симпатией состоит в следующем: „симпатичный“ означает „тот, кто нравится“ — это дружелюбный, располагающий к себе человек, которого большинство людей из целевой аудитории хотели бы видеть своим другом, членом семьи или соседом. Сопереживание возникает тогда, когда аудитория ощущает некое сходство между собой и главным героем и подсознательно начинает отождествлять себя с ним.»

Чтобы создавать таких персонажей, сценаристы пользуются разными способами. Кто-то пишет биографию героя, кто-то собирает списки из внешних и внутренних качеств.

Есть два популярных и действенных способа придумать героя — это мысленно застрять с ним в лифте и представить, что берете у него интервью. Первый метод позволяет представить характер и поведение героя в неожиданной ситуации. Что бы сделал ваш герой, окажись он в запертой кабине лифта? Может быть, он стал бы кричать, бить руками в дверь и вызывать экстренные службы или потратил бы это время на чтение книги?

Второй способ с интервью дает возможность узнать героя поближе в спокойной обстановке. Представьте, что разговариваете с героем в приятном тихом местечке и попытайтесь разузнать как можно больше интересных подробностей его жизни: где он родился и вырос? С кем дружил? О чем мечтает?

Хороший персонаж похож на настоящего человека: у него есть свои достоинства и недостатки, его легко узнать по внешнему виду. Например, один из самых сильных персонажей «Пиратов Карибского моря» капитан Джек Воробей изначально задумывался создателями фильма как второстепенный герой. Но Джонни Депп сделал его центром внимания благодаря тому, что заимствовал яркие черты и повадки для персонажа у гитариста группы Rolling Stones Кита Ричардса.

4. Понять, что нужно герою

Желания и потребности героя помогают сформировать его характер и понять мотивацию. Мотивация героя позволяет ему двигаться вперед, это топливо для сторителлинга.

Простой вопрос «Чего хочет герой?» помогает сразу начать практиковаться. Для тренировки этот вопрос можно задать любым известным героям литературы и кино:

Чего хочет Джек Воробей? —— Вернуть Черную Жемчужину. Чего хочет Питер Пэн? —— Никогда не взрослеть. Чего хочет Джеймс Бонд? ——Победить злодеев.

В хороших историях желания героев часто противоречат их потребностям. Благодаря этому истории становятся интереснее, а персонажи — более живыми. Часто на таком конфликте строится вся история. Так произошло в «Корпорации монстров», где главный монстр Салли хочет повышения в корпорации, но история разворачивается так, что он осознает свою главную потребность — в дружбе с девочкой Бу.

Первые встречи Салли с Бу вовсе не были приятными. Источник: IMDB
Первые встречи Салли с Бу вовсе не были приятными. Источник: IMDB

Придумать желания и потребности героя можно при помощи пирамиды потребностей Маслоу, которую часто используют в сторителлинге писатели и сценаристы. Суть теории Абрахама Маслоу в том, что обычно люди удовлетворяют первым делом самые основные потребности, например, в пище и безопасности, а затем более сложные нужды — в любви, принадлежности и уважении.

Источник: Википедия
Источник: Википедия

Юрген Вольф, автор книги «Литературный мастер-класс», советует пользоваться пирамидой Маслоу при помощи вопросов:

«Подумайте, на каком уровне пирамиды Маслоу находится в начале произведения ваш герой. Насколько он доволен сложившейся ситуацией? Желает ли он добиться чего-то большего? Подумайте, как развитие сюжета влияет на героя: будет ли он перемещаться вверх или вниз по пирамиде? Насколько ваш герой несет ответственность за происходящие с ним изменения? Как он к ним относится? Что он делает, чтобы противостоять им или ускорить их?»

5. Придумать мир

Когда идея, герой и его потребности готовы, можно придумывать мир, в котором существует герой. Мир — это всё окружение героя, набор правил и ограничений, которыми мы руководствуемся в этой истории. Иногда мир — это временной отрезок, в момент которого происходит история.

Миры могут быть любыми, от реально существующих до магических с вымышленными живыми существами и совершенно другими законами физики. Придумать интересный мир помогает вопрос «А что, если?» и поиск самых необычных ответов на него.

Иногда у авторов получаются такие объемные и детализированные миры, что они сами по себе становятся произведениями искусства. Так произошло с мирами из романов «Властелин колец» Джона Толкина и «Игрой престолов» Джорджа Мартина. В этих романах есть детализированные карты миров с народностями, продуманные традиции каждого из народов и даже эпос для них.

Такую настенную карту Вестероса можно купить на Amazon
Такую настенную карту Вестероса можно купить на Amazon

Миру не обязательно быть очень сложным. Для начала подойдет обычный сеттинг, описание обстановки, в которой происходит действие и существует герой. Чтобы потренироваться, можно описать свой собственный мир: дом, улицу, город и людей, которые его наполняют — друзей, знакомых и просто прохожих.

6. Придумать логичную структуру

Структура — это краткое содержание того, как развивается история персонажа в мире. Мы все используем структуру, когда хотим пересказать события или содержание книг и фильмов.

Структура помогает навести порядок в истории и превратить сторителлинг в законченное произведение. Это такой каркас, на который можно добавлять нужные события и героев, и избавляться от лишнего.

Чаще всего при разговоре о структуре сюжета можно встретить термин трехчастной структуры. Проще говоря, это начало истории, середина и конец. На первую часть обычно приходится введение и начало истории, во второй рассказываются все главные события, а третья показывает аудитории результат этих событий и дает выводы о них.

Создатели мультфильмов студии Pixar в курсе по сторителлингу рекомендуют пользоваться развернутым вариантом трехчастной структуры:

  • Однажды…
  • Каждый день…
  • До тех, пор пока однажды не произошло…
  • Из-за этого…
  • Из-за этого…
  • Из-за этого…
  • И вот наконец…
  • И с тех пор…
  • Мораль этой истории —

Если дополнить эти предложения действиями героев и событиями, можно создать интересную структуру для сторителлинга, действие в которой будет развиваться по нарастающей и приведет к кульминации и интересной развязке. Такой метод подойдет для придумывания художественных и развлекательных историй.

В случае, если сторителлинг основан на реальных событиях, может помочь более простая схема структуры, которой пользуются в журналистике — метод пяти «W»:

  • Who — кто сделал
  • What — что сделал
  • When — когда сделал
  • Where — где это произошло
  • Why — почему это произошло

Ещё для создания структуры истории можно пользоваться готовыми шаблонами сюжетов из мира драматургии. В своей книге «The seven basic plots: why we tell stories» журналист Кристофер Букер называет семь основных типов сюжетов, которые столетиями кочуют из одних великих историй в другие и не перестают увлекать публику:

  • Преодоление монстра. Это истории побед над невзгодами несмотря на сложности. Преодоление монстров учит добиваться целей и не бояться поражения. Этот тип истории используется в «Аватаре» и «Звездных войнах».
  • Из грязи в князи. Это почти все истории становления великих личностей и истории неожиданной удачи, которая оборачивается для героя испытанием. Примеры — Золушка и «Волк с Уолл-Стрит».
  • Перерождение. Это история превращения отрицательного героя в положительного. Отличный пример — мультфильм «Гадкий Я».
  • Путешествие и возвращение. В этих историях герои попадают в новые для себя миры и преодолевают трудности, пытаясь вернуться домой. Так было у Алисы в стране чудес, в «Волшебнике страны Оз» и многих других историях.
  • Приключение. В этом типе истории герой проходит квест, преодолевая разные препятствия и искушения на пути к цели. Это история Фродо из «Властелина колец» и истории всех главных героев из «Игры Престолов».
  • Комедия. Обычно это легкая и беззаботная история, основанная на недопониманиях и несуразице, которая хорошо кончается. Такой формат отлично подходит для рассказа романтических историй и небольших кейсов. Примеры — сериалы «Теория Большого Взрыва» и «Друзья».
Благодаря Мэтту Леблану шутки Джо стали известными на весь мир. Источник: IMDB
Благодаря Мэтту Леблану шутки Джо стали известными на весь мир. Источник: IMDB
  • Трагедия. Это истории негативных персонажей и их падения. Обычно к концу истории к главному герою приходит понимание его ошибок и раскаяние, но оказывается слишком поздно. Известный пример трагедии в литературе — роман Дориан Грей.

7. Создать завязку

Завязка, или инициирующее событие — это тот момент в истории, который нарушает равновесие в жизни героя и заставляет его действовать. Чаще всего это какое-то неожиданное и неприятное событие, например, поломка автомобиля в канун поездки или потеря ключей по дороге домой.

Завязка в любой истории выполняет роль постановки проблемы. В момент завязки у аудитории должен появиться вопрос «Чем в итоге все закончится?» и любопытство узнать конец истории. Например, завязка почти каждого фильма из серии «Пираты Карибского моря» — это попытка возврата Черной Жемчужины.

Джек Воробей пойдет на любую хитрость ради своей цели. Источник: Disneyplus
Джек Воробей пойдет на любую хитрость ради своей цели. Источник: Disneyplus

Иногда завязки в истории приносит сама жизнь, их не нужно искать, остается только рассказать о них. Но в случае, если завязка нужна, придумать ее поможет конфликт в истории.

8. Найти конфликт

Если спросить любого писателя о том, что такое сторителлинг, то он сразу же начнет рассказывать про конфликт. Конфликт — это главное противоречие, с которым сталкивается герой, и которое мешает ему добиться желаемой цели. Без конфликта не получится создать историю.

Драматурги выделяют три основных вида конфликта:

  • человек против общества
  • человек против себя
  • человек против стихии.

Конфликт, в котором герой противостоит обществу — это сторителлинг о контрасте характеров, ценностей и идей. Такие конфликты захватывают внимание, потому что близки и понятны каждому из нас. Все мы однажды кому-то противостояли, и в процессе этого многое узнавали о себе самих. Так же было с героями книг Джоан Роулинг, поэтому они стали близкими друзьями для миллионов детей во всем мире.

Игра в Квиддич почти заменила многим детям дворовый футбол. Источник: IMDB
Игра в Квиддич почти заменила многим детям дворовый футбол. Источник: IMDB

Во внутренних конфликтах герой борется с неразрешимыми на первый взгляд противоречиями внутри себя самого. Истории с такими конфликтами по-настоящему сложные и захватывают внимание с первых минут. Хороший пример внутреннего конфликта — это история Фродо, который сражается со своей волей на протяжении почти всей истории «Властелина колец»

Конфликт человека и стихии — это основа практически всех фильмов об апокалипсисе и космических саг. Благодаря стихии интерес аудитории не утихает до самого конца.

Придумывать конфликты нелегко, но вот несколько простых трюков, которые помогут создать интересный конфликт:

  • Добавить абсолютного злодея, с которым будет бороться главный герой. Например, такой подход используется в сказке «Снежная королева»
  • Не дать герою смириться с ситуацией, как в истории Красавицы и Чудовища
  • Столкнуть нос к носу два разных характера, как в мультфильме «Том и Джерри»

9. Продумать препятствия

После завязки истории самое время дать героям как следует попотеть на пути к цели. Препятствия помогают раскрывать характер персонажей, добиваться от них важных для хода истории поступков и держат аудиторию в напряжении до самого конца.

Важно, чтобы все препятствия в истории были сложными, но выполнимыми, иначе интерес к истории пропадет. К примеру, нет смысла заставлять детей строить космический корабль, но можно представить, что им нужно построить песчаную крепость, чтобы победить соперников.

Препятствия — это вторая из трех частей структуры в сторителлинге. Препятствий может быть несколько или одно, главное, чтобы они подталкивали героя к решению проблемы, учили и развивали его.

Полоса препятствий — это не обязательно большой жанр и сложный жанр. Иногда такие сюжеты можно рассказать за пару минут. Например, в музыкальном клипе группы Blur пакетик молока разыскивает одного из участников группы и по пути сталкивается с разными опасностями и даже успевает влюбиться и пережить пару трагедий:

10. Придумать кульминацию

Все препятствия приводят героя к кульминации истории — главному решению или событию, которое меняет все. Это может быть победа в финальной битве над злодеем, осознание истинных чувств, спасение от проклятья или возвращение героя домой.

Кульминация — это высшая точка напряжения в истории, самый яркий и запоминающийся момент. Она отвечает на вопрос «Чем же все закончилось» из первой части структуры сюжета.

Сторителлинг в кульминации должен быть эмоциональным и захватывающим, ведь это то, чего аудитория ждала с самого начала. Чаще всего это какое-то конкретное действие героя, его поступок, который показывает аудитории его трансформацию.

Например, в «Красавице и чудовище» кульминация — это момент превращения зверя в прекрасного принца, а в «Анастасии» — воссоединение принцессы с семьей.

Создать сильную кульминацию можно только заранее зная, чем завершится сюжет. Этот момент лучше всего придумывать уже на этапе конфликта, идеи или героя.

Например, в этой рекламной истории от Chanel героиня Одри Тоту пытается встретиться с незнакомцем из поезда, и в кульминации он сам ее находит:

12. Не забыть о концовке

Конец истории — это не только разрешение всех конфликтов и логическое завершение повествования, это еще и способ рассказать об уроках и опыте, которые извлекли герои в процессе.

Вот, что говорит Юрген Вольф в «Литературном мастер-классе» о хорошей концовке:

«Хорошая концовка доставляет читателю удовлетворение: мы чувствуем, что завершили путешествие там же, где начинали его, но теперь понимаем гораздо больше. Это компонент многих примеров путешествий героев: герой возвращается домой с добычей, в процессе изменившись к лучшему. Именно эти изменения порой и составляют настоящую добычу, а сокровища — это только предлог для совершения путешествия.»

Главное правило хорошего конца в сторителлинге — постараться сделать развязку логичной и основанной на поступках героев.

13. Рассказывать о том, что близко

Как бы хорошо ни была структурирована история, ничто не сделает ее более захватывающей и привлекательной для других людей, чем личный опыт и переживания автора.

Многие режиссеры, сценаристы и писатели нашли вдохновение для своих лучших историй в событиях из детства и своей обычной жизни, а иногда и из других книг и фильмов, которые чем-то отозвались в душе авторов. Например, Харуки Мураками пишет о памяти как о главном мотиваторе для творчества:

«Думаю, память — главное преимущество человеческих существ. Это своего рода топливо; она горит и согревает. Моя память — это шкаф со множеством ящичков. Когда я хочу снова стать тринадцатилетним мальчиком, я открываю один из шкафчиков и вижу пейзаж, который запомнил, когда был в детстве в Кобе. Я вдыхаю тот воздух, трогаю ту землю, вижу зелень деревьев. Вот почему я хочу писать книги.»

Натолкнуть на идею для истории может и обычная работа, вокруг которой всегда происходит много интересного и появляются необычные люди.

Собирать идеи, фотографии, зацепки и вдохновляющие моменты можно при помощи мудбордов. Этот инструмент сам по себе может похож на сторителлинг, но в случае с большими историями может стать удобным способом организованно хранить эмоции и впечатления. Попробуйте создать свой первый мудборд по любимому фильму или книге при помощи бесплатных шаблонов Canva, это очень просто.

Еще один способ собрать все идеи воедино — ментальная карта. Читайте нашу большую статью по майндмэппингу и запасайтесь лайфхаками!

13. Использовать разные форматы

Сторителлинг это искусство и процесс одновременно, поэтому не стоит озадачиваться какими бы то ни было строгими правилами и рамками. Если история получается интересной, значит, цель достигнута! И неважно, что это — плакат, комикс, фильм, серия фотографий или захватывающий текст.

Попробовать создать свою первую историю в виде фотографий можно с помощью наших шаблонов для фотоколлажа:

Если интересуетесь тем, как создавать классные фото самостоятельно — добро пожаловать в нашу статью мастер-класс от лучших фотографов мира.

14. Учитывать мнение с разных сторон

Сторителлинг — это отличный способ рассказать историю с разных сторон и показать ситуацию глазами разных персонажей. Благодаря этому сторителлинг часто используются в журналистике и документальном кино.

В случае, когда точек зрения несколько и это важно для повествования, можно дать голос тем, кто лучше разбирается в сути истории — очевидцам, экспертам или пользователям продукта.

Нигерийская писательница Чимаманда Нгози Эдичи всю жизнь сталкивается с шаблонами и предрассудками разных культур друг о друге, и рассказывает в короткой лекции о том, почему это плохо и как с этим бороться при помощи искусства и сторителлинга:

Узнать мнение окружающих об истории поможет обратная связь. Покажите вашу историю близким и хорошим знакомым и попросите их описать свои мысли и впечатления от нее. Спросите, понятна ли главная идея, вызывают ли сопереживание главные герои? Собранный таким образом фидбек поможет найти ошибки и нестыковки в сторителлинге и улучшить его.

15. Избавиться от перфекционизма

Перфекционизм не помогает ни в одном деле, и он точно не помогает создать интересную историю. Сторителлинг — это процесс ошибок, развития и познаний, и ни один писатель или творец не создавал свои знаменитые произведения с первого раза. Из ошибок и случайностей можно извлечь массу опыта и вдохновения!

Практикуйтесь и не бойтесь создавать несовершенные истории, возможно, что именно в них получится вложить больше всего жизни и смелых идей.

16. Не бояться провала

Неудачи случаются в любом деле, а сторителлинг — это прекрасный плацдарм для ошибок.

Не страшно, если первые опыты в сторителлинге окажутся не такими захватывающими как хотелось бы. Создавать и рассказывать разными способами интересные истории — это большой навык, который требует отработки.

17. Начать с малого

Чтобы преодолеть страх пустого листа, можно начать осваивать сторителлинг с уже знакомых или небольших жанров — заметок, фотоисторий или даже презентаций, с которыми помогут наши шаблоны:

попытаться определить в них структуру, главную идею и набор характеристик персонажей. Еще можно отправиться за вдохновением в лучшие музеи мира, которые к тому же теперь доступны онлайн, об этом читайте в нашем отдельном гиде.

Важно помнить, что сторителлинг это только один из многих инструментов общения с аудиторией, и вовсе не обязательно использовать его постоянно. Хорошие истории объединяют и развлекают людей, поэтому пусть они станут приятным дополнением как для вас, так и для вашей аудитории.

Что стоит запомнить

  • В любой истории должна быть главная идея.
  • Рассказывайте о том, что близко вам самим.
  • Не бойтесь разных форматов и ошибок — мастерство приходит с практикой.
  • Не забывайте про структуру и главных героев — они помогут привлечь и удержать внимание аудитории.

Как придумать сюжет для книги

Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.

Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Что такое сюжет

Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.

Существуют разнообразные виды сюжетов:

Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.

Концентрический (нелинейный) сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия. Яркий пример построения концентрического сюжета – произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Центральное место в пьесе отведено появлению в доме Фамусова молодого дворянина Чацкого. Основа сюжета подобного рода – событие, которое влечёт за собой целую совокупность действий. По такому же принципу написана и пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». Самое примечательное событие в этом произведении – появление Хлестакова в уездном городе.

Линейный (хроникальный) сюжет рассказа, повести или романа предусматривает выстраивание событий в хронологическом порядке. Он уместен преимущественно в объёмных произведениях, герои которых проходят сложный путь для достижения определённой цели. Такая схема построения сюжета характерна для пушкинской «Капитанской дочки», гоголевского «Вия».

Обратите внимание! Более подробную информацию об основных нюансах построения сюжета можно прочесть в статье по ссылке.

С чего начать – определяем главную идею

Придумать сюжет для книги поможет глубокое исследование темы. При этом автору стоит задать себе следующие вопросы:

Что в книге окажется неожиданным для читателя? Почему он захочет прочесть это произведение?

Прежде чем попытаться написать книгу, надо чётко представить себе место действия. Описываемые в произведении события не менее важны, чем действующие лица повествования.

Если общая идея книги предусматривает полностью вымышленное пространство в качестве места действия, необходимо продумать каждую деталь. Например, в научной фантастике важно уделить внимание тому:

  • какие законы физики действуют в вашем мире;

  • что представляет собой жизнь отдельного взятого индивида.

Если при написании рассказа, романа или повести фигурируют события, разворачивающиеся в реально существующем мире, дело обстоит немного иначе. Автору стоит найти то, что связывает его с собственными персонажами на эмоциональном уровне (чувства, страхи, мотивы). Это необходимо для мысленного перевоплощения в литературных героев: продумывания их дальнейших действий и реакций.

Составляем план сюжета

План помогает оценить масштаб восприятия текста, отыскать незавершённые сюжетные линии. Он позволяет понять, не осталось ли «белых пятен» в повествовании.

Планирование сюжета может вестись в любой комфортной для автора форме:

  • в программе Microsoft Word;

  • в программе Google Sheets.

При составлении плана стоит учитывать причинно-следственные связи. Ведь каждое действие приводит к определённым последствиям (если, конечно, вы умышленно не планируете описать их хаотичность и произвольность).

Глубокая проработка сюжета

Интересная завязка литературного произведения мотивирует к дальнейшему чтению книги. Внезапные перемены в судьбе героя увеличивают напряжённость конфликта. Они способствуют усилению заинтересованности читателя, достигающей максимума в момент кульминации. В связи с этим существует график оценки напряжённости сюжета. Каждое резкое изменение в жизни героя добавляет сюжету 2 балла, каждая разрешённая перипетия отнимает 2 балла, частично разрешённая – 1 балл.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Описание героев

Разговор о том, как придумать сюжет, не может обойтись без тщательной проработки образов персонажей. На этом этапе необходимо делать как можно больше записей, которые обязательно сохраняют. Автору стоит задавать себе вопросы в духе «Почему мой персонаж носит именно такую одежду?» Пришедшие на ум ответы непременно записывают.

Нужно стараться сделать образы персонажей как можно более «гибкими». Характер литературного героя зачастую претерпевает существенные изменения во время работы под книгой. Но в этом вопросе важно не переусердствовать. В противном случае персонажи будут выглядеть непостоянными, нерешительными.

Образ каждого из героев разрабатывают детально. При этом максимально точно представляют существующие между персонажами дружеские и семейные связи, возможные взаимоотношения между ними.

Основные события

При описании основных событий произведения стоит использовать разнообразные писательские техники. Одной из самых известных из них является «чеховское ружье на стене». Подобная техника подразумевает влияние незначительного (на первый взгляд) предмета на развязку конфликта. Сочетание литературных оборотов с тропами (аналогиями и метафорами) – важные составляющие сюжета, отличающегося динамикой и насыщенностью событий.

Заслуживает внимания и писательский приём Deus Ex Machina (в переводе с латинского – «Бог из машины»). В таком случае разрешение возникает ниоткуда. Выражение Deus Ex Machina нашло отражение в следующей фразе: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом».

Проработка ключевых диалогов

При проработке хорошего сюжета большое внимание уделяют тому, как именно общаются персонажи. Лексикон героев книги может предусматривать разнообразные речевые особенности:

  • низкий уровень грамотности;

  • характерные слова-паразиты;

  • богатый лексический запас;

  • запоминающаяся манера общения (герой нарочито игнорирует требования этикета или, напротив, строго их придерживается).

Чтобы позволить сюжету развиваться более динамично, стоит избегать «заштампованности» в репликах. Кроме того, темп речи литературных персонажей должен соответствовать ситуации. Герой, который разговаривает длинными замысловатыми фразами в момент напряжённого боя, выглядит неестественно, «картонно». Такие выражения уместны лишь во время спокойной светской беседы, не предусматривающей крутого поворота сюжетной линии.

Где брать идеи для сюжетов

Если возможные варианты упорно не приходят на ум, можно воспользоваться перечисленными ниже рекомендациями:

попытайтесь написать самостоятельное произведение, в центре которого находится рефлексирующий герой. Это может быть лирическое повествование на тему любви, история о поиске себя или борьбы с вредными привычками;

обращайтесь к собственному опыту. Для написания книги стоит выбрать историю, которая охватывает судьбы сразу нескольких поколений (к примеру, довоенное прошлое семьи). Можно использовать также захватывающие внимание читателя красочные пейзажные зарисовки;

начните с создания вспомогательных фрагментов. К их числу относятся масштабные или локальные описания места действия (интерьер комнаты, целостная картина мира), лирические отступления (авторские мысли на отвлечённую тему), описание характера и внешности героев.

Опыт знаменитых писателей

Рэй Брэдбери использовал список существительных, сочиняя очередной рассказ, такая необычная идея вызывала у известного автора разнообразные ассоциации, пробуждала воспоминания о прошлом. Стивен Кинг взял на вооружение формулу «А что если» при написании очередного литературного шедевра. В данном случае формулируется невероятное допущение, а впоследствии описывается поведение людей в создавшейся ситуации.

Л. Толстой при написании крупных произведений активно использовал случаи из жизни, дневники. Фёдор Достоевский находил немало интересного в газетных хрониках. По представлению А. П. Чехова лучшие идеи для сюжета – сцены из жизни.

По мнению Эрнеста Хемингуэя, идея всего произведения начинается «с самой правдивой фразы». Уже после этого в воображении писателя рождались события и герои.

Художественным текстом может стать всё, что угодно. Вспомним слова А. Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора/ растут стихи, не ведая стыда!». Следовательно, интересную историю можно найти везде.

Рекламное продвижение вашей книги

Если вам удалось написать хороший сюжет для книги, позаботьтесь о том, как сделать произведение узнаваемым для читателей. На платформе «ЛитРес. Самиздат» представлены самые эффективные рекламные услуги. Комплексный маркетинговый подход поможет вам обрести новых читателей, станет крепкой ступенькой на пути к успеху!

Интересное произведение из бессюжетного текста

Некоторые авторы совершенствовались в том, чтобы научиться писать книги, в которых нет связного сюжета. В истории мировой литературы 20 века немало примеров произведений, в которых:

  • сама история играет второстепенную роль;

  • фабула произведения ослаблена.

К произведениям без связного сюжета принадлежат: тексты Марселя Пруста, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Жалобная книга» А. П. Чехова. К ним можно отнести также путевые заметки, автобиографические романы.

Полноценное произведение может получиться из ряда объединённых общей темой, идеей эссе. Конечно же, рассуждения о текущем историческом моменте или современном поколении должно быть органично дополнено наблюдениями за происходящим, сценками из жизни. В таком случае получится книга, названная литературоведом Б. Томашевским публицистическим, «бессюжетным романом».

Давайте волю собственной фантазии при написании книги! На страницах литературного произведения можно позволить себе всё, что угодно: вывести формулу бессмертия, сотворить жизнь на неведомой человечеству планете. При должном усердии и терпении всё обязательно получится!

Есть слова, а истории нет. Знакомо? Тогда читайте: пост про то, как написать книгу, когда фантазия не работает. Вы узнаете, с чего начинать работу над рукописью без стартового замысла, где искать сюжеты, и как сделать из бессюжетного текста роман.

Авторы бывают разные: одни умелые рассказчики, другие – прекрасные стилисты, третьи (и эти самые счастливые) обладают и даром сочинительства, и литературным талантом. Чаще всего издатель сталкивается с первым типом авторов – хорошими рассказчиками и придумщиками: они сочиняют захватывающие истории с лихо закрученным сюжетом, но не всегда могут эти истории толково изложить и облечь в литературную форму. Однако им на помощь могут прийти литературные редакторы и бета-ридеры.

Вот второму типу авторов, способных хорошо писать, но не генерировать сюжеты, литературный редактор не поможет. А таких авторов пруд пруди, и сталкиваются они с одной и той же проблемой: им кажется, что у них нет истории. Есть слова и есть талант, есть яркие образы, меткие фразы, удачные обороты речи, но нет истории. Такие авторы годами вынашивают замыслы, мучаются, пытаясь придумать сюжет большого романа, но так и не двигаются с места. А ведь для жанровой литературы сюжет – это основа основ, без сюжета не будет произведения. Вот авторы и мучаются, а ведь выход из ступора рядом: только протяни руку, и вот он, выход.

Как придумывали истории знаменитые писатели

Рэй Брэдбери сочинял рассказы, опираясь на список существительных, каждое слово в котором вызывало у автора воспоминания, ассоциации, детские впечатления: он начинал писать, и история рождалась сама собой.

Стивен Кинг сочинял (и сочиняет) истории, которые можно свести к формуле «А что если»: то есть формулируется невероятное допущение, а затем описывается поведение людей в созданной ситуации.

Эрнест Хемингуэй, по его собственному выражению, «писал правду» и начинал с самой правдивой фразы, а затем рождались герои и события.

Лев Толстой при создании крупных произведений охотно пользовался дневниками (причем не только своими), случаями из жизни.

Фёдор Достоевский пользовался газетными хрониками.

Антон Чехов описывал сценки из жизни.

И в заключение этого краткого обзора методов работы известных писателей вспомним слова Анны Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора / растут стихи, не ведая стыда! /Как желтый одуванчик у забора, / как лопухи и лебеда. / Сердитый окрик, дёгтя запах свежий. / Таинственная плесень на стене… / И стих уже звучит, задорен, нежен, / на радость вам и мне». То есть литературным текстом может стать все, что угодно. И историю можно найти везде.

Выдуманные истории: сюжетные формулы

Первое, что мы предлагаем сделать – это воспользоваться сюжетной формулой. Внимание: речь не идет о сюжетных архетипах, к которым любой автор тоже может смело обратиться. Нет, мы говорим о более простых приемах: о формулах построения сюжета. Они лаконичны и легко запоминаются. По ним можно писать, как большие романы, так и короткие рассказы. Ниже приведены варианты развития сюжета. Но прежде мы скажем о том, какие ингредиенты обязательно должны быть добавлены в рецепт удачной истории (особенно если речь идет о жанровой литературе):

                      Неординарный герой + неординарные обстоятельства

Для иллюстрации упомянем Д’Артаньяна, Гарри Поттера, Шерлока Холмса, Ниро Вульфа.
Неординарный герой может быть заменен на самого заурядного: тем сильнее будет эффект от столкновения с обстоятельствами, выходящими за рамки обычного. «Неординарные обстоятельства» могут быть заменены на  необычные мотивы, которыми руководствуется главный герой, умозаключения, к которым он приходит, встречи, условия и т.д.

Итак, берем героя (заурядного или неординарного), придумываем необычные обстоятельства и пишем историю по сюжетной формуле:

  1. Кто-то сделал что-то, и получилось вот что.
  2. Произошло вот это, и кто-то стал делать это,  а кто-то вот это.
  3. Кто-то отправился куда-то, встретил тех-то и узнал вот это.
  4. Кто-то встретил (как вариант — полюбил) кого-то, и все перевернулось. Инверсированный вариант: кто-то потерял кого-то, и началось.
  5. Кто-то попал куда-то и пытается вернуться обратно.

Эти формулы не исчерпывают все возможные варианты построения сюжета: фабульное многообразие намного богаче, но начать мы предлагаем с одной из этих формул, потому что они не задают четких тематических рамок, позволяя автору  двигаться в любом направлении. Например, бизнесмен встречает на закрытой вечернике супермена, который посвятил его в большие тайны мирового закулисья, что позволило герою совершить множество подвигов и спасти мир. Или мужчина среднего возраста, интеллигент и мыслитель, в попытках преодолеть экзистенциальный кризис отправляется в пешее путешествие по Алтайскому краю, там он встречает мудрых старцев и простых жителей захолустных деревень, цельных и гармоничных, герой сталкивается с трудностями, познает себя и обретает мир в душе.  Или: ёжик встречает на лесной тропе лисёнка и они становятся друзьями, поскольку выясняется, что каждый любит осень: ёж за урожай, лис за торжество рыжего цвета…  Варианты могут быть любые.

С чего начать писать, если замысла нет

Итак, с чего начать? Допустим, у автора нет желания следовать готовой формуле, сюжетному архетипу, он хочет нащупать свой путь. Что ж, садимся и пишем.

  1. Даем себе установку создать вспомогательные фрагменты: описания места действия (как локальные, так и масштабные: от интерьера до создания картины мира), описание внешности и характера героев, лирические отступления (размышления автора на отвлеченную тему), диалоги.
  2. Обращаемся к собственному опыту: выбираем историю из жизни – своей, близких или далеких людей. История может быть глобальной, охватывающей жизни нескольких людей, семей, поколений (научный успех профессора Х, дореволюционная история семьи) или локальной (Как я вспахал поле/переплыл Волгу). Это могут быть сценки из жизни и даже пейзажные зарисовки.
  3. Если писать хочется, а история все равно не рождается, есть смысл попробовать одну из предложенных нами тем. Ниже мы приводим перечень историй, которые можно описать: выдумать или рассказать то, что произошло на самом деле. Этот перечень может быть бесконечным, мы с формальной целью ограничили его двумя десятками тем – если написать историю на каждую тему, в результате может получиться самостоятельное произведение, эдакое лирическое повествование, в центре которого будет рефлексирующий герой.

О чём можно написать:

  • История первой любви.
  • История борьбы с… (учителями, привычками, одноклассниками, ленью, системой).
  • История семьи в трех поколениях.
  • История одного человека во время большого потрясения (война, политический переворот, высадка на Луну, оттепель).
  • История одной поздней весны.
  • История о поиске себя.
  • История своего появления на свет.
  • История изобретения революционных вещей: джинсы, кока-кола, атомное оружие.
  • История рождения и смерти.
  • История о выпускном вечере (школа, колледж, институт).
  • История своих первых денег.
  • История апельсина из Марокко.
  • История мужчины с седой бородой.
  • История ждущей женщины.
  • История о том, как первый раз покупал (мебель, телефон, билеты на самолет).
  • История летнего отдыха.
  • История книги на пыльной полке.
  • История забытой детской игрушки.
  • История первой дружбы.
  • История одной печной трубы (топора, зубила, глиняного горшка, подковы).

Роман из бессюжетного текста

Казалось бы, какое может быть произведение из текста, в котором нет связного сюжета? Однако история мировой литературы XX века знает множество примеров если не абсолютно бессюжетных произведений, то таких, в которых фабула ослаблена, а история играет второстепенную роль. Как правило, речь идет о серьезной (высокой, качественной, интеллектуальной) прозе. К таким произведениям относятся «Уллис» Джеймса Джойса, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Хазарский словарь» Милорада Павича, тексты Марселя Пруста, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Жалобная книга» Антона Чехова. Здесь же уместно вспомнить автобиографические романы и путевые заметки, произведения, основанные на размышлениях, рассуждениях автора.

Соответственно, полноценное произведение может получиться из ряда эссе, объединенных общей идеей, темой, мощно звучащей в каждом отдельном бесфабульном фрагменте. Как вариант: повествование от первого лица, рассуждения о времени, поколении, текущем историческом моменте, человеческой природе – и все это, конечно, должно быть мало-мальски сдобрено сценками из жизни, наблюдениями за происходящим. В результате получится то, что литературовед Борис Томашевский называет «публицистическим» и собственно «бессюжетным романом».

Главное на этом этапе ‑ сесть и писать, не отрываясь, давая волю своей фантазии, ибо между автором и листом бумаги нет никаких преград: здесь он полноправный хозяин, способный сотворить жизнь на Юпитере и вывести формулу бессмертия. Пишите смелей, у вас обязательно получится!

Добавить комментарий