Содержание
- 10 правил про заголовки, цели и логику тестов
- Форматы тестов: типы вопросов, ответов и результатов
- Механики подсчета результатов
- Рубрики и подборки
- Примеры оформления
Правило 1
Начните с заголовка
Как только у вас родилась идея теста, сформулируйте черновой заголовок. Во-первых, если короткий и понятный заголовок не будет получаться, то это признак, что с вашей идеей что-то не так или тема для теста слишком сложная, — это повод доработать идею. Во-вторых, так вам будет проще понять, о чем именно будет тест. Это поможет определиться с тем, как лучше всего выстроить тест с точки зрения логики, какие именно нужны вопросы и результаты, и отсечь все лишнее. Лучше всего, когда в заголовке есть вопрос и читатель хочет узнать на него ответ. Еще лучше, когда заголовок касается конкретно человека и мы предлагаем узнать читателю что-то о себе: все любят узнавать себя.
Примеры заголовков:
- Сможете ли вы потратить триллион рублей?
- Умеете ли вы экономить по-настоящему?
- Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?
- Как низко вы готовы пасть ради денег?
- Экспресс-тест: насколько вы счастливы?
Правило 2
Сформулируйте цель теста
Наверняка вы не хотите делать тест ради теста. А хотите чего-то большего:
- донести до читателей определенную мысль;
- достичь своих целей.
С первым все ясно: читатель должен пройти тест и узнать что-то новое или о чем-то задуматься. Например, о своих личных предпочтениях или о том, как на самом деле устроена жизнь вокруг:
Со вторым тоже все просто. Цель может быть прикладной — например, мы хотим ненавязчиво рассказать о нашем курсе по инвестициям. Тут все понятно: на заголовок кликают люди, которые интересуются темой и хотят узнать про себя что-то новое. Получают развлекательный контент и в конце узнают о курсе.
Или, наоборот, цель может быть более призрачной — например, нам важно писать про бизнес. У нас есть целый раздел про это, мы хотим подогревать интерес к теме разными способами: тот, кому пока скучно читать длинный текст, возможно, клюнет на что-то развлекательное. Скорее всего, человеку выпадет хороший результат, мы заложим в его голову идею, и, вероятно, в следующий раз он уже созреет для более серьезных форматов.
Правило 3
Нащупайте логику, на которой будет построен тест
Чтобы результаты теста выглядели убедительно, нужно придумать, на чем именно будут основаны ваши расчеты. Вам может казаться, что вы делаете максимально шуточный тест и придумывать какое-то обоснование необязательно. Но чаще всего это заметно, и у читателей возникнут вопросы:
В некоторых тестах результат можно выдавать рандомно. Подумайте, насколько такое решение уместно в конкретном тесте: оно должно выглядеть как фича, а не баг.
Примеры разных видов логики:
- «Какой вы миллиардер из кино?» — мы взяли список богатейших выдуманных персонажей «Форбса», выбрали из них киногероев, изучили их биографии, нашли пересекающиеся моменты и спрашиваем у человека, какая из описанных ситуаций больше похожа на его. В результатах рассказываем читателю краткую сводку о персонаже, с чьей биографией было больше всего пересечений, сумму его состояния и выделяем положительные свойства характера.
- «Относитесь ли вы к среднему классу?» — лучше всего, когда тест опирается на проверенный источник, будь то соцопрос или список «Форбса». В этом случае мы взяли несколько исследований, посвященных среднему классу, и сделали из них тест. Еще в тестах с такой логикой можно предлагать читателю проверить, насколько хорошо он разбирается в какой-то теме. Например, в зарплатах россиян или их мнениях по самым разным поводам.
- «Знаете ли вы, как супермаркеты нарушают ваши права?» — пример полезного теста на тему конкретной проблемы. Мы собрали случаи супермаркетного произвола, нашли законодательные акты, регулирующие эти ситуации, и предлагаем читателям рассказать, как бы в этих ситуациях они себя повели, и заодно узнать, на чьей стороне закон.
- «Финансовые предсказания: что вас ждет в следующем году?» — здесь результаты как раз распределяются более-менее рандомно, цель таких тестов — порадовать читателя, сказать ему что-то приятное, подбодрить. Но логика в распределении результатов все равно присутствует.
Правило 4
Решите, что в вашем тесте главное
Бывают тесты, в которых главное — результаты. Бывают тесты, в которых главное — вопросы. Здесь важно продумать, как правильно расставить акценты, чтобы и читатель был доволен, и вы рассказали людям все, о чем хотели.
Примеры:
- «Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?» — в этом тесте важны вопросы. По сути, мы интерактивным способом рассказываем человеку о том, что известно статистике о пищевых пристрастиях россиян. Поэтому после ответа на вопрос мы даем уточняющую расшифровку и ссылку на источник. Обязательно собирайте все пруфы!
- «Какой страны вы достойны?» — а в этом тесте интереснее результат. Мы собрали 5 профайлов разных стран, основываясь на статистике, реальных ценах и культурных особенностях. Спрашиваем читателей об их предпочтениях, вкусах и привычках и делаем вывод, где условия для всего этого благоприятнее.
Правило 5
Старайтесь делать тесты короче
10 вопросов всегда лучше, чем 15, а 7 — лучше, чем 10. Можно пойти еще дальше и сделать тест из двух вопросов — и даже из одного! Все зависит от цели и от того, что в вашем тесте главное, — не стоит прятать это слишком далеко.
Также старайтесь соблюдать баланс: если вопросов много, то пусть и вопросы, и варианты ответов будут максимально короткими. Если вопросов мало, то можно себе позволить сделать вопросы или варианты ответов подлиннее. Варианты с картинками выбирать проще, даже если на этих картинках написан текст. Конечно, это не всегда возможно. Просто помните об этом и стремитесь к идеалу.
Старайтесь формулировать вопросы емко, убирайте лишние подробности. Избегайте длинных придаточных и громоздких фраз. Ваш вопрос должен быть понятным и конкретным.
Правило 6
Согласуйте заголовок с результатами
В идеальном мире текст результата всегда должен отвечать на вопрос в заголовке. Человек заинтересовался вопросом в заголовке и хочет получить на него ответ. А если ответа нет, то, вполне вероятно, человека постигнет разочарование. Это не те эмоции, которые нужно получать от тестов.
Правило 7
Не скупитесь на результаты
Желание увидеть результат — это главное, почему человек проходит наш тест. Проходить тест трудно. Нужно думать, читать и нажимать на кнопки. Кнопок бывает много: узнать правильный ответ, перейти к следующему вопросу, узнать результат. Это активное потребление контента. Поэтому в тестах результат — это награда. Если человек получит слишком короткий или неинтересный результат, он также будет разочарован. У него останется ощущение, что результат не стоил затраченных усилий. Поэтому к результатам надо отнестись внимательно и сделать их с любовью.
Правило 8
Добавьте дополнительную стоимость результатам
Если человек получил удовольствие от прохождения теста и от его результата, он становится довольно лояльным пользователем и благосклонно отнесется к нашему предложению продолжить вечеринку. Поэтому при создании теста мы сразу думаем о том, что еще предложить читателю. Мы можем предложить пройти еще один тест или прочитать текст по теме. В каждом результате может быть что-то уникальное: например, если человек показал слабый уровень знаний по какому-то предмету, мы можем отправить его читать про азы, а если высокий — проходить более сложный тест. Или во всех результатах может быть ссылка на что-то одно. Все зависит от цели.
Примеры:
- «Какой ваш финансовый возраст?» — здесь в каждом из восьми вариантов результатов читателю предлагаются разные тесты в зависимости от контекста.
- «В какую теплую страну вам пора переехать?» — здесь мы сопроводили каждый результат ссылкой на статью про конкретную страну.
- «Какой вы модератор Т—Ж?» — здесь тоже восемь вариантов результатов, но в рекомендациях — один и тот же тест.
Правило 9
Не расстраивайте читателей, а дарите им радость
Тесты — это развлекательный формат. Возможно, читателю скучно и он хочет развлечь себя. Возможно, у читателя был тяжелый день и он хочет отвлечься. Но он точно не хочет прочитать что-то неприятное про себя. Поэтому старайтесь даже в самых плохих результатах описывать недостатки мягко, упоминайте возможные сильные стороны и добавляйте во все это самоиронии и дружеского подмигивания.
Правило 10
Избегайте конкретных примеров в результатах
Помните, что и механики тестов, и сама концепция таких тестов построены на допущениях — мы даем очень приблизительный результат. Кроме того, продумать абсолютно все довольно тяжело и весьма вероятно, что где-то в вашей логике найдется слабое место. Поэтому нужно максимально застраховать себя от провалов. Если вы сами чувствуете, что халтурите или чересчур притягиваете нечто за уши, убирайте: это однозначно заметят.
Используйте слова: «возможно», «вероятно», «кажется» и так далее. Старайтесь не упоминать в результатах конкретные вещи, если механика теста не гарантирует вам, что читатель выбрал определенный результат. Зачастую бывает так: один из вариантов ответа — «обожаю хот-доги», читатель фыркает про себя, выбирает другой ответ, но по ответам в других вопросах оказывается, что он должен основать компанию по производству сосисок. Поэтому результат нужно завуалировать таким образом, чтобы даже тем, кто не любит хот-доги, было понятно, почему им выпал такой результат. Добавляйте в описание результата примеры не из вопросов, а другие, из жизни, которые расширяют картину.
Помните, что правила созданы, чтобы их нарушать. Если вы понимаете, что какое-то правило противоречит вашей идее или цели, и вы знаете, как сделать лучше, — делайте. Но сначала согласуйте все с редактором: возможно, он уже сталкивался с подобным и знает, как поступить, или просто поможет найти решение.
Виды тестов
Тесты-квизы: с правильными и неправильными ответами:
- С одним верным вариантом ответа. Например, тест «Знаете ли вы, чем лечат себя россияне?».
- С несколькими верными вариантами ответа. Например, тест «Какие финансовые вопросы россияне решают с помощью поисковика?».
- Со счетчиком: он считает заработанное или штрафы. Например, тест «Сможете ли вы избежать штрафов в другой стране?».
Тесты-стратегии: без правильных и неправильных вариантов ответов:
- С возможностью выбрать один вариант ответа. Например, тест «Насколько хорошо вы спите по сравнению с другими россиянами?».
- Экспресс-тесты: собирают статистику. Пример: тест «Как низко вы готовы пасть ради денег?».
- Со счетчиком: считает потраченное. Пример: тест «Сможете ли вы потратить 10 млрд юаней?».
- С возможностью выбрать несколько вариантов ответа. Эта механика пока в разработке.
Квесты: тесты с разветвленной системой ответов. Формат пока в разработке.
Форматы вопросов и ответов
В вопросах могут быть заголовок, текст, картинка. Что-то одно из этого или все вместе.
Ответы бывают следующие.
Радиокнопки:
- С текстом и картинкой. Например, тест «Угадайте, о каком товаре этот отзыв с „Алиэкспресса“».
- С тайлами. Например, тест «Сколько могла бы стоить ваша самая безумная свадьба?».
- С видео. Например, тест «В какой богатейшей российской семье вы могли бы родиться?».
- С аудио. Например, тест «В какую теплую страну вам пора переехать?».
Тайлы:
- С текстом. Например, тест «Насколько вы типичный читатель Тинькофф-журнала?».
- С картинками. Например, тест «Угадайте, кто из российских звезд зарабатывает больше».
Чекбоксы:
- С текстом.
- С тайлами.
- С аудио.
- С видео.
Ползунок. Например, тест «Угадайте, сколько стоит отдых в российских отелях этим летом».
Механики подсчета результатов
Подсчет баллов:
- Сумма правильных ответов. Каждый вопрос содержит верные и неверные ответы. Если пользователь выбрал верный ответ, то счетчик увеличивается на единицу или любое другое количество баллов. Если неверный — счетчик не меняется. Результат зависит от количества правильных ответов. Примеры: «Кто вы в мире госзакупок?» и «Угадайте, сколько стоят эти вещи из СССР».
- Сумма набранных баллов. Каждому ответу присваивается стоимость, результат теста зависит от набранной суммы. Примеры: «Поборы в школе: сдать или затаиться?», «Сколько стоят похороны вашей мечты?» и «Сколько вы зарабатывали в прошлой жизни?».
Частотность ответов. Каждый ответ в вопросе принадлежит одной из групп. После прохождения теста отображается результат, у которого группа была выбрана наибольшее количество раз: если больше А, то один результат, если больше Б — другой. Баллы могут быть в виде букв или цифр.
Пример: «В какой европейской стране вам будет комфортно жить?».
Квест. Каждый следующий вопрос зависит от выбранного ответа. Результат выдается в зависимости от последовательности вариантов ответов.
Пример: «Имущественный вычет: сколько вам вернут при покупке квартиры?».
В результатах могут быть:
- Счет — потраченного, заработанного, штрафов. Например, тест «Сможете ли вы разбогатеть на акциях?».
- Видео. Например, тест «Собери их все: смогли бы вы работать в налоговой?».
- Перечисление особенностей. Например, тест «Какое ваше финансовое тотемное животное?».
Рубрики
- «Психология» — тесты в формате «Какой вы?..» про людей и их предпочтения.
- «Безумие» — развлекательные тесты, гороскопы, странное.
- «ЕГЭ» — тесты на знания и финансовую грамотность.
- «Микротесты» — тесты из одного вопроса.
- «Финансовое чутье» — тесты на тему чужих зарплат и стоимости чего бы то ни было.
- «Форумы и новости» — тесты на тему фольклора, россиян и того, как они живут.
- «Другое» — все, что не подходит под вышеперечисленное.
Подборки
- Тесты для тех, кто хочет узнать себя.
- Тесты для тех, кому нечем заняться.
- Тесты для эрудированных.
- Тесты из одного вопроса.
- Тесты на финансовое чутье.
- Беспощадные тесты о жизни в России.
- Тесты для тех, кто ищет место для жизни.
- Тесты для тех, кто хочет сохранить деньги.
Шаблоны
Если вы хотите сделать тест, приходите с идеями. У вас должен быть черновой заголовок и описание на абзац, в чем ваша идея и как вы хотите ее реализовать: в каком формате, на каких источниках, что будет в результатах.
Если тест готов и вы хотите показать его редактору, то самый беспроигрышный способ оформления — шрифт Arial, 11-й кегль. Обратите внимание на обязательные пункты, которые вам нужно учесть. Например, заголовки и подзаголовки для шеров результата теста в соцсетях. Вот примеры, как все может быть оформлено:
- шаблон теста с вариантами ответов;
- шаблон теста с ползунком.
Создание теста: основы, советы и инструменты для эффективной проверки знаний
Время на прочтение
4 мин
Количество просмотров 1K
Проведение тестирований — это замечательным инструментом для проверки знаний и оценки уровня понимания как в учебных заведениях, так и на рабочем месте. В данной статье мы поговорим о принципах создания тестов, предложим советы и упомянем полезные инструменты для их разработки.
1. Определите цель теста
Прежде чем начать создавать тест, определите его цель. Что вы хотите измерить: знание фактов, способность решать задачи или уровень понимания материала? В зависимости от цели теста выберите подходящий тип вопросов и метод оценки.
2. Выбор типа вопросов
Существует несколько типов вопросов, которые можно использовать в тесте:
-
Множественный выбор: предлагает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. Этот тип вопроса идеален для измерения знаний фактов и основных понятий.
-
Верно/неверно: требует определить, является ли утверждение верным или неверным. Используйте этот тип вопроса для проверки понимания основных принципов или идей.
-
Открытый вопрос: предлагает написать свой ответ, что позволяет проверить глубину понимания материала и способность анализировать информацию.
-
Соответствие: заключается в сопоставлении элементов из двух списков. Этот тип вопроса хорошо подходит для проверки знаний терминов, определений или событий.
-
Расположение в порядке: требует расположить элементы в определенном порядке. Используйте этот тип вопроса для проверки знаний последовательности событий или процессов.
3. Разнообразие вопросов.
Используйте разнообразные типы вопросов в тесте, чтобы проверить разные аспекты знаний и понимания. Это также поможет удержать внимание и интерес тестируемых. Варьируйте сложность вопросов, чтобы оценить глубину понимания материала.
4. Четкость формулировок
Сформулируйте вопросы и ответы четко и однозначно. Избегайте двусмысленности и сложных конструкций, которые могут сбить с толку тестируемых. Проверьте, чтобы правильный ответ был ясным и не вызывал сомнений.
5. Баланс сложности
Создавая тест, старайтесь сбалансировать его сложность. Включите как простые, так и сложные вопросы, чтобы оценить знания на разных уровнях. Это также поможет поддержать мотивацию тестируемых, поскольку слишком простой или сложный тест может вызвать потерю интереса.
6. Разработка шкалы оценки
Определите, каким образом будет оцениваться тест. Можно использовать классическую шкалу оценки (от 0 до 100) или же разработать свою собственную систему, например, с использованием баллов, звезд или процентов. Сделайте систему оценки понятной и легкой для интерпретации.
7. Тестирование и отладка
Перед внедрением теста, проведите его тестирование среди небольшой группы людей. Это позволит выявить возможные проблемы ошибки или неоднозначности в вопросах и ответах. По результатам тестирования внесите корректировки и улучшения в тест.
8. Обратная связь
Предусмотрите возможность получения обратной связи от тестируемых. Это поможет узнать их мнение о сложности теста, его релевантности и интересности. Обратная связь позволит улучшить тест и сделать его более эффективным.
9. Использование онлайн‑инструментов для создания тестов
Ниже приведен обзор трех популярных онлайн‑сервисов для создания тестов:
-
Google Forms:
Google Forms — это один из наиболее популярных и бесплатных сервисов для создания тестов. Он предоставляет возможность создавать как простые, так и сложные тесты, опросы и анкеты. Google Forms имеет простой интерфейс, который позволяет быстро создавать тесты, добавлять вопросы и настраивать различные параметры теста. Он также позволяет автоматически собирать и анализировать результаты тестирования в таблицах Google Sheets.
-
Testograf:
Testograf — это онлайн‑сервис для создания тестов, который предоставляет широкий набор функций и возможностей. Он позволяет создавать различные типы вопросов, в том числе множественный выбор, соотнесение, тест на время и другие. Testograf также позволяет настраивать параметры теста, такие как время на прохождение, число попыток и другие. Он также позволяет создавать тесты на различных языках.
-
QuizMaker:
QuizMaker — это другой онлайн‑сервис для создания тестов. Он предлагает множество функций, включая создание различных типов вопросов, таких как множественный выбор, верно/неверно, соотнесение, соединение и другие. QuizMaker также позволяет добавлять изображения и видео к тестам, настраивать параметры теста, такие как время на прохождение, и создавать тесты на разных языках. QuizMaker также предлагает широкий выбор шаблонов дизайна для тестов.
Эти три сервиса являются популярными и имеют широкий набор функций и возможностей для создания тестов. В зависимости от ваших потребностей и предпочтений, вы можете выбрать любой из этих сервисов для создания своих тестов.
Создание теста может быть эффективным инструментом для проверки знаний и умений в различных областях. Следуйте приведенным советам и рекомендациям для создания качественных тестов, которые будут интересными и полезными для тестируемых. Не забывайте использовать доступные онлайн‑инструменты, чтобы сэкономить время и упростить процесс создания тестов.
Тесты — отличный способ вовлечь аудиторию и разнообразить контент. Сегодня их используют все: инфлюенсеры, эксперты, СМИ и даже компании — будь это мебельная фабрика, банк или пиццерия. Редакция Pressfeed.Журнала рассказывает, какие бывают тесты и как самостоятельно создать викторину, опрос и квиз.
Тесты отлично цепляют и вовлекают аудиторию. Их привлекательность во многом связана с прокрастинацией. Человек хочет отвлечь свое внимание от трудной работы или рутинных дел — отвлекается на игры (а тесты — это именно игровая механика). Кроме того, тесты, викторины и другие интерактивные форматы стимулируют выработку гормона «счастья» дофамина — когда мы завершаем какое-то дело, мозг получает вознаграждение: «Я справился!».
Именно то, что тесты могут расшевелить, отвлечь пользователя от рутинных дел без затрат сил, объясняет, почему они так популярны. В отличие от статей, этот формат не требует сосредоточенности и погружения в проблему. Зато интересный тест быстро завирусится в соцсетях и поднимет вовлеченность читателей.
Конечно, маркетологи используют тесты не только для охватов и развлечения публики. В последние годы редко можно встретить сайт без квиза для получения лидов. Речь идет о коротком опроснике или тесте, который в итоге должен привести пользователя к покупке или заявке. Например, квизы вроде «Узнайте, какая страна вам подходит», где «игрок» в нагрузку к результату получает подборку турпутевок и скидку. Другие подобные квизы вообще созданы только для сбора заявок. Например, в тесте «Узнайте, сколько денег потребуется на строительство дома» для получения результата пользователь должен оставить свои контакты — по сути, заявку менеджеру.
Такие тесты созданы в первую очередь для продаж, а не для контента или вовлечения — как их сделать, рассказали в материале «Квизы в маркетинге: почему они так эффективны и что учесть при создании + 6 конструкторов квизов». В этой статье мы расскажем о тестах, которые не предназначены для прямого сбора лидов (хотя все еще могут работать как нативная реклама). Такие викторины, квизы и тесты можно использовать в соцсетях, на сайте и рассылках — они станут частью контент-плана и будут работать на вовлечение пользователей.
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»
Все тесты можно условно разделить по задачам, которые они выполняют, и механике работы. Разберемся, какие тесты можно сделать и как они выглядят.
Виды и форматы тестов
Полномасштабные тесты и короткие квизы различаются по задачам, которые они выполняют. Например, одни созданы для быстрого вовлечения пользователей в соцсетях, а другие нужны, чтобы повысить осознанность аудитории.
Развлекательные тесты
Развлекательные тесты отлично набирают охваты в соцсетях или пятничной email-рассылке. Их отличает легкая подача информации, шуточный формат. Это самые простые тесты, которые не заставляют сильно напрягать мозг.
Это могут быть тесты на самоопределение вроде «Кто ты из мультиков Disney» или «Кем вы были в прошлой жизни», а также квизы с выбором правильного ответа: «Угадайте правильный логотип бренда» или «Узнайте фильм по картинке».
Даже развлекательные тесты лучше всего делать на темы, близкие бренду, чтобы не вышло так, что вы заготавливаете лес и предлагаете угадать имя пони из детского мультика.
Обучающие тесты
Обучающие тесты — это викторины и опросники, которые показывают игроку новую информацию и помогают усвоить ее. Сюда же относятся все тесты и опросы, которые предполагают проверку знаний или логики.
Большой плюс обучающих тестов в том, что через них отлично можно транслировать нужные компании месседжи и повышать осознанность пользователей. Внутри викторины можно внедрить пояснения, кейсы и истории, которые продемонстрируют правильный ответ или объяснят заблуждение игрока. Кроме того, такие тесты легко нативно связать с брендом.
Обучающие тесты могут варьироваться от «Сможете ли вы узнать поэта по отрывку стихотворения» до «Проверьте, сможете ли вы инвестировать 2 млн и не потерять деньги» или «Узнайте, выжили бы вы в дикой природе».
Ищем мнения представителей бизнеса для РБК, Коммерсантъ и других СМИ. Отвечайте на запрос здесь!
Сделать обучающий тест можно простым (когда есть один правильный вариант) или сложным — когда за каждый ответ начисляются условные баллы. На основе суммы баллов или количества правильных ответов пользователь получает общую оценку, с комментарием или выводом.
Личностные тесты
Тесты по интересам обычно предлагают подобрать какой-то продукт, исходя из ответов пользователя. Например, «На какую книгу вы похожи», «Какой фильм вам точно понравится», «Какой стиль одежды вам подходит» и другие опросники для самоопределения в том же духе.
С помощью таких тестов можно органично продвигать свои продукты, услуги или отдельные товары, не превращая игру в топорно продающий квиз. А можно и просто использовать в качестве развлекательного контента в соцсетях и на сайте.
Тест для определения интересов легко превратить в полезный генератор, например, для выбора фильма на вечер. К таким тестам пользователи будут возвращаться не один раз, а вы сделаете их постоянными читателями.
Любой из этих тестов можно сделать продающим — достаточно приблизить тему к вашему бренду, сориентировать его на продукт и добавить в конце скидку, подарок, перекрестную ссылку на товар или полезную статью. Продающие тесты близки к конверсионным, но, в отличие от квизов для сбора лидов, не обязывают пользователя совершать покупку или оставлять контакты.
Обычно они больше привязаны к бренду, продуктам или инфоповодам, чем остальные. Например, компания Sokolov выпустила тест «Какое заклинание из “Гарри Поттера” станет вашим девизом?» под свою новую коллекцию с символикой из фильмов. Сам по себе тест развлекательный, зато в процессе компания показывает свои украшения.
Когда речь идет о развлечении аудитории, не обойдется без викторин, особенно если добавить искры в игру: ограничение времени на выполнение заданий и соревновательный элемент — например, общий рейтинг.
Механики тестов тоже различаются. В викторинах есть правильные и неправильные ответы, и задача игрока — выбрать верный вариант. Итог теста считается по количеству верных и неверных ответов: например, когда надо угадать действие, событие или факт. Такие тесты самые легкие в создании, их можно сделать даже в сторис Инстаграм* или Телеграм-канале.
Виртуальный пиарщик Pressfeed — подберет СМИ под вашу тему, напишет текст, организует выход публикации или интервью. Оплата за результат!
В других тестах правильного ответа нет — тогда каждый выбор игрока приводит к определенному итогу. Например, как в квизе «Кто ты из “Игры престолов”?» или «Какой стиль интерьера вам больше подходит?». Здесь нужно продумывать логику, высчитывать коэффициенты, чтобы результат соответствовал интересам пользователя. Такие тесты придется создавать через специальные приложения и виджеты.
5 сервисов для создания тестов, квизов и викторин
В создании тестов нет ничего сложного. Множество сервисов предоставляет такую услугу в зависимости от запроса — это могут быть платные платформы с огромным функционалом или легкие и бесплатные. Собрали для вас полезные сервисы для создания тестов и расскажем, что можно в них сделать.
1. «Google Формы»
Бесплатный сервис от Google для создания тестов и опросов разного уровня сложности. Максимально простой и понятный интерфейс делает его любимым инструментом сммщиков и маркетологов. Сервис часто используют для проверки знаний, психологических опросов, сбора информации и всевозможных тестов.
Его функционала хватит тем, кто только пробует создавать простые тесты и опросы. Единственный большой минус — стандартный шаблон для всех тестов и отсутствие интерактивных элементов.
Функционал сервиса для создания тестов:
- простые формы для викторин, тестов и опросов;
- можно вставлять картинки и видео;
- есть различные варианты ответов: свободный ответ, выбор из нескольких вариантов, шкала, множественный выбор и другие;
- можно создавать тематические разделы с описанием;
- есть аналитика — результаты можно представлять в диаграммах и графиках;
- встраивается на сайт.
Цена: бесплатно.
2. Madtest
Онлайн конструктор квизов, тестов, опросов и викторин. Отлично подходит для тех, кто собирается использовать тесты в контент-маркетинге. Виджет можно интегрировать в соцсети и на сайт, а также забрендировать его.
Функционал сервиса для создания тестов:
10 кейсов о росте трафика, продаж и продвижении бизнеса с помощью СМИ. Скачать!
- предоставляется 3 вида тестов: квиз-опросник, тест-викторина и личностный тест;
- большая библиотека с шаблонами разных форматов тестов;
- максимально простой редактор;
- множество форматов ответа: ползунок, одиночный выбор, мультивыбор, свободная форма ответа, выпадающий список, изображение, рейтинг;
- тест можно брендировать, добавить видео, таймер;
- доступны комментарии к ответам;
- встроенная автоматическая аналитика;
- широкий выбор CTA-кнопок: подборки продуктов, кнопки, ссылки, карточки статей и другие элементы;
- можно поделиться результатами теста и настроить дополнительные виджеты на последнюю страницу.
Цена: бесплатно можно создавать до 3 тестов (не более 8 вопросов) в месяц, платный тариф от 990 руб. в месяц.
3. Awidget
Конструктор для самостоятельного создания квизов, опросов, тестов и виджетов, которые пригодятся для сбора информации с сайта, соцсетей и рекламы. Можно создавать простые викторины, сложные тесты для определения интересов, а также квизы и опросы для сбора лидов.
Чтобы превратить квиз-лидмагнит в стандартный тест, надо активировать режим тестирования, настроить викторину и результаты.
Функционал сервиса для создания тестов:
- много разных шаблонов для опросов, тестов и квизов;
- достаточно гибкие настройки;
- бесплатная аналитика результатов;
- отсутствие ограничений по количеству заявок;
- адаптивное отображение на всех устройствах;
- можно интегрировать в Телеграм, ВК, рассылку или вставить виджет на сайт;
- есть функция «поделиться результатами»;
- можно добавить конверсионные элементы, стартовую страницу и брендировать тест.
Цена: от 510 руб. в месяц.
4. Online Test Pad
Многофункциональный сервис для создания тестов, опросов и кроссвордов. Изначально предназначался для преподавателей, поэтому есть редкие форматы вопросов, помимо стандартных. Платформа подходит для тестирования, проверки знаний и даже контрольных и зачетов, а главное — позволяет продумать практически любую логику теста. Из минусов можно указать довольно примитивный внешний вид шаблона.
Функционал сервиса для создания тестов:
- разные форматы тестов: образовательный, развлекательный или личностный;
- можно самостоятельно придумать любую логику расчета результата;
- 17 типов вопросов, среди которых есть нестандартные варианты, например: установление последовательности, шкала, заполнение пропусков, диктант, последовательное исключение;
- можно собирать комплексные задания из разных форматов: тестов, кроссвордов, опросов;
- тест можно брендировать и форматировать как удобно;
- функция добавления сертификатов для прошедших тест;
- доступна статистика ответов;
- можно делиться тестом по индивидуальной ссылке или интегрировать на сайт;
- адаптивная верстка для мобильных устройств и десктопа.
Цена: бесплатно.
5. Quizizz
Сервис для образования и работы. Подходит для проведения викторин, тестов, различных игр и домашних работ. Внутри есть огромное количество готовых шаблонов, заданий и виджетов, которые можно настроить под себя.
Функционал сервиса для создания тестов:
- большая библиотека с готовыми шаблонами, формами и заданиями;
- встраивание видео, изображений, уравнений, интерактивных виджетов и даже мемов;
- множество форматов ответов от стандартных до редких: перетаскивание, подборки, аудио и видео, изменение порядка, маркировка и другие варианты;
- можно копировать строки из тестов других пользователей;
- функции таймера, совместной работы, соревнования;
- настройка обратной связи для каждого респондента;
- можно поделиться самим тестом и результатами;
- позволяет прикрепить сертификат после прохождения теста.
Цена: ограниченный бесплатный тариф действует для учителей и личного пользования, пакеты для школ и бизнеса подбираются в индивидуальном порядке.
5 простых идей для создания теста
Мы рассказали о видах и форматах тестов, а также о самых классных сервисах для их создания. Теперь дело за вами: экспериментируйте, применяйте тесты, викторины, квизы и опросы для продвижения продукта и повышения вовлеченности пользователей. Если не знаете, с чего начать, попробуйте собрать самую простую викторину в «Google Формах», Madtest или Телеграме. Вот несколько универсальных идей для тестов, которыми вы можете воспользоваться.
- «Правда или ложь?». Один из самых популярных форматов тестов, которым часто пользуются блогеры. Собираем викторину из выдуманных и настоящих фактов — формат подходит практически для любой темы. Например, «Правда ли, что золото — самый мягкий металл в мире?», «Правда или миф, что мужчины в среднем улыбаются в 5 раз реже, чем женщины?».
- «Угадай что-то по фразе, картинке или описанию». Простой развлекательный тест отлично подойдет для соцсетей или блога. Пользователь должен узнать общее по его части: страну по фотографии, песню по одной строчке или художника по картине. Вот примеры таких тестов: «Угадайте фильм по герою», «Угадайте книгу по обложке», «Угадайте страну по фотографии» и тому подобные квизы.
- «Выбери правильный ответ». Самая простая классическая викторина в формате «Кто хочет стать миллионером». Задаем вопрос — предлагаем несколько вариантов ответов, только один из которых будет правильным. В итоге получаем тесты вроде «А как хорошо вы разбираетесь в вине?», «Знаете ли вы правила этикета?».
- «Найди правильный вариант». Разновидность классического теста с упором на визуал. Пользователь должен выбрать правильное изображение, логотип бренда, картину или фото человека. Так получаются тесты «Угадайте правильный логотип бренда», «Узнаете ли вы героя из “Игры престолов”?».
- «Какая(-ой) вы (вставьте подходящее слово)?». Например, «Какая вы книга?», «Кто вы из героев “Гарри Поттера”?», «Какая страна вам подходит для жизни?» и так далее. Для создания личностного теста вам понадобится специальный сервис, но зато вы получите уникальный материал.
На моём канале “Домобуч” по будням выходят тесты по школьным предметам. В этом году, в основном, это программа 6 класса. Просто дочь учится в 6 классе и я с помощью тестов систематизирую пройденный материал, раскладываю всё по полочкам.
Тесты помогают быстро повторить пройденное, выяснить, что уже забылось и принять меры. Да и взрослым полезно освежить свои знания.
Я очень рада людям, которые отвечают на вопросы моих тестов, указывают на ошибки, спорят. Некоторых узнаю по никам, радуюсь, как хорошим знакомым, жду ответной реакции. В тест легко может закрасться опечатка или фактическая ошибка.
По моему опыту, даже в школьных учебниках ошибки встречаются регулярно, а по некоторым вопросам грамматики разнятся данные филологов и словарей. Как же правильно? Вот, разбираемся вместе.
В результате я уверена, что в опубликованных тестах не ошибок и двусмысленностей, поэтому их можно использовать без опаски.
Но что делать, если вам неинтересны тесты для 6 класса, а нужны, например, для девятого или вы совсем другую тему сейчас изучаете? Можно составить нужный тест самостоятельно.
Вот – подробная инструкция по составлению теста для начинающих.
Видео на эту тему, по принятой в Дзене традиции, размещаю внизу статьи.
Шаг № 1. Где находятся Яндекс-формы?
Первым делом ищем заветный плюсик, который находится рядом со значком фотоаппарата.
Нажимаем на этот плюсик (я его обвела) и попадаем на вкладку “Виджеты”. Нам нужны “Формы”.
Кликаем на них и попадаем туда, куда нам и надо. А, нет, всё поменялось.
Попадаем вот на такую вкладку.
Это облегчённая форма конструктора. Я ею не пользуюсь, поэтому приглашаю сразу нажать на Я_Формы, те самые, что обведены красненьким.
И вот мы попадаем туда, куда нужно.
Шаг № 2. Создаём новую форму
Неважно, как у вас выглядит открывшаяся страница. Нам нужен вот этот жёлтый прямоугольник в правом верхнем углу, который так и называется “Создать форму”.
У меня эта страница в закладках, поэтому я работать начинаю сразу отсюда.
Нажимаем на прямоугольник, и во оно – наше поле деятельности.
Шаг № 3. Даём название новой форме
Сделать это просто. Наведите курсор мышки на текст “Название формы”, справа от надписи увидите карандашик.
Нажимаете на карандаш и открывается поле для ввода текста.
Называете форму так, чтобы её легко можно было найти. У меня создано уже так много тестов, что найти конкретный простым перелистыванием сложно. Я пользуюсь поиском. А для этого надо помнить, как я называла тест.
Этот тест у меня будет по технологии, поэтому я так и назову:
Чтобы название сохранилось, нужно кликнуть мышкой, выведя курсор за пределы строки, которую вы только что заполняли.
Шаг № 4. Делаем обложку теста
Мы работаем в конструкторе сейчас. На предыдущем слайде можно заметить, что слово “конструктор” выделено красным.
Обложку можно и не делать. Тогда в статье сразу будет виден первый вопрос. Если статья будет состоять только из “первых вопросов”, как, к примеру, ТУТ, то обложка не нужна.
Если же тест состоит из нескольких вопросов, то я делаю обложку.
Выбираю кнопку “Текст без вопроса”.
Сразу открывается вот такая форма:
В ней я пишу “приветственную фразу”. Обычно вот такую. И не забудьте поставить “птичку”.
Далее жмите кнопку “Сохранить”. Вот, мы создали первую страницу теста. Но одной нам мало, поэтому кликаем на кнопку “Добавить страницу”.
Появилась вторая страница теста. Пока она ещё пустая.
Шаг № 5. Создаём вопрос теста с однозначным выбором
Сейчас мы создадим вопрос, к которому есть только один ответ. Для этого нажимаем кнопку “Один вариант”.
Сразу открывается форма создания вопроса с одним вариантом ответа.
Заполняем все поля. В широком пишем сам вопрос. В маленьком, где сейчас написано “Вариант 1” – пишем первый ответ. Затем кликаем на поле “Добавить вариант” и пишем второй вариант ответа. Так можно много вариантов написать, хоть десять. Но обычно достаточно 2-4.
Правильный ответ помечаем птичкой. И можем назначить за него сколько угодно баллов, по умолчанию будет 1 балл.
Вот так получается:
Очень удобно, что справа видно, как этот вопрос будет выглядеть в статье. Если что-то не нравится, можно сразу подкорректировать.
Теперь опускаемся чуть ниже с помощью бегунка, расположенного слева. Там есть ещё формы для заполнения.
Если поставить “птичку”, что это обязательный вопрос, то тест не даст читателю пропустить его. Это полезная опция, потому что иногда случайно можно дважды кликнуть и пролистнуть вопрос, потерять балл и не заметить этого.
Я активирую опцию “сортировка ответов” в случайном порядке для каждого пользователя или, когда это нужно, по алфавиту.
Теперь можно нажать кнопку “Сохранить”. И у нас готова вторая страница теста.
Шаг № 6. Создаём вопрос с несколькими верными ответами
Добавляем страницу (вы это уже умеете делать).
Кстати, если страницу не добавить, то следующий вопрос будет у вас на одной странице с предыдущим. Иногда это тоже интересный вариант – видны сразу все вопросы теста. Но мне нравится, когда каждый вопрос располагается на отдельной странице.
Теперь нажимаем на кнопку “Несколько вариантов”.
Появляется форма, очень похожая на предыдущую. Но обратите внимание на предупреждение – текст на голубом фоне. Сумма баллов засчитается, если будут выбраны все верные ответы без неверных.
Я заполнила страницу вопроса. У меня здесь три верных ответа и один неверный. Отвечающий получит целых три балла, если выберет все верные ответы (они помечены тут птичками). Но если он выберет один, два или 4 варианта, то не получит ни одного балла. И это очень печально. Но я пока не нашла другой формы, которая бы устраняла эту несправедливость.
Дальше делаем всё также, как и в вопросе с одним вариантом ответа.
По этому принципу составляем все остальные вопросы.
Шаг № 7. Вкладка “Тема”
Здесь вы можете выбрать цвет кнопки. По умолчанию он жёлтый, но я вот поставила голубой.
Тут всё просто – выбираете цвет и нажимаете внизу кнопку “Сохранить”.
Можно выбрать и цвет поля текста. Вот, к примеру, пусть будет зелёным. В окне предварительного просмотра вы можете видеть все изменения.
Вкладка “Интеграция” мне не нужна пока, я с ней не разбиралась.
Шаг № 8. Настройки
Переходим на вкладку “Настройки”. Здесь нужно нажать на кнопку “Тесты и квизы”.
Это важная страница. Здесь вы заполняете обратную связь для пользователя.
Нужно обязательно поставить птичку “Показывать результат прохождения теста”, иначе человек ответит на вопросы теста, а результат посмотреть не сможет.
И я активирую ещё “Показывать правильные и неправильные ответы в результатах теста”. Эта опция появилась не так давно и периодически подглючивает. Но это очень удобно: пройти тест, узнать результат и сразу увидеть, где ошибся.
Количество сегментов можно поставить любое, я обычно ставлю 5, так как тесты у меня по школьной программе, вот и привязалась к пятибалльной системе.
Получается примерно так.
И вот так. Все поля заполнены. Нажимаем кнопку “Сохранить”.
Тест готов!
Шаг № 9. Публикация
Нажимаем на кнопку “Поделиться”. Копируем тот код, который нужен. Для Дзена – верхний.
А затем вставляем в тело статьи на Дзене просто нажав горячие клавиши Ctrl +V.
Вот и всё.
Как выглядит готовая статья с этим тестом Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.
____
Я постаралась рассказать подробно. Если есть вопросы – пишите, отвечу.
Для тех, кто не любит читать – видео.
Кто помог нам разобраться
Научный сотрудник лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. Руководитель проекта «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации». Преподаёт в Институте образования психометрику и методологию измерений в психологии и образовании.
В этой статье речь пойдёт о разработке образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков. Но в целом описанные правила универсальны: тесты для оценки психологических качеств или софт-скиллов разрабатываются аналогично.
Вы узнаете:
- можно ли с помощью теста, где учащийся выбирает из вариантов ответов, проверить, как он умеет рассуждать;
- можно ли измерить тестом не просто знание фактов, а понимание учебного материала;
- чем трудные задания отличаются от сложных и почему трудным тест может быть, а вот сложным его лучше не делать;
- с каких заданий лучше начинать — простых или трудных;
- какое количество вариантов ответа оптимально;
- как проверить, работает ли тест.
Психометрики называют тестом любой инструмент измерения — и ролевую игру, и эссе, и оценку портфолио. Мы подробно разберём инструмент, за которым в русском языке закрепилось слово «тест» в узком значении, — вопросы с выбором ответа из предложенных вариантов.
У стандартизированных тестов в образовании не лучшая репутация. Но психометрики по-прежнему отстаивают такой способ измерения: тесты с выбором ответа масштабируемы, справедливы и объективны. Это значит, что по одному и тому же тесту можно проверить сколько угодно учащихся, причём все будут в равных условиях, а на результат не повлияет ничьё постороннее мнение.
Но в то же время любой психометрик скажет вам, что тесты с выбором ответа — не универсальный инструмент. Способ проверки знаний выбирают с учётом того, какой именно конструкт необходимо измерить. Конструктом в психометрике называют свойство психики или способность, которые нельзя наблюдать напрямую, но можно измерить по внешним поведенческим признакам.
Для каких конструктов подходят тесты с выбором ответа? Это практически идеальный инструмент для оценки знания фактов и сугубо технических навыков. Например, для проверки знания о том, как отделить команды друг от друга при программировании на определённом языке.
А вот проверить, как учащийся умеет рассуждать, взаимодействовать с коллегами или находить практическое решение в сложной ситуации, тест с выбором ответов не поможет. Чем сложнее природа конструкта, тем более гибким должен быть инструмент измерения.
Такие тесты способны выявить не любые знания. В любой дисциплине есть простые факты, и по ним легко написать вопросы с несколькими вариантами ответа. Например, спросить, в каком году Колумб открыл Америку.
А есть элементы знания, для которых простого запоминания недостаточно. Например, если мы хотим спросить, какие события и явления стали предпосылками для открытия Америки, вопрос с выбором ответа из нескольких уже не так хорош.
Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты не только помнили факты, но и понимали материал. Но, увы, понимание как таковое пока невозможно измерить. Может быть, нейронауки в отдалённом будущем дадут возможность следить за всем, что происходит внутри черепной коробки каждого ученика. Но сейчас психометрика работает с тем, что можно наблюдать, с поведенческими проявлениями. У понимания таких универсальных проявлений нет.
Потому в педагогических измерениях, когда нужно оценить более глубокие, не фактологические знания, измеряют не само по себе понимание, а умение интерпретировать или анализировать. И более практичны, чем тесты с выбором из нескольких вариантов, тут задания с открытым ответом или компьютерные симуляции и игры. В таких инструментах среда тестирования будет более гибкой, чем стандартизированные тесты.
Если ваша задача — проверить усвоение фактологических знаний или отдельных навыков, тест с выбором ответов вполне подойдёт. Чтобы составить и распространить такой тест, не нужны сложные цифровые сервисы. Для базовых задач вполне достаточно форм Google или «Яндекса».
В этом разделе статьи разберёмся с основными вопросами о том, как составить хороший тест. А если нужно узнать по этой теме больше, советую книгу: Haladyna T. M., Rodriguez M. C. Developing and validating test items (Routledge, 2013) — и другие работы её авторов. Правда, на русском языке она, к сожалению, не выходила.
К концу теста любой учащийся устаёт. Поэтому последние задания зачастую уже не дают никакой информации о знаниях тестируемого. Получается, делать тест слишком длинным нельзя.
Но и коротким он быть не может — у небольших тестов ниже надёжность. На какой-то вопрос учащийся даст неверный ответ по невнимательности, а где-то, наоборот, случайно угадает правильный вариант. Если тест будет достаточно объёмным, больше шансов, что такого рода ошибки уравновесят друг друга и итоговый результат будет достоверен.
Так как определить, какой длины должен быть тест? Нужно отталкиваться от времени на решение одного задания. Оно зависит от трудности и может составлять от нескольких десятков секунд до пяти минут. Также стоит учитывать возраст учащихся:
- Детям до подросткового возраста нельзя давать задание дольше, чем на 20 минут, — или нужно предусмотреть возможность перерыва в тесте.
- Для старших подростков и студентов, а также взрослых лучше исходить из продолжительности привычного занятия. Например, для старшеклассника нормально посвятить тесту урок в 45 минут (или два урока с переменой между ними). А для студентов уже можно написать тест и на 80 минут.
- В дополнительном образовании взрослых следует учитывать, что взрослый человек уже не считает себя обязанным участвовать ни в каких тестах. Ему нужна дополнительная мотивация. Например, можно пообещать индивидуальную обратную связь по результатам теста (и потом обязательно её предоставить!).
Золотое правило таково: чем больше часов на тему отведено в курсе, тем больше вопросов в финальном тесте. Потому что изначально, когда курс составлялся, большее число часов было запланировано на более важную тему.
Если темы не слишком дробные, хорошо бы поставить минимум три вопроса на каждую. Опять же, потому, что случайные ошибки уравновесят друг друга. Но обратную связь потом лучше давать не только по каждому отдельному заданию, но и по теме в целом.
Небольшое отступление: в психометрике задание может быть трудным, но не сложным. Трудность в этой науке понимают так же, как обычно в русском языке. Чтобы справиться с трудным заданием, нужно обладать высоким уровнем знаний по теме. Скорее всего, немногие ученики решат трудное задание.
А сложность — отдельное психометрическое понятие. Оно характеризует, сколько действий и когнитивных операций нужно выполнить в процессе решения. Возьмём математический пример. Задание разделить 0,219 на 0,365 трудное, но не сложное: оно состоит всего из одного действия.
И начинать тест следует с более лёгких заданий, то есть с нетрудных. В начале теста уровень стресса всегда выше, что искажает результаты. Если вопросы в тесте распределены по тематическим блокам, можно в каждом из них располагать задания от лёгких к трудным.
Кстати, вопрос о распределении по тематическим блокам сам по себе непростой. С одной стороны, правильнее, чтобы тестируемый концентрировался в каждый момент теста на одной теме. С другой стороны, иногда важно проверить, может ли он быстро переключаться с одной проблемы на другую.
Как именно поступить, решают в зависимости от дисциплины и задач теста. Но важно ставить всех тестируемых в одинаковые условия, чтобы результаты были сопоставимы.
В целом делить на блоки тест правильно: так тестируемый увидит, что тест не бесконечен. В ситуации компьютерного тестирования, когда нельзя пролистать задания и понять, сколько ещё осталось, это важно. И, конечно, нужно предупредить, если время на ответы ограничено.
Наиболее привычны сегодня тесты как в ЕГЭ — с четырьмя вариантами ответа. Иногда можно услышать, что это связано с объёмом рабочей памяти: якобы четыре варианта появились, потому что именно такое количество элементов средний человек способен одновременно удерживать в уме.
Психологи-когнитивисты такое обоснование считают ненаучным. Скорее всего, к четырём вариантам ответа практики пришли случайно, и ничего биологически или психологически заданного в этой цифре нет. Вариантов может быть и меньше — например, три.
А вот придумать больше неверных ответов обычно затруднительно.
Создание неправильных вариантов ответа — на самом деле сложное психометрическое мастерство. Не зря их называют дистракторами, то есть отвлекающими внимание от верного варианта.
Суть в том, что неправильные ответы должны быть похожи на правильный и привлекательны. Очевидно неправильных ответов нужно избегать, как и ответов из другой области. Например, если в вопросе стоит формулировка «В каком году?», все ответы должны быть датами примерно из одного диапазона.
Но неверные варианты не должны содержать в себе правильный ответ или какую-то его часть — иначе нужно в вопросе объяснить, что тестируемый должен выбрать самый правильный ответ.
Высший пилотаж — неправильные варианты на основе типичных ошибок студентов. Это позволяет давать более глубокую обратную связь: не просто показывать, где учащийся ошибся, а анализировать, почему он выбрал именно такой неправильный вариант.
Кроме надёжности, у любого теста есть ещё одно важное качество — валидность. По классическому определению, валидность — свойство теста измерять то, на что он направлен. Более современное определение гласит, что результаты валидного теста можно интерпретировать в той логике, в которой он создан.
И иногда на валидность может повлиять просто то, что тестируемый иначе (но не неправильно!) смотрит на ситуацию в задании.
Возьмём пример из теста на критическое мышление, разработанного в ВШЭ. Это тест‑симуляция онлайн-среды, в ней нужно общаться с ботом. Одна из задач — получить недостающую информацию для рецепта торта.
По идее, тестируемый должен задать боту конкретный вопрос, например: «Сколько яиц нужно добавить?» Но человек может начать с приветствия, и не потому, что не понял задание. Сказать «Привет, как дела?» перед тем, как уточнять рецепт, вообще‑то нормально. Но если об этом не подумать при составлении теста, такой ответ будет оцениваться как ошибочный.
Одно из частых опасений по поводу тестов и причин, почему в них предлагают добавлять больше вариантов ответа, — «угадайка». Кажется, что в задании с двумя вариантами ответа вероятность угадать составляет 50%. Но это верно только в случае, когда весь тест состоит из одного вопроса с двумя вариантами ответа.
Если добавить второй вопрос, в котором не будет подсказок к первому и наоборот, вероятности просто перемножатся. И шанс случайно угадать правильные ответы составит уже 25%. В случае с тестом из десяти заданий вероятность ответить на всё правильно случайно пренебрежимо мала.
Но такой расчёт справедлив только для тестов с хорошо написанными неправильными ответами.
На магистерской программе Института образования психометриков учат проверять работоспособность тестов все два учебных года. Попробуем коротко разобрать, что именно они изучают.
Проверить тест можно качественным или количественным методом. Качественный метод представляет собой интервью. Разработчик теста выдаёт задания представителю целевой группы, наблюдает за ним и расспрашивает. Так можно выяснить, всё ли понятно в заданиях, что именно тестируемый делает для решения, какие вопросы ставят его в тупик, а какие кажутся слишком простыми.
Цель качественной проверки — убедиться, что решение теста задействует именно те когнитивные процессы, которые требовалось вовлечь (скажем, тестируемый действительно решает математическую задачу, а не навскидку выбирает из вариантов наиболее подходящий), что варианты-дистракторы не содержат элементов правильного ответа, что все инструкции к тесту понятны и так далее.
Оценка работоспособности теста количественными методами — как раз психометрика в узком смысле слова. Проводится она через статистический анализ, для которого нужно порядка 100 наблюдений.
Понятно, что для каждого курса такую проверку не проведёшь, обычно достаточно интервью. Но количественная оценка обязательна, если по результатам теста принимается какое-либо решение — о зачислении на курс, о сертификации.
В результате разработчик теста получит все те же данные, что и при качественной оценке. К тому же количественная оценка покажет, какие вопросы и утверждения не измеряют то, что должны, а какие вообще избыточны — тест работает и без них.